На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ценообразование в АПК

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
В связи  с переходом к рыночной экономике  с ее более жесткими условиями  в конкурентной среде – ценовая  политика является ключевым фактором в области продвижения товара на рынок. Правильное установление цены на товар способствует развитию предприятия, формированию  его  имиджа, появлению  новых контактов с потребителями  продукции.
Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.
Главной характеристикой, определяющей отношение спроса и предложения в АПК, является рыночная цена на продукцию.
Цена является одним из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятиями, и его финансово – экономического состояние.
Сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки являются предметом первой необходимости. От ценовой политики государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя зависит продовольственная безопасность всего государства. Поэтому необходимо регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и максимальная поддержка производителей этой продукции. В связи с этим возникает множество проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
      Экономическая сущность и виды цен в АПК
Цена является одним из ключевых элементов рыночной  экономики. Это сложная экономическая категория, в которой  пересекаются все основные проблемы развития отраслей АПК. В  экономической литературе существует несколько определений данного  понятия. Цена есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Однако такое определение обладает естественной ограниченностью вследствие применимости  только к продуктам труда. На основании этого определения не представляется возможным устанавливать цены предметов, не являющихся результатом человеческого труда, например земли или природных богатств. Согласно этому подходу считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью, а  следовательно, и ценой.
Другое определение цены имеет более широкое рыночное  толкование. Цена — это форма выражения ценности благ,  проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных момента. Во-первых, подчеркивается  непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Это значит, что вне рынка, без купли- продажи о цене говорить не приходится, ее может устанавливать только рынок. Попросту говоря, цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар  определенной полезности. Этот подход представляется более  универсальным и конструктивным.
Цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между отраслями народного хозяйства, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эффективного развития  отечественного производства. От цены зависит как возмещение  издержек производства, так и прибыль. Сложившийся в настоящее  время уровень цен обусловливает низкий уровень рентабельности производства во многих предприятиях АПК.
В условиях рынка высокая эффективность  агропромышленного производства возможна только при наличии экономически обоснованной системы цен и ценообразования, поскольку цена  связана не только с равновесием спроса и предложения, но и с  равновесием между издержками на производство сельскохозяйственной продукции и экономическими возможностями   товаропроизводителей. Для производителя важно, чтобы цены реализации позволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизводство. Однако ныне на многие виды сельскохозяйственной продукции и  продовольствия действуют цены, которые не обеспечивают должный уровень рентабельности, а нередко, особенно в животноводстве, не позволяют даже оплатить вложенный труд и возместить  материальные затраты.
 Кроме того, в зависимости от целей экономического исследования различают следующие виды цен:
Оптовые цены предприятия – цены товаропроизводителей, по которым они реализует свою продукцию оптовым потребителям (другим предприятиям, сбытовым и оптовым организациям). Эти цены должны возмещать предприятию издержки производства и обращения и обеспечить получение такой прибыли, которая позволила бы ему нормально функционировать в условиях рынка. Следовательно, в состав оптовой цены предприятия входят издержки производства и обращения, прибыль, надбавка (скидка) и налог на добавленную стоимость.
Оптовые цены отрасли. В состав таких цен входят цена предприятия, издержки и прибыль оптовой торговли, а также издержки и прибыль розничной торговли.
Сельскохозяйственное производство отличается тем, что его продукция поступает в основном на сырьевой рынок, и поэтому оно ориентировано главным образом на оптового покупателя. Цены на сельскохозяйственную продукцию в большей части регулируются государством (закупочные), либо складываются под влиянием рыночной конъюнктуры (договорные, рыночные).
Розничные цены – цена, по которой продукция реализуется конечному покупателю через розничную торговую сеть. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения, и формируется прибыль розничного торгового предприятия.
Закупочные цены – цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т. п.); иногда такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством;
Сопоставимые (неизменные) цены – единые общероссийские цены какого-либо определенного года, используемые для измерения динамики физических объемов производства и реализации продукции; в строительстве применяются с 1991г., в сельском хозяйстве с 1994г.
Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, для покрытия взимаемых налогов и других платежей. Целевые цены на сельскохозяйственную продукцию используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Гарантированные цены применяются на сельскохозяйственную продукцию в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированы, а также при реализации сельскохозяйственной продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти.
Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливает Правительство РФ.
В зависимости от территории действия различают цены единые (по стране) и региональные (зональные, местные).
Единые цены обычно устанавливают на базовые виды продукции (зерно, мясо, молоко), они регулируются государственными органами.
Региональные (местные) цены могут быть оптовые, закупочные, розничные. Их устанавливают предприятия – производители, территориальные органы ценообразования. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство сельскохозяйственной продукции, услуг грузового автотранспорта и т. д.
    Методы ценообразования (затратный, рыночный), механизм ценообразования в АПК. Элементы цены, ее структура.
Каждый  товар имеет цену, но далеко не каждое предприятие в состоянии установить цену, по которой оно хочет продавать  свой товар. Если товары не дифференцированы, а конкуренты многочисленны, предприятие  не обладает рыночной силой и должно принять цену, задаваемую рынком. В  зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой помощи фирмы-продавца, целей, которые она ставит, для  расчета цены могут быть использованы различные методы. Существуют два  основных метода ценообразования: затратный  и рыночный.
Затратные методы. Учитывают интересы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить гарантированную  прибыль без учета, в какой  степени такая цена адекватна  той пользе, которую дает эта продукция  потребителю. При исчислении рыночной цены применяются следующие методы:
• Метод, основанный на определении полных издержек;
• Метод, ориентирующийся на прямые затраты и в то же время учитывающий совокупность всех рыночных условий, особенно условий сбыта.
 Суть  метода, основанного на определении  полных издержек, состоит в суммировании  совокупных издержек и прибыли,  которую фирма рассчитывает получить. Главное преимущество данного  метода – простота и удобство, однако, он имеет два больших  недостатка:
1. При  установлении цены не принимается  во внимание имеющийся спрос  на товар, конкуренция на рынке,  поэтому возможна ситуация, когда  товар при данной цене не  будет пользоваться спросом, а  продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.д.
2. Любой  метод отнесения на себестоимость  товара постоянных накладных  расходов, которые являются расходами  по управлению предприятием, а  не расходами для производства  данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад  продукта в доход предприятия. 
Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией  для расчета цен традиционных товаров, а так же для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов.
 Сущность  метода прямых затрат состоит  в установлении цены путем  добавления к переменным затратам  определенной надбавки-прибыли.  При этом постоянны расходы,  как расходы предприятия в  целом, не распределяются по  отдельным товарам, а погашаются  из разницы между суммой цен  реализации и переменными затратами  на производство продукции. 
 Рыночный  метод. При подобном подходе к определению цены фирма исходит из положения, что потребитель самостоятельно оценивает ценность товара (услуги), беря в расчет основные и дополнительные преимущества товара по сравнению с аналогичными на рынке, уровень и качество послепродажного обслуживания фирмой товара и т.д. и с учетом этих обстоятельств определяет соотношение между оценкой полезности товара и его ценой. Основным фактором при этом методе является покупательское восприятие, позволяющее покупателю из всей предложенной гаммы выбрать наиболее оптимальный с точки зрения цены и качества товар, учитывая при этом, что приобретение дорогостоящего товара может быть иногда целесообразнее, чем покупка более дешевого аналога.
При использовании  метода с ориентацией на спрос  производственные затраты рассматриваются  лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически не выгодна. При этом производственные затраты могут быть одинаковыми  при разном уровне цен. 
 Влияние  фактора конкуренции на принятие решения об установлении цены на товар зависит от структуры рынка. Компании, придерживающиеся такой тактики, установят цену на свой товар чуть выше или чуть ниже уровня конкурентов.
 Для  выбора метода ценообразования в сельском хозяйстве необходимо учитывать следующие особенности:
1. Производство  испытывает влияние природно-климатических  условий.
2. Различия  в продуктивности земли и скота,  а так же в издержках производства 
3. Сезонность  производства в АПК приводит  к неравномерности поступления  денежных средств от реализации  продукции, а также потребности  в них в течение года, что  должно учитываться при ценообразовании. 
 Цены  на продукцию агропромышленного  производства довольно неустойчивы  и подвержены влиянию целого  ряда факторов, таких, как конъюнктура  рынка, спрос и предложение;  научно-технический прогресс и  производительность труда; конкуренция;  налоги; государственное регулирование  цен; издержки производства и  реализация продукции; качество  продукции; сроки и каналы реализации.
 Любая  цена включает в себя определенные  элементы. При этом в зависимости  от вида цены состав этих  элементов может меняться. Соотношение  отдельных элементов цены, выраженное  в процентах или долях единицы,  представляют собой структуру  цены. Состав и структура цены приведены на рисунке 1.
Себестоимость продукции
Оптовая цена предприятия без НДС
       
Отпускная цена предприятия без НДС 
     
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)
   
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)
 
Розничная цена

Рис. 1
 Если  товар не облагается акцизом,  то оптовая цена предприятия  совпадает с отпускной и структура  цены упростится. При наличии  нескольких оптовых посредников  будет существовать соответствующее количество однотипных элементов. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастает, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены, производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а так же выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.
 
 
 
 
 
 
       Сезонное движение и циклическая динамика цен
Особенностью сельскохозяйственного производства накладывают отпечаток на развитие ценовых отношений во времени.
Ценовые различия при реализации отдельных видов продукции растениеводства характеризуются определенным спросом и предложением в отдельные периоды времени. Следовательно, имеет место сезонное движение цен. Так спрос на капусту белокочанную может удовлетворяться как за счет текущего производства (июль – октябрь месяцы), так и из фондов ее хранения (октябрь – май месяцы). В этой связи сезонная динамика цен имеет следующий вид:

Рис. 2 Сезонное движение цен
Данная ситуация типична не только не только для периодически поступающей продукции, но и для продукции, имеющей различные производственные затраты в течение года. Например, цены на продукцию молочного скотоводства по периодам производства меняются в различной степени: наиболее высокие они в зимний период и сравнительно низкие в летний.
Наряду с сезонными факторами неравновесная динамика цен для аграрных продуктов может быть обусловлена или циклами или случайностью. Циклическая динамика цен представляет собой периодически повторяющееся движение цен с длиной цикла более одного года. Она может быть вызвана следующими причинами:
    необходимостью единовременных крупных инвестиций. В аграрном секторе это наблюдается при приобретении машин, строительстве зданий, использование многолетних насаждений. Переориентация на новое производство или изменение специализации приводит к возникновению недостаточного предложения конкретного продукта на рынке и изменению цены на него;
    колебания предложения, вызванного изменением цен. Это достигается при нарушении равновесия, вызванного внешним воздействием, а также изменением цен товаропроизводителей. Кроме того, предпосылками колебаний предложения может быть различная реакция поставки товаров на изменение цен в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах;
    колебание цен в аграрном секторе, обусловленных конъюнктурой рынка. По сравнению с другими сферами производства аграрный сектор в меньшей степени подвержен конъюнктурным воздействиям рынка. Спрос на продукты питания снижается медленнее, чем на другие виды товаров и услуг. К конъюнктурным колебаниям аграрный сектор приспосабливается, как правило, путем изменения цен.
Случайные колебания аграрных цен возникают вследствие изменения предложения сельскохозяйственной продукции под влиянием природных условий. Колебания урожайности сельскохозяйственных культур приводит к изменению цены предложения основных видов продукции.
 
 
 
 
4. Ценовая политика и регулирование цен в АПК
Цены и ценообразование всегда оказывали большое влияние результаты финансовой деятельности и положения предприятий АПК. Особенно усилилась их роль в связи с переходом к рыночной экономике.
В плановой экономике закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и оптовые цены смежных сфер АПК определялись по затратной концепции. В основе цены лежали общественно необходимые затраты на производство того или иного вида продукции плюс прибыль нормально работающего предприятия. Это позволяло поддерживать относительную сбалансированность цен между сферами АПК и отраслями сельскохозяйственного производства.
С переходом к рыночной экономике положение изменилось. Преувеличенная оценка эффективности рыночных отношений и действия стихийного рыночного механизма регулирования экономики, основанная на нарушении принципов его функционирования, подтолкнуло правительство к введению свободного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Само же сельское хозяйство было объявлено недотационной отраслью. Расчет был на то, что цены, сложившиеся под влиянием спроса и предложения, вызовут прогрессивную структурную перестройку и повысят эффективность экономики.
Но произошло то, что и должно было произойти, и что происходит в других странах при идентичной ценовой политике в отношении сельского хозяйства.
Из-за ошибок государства в ценовой политики в России сформировалась саморазрушающая система отношений между тремя сферами АПК (предприятиями, производящие средства производства для сельского хозяйства; самими сельскохозяйственными предприятия и предприятиями перерабатывающей промышленности).
Регулирование цен – это деятельность государства, направленная на установление определенного уровня цен, обеспечивающего прибыльность и устойчивую конкурентоспособность предприятий. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Мероприятия по регулированию цен осуществляют Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ и Центральный банк.
К мерам государственного административного регулирования цен относятся:
    «замораживание» цен и другие способы их фиксации на определенном уровне;
    контроль над теми ценами, которые устанавливаются отдельными монополиями и крупными предприятиями;
    регламентация методов учета издержек производства, которые служат отправной базой для установления цен;
    воздействие на спрос и предложение конкретного вида товара с целью формирования определенного соотношения между ними. Этот способ широко применяется в отношении сельскохозяйственных и сырьевых товаров, т. е. тех, в производстве и потреблении которых государство занимает значительное место или по которым имеет крупные госзаказы.
Следует отметить, что не в одной экономически развитой стране не существует свободного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и продукцию ее переработки. Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 50% общего объема выпускаемой продукции.
В настоящее время в России основная проблема сельскохозяйственных товаропроизводителей заключается в безудержном росте цен на промышленные средства производства и услуги, особенно на ГСМ, электроэнергию и т. д., которые за 2007 – 2008г. увеличились на 40 – 60%. Низкий платежеспособный спрос на сельскохозяйственное сырье и технику сделал произведенную продукцию неконкурентоспособной.
Как показывает зарубежный опыт, сельское хозяйство в современных условиях относится к важнейшим сферам активного вмешательства государства. Аграрный сектор в развитых европейских странах является одним из приоритетных в их экономической и технической политике.
Показателями опосредованного государственного регулирования можно считать уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Так, начиная с 80-х годов он повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию – с 8,5 до 47, животноводческую – с 20 до 28,5%. Субсидии достигли в среднем 45 – 50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии – 70%, а вот в России – лишь 3,5%
В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции затрачивается на 30% больше по сравнению с другими отраслями. Национальные дотации и компенсации в ЕС предоставляются в рамках общеевропейской дотационной политики в соответствии с ее принципами. К такого рода помощи относятся: регулирование объемов производства, ценовые вмешательства (надбавки к ценам), высокая компенсация за экспортную продукцию.
Общая основа ценообразования в АПК зарубежных стран – приведение в соответствии закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию. К особенностям ценообразования также относится дифференциация целевых цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено в целях компенсации фермерам затрат на хранение нереализованной продукции и непосредственно на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае осуществляется частичная компенсация убытков от потерь сельхозпродукции при хранении.
 
 
5. Основные недостатки и проблемы ценообразования в АПК
Хотя  в последние одиннадцать лет  в аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему и обеспечить заметный рост производства продукции, по-прежнему сохраняются риски для  надежного обеспечения населения  страны продовольствием по доступным  для него ценам. К их числу относятся: низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен; нестабильный характер функционирования агропродовольственного рынка и его отдельных сегментов; резкие колебания цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие; повышающаяся доля импорта продовольственных  товаров. Так, из-за сравнительно низких доходов почти 3/4 сельскохозяйственных организаций не могут воспользоваться  действующими экономическими механизмами  и стимулами, предоставленными государством. Несмотря на то, что за период с 1999 по 2007 г. объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился в 1,4 раза, многие сельскохозяйственные товаропроизводители  не в состоянии осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. К тому же 27% сельскохозяйственных организаций  убыточны.
В современных  условиях оказался нарушенным баланс экономических интересов производителей, потребителей и торговых организаций. Почти 80% розничного товарооборота приходится на торговые организации, среди которых ежегодно увеличивается удельный вес крупных торговых сетей, контролирующих более 15% внутреннего рынка, а в больших городах их доля в розничном товарообороте достигает 50%. При этом все торговые сети строят свои экономические отношения с поставщиками отечественного продовольствия, как правило, с позиции силы, предъявляя требования, нередко не соответствующие не только этике нормальных партнерских отношений, но и российскому законодательству. Затраты на транспортировку и складскую логистику у производителей продукции при работе с торговыми сетями почти втрое выше, чем при работе с другими предприятиями торговли, что неприемлемо для большинства отечественных товаропроизводителей. В результате многие российские товары оказываются неконкурентоспособными по сравнению с импортной продукцией. К тому же сетевые магазины, устанавливая высокий уровень торговой наценки, доходящий до 30 - 40%, снижают экономическую доступность продовольствия для значительной части населения.
В последнее  время на внутреннем рынке продовольственных  товаров отмечен резкий рост розничных  цен. Это обусловлено рядом причин: повышением мировых цен на продукты питания; прекращением субсидирования экспорта молочной продукции в странах  ЕС; расширением производства биотоплива; более высокими темпами увеличения издержек производства на отечественную  продукцию по сравнению с ростом выручки от ее реализации; повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, из-за неразвитости рыночной инфраструктуры в процессе движения сельхозпродукции от непосредственного  товаропроизводителя до потребителя  ее стоимость почти удваивается. Сельскохозяйственные товаропроизводители  не могут повышать цены адекватно  росту затрат на производство продукции, в то время как потребители  наблюдают ежемесячный рост цен  на продовольствие, обусловленный во многом неконтролируемым ростом тарифов  торговли.
В 2007 г., впервые за многие годы, цены на отечественную  сельскохозяйственную продукцию росли  на 5% быстрее, чем на промышленную. С  начала 2008 года цены на продукцию сельского хозяйства повысились на 25,4%, в том числе на растениеводческую - на 32, животноводческую - на 21%. В наибольшей степени подорожали семена подсолнечника - на 89%, молоко - на 46 и зерно - на 42%. Вместе с тем, этого оказалось недостаточно для сокращения импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Наиболее интенсивно продвигаются на российский агропродовольственный рынок импортная мясная и молочная продукция, рыба.
В последние  годы расширяется российский экспорт  зерна, прежде всего за счет сокращения его внутреннего потребления  на фураж в отличие от стран  с развитым зерновым хозяйством, которые, наоборот, наращивают его потребление  на кормовые цели, экспортируя животноводческую продукцию. Россия, сравнительно быстро войдя в пятерку крупнейших мировых  стран-экспортеров зерна, по-прежнему остается и крупнейшим нетто-импортером продовольствия в мире.
Если  исходить из прогнозов ОЭСР до 2013 г., то доля импортного продовольствия на отечественном рынке возрастет  примерно до 40%, вдвое превысив пороговый  уровень продовольственной безопасности страны, при том, что аграрный потенциал России является крупнейшим в мире. Вместе с тем удельный вес страны в мировом производстве сельскохозяйственной продукции пока значительно ниже ее потенциала и составляет по молоку около 5%, зерну - 3,4 и мясу - 2%.
Различие  в динамике разных ценовых индексов - это свидетельство идущего многие годы процесса изменения относительных  цен. Искажения структуры цен  плановой экономики до сих пор  еще окончательно не ликвидированы. Кроме того, существуют и технические  расхождения в методологии оценки оптовых и розничных цен, используемой Росстатом. Основной причиной роста  оптовых цен на протяжении всего 2007 года был рост цен на энергоносители.
Еще один фактор, способствующий увеличению цен  производителей, - инвестиционный бум. По данным Росстата, в ноябре 2007 г., по сравнению с ноябрем 2006 г., инвестиции в основной капитал выросли на 17,2%. Это, в свою очередь, провоцирует рост цен на инвестиционные товары - оборудование и сырье. Как следствие, повышаются оптовые цены и в пищевой промышленности из-за роста цен на мировом рынке. Скачок оптовых цен может привести к росту потребительских цен в первой половине 2008 г. Здесь может быть полезно заключение ценовых соглашений, сдерживающих рост цен до следующего цикла. Однако в долгосрочном периоде это вряд ли выгодно и производителям, и потребителям. В России до сих пор риски ценовой конкуренции относительно невысоки. Рост прибылей компаний в последние годы во многом определялся переходом акционерных обществ на модель публичной компании с более или менее прозрачной отчетностью, а также усилиями налоговой службы по выводу прибыли компаний из "тени". Не исключено, что в бедующем самой актуальной тенденцией в российской экономике станет борьба за снижение фиксированных издержек.
 Основной проблемой глобальной конкуренции за сельскохозяйственное сырье непосредственно связано с непрерывным ростом цен на него и по цепочке - на продовольственные товары. Это оказалось неожиданностью для правительств многих государств, в том числе и для министров российского правительства. В числе основных причин называются две: увеличение потребления продовольствия за счет повышения уровня жизни в новых индустриальных государствах, прежде всего в Китае и Индии; усиление дисбаланса между производством и потреблением продовольствия из-за резкого увеличения переработки традиционного сельскохозяйственного сырья - кукурузы, подсолнечника и рапса - на биотопливо.
Существует  закономерность повышения цены на определенные товары при уменьшении уровня их запасов  по отношению к объему годовых  продаж. Одна только информация о таком  уменьшении способна вызвать скачок цен на 25 - 30%. В 2006 году США расширили посевные площади на 2 млн га под кукурузу за счет других культур, и в то же время во многих государствах Европы и в тех же США и Канаде резко снизилась урожайность пшеницы из-за метеорологических условий лета 2007 г. Конечно, мировые цены реагируют на это скачкообразным ростом на 50-70 - 100%. Благодаря ряду мер, своевременно принятых правительством РФ, включая регулирование экспорта основных зерновых культур и товарные интервенции, удалось приостановить рост внутренних цен на пшеницу и хлебобулочные изделия.
Однако  если рост внутренних оптовых цен  на пшеницу был остановлен на уровне 200 долл./т, то цена на российскую пшеницу  на мировом рынке достигла 350 - 420 долл./т. Естественно, что мягкая форма  регулирования экспорта пшеницы  за счет введения экспортной пошлины  в 20 долл./т не могла воспрепятствовать  массированному вывозу российской пшеницы  за рубеж. В связи с этим правительством РФ в декабре 2007 г. был подготовлен  расширенный перечень товаров, на вывоз  которых временно могут быть установлены  квоты или введен полный запрет на их экспорт. В него включены молоко, сливки, зерновые, несколько видов  растительного масла и др. Отметим, что в целом за 2007 г. внутренние цены на зерно в России выросли  в два раза, что фактически соответствовало общемировой тенденции.
Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 - 2013 гг., доля российских продтоваров в розничной торговле продовольственными товарами должна составить 70%. Рост объемов производства мяса и молока позволит увеличить удельный вес отечественного производства в формировании ресурсов мяса до 70%, молока - до 80%. Доля сахара (из сахарной свеклы) в общем объеме производства сахара-песка достигнет 67%. Однако эта программа не решает всех проблем в области обеспечения продовольственной безопасности страны. Для перехода АПК и в особенности сельского хозяйства на инновационную модель развития требуется научное сопровождение. Хотя программой предусмотрены и новые формы господдержки отрасли, но в основном сохраняются действующие экономические условия для сельского хозяйства, а выделенных ресурсов явно недостаточно.
 
 
 
Заключение
Особенности ценообразования в сельском хозяйстве обусловлены двумя факторами:
    низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию, т. е. изменение цены на продукцию слабо отражается на уровне спроса на нее;
    высокая затратность сельскохозяйственного производства большей степенью дифференциации структуры и уровня затрат в зависимости от региона и вида выпускаемой продукции.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.