На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль социально-педагогической помощи по снижению влияния СМИ на агрессивное поведение подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ 3
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ВЛИЯНИЯ СМИ  НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 6
     1.1. Понятие СМИ, их классификация 6
     1.2. Ученые о позитивных и негативных  тенденциях влияния 
СМИ на агрессивное поведение подростков 9
     1.3. Влияние СМИ на агрессивное  поведение подростков 15
     ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ  СМИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  ПОДРОСТКОВ                                                  19
     2.1. Диагностика агрессивного поведения  подростков 19
     2.2. Анализ результатов исследования 23
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
     ЛИТЕРАТУРА 32
     ПРИЛОЖЕНИЯ 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    

                                                    ВВЕДЕНИЕ 

     Информационный  бум охватил все слои общества, включая и подростков. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает.
     Гораздо чаще в этой сфере, подросток предоставлен сам себе, самосознание еще недостаточно сформировано, поэтому подростки, как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (средства массовой информации).
     Ценностные  установки подростка, также, еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко, явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате, грань между добром и злом у подростка стирается. Вся последующая продукция, с использованием подобных персонажей, закрепляет в ребятах устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.
     Большинство ребят, в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего, какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания, могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения, ребятам достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку телевизора. Пагубное воздействие агрессивных тенденций на подростков, в первую очередь ощущают их родители. Порою, именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.
     Как сделать так, чтобы в этой непростой  ситуации не замутить сознание подростка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы, послужили началом для выбора темы исследования, интегративного по своей сути, актуальность которого бесспорна.
     В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Роль социально-педагогической помощи по снижению влияния СМИ на агрессивное поведение подростков». Подросток, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. Ввиду этого, не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.
     Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростков.
     Объект  исследования: процесс влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности у подростков.
     Предмет исследования: проявление уровня агрессивности подростков, в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации).
     Задачи  исследования:
    Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
    Рассмотреть классификацию средств массовой информации и  представить её характерологический анализ;
    Подобрать диагностический инструментарий;
    Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
    Проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности в зависимости от телеинформации;
    Разработать рекомендации для родителей.
     Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности подростков, во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).
     Методы  исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование и др.
     Опытно-экспериментальной  базой исследования явилось МОСШ № 56 г. Орска. В эксперименте участвовал 6 «А» класс, в количестве 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 12-13 лет.                           
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
     Во  введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и  задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, база исследования.
     В первой главе «Теоретические аспекты проблемы влияния СМИ на поведение подростков» рассматривается понятие СМИ, их классификация, анализируется мнение ученых о позитивных и негативных тенденциях влияния
СМИ на агрессивное поведение подростков, изучено влияние СМИ на агрессивное поведение подростков.
     Вторая глава «Особенности организации процесса социальной помощи по снижению влияния СМИ на агрессивное поведение подростков» содержит опытно-экспериментальную часть работы. Нами была проведена диагностика уровня проявления агрессивности подростков, в зависимости от влияния средств массовой информации.
     В заключении изложены основные выводы по приведенному исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего  изучения данной проблемы.
     Общий объем курсовой работы составляет 33 страницы машинописного текста. Список литературы включает 27 наименований.
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 

     1.1. Понятие СМИ, их классификация 

     Средства  массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [18, с.17].
     К СМИ, в частности, относятся:
     1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;
     2) электронные (радио, телевидение,  Интернет, видео – и аудиозаписи,  кинематограф;
     3) информационные агентства.
     Основными функциями СМИ являются:
     1) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;
     2) непосредственно-организаторская (в которой, наиболее наглядно проявляется роль СМИ, как «четвертой власти» в обществе);
     3) идеологическая (социально-ориентирующая), связанная со стремлением оказать  глубокое влияние на мировоззренческие  основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
     4) культурно-образовательная, заключающаяся,  в том, чтобы, будучи одним  из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и  распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым  способствуя всестороннему развитию человека;
     5) рекламно-справочная, связанная с  удовлетворением утилитарных запросов  в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
     6) рекреативная (развлечения, досуг, снятия напряжения, получение удовольствия).
     Отличительные черты СМИ – это:
     1) публичность, т.е. неограниченный  круг пользователей;
     2) наличие специальных технических  приборов, аппаратуры;
     3) непостоянный объем аудитории,  меняющейся в зависимости от  проявленного интереса к той  или иной передаче, сообщению  или статье.
     Возможность наглядно – образного восприятия, а как следствие и более сильного эмоционального влияния на человека оказывает телевидение. Оно является мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии. Под телевидением (телевидение от греч. «вдаль», «далеко» и «видение») понимается:
     1) собирательное название ряда  областей науки и техники, связанных  с передачей и изображения  и звука на расстояние;
     2) средство массовой аудиовизуальной коммуникации;
     3) вид искусства.
     Благодаря возможностям приобщения огромной аудитории  к одновременному восприятию информации, телевидение стало колоссальной силой, важным фактором духовной коммуникации. Зритель доверяет первой информации о том или ином событии и не склонен менять точку зрения. Телевидение приобщило зрителей к миру искусств, науки. Интеллектуальный, творческий уровень программ формирует, в частности, эстетическое сознание масс. Основными жанрами телевидения являются:
     - репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т.д.);
     - информационные программа; 
     - аналитические программы;
     - развлекательные программы (в  т.ч. концерты, шоу);
     - кино, сериалы, анимация;
     - образовательные и научно-познавательные  программы;
     - игровые программы и др.
     Человек XX-XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.
     Видеокультура представляет собой сложную информационную структуру, включающую в себя различные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое телевидение, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, основанные на применении телевизионных технологий. Все формы видеокультуры играют важную роль в социализации и формировании ценностных структур человека. Общепризнанным является тот факт, что в большинстве стран мира телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся именно к телевидению, как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей. Современными исследователями телевидения выделяются следующие основные проблемы и аспекты этого СМИ:
     1. Способ организации звуков и  образов.
     2. Природа телевидения, как мощного экономического и социального института.
     3. Взаимоотношение между человеком  и мирами, проецируемыми на экране. 

     1.2. Ученые о позитивных и негативных тенденциях влияния СМИ на агрессивное поведение подростков 

     До  сих пор, идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей. Так, статистика сообщает, что в наиболее популярных телевизионных программах, на каждый час вещания, приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии.
     Поэтому подросток, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. Ввиду этого, не случайно, данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей [10, с.117].
     Одни  ученые считают [11, с.39], что в видеофильмах подросток подражает образам героев фильмов. Поэтому, чрезмерное увлечение видео и телевидением, возникает только у тех ребят, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.
     В рамках теории социального научения [10, с.121], существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечения [10, с.123], а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на данные о том, что подросток проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает.
     В частности указывается [10, с.127], что  простое ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было, в частности, установлено [10, с.135], что подростки с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео насилием, в то время как мало агрессивные, поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах насилия.
     Кроме того, ребята из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания.
     Ребята, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию [12, с.38].
     В этой области, различные психологи проводили различные исследования [10, с.122]. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных и кинематографических образов насилия на человеческое поведение, были проведены А. Бандурой и его коллегами.
     В исследованиях утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных самим А. Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле – и кинофильмах, способны приводить к возникновению агрессивных проявлений в межличностных отношениях.
     Столкнувшись  с подобной критикой, несколько исследователей незамедлительно начали планировать  и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели. Во-первых, экспериментаторы старались смоделировать условия, приближенные к реальности. Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия.
     И, наконец, исследователи постарались  избавиться от присущего ранним экспериментам  точного сходства, между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии.
     Таких экспериментов было проведено множество, и в целом их результаты наводили на мысль, что просмотр сцен насилия  в кино или по телевизору провоцирует  подростков на аналогичное поведение.
     С учетом этих критических замечаний, был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения. В этих исследованиях изучалось, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению за сравнительно долгий период – от нескольких дней до нескольких десятилетий.
     Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широких временных рамках. Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно.
     Не  верно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, ребята готовы сорваться и накинутся на любого, кого угораздило встретиться у них на пути.
     Судя  по проценту положительных результатов  в большинстве исследований, вероятность  более яркого проявления агрессивных  наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее, всего, невелика. Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности очень мола.
     «Мне  кажется, - писал К. Бюттер, - совсем непонятной, вера многих представителей профессиональных кругов в то, что влияние видеоигр и телевидения, вообще можно считать единственной причиной агрессивного и насильственного поведения.
     Ведь  перед лицом обострения жизненных  проблем (безработица, нет социальной поддержки, одиночество) более убедительным мне кажется прямо противоположный вывод, что внутренняя агрессивность является следствием возрастающей агрессивности внешних, реальных отношений здесь и теперь.
     Кроме того, многие просто игнорируют индивидуальную историю жизни подростка, смотрящего телевизор: как будто до этого он никогда не сталкивался с реальным насилием, как будто он такой податливый человек, что достаточно лишь раз подвергнуть его соответствующим раздражителям с экрана, чтобы превратить в чудовище!» [11, с.56].
     Что же касается проведения лонгитюдных исследований, необходимых для строгого доказательства наличия и отсутствия влияния телевидения, К. Бюттер придерживается мнения, что никогда, даже самый детальный анализ биографии не сможет полностью раскрыть взаимосвязь между индивидуальной судьбой и насилием в обществе [11, с. 63].
     Во  всяком случае, Улла Джонсон-Смарагди эмпирически подтвердила прописную истину [23, с.48], что родители все еще представляют собой основную модель для поведения детей, то есть в плане потребления (в данном случае – выбор телепрограмм) поведение детей зависит от соответствующего поведения родителей (выбора ими телепрограмм).
     Овчарова Р.В. выделяет, в свою очередь, четыре круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий  на кино- и телеэкране.
     1) Эффект научения: проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении подростком сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидение, видео)? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством СМИ?
     2) Эмоциональное следствие: ведёт ли повторение сцен насилия средствами массовой информации к снижению эмоциональной чувствительности к насилию? Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?
     3) Проблема катарсиса: ведёт ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису – истощению агрессивной энергии? Ведёт ли к катарсису наблюдение боли, ужаса, страданий?
     4) Проблема условий: имеются ли какие – либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилению агрессии?
     Среди большинства исследователей агрессивного поведения, практически нет расхождений при ответе на первый вопрос. Как показали многочисленные исследования, подростки действительно поражают агрессивному поведению героям в кино и по телевидению.
     Ответы  на другие вопросы позволяют выделить три основных подхода или модели изучения отношения кино и телевидения к последующему агрессивному поведению.
     Первую  модель можно условно назвать «способствующей». Среди исследователей данной модели существуют разногласия по вопросу о том, какие психологические механизмы и процессы способствуют тому, что просмотр сцен насилия облегчает (повышает вероятность) реальное агрессивное поведение.
     Одни  авторы акцентируют роль обучающе-моделирующих процессов, другие – «ключевого»  процесса, когда реальное агрессивное  поведение вызывается «ключевыми»  стимулами, совпадающими с виденными ранее в кино и по телевидению; третьи подчёркивают то, что наблюдаемая в фильмах агрессия становиться узаконенной.
     Вторую  модель активно разрабатывают С. Фешбах и Д. Сингер. Её можно назвать «моделью катарсиса». Центральным постулатом данного исследования является наличие у каждого индивида врождённого агрессивного влечения, которое варьирует лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в актах насилия.
     С. Фешбах утверждает, что «врожденная агрессивная фантазия служит способом контроля над открытым выражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внутренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели».
     Третья  модель – «возбуждающая» (С. Шехтер). Согласно ей, если некоторой возбуждающей процедурой вызывается усиление какого – либо влечения, то индивид объясняет это возбуждение определёнными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодействие между физиологическим состоянием и когнитивными процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией:
     а) эмоциональное возбуждение, которое  зависит от контекста наблюдаемой  программ;
     б) возбуждение, связанное с неопределённостью  стимулов. 
     Отметим следующее. «Модель катарсиса» часто используется защитниками показа сцен насилия. Однако, большинство исследователей получают результаты, опровергающие концепцию катарсического действия просмотра сцен насилия.
     В настоящее время, нет доказательств того, что наблюдения насилия, боли, ужаса и страданий приводят наблюдателя к катарсису. «Способствующая» же модель продвинула вперёд знание о том, при каких условиях возникают или не возникают агрессивные последствия.
     Так, в рамках этой модели показано, что  СМИ помогают ребятам определить своё отношение к другим людям, способствуют образованию у них представлений о вероятном поведении других людей.
     В результате просмотра кинофильмов  и передач у подростков формируются представления относительно того, каким способом, лучше всего решать проблемы, возникающие между людьми.
     Известна  также модель Хьюстона, описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения. Чрезмерное увлечение подростками телепередачами с показом насилия и жестокости развивает у них агрессивные фантазии, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении.
     С другой стороны, отождествляя себя с  героями агрессивных телепередач, усиливают варианты решения проблем с помощью агрессии и переносят их в межличностные отношения. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений. 

     1.3. Влияние СМИ на агрессивное  поведение подростков 

     Пресыщение  информацией, стало одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик ребёнка, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.
     С первых лет своей жизни, он попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций. Однако, возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности видеокультуры, как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций подрастающего поколения как социального агента.
     Данное  отношение среды и субъекта, имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих.
     Так, с одной стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к преобладанию насилия. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.
     Видеокультура обладает мощным потенциалом знакомства с другими культурами и жизненными стилями, отличными от собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками.
     На  смену «авторитарности» в этом аспекте, пришла подвижная множественность развивающих, образовательных программ коммерческого телевидения.
     Однако  в последние годы, передачи ТВ структурировались, в соответствии с различными параметрами - возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало, как ценностным структурам социума, так и его стратификации.
     Картина, которую представляют собой отечественные медиа, сегодня аморфна, расплывчата и, к сожалению, во многом вторична (приоритеты во многих случаях следует искать в Западном телевидении).
     Если  ранее существовал четкий образ-модель подростка, на который ориентировалась  вся структура масс медиа, то с потерей идентичности исчезает и образ «идеального потребителя продукции видеокультуры», совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации.
     Только  при создании адекватной воспитательной модели, возможен выход из этого кризиса. Исчезновение «железного занавеса», «шоковая терапия» в экономике, т.е. «сексуальная революция», привели к серьезнейшим последствиям и для отечественной культуры в целом и для видеокультуры в частности.
     Разрыв  преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей, приводит к трансформации имиджа насилия, как наиболее эффективного социального инструмента для достижения реальной жизненной цели.
     В развитых странах Запада, послуживших  моделью для наших отечественных масс-медиа, тема насилия, давно вызывает серьезное беспокойство, как со стороны институтов государства, так и широкой общественности. Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости.
     К моменту окончания школы дети становятся свидетелями в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры.
     Статистика  телевизионных программ свидетельствует: специальных образовательных программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 5 лет назад их было 30%. В основном, ребята смотрят те же программы, что и взрослая аудитория.
     Вполне  естественно, что социальные аспекты, связанные с телеинформацией, не могут не затрагивать и чисто  психологических аспектов.
     Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение  ими подростков, вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими [10, с.104].
     В зависимости от физического состояния, психика подростка находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше он тратит энергии за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.
     Огромное  желание общения притягивает  подростка к своему домашнему «другу – вампиру». Не имея обратной связи, подросток представляет собой приемник идей. Анонимность подростка, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере, удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.). Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений.
     Бессознательно, в состоянии гипноза, он добровольно  передает телевидению управление своими психическими процессами. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит  для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних подростков - это смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п.
     Своему идеалу он полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводит в некое гипнотическое состояние).
     Подросток, сидящий перед телеэкраном, постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Помимо этого, телевизор как таковой, предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет, за одним кадром следует другой, они и «ведут» подростка, не оставляя ему возможности осознать увиденное.
     Общение со сверстниками становится формальным, подростку не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. Происходит негативное влияние на подростка, он становится агрессивным.
     Однако, бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания подростка, но родители должны регулировать отношения подростка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. Видео - компьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов.
     Убийство  и насилие не вызывают у них  чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны. [26, с.30] Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение подростков, ещё не в полной мере выяснена.
     Более того, исследования эти носят фрагментарный (а иногда и отнюдь не научный), бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и факты говорят в ползу того, что СМИ, безусловно влияют на психику подростка, в частности, провоцируют его агрессивное поведение.
     ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СМИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 

     2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков 

     Цель исследования эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростков.
     Эмпирическая  база исследования: 6 «А» класс школы № 15 г. Орска. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 12-13 лет.                           
                                                                                                                Таблица 2.1
     Количество  подростков 6 «А», участвующих в эксперименте
                             Ф.И. ребёнка
1.                              Костя А.
2.                              Аня Б.
3.                              Рустам Г.
4.                              Дима Г.
5.                              Артём К.
6.                              Катя Л.
7.                              Коля Л.
8.                              Антон М.
9.                              Никита П.
10.                              Феликс П.
11.                              Кирилл Р.
12.                              Лера С.
13.                              Аня С.
14.                              Герман Х.
 
     В эксперименте нами были использованы следующие четыре методики:
    Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (Приложение 1);
    Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина) (Приложение 2);
    Структурализированное наблюдение, проводимое социальным педагогом (методика диагностики агрессивного поведения подростков, разработанная Лаврентьевой Г.П.) (Приложение 3);
    Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.) (Приложение 4).
     1. Анкета для родителей  Лаврентьевой  Г.П. и Титаренко Т.М.
     Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный  ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего, делается вывод об уровне агрессивности подростка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности подростка).
     Шкала оценок результатов:
     - Повышенный уровень агрессивности – 16-20 баллов
     - Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.
     - Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов.
     - Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов.
     2. Беседа с подростками на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).
     Возраст испытуемых – 12-13 лет.
     Испытатель (психолог или социальный педагог) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым подростком четыре тестовых испытания, на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней).
     Если  вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, подросток должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности.
     Балл 0 ставится при выборе ответов с  литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае, подростком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности).
     В случае, если подросток придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего, делается вывод об уровне агрессивности подростка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности подростка).
     Шкала оценки результатов:
     - Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.
     - Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.
     - Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.
     - Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.
     3. Структурализированное наблюдение, проводимое педагогом (методика диагностики агрессивного поведения ребят Лаврентьевой Г.П.)
     Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у подростков.
     Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного занятия в школе, наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
     Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
     Каждый  «+» соответствует 1 баллу (ответ  «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании  чего, делается вывод об уровне агрессивности подростка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности подростка).
     Шкала оценок результатов:
     - Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов
     - Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.
     - Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.
     - Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.
     4. Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.)
     Цель: оценить уровень агрессивного поведения подростка.
     Инструкция: «Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!».
     Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
                       Таблица 2.2
     Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности подростков
Симпто-комплекс Симптом Балл
1 Сильная, уверенная  линия рисунка 0,1
2 Неаккуратность  рисунка 0,1
3 Большое количество острых углов 0,1
4 Верхнее размещение углов 0,1
5 Крупное изображение 0,1
6 Голова обращена вправо или анфас 0,1
7 Хвост поднят вверх, пышный 0,1
8 Угрожающее  выражение 0,1
9 Угрожающая  поза 0,1
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 0,1
11 Хищник 0,1
12 Вожак или одинокий 0,1
13 При нападении  дерется традиционным способом 0,1
14 Ночное животное 0,1
15 Другие признаки 0,1
 
     На  основании анализа каждого рисунка, подсчитывается итоговая сумма баллов и делается вывод об уровне агрессивности подростка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности подростка).
     Шкала оценок результатов:
     - Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов
     - Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.
     - Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.
     - Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.  

     2.2. Анализ результатов исследования
         
     Каждая  из обозначенных выше методик имеет  шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным, мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:
     1) Оценка уровня агрессивности подростков по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 42% высокий и 14% повышенный уровень агрессивности (таблица 2.3 и рис.2.1). 
 

 

     

                                                                                                                                                                               Таблица 2.3

     Оценка  уровня агрессивности подростков по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Ф.И.О. родителей Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий Повышенный
1. Антонова Я.В. Костя А. 5        
2. Белов В.В. Аня Б. 11        
3. Годжаев Э.Г. Рустам Г. 13        
4. Ларионова Е.Г. Дима Г. 13        
5. Конюшок А.А. Артём К. 16        
6. Лавская И.В. Катя Л. 7        
7. Лашкова С.М. Коля Л. 10        
8. Морозов А.А. Антон М. 17        
9. Полонникова Л.В. Никита П. 10        
10. Полонникова Л.В. Феликс П. 11        
11. Ротай И.И. Кирилл Р. 5        
12. Смирнова А.В. Лера С. 11        
13. Спиридонова Ю.А.  Аня С. 13        
14. Хрусталёва  Ю.О. Герман Х. 7        
ИТОГО: 2 ребёнка 14%
4 ребёнка 30%
6 детей 42%
2 ребёнка 14%
 
 

     

          

     Рис. 2.1 Оценка уровня агрессивности подростков по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
     2) Оценка уровня агрессивности подростков по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (рис.2.2 и табл.2.4).
             
     Рис. 2.2 Оценка уровня агрессивности подростков по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор».
                                              Таблица 2.4
     Оценка  уровня агрессивности подростков по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
Ф.И. подростка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий Повышенный
1.  
Костя А.
4 б.        
2. Аня Б. 4 б.        
3. Рустам Г. 3 б.        
4. Дима Г. 6 б.        
5. Артём К. 3 б.        
6. Катя Л. 2 б.        
7. Коля Л. 2 б.        
8. Антон М. 8 б.        
9. Никита П. 4 б.        
10. Феликс П. 3 б.        
11. Кирилл Р. 2 б.        
12. Лера С. 4 б.        
13. Аня С. 5 б.        
14. Герман Х. 6 б.        
ИТОГО: 3 ребёнка 20%
7 детей 50%
3 ребёнка  20%
1 реб. 10%
 
     3) Оценка уровня агрессивности подростков по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое педагогом): 21% ребят имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 21% высокий и 8% повышенный уровень агрессивности (рис. 2.3 и табл.2.5, Приложение 5).

     Рис. 2.3 Оценка уровня агрессивности подростков по методике Лаврентьевой Г.П. 

     4) Оценка уровня агрессивности подростков по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (рис.2.4 и табл.2.6).        

                                                                                                             Таблица 2.6
     Оценка  уровня агрессивности подростков по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий Повышенный
1. Костя А. 9 б.        
2. Аня Б. 8 б.        
3. Рустам Г. 3 б.        
4. Дима Г. 9 б.        
5. Артём К. 1 б.        
6. Катя Л. 6 б.        
7. Коля Л. 4 б.        
8. Антон М. 11 б.        
9. Никита П. 7 б.        
10. Феликс П. 2 б.        
11. Кирилл Р. 5 б.        
12. Лера С. 6 б.        
13. Аня С. 1 б.        
14. Герман Х. 8 б.        
ИТОГО: 4 ребёнка 28%
4 детей 28%
5 ребёнка  35%
1 реб. 9%
 
             
     Рис. 2.4 Оценка уровня агрессивности подростков по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
     5) По результатам четырёх методик: 0% подростков имеют слабый уровень агрессивности, 64% средний, 29% высокий и 79% повышенный уровень агрессивности (рис. 2.5 и табл. 2.7).
                                                                                                              Таблица 2.7
     Оценка уровня агрессивности подростков по четырём методикам
 

Ф.И. подростков

Результаты  по методикам

Выводы  об уровне агрессивности
1 2 3 4
1 Костя А. СЛ СР СР В СР
2 Аня Б. В СР В В В
3 Рустам Г. В СР СЛ СЛ СР
4 Дима Г. В В В В В
5 Артём К. П СР СЛ СЛ СР
6 Катя Л. СР СЛ СР СР СР
7 Коля Л. СР СЛ СР СР ССР
8 Антон М. П П П П П
9 Никита П. СР СР СР В СР
10 Феликс П. В СР СЛ СЛ СР
11 Кирилл Р. СЛ СЛ СР СР СР
12 Лера С. В СР В СР В
13 Аня С. В В СР СЛ СР
14 Герман Х. СР В СР В В
 
     П - повышенный уровень агрессивности
     В - Высокий уровень агрессивности
     СР - Средний уровень агрессивности
     СЛ - Слабый уровень агрессивности
                      
     Рис. 2.5 Оценка уровня агрессивности подростков по четырём методикам
     По  результатам эксперимента можно  сделать вывод, что из 14 ребят, в особом внимании нуждаются 5 ребят, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.
     Этим  ребятам присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.  
     Средний уровень агрессивности у 9 ребят, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
     Слабый  уровень агрессивности по результатам  четырёх используемых методик не был выявлен у ребят экспериментальной группы. 

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проведенное нами теоретическое и опытно-экспериментальное  исследование, посвященное проблеме агрессивного воздействия средств массовой информации на подростка, позволяет констатировать следующее.
     Анализ  классификации средств массовой информации и её характерологический  анализ показали, что разные научные  сферы по-разному рассматривают  феномен агрессивности.
     В частности, такие науки, как эстетика (Н.И. Киященко.), психология (Р.В. Овчарова), педагогика (В.В. Давыдов), и социология (Ю.Г. Фохт – Бабушкин) весьма существенно расходятся по этому вопросу. Мы отмечаем точку зрения Ю.Г. Фохт-Бабушкина в своём исследовании на телевидение, как «средства массовой аудиовизуальной коммуникации», как наиболее достоверную.
     Теоретический анализ, проведенный нами в рамках первой главы, говорит о том, что в науке (в частности, педагогике и психологии) существует весьма ограниченное количество диагностик, методик, глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию СМИ на личность и психику подростка. Поэтому, мы взяли на себя определённую смелость в разработке собственного диагностического инструментария: в связи с этим, нами разработан авторский опросник подростков, который предваряет собой дальнейшие компоненты экспериментальной работы (наблюдение за детьми и анкетирование родителей по методике Г.П. Лаврентьевой, проективные методики известных авторов). Подобранный инструментарий позволил нам в исследовании, на его опытно-экспериментальном уровне добиться большей доли достоверности.
     Судя  по конкретным результатам исследования, проведённого среди подростков, наша первоначальная гипотеза о том, что в современных социоусловиях, проявление уровня агрессивности подростка, во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации) получила своё экспериментальное подтверждение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.