На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Учет оплаты труда на предприятиях РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?                                           СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1. Организация учета оплаты труда на предприятии………………………….………..…4
1.1 Нормативно-правовая база по учету труда и его оплаты…………………………….…….4
1.2     Документация по учету личного состава, труда и его оплаты ………….………….……..6
1.3     Начисление заработной платы при различных системах оплаты труда.………….……...8
2. Учет удержаний и вычетов из заработной платы……………………………...............10
2.1  Единый социальный налог (взнос)…………………………………………………………10
2.1  Налог на доходы физических  лиц……………………………………………………...….20
2.3  Учет удержаний по исполнительным документам…………………………………..……31
2.4  Учет удержаний за причиненный материальный ущерб…………………………..….….35
3. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.…………………………..……………….38
3.1     Порядок оформления и синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда…38
3.2     Пособие по временной нетрудоспособности………………………………………………41
3.3     Учет оплаты за очередной отпуск…………………………………………………………..44
4. Организация действующей практики учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере ООО «МС-компания»……………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………………………58
Список литературы……………………………………………………………………………..59
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                         
 
 
     Введение
В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие “заработная плата” наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).
Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты). Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организацинно-правовых форм устанавливается законодательством.
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всех системе учета на предприятии.Цель данной работы: определить наиболее важные моменты по учету операций, которые связаны с начислением заработной платы и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки. В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:
?                    рассмотреть нормативные акты по учету заработной платы, так как они лежат в основе организации и ведения бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; проанализировать, чтобы в установленные сроки были произведены расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдачи на руки);
?                    исследовать на различных примерах операции, связанные с начислением заработной платы и удержаниями из нее, при этом предполагается большое внимание уделить единому социальному налогу (взносу), согласно Налоговому кодексу РФ (части второй, гл.23, 24), налогу на доходы с физических лиц и другие удержания;
?                    рассмотреть показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности; рассмотреть на практическом примере учет заработной платы на предприятии ООО «МС – компания».
 
1.Организация учета оплаты труда на предприятии
1.1. Нормативно-правовая база по учету труда и его оплаты
При организации учета труда и его оплаты используются следующие законодательные и нормативные документы:
1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-Ф3 (с изменениями);
2. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 1-Ф3 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования;
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-Ф3 “Об акционерных обществах” (с изменениями и дополнениями);
4. Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющих детей от 19.05.1995 г. №81-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
5. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц (с изменениями и дополнениями);
6. Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” от 11 марта 1992 г. № 2490-1 (с изменениями и дополнениями);
7. Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая);
8. Кодекс законов о труде РФ;
9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая, гл.23,24);
10. Семейный кодекс РФ (в редакции Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 140-Ф3);
11. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, с изменениями и дополнениями);
12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н);
13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56 с применениями и дополнениями);
14. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (утвержден постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, с изменениями и дополнениями);
15. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6, с изменениями и дополнениями);
16. Положение об условиях работы по совместительству (утверждено постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84);
17. Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве” (с изменениями);
18. Постановление Минтруда РФ от 22.01.1999 г. и приложение №2 “порядок исчисления среднего заработка в 1999г.;
19. Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах Федерального государственного статистического наблюдения (утверждена постановлением Госкомстата России и Минтрудом России);
20. Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (утверждена постановлением Правления ПФР от 11 ноября 1994 г. № 258);
21. Перечень выплат, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (утвержден постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546);
22. Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 (в редакции от 20 мая 1998 г.);
23. Инструкция по порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования (утверждена постановлением ФСС России, Минтруда России, Минфина  и ГСН РФ от 2 октября 1996 г. № 162/2/87/07-1-07,в редакции от 07.12.1999 г. № Д4-6-07/980);
24. Инструкция о порядке взимания и учета взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование (утверждена постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 1018) и другие.
В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками трудовой деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на основе законодательных актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы. К важнейшим из них относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.
             1.2. Документация по учету личного состава труда и его оплаты
Для учета личного состава, отработанного времени, расчетов с работающими по начислению и выплате заработной платы организации используют унифицированные формы первичных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
Форма № Т-1 “Приказ (распоряжение) о приеме на работу” (Приложение №2) заполняется в одном экземпляре работником отдела кадров на принимаемое организацией на работу лицо. Руководитель подразделения (цеха, отдела) дает заключение о возможности приема на работу (нанимающийся) на оборотной стороне приказа (распоряжения) указываются сведения о том, в качестве кого может быть принят на работу нанимающийся, по какому разряду или с каким окладом и с каким испытательным сроком. Приказ (распоряжение) о приеме на работу работника визируется в соответствующей службе организации для подтверждения оклада, устанавливаемого по штатному расписанию. С приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации, работника знакомят под расписку.
Приказ (распоряжение) о приеме на работу передается в бухгалтерию организации, где открывается лицевой счет на вновь принятого работника.
Форму № Т-2 “Личная карточка” (Приложение №3) заполняют и ведут в отделе кадров на всех работников организации.
Формой № Т-5 “Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу” (Приложение №4) оформляется перевод работника из одного подразделения организации в другое. Ее заполняет в двух экземплярах сотрудник отдела кадров. Один экземпляр хранится в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию для внесения изменений в лицевой счет.
В распоряжении указываются: основание перевода, размер тарифной ставки, оклада, надбавки по прежнему и новому месту работы, сведения о не сданных работником материальных ценностях и др. Распоряжение подписывают начальники подразделений, руководитель организации и сам работник.
Форма № Т-6 “Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска” (Приложение №5) применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов, предоставляемых членам трудового коллектива в соответствии с действующими законодательными актами и положениями, коллективным договором и графиком отпусков. Приказ заполняется в двух экземплярах (один остается в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию), подписывается начальником структурного подразделения, руководителем организации и самим работником.
В бухгалтерии в этом документе указываются выплаты, произведенные работнику за отпуск и удержание из нее. Эти данные переносят в лицевой счет.
Форма № Т-8 “Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта)” (Приложение №6) оформляется при увольнении работника и заполняется в двух экземплярах: один остается в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию. Приказ подписывается начальником структурного подразделения (цеха, отдела) и руководителем организации. Делается отметка о полученных, но не сданных работником материальных ценностях.
Непосредственно в приказе рассчитывается заработная плата увольняемого: определяются средний заработок, начисленная сумма причитающейся заработной платы, размер компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие, а также сумма удержаний подоходного налога, страховых взносов в Пенсионный фонд и другие фонды. Эти данные переносятся в лицевой счет работника.
Форма № Т-12 “Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы” применяется для контроля за соблюдением установленного режима рабочего времени персонала организации, получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы; ведется табельщиком (мастером) и подписывается начальником структурного подразделения. Данные табельного учета используют при составлении статистической отчетности и начислении заработной платы. Это документ, на основании которого начисляется заработная плата за отработанное время работникам с повременной оплатой труда и с окладом по штатному расписанию.
Форма № Т-13 “Табель учета использования рабочего времени” (Приложение №7) применяется для тех же целей, что и форма № Т-12, при автоматизированной обработке данных. В ней ведется только учет явок и неявок, отработанного времени и проводятся данные для начисления заработной платы по видам и направлениям затрат. Все остальные необходимые сведения для статистической отчетности и бухгалтерского учета получают с помощью вычислительных машин.
Данные о начисленной оплате труда, удержаниях, вычетах и выплатах, о состоянии расчетов по заработной плате отражаются в формах № Т-49 “Расчетно-платежная ведомость” (Приложение №8), № Т-53 “Платежная ведомость” (Приложение №9) и № Т-54 “Лицевой счет”. Форма № Т-54-а “Лицевой счет” в отличие от формы № Т-54 содержит только справочные данные и принимается там, где расчеты по оплате труда ведутся с помощью вычислительных машин. Получаемые расчетные листки в виде машинограммы по расчету заработной платы за каждый месяц вкладываются в лицевой счет работника.
1.3 Начисление заработной платы при различных системах оплаты труда
Согласно статье 77 КЗОТ РФ, оплата труда каждого работника зависит от его личного вклада и максимальным размером не ограничиваются.
Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. При этом в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.
Отраслевым тарифным соглашением для предприятий и организаций отрасли, на которую оно распространяется, или коллективным договором администрации предприятия с трудовым коллективом (профсоюзным органом) может быть предусмотрен иной минимальный размер месячной оплаты труда работников отрасли (предприятия). В соответствии со статьей 80 КЗОТ РФ систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах или иных локальных нормативных актах. При оплате труда физических лиц используется тарифная или бестарифная системы оплаты труда.
Тарифная системе представляет собой совокупность информации о формировании размера оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ. Элементами тарифной системы являются: тарифные ставки (схемы должностных окладов), тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, нормы труда. Тарифная ставка выражает в денежной форме абсолютный размер оплаты труда рабочих на различных работах за соответствующую единицу рабочего времени (час, день, месяц). Должностной оклад - это размер оплаты труда повременно оплачиваемого работника в месяц. Ставки (оклады) увеличиваются по мере увеличения тарифного разряда работника. Каждый из присваиваемых разрядов представляет собой показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.
Тарифная сетка представляет собой совокупность действующих в данной отрасли производства (на предприятии) тарифных (квалификационных) разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. С помощью тарифного коэффициента определяется соотношение между размерами тарифных ставок в зависимости от разряда выполняемой работы. Тарифный коэффициент соответствующего разряда показывает, во сколько раз уровень оплаты работ, отнесенных к этому разряду, превышает уровень оплаты работ, отнесенных к первому разряду. Статья 83 КЗОТ РФ определяет две основные группы тарифной системы оплаты труда - повременная и сдельная, каждая из которых имеет свои особенности и виды.
Повременная система оплаты труда может быть простой повременной или повременно-премиальной. К основным видам сдельной оплаты труда относятся: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная, косвенно-сдельная.
При простой повременной оплате труда заработок работника состоит из установленного ему должностного оклада или тарифной ставки, согласно принятой схеме должностных окладов (штатного расписания) или тарифной сетки, выплачиваемых в полном размере при условии, что работник проработал все рабочие дни (часы) в месяце. Если отработано не все рабочее время, заработная плата начисляется за фактически отработанное время.
При повременно-премиальной оплате труда условиями заключаемого на предприятии коллективного договора, положениями об оплате труда (положениями о премировании), либо непосредственно условиями трудового договора с работником наряду с должностными окладами или тарифными ставками работникам предусматривается выплата надбавки к заработной плате (месячной, квартальной, полугодовой и др.), исчисляемой в процентах от оклада (ставки) или в твердых денежных суммах, которая является премией. Выплата премий может ставиться в зависимость от достижения определенных количественных и качественных результатов труда.
При сдельной оплате труда заработок работника рассчитывается исходя из установленного разряда работы, тарифных ставок и норм выработки. При прямой сдельной оплате труда заработная плата начисляется за фактически выполненную работу (изготовленную продукцию), исходя из заранее установленных расценок за каждую единицу продукции соответствующего качества. При сдельно-премиальной оплате труда работнику дополнительно начисляется премия за выполнение отдельных условий и показателей премирования (качество продукции, экономию материалов, выполнение и перевыполнение норм и др.). При сдельно-прогрессивной оплате труда выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по основным неизменным расценкам, а выработка сверх нормы - по повышенным расценкам. Использование сдельно-прогрессивной оплаты может также сочетаться с выплатой премий.
При аккордной системе оплата труда производится сразу за весь объем работ (аккордное задание). Эта система оплаты труда получила практическое применение при оплате труда работников бригад. При этом общая сумма вознаграждения определяется исходя из оценки аккордного задания, а конкретные суммы заработка каждого работника - исходя из количества и качества затраченного труда. При аккордной системе оплаты труда работникам может выплачиваться также премия, такая система называется аккордно-премиальной.
При косвенно-сдельной системе оплаты труда размер заработка работника ставится в зависимость от результатов труда на обслуживаемых ими рабочих местах (машинах, оборудовании).
Заработок работника, находящегося на бестарифной оплате труда, всегда ставится в зависимость от конечных результатов работы самого работника (если возможно организовать учет индивидуальных результатов) или результатов работы структурного подразделения или предприятия в целом. Еще одним из компонентов, влияющих на размер заработной платы, являются также возможности работодателя или владельца предприятия по направлению средств на выплату заработной платы.
При использовании системы плавающих окладов в зависимости от результатов труда работников (роста или снижения производительности труда) происходит периодическая корректировка должностного оклада (тарифной ставки) при условии выполнения задания по выпуску продукции (задания по труду).
 
2. Учет удержаний и вычетов из заработной платы
2.1 Единый социальный налог (взнос)
Плательщики единого социального налога
Согласно статье 235 НК РФ (часть вторая, с 01.01.2001г.), плательщиками единого соци­ального налога станут все работодатели, производящие выпла­ты наемным работникам. Единый социальный налог предстоит уплачивать с сумм воз­награждений, а также иных доходов, которые начислены работ­никам по трудовым, авторским, лицензионным договорам и до­говорам гражданско-правового характера (в том случае, если их предметом является выполнение работ или оказание услуг). Индивидуальные предприниматели и адвокаты будут пла­тить единый социальный налог не только с сумм, выплачивае­мых наемным работникам, но и с доходов от предприниматель­ской деятельности (за вычетом расходов).
Таким образом, все те организации, индивидуальные пред­приниматели и физические лица, которые ранее платили страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, с 1 января 2001 года станут плательщиками единого со­циального налога.
Объект налогообложения
Порядок определения налоговой базы по единому социаль­ному налогу приведен в статье 237 НК РФ (часть вторая). Налог будет рассчи­тываться ежемесячно нарастающим итогом с начала года от­дельно по каждому работнику. Налоговым периодом по единому социальному налогу явля­ется календарный год. Это установлено статьей 240 НК РФ. В налоговую базу включаются доходы, как в денежной, так и в натуральной форме, которые работодатель начисляет работ­никам. Также в налоговую базу включается стоимость предос­тавленных работникам материальных, социальных и иных благ. Стоимость товаров (работ, услуг) и материальных благ, пре­доставленных работникам, определяется по рыночным ценам. В эту стоимость включаются суммы налога на добавленную стои­мость, налога с продаж и акцизов. Кроме того, в налоговую базу включаются дополнительные материальные выгоды, которые работник или члены его семьи получают за счет работодателей. К таким дополнительным ма­териальным выгодам, в частности, относятся:
- выгода от оплаты (полностью или частично) работодате­лем товаров (работ, услуг), например, коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
- выгода от приобретения работником у работодателя това­ров (работ, услуг) по ценам более низким по сравнению с цена­ми, которые обычно устанавливают продавцы этих товаров (ра­бот, услуг);
- выгода в виде экономии на процентах, если процент за пользование заемными средствами, которые работник получа­ет от работодателя, меньше 3/4 ставки рефинансирования (по займам, полученным в рублях) или меньше 9 процентов годо­вых (по займам, полученным в иностранной валюте);
- выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случаях, когда эти взносы (полностью или частично) вносит работода­тель (за исключением суммы страховых платежей, которые выплачивает организация по договорам добровольного страхова­ния своих работников за счет средств, оставшихся в ее распоря­жении после уплаты налога на доходы организаций).
Ставки единого социального налога
Согласно статье 241 НК РФ, единый социальный налог ис­числяется по регрессивной шкале ставок. Это означает, что чем больше налоговая база на каждого сотрудника, исчисленная нарастающим итогом с начала года, тем меньше ставка налога.
Для работодателей, производящих выплаты в пользу своих работников, установлена следующая шкала ставок.
Налоговая база на каждого от­дельного работ­ника нарастаю­щим итогом с начала года
Распределение  единого социального налога
Итого
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования
До 100 000 руб.
28,0 процента
4,0 процента
0,2 процента
3,4 процента
35,6 процента
От 100 001 до 300 000 руб.
28 000 руб. +15,8 процента с суммы, превышающей 100 000 руб.
4000 руб. + 2,2 процента с суммы. превышающей 100 000руб.
200 руб. + 0,1 процента с суммы, превышающей 100 000 руб.
3400 руб.+1,9 процента с суммы, превышающей 100 000 руб.
35 600 руб.+20,0 процента с суммы, превышающей 100 000 руб.
От 300 001 до 600 000 руб.
59 600 руб.+7,9 процента с суммы, превышающей 300 000 руб.
8400 руб.+1,1 процента превышающей 300 000 руб.
400 руб.+ 0.1 процента превышающей 300 000 руб.
7200 руб. +0,9 процента превышающей 300 000 руб.
75 600 руб.+10,0 процента превышающей 300 000 руб.
Свыше 600 000 руб.
83 300 руб.+2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 руб.
11 700 руб.
700 руб.
9900 руб.
105 600 руб.+2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 руб.

Суммарная ставка страховых взносов, которые работодате­ли до 01.01.2001г. уплачивали в государственные внебюд­жетные фонды, составляла 38,5 процента (28 + 5,4 + 1,5 + 3,6). Нетрудно заметить, что максимальная ставка единого соци­ального налога лишь на 2,9 процента (38,5 - 35,6) ниже сум­марной ставки страховых взносов во внебюджетные фонды.
Это связано с тем, что, во-первых, заработная плата боль­шинства граждан России, скорее всего не превысит 100 000 руб. в год (примерно 8333 руб. в месяц), а пониженная ставка налога будет применяться к части доходов, превышающей эту сумму. Во-вторых, право применять регрессивную шкалу ставок по­лучат далеко не все предприятия (об этом мы расскажем ниже). Кроме того, помимо единого социального налога с суммы заработной платы, начисленной работникам, организации по-прежнему будут платить страховые взносы от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний, кото­рые установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Это предусмотрено статьей 11 Закона № 118-ФЗ.
Организации, занятые в производстве сельскохозяйствен­ной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства, высту­пающие в качестве работодателей, будут платить единый соци­альный налог по более низким ставкам. Так, при доходах работника до 100 000 руб. суммарная ставка налога составит 26,1 процента. Если совокупный доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, окажется выше, то с суммы превышения (от 100 001 до 300 000 руб.) налог будет взиматься по ставке 20 процентов. К более высоким доходам, к их части, превышающей 300 000 руб. (от 300 001 до 600 000 руб.), будет применяться суммарная ставка 10 процентов, а к части, превы­сившей 600 000 руб., - 2 процента.
Максимальная ставка налога, по которой будут облагаться доходы (за вычетом расходов) от предпринимательской дея­тельности, полученные индивидуальными предпринимателя­ми, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и т. д. (будет применяться к части доходов, не превысившей 100 000 руб.), составит 22,8 процента, минимальная (будет применяться к ча­сти доходов, превысившей 600 000 руб.) - 2 процента. Кроме того, доходы адвокатов, оказывающих физическим лицам юридические услуги, которые оплачиваются из бюдже­та, будут облагаться единым социальным налогом по отдель­ным ставкам. Максимальная ставка (будет применяться к части доходов, не превысившей 100 000 руб.) составит 17,6 процента, минимальная (будет применяться к части доходов, превысив­шей 600 000 руб.) - 2 процента.
Следует отметить, что до 1 января 2002 года все перечис­ленные выше налогоплательщики будут начислять с суммы на­логовой базы, которая превышает 600 000 руб., единый соци­альный налог в Пенсионный фонд РФ по ставке 5 процентов. Это установлено статьей 17 Закона № 118-ФЗ.
Какие организации смогут применять регрессивную шкалу ставок
В пункте 2 статьи 241 НК РФ приведены критерии, кото­рым должны соответствовать организации, применяющие рег­рессивную шкалу ставок единого социального налога. Органи­зации, не соответствующие этим критериям, будут платить единый социальный налог по максимальной ставке.
Какие организации могут применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога в 2001 году? Ответ на этот вопрос содержится в статье 245 НК РФ, которая называется «Переходные положения». Эта статья позволяет применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога тем организациям, у которых во второй половине 2000 года факти­ческий размер выплат, облагаемых страховыми взносами в го­сударственные внебюджетные фонды, превысил 25 000 руб. на одного работника.
Для расчета этого показателя установлен следующий поря­док: организации с численностью работников свыше 30 человек учитывают выплаты в пользу 90 процентов наименее оплачивае­мых сотрудников, организации с численностью работников до 30 человек - выплаты в пользу 70 процентов наименее опла­чиваемых работников.
Начиная с 2002 года воспользоваться регрессивной шкалой ставок смогут только те работодатели, у которых в предыдущем году величина налоговой базы в среднем на одного работника превысила 50 000 руб.
Если в организации работает больше 30 человек, то, рассчитывая величину налоговой базы в среднем на одного работни­ка, не учитывается 10 процентов работников, которые имеют наибольшие по размеру доходы.
Организации, у которых численность персонала не превы­шает 30 человек (включительно), могут рассчитать величину налоговой базы в среднем на одного работника, не учитывая 30 процентов наиболее высокооплачиваемых работников.
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками-работодателями приведен в статье 243 НКРФ. Согласно этой статье работодатели ежемесячно обязаны вносить авансовые платежи по налогу непосредственно перед тем, как получить в банке средства для выплаты заработной платы работникам. Однако это должно быть сделано не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была на­числена заработная плата. Чтобы получить в банке наличные деньги для выдачи заработной платы, организации должны бу­дут предъявить платежные поручения на перечисление налога.
По каждому работнику организации должны будут рассчи­тывать сумму налога, зачисляемую в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный и территори­альный фонды обязательного медицинского страхования. В Го­сударственный фонд занятости населения РФ взносы начислять­ся не будут, так как с будущего года этот фонд ликвидируется.
Должны ли предприятия перечислять единый социальный налог одним платежным поручением или сумму, рассчитанную по каждому фонду, следует перечислять на разные счета? Как нам разъяснили в Минфине России, в 2001 году федеральное казначейство откроет для каждого внебюджетного фонда от­дельный счет. Поэтому бухгалтерам придется перечислять еди­ный социальный налог четырьмя платежными поручениями: отдельно на счет Пенсионного фонда РФ, отдельно на счет Фон­да социального страхования РФ, отдельно на счета территори­ального и федерального фондов обязательного медицинского страхования.
Порядок расчета единого социального налога рассмотрим на условном примере.

Пример

ЗАО «Премьера» ежемесячно начисляет своему сотруднику Иванову И.И. заработную плату в сумме 30 000 руб. С января по март 2001 года ему было на­числено 90 000 руб. Общая сумма единого социального налога, начисленного на заработную плату Иванова И.И., составила 32 040 руб. (90 000 руб. * 35,6%). На счета внебюджетных фондов было перечислено:
- на счет Пенсионного фонда РФ - 25 200 руб. (90 000 * 28%);
- на счет Фонда социального страхования РФ - 3600 руб. (90 000 руб. * 4%);
- на счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования -180 руб. (90 000 руб. * 0,2%);
- на счет территориального фонда обязательного медицинского страхова­ния - 3060 руб. (90 000 руб. * 3,4%).
В апреле 2001 года Иванову И.И. была начислена заработная плата в сумме 30 000 руб.
Предположим, что ЗАО «Премьера» имеет право применять регрессивную шкалу ставок в 2001 году. Для того чтобы определить сумму единого социально­го налога, которую ЗАО «Премьера» должно заплатить в апреле, необходимо произвести следующие расчеты.
1. Рассчитать налоговую базу по этому сотруднику нарастающим итогом с начала года:
30 000 руб. * 4 мес. = 120 000 руб.
2. Рассчитать общую сумму единого социального налога за четыре месяца 2001 года.
Общая сумма единого социального налога, зачисляемая в Пенсионный фонд РФ, составит:
28 000 руб. + (120 000 руб. - 100 000 руб.) * 15,8% = 31 160 руб.
Общая сумма единого социального налога, зачисляемая в Фонд социального страхования РФ, составит:
4000 руб. + (120 000 руб. - 100 000 руб.) * 2,2% = 4440 руб.
Общая сумма единого социального налога, зачисляемая в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, составит:
200 руб. + (120 000 руб. - 100 000 руб.) * 0,1% = 220 руб.
Общая сумма единого социального налога, зачисляемая в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, составит:
3400 руб. + (120 000 руб. - 100 000 руб.) * 1,9% = 3780 руб.
3. Определить сумму налога, которую необходимо перечислить на счета фон­дов в апреле 2001 года.
На счет Пенсионного фонда РФ нужно перечислить:
31 160 руб. - 25 200 руб. = 5960 руб.
На счет Фонда социального страхования РФ нужно перечислить:
4440 руб. - 3600 руб. = 840 руб.
На счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования нужно перечислить:
220 руб. - 180 руб. = 40 руб.
На счет территориального фонда обязательного медицинского страхования нужно перечислить:
3780 руб. - 3060 руб. = 720 руб.
Помимо единого социального налога на сумму заработной платы необходимо начислить страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний. Предположим, что ЗАО «Премьера» уплачивает взно­сы по тарифу 3-го класса профессионального риска, то есть в размере 0,5 про­цента.
Сумма страховых взносов от несчастных случаев на производстве за апрель 2001 года составит:
30 000руб. * 0,5%= 150руб.
В апреле 2001 года в бухгалтерском учете ЗАО «Премьера» будут сделаны сле­дующие проводки: [1]
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
- 30 000 руб. - начислена заработная плата Иванову И.И.;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в Пенсионный фонд РФ»
- 5960 руб. - начислен единый социальный налог в Пенсионный фонд РФ;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования РФ»
- 840 руб. - начислен единый социальный налог в Фонд социального страхования РФ;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
- 40 руб. - начислен единый социальный налог в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования»
- 720 руб. - начислен единый социальный налог в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
- 150 руб. - начислены страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 2 статьи 243 НК РФ организации могут уменьшить сумму налога, зачисляемую в фонд социального стра­хования, на суммы произведенных ими расходов на государст­венное страхование.
В бухгалтерском учете эта операция отражается следующей проводкой:
ДЕБЕТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ» КРЕДИТ 70 (73)
- израсходованы средства государственного социального страхования.
Суммы, не подлежащие налогообложению
Согласно статье 238 НК РФ, со следующего года будет вве­ден общий перечень выплат, которые не облагаются единым социальным налогом.
            Отметим, что практически все выплаты, на ко­торые ранее не начислялись страховые взносы, не будут обла­гаться и единым социальным налогом. Кроме того, им не будут облагаться:
- оплата работодателем расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровитель­ных лагерях, которые являются российскими юридическими ли­цами, и лагерях, которые находятся на балансе работодателей (при условии, что указанные выплаты осуществляются из при­были, остающейся в распоряжении работодателя после уплаты налога на доходы организаций);
- выплаты, которые осуществляются за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что такие выплаты производятся не чаще одного раза в три ме­сяца и не превышают 10 000 руб. в год;
- суммы материальной помощи, которую оказывают рабо­тодатели своим работникам, а также своим бывшим работни­кам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидно­сти или по возрасту (но не более 2000 руб. в год);
- суммы, которыми работодатель возмещает стоимость ме­дикаментов, приобретенных его бывшими работниками (пенси­онерами по возрасту и инвалидности), а также членами их се­мей (но не более 2000 руб. в год). Причем эти медикаменты должны быть назначены врачом.
Льготы по единому социальному налогу
Согласно статье 239 НК РФ, с суммы, которая не превышает 100 000 руб. в год на каждого работника, следующие категории работодателей могут не платить единый социальный налог:
- общественные организации инвалидов (в том числе соз­данные как союзы общественных организаций инвалидов), сре­ди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также структурные под­разделения таких организаций;
- организации, уставный капитал которых полностью со­стоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в ко­торых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фон­де оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей.
Перечисленные выше льготы не распространяются на орга­низации, занимающиеся производством и реализацией подак­цизных товаров, минерального сырья, а также иных товаров, перечень которых утверждает Правительство РФ.
Отметим, что от уплаты страховых взносов в государ­ственные внебюджетные фонды до 01.01.2001г. были освобождены общероссийские общественные организации инвалидов (среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%), а также организации, ус­тавный капитал которых полностью состоит из вкладов обще­российских общественных организаций инвалидов (если чис­ленность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%). Причем льгота предоставляется на всю сумму доходов, которые начис­ляются работникам этих организаций.
Организации, в которых работают инвалиды I, II и III групп, вообще не будут платить единый социальный налог с суммы до­ходов, начисленных в пользу инвалидов (но не более 100 000 руб. на каждого инвалида).
Кроме того, полностью от уплаты единого социального на­лога будут освобождены доходы, которые организации выпла­чивают иностранным гражданам и лицам без гражданства. Но это возможно лишь в том случае, если они не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и ме­дицинскую помощь.
До выплаты заработной платы работникам из нее в соответствии с действующим законодательством производятся удержания, которые можно объединить в следующие группы: обязательные удержания, удержания, производимые по инициативе администрации предприятия (работодателя), удержание, производимые по согласованию между работником и администрацией предприятия (работодателем).
К обязательным удержаниям относятся: отчисления из заработка физических лиц в размере 1% в Пенсионный фонд РФ, удержание необходимого налога в доход федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, удержание по исполнительным документам.
К удержаниям по инициативе администрации, согласно статье 124 КЗОТ РФ, относятся удержания: за причиненный материальный ущерб, в том числе за допущенный брак, для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок, для погашения неизрасходованных и своевременно не возвращенных сумм, выданных на служебную командировку или хозяйственные нужды, для погашения аванса, выданного в счет причитающейся заработной платы.
Кроме того, администрацией предприятия могут производиться удержания за неотработанные дни предоставленного и оплаченного полностью отпуска при увольнении работника до окончания рабочего года.
К удержаниям, производимым по согласованию между работодателем и физическими лицами, могут быть отнесены удержания: алиментов, сумм на личное добровольное страхование, на благотворительные цели, профсоюзных взносов, в погашение обязательств по подписке на акции, стоимости отпущенной (реализованной) продукции (товаров) или оказанных услуг (выполненных работ), займов, выданных работнику.
В первую очередь производятся обязательные удержания, размеры которых определяются действующими нормативными актами или имеющимися на предприятии исполнительными документами. Для такого рода удержаний издание приказа (распоряжения) и согласие работника не требуются. Обязательные удержания осуществляют, как правило, в следующей последовательности: отчисления в Пенсионный фонд, удержание подоходного налога, алиментов, другие удержания по исполнительным документам. Такой порядок связан с тем, что каждая ранее исчисленная сумма удержаний, согласно действующему законодательству, учитывается при расчете удержания, т.е. подоходный налог удерживается с учетом уменьшения налогооблагаемой базы по страховым взносам в Пенсионный фонд, удержанных с заработка работника, а суммы алиментов и других удержаний исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов.
 
2.2 Налог на доходы физических лиц
Плательщики налога и объект налогообложения
Перечень плательщиков налога на доходы физических лиц приведен в статье 207 НК РФ. Согласно этой статье, на­лог будут платить физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, а также физические лица-нерезиден­ты, получающие доходы от источников в Российской Федера­ции. Таким образом, все те, кто сегодня платит подоходный налог, в следующем году будут платить налог на доходы фи­зических лиц.
Объект налогообложения также не изменится, и физиче­ские лица-резиденты будут платить налог с доходов, получен­ных на территории России и за границей, а нерезиденты - с до­ходов, полученных из российских источников. Это установлено статьей 209 НК РФ.
Налоговая база
Согласно статье 216 НК РФ, налоговым периодом по налогу на доходы фи­зических лиц является ка­лендарный год.
Как и сегодня, в 2001 году налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц будет включать все доходы налого­плательщика. Они могут быть получены в денежной или нату­ральной форме, а также в виде материальной выгоды.
В отношении некоторых видов доходов установлены раз­личные налоговые ставки. Поэтому налоговая база будет опре­деляться по каждому из них отдельно. Доходы, ставка налога на которые равна 13 процентам, будут включаться в налоговую базу с учетом установленных Налоговым кодексом вычетов. Ес­ли сумма вычетов окажется больше суммы налогооблагаемых доходов, то налоговая база принимается равной нулю. На сле­дующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, за исключением имущественного вычета на суммы, израсходованные на приоб­ретение и строительство жилья. О порядке предоставления на­логовых вычетов и ставках налога мы расскажем ниже.
Отдельными статьями второй части Налогового кодекса ус­танавливается порядок, согласно которому в налоговую базу включают: во-первых, доходы, полученные в натуральной фор­ме, во-вторых, доходы в виде материальной выгоды и, в треть­их, выплаты по договорам страхования и договорам негосудар­ственного пенсионного обеспечения.
Порядок определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме
Согласно статье 211 НК РФ, в налоговую базу будет вклю­чаться рыночная стоимость товаров (работ, услуг), которые на­логоплательщик получает от организаций и индивидуальных предпринимателей. В эту стоимость войдут соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж.
Принципы определения рыночных цен установлены стать­ей 40 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 этой статьи для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, эта цена считается рыноч­ной. Следовательно, подоходный налог исчисляется исходя из цены товаров, согласованной между организацией и физиче­ским лицом.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы могут проверить, правильно ли при­меняются цены по сделкам между взаимозависимыми лицами (предприятие и его работники как раз являются такими лица­ми), а также в том случае, если цены отклоняются более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых организацией по идентичным товарам в течение непродолжительного периода времени.
Если в ходе проверки выяснится, что цена, указанная сто­ронами сделки, ниже рыночной на 20 и более процентов, то на­логовые органы вправе доначислить налоги исходя из рыноч­ных цен, а также пени.
Чтобы избежать налоговой ответственности, организации, которые передают физическим лицам продукцию по снижен­ным ценам, должны самостоятельно платить налоги исходя из рыночных цен.
Порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды
В статье 212 НК РФ указаны доходы в виде материальной выгоды, которые в следующем году будут включаться в налого­вую базу.
К таким доходам относится материальная выгода, получен­ная:
- от экономии на процентах за пользование заемными средст­вами;
- от приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы, услуги (в налоговую базу будет включаться разница в ценах);
- от приобретения ценных бумаг по ценам (в данном случае под ценой понимаются фактические расходы на приобретение цен­ных бумаг), которые ниже рыночной стоимости этих ценных бу­маг (в налоговую базу будет включаться разница в ценах).
Выгода от экономии на процентах будет включаться в на­логовую базу в том случае, если процент за пользование заем­ными средствами меньше 3/4 ставки рефинансирования (по займам, полученным в рублях) или меньше 9 процентов годо­вых (по займам, полученным в иностранной валюте). Нало­гом будет облагаться положительная разница между суммой, исчисленной исходя из 3/4 ставки рефинансирования (по ва­лютным займам - исходя из 9% годовых), и суммой факти­чески уплаченных процентов. Эта разница будет включаться в налоговую базу в момент уплаты процентов, но не реже од­ного раза в год.
Напомним, что сейчас материальная выгода, полученная от экономии на процентах, включается в совокупный доход физи­ческого лица, если процент за пользование заемными средства­ми меньше 2/3 ставки рефинансирования (по займам, получен­ным в рублях) или меньше 10 процентов годовых (по займам, полученным в иностранной валюте).
Таким образом, с будущего года налогооблагаемая сумма материальной выгоды от экономии на процентах увеличится по рублевым займам и уменьшится по валютным.
Порядок определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения
Согласно пункту 5 статьи 213 НК РФ, начиная с 1 января 2001 года организации, заключающие договоры страхования или договоры негосударственного пенсионного обеспечения в пользу своих работников, будут удерживать подоходный налог со страховых (пенсионных) взносов, которые они перечисляют страховым компаниям или негосударственным пенсионным фон­дам. Налог не будет удерживаться с взносов, перечисляемых по таким договорам, как:
- договор обязательного страхования, осуществляемый в по­рядке, который установлен действующим законодательством;
- договор добровольного страхования, предусматриваю­щий выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахо­ванных физических лиц и оплату страховщиками медицин­ских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат этим лицам;
- договор добровольного пенсионного страхования (добро­вольного негосударственного пенсионного обеспечения), если общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превышает 2000 руб. в год на одного работника (в 2001 году - 10 000 руб. на одного работника).
Что касается выплат по договорам страхования (негосудар­ственного пенсионного обеспечения), то страховые компании (негосударственные пенсионные фонды) будут удерживать на­лог на доходы физических лиц со всей суммы страховых (пенсионных) выплат. Исключением из этого правила станут вы­платы по следующим договорам:
- обязательного страхования;
- долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни;
- добровольного пенсионного страхования;
- добровольного пенсионного обеспечения (такие выплаты возможны лишь с момента наступления так называемых пен­сионных оснований, то есть с достижением пенсионного возрас­та, потерей кормильца или выслугой лет).
Напомним, что сегодня организации, которые заключили договоры страхования в пользу своих работников, также удер­живают подоходный налог с суммы взносов, перечисленных страховым компаниям. Исключение составляют случаи, когда работников страхуют либо в обязательном порядке, либо по до­говорам добровольного медицинского страхования и застрахо­ванные физические лица не получают никаких выплат по этим договорам.
Страховые компании, выплачивая страховое возмещение физическим лицам, застрахованным за счет организаций, удер­живают подоходный налог с разницы между суммой выплаты и суммой страхового взноса. Перечень видов страхования, выплаты по которым не облагаются подоходным налогом, приве­ден в подпункте «ф.» пункта 1 статьи 3 Закона № 1998-1.
Иной порядок действует сегодня применительно к догово­рам негосударственного пенсионного обеспечения, которые ор­ганизации заключают в пользу своих работников. В этом слу­чае организация не удерживает подоходный налог с суммы пенсионных взносов. Налог удерживает негосударственный пенсионный фонд при выплате пенсионной суммы.
Налоговые вычеты
В 2001 году доходы, подлежащие налогообложению, будут, как и сейчас, уменьшаться на так называемые налоговые выче­ты. Однако впервые Налоговый кодекс делит эти вычеты на че­тыре группы: стандартные, социальные, имущественные и про­фессиональные.
Стандартные налоговые вычеты - это суммы в размере 300, 400, 500 и 3000 руб., которые ежемесячно вычитаются из дохода. До этого тоже существовали ежемесячные вычеты, равные 1, 2, 3 и 5 МРОТ, а также годовой вычет в размере 50 000 руб.
Право на ежемесячный вычет в размере 3000 руб. получат все физические лица, которые ранее имели право на годовой вычет в размере 50 000 руб. (инвалиды-«чернобыльцы» и др.). Также право на этот вычет получат инвалиды Великой Отече­ственной войны и военнослужащие, ставшие инвалидами I, II и III групп из-за ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы. Сегодня они пользуются правом на ежемесячный вычет в размере 5 МРОТ (417,45 руб.).
Остальные налогоплательщики, которые сегодня пользуют­ся правом на вычет в размере 5 МРОТ, со следующего года по­лучат право на ежемесячный вычет в размере 500 руб. Кроме них право на такой же ежемесячный вычет получит часть на­логоплательщиков, которые сегодня могут получать вычет, равный 3 МРОТ (250,47 руб.). Это родители и супруги военно­служащих, погибших из-за ранения, контузии или увечья, ко­торые они получили, защищая СССР, Российскую Федерацию или исполняя иные обязанности военной службы. Сюда же включаются граждане, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия.
Все остальные физические лица получат право на ежеме­сячный вычет в размере 400 руб. Этот вычет будет предостав­ляться до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20 000 руб.
Кроме того, все налогоплательщики, у которых есть дети, получат право на ежемесячный вычет в размере 300 руб. на каж­дого ребенка. Этот вычет также будет предоставляться до меся­ца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с нача­ла года, превысит 20 000 руб.
Стандартные налоговые вычеты будет предоставлять орга­низация, в которой работает налогоплательщик. Если налого­плательщик работает в нескольких организациях, то в любую из них он может подать заявление с просьбой предоставить ему вычеты. К заявлению работник должен будет приложить доку­менты, подтверждающие, что он имеет право на вычеты.
Социальные налоговые вычеты
Перечень социальных налоговых вычетов приведен в ста­тье 219 НК РФ. Согласно этой статье, в 2001 году налог на до­ходы физических лиц не будет взиматься:
- с доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благо­творительные цели (эта сумма не должна превышать 25% годо­вого дохода);
- с сумм, уплаченных налогоплательщиком за свое обуче­ние в образовательных учреждениях (но не более 25 000 руб. в год);
- с сумм, уплаченных родителями за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в образовательном учреждении дневной формы обучения (но не более 25 000 руб. на каждого ребенка);
- с сумм, уплаченных налогоплательщиком за свое лечение, лечение супруга (супруги), родителей, детей в возрасте до 18 лет в российских медицинских учреждениях, а также с сумм, направленных на приобретение медикаментов, которые на­значены налогоплательщику лечащим врачом (но не более 25 000 руб.).
По дорогостоящим видам лечения в российских медицин­ских учреждениях налоговый вычет предоставляется в размере фактических расходов.
Чтобы получить право на социальные налоговые вычеты, налогоплательщики должны подать соответствующее заявле­ние в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 219 НК РФ.
Имущественные налоговые вычеты
Гражданин, за которого работодатель или иные лица оплачивают расхо­ды по приобретению или строительству жилья, не имеет права на налого­вый вычет.
С будущего года, равно как и сейчас, доходы физических лиц будут уменьшаться на суммы, которые получены от прода­жи имущества или израсходованы на приобретение или строи­тельство жилья. Следует отметить, что порядок предоставле­ния этих вычетов существенно изменится.
Во-первых, статья 220 НК РФ установит новые размеры вы­четов. Так, максимальный размер вычета на суммы, получен­ные от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, которые находятся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, составит 1 000 000 руб. Если же налогоплательщик продаст недвижимость, которая на­ходится в его собственности более пяти лет, то налогом не будет облагаться вся сумма, полученная от продажи.
В таком же порядке будет предоставляться вычет на сум­мы, полученные от продажи иного имущества: если имущество находилось в собственности более трех лет, то сумма вычета не ограничивается, если менее трех лет, то максимальная сумма вычета составит 125 000 руб.
Необходимо отметить, что бухгалтеры больше не будут следить за предоставлением работникам имущественных вычетов. Теперь, основываясь на письменных заявлениях и со­ответствующих документах, которые налогоплательщики по­дадут в конце года вместе с налоговой декларацией, эти вычеты будут предоставлять налоговые органы.

Профессиональные налоговые вычеты

Согласно статье 221 НК РФ, в будущем году право на про­фессиональные налоговые вычеты получат:
- индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтверж­денных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (если налогоплательщики не в состоянии документаль­но подтвердить свои расходы, вычет производится в размере 20% от общей суммы доходов);
- налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового ха­рактера (например, сдающие жилье внаем), - в сумме факти­чески произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих ра­бот (оказанием услуг);
- налогоплательщики, получающие авторские вознаграж­дения, - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (если эти расходы не могут быть под­тверждены документально, они принимаются к вычету по нор­мативам, приведенным в ст. 221 НК РФ).
Ставки и порядок исчисления налога
Статья 224 НК РФ ввела новые ставки налога. Согласно этой статье, с будущего года перестанет действовать прогрес­сивная шкала Ставок подоходного налога. Все налогоплатель­щики независимо от размера доходов будут платить налог по ставке 13 процентов. Однако с некоторых видов доходов налог будет взиматься по повышенным ставкам. Так, ставка 35 про­центов будет применяться к следующим доходам:
- стоимости выигрышей на тотализаторах, в лотереи и в другие, основанные на риске, игры;
- стоимости выигрышей и призов, получаемых в реклам­ных конкурсах и играх, превышающей 2000 руб.;
- сумме страховых выплат по договорам добровольного стра­хования, заключенным на срок менее пяти лет, в том случае, ес­ли эта сумма превышает внесенные налогоплательщиком стра­ховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования (сейчас с этого вида доходов налог взимается по ставке 15%);
- процентам по вкладам в банках, если сумма процентов превышает сумму, рассчитанную исходя из 3/4 ставки рефи­нансирования по рублевым вкладам и 9 процентов годовых по валютным вкладам (сейчас такого рода доходы облагаются на­логом по ставке 15%);
- материальной выгоде, полученной от экономии на про­центах по заемным средствам (сейчас сумма материальной вы­годы облагается по трехуровневой шкале ставок).
С сумм дивидендов и доходов физических лиц-нерезидентов налог будет взиматься по ставке 30 процентов.
Порядок исчисления и уплаты налога организациями
Предприятия обязаны удерживать подоходный налог из доходов, которые они выплачивают своим работникам, и пе­речислять его в бюджет. Согласно статье 226 НК РФ, эта обя­занность будет сохранена за организациями и в следующем году.
Однако порядок исчисления и уплаты налога изменится. Главное нововведение заключается в том, что организации, исчисляя подоходный налог, не должны будут учитывать дохо­ды, полученные работником от других работодателей. А зна­чит, бухгалтеру больше не придется требовать у новых сотруд­ников, принимаемых на работу в середине года, справку о доходах с предыдущего места работы.
Кроме того, согласно статье 223 НК РФ, датой получения дохода будет считаться последний день месяца, за который бух­галтер начислит работнику заработную плату. Сегодня датой получения дохода считается день, в который организация фак­тически выплатила заработную плату работнику. Следователь­но, в том случае, если часть заработной платы начислена в од­ном году, а выплачена в другом, бухгалтеру не нужно будет делать перерасчет налога.
Срок перечисления налога в бюджет не изменится. Органи­зации следует его перечислить до того, как она получит в банке средства для выплаты заработной платы.
Как и раньше, организации должны будут представлять в налоговые органы по месту учета сведения о доходах физиче­ских лиц и суммах удержанного налога. Согласно пункту 2 ста­тьи 230 НК РФ, это нужно будет делать один раз в год - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Пример

Иванов И.П. 1 января 2001 года был принят на должность слесаря в ЗАО «Марс» с месячным окладом 10 000 руб. В бухгалтерию предприятия Ива­нов И.П. подал заявление с просьбой предоставить ему вычет на содержание од­ного ребенка в возрасте до 18 лет и одного студента дневной формы обучения в возрасте до 24 лет. Вместе с заявлением он представил документы, подтверж­дающие его право на вычеты.
Общая сумма заработной платы, начисленной Иванову И.П. за январь-фев­раль 2001 года, составила 20 000 руб.
Общая сумма стандартных налоговых вычетов, предоставленных за эти два месяца, составила 2000 руб. (400 руб. *2 мес. + 300 руб. * 2 чел. * 2 мес.).
Общая сумма налога на доходы, удержанная из заработка Иванова И.П. за ян­варь-февраль 2001 года, составила 2340 руб. ((20 000 руб. - 2000 руб.) * 13%).
В марте 2001 года Иванову И.П. была начислена заработная плата в размере 10 000 руб.
Чтобы определить сумму налога, которую ЗАО «Марс» должно удержать в марте 2001 года, необходимо сделать следующие расчеты.
1. Рассчитать сумму дохода, начисленного Иванову И.П. нарастающим ито­гом с начала года:
10 000 руб. * 3 мес. = 30 000 руб.
2. Рассчитать налоговую базу. Для этого сумму дохода нужно уменьшить на сумму стандартных налоговых вычетов. Начиная с марта 2001 года вычеты Иванову И.П. не предоставляются, так как его доход превысил 20 000 руб.:
30 000 руб. - 2000 руб. = 28 000 руб.
3. Рассчитать общую сумму налога на доходы Иванова И.П. за три месяца 2001 года:
28 000руб. * 13% =3640 руб.
4. Определить сумму налога, которую следует удержать из заработной платы Иванова И.П. за март:
3640 руб. - 2340 руб. = 1300 руб.
В марте 2001 года в бухгалтерском учете ЗАО «Марс» будут сделаны следую­щие проводки (для упрощения примера порядок исчисления единого социаль­ного налога не рассматривается):
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
- 10 000 руб. - начислена заработная плата Иванову И.П.;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
- 1300 руб. - удержан подоходный налог из заработной платы за март;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50
- 8700 руб. (10 000 - 1300) - выдана заработная плата;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» КРЕДИТ 51
- 1300 руб. - перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц.
Порядок исчисления и уплаты налога физическими лицами
В 2001 году для индивидуальных предпринимателей, част­ных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практи­кой, по налогу на доходы физических лиц изменятся сроки уп­латы авансовых платежей. Согласно пункту 9 статьи 227 НК РФ, эти налогоплательщики должны перечислить авансовые платежи по налогу в следующие сроки:
- за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
- за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года также в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
Порядок и сроки представления налоговой декларации
Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ, начиная с 2001 года физические лица, которые перечислены ниже, будут обязаны представлять в налоговые органы декларацию о доходах:
- индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой;
- граждане, получившие от физических лиц, не являю­щихся налоговыми агентами, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера (например, договорам найма или аренды);
- налоговые резиденты Российской Федерации, получив­шие доходы от источников, находящихся за пределами Россий­ской Федерации;
- граждане, получившие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан налог.
Остальные налогоплательщики могут сами решить, стоит ли подавать в налоговые органы декларацию о доходах. Однако в некоторых случаях (например, если налогоплательщик хочет получить социальные, имущественные или профессиональные налоговые вычеты) сделать это все-таки придется.
Крайний срок представления налоговой декларации не из­менится. Им, как и прежде, будет 30 апреля того года, который следует за отчетным.
Льготы по налогу
Перечень доходов, которые со следующего года не будут об­лагаться налогом на доходы физических лиц, приведен в ста­тье 217 НК РФ. В основном он соответствует перечню, приве­денному в пункте 1 статьи 3 Закона № 1998-1. Однако порядок предоставления льгот по налогу все же изменится.
Так, согласно пункту 9 статьи 217 НК РФ, налог не будет взиматься с суммы компенсации стоимости путевок (за исклю­чением туристских) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, которую работодатель выплачивает своим сотруд­никам или членам их семей за счет чистой прибыли.
Также изменится порядок налогообложения некоторых видов материальной помощи. Со следующего года налог не будет взи­маться с суммы материальной помощи, которая (в соответствии с программами, утверждаемыми органами государственной вла­сти ежегодно) оказывается за счет бюджетов и внебюджетных фондов малоимущим и социально незащищенным гражданам.
Кроме того, в соответствии с пунктом 28 статьи 217 НК РФ не будут облагаться налогом доходы, не превышающие 2000 руб., которые получены в виде:
- материальной помощи, оказываемой работодателями сво­им работникам, а также бывшим своим работникам, уволив­шимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту (сейчас эти доходы не облагаются налогом, если их стоимость не превышает 12 МРОТ (1001,88 руб.));
- возмещения (оплаты) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости при­обретенных ими (для них) медикаментов, которые назначены лечащим врачом;
- подарков, полученных налогоплательщиками от органи­заций или индивидуальных предпринимателей (сейчас не обла­гается подоходным налогом стоимость подарков в пределах 12 МРОТ (1001,88 руб.)).
В заключение отметим, что с 1 января 2001 года некоторые льготы по подоходному налогу перестанут действовать. Так, налог будет взиматься с таких доходов, как:
- доходы работников медицинских учреждений, которые они получают за сбор крови;
- выигрыши по лотереям, проводимым в порядке и на ус­ловиях, определяемых Правительством РФ;
- доходы учащихся общеобразовательных учебных заведе­ний, слушателей духовных учебных заведений, аспирантов, ординаторов и интернов, получаемые ими в связи с учебно-про­изводственным процессом, за работы по уборке сельскохозяй­ственных культур и заготовке кормов, а также за работы, вы­полняемые в период каникул;
- доходы физических лиц, осуществляющих старатель­скую деятельность;
- дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия;
- доходы военнослужащих, получаемые в связи с исполне­нием обязанностей военной службы.
Кроме того, этим налогом будет облагаться стоимость про­дукции собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, которая реализована в счет натуральной оплаты труда и натуральной выдачи. Сей­час подоходный налог взимается, если стоимость этой продук­ции превышает 50 МРОТ (417,45 руб.).
 
2.3 Учет удержаний по исполнительным документам
К исполнительным документам, согласно статье 7 Закона «Об исполнительном производстве», относятся: исполнительные листы, выдаваемые судами, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате али­ментов, постановления органов (должностных лиц), уполномо­ченных рассматривать дела об административных правонару­шениях, удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдавае­мые на основании ее решений, постановления судебного пристава-исполнителя.
Содержание судебного приказа и нотариально удостоверен­ного соглашения об уплате алиментов определяется Граждан­ским процессуальным кодексом РСФСР и Семейным кодексом РФ, подписывается лицами, принявшими или удостоверивши­ми их, и заверяется соответствующей печатью. Исполнительные документы носят для руководства пред­приятия обязательный характер, поэтому все поступившие в ор­ганизацию такие документы должны быть зарегистрированы и не позднее следующего дня переданы в бухгалтерию под расписку ответственному лицу, назначенному приказом администрации. В бухгалтерии эти документы также регистрируются и да­лее хранятся как бланки строгой отчетности. О поступлении ис­полнительного документа должны быть извещены судебный исполнитель и взыскатель.
Из заработной платы физических лиц на основании испол­нительных документов могут производиться удержания: алиментов на несовершеннолетних детей или на недее­способных родителей, сумм в возмещение вреда, причиненного физическим ли­цам в результате полной или частичной потери последними трудоспособности, потери кормильца, нанесения имуществен­ного ущерба, сумм в возмещение имущественного вреда или ущерба, причиненного юридическим лицам, сумм в возмещение морального вреда.
           Взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, родителей, недееспособных супругов производится в со­ответствии с Временной инструкцией о порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания предприятиям, учреждениям и орга­низациям, утвержденной Минюстом России 2 сентября 1993 г., Семейным кодексом и Кодексом о браке и семье РСФСР.
Взыскание алиментов может производиться на основании исполнительных листов судебных органов, нотариально удос­товеренных соглашений об уплате алиментов, которые имеют силу исполнительного документа или письменных заявлений самих плательщиков алиментов.
Размеры алиментов согласно исполнительным листам ус­танавливаются в долях к начисленной сумме заработка (возна­граждения, другого дохода) или в твердой сумме. В последнем случае предприятия обязаны соблюдать правила индексации сумм взыскиваемых алиментов. Размер алиментов на содержание несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Семейного кодекса составляет: на одного ребенка - 1/4; на двух детей - 1/3; трех и более - 1/2 дохода работника, с которого установлено удер­жание. Кроме того, согласно Семейному кодексу, уплата алимен­тов осуществляется за счет плательщика, поэтому при переводе алиментов по почте с Плательщика должен быть удержан поч­товый тариф за пересылку.
Если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок, либо если этот роди­тель получает заработок полностью или частично в натуре или иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок, а также в других случаях, если взыскание алиментов в доле­вом отношении к заработку родителя невозможно, затрудни­тельно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определит!» размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой сумме.
В соответствии со статьей 117 Семейного кодекса индек­сация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией предприя­тия по месту удержания алиментов пропорционально увели­чению установленного законом минимального размера опла­ты труда (в целях реализации такой индексации размер алиментов в твердой сумме устанавливается в виде суммы, соответствующей определенному числу минимальных разме­ров оплаты труда). Кроме алиментов с ответчиков могут взыскиваться отдель­ные дополнительные расходы, к которым относятся государст­венная пошлина (выдается отдельный исполнительный лист) или дополнительные расходы на содержание получателей али­ментов по решению судебных органов.
Перечень доходов, с которых производится удержание алиментов, утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. (в ред. от 20.05.98) «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей». Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия (18 лет) или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершен­нолетия, при усыновлении (удочерении) ребенка, а также в случае смерти ребенка, на содержание которого взыскива­лись алименты. Администрация предприятия обязана производить удер­жания алиментов не позднее чем в трехдневный срок со дня вы­платы заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.
Удержанные алименты могут выдаваться взыскателю лич­но из кассы, переводиться ему по почте или на счет в учрежде­нии банка. При выдаче алиментов наличными деньгами из кассы лич­но взыскателю или по его доверенности кассир обязан отметить номер, дату и место выдачи предъявленного паспорта или дру­гого документа, удостоверяющего личность получателя, а так­же место прописки получателя. При переводе взыскателям сумм алиментных платежей по почте бухгалтерия обязана на оборотной стороне талона к почтовому переводу в разделе «Для письменного сообще­ния» указать сумму заработка, за какой месяц взысканы али­менты и количество фактически отработанных должником рабочих дней, сумму подоходного налога, процент и сумму удержания, в том числе в счет погашения задолженности, сумму оставшейся задолженности. Для перевода платежей в учреждения банков необходимо испросить у получателя письменное заявление. Если адрес лица, в пользу которого взыскиваются али­менты, неизвестен, об этом уведомляется народный суд по ме­стонахождению данного предприятия, учреждения, организа­ции, и удержанные суммы перечисляются на депозитный счет этого суда.
При увольнении работника, из заработной платы которо­го производятся удержания алиментов, бухгалтер обязан сделать на исполнительном листе отметки обо всех удержаниях и суммах оставшейся задолженности, заверив их печатью предприятия. В трехдневный срок исполнительный документ должен быть передан заказной корреспонденцией в суд по но­вому месту работы работника, а если оно неизвестно — в суд по месту его жительства. Если оно также неизвестно, исполни­тельный лист направляется в суд по местонахождению пред­приятия. О всяком движении исполнительного листа следует пись­менно уведомлять получателя алиментов.
Согласно статье 16 Семейного кодекса, родители могут за­ключить соглашение о содержании своих несовершеннолет­них детей (соглашение об уплате алиментов), которое состав­ляется в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При этом размер уплачиваемых алиментов по соглашению не может быть ниже размера алиментов, которые могли быть получены при взыскании алиментов в судебном порядке. Соглашение может быть изменено или расторгнуто в любое время по взаимному соглашению сторон. Изменение или рас­торжение соглашения об уплате алиментов производится в той же форме, что и само соглашение. Односторонний отказ от исполнения соглашения или одно­стороннее изменение его условий не допускается. Уплата алиментов согласно соглашению, может произво­диться как в долях к заработку, так и в твердой денежной сум­ме, уплачиваемой ежемесячно или единовременно (как вари­ант возможно сочетание отдельных видов). Индексация размера алиментов, уплачиваемых по согла­шению, производится в соответствии с этим соглашением. Если в нем не предусмотрен порядок индексации, она производится в общеустановленном порядке. Выплата алиментов, согласно письменным обязательст­вам, прекращается смертью одной из сторон, истечением срока действия соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением.
Прочие удержания по исполнительным документам (за ущерб, причиненный предприятиям и физическим лицам, штрафы, удержания из заработной платы лиц, отбывающих исправительные работы без лишения свободы) производятся в размере, определенном самим исполнительным документом, с соблюдением установленных ограничений размеров удержа­ний, предусмотренных Законом «Об исполнительном произ­водстве».
Удержания осуществляются со всей суммы начисленного заработка, за исключением выплат, которые, согласно статье 69 вышеназванного Закона, не учитываются при расчете удержа­ний. На пособия по социальному страхованию (временной не­трудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком в период частично оплачиваемого отпуска и другим), а также пособия по безработице взыскание производится только по ре­шению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алимен­тов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в ре­зультате смерти кормильца.
Бухгалтерский учет расчетов по возмещению материального ущерба, причиненного работником, осуществляется на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», для чего к нему открывается отдельный субсчет 73-3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Удержания по исполнительным документам в бухгалтер­ском учете отражаются следующими проводками:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 «Расчеты по алиментам»

- удержаны алименты;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

-           удержаны суммы в возмещение ущерба, причи­ненного предприятию по исполнительным до­кументам;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 50,51

          -     удержанные суммы переведены по назначению или выданы получателю из кассы.

Пример.

Согласно поступившим на предприятие в текущем меся­це исполнительным листам, с работника удерживаются и переводятся по почте алименты на содержание двоих несо­вершеннолетних детей в размере 1/3 от суммы заработной платы, а также 3500 руб. в возмещение государственной по­шлины и судебных издержек.
За сентябрь работнику начислена заработная плата 2500 руб.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 69 - 25 руб. (2500 руб. * 1%) - удержаны страховые взносы в Пенсионный фонд
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по подоходному налогу с федеральным бюджетом»
-72 руб. ((2500 руб. -25 руб. -8349руб) * 3%) - удержан подоходный налог в федеральный бюджет
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по подоходному н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.