На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственно-правовая природа федерализма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение...............................................................................................стр. 3-4
2. Понятие и  сущностные черты федерализма......................................стр. 5-9
3. Природа федерализма..........................................................................стр.10-12
4. Принципы российского  федерализма.................................................стр.13-16
5. Заключение............................................................................................стр.17
6. Список литературы................................................................................стр.18 

 

ВВЕДЕНИЕ
Понятие федерализма  возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, в свою очередь выступающих как относительно самостоятельные государственные образования. Федеративные государства стали прогрессивной формой решения вопроса территориально-политической организации общества. Разделение предметов ведения и компетенции - важный и необходимый элемент в определении федеративной природы государства с точки зрения разделения власти. Главное, составляющее природы федеративного государства - это взаимоотношения целостного, но сложноорганизованного объединения и его составных частей-субъектов.
    Практика мирового федерализма накопила богатейший опыт. Достаточно отметить, что в современном мире насчитывается более двух десятков федеративных государств, среди которых ФРГ, Канада, США, Бразилия, Россия, Мексика, Австралия, Пакистан, Индия и др. Все это создает хорошие перспективы для научного обобщения данного опыта. В результате в настоящее время появилось много различных теорий, объясняющих правовую и иную природу федерализма.
Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что федерализм является сегодня одним из важнейших гуманистических направлений изучения феномена государственной власти в человеческом обществе. Современные исследователи федерализма справедливо отмечают, что хотя и нет в мире абсолютно совершенных моделей государственного устройства, есть государства, выбор которыми федеративной формы устройства обеспечивает целостность и стабильность, мир и согласие внутри них.
Целью данной работы является раскрытие сущности государственно-правовой природы федерализма.  

Согласно  цели, определены следующие задачи:
    раскрыть понятие федерализма и выявить его сущностные черты;
    проанализировать природу федерализма;
    выявить принципы российского федерализма.
 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТНЫЕ  ЧЕРТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА.
Понятие «федерализм» вошло в широкий обиход со времени  возникновения США как самостоятельного государства. Несмотря на то, что объединения  государств на принципах федерализма существовали еще в Древнем мире и в Средние века, по существу, федерализм представляет собой социально-экономическое и, соответственно, правовое явление Новой и Новейшей истории.
     Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный» имеют общий корень и происходят от латинского «feodus», что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза.
     В настоящее время в политологической и правовой литературе существует множество  представлений о том, что такое федерализм. Например, отмечается, что «не существует никакой всеохватывающей теории федерализма, хотя имеется множества определений «федерализма»… Теория федерализма еще развивается». «Несмотря на постоянное использование, термин «федерация» является все еще не ясным. Нет общепринятого определения».
Вообще говоря, в современной науке федерализм рассматривается не только как правовой термин, но также с точки зрения и политики, и идеологии, и общей  методологии. В Оксфордской энциклопедии, например, дается такое определение: «Федерализм (federalism) - политическая система, объединяющая отдельные конституционные образования в единую политическую структуру»[8, с.67]. Французский ученый М. Деруе придерживается иного мнения. Он считает, что в федерализме не следует видеть только факторы политического и юридического характера, это – «принцип общей организации, выражение определенной культурной тенденции, стиль жизни»[2, с.45]. Дж. Смит утверждает, что «федерализм можно рассматривать как идеологию: федеральная идея задумана как компромисс – между разнообразием и единством, автономией и суверенитетом, национальным и региональным»[2, с.47]. С методологических позиций рассматривает федерализм американский исследователь В. Остром: «Федерализм, как, способ структурирования процессов познания в соответствии с надлежащими правовыми процедурами, встроен в наш интеллектуальный опыт… Федерализм – это не просто форма правления; это метод решения проблем, образ жизни»[14, с.56].
Российские ученые-правоведы  чаще всего трактуют федерализм именно в широком смысле. «Понятие «федерализм» содержит философию качественно определенного государственного устройства, оно составляет теоретико-методологическую основу организации федеративного устройства» - считает Л.М. Карапетян[14, с.67]. А.Н. Арнин утверждает, что «…суть понятия «федерализм» состоит в том, что оно означает самоуправляющееся гражданское общество, которое, опираясь на договор-соглашение между гражданами, устанавливает во имя свободы и прав человека партнерские взаимоотношения с органами государственной власти, делегируя при этом различным уровням власти соответствующие предметы ведения и полномочий»[6, с.45]. И.А.Умнова рассматривает федерализм как единство принципа, режима и формы: «Если как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне, то как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве» Отвечая на вопрос, каким же требованиям должен отвечать современный федерализм «как принцип, режим и форма», она продолжает: «Это демократизация федеративных отношений и возрастание ответственности государственной власти пропорционально увеличению объема ее функций и полномочий»[6, с.48].
     В узком смысле федерализм обозначает взаимоотношения между различными уровнями государственной власти, то есть ее функционирование по всей вертикали между федеральным центром и субъектами Федерации: в более широком - сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации .
     Классический  федерализм означает форму политической организации нескольких территориальных  или национальных сообществ, бывших независимыми, но решивших объединиться в единое политическое образование.
Федерализм - это политико-правовой механизм, защищающий местные сообщества от тирании центрального правительства. Федерализм является средством демократизации, поскольку позволяет населению участвовать в политическом процессе на нескольких уровнях власти. Федерализм представляет собой метод повышения эффективности государственного управления.
Сама природа  федеративного государства дуалистична, т.к. обнаруживает и общие, свойственные всем федерациям, и специфические для каждого конкретного государства черты .
Исходя из этого, американский исследователь М. Риган  сделал вывод, что не существует каких-то общезначимых черт федерализма, кроме  конституционных гарантий независимого существования субъектов федерации. Близкую точку зрения высказал А.Г. Осипов, выделивший две специфические черты, присущие федеративным системам:
а) "эксплицитная или подразумеваемая идеологема суверенного или квазисуверенного характера полномочий, имеющихся у частей федерации",
б) "наличие  у субъектов федерации собственной  системы исполнительной власти (иногда и судебной) или двойное подчинение исполнительных органов федерации и ее субъектам..." [2, с.89].
Эти черты являются универсальными, но, с другой стороны, многие признаки федераций нельзя признать бьющими и всеобъемлющими, но они являются важнейшими признаками определенной группы федераций, что может быть значимо для осмысления феномена федерализма в целом.
Австрийский ученый Д. Соломон выделил следующие черты, свойственные большинству классических федераций:
1)наличие у  центрального правительства полноты  власти для управления субъектами  федерации;
2)конституционное  распределение полномочий таким  образом, чтобы они не могли  измениться ни федеральным правительством, ни правительством субъектов федерации;
3)достаточный  объем полномочий у федерации  и ее субъектов для того, чтобы  прямо воздействовать на граждан,  чтобы правительства субъектов  федерации не действовали лишь  как посредники при применении полномочий центрального правительства, т.е. не были объектами федеральной власти;
4)обеспечение  со стороны судебной власти  такого положения, чтобы ни  центральная власть, ни местная  не преступали пределов своих  полномочий, установленных конституцией [2, с.145].
Современные российские исследователи Р.Г. Абдулатипов и  Л.Ф. Болтенкова выделяют десять элементов, составляющих понятие принципа федерализма:
1)определение  государственной власти как федеративной;
2)осуществление  государственной власти на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации;
3)самостоятельность  субъектов федеративных отношений  в осуществлении принадлежащих  им полномочий;
4)формальное  равноправие субъектов федерации;
5)право участников  федеративных отношений на двустороннее  регулирование государственно-властных  полномочий;
6)право выбора  субъектом федерации формы своей  политической организации;
7)системообразующее  единство и неразрывная связь субъектов федераций;
8)обязанность  субъекта сохранять целостность  федерации и ее исторически  сложившейся территории;
9)исключительное  право федерации вступать в  более крупные союзы;
10)невозможность  для субъектов федерации вступать  в какие-либо союзы за ее пределами [2, с.156].
Необходимо отметить, что не одна из ныне существующих федераций  не соответствует всем этим десяти чертам одновременно.
Что касается федерализма  именно как способа территориальной  организации государственно-политической системы, то Д.В. Доленко выделил три агрегированных черты:
1)взаимодействие  центра с региональными центрами  власти на основе разделения  полномочий;
2)участие региональных  политических организмов в формировании  структуры власти центра;
3)решающая роль  центра в формировании региональных центров власти, т.е. в централизации и децентрализации политической системы государства.
        Таким образом, различия взглядов исследователей на определения федерализма, отражают, на мой взгляд, богатство содержания этого понятия. Хотя, как было показано, в литературе под термином «федерализм» часто понимается не целостное объективное социальное явление, а некоторое множество отдельных его проявлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРИРОДА ФЕДЕРАЛИЗМА
По вопросу  природы федерализма существуют различные, иногда и противоположные точки зрения. Одни исходят из абстрактно понимаемой целесообразности объединения народов в нечто более единообразное, дополняемое внешними обстоятельствами. Так, по мнению Л.М. Карапетяна, «в целом появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого сообщества, так и политикой более могущественных государств по включению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности». Но я не могу полностью согласиться с процитированным автором, поскольку он, во-первых, не объясняет, чем же обусловливалось упомянутое «естественное стремление народов», во-вторых, включение в состав могущественных государств других народов не давало им автоматически самостоятельности. А ведь именно получение последней и нуждается в каузальном объяснении.
Другие авторы склонны видеть природу федерализма  в децентрализации. Так, по мнению В.С. Нерсесянца, федерализм – это форма децентрализации государственной власти. Французский исследователь Ж.Ф. Обер предлагает отказаться от традиции деления государств на федеративные и унитарные, выдвигая в качестве основного критерия только способы сочетания в государстве централизованных и децентрализованных методов управления». Согласно теории «децентрализации» государственной власти, любое федеративное государство есть ничто иное, как «особая форма децентрализации, идущая гораздо дальше, чем автономия (в рамках унитарного государства) провинций и регионов».
Большинство исследователей, считают, что истоки федерализма  как объективного явления следует  искать в возникновении и развитии капиталистического способа производства. Так, по мнению А.Б. Венгерова «с развитием  капитализма, научно- технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств».
Авторы энциклопедическом  словаря «Федерализм» считают, что «…в современном смысле слова он теснейшим образом связан с возникновением буржуазной общественно-политической системы, рыночной экономики, гражданского общества и национального государства». Сходные позиции и у других авторов: «Реальным основанием для возникновения федерации было стремление крупной буржуазии экономически наиболее развитых государств к уничтожению феодальной раздробленности и существовавших в то время внутренних таможенных барьеров, к расширению и созданию общенационального рынка, к упрочению своих позиций и связей на международной арене». Еще одна цитата: «… Федерализм в его современном научно-практическом значении неразрывно связан с установлением политического господства буржуазии. Замена феодальной социально-политической системы капиталистической сопровождалось в отдельных странах организационно-структурным преобразованием многих важных государственных институтов, в том числе касавшихся формы государственного устройства. Идеологи восходящей буржуазии настойчиво предлагали реорганизовать на федеративных началах изжившую себя сложную и запутанную систему взаимоотношений центральной власти феодального государства с его отдельными территориальными частями».
Таким образом, существуют различные подходы исследователей в отношении природы федерализма, среди них можно назвать следующие основные причины:
- развитие капитализма, возникновение буржуазной общественно-политической системы;
- становление рыночной экономики и индустриализация;
- рождение института нации как согражданства населения различных этнических групп, объединенных данной государственностью.
Кроме причин существуют факторы, так или иначе имевшие  влияние на процесс развития федерализма:
- формирование гражданского общества;
- появление национального государства;
- влияние научно-технического прогресса;
- появление глобальных экологических проблем.
В обществах, достигших  передовых рубежей демократизации и индустриализации, настойчиво выдвигается  требование децентрализации власти со стороны новых социальных групп (общностей) по мере осознания ими своего значения или же самобытности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.
Статья 1 Конституции  РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что  Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  равноправных субъектов Российской Федерации.
В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов.
Статья 5 Конституции  РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.
1. Государственная целостность Российской Федерации
 Государственная  целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации (РФ). РФ имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.
2Единство системы государственной властиДанный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.
Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной.
3. Провозглашение равноправия субъектов Российской ФедерацииКонституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:
1) в ст. 5 Конституция  РФ называет республики государствами,  предоставляя им право иметь  свои конституции. Остальные субъекты  Российской Федерации вправе  иметь только уставы. Конституция  РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;
2) в соответствии  со ст. 68 Конституции РФ республики  вправе устанавливать свои государственные  языки. Такое право не предоставлено  автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;
3) республики  в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона  Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской  Федерации» вправе иметь свое  гражданство: граждане Российской  Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;
4) ст. 66 Конституции  РФ предусматривает, что автономные  округа могут входить в состав  края или области, то есть  находиться в составе иного  субъекта Российской Федерации. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;
5) практика заключения  двухсторонних соглашений о разграничении  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой  субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.
4. Равноправие и самоопределение народов в Российской  ФедерацииПраво народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).
5. Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти  субъектов Российской ФедерацииСуществование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федерализм - одна из форм организации жизни народов и государств, которая сосуществует в современном мире наряду с унитаризмом. При этом надо отметить, что большинство государств современности - унитарные. Существует также такой некогда весьма распространенный тип политико-территориального устройства как конфедерация. Таким образом, федерализм, федеративная форма государственного устройства следует рассматривать как один из возможных вариантов объединения субъектов государственности, обусловленных, как правило, совпадающими интересами те или иных субъектов (народов, государственных формирований и т.п.) к объединению усилий для выживания, защиты своего существования от внешних разрушающих воздействий, во имя развития и эффективного влияния на региональные и мировые процессы. При этом определить, какая форма государственного устройства является более прогрессивной и современной невозможно.
Федерализм в  его современном прогрессивном  прочтении не противостоит ни идеям  самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам  регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.  
 
 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. М., 2007.
2.  Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. М., 2004.
3.  Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 2009.
4.  Доленко Д.В. Особенности российского федерализма //Российская провинция: история, культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиев. науч. чтений. Саранск, 2008.
5.  Доленко Д.В. Политико-территориальная организация общества. Саранск, 2007.
6. Доленко Д.В. Территориальная организация общества: социально-политический анализ. Саранск, 2005.
7.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008.
8.  Марченко М.Н. Сравнительное исследование проблем федерализма //Вестник Московского университета. Серия 11 Право № 1 2003.
9.  Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М., 2003.
10.  Медведев Н.П. Становление федерализма в России. М., 2005.
11.  Митрохон С.С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду //Федерализм № 1 2007.
12. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы //Федерализм № 1 2007.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.