На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое положение и перспективы развития прокуратуры России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры России 5
    1.1 Система органов прокуратуры  России 6
    1.2 Правовое положение прокуратуры  России 11
Глава 2. Правовой статус работников прокуратуры России 16
    2.1 Правовой статус прокурорских  работников 16
    2.2 Полномочия прокурора 22
Глава 3. Развитие прокуратуры России на современном этапе 23
    3.1 Концепция развития прокуратуры 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34
 
 


     Введение 

     Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок  деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».
     Прокуратура Российской Федерации играет важную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению  и развитию демократического правового  государства.
     Осуществляя государственный надзор за исполнением  законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры в  Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и  привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
     Целью данной курсовой работы является изучение правового положения и перспектив развития прокуратуры России.
     Объектом  исследования является совокупность правовых отношений, содержащихся в деятельности прокуратуры Российской Федерации.
     Предмет исследования: нормативно-правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации в аспекте становления и развития на современном этапе.
     Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации1, Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации»2, Федеральный закон «О статусе военнослужащих»3, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»4, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации5, Постановление Правительства РФ «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации»6.
 

     
     Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры России 

     Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.
     С момента возникновения прокуратуры  и до наших дней в России складывались и ныне законодательно закреплены следующие  направления прокурорской надзорной  деятельности: а) надзор за исполнением  законов и законностью правовых актов; б) надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие; в) надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под  стражу; г) участие в рассмотрении дел судами (с осуществлением уголовного преследования, а также реализацией  полномочий как стороны в процессе). В Федеральном законе "О прокуратуре  Российской Федерации" (в ред. 1995 г.) закреплена еще одна отрасль - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которая поглощается  предметом надзора и полномочиями прокурора в приведенных выше отраслях надзора, где права и  свободы защищаются равным образом7.
     Прокуратура наделена соответствующими надзорными и другими полномочиями, управомочена государством на осуществление его задач и функций, действует в установленном законом порядке, то, как следствие, она является государственно-властным органом8.
      Важным  свойством прокурорской системы  является ее централизация, когда в  соответствии с Конституцией РФ органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации9. 

     1.1 Система органов  прокуратуры России
     Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры  республик, краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов  и районов, военные, транспортные и  иные специализированные прокуратуры.
     В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией РФ10.
     Входящие  в систему прокурорских органов  военные, транспортные и другие специализированные прокуратуры действуют на правах областных или районных прокуратур. Органы военной прокуратуры образуют свою систему, высшим звеном которой  является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры  РФ на правах структурного подразделения.
     Прокуратуры по надзору за исполнением законов  в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовные наказания  в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться  на территориях разных субъектов  Российской Федерации11.
     Главное следственное управление и Главная  военная прокуратура возглавляются  заместителями Генерального прокурора  РФ. Начальники управлений и отделов на правах управления являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора РФ12.
     В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним  прокуратурах предусмотрены следующие должности: прокурор, первый заместитель прокурора, заместитель прокурора, старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора), помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям), старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах).
     В прокуратурах городов, районов и  приравненных к ним прокуратурах: прокурор, первый заместитель прокурора, заместитель прокурора, начальник отдела, старший помощник прокурора, помощник прокурора.
     Должность «начальник отдела» отсутствует  в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники  прокурора условно объединены в  так называемые «группы», «линии»  надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник  отдела в районной прокуратуре и  приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора13.
     В главных управлениях, управлениях  и отделах имеются должности  старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и их помощников.
     Генеральный прокурор РФ назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации по представлению  Президента РФ.
     Если  предложенная Президентом РФ кандидатура  на должность Генерального прокурора  не получит требуемого количества голосов  членов Совета Федерации, то Президент  представляет этой палате другую кандидатуру. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и освобождении его от должности публикуется в печати. Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет.
     Генеральный прокурор РФ на основании ФЗ «О прокуратуре  РФ», Постановления Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 467 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации" в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ.
     Генеральный прокурор назначает на должность  и освобождает от должности начальников  главных управлений, управлений, отделов  и их заместителей, советников, помощников по особым поручениям Генерального прокурора  РФ и его заместителей, старших  прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.
     В Генеральной прокуратуре имеется  коллегия в качестве совещательного органа. На основании решений коллегии Генеральный прокурор РФ издает приказы.
     Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят  деятельностью прокуратур городов  и районов, иных приравненных к ним  прокуратур на основе законов, действующих  на территории Российской Федерации, и  нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут  вносить изменения в штатные  расписания своих аппаратов и  подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ14.
     Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие  прокуроры. Они назначаются на должность  сроком на пять лет, и освобождаются  от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим  прокурорам и Генеральному прокурору. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об их освобождении от должности публикуются в печати. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью  районных и приравненных к ним  прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной  численности своих аппаратов  и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.
     В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре  прокуратура РФ - единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура  РФ выполняет и иные функции, установленные  федеральными законами. В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства прокуратура РФ осуществляет:
    надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителя ми коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
    надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    надзор за исполнением законов судебными приставами;
    надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
    уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
    координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
     Таким образом, будучи правозащитным органом  государства и действуя от его  имени, прокуратура призвана осуществлять надзор за соблюдением Конституции  и исполнением законов в целях  обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов  общества и государства. Именно поэтому  прокурорский надзор распространяется на все сферы жизни, урегулированные законом. 
 

     1.2. Правовое положение прокуратуры России
     Слово «статус» (от лат. status) означает состояние, положение, правовое положение гражданина или юридического лица. В юридической литературе чаще всего употребляется понятие «правовой статус», которое и используется в качестве характеристики правового положения, состояния того или иного субъекта права. Основу правового статуса органа (учреждения, организации и т. п.) составляют нормы права, определяющие цели, задачи, функции и полномочия этого органа, а также положение, которое он занимает в государстве и обществе, среди других органов.
     Общий правовой статус прокуратуры России как государственного органа, учреждаемого Конституцией Российской Федерации, определяется конституционно-правовыми нормами  и принимаемыми на их основе и в  их развитие федеральными законами, а  также другими нормативно-правовыми  актами. Основой правового статуса  прокуратуры являются предписания, определяющие ее функции и полномочия, а также место, которое ей отводится  в системе органов государственной  власти. Отправным моментом анализа  статуса прокуратуры является исследование положений о функциональном назначении и полномочиях прокуратуры. Определение  места и роли прокуратуры в  системе государственно-правовых институтов хотя и имеет самостоятельное  правовое значение, но, по сути, производно от установленных видов ее деятельности15.
     Функции прокуратуры, как и любого иного  органа, имеют правовое обеспечение, затрагивающее сущность, содержание, организационную структуру, полномочия системы прокуратуры. Любая функция  как вид деятельности прокуратуры  предопределена общесоциальным назначением прокуратуры, выраженным в ее целях и задачах. Прослеживается и обратная связь. Изменение целей, задач прокуратуры влечет изменение ее функций, а значит и статуса прокуратуры в целом16.
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целями прокуратуры определены обеспечение  верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства.
     На  достижение этих целей направлена вся  деятельность прокуратуры, осуществляемая посредством реализации ее конкретных функций. В качестве отличительной  черты функций прокуратуры следует  выделить их законодательную регламентацию.
     Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. В зависимости  от сфер правовых отношений, в которых  осуществляется деятельность прокуратуры (исполнительно-распорядительная деятельность органов управления; деятельность органов  предварительного следствия; действия органов исполнения судебных решений и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. О них было рассказано в пункте 1.1.
     В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следует подчеркнуть, что прокуроры осуществляют надзор не за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону17.
     Еще одной самостоятельной формой осуществления  прокурорской деятельности является уголовное  преследование. В общем виде уголовное  преследование представляет собой  деятельность уполномоченных государственных органов, направленную на решение задач уголовного судопроизводства в отношении конкретных лиц, совершивших преступление. Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
     Также самостоятельной функцией является координация деятельности по борьбе с преступностью. Осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов18.
     Правовое  регулирование статуса прокуратуры  осуществляется в различных формах. Во многих странах на конституционном  уровне он не определяется или обозначается только в общих чертах. Традиционно  наиболее полные положения о прокуратуре  содержатся в специальных законах  или кодексах. Для отечественной  прокуратуры советского периода  характерны установление четкого статуса  прокуратуры в государственном  механизме и закрепление его  не только в специальных статьях  Основного закона страны, но даже с  выделением отдельной главы, посвященной  прокуратуре и прокурорскому надзору.
     Действующая Конституция РФ 1993 г. определяет статус прокуратуры весьма общими предписаниями, без упоминания ее задач, функций  и полномочий. В ней фактически установлены только конституционные  принципы организации прокуратуры, а не функциональные основы ее деятельности.
     Согласно  ст. 129 Конституции РФ, помещенной в  гл. 7 «Судебная власть», прокуратура  РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ч. 1); Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч. 2); прокуроры субъектов РФ назначаются генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами (ч. 3); иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ (ч. 4); полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом (ч. 5).
     Закрепленные  в Основном законе положения свидетельствуют  о специфичности, самостоятельности, а также независимости прокуратуры  от каких бы то ни было других государственных  органов и должностных лиц.
     Особо следует отметить важность организации  прокуратуры в виде единой централизованной системы органов, позволяющей действовать  всем органам прокуратуры в едином направлении, обеспечивать единую законность в стране, использовать одинаковые по характеру общие полномочия и  предъявлять одинаковые требования по устранению нарушений законов19.
     Исследование  правового статуса прокуратуры  в различные периоды развития России, в том числе и современный, приводит к выводу о том, что российская прокуратура является неотъемлемым элементом системы всякой государственной  власти. Изменения в системе государственной  власти обязательно оказывают воздействие  на составляющие ее элементы и взаимосвязи. Прокуратура, являясь одним из элементов  структуры власти, безусловно, подвержена происходящим изменениям в этой системе, вместе с ней развивается и совершенствуется.
     Таким образом, прокуратура призвана быть важным инструментом в системе сдержек  и противовесов других ветвей власти. Кроме того, она должна способствовать согласованности, координированности действий властей, уравновешивать их, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими либо подавлять их. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями при осуществлении надзора как раз и призвана обеспечивать это единство.
     Прокуратура является участником как конституционных, так и отраслевых (гражданских, гражданско-процессуальных, уголовных, уголовно-процессуальных, административных, трудовых и др.) правоотношений. Конституционные отношения, имеющие целью обеспечить защиту личности, общества и государства, верховенство закона, соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории РФ, единство и укрепление законности, складываются между государственными органами (в данном случае - прокуратурой), с одной стороны, и кругом субъектов, определенных Законом о прокуратуре, а также гражданами - с другой.
     На  прокуратуру возлагается, прежде всего, обеспечение реализации норм права, содержащихся в Конституции, законах  и других нормативных актах, участниками  общественных отношений (органами государства, должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций), т.е. обеспечение принципа законности. 

     Глава 2. Правовой статус работников прокуратуры России 

     Правовой  статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных  государством, а также ответственность  по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу  гражданина, но имеются некоторые ограничения20. 

     2.1 Правовой статус прокурорских работников
     Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование  и обладающие необходимыми профессиональными  и моральными качествами, способные  по состоянию здоровья исполнять  возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может  быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В  исключительных случаях на должности  помощников прокуроров городов и  районов могут назначаться лица, обучающиеся в высших учебных  заведениях по юридической специальности.
     Помимо  перечисленных требований, лицо, занимающее должность прокурора, должно иметь  и определенный жизненный опыт. Поэтому  на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются  лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность  прокурора субъекта Российской Федерации  назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие  стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.
     Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает Присягу прокурора.
     Прокурорам, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются  классные чины в соответствии с занимаемыми должностями и стажем работы. Работники военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают правами и льготами, установленными Законом "О статусе военнослужащих". Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур.
     Важным  условием независимости прокуроров при осуществлении ими своих  служебных обязанностей является наделение  их служебным иммунитетом, который  выражается в том, что любая проверка о факте правонарушения, совершенного прокурором, возбуждение против них  уголовного дела, производство расследования  является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускаются  задержание, привод, личный досмотр  прокурора, досмотр их вещей и  используемого ими автотранспорта, за исключением случаев, когда это  предусмотрено законом для обеспечения  безопасности других лиц21.
     Прокуроры, являясь представителями государственной власти, находятся под защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров, а также их имущество. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров определяются Законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
     Прокуроры имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством.
     Прокуроры подлежат обязательному государственному страхованию, они имеют право  пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, сельского и местного значения (кроме  такси), иные льготы.
     Прокуроры не имеют права совмещать свою работу с предпринимательской, коммерческой деятельностью, другой оплачиваемой работой. Они не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного управления, не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и  принимать участие в их деятельности.
     В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности по собственному желанию; в связи с выходом в отставку; в связи с переходом на другую работу; в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья; по результатам аттестации; в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда; а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде22.
     Прокуроры за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и  совершение проступков могут привлекаться к дисциплинарной ответственности (как то замечание, выговор, строгий  выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры) (ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре РФ»). 

     2.2 Полномочия прокурора
     Организация и порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.