На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Методологии"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Проблема  предмета псих-ии  как методологич.  проблема.
Одной из гл-х проблем  метод-ии псих-ии явл-ся проблема познаваемости  психич-го. Ответ на этот вопрос зависит от понимания предмета псих-ии.
1.Интроспективн.псих-ия: предмет-мысли,чувства,переживания ч-ка,т.е. то,что пренадлежит ему и о чем знает только он. Поэтому единств.метод позн-ия психич-го – интроспекция. Т.о.,интроспекционисты признавали познават-ть психич-го  с помощью соерцания и размышлений. В философии-это метафизика или научный реализм.
2.Бихев-зм. Бих-ты  в кач-ве предета псих-ии рассматривали  S и R,а психику считали непозноваемой. Ими были предложены методы изучения S и R- набл-ие и эксперимент. В философии-агностицизм-невозможность изучения психики.
3. Психоанализ(Фрейд).Предметом изуч-ия псих-ии должны быть бессозн.процессы в ч-ке,а методом его изуч-ия явл-ся психоаналитич.беседа, анализ ошибок, оговорок, сновидений, ассоциатив.эксперимент.
4.материалистич.подход  в псих-ии. Психика трактуеся как св-во особым образом организованной материи-мозга. Осн.функц психики- отражение мира с целью адекватного взаимодействия с ним. Осн.метод изуч-ия психики-эксперимент,набл.,опрос,т.е. факты проявл-ия психики (психич.процессы,св-ва,состояния прояв-ся в поведении,общении,деят-ти) В философии этот метод наз-я деалектич.метод-связь между явл-ми.
Трудностей в изуч-ии псих-ии оч много. Ломов Б.Ф. осн.трудности:1.психика-субъективн. Образ объктивн.мира. 2.разнообразие проявл-ий сущности психич-го. 3.исключит-ая изменчивость, вариативность психич-го. Изучая одни и те же процессы в одинак-х условиях,мы получаем разные результаты. 4.множесственн-ть тех отношений,условий, в к-ых психика реально формир-ся, прояв-ся и разив-ся.
Единицей анализа  психич-го явл-ся поведения чка, к-ое зависит от особенностей личности и ситуации. 

2. Проблема классиф-ии  методов психологич-го  исслед-ия.
Метод-способ изуч-ия предмета науки. В метод-ии опис-ся осн.хар-ки науч.метода: 1.ясность 2.направленность методики-соответствие строго опред-ым познават.м задачам. 3.результативность-способн-ть методики давать намечен.рез-ты 4.результ.ть связана с такими хар-ми как над-ть и валидн-ть 5.экономность 6.плодотворность-возможность методики давать значимые побочные результаты.
В наст.время в псих-ии сущ-ет неск.классиф.методов психол-го исслед-ия:
1.классиф.Рубинштейна.в кач-ве главных психол-х методов он выделил набл. и эксперимент. Кроме того выделил приемы,к к-ым он отнес: изуч-ие продуктов деят-ти, беседу, анкетиров-ие
2.подход Ананьева. Выделяет 4группы методов:1.организацион.методы исслед-ия: -лонгитюдинальные-исслед.на протяж.длит-го времени; -сравнительн.метод-метод поперечных срезов; -комплексные-и сравн. и лонгит.  2.эмпирич.методы(опыт,факт): -опсервацион.методы(набл.и самонабл); -эксперимент(лабор-ый,естеств и др); - психодиагностич.метод(текстовые методы); -анализ продуктов деят-ти (рисуночный,психографолоич); -моделиров-ие.    3.методы матемтич.обработки данных; 4.методы интерпретации получ-х данных.Ананьев выделяет 2метода интерпр-ии:генетич(данные интерпр-ся в категориях онтогенетичюразвития) + структурный(в категориях классиф-ий)= системный метод.
3. подход Дружинина.  В кач-ве исходной модели классиф-ии  использует след.обоснование: 1.субъект-объективн.отношения(беседа-макс-но выраж.общение между иссл.-ем и испыт; анкетир-ие; самонабл-ие-взаимод-ий отсутствует)  2.использ-ие внешних средств (использ-ие-зксперим.набл-ие,экспримент-объективн.методы; исслед, к-ом отсутствует взаим-ие исслед-ля  и инструмента.можно предположить,чт такого иссле-ия не сущ-ет.однако Дружинин имеет виду не внешнее взаимод-ие с инструментом,а внутр.средство интерпретации поведения.В этом случае имеет место пристрастность спмого исслед-ля, влияние личн.опыта на руз-ты анализа данных)    3.взаимод-ие испытуемого с инструментом(макс-ое взаим-ие(лабораторн.эксперимент), взаимод-ие отсутствует(при беседе самонадл-ии) 

3.Организация  психологич. исслед-ия.Краткая хар-ка этапов иссслед-ия.
В  организации  псих.исслед-ия выделяют 4этапа: 1.подготовительный 2.этап исполнения 3.этап количествен.обработки данных 4.интерпретация получ-х данных и формулировка вывода.
1.подгот.этап.а) формулировка осн-х категорий псих.исслед-ия:проблема исслед-ия, цель исслед,задачи,определение объекта и предмета исслед-ия,формулир-ка гипотезы исслед-ия б) выбор методик исслед-ия в) подбор эксперим-х групп г)прогноз условий,влияющих на рез-т полученных данных. Проблема понимается как противоречие между например: теор.разработанностью и ее слабой практич.реализацией,необходимостью практич.решения проблемы и ее слабой теор.разработанностью. проблема оформ-ся в цели исслед-ия( «именно поэтому целью нашего исслед-ия явл-ся…). Цель достиг-ся в процессе решения след.задач: -анализ теор.вопросов проблемы(от общего к частному (1.познават.процессы 2.память 3.логич.память 4.логич.память в подрост.возр-те)); -эксперимент.изучение цели исслед-ия.
Под предметом поним-ся часть объекта,к-ую мы исследуем. Напр:1)объект-память предмет-логич.память подростков 2) объект-самосознание предмет-особ-ти самосооценки младшего шк-ка.
Гипотеза исслед-ия-научн.предположение о результ-ах  исслед-ия.
Все это составляет содержание введения.
Подбор методик.для того,чтобы подобрать методики изучения проблемы,необходимо описать показатели. Пример:изучение самооценки детей мл. шк-го возраста. Показателями изучения могут выступать адекватность самооценки,ее устойчивость.
Подбор испытуемых-минимум 25чел-к.
2.этап исполнения.
Проведение эксперимента яв-ся наиболее ответственной частью исслед-ия, требующей от ч-ка не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента. В ходе эксперимента исслед-ль организует процесс взаимод-ия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого. Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по окончании эксперимента.
3.этап колич-ой  обработки данных.
4. Выводы и интерпр-ия результатов завершают исследовательский цикл. Итогом эксперимент-го исслед-ия яв-ся подтверждение или опровержение гипотезы.
Исслед-ль сопоставляет свои выводы с выводами др авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теор гипотезы.  
 

4. Содержание подготовит-го  этапа исслед-ия  ( определение объекта, предмета, гипотезы, цели, задачи исслед-ия)
подгот.этап.а) формулировка осн-х категорий псих.исслед-ия:проблема исслед-ия, цель исслед,задачи,определение объекта и предмета исслед-ия,формулир-ка гипотезы исслед-ия б) выбор методик исслед-ия в) подбор эксперим-х групп г)прогноз условий,влияющих на рез-т полученных данных. Проблема понимается как противоречие между например: теор.разработанностью и ее слабой практич.реализацией,необходимостью практич.решения проблемы и ее слабой теор.разработанностью. проблема оформ-ся в цели исслед-ия( «именно поэтому целью нашего исслед-ия явл-ся…). Цель достиг-ся в процессе решения след.задач: -анализ теор.вопросов проблемы(от общего к частному (1.познават.процессы 2.память 3.логич.память 4.логич.память в подрост.возр-те)); -эксперимент.изучение цели исслед-ия.
Под предметом поним-ся часть объекта,к-ую мы исследуем. Напр:1)объект-память предмет-логич.память подростков 2) объект-самосознание предмет-особ-ти самосооценки младшего шк-ка.
Гипотеза исслед-ия-научн.предположение о результ-ах  исслед-ия.
Все это составляет содержание введения.
Подбор методик.для того,чтобы подобрать методики изучения проблемы,необходимо описать показатели. Пример:изучение самооценки детей мл. шк-го возраста. Показателями изучения могут выступать адекватность самооценки,ее устойчивость.
Подбор испытуемых-минимум 25чел-к. 

5. Условия, влияющие  на результаты  исслед-ия(объективные и субъективные)
Эксперимент-ый рез-т в псих-ии д.б. неизменен по отношению не только ко всем объектам дан типа, к пространственно-временным условиям проведения эксперимента, но и к особенностям взаимод-ия эксперимен-ра и испыт-го, а также к содержанию деят-ти испыт-го.
В психологич экспер-те важны не столько пространствен-врем факторы, сколько условия деят-ти испыт-го, а тем более — особенности заданий. В какой мере влияют на результат вариации инструкции, материала заданий, действий испытуемого, предусмотренных в ней, вид мотивации, присутствие или отсутствие «обратной связи»? На все эти вопросы нельзя ответить, ограничившись проведением одного эксперимента. Исслед-ль должен варьировать в последующих эксперимент-х сериях дополнительные переменные, относящиеся к ха-ам эксперимент-го задания, чтобы установить, явл-ся ли рез-ты инвариантными по отношению к задаче испыт-го.
Экспериментатор. Псих-ия не может полностью исключить влияние личностных черт, мотивации, компетентности исслед-ля в ходе эксперимента.
Инвариантность рез-ов по отношению к л-ти эксперим-ра особенно часто нарушается в псих-х исслед-ях.
факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:
1. Ошибки «отношения  к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.
2. Ошибки, связанные  с мотивацией испыт-го. Испыт-ый  мб мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями эксперимен-ра, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.
3. Ошибки личн-го  влияния, связанные с восприятием  испытуемым л-ти эксперимент-ра. 

6. выбор методик  исслед-ия. Валид-ть,над-ть,объективность.
Правильно выбрать  метод исследования – один из наиболее сложных этапов.
Психологу оч важно владеть широким, разнообразным арсеналом методик и гибко их использ-ть. Абсолютизация процедуры и рез-ов применения тестов приводит к односторонней оценке л-ти, т.к. при этом не учитыв-ся многие др ее св-ва, не выявляющиеся с помощью дан. теста, но существенные для выяснения основного, решающего фактора психич-го развития дан-го ребенка.
Однако хороший тест аккумулирует в себе богатый опыт, накопленный в псих-ии и смежных дисциплинах, и дает четкий инструментарий в руки психолога.
Ананьев подчеркивал, что в диагностич методы должны переходить наиболее эффективные и пригодные к скоростному массовому применению модификации экспериментальные методы.
 Личко подчеркивает, что при адаптации зарубежн методов исслед-ия л-ти нельзя огранич-ся только их переводом с др языка или заменой и исключением части текста, отражающей явно иные соц-но-культурн особен-ти популяции, для к-ой был разработан оригинальный тест. Необходима новая всесторонняя проверка теста на над-ть и вал-ть на той популяции, для к-ой он адаптир-ся.
Еще один существен  недостаток использов-ия любых стандартных методик закл-ся в кажущейся легкости постановки точного и надежного диагноза на основе рез-ов тестир-ия. Неопытный психолог может думать, что сопоставление полученных им данных с «ключом» той или иной стандартизированной методики само по себе дает диагноз. Это неверно.
Психолог должен владеть самыми разнообразными методами – как высокоформализованными (техники типа теста Векслера, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (набл-ие, беседа, проективные методы и пр.).
Чтобы более глубоко  и тонко определить причины того или иного психологич. явл-ия, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные набл-ия с заключ-ми, полученными в рез-те применения тестов и др объективных методик. Психолог обязан быть чрезвычайно наблюдательным,должен постоянно выискивать связь между научно диагностируемым признаком состояния и наблюдаемым в поведении, мимике, жестикуляции, голосе, взгляде, в вегетативных реакциях.
Применяя различные  методич средства, психолог получает все более и более точную картину индивид-ых особенностей ч-ка в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологич оценки решающего фактора. В ряде случаев психолог должен получить очень быструю и оперативную информацию о ребенке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки.
 Для того чтобы тесты соответств-ли своему назначению, адекватно выявляли и точно измеряли опред кач-ва, были применимы к различ людям и группам, они должны отвечать таким критериям, как объективн-ь, вал-ть, над-ть.
Объективность означает, что рез-ты д.б. субъективны, т.е. независимы от того, кто проводит тест. Если дан тест проводят др люди, то они должны получить такие же рез-ты.
Добиться объектив-ти психол-го теста можно при выполнении след условий:
1.единообразие процедуры  проведения теста(1.условия тестир-ия (помещение, освещение и др. внеш факторы). 2.Содержание инструкции и особ-ти ее предъявл-ия (тон голоса, паузы и т.д.). 3.Наличие стандарт. стимульного материала. 4.Временные ограничения выполнения теста. 5.Учет влияния ситуационных переменных (усталость, перенапряжение и т.д.), на процесс и результат тестир-ия. 6.Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. 7.Учет влияния опыта респондента в тестировании; 
2.опред-ие нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, получ-х в рез-те обработки данных тестир-ия
Вал-ть - это пригодность теста для измерения именно того качества, на оценку к-го он направлен. Вал-ть теста дает ответ на вопрос «Что измеряет тест, соответствует ли он той цели, для к-ой применяется?». Вал-ть конкретных тестов может проверяться с помощью использования др-х, доказавших свою добротность методик.
Над-ть отражает степень точности и постоянства, с к-ой измеряется качество л-ти, и ха-ет свободу от погрешностей процедуры тестир-ия. Точность проявл-ся в уровне совпадения рез-тов дан-го теста с показателями др-х тестов, используемых для этой же цели, в устойчив-ти, стабильн-ти рез-ов при повторной оценке той же группы тестируемых. При коэфф-те корреляции свыше 0,75 над-ть теста считается вполне приемлемой.
Над-ть и вал-ть теста взаимосвязаны. Над-ть лишь тогда имеет смысл, если тест обладает достаточной вал-тью – в противном случае будет измеряться какое-то другое, не соответствующее целям тестирования свойство личности. В то же время если тест не обладает над-тью, неточно и нестабильно измеряет выясняемое качество, то его вал-ть ставится под сомнение. В целом она может быть либо равна (в идеальном случае), либо меньше надежности.  

7. Виды представления  экспер-х данных: табулир-ие
Табулир-ие данных предполагает представление их в виде таблиц. Таблица в тексте обязат-но должна иметь назв-ие и идти под соответствующим  номером.
Таб-ие кач-х данных:
Прим.1. Цель исслед-ия – изуч-ие особ-ти эмоц-х переживаний  мл.школьниками.
Были выделены категории  учеников со стенич. и астенич. эмоциями. Данные исслед-ия представлены в таблице.
1.- Распределение  стенич-хи аст-х эмоций у учащ-ся  нач.школы
Кач-во эмоций Кол-во лиц %
Стенич 25 62,5
Астенич 15 37,5
? 40 100
 Таб-ие колич.данных на небольш.выборке:
Прим2. Был проведен опрос 1000 подростководного возраста с целью определения предпочит-го жанра читаемой ими лит-ры. Для этого каждому опрашиваемому было предложено выбрать один единств.жанр из предъявляемого списка. Рез-ты опроса были подсчитаны и представлены в виде таблицы.
2.- Частота выбора  подростками разных жанров лит-х  произвед-ия.
Жанр юнош Дев. ? ранг
А 104 59 163 3
Б 37 50 87 4
В 87 179 266 1
Г 19 27 46 6
Д 41 3 44 7
Е 8 29 37 8
Ж 20 11 31 9
З 145 82 227 2
И 12 16 28 10
К 27 44 71 5
Согласно данным табл.2 можно видеть,что наиб.читаемый жанр по всей выборке-жанр Б. однако,с учетом гендерной роли можно видеть,что этот жанр в больш степени предпочитаем дев-ми,чем юношами..
Таб-ие колич.данных на больш.выборке:
Пр.3. допустим,что была проведена диагностика интеллект-го развития старшекл-ов. В рез-те работы с тестом были получены след.данные.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
25 33 35 37 55 27 40 33 39 28
34 29 44 36 22 51 29 21 28 29
33 42 15 36 41 20 25 38 47 32
15 27 27 33 46 10 16 34 18 14
46 21 19 26 19 17 24 21 27 16
Для группировки  в этом массиве данных: 1.необходимо макс.и миним.числа-55и10; 2.на основе их разн-ти опред-ть размах распеределения 55-10=45; 3.исходя из эмпирич-х указаний делим весь массив данных на 10классов; 4.определяем,что в кажд. классе д.б. не менее 5вариантов 45:10=5; 5.необходимо установить границы классов так.обр,чтобы миним.вариант(10) попал в нижн.класс,а наиб.в верхний.
3.-Группировка первичных рез-ов в классы
классы Границ кл-ов Центры кл-ов f-частота встреч-ти
10 55-59 57 1
9 50-54 52 1
8 45-49 47 3
7 40-44 42 4
6 35-39 37 5
5 30-34 32 7
4 25-29 27 12
3 20-24 22 6
2 15-19 17 8
1 10-14 12 2
Согласно данным табл. можно видеть,что 12ч-к справились с заданиями 4 класса, т.е. решили от 25 до 29 задач. В отнош-ии к общему колич-ву предложенных это составляет менее 50% тестовых задач… 
 

8. Выбор предоставления  экспер-х данных: графич.представление данных, вариацион.кривая.
Существует три  основных метода графического представления  данных – гистограмма (столбиковая  диаграмма), полигон частот и сглаженная кривая (огива).
Гистограмма представляет последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один интервал группирования данных, а высота столбца соответствует количеству элементов выборки, попавших в этот интервал группирования. Для построения гистограммы по горизонтальной оси откладываются границы интервалов группирования данных, а по вертикальной оси частоты попадания наблюдений в интервалах.
Границы интервалов Частоты
40-50 50-60
60-70
70-80
80-90
90-100
100-110
110-120
2 4
5
8
7
7
4
1
 
 
Частоты
  8
  7
  6
  5
  4
  3
  2
  1 
40 50 60 70 80 90 100 110 120 Границы интервалов 

Полигон частот – построение полигона частот во многом напоминает построение гистограммы, только в этом случае по горизонтальной оси откладываются значения середин интервалов группирования данных (по вертикальной то же самое). После этого на координатной плоскости наносятся точки. Первая координата, которая соответствует середине интервала группирования и вторая – частоте. Для окончательного построения полигона частот точки соединяются отрезками прямых.
        Частоты
  7
  6
  5
  4
  3
  2 
  1                                                         
45 55  65  75  85  95  105  115     Границы интервалов 
 

Иногда вместо гистограммы  или полигона частот строят сглаженную кривую. Основное отличие в том, что  она проводится по точкам таким образом, чтобы график не имел острых углов  или зубцов. Для ее построения по горизонтальной оси всегда откладываются значения от 0 до 100 (они соответствуют процентам). По вертикальной оси откладываются границы интервалов группирования данных. После этого на координатной плоскости наносятся точки, вторая координата которой соответствует границе интервала, а первая координата накопленной частоте попадания, выраженной в процентах. Для окончательного построения нанесенные точки соединяются гладкой кривой.
В качестве исходных данных для построения огивы используется таблица, полученная после табулирования  данных, но при этом второй столбец этой таблицы (частоты) мы должны преобразовать в накопленные частоты, а затем в проценты. 

9. Принципы психологич.исслед-ия:системный и пр.детерминизма.
Принцип- система требований к процессу изуч-ия предмета науки, позволяющая получить наиб.точные данные.
1.Пр.системного подхода. Система-совок-ть частей или подсистем и их взаимодействий, целью к-ых явл-ся общий результат. Пр.системности-методологич.принцип,при к-ом изучаемое явл-ие рассматр-ся как система,не сводимая к сумме своих элементов. По мн. Ломова,объектом психол.исслед-ий явл-ся ч-к-сложнейшее из известных науке систем. Анализ психики в этом контексте требует рассматр-ть психич.явл-ия на разных уровнях: биологич, психофизиологич,социопсихологич. Пр: при изуч-ии продуктивной памяти уместно изучить как биологич,так и психофизиологич. уровень, или психоыизиол. И соц-психологич.
2.Пр.детерминизма. это пр-п причинной обусловлен-ти психич.явл-ий. В псих-ии выделяют 3вида детерминизма.
1.линейный дет-м рассматр-ет  одну единствен. Причину какого-либо явл-ия.
  2.вероятностный  д-м. согласно ему,связь между прич. и следств.не имеет жесткого хар-ра,а носит веоятностный смысл.
3. системный д-м.  сущность закл-ся в том,что в основе поведения ч-ка лежит не одна причина,а их система. Причем в кач-ве причины могут выступать не только явл-ия прошл. жизни, но и цели, планы, намерения. По мн. Ломова,применить этот принцип в совр.псих-ии бывает оч трудно: психика выполняет и функц. отражения и фун.регуляции,т.е. напрвлена на оценку будущего; на ч-ка действуют не отдельн. стимул,а ситуация, причем эта ситуация не остается в неизменном виде,а постоянно изменяется. Связь между прич.и следств. В поведении ч-ка явл-ся деалетич-ой- то,что в одних обстоят-ахвыступает как причина,в др-х м.б. следствием.  

10.Шкалир-ие  в психологии.Виды шкал(номинальная, порядковая, интервальная, отношения)
1.Номинальная шкала представл. собой наиб.общую форму шкал, суть к-ой сводится к наличию или отсутствию опред. Признака. Прим:а)решил задачу-не рещил задачу в тестах интеллекта б)нормальное развитие – анормальн.развитие
Несмотря на простоту этой шкалы, при ее использ-ии исслед-ль может столкнуться со след.трудностями: в установлении границ класса; эта ошибка связана с влиянием прошлого опыта на на рез-ты эксперим-ой деят-ти ипытуемого.напр при изуч-ии интеллекта возможны ситуации,когда испыт-ый уже сталкивался с подобным классом задач.
Несмотря на то,чо шк.наим.наиб.общая шк, ее нельзя рассм-ть как шк. Более низкого порядка. В кач-ве статистич.приемов рез-тов,получ-х с помощью шк.наим.,можно использ-ть относит-ый частоты,моду, коэфф-т корреляции,Х-квадрат(хи)
2.шк.порядка. эта шк. Имеет все признаки шк.наименований.при этом упорядочивает объекты в отношении изучаемого св-ва. Пр: бывают ли ситуации,в к-ых вы испытываете особ.глубокую удовл-ть своей учебно-проф-ой дуят-ью? 1-их оч мало 2-их достаточно мало 3-не мало,но и не много 4-достаточно много 5-оч много
Шк.порядка м.б. униполярными и бипол-ми. Унип-объекты или классы соотносят, использую в кач-ве индикатора степень выраж-ти одного св-ва,используя натуральные цифры(от 0 до 9) пр: оценка кач-ва знаний студента: 5-отл 4-хор 3-удовл 2-плохо 1-оч плохо
Бипол-исходят из полярных проявл-ий какого-либо св-ва,при этом как правило,использ-ся «+» и «-» числа Напр:Методика САМ(самочувст.активн-ть.настроене) Активный +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
Матем приемы обработки  рез-тов-мода, медиана, коэфф.ранговой корреляц. Спирмена.
3.Шк.интервалов обладает всеми св-ми порядковой шкалы и дополнит. К этому определены расстояния между ее единицами. С помощью этих шкал можно выяснить,на ск.и во ск.раз один объект превосходит другой. Пр:стандартизир-ые тестовые шкалы для изуч-ия интеллекта. Матем методы обработки-среднеарифметич-ое,среднеквадратич.отклонения.
4.Шк.отношений имеет признаки шк.интервалов и нулевую точку отсчета,в к-ой признак полностью отсутствует. Чаще всего эти шкалы использ-ся в психофизиологии для определения порогов чувствит-ти. 

11.Шкалирование  в Психологии.Классификация шкал по их структурной сложности.
Одномерное шкалирование:метод бальних оценок(рейтинговые методы):а)Графическое шкал-ие,б)Числовое шкалир-ие,в)
Шкалир-иепо стандарт-ой шкале.А)В общем случае шкала представляет собой прямую линию на кот-ой опред-ым образом размещены признаки характеризующие
исследуемый класс  объекта,линии могут распологаться  по вертикали и горизонтали.Пример:цель исследования-определить скорость протекания мыслит деят-ти у учащихся
в школе. горизонт шкала  1)крайне медлено мыслит 2)инертное мышление(тугодум)3)мыслит с обычной скоростью 4)живой ум 5)черезвыйчайно быстрое мышление.
вертикальная шкала.цель исслед-ия:изучение особен-ей контроля родителей по критерию озобоченный-беспечный.1)предрасположеностьк строгости,ирациональной
 тревожности,готовность к панике ;2)Постоянно тревожное напряжение по поводу реб-ка,но скорее нервное чем паническое; 3)Проявляет значит беспокойство,когда
реб-ку что-то угрожает,редко теряет разум,контроль над собой;4)часто сверхвнимателен к реб-ку и ситуации,но оценивает правильно;5)редко обеспокоен или озобочен
поведением реб-ка,соц-ая установка похожа на учителя или  няньку;6)беззаботный,оказ-тся невнимат-ым и безответ-ым в отношении к реб-ку.Рекомендации к построению
 и использов  шкал:1)Линии шаклы не должны  быть оч длиными,т.к. это может изкожать оценки 2)хорошая оценка располог-ся должна в начале линии или сверху
3)Описательные признаки  доджны быть сконцентрир-ны у  точек на шкале.Б)В числовых шкалах испытуемому даёт-ся послед-ть определ-ых чисел,баллов и испыт-ый
приписывает стимулу  соотевтест число из ряда.Пример:цель исследов-ие-оценка аффектив-ых цветов и знаков. 10-невообраз приятный 9-натболее приятный
8-оч приятный 7-умерен  притяный 6-чуть приятн 5-безразличный 4-чуть неприят 3-умерено неприятн 2-очень неприятен 1-крайне неприятен 0-невообразим неприятен.
рекомен к построен числов шкал:1)прежде чем испол биополяр шк-лы с числами нужно определить умеет ли испыт оперировать ими.2)Нектр испыт трудно раб-ть с
крайними суждениями шкал "эффект сужение шкал".В)Шкалирование  по стандарт шкале сущность этого метода состоит в том,что испыт-му предлог-ется некот набор
стандартов того же вида что и оценивание стимула.Пример,шкала для оценки черт характера.ШКАЛИРОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЕ — вид шкалирования,
которое в большинстве  случаев основано на неметрических  методах оценки сходства и различия между сигналами . Ш. м. занимает особое место среди методов шкалирования
Особенность Ш. м. состоит  в том, что с помощью единой процедурыьизмеряется сразу несколько  параметров, по которым различаются  сигналы. При этом на исходные оценки накладываются  слабые ограничения.
чтобы они представляли собой величины на шкале порядка. Напр., испытуемые используют для оценки пар стимулов 10-балльную шкалу — от 0 (нет различия)
до 9 (максимальное различие). Каждый стимул представлен точкой или  вектором в пространстве минимально возможной размерности так,
чтобы сохранялась  монотонность соответствия межточечных  расстояний (различий параметров векторов) исходным оценкам. Одним из преимуществ Ш. м. является то, что 2 неметрических по своему содержанию
 условия (монотонности  и минимальной размерности) позволяют  получить полную метрическую  информацию из порядковых данных.Особую трудность в Ш. м. представляет разработка теоретических основ построения
 многомерных шкал  но, несмотря на это, Ш. м.  вполне оправдало себя в исследованиях  цветового зрения, вкусового ощущения, восприятия запаха. 

12.Метод  наблюдения.Его сущность.Достоинства и недостатки.
В психологии понятие  наблюдение рассматривается в 2ух аспекатх:1)Наблюдение,как целенаправленое восприятие.(Рогович)Наблюдение-это аспект нашей деят-ти
связаный с предномереным  восприятием предметов и явлений  внешнего мира.2)Наблюдение как метод  психологии.Ядов набл-ие-это прямая фикчация фактов.
Кузьмин- Набл-ие это  научное,целенаправл организ-ое и  опред образом фиксир-ое изучение объекта.Из психол словаря Набл-ие-это метод предусматр целенаправ
фиксирование тех  феноменов,кот-ые интересуют исслед-ля с целью послед-его их анализа.
По мнению Роговин  признаки научного наблюдения :1)Н.должно быть подчинено ясной цели и задачи исслед-ля 2)Н.дол быть объективным(контроль другими лицами
по рез-ам набл-ия) 3)Чётко должны быть определены единицы  или критерии наблюдения. 4) Дол быть установлена градация единиц.напр,по величине,интенсивности.
Испол метод прямой оценки,предположений.5) Науч наблюд дол быть предпологающим опред технику фиксации рез-ов.
Если хоть 2 признака отсут-ет,то это расматр-ся с точки  зрения житейской психологии.Трудности наблюдения:1)Объективные,т.е. независящ от наблюд.2)Субъективно-
объективн,зависящ  от особен-ей взаимод-ия испыт-его и  исследования.3)Субъективные,т.е зависящ  от лич-ти исследователя.Трудности:1)Невозможность повторения ситуации
с целью уточнения  данных:-относит-ая ограничит ситуация -трудность процедуры наблюдения 2)Трудности подающиеся контролю :-влияние моц-ой перцепции на восприятия
др-го чел-ка,соц установки,эффект ореола,казуальная атрибуция.Эти мех-мы могут влиять на адекватность восприятия и оценки др чел-ка.-Возможность развития у наб-ля
психол-ого насыщения  или пресыщения,что снижает продуктивность восприятия.-Влияние эффекта снисходит-сти  на рез-ты набл-ля.Суть эффекта:заботясь о собстеном престиже
наблюдатель даёт преувеличеную + оценку общему рез-ту. 3)Влияние испыт-го и испыт-ля друг н адруга.Особености эксперем-ого общения.
Достоинства наблюдения :Набл-ие позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;Набл-ние позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц
по отношению др к др или к определён задачам, предметам;Набл-ие позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Набл-ние позволяет
достичь многомерности  охвата, т.е. фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального  и невербального поведения. Недостатки  набл-ия Многочисленность 
мешающих факторов. На рез-ты набл могут повлиять настроение набл-ля;социальное положение набл-ля по отношению к наблюд-му, комплексность наблюдаемых ситуаций;
эффект первого  впечатления, усталость набл-ля и  набл-ого, ошибки в оценках, «эффект  снисходительности»;ошибка усреднения (боязнь крайних суждений);
Однократность набл-ых обстоятельств, приводящая к невозможности  сделать обобщающее заключение исходя из единичных набл-мых фактов. Необходимость  классифицировать
 результаты набл-ия.  

13.Виды  наблюдения.
Различают несистематическое  и систематическое наблюдение. Несистема-тическое набл-ие проводится в ходе полевого исследования и широко применя-ется в этнопсихологии,
псих-ии развития, социальной псих-ии. Для исслед-ля, проводящего несистем-ое набл-ие, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления,
а создание некоторой  обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.Систематическое набл-ие проводится по определенному плану.
Исслед-ль выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классиф-ет условия  внешней среды. План системат-го набл-ия соответствует схеме корреляционного
исслед-ия.Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исслед-ель  фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного набл-ия
Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует  только частоту проявления агрессии
либо время взаимодействия матери и ребенка в течение  дня.Непосредственным и опосредованным, Набл-ие может проводиться непосредственно либо с использованием наблюд-ных
 приборов и  средств фиксации результатов.К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения.Включенное и невключенное набл-ие.Включенное набл-ие
предполагает, что  набл-тель сам является членом группы, поведение которой он исследует.Есть два варианта включенного набл-ия: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение
фиксируется исслед-лем (на-р, при изучении динамики поведения  в группе альпинистов ); 2) набл-мые  не знают, что их поведение фиксируется (на-р,дети, играющие в комнате,
одна стена которой  — зеркало).Полевое набл-ие (в  повседневной жизни) и лабораторное.Явное и скрытое набл-ие.Внешнее набл-ие наблюдение со стороны – наблюдатель фиксирует
 активность изучаемой  группы со стороны, не принимая  участия в этой активности. Такое  набл-ние м. б.: 1 явным в этом случае оно часто называется обычным или 2 скрытым напр.,
с помощью полупрозрачного  зеркала . 

14.Процедура  наблюдения.
Любая процедура  исследования начинается  с постановки цели и задачи исслед-ля.Особое вним при использов метода наблюд выделено индкаторы или единицы наблюд.Под индикат-ми
понимается проявление поведения,деят-ти,хар-ки интересующ нас  явления.Процедура исследования методом наблюд состоит из след-их этапов:1) определяются предмет наблюд (поведение),
объект (отдельные  индивиды или группа), ситуации;2) выбирается способ наблюд и регистрации данных; 3) строится план наблюд(ситуации — объект — время); 4) выбирается метод обработки
результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.Предметом наблюд могут являться различные особенности вербал-го и невербал-го поведения. Исслед-ель может
набл-ать: 1) речевые  акты (содер-жание, частоту, продолжительность, ); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела ; 3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей,
 скорость и  на-правление движений .); 4) физические  воздействия (касания, удары, усилия, передачи ).Пример1:Цель:изучение особеностей поведения при групповом решение задач.
В кач-ве единиц наблюд в этом случае могут выступать:1)Эмоц-ые особ-ти членов группы: испыт + эмоции и  Испыт - эмоци 2)Индикаторы в области  решения груп-ой задачи. А)Ориентировка членов
группы в отношении  общей задачи :Ориентир-ся,информир-ет,повторяет,объясняет,подтвердает  и просит соориентир-ся,повторить,подтвердить.Б)Оценка хода выполнения задач членами группы:
Высказ-ет мнение,оценивает,анализирует и спрашивает о групповом мнении,интерес-ся оценками. В)Контроль за ходом совместной работы :Советует,руководит,высказ-ет мнение  и ориентир-ся
на выдвин-ом предположении  др-ми,просит указать.Пример 2:Цель:изучение познов-ого интереса:А)Единицы наблюд-ия:эмоц-ый отклик,сосредоточ-сть и увлеч-сть процессовм деят-ти,вопросы учителю,
стремление принять  участие в обсуждении вопросов,адекватность реакции на успех и на не удачу. Б)1)По степени формализации:Формулир-ые или структ-ые наблюд имеют место все признаки научного
наблюд и Неформализ-ые,беструктурные.Отсут-ет план наблюд,нечётко выражены единицы наблюд,не разраб-на карта наблюд. ")По положению наблюд:Просто или со стороны и Включёное или изнутри
3)По регулярности  наблюдаемого:Системная,длительная,непрерывно продол-ся или в цикличном режиме и Несис-ая,одноразовая,разведовательная.4)По условиям организации:
В естесвеных условиях (полевое) и В эксперемн-ых ситуации (лаболаторное наблюд). В)1)Фиксация данных. По мнению исслед-ей самый оптим-ый вариант фиксации-разработка
карты-наблюд.Основ цель-знать время фиксации данных. 2)Использование технических средств(камеры). 

15.Сравнительная  характеристика эмпирических  методов.
Эмпирические методы:1)Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды).2)Эксперимент (лабораторный,естественный)
3)Анализ процессов  и продуктов деятельности (детские  рисунки, школьный дневник, классный  журнал)4)Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
5)Биографический  метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)  Методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.
Набл-ие – целенаправленное восприятие явлений объективной  действительности.Описание -  фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
Измерение – сравнение  объекта по каким-либо сходным свойствам  или сторонам.Эксперимент -  набл-ние в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет  восстановить ход явления
при повторении условий.Наблюдение характеризуется:целенаправленностью,планомерностью, активностью.Наблюдения могут быть: Непосредственное и опосредованное. Внешнее и внутренее,
Включенное и невключенное,Прямое и косвенное,Полевое и лабораторное,Систематическое  и несистематическое,Сплошное и выборочное.Принято выделять два основных вида эксперимента:
1) лабораторный экспер,обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых,кот-е сознательно участвуют в экспер, хотя могут и не знать о его истинном назначении;
2) естественный экспер, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых. 

16.Методы  беседы и интервью.Их сущность.Достоинства и недостатки.
Беседа-метод получения  информации на основе словесной коммуникации.Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках
коммуникация между  субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру  эксперимента на первом этапе, когда  исслед-ль собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует ,
и на последнем этапе  — в форме постэкспериментального интервью. Исслед-ли различают клиническую  беседу, составную часть «клинического  метода», и целенаправленный опрос  «лицом к лицу» — интервью.
Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом  клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исслед-ель стремится
получить максимально  полную информацию о его индив-но-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания .Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном
помещении.Нередко она включается психологическую консультации или психологический тренинга.Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше — ассистент или
исслед-ель, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный
 контакт с собеседником.В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, но это порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части и-формации из-за неполноты и ошибок запоминания,
 вызванных колебаниями  внимания,и др причинами.Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь.
Интервью-формализованная  беседа,метод получения информации на основе разработаной системе вопросов.Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен по-мнить, что он — исслед-ель,
не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым.
Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и  утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную  позицию в процессе интервью и  стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию
 ответов и вопросов, ни к собеседнику. Различают  два вида интервью: свободные  (не регламентированные темой  и формой беседы) и стандартизованные  (по форме близкие к анкете  с закрытыми вопросами).
Границы между этими  видами интервью подвижны и зависят  от сложности проблемы, цели и этапа  исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой
информации —  богатством и сложностью ответов.Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:
наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося  и неуклонно проводимого в  жизнь плана беседы; обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных  ракурсах и связях шк-ой
жизни; варьирование вопросов, постановка их в удобной  для собеседника форме; умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.Основные трудности связаны  во1ых с теми требованиями,кот-ые
предъявляет метод  к коммуникативным способностя  чел-ка.Во 2ых,связанные с самой процедурой опросов.Преимущества метода:Во1ых,позволяет быстро
собрать информацию.Во2ых метод позволяет с помощьюобратной связи оценить искренность ответов испытуемого. 
 

17.Ошибки  исследоваля.
Возможные ошибки при  наблюдениях: Гала-эффект - обобщенное впечатление от объекта, игнорирование  деталей; Эффект снисходительности - тенденция давать положительную оценку том,
что наблюдается; Ошибка центральной тенденции - набл-ль стремится давать усредненную оценку поведения, за которой наблюдает; Ошибка корреляции - один признак поведения оценивается
на основе иного  признака(на-р, интеллект оценивается на основе темпа речи); Ошибка контраста - стремление набл-ля выделять у объектов набл-ия черты, противоположные собственным;
Ошибка первые впечатления - первое впечатление от объекта  набл-ния предопределяет дальнейшую оценку его поведения.Ошибки по вине интервьюера.1)Ошибка задавания вопроса.
Эта ошибка проявляется, когда интервьюер, задавая вопрос респонденту, использует формулировку, отличающуюся от записанной в анкете.На то, как интервьюер задает вопрос и расспрашивает о подробностях,
оказывают влияние  следующие факторы: собственное  мнение интервьюера относительно того, какой ответ является "правильным" и ожидание ответов,которые будут "соответствовать" респонденту.
Например, при беседе с человеком без высшего образования, интервьюер может самовольно заменить вопрос "Какое образование у  Ваших детей?" вопросом "Наверное, Ваши дети не учились в институте?".
 Это очевидная  ошибка задавания вопроса. 2)Ошибка  навязывания впечатления. В большинстве  случаев личное интервью является  для респондента совершенно новым  опытом,
в рез-те интервьюер становится для него основным источником подсказокотносительно того, как следует себя вести. Интервьюер должен производить впечатление человека,
кот-ый в состоянии  понять его точку зрения участника, и сделать это, не отвергая его  мнения. Соответственно, неспособность  интервьюера быть "на одной волне" с респондентом провоцирует ошибку
 навязывания впечатления. 3)Ошибка вмешательства, обмана  и подлога. Проблема подлога  и обмана со стороны интервьюеров  обусловлена неск причинами, в  числе которых скромные заработки, 
недостаточный контроль и низкий культурный и дисциплинарный уровень. Подлог может оказаться  очень серьезным, когда сфабрикованным окажется все интервью целиком, или касаться отдельных вопросов,
 ответы на которые не были получены в ходе беседы с респондентом.  

18.Анкетирование.Сущность метода.Организация и процедура проведения.
Анкетирование-метод  сбора информации на основе опосредованного  общения испытуемого и исследователя.Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации,
а социологические  и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь  контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование  позволяет наиболее жёстко следовать
намеченному плану  исследования, т.к. процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.Виды анкетирования:По числу респондентов:1)Индивидуальное анкетирование (один респондент)
2)Групповое анкетирование  (несколько респондентов),3)Аудиторное  анкетирование — методическая  и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении
анкет группой людей, собранных в одном помещении.4)Массовое анкетирование (от сотни до тысяч  респондентов).По полноте охвата:1)Сплошное (опрос всех представителей выборки)
2)Выборочное (опрос  части выборки).По типу контактов с респондентом:1)Очное (в присутствии исслед-ля)2)Заочное (анкетёр отсутствует) :Рассылка анкет по почте,Публикация анкет в прессе,
Публикация анкет  в Интернете.Сущ-ют общие рекомендации к проведению анкетирования :1)Постановка цели и задач исследования.2)Ориентация исследователя в основных понятиях,касающихся
 изучаемой проблемы3)Разработка  и прогнозирование ситуации установленного  контакта.Большоезначение в получении объектив данных имеет дружеская атмосфера.Для того чтобы утсановить
контакт необходимо:а)оформление своей внешности б)необходимо предстваиться в)необходимо сообщить цель исследования г)назвать закасчика исследования д)начало опроса должно стоиться
на нейтральных  темах е)В процессераз-равводить в свою речь обороты,подчёркивающие значимость ответов.  ж)предусмотреть вариант отказа от  опроса з)не спорить в процессе установления контакта,
уходить от споров. Контроль за результатами исследвания.Цель :выяснить на ск-ко вопросы позволяют получить необходимую информацию.1)Выдержены ли требования к языку  опрашиваемого.
2)Все ли вопросы  и варианты ответов понятны  испытуемому 3)Понятны ли респоденту  единицы измерения 4)Не слишком  ли многочислены варианты ответов  (не больше 7-8)
5)Нет ли опасности  вызвать недоверие или отриц эмоции у испытуемого. 6)Нет ли вопросов,кот-ые могут задеть самомнение испытуемого. 

19.Основные  принципы построения  анкеты.
Чтобы анкета могла  успешно выполнить своё предназначение необходимо соблюдать ряд правил и принципов её построения : 1)Чёткое соблюдение общих требований к опросным методам
2)требования к  формулированию вопросов:а)предъявляются более жёсткие требования к хар-ки вопроса в векторе понятие-непоняие б)воп-сы в анкете м.б. представленыв традиционной форме,
а м.б. в табличной  форме. в)список предложенных ответов не должен быть столь обширным,чтобы не утомить опрашиваемого. г)не желательно комбинировать неск идей в одном  и том же вопросе.
д)необходимо в вопросе предусмотреть варианты предпологающие  опрашиваемому уклониться от ответа(трудно сказаь,не могу ответить).3)Требования построения и оформления анкеты:а)оформление
анкеты требует:чёткого шрифта,места для ответов,для свобод записей.б)анкетадолжна начинаться с инструктивного указания: обращение,объяснение  к тому как заполнять анкеты,
вопросы дол быть объединены в блоки по тематич  или иному принципу. в) требования к оформлению вопросов в анкете:вопросы  и варианты ответов на него нач-ся на одной странице.Если вопрос предусматривает
+ и - суждения,товарианты  дихотомически одинаковонегативные  параллельно на строке,а не  последние в столбике.В анкете возможны иллюстрации вопросов рисунками. 4)по продолжительности анкета не должнабыть
больше 45 мин для  взрослых.10-15 мин для детей.Анкета заканчивается благодарностью.5)После того как анкета разработана она подвергается исследованию. 6)После того как анкета проведана необходимо получить
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.