На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Литературный стиль: Литература Барокко

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  
 

Литературный  стиль: Литература Барокко 

    Барокко (от итал. barоссо, фр. baroque - странный, неправильный) - литературный  стиль в Европе конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «бароко»  перешел к литературоведению  из искусствоведения из-за общего  сходства в стилях изобразительных  искусств и литературы той эпохи. Считают, что первым термин «бароко» относительно литературы использовал Фридрих Ницше. Это художественное направление было общим для подавляющего большинства европейских литератур. Барокко пришло на смену Возрождению, но не было его возражением. Отойдя от присущих ренессансной культуре представлений о четкой гармонии и закономерности бытия и безграничных возможностей человека, эстетика барокко строилась на коллизии между человеком и внешним миром, между идеологическими и чувствительными нуждами, умом и естественными силами, которые олицетворяли теперь вражеские человеку стихии.
Для барокко  как стиля, рожденного переходными  эпохами, характерным является разрушение антропоцентричных представлений  эпохи Возрождения, доминирования  божественного начала в его художественной системе. В барочном искусстве ощущается  мучительное переживание личного  одиночества, «покинутости» человека в объединении с постоянным поиском  «утраченного рая». В этих поисках  художники барокко постоянно  колеблются между аскетизмом и гедонизмом, небом и землей, Богом и дьяволом. Характерными признаками этого направления  были также возрождение античной культуры и попытка объединения  ее с христианской религией. Одним  из господствующих принципов эстетики барокко стала иллюзорность.
Художник  своими произведениями должен был создавать  иллюзию, читателя нужно буквально  ошеломить, заставить его удивляться при помощи введения в произведение странных картин, непривычных сцен, накоплении образов, красноречия героев. Поэтика барокко характеризуется объединением религиозности и светскости в пределах одного произведения, наличием христианских и античных персонажей, продолжением и возражением традиций Возрождения. Одной из основных черт барочной культуры является также синтез разных видов и жанров творчества.
Важное  художественное средство в литературе барокко - это метафора, которая является основой для выражения всех явлений  мира и оказывает содействие его  познанию. В тексте барочного произведения происходит постепенный переход  от украшений и деталей к эмблемам, от эмблем к аллегориям, от аллегорий  к символам. Этот процесс объединяется с видением мира как метаморфозы: поэт должен проникнуть в тайны беспрерывных изменений жизни. Герой барочных произведений - большей частью яркая личность с развитым волевым и еще более развитым рациональным началом, художественно одаренный и очень часто благородный в своих поступках.
Стиль барокко вобрал в себя философские  и морально-этические представления  о окружающем мире и месте человеческой личности в нем. Среди виднейших  писателей европейского барокко - испанский  драматург П. Кальдерон, итальянские  поэты Марино и Тассо, английский поэт Д. Донн, французский романист О. Д’юрфе и некоторые другие. Барочные традиции нашли дальнейшее развитие в европейских литературах ХІХ-ХХ ст. В XX ст. появилось и литературное течение необарокко, которое связывают  с авангардной литературой начала XX ст. и постмодерной конца XX ст. 

Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной  и грандиозной универсальной  личности. Уже в силу этого возникновение  барокко не могло быть связано  только с формами религии или  характером власти. В основе же новых  представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти представления  оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности  барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри сложившейся художественной системы  сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные течения.
Литература  барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и  стремлением к величавости и  пышности. В барочной литературе осмысляется  дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как  и внутренние борения в душе отдельного человека. В силу этого видение  мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом  и его литературу в частности  пронизывает вера в реальность духовного  начала, величие Бога.
Сомнение  в прочности и непоколебимости  мира приводило к его переосмыслению, и в культуре барокко средневековое  учение о бренности мира и человека причудливо сочеталось с достижениями новой науки. Представления о  бесконечности пространства привели  к коренному изменению видения  картины мира, который приобретает  грандиозные космические масштабы. В барокко мир понимается как  вечная и величественная природа, а  человек – ничтожная песчинка – одновременно слит с нею и  противостоит ей. Он словно растворяется в мире и становится частицей, подчиненной  законам мира и общества. Вместе с тем, человек в представлении  деятелей барокко подвержен необузданным страстям, которые ведут его ко злу.
Преувеличенная  аффектированность, крайняя экзальтация  чувств, стремление познать запредельное, элементы фантастики – все это  причудливо сплетается в мироощущении и художественной практике. Мир в  понимании художников эпохи –  разорван и беспорядочен, человек  – всего лишь жалкая игрушка в  руках недоступных сил, его жизнь  – цепь случайностей и уже в  силу этого представляет собой хаос. А потому мир пребывает в состоянии  неустойчивости, ему присуще имманентное  состояние перемен, а закономерности его трудноуловимы, если вообще постижимы. Барокко как бы раскалывает мир: в нем рядом с небесным сосуществует земное, рядом с возвышенным – низменное. Для этого динамичного, стремительно меняющегося мира характерны не только непостоянство и быстротечность, но и необычайная интенсивность бытия и накал тревожных страстей, соединение полярных явлений – грандиозности зла и величия добра. Для барокко была характерна и другая черта – оно стремилось выявить и обобщить закономерности бытия. Помимо признания трагичности и противоречивости жизни, представители барокко полагали, что существует некая высшая божественная разумность и во всем имеется скрытый смысл. Следовательно, надо смириться с миропорядком.
В этой культуре, и в особенности в  литературе, кроме концентрации на проблеме зла и бренности мира возникало также стремление преодолеть кризис, осмыслить высшую разумность, сочетающую и доброе и злое начало. Тем самым делалась попытка снять  противоречия, место человека в необъятных просторах мироздания определялось созидательной мощью его мысли  и возможностью чуда. Бог при подобном подходе представал как воплощение идеи справедливости, милосердия и  высшего разума.
Отчетливее  эти черты проявились в литературе и изобразительном искусстве. Художественное творчество тяготело к монументальности, в нем сильно выражено не только трагическое начало, но также религиозные  мотивы, темы смерти и обреченности. Многим художникам были присущи сомнения, ощущение бренности бытия и скепсис. Характерны рассуждения о том, что  загробное бытие предпочтительнее страданиям на грешной земле. Эти  черты литературы (да и всей культуры барокко) в течение длительного  времени позволяли трактовать данное явление как проявление контрреформации, связывать с феодально-католической реакцией. Теперь такая трактовка  решительно отброшена.
Вместе  с тем в барокко, и прежде всего  в литературе, отчетливо проявились различные стилевые тенденции, и  отдельные течения достаточно далеко расходились. Переосмысление в новейшем литературоведении характера литературы барокко (как и самой культуры барокко) привело к тому, что в  нем выделяется две основных стилевых линии. Прежде всего, в литературе возникает  аристократическое барокко, в котором  проявилась тенденция к элитарности, к созданию произведений для «избранных». Было и другое, демократическое, т.н. «низовое» барокко, в котором  отразилось душевное потрясение широких  масс населения в рассматриваемую  эпоху. Именно в низовом барокко  жизнь рисуется во всем ее трагическом  противоречии, для данного течения  характерна грубоватость и нередко  обыгрывание низменных сюжетов  и мотивов, что нередко приводило  к пародии.
Представление об изменчивости мира породило необычайную  экспрессивность художественных средств. Характерной чертой барочной литературы становится смешение жанров. Внутренняя противоречивость определила характер изображения мира: раскрывались его  контрасты, взамен ренессансной гармонии появилась асимметрия. Подчеркнутая внимательность к душевному строю  человека выявила такую черту, как  экзальтация чувств, подчеркнутая выразительность, показ глубочайшего страдания. Для  искусства и литературы барокко  характерна предельная эмоциональная  напряженность. Другим важным приемом  становится динамика, которая вытекала из понимания изменчивости мира. Литература барокко не знает покоя и статики, мир и все его элементы меняются постоянно. Для нее барокко становится типичен страдающий герой, пребывающий в состоянии дисгармонии, мученик долга или чести, страдание оказывается едва ли не основным его свойством, появляется ощущение тщетности земной борьбы и ощущение обреченности: человек становится игрушкой в руках неведомых и недоступных его пониманию сил.
В литературе нередко можно встретить выражение  страха перед судьбой и неизведанным, тревожное ожидание смерти, ощущение всевластия злобы и жестокости. Характерно выражение идеи существования божественного  всеобщего закона, и людской произвол в конечном счете сдерживается его  установлением. В силу этого меняется и драматический конфликт по сравнению  с литературой Возрождения и  маньеризма: он представляет собой  не столько борьбу героя с окружающим миром, сколько попытку в столкновении с жизнью постичь божественные предначертания. Герой оказывается рефлектирующим, обращенным к своему собственному внутреннему  миру.
Литература  барокко настаивала на свободе выражения  в творчестве, ей присущ безудержный  полет фантазии. Барокко стремилось к чрезмерности во всем. В силу этого  – подчеркнутая, нарочитая усложненность  образов и языка, соединенная  со стремлением к красивости и  аффектации чувств. Язык барокко предельно  усложнен, используются непривычные  и даже нарочитые приемы, появляется вычурность и даже напыщенность. Ощущение иллюзорности жизни и недостоверности  знаний привело к широкому использованию  символов, сложной метафоричности, декоративности и театральности, определило появление аллегорий. Литература барокко  постоянно сталкивает подлинное  и мнимое, желаемое и действительное, проблема «быть или казаться»  становится одной из важнейших. Накал  страстей привел к тому, что чувства  потеснили разум в культуре и  искусстве. Наконец, для барокко  характерно смешение самых различных  чувств и появление иронии, «не  существует явления ни столь серьезного, ни столь печального, чтобы оно  не могло превратиться в шутку». Пессимистическое мировосприятие породило не только иронию, но и едкий сарказм, гротеск и гиперболу.
Стремление  обобщить мир раздвинуло границы  художественного творчества: литература барокко, подобно изобразительному искусству, тяготела к грандиозным  ансамблям, вместе с тем можно  заметить и тенденцию к процессу «окультуривания» природного начала в  человеке и самой природы, подчинения ее воле художника.
Типологические  черты барокко определили и жанровую систему, которой была присуща подвижность. Характерно выдвижение на передний план, с одной стороны, романа и драматургии (в особенности жанра трагедии), с другой, культивирование сложной по концепции и языку поэзии. Преобладающими становится пастораль, трагикомедия, роман (героический, комический, философский). Особым жанром является бурлеск – комедия, пародирующая высокие жанры, грубо приземляющая образы, конфликт и сюжетные ходы этих пьес. В целом во всех жанрах выстраивалась «мозаичная» картина мира, причем в этой картине играло особую роль воображение, и нередко совмещались несовместимые явления, используется метафоричность и аллегория.

Русское барокко как литературное направление

 
   Как одно из проявлений влияния  нового типа может рассматриваться  и русское барокко. Русское  барокко - это не только отдельные произведения, переведенные с польского или пришедшие с Украины и из Белоруссии. Это прежде всего литературное направление, возникшее под влиянием польско-украинско-белорусского воздействия. Это новые идейные веяния, новые темы, новые жанры, новые умственные интересы и, конечно же, новый стиль.
Всякое  более или менее значительное воздействие со стороны осуществляется лишь тогда, когда возникают собственные, внутренние потребности, которые формируют  это воздействие и включают его  в историко-литературный процесс. Барокко  также пришло к нам вследствие своих, достаточно мощных потребностей. Барокко, которое в других странах  пришло на смену Ренессансу и являлось его антитезисом, оказалось в  России по своей историко-литературной роли близким Ренессансу. Оно носило просветительский характер, во многом содействовало освобождению личности и было связано с процессом  секуляризации, в противоположность  Западу, где в некоторых случаях  в начальных стадиях своего развития барокко знаменовало собой как  раз обратное- возвращение к церковности.
И все  же русское барокко - это не Ренессанс. Оно не может равняться с западноевропейским Ренессансом ни по масштабам, ни по своему значению. Не случайна и его  ограниченность во времени и в  социальном отношении - по преимуществу верхами общества. Это объясняется  тем, что подготовка к русскому Ренессансу, вылившемуся в формы барокко, шла слишком долго. Отдельные  ренессансные черты стали проявляться  в 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.