Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политический режим современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….3
Глава 1. Политический режим как элемент формы государства…….….5
Глава 2. Виды политических режимов…………………………………..…..9
2.1 Общие вопросы классификации политических режимов………….......9
2.3. Антидемократические  политические режимы…………………..……10
     2.3.1. Авторитарный политический режим…………………………13
     2.3.2. Тоталитарный политический режим………………………..17
     2.3.3. Иные политические режимы………………………………….19
Глава 3. Политический режим современной  России……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….27
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Характеристика  любой политической системы страны  неразрывно связанна с  методами осуществления государственной власти. Политическая система государства объединена с таким понятием как политический режим. Политический режим – это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории.
     Политический  режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов.
     Актуальность данной темы подтверждает  то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.
     Предпринятые в последнее десятилетие попытки построить новую «демократическую» государственность в соответствии с «классическими» принципами политической демократии со всей наглядностью показали, что сложившийся в России политический режим - едва ли не главный фактор её политического развития, во многом детерминирующий сам характер политической жизни страны.
     Ход событий в нашей стране сегодня свидетельствует о неоднозначном влиянии существующего политического режима на формирование и функционирование политических институтов, процесс развития демократии. С одной стороны, власть поддерживает стремление основных социальных групп российского общества, направленное на укрепление демократической государственности. С другой, демократические ценности в глазах общественности оказались во многом дискредитированы, проявляются тенденции к авторитаризации власти и сосредоточению её в руках узких политико-олигархических группировок. По существу, в России сложился политический режим являющийся демократическим только по составу политических институтов, а по способам осуществления политической власти всё больше напоминающий авторитарное правление.
     Цель данной курсовой работы – описание особенностей политических режимов и анализ всех существующих режимов в России.
     Исходя  из поставленной цели мы ставим перед  собой следующие задачи:
- исследовать  происхождение понятия политического  режима как одного из элементов формы государства;
- рассмотреть  структуру и особенности функционирования  политического режима, его признаки;
- проанализировать  политические режимы России;
- особенности политических режимов России и США.
     При разрешении поставленных задач для  достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
     Методологическая основа исследования.
     Теоретико-методологическая основа работы базируется на совокупности фундаментальных отечественных и зарубежных исследований в области истории, политологии, философии и права, осуществляемых в рамках различных подходов, определяемых особенностями и спецификой различных направлений и школ исторического знания.  
 
 

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
   Форма государства как совокупность его  внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и  какими методами она осуществляется в данном государстве.
   Форму государства характеризуют три  элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
   Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением.
   Все государства по форме правления  подразделяются на монархии и республики. В монархиях высшая власть полностью  или частично сосредотачивается  в руках единоличного главы государства  — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики – президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики – советская республика, суперпрезидентская республика.
   Форма государственного (территориального) устройства – способ организации  государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство – простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований.
   Федеративное  государство – сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями.                 
   Третий  элемент формы государства -  государственный режим.
   Определенный  вклад в развитие теории «политических  режимов» внес и Шарль Луи Монтескье, который рассматривал "чистые типы" политического правления, подошел с историко-географической меркой и четко обосновал, что политические учреждения и законы в обществе не просто являются результатом "общественного договора" или ниспосланы мудрым правителем. Эти законы весьма разнообразны в каждом конкретном обществе и всецело определяются его особенностями – климатом, "нравами", величиной территории, исторической обстановкой. Монтескье подробно рассматривает поэтому вопрос о среде функционирования политического режима – географической, психологической, социальной.
   Французский мыслитель А.де Токвиль и приверженец его идей англичанин Джон Стюарт Милль были представителями развивающейся теории, активной демократии.
   Демократическую теорию Запада разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль. Позднее, за «переосмысление» взглядов на политический режим взялись представители теории марксизма. Развитием их идей занялись теоретики и практики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин) работы которых, представляют для исследователя политических режимов несомненный интерес, прежде всего, как материалы знатоков функционирования коммунистического режима. И уже гораздо позднее одно из первых современных определений политического режима дал французский политолог М. Дюверже. Он понимал политический режим как "определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления". Французский политолог Ж.- Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в понятие "политический режим" принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке.     
   Современное определение политического режима как формы государства следующее: государственный (политический) режим  – это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.
   Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.                                                        
   Признаками  политического режима являются:
-механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
-порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;
-реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существование системы сдержек и противовесов;
-система методов осуществления политической власти
(разрешительные – запретительные,
убеждение–принуждение, экономические –внеэкономические);
-характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы формы этого участия: организованные, стихийные;
-состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина; реальность их гарантий;
-способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
-характер влияния, оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;
-наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
-политический и юридический статус и роль армии в обществе;
-политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
     Если  форма правления отвечает на вопросы о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованны и действуют в нём государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов государство выполняет своё социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи. Нетрудно заметить, что содержание такого понятия, как «формы государства» - три указанных выше блока, весьма чётко привязывается к трём основным характеристикам государства как  к особой политической,  структурной и территориальной организации общества, раскрывает предметно, конкретно, где собственно, эти характеристики можно наблюдать, «осязать» и соответственно изучать.
     ГЛАВА 2. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
     2.1 Общие вопросы классификации политических режимов
     Политический режим является одним из важнейших составных формы государства. Теоретики государства и права выделяют несколько видов политических режимов, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. «На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Один из критериев определения вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти»1. Теория государства и права в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политико-правовых режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д. Наиболее же принятой классификацией режимов является разделение их на две большие категории, а именно:
-демократические (плебисцитарная, либеральная, представительная, прямая);
-антидемократические (авторитаризм, тоталитаризм, иные политические режимы).
       Рассмотрим характеристику каждого вида  политических режимов.  

     2.2 Демократические политические режимы
     Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) – народовластие –  это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и  принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие.
     С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. 
     «Демократический режим – характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом».
     Характерные черты демократического режима: 
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов.
2) Периодическая  выборность основных органов  государства. Правительство рождается  из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития  демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента – военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
3)Демократия  защищает права отдельных личностей  и меньшинства. Мнение большинства,  выраженное демократическим путем  на выборах, это лишь необходимое  условие демократии, однако, отнюдь  не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
4) Равенство  прав граждан на участие в  управлении государством: свобода  создания политических партий  и других объединений для выражения  своей воли, свобода мнений, право  на информацию и на участие  в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
     В зависимости от того, как народ  участвует в управлении, кто и  как непосредственно выполняет  властные функции, демократия делится  на прямую, плебисцитарную и представительную. 
     При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.
     Важным  каналом участия граждан в  осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и  прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
     Третьей, наиболее распространенной в современном  обществе формой политического участия  является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
     Либеральная демократия  является формой общественно-политического устройства – правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах, которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.       
     Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое  терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть.        
     Современная демократия – это представительство  интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода – равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.     

     2.3 Антидемократические политические режимы
     2.3.1 Авторитарный политический режим
     Одним из наиболее распространенных в истории  типов политических режимов является авторитаризм.
       Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
     В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:          
1) Автократизм  (самовластие) или небольшое число  носителей власти. Ими могут быть  один человек (монарх, тиран) или  группа лиц (военная хунта, олигархическая группа ).
2)Неограниченность  власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью.         3)Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.                                               4)Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.  
5) Отказ  от тотального контроля над  обществом, невмешательство или  ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику.
6) Рекрутирование  политической элиты путём кооптации,  назначения сверху, а не конкурентной  электоральной борьбы.
     Учитывая  эти признаки авторитаризма, его  можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии).
       В политической жизни могут  участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны  ориентироваться на линию, выработанную  правящей партией, в противном  случае они запрещаются, разгоняются.  Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах.
     Авторитарному режиму противостоит демократический  режим, прежде всего наиболее современная  форма последнего - либерально-демократический  режим.
     Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. «Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты»2. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.
       Авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.
     Подводя итог хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма характерно: автократизм; неограниченность власти; опора на силу; власти и политики; отказ от тотального контроля.
     Авторитаризм  имеет сильные и слабые стороны.
     К сильным относят: сравнительно высокая  способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников.
     К слабым относят: ограниченность институтов политического выражения общественных интересов; полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей; отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола.  

     2.3.2 Тоталитарный политический режим
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.