На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Кольский  филиал
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионально образования
Петрозаводский  Государственный Университет 

       Кафедра социальной работы
                                                                              Дисциплина: «Технология                        
                                                                             социальной работы»
. 

                                                                      
Содержание  и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию 
 

                                                                                       Курсовая работа
                                                                                       Выполнил студент V курса
                                                                                        очного отделения                                                                                                                                          
                                                            гуманитарного факультета
                                                                                специальности 350500
                                                                              «Социальная работа»
                                                                                 Рахматулина Альберта
                                                               Исламовича
                                                                                        Научный руководитель:
                                                                                        Балымов Илья                 
                                                                                        Леонидович  
 
 

Апатиты
2008 
 
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию……………………………………………..….6
      Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию……………………………………6
      Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………13
Глава 2. Региональные технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию……………………………………………………………28
2.1. Технологии  и программы социальной помощи  детям, попавшим в трудную жизненную  ситуацию, реализуемые в Мурманской  Области……...28
2.2. Особенности организации помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в отделении реабилитации несовершеннолетних         г.Ковдора  (на примере группы дневного пребывания)……………………….45
Заключение……………………………………………………………………….51
Список  литературы……………………………………………………………....54 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Реформы последних лет в политической и экономической жизни, пересмотр законодательных положений, реорганизация государственного управления, изменения в социокультурной сфере и общественном сознании затронули и сферу семейной жизни россиян. Нужно констатировать, что на сегодняшний день одна из базовых платформ государства – социальный институт семьи – находится в эпицентре системного кризиса, а дети являются одной из наименее защищённой категорией населения.
     Из  года в год происходит обострение проблем социального положения  несовершеннолетних. Многие дети растут в неблагополучных, асоциальных семьях. Данное явление накладывает отпечаток на экономическую, социальную, нравственную, политическую и другие сферы жизни всего общества в целом. Если общество и государство не будут вмешиваться в такую ситуацию, то  возникнет замкнутый круг проблем, повторяющихся из поколения в поколение. Вследствие этого возникает потребность в устранении причин и условий, способствующих возникновению безнадзорности и социального сиротства, отклонений в детском поведении, а так же в организации социальной поддержки и защиты данной категории граждан.
     Решение возникающих в молодёжной сфере  социальных  проблем не может  быть реализовано без организации  социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодёжи. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации функционируют специализированные учреждения, оказывающие  помощь детям и подросткам – отделение реабилитации несовершеннолетних.
    Эта тема имеет высокую степень разработанности. Об этой проблеме написано в различных источниках: учебниках по социальной работе, в газетных публикациях, специализированных журналах, но мы в большей степени использовали в нашей курсовой работе информацию из других источников – полученную напрямую из учреждений поддержки семьи и детей.  
    Тем не менее, мы опирались так же на работы: Масловой М.Е., Мардахаева Л.В., Шудеговой  О.И., Муханбетжановой А.М., Барановой З.Я., Иргалиева А.С. и др. Также при ознакомлении с данным аспектом источниками стали нормативные правовые  материалы, в частности национальный стандарт Российской Федерации социального обслуживания населения и система качества учреждений социального обслуживания             (ГОСТ Р 52497- 2005), Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.07.1999 № 120, Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 года  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
     Цель  работы: определить содержание социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Центрах помощи семье и детям Мурманской области.
    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
      1. Определить понятие «ребенок, попавший  в трудную жизненную ситуацию»  и основные группы таких детей,  нуждающихся в помощи Центра.
      2. Описать правовые основы социальной защиты детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
      3. Исследовать существующие формы и технологии помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию реализуемые в Мурманской области.
      4. Выяснить особенности организации  социальной работы с детьми, посещающими группу дневного пребывания, на примере г. Ковдора.
    Объектом  исследования в данной работе является: социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
    Предмет исследования: особенности организации  социальной работы с детьми в Центре помощи семье и детям г.Ковдора.
      Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрываются понятия «трудная жизненная ситуация», «безнадзорные», «беспризорные» рассматриваются факторы, влияющие на попадание детей в данную  категорию  и причины востребованного внимания к ним со стороны специалистов социальной сферы. Вторая глава посвящается технологиям и программам социальной реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  применяемые в Мурманской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Содержание и организация социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. 

1.1. Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
     Социально-экономические  преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада и нравственно-ценностных ориентаций, ослабление воспитательных возможностей семьи, привели к росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
     Семья и дети стали заложниками экономических  и политических преобразований в  стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций. Благополучие  многих семей пошатнулось, родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете значительно возросли,  но в основном деньги расходуются на питание, одежду, обувь, школьные принадлежности. Семье не хватает средств на развитие ребёнка: на книги, зрелищные мероприятия, экскурсии и т.д. Это затронуло многие благополучные и относительно благополучные семьи. Что же тогда остаётся детям из неблагополучных семей, семей с родителями, злоупотребляющими спиртными напитками, употребляющими наркотические средства?       
     Растет  число детей из семей находящихся в социально опасном положении, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала, пьянство, наркомания, аморальный образ жизни, отказ от содержания и воспитания детей - это  ряд причин, усугубляющих и без того сложную картину. К основным социальным причинам беспризорности и безнадзорности детей относятся - утрата нравственных ориентиров, деградация семейных устоев[16].
      Анализ понятий, описывающих те или иные формы социальных проблем детей и подростков, позволяет выделить два наиболее общих термина: ребенок в трудной жизненной ситуации и ребенок группы риска. Ребенок группы риска и ребенок с трудной жизненной ситуацией очень сходны по значению, но различаются по содержанию: если ребенок группы риска наиболее подвержен негативному влиянию со стороны его близкого окружения, то у ребенка с трудной жизненной ситуацией нарушается жизнедеятельность в результате непредвиденных обстоятельств[24]. Но очень часто  ситуации детей из группы риска совпадают с теми группами, которые можно отнести к категории детей с трудной жизненной ситуацией, поэтому центральным понятием в данной работе будет служить понятие «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию».
    Фирсов М.В. и Шапиро Б.Ю. определяют трудную жизненную ситуацию, как « ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно[18].
     Ребенка относят к группе детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации в том случае, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития[35].
     Маслова М.Е. в своей работе дала определение  понятию «ребёнок  группы риска». Согласно нему это ребенок, у которого не организована должным образом воспитывающая среда, в которой отсутствуют условия, необходимые для «запуска» ведущих механизмов и способов  социализации, т.е. это те дети, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны окружающих, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних [19]. 
  В Федеральном Законе №124 от 24 июля 1998 года  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» даётся определение детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию через определение основных категорий таких детей.
      Дети, находящиеся в трудной жизненной  ситуации, - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
    В статье 5 Федерального Закона №120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» так же перечислены категории детей, относящихся к попавшим в трудную жизненную ситуацию и в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Подведя итог мы составили наиболее полный список всех категорий детей относящихся к «детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию»:
    1) дети-инвалиды; 
    2) дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
    3) дети – жертвы насилия. Это  ребёнок подвергавшийся систематическим  действиям в семье, наносящие  вред его развитию, проявляющееся  в различных формах ( физическое, психологическое и эмоциональное)
    4) дети, проживающие в малоимущих семьях;
    5) безнадзорные или беспризорные;
    6) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
    7) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей (дети оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в результате лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей не дееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений и аналогичных учреждений социальной защиты), специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
    8) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
(в ред.  Федерального закона от 22.04.2005 № 39-ФЗ)
    9) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
    10) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
    11) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
    12) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
    13) обвиняемые или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
    14) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
    15) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
    16) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
    17) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
    18) осужденные условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
    В Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» центральным понятием является: несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении.
    Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 111)
      Важно определить существенную разницу между безнадзорными и беспризорными, т.к. не стоит ставить эти категории в один ряд, ведь не всегда ребенок наркоман, ребенок вор, не имеет дома и родителей, которые предпринимают массу усилий для перевоспитания несовершеннолетнего в лучшую сторону[3].
    Безнадзорные - это несовершеннолетние, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или (и) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Потерявшие семейные или родственные связи: брошенные родителями или самовольно ушедшие из семьи не обеспечившей ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с детьми; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступления; вовлечение в противоправную деятельность и другие, всего 14 видов[34].
      По данным различных ведомств, в Росси на 2008 год безнадзорных и беспризорных детей насчитывается от 3,5 млн. чел до 5 млн. человек[14].
     По  мнению Шипунова Т.В. беспризорные – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением[30]. Беспризорные дети – это дети, проводящие все время или большую часть времени вне дома или какого-либо детского учреждения. Большинство из них ночуют дома или в детском учреждении, а также посещают школу, но свободное время проводят на улице. Беспризорность – это социальный статус ребенка[17]. По мнению большинства экспертов, основными «поставщиками» беспризорных детей являются: неблагоприятная семья - 65%; детский дом, приют - 12,4%; беженцы из мест бедствий, военных действий - 14,7%; ПТУ - 2,8%[7].
       Необходимо заострить внимание  на различие в понятиях "беспризорные" и "безнадзорные" дети. Беспризорные - это те, кто не имеет определенного  места жительства и (или) места  пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым, согласно Федеральному закону "Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", относятся все, за поведением которых отсутствует контроль ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или их законных представителей либо должностных лиц[15].
     Таким образом, подростковая безнадзорность всегда связана с наличием отклонений в поведении ребенка, диапазон которых, достаточно широк - от сопротивления требованиям взрослых до правонарушений. Поэтому к безнадзорным подросткам относят и несовершеннолетних правонарушителей и воспитанников спецшкол, не нарушавших закон и детей, состоящих на учете по делам несовершеннолетних, и детей из неблагополучных семей[11].
     В нынешних условиях значительная часть  безнадзорных детей в прямом смысле этого слова оказались «ничейными», родительская семья не только не выполнила по отношению к ним предназначенных ей функций, но стала фактором, деформирующим процесс их социального и индивидуального развития. Школа не в состоянии полномасштабно решить вопросы социальной защиты и реабилитации этих детей. Детский дом не забирает их, если родители не лишены родительских прав, а сами дети нередко пребывают в бегах. Приемник-распределитель собирает беглецов, но не ведет реабилитационной работы[9]. В связи с этим очевидна актуальность практической работы с подрастающим поколением, имеющим отклонения в поведении, в приютах при региональных реабилитационных центрах [28].
     Для успешного решения вставших перед  государством, обществом, системой образования  новых и во многом неожиданных  проблем важно ясно представлять причины возникновения и роста детской беспризорности и безнадзорности. Основной среди них является разрушение государственной системы социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений[21].
     Подводя итог выше сказанному можно сказать, что понятие «ребёнок попавший в трудную жизненную ситуацию» наиболее полное и способное охарактеризовать  все возможные варианты проявления различных форм отклонения, от норм жизнедеятельности ребёнка. 

       Правовые основы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
 
    На  сегодняшний день защита прав детей  в России находится далеко не на требуемом уровне. Несмотря на множество  принятых правовых норм, несмотря на формальное признание Российской Федерацией необходимости  выполнения Конвенции о правах ребенка, положение с безнадзорностью, беспризорностью, наркоманией, преступностью среди несовершеннолетних остается, мягко говоря, неудовлетворительным. Тем не менее, помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию гарантированна нормативно-правовыми актами Российской Федерации, принятыми в полном соответствии с подписанными и признанными международными документами.
    Основными из них являются:
    - «Женевская Декларация прав ребенка» (1924г.);
    - «Декларация прав человека и  гражданина» (1948г.);
    - «Декларация прав ребенка» (1959г.);
    - «Конвенция  ООН о правах ребенка» (1989г.).
    В частности, в принятой ЮНЕСКО «Конвенции прав ребенка», направленной на обеспечение  полноценного развития его личности во всех уголках Земли, утверждается: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или, который в его собственных интересах  не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства – участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком»[1].
    Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот  и детей, попавших в трудную жизненную  ситуацию, являются:
    - Конституция Российской Федерации;
    - Семейный Кодекс Российской Федерации;
    - Гражданский Кодекс Российской  Федерации.
    Государственная поддержка обеспечивается Федеральным  Законом Российской Федерации «Об  основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку их предоставления.
    Социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и детей.
      Социальные службы - предприятия  и учреждения независимо от  форм собственности, предоставляющие  социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному  обслуживанию населения без образования  юридического лица.
    Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий  и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов  Российской Федерации и находящихся  в ведении органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.
    Социальное  обслуживание основывается на принципах:
    1) адресности;
    2) доступности;
    3) добровольности;
    4) гуманности;
    5) приоритетности  предоставления  социальных  услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации;
    6) конфиденциальности;
    7) профилактической направленности
    Социальное  обслуживание должно соответствовать  государственным стандартам, которые  устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
    Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
    В рамках действия законодательства РФ, государство может предоставить детям помощь в виде организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Так же детям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации, может быть оказана консультативная помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Нуждающиеся дети могут получить реабилитационные услуги, основанные на принципе добровольности. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. Несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации оказание услуг предоставляется: бесплатно. В объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания.
    Основные  гарантии прав ребенка регулируются Федеральным Законом №124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определяет принципы и меры государственной поддержки детей. Не менее важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам и детям, попавшим с трудную жизненную ситуацию, играют Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменением от 08.02.1998г., 07.08.2000г., 10.01.2003г., 22.08.2004г., ст.1) и Федеральный закон №120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Так же существует национальный стандарт Российской Федерации социального обслуживания населения и система качества учреждений социального обслуживания ( ГОСТ Р 52497- 2005).Данный стандарт распространяется на социальное обслуживание населения и устанавливает требования к системе качества учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
    Стандарт  разработан с целью его использования  в качестве базовой нормативной основы при разработке систем качества конкретных учреждений применительно к специфике их деятельности.
    Заметную  роль в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, играет Федеральная целевая программа  «Дети России» (на 2003 – 2006 год)[5]. В рамках этой программы присутствуют целевые подпрограммы «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и правонарушений». Они направлены на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.
    В Федеральном законодательстве отмечены все организации и учреждения, которые должны оказывать помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а так же дан перечень их функций:
    1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают:
    1) защиту и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
    2) координацию вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних;
    3) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних;
    4) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения;
    5) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
    2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания:
    1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;
    2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
    3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе, в том числе путем организации досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
    3. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, к ним относятся:
    - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
    - социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
    - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве;
      1) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;
    2) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
    3) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;
    4) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.
    4. Общеобразовательные учреждения общего образования:
    1)  оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
    2) выявляют несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении,  а также не посещающих или  систематически пропускающих по  неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
    3) выявляют семьи, находящиеся в  социально опасном положении,  и оказывают им помощь в  обучении и воспитании детей;
    4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
    5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
    5. Специальные учебно-воспитательные  учреждения открытого типа органов управления образованием к ним относятся:
    1) специальные общеобразовательные  школы открытого типа;
    2) специальные профессиональные училища  открытого типа;
    3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания;
    1) принимают для содержания, воспитания  и обучения лиц в возрасте  от восьми до восемнадцати  лет, требующих специального педагогического  подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;
    2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
    3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
     6. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием к ним относятся:
    1) специальные общеобразовательные  школы закрытого типа;
    2) специальные профессиональные училища  закрытого типа;
    3) специальные (коррекционные) образовательные  учреждения закрытого типа.
    Обеспечивают специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений;
    7. Органы опеки и попечительства:
    1) дают в установленном порядке  согласие на перевод детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
    2)  участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
    8. Органы по делам молодежи и  учреждения органов по делам  молодежи:
    1) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике   правонарушений несовершеннолетних;
    2) осуществляют организационно-методическое  обеспечение и координацию деятельности  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений;
    3) оказывают содействие детским  и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам  и иным учреждениям и организациям;
    4) участвуют в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    5) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
    9. Социально-реабилитационные центры  для подростков и молодежи, центры  социально-психологической помощи  молодежи, центры профессиональной  ориентации и трудоустройства  молодежи, молодежные клубы и  иные учреждения органов по делам молодежи :
    1) предоставляют социальные, правовые  и иные услуги несовершеннолетним;
    2) принимают участие в индивидуальной  профилактической работе с несовершеннолетними,  находящимися в социально опасном  положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;
    3) разрабатывают и реализуют программы  социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, и защиты их социально-правовых  интересов.
    10. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения:
    1) распространение санитарно-гигиенических  знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных  представителей, а также пропаганду  здорового образа жизни;
    2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь;
    3) круглосуточный прием и содержание  в лечебно-профилактических учреждениях  заблудившихся, подкинутых и других  детей в возрасте до четырех  лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
    4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей  или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по  их устройству с учетом состояния  здоровья;
    5) выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;
    6) оказание консультативной помощи  работникам органов и учреждений  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным  законным представителям несовершеннолетних;
    7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
    8) оказание в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;
    9) подготовку в установленном порядке  заключений о состоянии здоровья  несовершеннолетних, совершивших преступление  или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
    10) выявление источников заболеваний,  передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.
    11. Органы службы занятости:
      Органы службы занятости в  порядке, предусмотренном Законом  Российской Федерации "О занятости  населения в Российской Федерации", участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
    12. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:
    1) проводят индивидуальную профилактическую  работу в отношении несовершеннолетних, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
    2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и
      должностных лиц, не исполняющих  или ненадлежащим образом исполняющих  свои обязанности по воспитанию;
    3) осуществляют по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения;
    4) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в  суд предложений о применении  к несовершеннолетним, их родителям  или иным законным представителям  мер воздействия;
    13. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:
    1) обеспечивают круглосуточный прием  и временное содержание несовершеннолетних  правонарушителей в целях защиты  их жизни, здоровья и предупреждения  повторных правонарушений;
    2) проводят индивидуальную профилактическую  работу с доставленными несовершеннолетними,  выявляют среди них лиц, причастных  к совершению преступлений и  общественно опасных деяний, а  также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие  их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;
    3) доставляют несовершеннолетних  в специальные учебно-воспитательные  учреждения закрытого типа;
    14. Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:
    1) привлекают несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении,  к занятиям в художественных, технических, спортивных и других  клубах, кружках, секциях, способствуют  их приобщению к ценностям  отечественной и мировой культуры;
    2) оказывают содействие специализированным  учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным  учреждениям и центрам временного  содержания для несовершеннолетних  правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения;
    15. Центры экстренной психологической помощи по телефону;
Это «телефоны  доверия», позвонив клиент получает помощь в виде бесплатной консультации или психологической поддержки.
     Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство РФ соответствует мировым стандартам, а ребёнок, попавший в трудную жизненную ситуацию и дети вообще действительно защищены. Но по итогу статистика и масштабы проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам по социальной работе в нашем государстве сильно отличаются от европейских и общемировых.
     Все законодательство РФ ориентировано не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в тяжёлую жизненную ситуацию. Стоит больше уделить внимания укреплению института семьи, как  учреждению способному самому решать свои внутренние проблемы без посторонней помощи. Дети из социально «здоровой и крепкой» семьи с меньшей вероятностью попадут в группу детей попавших в трудную жизненную ситуацию. В случае  попадания ребёнка в данную категорию граждан, как правило, по не зависящим от него и его семьи причинам, то у ребёнка из «благополучной» семьи на много больше шансов преодолеть сложившуюся экстренную ситуацию.  Поэтому государству следует обратить внимание на проблему планирования семьи, отношения людей к её созданию. Следовательно, уменьшение статистики разводов, количество неполных семей и конечный итог уменьшение численности социальных сирот и детей из неблагополучных семей.
       Мы должны использовать опыт  скандинавских стран, где редкие  случаи, когда семья отказывается  от ребёнка, если он рождается  с каким-либо  дефектом, у родителей есть возможности создать необходимые условия для подобных детей. Они ходят в общеобразовательные школы с обычными детьми. А статус многодетной семьи не причисляет её автоматически к малообеспеченной.
     Стоит изменить отношение в обществе к  проблеме, бороться с причинами, а  не с последствиями. И здесь не поможет только изменение законодательства или дополнение новыми нормативно - правовыми актами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Региональные технологии помощи семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

2.1. Технологии  и программы социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в Мурманской Области. 

     В работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель[8].
   Основными целями социальной работы, с данной категорией являются: создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека; выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи; оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации; увеличение степени самостоятельности  клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
       В данной главе описаны технологии и программы разработанные ведущими специалистами социальной защиты населения, и применяемые в Мурманской области.
     Программа муниципального учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения г.Оленегорска» является лауреатом Общероссийского конкурса на лучший инновационный проект в социальной сфере, проведенного Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Опубликована государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания и рекомендована в помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в 2002 году.
      В северных районах России вообще, и  в Оленегорске в частности; наблюдается  резкий рост нездорового интереса к  любому виду легальных и нелегальных  наркотиков и, прежде всего, среди подростков и молодежи.
       Дети  из социально неблагополучных, неполных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительность жилищных условий, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными имеют больше шансов злоупотреблять алкоголем и наркотиками.
      И в семьях, где родители постоянно заняты, не устанавливают четких норм поведения, используют вид искаженного воспитания, когда дети предоставлены сами себе, либо непоследовательность воспитания, когда за один и тот же поступок ребенка могут наказать и похвалить, жестокий стиль воспитания или гиперопека, когда ребенок воспитывается в "оранжерейных" условиях, имеет легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и не осознают того, как они достаются, и некоторые другие формы также приводят подростка к повышению риска скатиться в наркоманию и алкоголизм.
       Стремление  найти деньги для покупки наркотиков - легальных и нелегальных - толкает наркоманов на совершение преступлений[31]. Администрация города ведет многоплановую работу по борьбе с наркоманией. Это и оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и задержанию сбытчиков наркотиков, и работа с подростками специалистов управления образования, здравоохранения, по делам семьи и молодежи (комплексная программа "sos" на 2001-2002 годы по мерам профилактики преступлений, правонарушении, лечения наркомании, токсикомании, алкоголизма, по предупреждению ВИЧ и других инфекций, по выявлению групп риска среди подростков и молодежи города). Однако принимаемые меры отстают от темпов нарастания масштабов проблемы.
       Поэтому не может оставаться в стороне и социальный приют для детей и подростков.
     Целью данной программы разработанной  в центре является профилактика наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности и выработку навыков здорового образа жизни.
     Задачей стала разработка системного подхода  к профилактике злоупотребления  легальными и нелегальными наркотиками  среди подростков и детей.
     Полученные  результаты от проведённой работы - уменьшение факторов риска употребления легальных и нелегальных наркотиков среди подопечных, формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов, а так же формирование навыков противодействия наркотизирующейся среде.
         Результаты были получены благодаря проведению семинаров для воспитателей с целью ознакомления с целями и задачами программы, проведению специальных тренингов и занятий с детьми и подростками по темам: курение, алкоголь, наркотики; занятиям с родителями и с зависимыми подростками.
         В ходе тренингов  дети осознали настоящие причины ведущие людей к употреблению наркотиков, учились решать некоторые сложные проблемы, определять свои слабые и сильные стороны и целенаправленно развивать первые и компенсировать вторые и вообще узнали себя лучше.
      Главный результат считают специалисты объяснить клиентам, что ничего не делать – самое худшее, что можно сделать. Параллельно работа велась и с родственниками зависимых от наркотиков с целью выявления их созависимости.
    Оценка  результативности производится в течение  всего периода реабилитации посредством психодиагностических методик, круглосуточного наблюдения и анализа поведения во всех сферах деятельности.         
    Следующая программа представлена социальным приютом для детей и подростков являющемся структурным подразделением муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения г. Апатиты», действующего на основании Устава, законов Российской Федерации и Мурманской области.
      Социальный  приют для детей и подростков работает с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. В течение года реабилитацию в приюте получают более 150 детей, в возрасте от 3 до 18 лет. Многие дети поступают повторно в течение года и ежегодно. Поэтому мы можем наблюдать семью в течение длительного времени.
      Ситуация в таких семьях не улучшается, наблюдается деградация родителей, дети год от года поступают в приют всё более дезадаптированными. Многие из них не посещают общеобразовательную школу, большое количество детей пристрастились к алкоголю и табакокурению, некоторые имеют токсическую зависимость, а также дети, совершившие правонарушения (кражи, разбой, мелкое хулиганство)[13].
      Обследования  семей показывают, что лишь в единичных  случаях восстанавливаются внутрисемейные связи. После курса реабилитации в приюте дети возвращаются к своей прежней жизни - в неблагополучные, алкоголизирующие семьи, продолжают жить в семье, не имея поддержки внутри нее[10].
      На  сегодняшний день появилась острая необходимость создания комплексной  программы по реабилитации не только детей и подростков, но и членов их семей, т.к. работа со «следствием» бесполезна без устранения основной причины (алкоголизации и депривации родителей).
      И родители, и дети должны быть не частью проблемы, а частью ее решения и  обладать знаниями необходимыми для самореабилитации.
     Комплексность программы и ее жизнеспособность определяется взаимодействием специалиста  по социальной работе, социального  педагога и психолога, работающих в  штате приюта, а также волонтерского  движения, развивающегося в процессе реализации программы (групп взаимопомощи из самих клиентов).
      Целью программы является - социальная реабилитация семьи, восстановление внутрисемейных связей, направленных на возвращение ребенка к нормальной жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.