На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы налогообложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………4
1.1   Экономическая сущность налогов, их функции……………………….…..4
1.2   Классификация налогов и ее роль в управлении налогами……………….8
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ….13
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...41
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
     Налоги необходимы для выполнения государственных функций по удовлетворению коллективных потребностей, требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
     В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
     Кроме того, от того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
     Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.
     Налоги представляют собой - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства[4, с. 321].
     Актуальность работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
        Цель данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогообложения; определение принципов налоговой системы;  рассмотрение проблем и перспектив развития налоговой системы Республики Беларусь.
        Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
?      Определить экономическую сущность налогов и функции;
?      Изучение классификации налогов и ее роль в управление налогами;
?      Рассмотрение принципов налогообложения;
?      Определение проблем и перспектив развития налоговой системы Республики Беларусь.
          Объектом данного исследования является налогообложение в РБ..
     Предмет исследования – организация налоговой системы в республике на современном этапе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
         1.1 Экономическая сущность налогов, их функции
 
Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений.
Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.
Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории - государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория как налоги[20, с. 76].
Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т. д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий. Принимая участие в перераспределительном процессе, налоги или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.
Именно прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Их особенностью является и то, что налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает.
Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.
Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов.
В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.
Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.
Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка, рассматривается как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.
Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его доходную часть.
В фискальной функции заложены и экономические стимулы, так как сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредовано и проявляется подчас через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер деятельности, а поэтому производство - главный объект налогового стимулирования.
Отсюда следует, что налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.
Для стимулирующей функции в отличие от фискальной функции характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции. В этом особенность и отличие стимулирующей функции от других функций налогов. Никакая другая функция налогов непосредственно стимулирующими свойствами не обладает; во-вторых, мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции.
Из сущности налогов вытекает и распределительная, а точнее, перераспределительная, функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление одной по части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), другой его части в Централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности, от фискальной функции. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений[13, с. 118].
1.2 Классификация налогов и ее роль в управлении налогами
 
     Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Она вносит значительный вклад в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе для налогоплательщиков вводятся классификационные кодификаторы и идентификационные номера.
     Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.
     Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства.
     Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др.
Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика Прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.
Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.
В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.
Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета[8, с. 234].
Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим 4 признакам:
1) по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
2) по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
3) по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной мнимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
4) по характеру отношений: конвенционные и автономные.
Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.
Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.
Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.
Таможенная пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.
Таможенная пошлина дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.
В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:
а) поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского бюджета и местных бюджетов -существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.
Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Республике Беларусь;
б) в федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России существует также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.
В последние годы появился особый вид межгосударственных налогов. В Европейском сообществе действует единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.
Возможно появление особых видов межгосударственных налогов в рамках СНГ для финансирования совместных межгосударственных программ[21, с. 94].
Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
        Таким образом, хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать процессы потребления и накопления.
        Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяется государственным строем и политикой, проводимой властью[12, c. 231].

ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
 
     Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
     Налоговые системы современных государств - результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговые системы различных государств, а главное, - международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий.
     Налоговая система - единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование. Кроме уровня развития экономики, отношений собственности, большое значение для построения налоговой системы имеют политико-правовые принципы.
Экономическая и юридическая науки выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
* порядок установления и ввода в действие налогов;
* виды налогов или систему налогов; классификацию налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
* порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
* налоговые органы;
* права и обязанности налогоплательщиков;
* права и обязанности налоговых органов;
* ответственность участников налоговых отношений;
* защиту прав и интересов налогоплательщиков;
* налоговое законодательство[15, с. 231].
     Каждое государство имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998 году на международные стандарты в области бюджетной классификации.
В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Они могут действовать как самостоятельные органы государственного управления либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов [1, с. 34].
     В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков изложены Налоговом кодексе Республики Беларусь (РЖ РБ), вступившем в силу 1 января 2004 года, статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 НК РБ.
     Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, отлаженность, эффективность и эластичность, то есть приспособляемость к изменяющимся условиям. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, но и ее реальная действенность, включая отклонения от декларированных принципов и правил, бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата, необязательность выполнения налоговых предписаний. По мнению Ф. Бэкона, подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа.
     Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).
     В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства относительно имущества плательщика.
     Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:
* субъект налога,
* предмет и объект налогообложения,
* база налогообложения,
* источники выплаты налоговых платежей,
* ставка налога,
* налоговые льготы,
* налоговый и отчетный периоды,
* санкции,
* порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию [1, с. 38].
     Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает ряд инструментов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет.
     Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее толковать их однозначно в любой ситуации.
     Совокупность инструментов налоговой системы, которая представляет собой налоговое обязательство, выражает взаимосвязь и взаимозависимость составляющих элементов налога как экономико-правового явления. В структуре налогового обязательства налоговая норма (налоговый закон, нормативный акт) определяет общие правила в налоговой сфере. Она устанавливается и утверждается в определенном порядке. Именно налоговая норма регулирует возникновение, изменение, исполнение и прекращение налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться установленной в законном порядке и в рыночной экономике не влечет за собой финансовых последствий для субъектов хозяйствования.
     В соответствии с НК РБ, статья 13, «плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
     Под организациями понимаются:
1) юридические лица Республики Беларусь;
2) иностранные юридические лица и международные организации;
3) простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
4) хозяйственные группы.
     Под физическими лицами понимаются:
1) граждане Республики Беларусь;
2) граждане либо подданные иностранного государства;
3) лица без гражданства (подданства)».
Согласно ПК РБ (статья 28), «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».
     Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу объекта налогообложения. Она устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах [24, с. 10].
Согласно ПК РБ (статья 41), «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)».
     В теории и практике налогов большое значение имеют методы построения налоговых ставок, среди которых выделяются:
* твердые ставки - определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра);
* пропорциональные ставки - устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль);
* прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 9 до 35% дохода плательщика. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;
* регрессивные ставки - понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах. В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы.
     Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство [1, с. 49].
     Согласно НК РБ (статья 41), «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:
* освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
* дополнительных по отношению к учитываемым налогам при определении (исчислении) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налогов, сбора (пошлины);
* пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
* в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
     Нормы Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты».
     По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные льготы в различных формах, к числу которых относятся:
?      введение налогооблагаемого минимума -- освобождение от налога части его объекта;
?      установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
?      понижение ставок налога, уменьшение его оклада;
?      предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
?      изъятие из налогообложения части объекта налога;
?      вычет из налогового платежа за расчетный период;
?      освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.
     В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы:
общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;
специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.
      Именно они используются государством для регулирования рыночной экономики.
     При этом важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот и оперативно реагировать на изменения, совершенствуя механизм налогообложения и в первую очередь -- налоговые льготы. В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства, определенным категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.
Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства. Так, развитые страны в период экономического кризиса середины 70-х гг. ввели очень важную налоговую льготу при обложении прибыли - инвестиционный налоговый кредит с целью расширения инвестиций. В период подъема, наоборот, скидки сокращаются, чтобы замедлить рост производства.
     Умелое и эффективное оперирование основными инструментами и рычагами налогового регулирования (ставки, льготы, налоговая база и др.) сыграло решающую роль в экономическом подъеме послевоенной Германии.
В США, например, введены различные налоговые льготы, которые побуждают компании рационально использовать капитал, стимулируют развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ускоренную амортизацию основного капитала, увеличение инвестиций, использование альтернативных видов энергии.
В Канаде льготы предоставляются в форме инвестиционного кредита для выделенной группы районов. Для стимулирования развития сельского хозяйства предусмотрены три специальные льготы. Большое внимание уделяется стимулированию малого бизнеса. Для всех компаний малого бизнеса применяется минимальная ставка.
В Австрии широко используется такая льгота для физических лиц, как налоговый кредит: дополнительный налоговый кредит для единственного получателя дохода в семье; дополнительный налоговый кредит на детей единственного получателя дохода; дополнительные кредиты для наемных работников: транспортный налоговый кредит; налоговый кредит для пенсионеров; налоговый кредит для лиц, совершающих регулярные поездки на рубеж. Ряд налоговых льгот и привилегий имеют компании, участвующие в совместной деятельности с иностранными фирмами и корпорациями. Применяется льгота по налогообложению НДС группы компаний, объединившихся в холдинг; которые зарегистрированы как единый субъект налогообложения. Оборот внутри этой группы налогом не облагается.
Во Франции налоговые льготы распространены на большинство продовольственных товаров, книгоиздание и производство медикаментов [19, с. 36].
     Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий Республики Беларусь направлены на стимулирование: финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство; малых форм предпринимательства; занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.
     Льготный режим налогообложения воздействует на отраслевую структуру производства, развитие приоритетных отраслей экономики. Приоритетными для Республики Беларусь являются:
развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием;
внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств;
обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;
структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса;
развитие предпринимательства и бизнеса;
привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту.
     Налоговые льготы должны содействовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны. Такой налоговый режим может временно распространяться на свободные экономические зоны. Есть необходимость увеличить налоговые льготы для отраслей, функционирующих в экономически отсталых районах республики.
     Для современной Беларуси важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития экономики [16, с. 42].
     Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы.
1. Классические, или межнациональные принципы. Они и идеальны, и, если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной.
2. Организационно-экономические, или внутринациональные принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества [18, с. 56].
     С развитием национальных экономик меняются и системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем, национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы [22, с. 31].
     Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые, так или иначе используются в налоговых системах всех стран. Это и есть подсистема межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства:
1) принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;
2) принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;
3) принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода;
4) принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными [18, с. 57].
     Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:
- принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
- однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;
- стабильность налоговой системы в течение длительного периода времени;
- оптимальность налоговых изъятий, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц [32, с. 33].
     Вторая сфера принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством [16, с. 43].
     Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то в ней имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве [22, с. 34].
В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств, или затруднять законную деятельность налогоплательщиков; не допускается устанавливать дополнительные налоги или повышенные либо дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица [18, с. 59].
     Перечисленные принципы налогообложения были учтены при формировании налоговой системы Беларуси, адекватной рыночным преобразованиям. В течение последних лет серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип определенности: вносимые изменения утверждались законодательными актами задним числом [16, с. 44].
     Требует рассмотрения еще один принцип построения налоговой системы - стимулирование развитие хозяйствующих субъектов. Необходимость выделения такого принципа обусловлена склонностью государства возлагать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты. Она не учитывает эффективности работы предприятия (налоги с оборота и есть результат такой склонности), что порождает незаинтересованность государства в эффективной работе хозяйствующих субъектов. Выполнение данного принципа будет обеспечиваться стремлением установить прямую пропорциональную зависимость между суммой налоговых отчислений и получаемым доходом (прибылью). Это позволит предприятиям легче перенести кризисные ситуации, связанные с временным отсутствием прибыли, а государству пристальнее заботиться об эффективности работы хозяйствующих субъектов, а не об объемах производства.
     Построение налоговой системы с учетом принципа существования стимула для государства в повышении эффективности работы хозяйствующих субъектов позволит избежать необоснованного налогообложения издержек предприятия [16, с. 67].
Налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, целям и экономической политике.
     При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.[22, с. 36]
     В налогообложении действует три способа взимания налогов, касающиеся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный, административный у источника образования объекта [16, с. 47].
Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.[18, с. 64]
     В земельном кадастре Беларуси представлен систематизированный перечень (свод) сведений о земле как средстве производства, о земельных угодьях, приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра не лишен недостатков. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом [22, с. 36].
     Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает [16, с. 47].
     Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы [22, с. 37].
     Применяют следующие методы уплаты налога:
?      наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
?      безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
?      расчет гербовыми марками, то есть с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ вступает в законную силу [18, с. 65].
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
     Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.
     В этих условиях предъявляются очень высокие требования к механизму налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования [12,c.27].
     Kак известно, Республика Беларусь уже не первый год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимает последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».
     Белорусская налоговая система по количеству платежей практически не отличается от большинства систем налогообложения стран с развитой рыночной экономикой. Этот же вывод, хотя в меньшей степени, применим и к налоговым ставкам. Да, с 1 января 2010 года поднялась ставка НДС с 18% до 20%, что конечно, не очень хорошо. Но в условиях мирового экономического кризиса эту же мер применили и в некоторых других странах. Кроме того, в Беларуси довольно высокая ставка налога на прибыль - 24%. Так, она существенно выше, чем в России и Литве, где составляет 20% и в Казахстане 15%.
       Вывод можно сделать следующий: последнее место белорусской налоговой системы в рейтинге Всемирного банка - результат не только и не столько количества налоговых платежей. Основные проблемы отеч
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.