На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Мониторинг экономического развития региона

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
      Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность реализации стратегии развития региона во многом зависит от создания  системы  мониторинга  социально-экономических  процессов.  Организация мониторинга  определяется   комплексом  механизмов  практической  реализации стратегии  и  при  этом  применимость  тех  или  иных  методов  и  инструментов управления  зависит  от  достоверности  и  оперативности  оценки  происходящих процессов в социально-экономической сфере.
      В настоящее время проблемам организации  мониторинга как необходимой  составляющей процесса стратегического планирования социально-экономического развития уделяется мало внимания, что подтверждает актуальность выбранной тематики исследования. В этой ситуации должны быть приняты усилия по созданию интегрированной системы сбора, накопления, анализа и интерпретации социально-экономической и социальной информации о ходе и тенденциях развития процессов в различных сферах регионального развития, отличной от традиционной системы статистической информации и отвечающей задачам стратегического мониторинга.
      Методологические  подходы к исследованию проблем развития регионов были заложены в трудах Л.А.Велихова, М.Д.Загряцкова, П.Гензеля, И.Х.Озерова, В.Н.Твердохлебова, которые достаточно подробно изучили предмет и содержание мониторинга, его специфику, экономические и финансовые аспекты организации. Разработке методического инструментария стратегического планирования, комплексной оценки и мониторинга социально-экономического развития регионов посвящены работы Б.П.Веденеева, Г.Ю.Ветрова, B.А.Гневко, Б.С.Жихаревича, К.Н.Знаменской, И.В.Картышова, И.А.Морозова, А.В.Пенюгаловой, В.Е.Рохчина, В.Ю.Ульяшиной, В.В.Шураева и др.
      Практическая  значимость, недостаточная степень  разработанности и актуальность проблемы определили выбор темы, постановку целей и задач настоящего исследования.
      Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
      раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
      дать оценку мониторинга экономического развития региона;
      предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.
      Объектом  исследования является управление и организация комплексного социально-экономического развития муниципального образования – городского поселения Сергиев Посад.
      Предмет исследования – система принципов, механизмов, организационно-экономических связей, возникающих в процессе мониторинга и стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований.
      Для решения поставленных задач в  работе применялись следующие  методы исследования: сравнительный и ситуационный анализ, методы обобщения, индукция и дедукция, факторный анализ, анализ динамических рядов, экспертные оценки, социологические и статистические методы.
      Информационной  базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, рекомендаций и предложений послужили материалы органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, данные официальной статистики, экспертные оценки и разработки отечественных и зарубежных экономистов, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы, представленные в сети Интернет.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

1.1. Понятие и сущность мониторинга

      Сегодня  под  мониторингом большинством  ученых  понимается  специально организованная  и  постоянно  действующая  система  необходимой  статистической отчетности,  сбора  и  анализа  социально-экономической  информации,  проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.)  и  оценки (диагностики)  состояния  тенденций  развития  и  конкретных региональных проблем1.
      Такое определение мониторинга, в условиях исключительно большого  разнообразия  региональных  ситуаций  и  проблем  в  России,  требует серьезного  научного  сопровождения.  Основная  его  задача  состоит  в  создании надежной и объективной основы для адресной  государственной поддержки тех или иных  территорий. В  условиях  построения  гражданского  общества  на  первый  план выходит  обеспечение  участия  граждан  в  управление  ходом  социально-экономических процессов.
      Термин  «региональный  мониторинг»  в  научной  литературе  и  в  практике  не устоявшийся и употребляется  в различных смыслах.  В  одних   работах  под  мониторингом  подразумевается  поступление оперативной  и  достоверной  информации  о  поведении  отдельных  объектов наблюдения2, в других – контроль над ситуацией в целом всей системы в третьих – отслеживание состояния территории как системы в целом и прогноз о возможности возникновения качественно новых процессов3. Часто  под  мониторингом  понимают  постоянное  наблюдение  за  каким-либо  процессом  с  целью выявления  их  соответствия  ожидаемым  результатам4
      В  экономической науке понятие «мониторинг» появилось сравнительно недавно. Впервые данное понятие ввел российский экономист Никонов А.А., рассмотревший мониторинг как совокупность приемов по  отслеживанию,  анализу,  оценке  и прогнозированию социально-экономических процессов,  связанных  с реформами,  а  также  сбор,  обработку  информации  и  подготовку  рекомендаций  по  развитию  реформы5.
      Позже многими авторами содержание понятия  несколько изменялось. Более общую  трактовку понятию дали российские ученые Когут А.Е. и Рохчин В.Е., определив мониторинг как систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории6
      Большинство  авторов  в  своих  трактовках  склоняются  ко  второй  концепции,  т.е.  рассматривают мониторинг,  непосредственно,  как  инструмент,  метод  сбора,  обработки  данных.  Однако,  по  нашему мнению,  мониторинг должен базироваться на трех перечисленных концепциях.
      Таким образом, в результате проведенного исследования можно выделить следующие  характерные черты регионального социально-экономического мониторинга:
      1) мониторинг представляет собой  постоянное продолжительное действие;
      2) включает  в  себя  систематическое   наблюдение  и  сбор  информации  о  параметрах  социально-экономической  системы; 
      3) носит системный характер, что является важным условием его эффективности;
      4) сбор  мониторинговых  данных  осуществляется  при  помощи  разнообразных  методов  в  зависимости от изучаемых подсистем; 
      5) полученные данные подвергаются обработке: анализу и  диагно-стике;
      6)  мониторинговые данные должны  быть сохранены для дальнейшего  использования  в принятии  управленческих решений на основе  моделирования и прогнозирования  социально-экономической ситуации  в регионе; 
      7) эффективность  мониторинговых  исследований  связана  с  правильной  постановкой  цели, адекватной и своевременной информацией, проведением и использованием результатов анализа.
      Схематически  предложенные  составные  элементы  мониторинга  социально-экономического развития представлены на рис. 1.
 

Рис. 1. Составляющие элементы социально-экономического мониторинга
      Имеющиеся  научные  работы  и  практика  позволяют  сделать  вывод  о том,  что  на  основе  мониторинга  социально – экономических  процессов  в  регионе можно:
      ускорить  процессы,  если  они  желательны  для  территориального  сообщества,  и  повысить  их результативность;
      заблаговременно принять адекватные будущим событиям меры, повысив тем самым результативность управления социально - экономическими процессами на территории. 
      Используемый  сегодня  региональный мониторинг  выступает,  как  правило,  в качестве:
      специфического инструмента « обратной связи » в территориальном управлении, обеспечивающего устойчивость развития территориальных образований и управления в критических ситуациях;
      особого  метода  получения  знаний  о  противоречиях  и  закономерностях  социально – экономических процессов, формирования гражданского общества;
      основы для выявления причин отклонений от запланированного хода событий, для принятия решений. 
      Таким  образом,  представляется  более  конструктивным  использовать трактовку категории мониторинга, принятую современной наукой, в соответствии с которой  под  региональным  мониторингом  социально -  экономических  процессов можно  понимать  как  систему  наблюдения,  оценки,  анализа  и  прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления. 
      Применительно  к  изучению  социально -  экономических  процессов, происходящих в регионе, это специально организованное системное наблюдение за ходом  и  характером  количественных  и  качественных  изменений  в  экономике  и  в обществе, связанных с их переходом из одного состояния в другое, поэтому задачей мониторинга является не только наблюдение, но и накопление фактов.
      Мониторинг – инструмент наблюдения и анализа экономики. Мониторинг  рассматривается  как  начальное  звено  в  системе  «мониторинг - анализ -  корректировка  стратегии -  достижение  искомой  динамики  социально- экономических показателей» и выполняет две основные задачи:
      сбор фактов, характеризующих социально - экономические процессы в регионе;
      анализ и интерпретация социально-экономической информации7.
      Объектами  мониторинга  являются:  экономические  районы  страны, республики, края, области, автономные образования и отдельные города.
      Предмет  регионального  мониторинга –  сложная  совокупность  социально - экономических  процессов  и  явлений  в  регионах  страны8.  Выделяются  следующие комплексные направления регионального мониторинга:
      •  экологическое;
      •  экономическое;
      •  медико-биологическое;
      •  общественно-политическое;
      •  социальное;
      •  научно-техническое.
      Отслеживание  и  регулирование  процессов  регионального  развития  является основной целью  регионального мониторинга.
      Главной целью мониторинга социально - экономических  процессов является сбор,  изучение  и  подготовка  информации  для  принятия  и  анализа  экономических  решений  на  различных  уровнях  управления.  Это  обуславливает  две  особенности, которым  должен  удовлетворять  мониторинг  как  система  сбора  и  обработки информации:  целевая  направленность  информационных  процессов  и максимальная объективность получаемых выводов на каждой стадии переработки данных.
      Задачи  регионального  социально-экономического  мониторинга могут быть следующие:
      организация  наблюдения,  получение  достоверной  и  объективной  информации  о  протекании  на территории социально-экономических процессов;
      оценка  и  системный  анализ  получаемой  информации,  выявление  причин,  вызывающих  тот  или  иной характер социально- экономических процессов;
      выявление  факторов,  вызывающих  экономические  и  социальные  угрозы  в  настоящее  время  и  в перспективе;
      обеспечение  органов  управления,  предприятий,  учреждений  и  организаций,  независимо  от  их подчиненности  и  форм  собственности,  граждан  информацией,  полученной  при  осуществлении социально-экономического мониторинга;
      разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;
      подготовка  рекомендаций,  направленных  на  преодоление  негативных  и  поддержку  позитивных тенденций, доведение их до органов регионального управления.
      Роль  мониторинга проявляется в содержании выполняемых функций. Состав функций мониторинга социально-экономического развития региона включает следующие:
    организационная (определение состава респондентов, выбор методов сбора, системы показателей, установление периода оценки объекта и др. );
    информационно-диагностическая (формирование информационной базы, необходимой для точной диагностики состояния и динамики изменений объекта);
    контрольная (выявление отклонений параметров объекта от плановых, нормативных);
    аналитическая (выявление причин, условий, факторов, детерминирующих состояние и динамику изменений объекта);
    коммуникационная (передача информации, отражающей состоянии и динамику развития объекта, результаты диагностики заинтересованным потребителям).
      В  связи  со  сложностью  внутренней  организации,  а  также  управления региональной  социально-экономической  системой  к  мониторингу  предъявляются дополнительные требования:
      •  достоверность  мониторинга –  использование  информационных  данных  и  системы  мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно  и достоверно характеризующих исследуемое  явление;
      • оперативность – ориентация  на  сокращение,  сбора и обработки информации  с целью возможности принятия  экстренных  управленческих  решений,  если  того  требует складывающаяся  социально-экономическая ситуация;
      •  систематичность  –  осуществление  мониторинга  в  течение  более  или  менее  длительного  срока  с определенными  интервалами  сбора  информации.  Относительно  стратегического  планирования длительность мониторинга должна превышать период, на который разработана стратегия, поскольку в задачи мониторинга входит не только текущее наблюдение и оценка реализации стратегии, но также оценка  результативности  достижения  стратегических  целей  и  выявление  новых  проблем стратегического характера
      • комплексность  –  одновременное  отслеживание  динамики  показателей,  характеризующих  различные стороны развития (при этом возможен как мониторинг каждого отдельно взятого показателя, так и сведение их в интегральный показатель, позволяющий судить о процессе реализации стратегии в целом) независимость  и  объективность9
      Система  мониторинга  не  должна  зависеть  от  субъективных факторов, в качестве которых можно рассматривать  политические интересы, поскольку в  противном случае не выполняется  требование объективности и достоверности.
      Для  наиболее  полного  отражения  сущности  социально -  экономических процессов  необходимо  объединить  как  количественные,  так  и  качественные  их характеристики.  С  этой  целью,  исходя  из  особенностей  объекта  наблюдения,  в организацию мониторинга закладывается ряд основополагающих принципов:
      1.  Целенаправленность. 
      2.  Комплексность оценки. 
      3.  Принцип тождественности. 
      4.  Принцип системности. 
      5.  Принцип репрезентативности. 
      6.  Принцип экономичности. 
      7.  Принцип максимальной информативности результатов. 
      Среди других принципов мониторинга социально - экономических процессов необходимо  отметить:  непрерывность  наблюдения  за  объектами;  периодичность  снятия  информации  о  происходящих  изменениях;  сопоставимость  применяемых  показателей мониторинга во времени 
      При  формировании  информационной  базы  мониторинга  социально-экономических  преобразований в регионе необходимо опираться на существующую систему  региональной статистики с учетом ее трансформации в процессе перехода к международной  системе  учета  и  контроля,  в  частности,  к  системе  национальных счетов (СНС).  Это  позволит  проводить  сопоставительный  анализ,  изучать динамические характеристики (тренды) процессов и прогнозировать перспективы и результаты  преобразований. 
      Одновременно,  помимо  постоянной,  базовой информации,  характеризующей  процессы  реформирования,  может  возникать потребность  в  дополнительной  уточняющей  информации,  для  получения  которой  необходимы  разовые  обследования  как  экономического,  так  и  социального поведения объектов реформирования.
      Исходя  из  вышеприведенного,  можно  выделить  следующие  основные принципы  формирования  информационной  базы  мониторинга  социально-экономических  преобразований в регионе:
      1.  Информационная  база  мониторинга  социально-экономических  преобразований  в  регионе  должна органично  вписываться  в  систему  информационного  обеспечения,  контроля  и  регулирования социально-экономического  развития  региона,  содержать  информацию,  необходимую  федеральным органам государственного управления, отражая при этом специфику региона и его развития.
      2.  Информационная  база  мониторинга   социально-экономических  преобразований  в  регионе  должна содержать   сущностную  информацию  о   системе  целей  в  каждой  конкретной  области реформирования, фактора, показателях и индикаторах развития объектов реформирования.
      3.  Основой  формирования  системы   целей  и  характеризующих   их  показателей  являются законодательные  акты, постановления, программы органов  государственного управления, а также инструктивно-методические материалы по направлениям реформирования.
      4.  Агрегированные  показатели,  характеризующие   ход  и  результаты  социально-экономических  преобразований в регионе, должны  быть наглядными, простыми в интерпретации, доступными для анализа и использования в практике управления.
      5.  При  формировании  информационной  базы  мониторинга  социально-экономических   преобразований помимо  системы   государственной  статистики  необходимо  использовать  информацию специализированных систем (банковской, биржевой системы трудоустройства.

1.2. Процесс мониторинга  экономического развития  региона

 
      Традиционно  под  мониторингом  социально-экономической  обстановки  на территории  принято  понимать  процесс  системного  наблюдения  за  ходом  и характером изменения в различных сферах жизнедеятельности. Однако современное определение  территориального  мониторинга  социально-экономических  процессов связано  с  представлением  его  в  качестве  системы  территориальной  поддержки управления  административно-территориальным  образованием,  реализующей функции  наблюдения,  оценки,  анализа  и  прогноза  складывающейся  ситуации, подготовки проекта управленческого решении10.
      Системность  мониторинга  означает,  что  он  представляет  собой  постоянно действующий информационный процесс, который можно схематически представить на рис. 2.
      На  данном рисунке процесс мониторинга  представлен в виде замкнутой  взаимосвязанной системы. Представленная  схема  указывает  на  неразрывную связь мониторинга с управлением,  поскольку управление в широком смысле  включает в свое понятие непрерывное наблюдение за объектом управления как одну  из  важнейших функций,  а также моделирование и прогнозирование,  на  основе  которых разрабатывается стратегия развития региона и принимаются управленческие решения.
      Мониторинг  является информационной базой для  выполнения функций управления, однако также зависит от управления (рис. 2).

Рис. 2. Схема процесса мониторинга
      Исходя из рассмотренного процесса мониторинга, и беря во внимания тот факт, что мониторинг  является одной из общих функций управления, можно утверждать, что он  является основой для реализации и других управленческих функций: планирование, организация, контроль и др.11.
      В региональной экономике в настоящее  время закладываются теоретические  и  методические  основы  организации  и  проведения  мониторинга  социально-экономических  процессов.  Исследование  по  данному  вопросу  осуществлены учеными  Института проблем  региональной  экономики. В исследованиях изложены научные  основы  регионального  социально-экономического  мониторинга. Сформулированы  цели,  задачи  и  основные  направления  мониторинга. Определена структура  системы  свойств  социально-экономических  систем,  показателей, применяемых  для  целей  мониторинга,  методы  их  обоснования.  Значительное внимание  уделено  содержанию  и  методам  обработки  данных  мониторинга, принципам  и  направлениям  анализа  результатов,  формированию  информационной базы аналитических работ.
      В  работе  Когута  А.Е.,  Рохчина  В.Е.   обосновываются  приоритетные направления мониторинга региональных социально-экономических процессов. Одно из  главных  мест  занимает  мониторинг  качества  жизни  населения.  Выбор  именно этой  системы обусловлен  ее  приоритетностью,  вызванной принятым  курсом  на социальную  ориентацию  российской  экономики,  осознанием  обстоятельства,  что конечным  критерием любых политических  и экономических преобразований является улучшение качества жизни населения.
      Сущность,  проблемы  и  механизмы  формирования  общероссийской  системы мониторинга  региональных  ситуаций  и  региональных  проблем  рассматриваются  в работе ученых В.Н.Лексина, В.Е.Селиверстова, А.Н. Швецова12. В исследованиях приведенных  ученых  освещены  вопросы  формирования  государственной  системы мониторинга  социально-экономической  ситуации  в  регионах  Российской Федерации.  Раскрыты  сущность,  задачи  создания  системы  мониторинга, количественной  и  качественной  оценки  региональных  ситуаций.  Проблеме разработки системы показателей посвящены работы О.П.Литовка и К.В.Павлова.
      Концепция  социально-экономического  мониторинга  как  система непрерывного  наблюдения  за  ходом  важнейших  социальных  и  экономических процессов в целях подготовки и принятия решений в условиях переходного периода предложена А.Ю.Шевяковым, Клейнер Г.Б.
      Методика  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития субъектов  Российской  Федерации,  предусматривающая  пять  групп  регионов  с уровнем развития выше среднего, средним, ниже среднего, низким и крайне низким уровнем  развития  разработана  в  федеральной  целевой  программе «Сокращение различий  в  социально-экономическом  развитии  регионов  Российской  Федерации (2002 – 2010 годы и до 2015)»
      Мониторинг  социально -  экономических  процессов  нацелен  на  задачи принятия  решений.  Если  классический  отечественный  анализ  хозяйственной  деятельности  служил  базой  для  составления  планов,  то  мониторинг  социально – экономических  процессов  ориентирован  на широкий  класс  принятия решений  управленческого  характера.  Мониторинг  социально -  экономических процессов выступает как инструмент согласования интересов в процессе реализации стратегии регионального развития и является условием и базой, на основе которой возможна консолидация регионального сообщества. 
      В  целом  существуют  три  интегральные  группы  интересов,  к  которым  относятся: население и гражданские  институты, бизнес, власть. Интересы населения и гражданских институтов связаны с решением вопросов социального обеспечения, повышения качества жизни, развития институтов местного самоуправления. Бизнес - интересы  хозяйствующих  субъектов (корпоративные  и  отраслевые  интересы), получающие  выражение  в  осуществлении  внутри  и  межотраслевых  связей,  в максимализации  прибыли,  а  также  связанные  с  задачами  развития  и функционирования отрасли и ее ролью в воспроизводственном процессе13.
      Интересы органов региональной государственной (исполнительной и законодательной) власти и органов местного самоуправления, связаны с обеспечением комплексного развития и участия в межрегиональном и международном разделении труда и взаимодействии (рис. 3). 

Рис. 3. Механизм взаимодействия органов государственной власти,
институтов  гражданского общества и бизнеса
        В целях выстраивания конструктивного  диалога между этими тремя  группами интересов  необходимым   условием  является  координация   их  деятельности  между собой   на  основе «общественного  договора»  и  создания  механизма  взаимного контроля  и  партнерства.  Комплексное  развитие  территории  и  эффективная реализация стратегических целей и задач развития невозможны без соблюдения этих условий.
      В  этом  случае  мониторинг  является  неким  инструментом  обеспечения комплексного  развития,  в рамках  которого  осуществляется  взаимный  контроль  за реализацией региональной  стратегии и на  его основе  осуществляется  объективная оценка  социально-экономической ситуации.  Ключевую  роль  в организации мониторинга играет  гражданский институт  экспертов в состав  которого  входят: ученые,  специалисты предприятий и менеджеры,  представители органов государственной власти.
      Властные  институты, как первая группа пользователей, в ходе проведения мониторинга преследуют цель диагностирования всех аспектов социально-экономического развития региона и его территорий с целью выявления основных тенденций развития отдельных отраслей и кластерных образований, при этом стратегическим интересом властных институтов будет являться преодоление дифференциации населения по уровню жизни и территорий по уровню экономического развития. Соответственно главным результатом мониторинга социально-экономического развития региона для властных институтов будет являться осведомленность о характере и темпах социально-экономического развития отдельных территорий, отраслей, комплексов и подкомплексов, а также об эффективности взаимодействия всех субъектов пространственной экономики.
      При этом учитывая стратегическую важность информации, получаемой посредством мониторинга, для властных институтов он будет проводиться постоянно, а отдельные методические подходы могут изменяться в соответствии с происходящими трансформационными процессами в функционировании региональной социально-экономической системы (РСЭС).
      В качестве субъектов проведения мониторинга  на уровне властных институтов региона  выступают Министерства экономического развития регионов, отраслевые органы власти, органы статистики, высшие учебные  заведения и научно-исследовательские институты соответствующего профиля, которые получают заказы от органов государственной власти на проведение исследований относительно состояния и выявления тенденций функционирования региональных социально-экономических систем.
      Предметом мониторинга будут выступать общие и специфические параметры социально-экономического развития региона, при этом исследование может проводиться как сплошным методом, так и выборочным, при котором мониторингу подвергаются отдельные территории, отрасли и подкомплексы региональной экономики.
      В качестве диагностических средств (методов) мониторинга на уровне государства  выделяются математический, статистический и фактографический, совокупность результатов которых не должна приводить к избыточно, неточной и противоречивой информации, то есть приемы и способы проведения мониторинга, должны быть соответствующим образом синхронизированы с целью получения наиболее релевантной информации для принятия соответствующих решений на региональном уровне.
      Источником  информации для органов государственной власти будет являться первичная статистическая отчетность субъектов, результаты выборочных и сплошных наблюдений, данные годовых бухгалтерских отчетов организаций различных секторов региональной экономики. Базовой формой отчетности будет являться доклад о социально-экономическом развитии региона и перспективный прогноз социально-экономического развития региона, в соответствии с которым будет выстраиваться региональная политика и приниматься соответствующие решения и программы по стимулированию развития отдельных территорий и отраслей пространственной экономики.
      Целевым ориентиром проведения мониторинга  социально-экономического развития региона  для второй группы пользователей -  бизнес-сообщества будут являться данные о развитии предпринимательской среды, рынках сбыта и перспективных рынках продукции и комплектующих, рыночных «нишах», уровня конкуренции в различных географических сегментах. Из данного обстоятельства, по нашему мнению, вытекает основной результата проведения мониторинга социально-экономического развития региона для бизнес-сообщества, который заключается в формировании представления о потенциальных резервах повышения эффективности предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов14.
      Субъектами  проведения мониторинга социально-экономического развития региона для бизнес сообщества будут выступать:
      1) Непосредственно сами предпринимательские структуры (отдельные хозяйствующие субъекты), которые проводят мониторинг исходя из собственной потребности в какой-либо информации для принятия соответствующих управленческих решений на микроуровне.
      2) Общественные объединения и ассоциации поддержки предпринимателей – проводят мониторинг исходя из интересов группы предпринимателей, заинтересованных в информации относительно состояния и условий функционирования отдельных секторов региональной экономики.
      3) Консалтинговые и рейтинговые агентства, проводя мониторинг социально-экономического развития региона, также не учитывают интересов отдельных предпринимательских структур и исходят из необходимости формирования «общей картины»  функционирования РСЭС для всех заинтересованных пользователей.
      4) Научно-исследовательские институты и высшие учебные         заведения – проводят мониторинг по запросам тех или иных пользователей, это могут быть и властные институты, и объединения предпринимателей и отдельные хозяйствующие субъекты.
      Предметом мониторинга социально-экономического развития региона для бизнес-сообщества будут выступать индикаторы развития  предпринимательской среды региона, инфраструктурной обеспеченности и степени государственного вмешательства, которое может характеризоваться как стимулирующими эффектами, так и ограничивающими.
      Методические  подходы к проведению мониторинга  для данной группы пользователей, как  правило, разрабатываются заблаговременно  и в ходе проведения одномоментного исследования остаются неизменными, но могут корректироваться как по форме, так и по-существу в каждом конкретном случае его проведения, то есть методика мониторинга социально-экономического развития региона не является унифицированной.
      Периодичность проведения мониторинга устанавливается  непосредственно бизнес-сообществом и проводится по необходимости, исходя из конкретных запросов пользователей, при этом сроки, порядок проведения, результаты и целевые установки определяются также непосредственно бизнес-сообществом и не подлежат корректировке и регулированию со стороны властных институтов и других субъектов региональной экономики15.
      В качестве диагностических средств (методов) мониторинга на уровне бизнес-сообщества выделяем: конъюнктурный, экспертный, методы исследования операций и принятия решений.
      Источниками информации для проведения мониторинга  социально-экономического развития региона  для целей бизнес-сообщества могут  выступать данные Министерства экономического развития, администраций муниципальных районов, данные объектов инфраструктуры предпринимательской деятельности, информация независимых, специальных исследований по заказу бизнес-сообщества. В целом бизнес-сообществом будет использоваться вся совокупность доступной информации для принятия релевантного управленческого решения. При этом формой отчетности будут являться: информационные бюллетени, свод аналитических материалов и отчетов, материалы специальных мониторинговых исследований, проводимых по запросам бизнес-сообщества.
      Целевым ориентиром мониторинга социально-экономического развития для инвесторов, как третьей целевой группы пользователей, является получение сведений об особенностях инвестиционного климата в регионе. При этом данная категория пользователей заинтересована, прежде всего, в получении информации относительно уровня и характера рисков при осуществлении инвестиционных проектов, а также возможностей их нивелирования. Кроме того, для инвесторов важно выявить потенциальные стимулы для размещения инвестиционных ресурсов, предоставляемые властными институтами, либо обусловленные природно-ресурсным, кадровым и инновационным потенциалом территории16.
      Результатом аналитических действий в ходе мониторинга  развития региона для инвесторов является составление инвестиционных паспортов территорий, которые являются информационной основой принятия решений. относительно привлечения инвестиционных ресурсов в территории и отражают основные характеристики ресурсного потенциала, природно-климатические условия территории, основные преимущества и риски и другие характеристики.
      Методические  подходы, применяемые в рамках мониторинга развития региона для инвесторов, как правило, разрабатываются заблаговременно и в ходе проведения одномоментного исследования остаются неизменными, однако могут несколько видоизменяться в зависимости от специфики функционирования территории, которой дается характеристика инвестиционного климата. Кроме того, методика мониторинга для иностранных и отечественных инвесторов будет отличаться, а немаловажное значение также будет оказывать и срок инвестирования средств, поскольку чем на большее количество времени инвестируются средства, тем более детализированное исследование должно быть проведено на этапе проведения мониторинга. При этом по результатам исследования должен формироваться механизм активизации инвестиционных процессов, как в отдельных территориях, так и в целом по региону, а также разрабатываться мероприятия по регулированию и демонополизации региональных рынков, в том числе в части локального монополизма покупателей всех видов сырья.
      Мониторинг  с позиции инвесторов должен предусматривать обратную связь с государством, которое в свою очередь, реализуя функции регионального менеджмента, стимулирует создание научных центров инновационного развития отраслей региональной экономики, инициирует проведение форумов, конференций и выставок инновационных проектов с целью доведения до конечных инвесторов информации о результатах проведенного мониторинга и в конечном итоге для привлечения инвестиций и внедрения в производственный процесс наукоемких технологий.
      Субъектами  проведения мониторинга социально-экономического развития региона выступают: Министерство экономического развития региона, администрации муниципальных районов, инвестиционные центры, информационно-консультационные службы, рейтинговые агентства, инициативные экспертные группы. При этом необходимо отметить, что в условиях жесткой конкурентной борьбы среди регионов и отдельных территорий за привлечение инвестиционных ресурсов, властные институты в первую очередь заинтересованы в систематизации всей необходимой потенциальным инвесторам информации. Таким образом, на наш взгляд инвесторы являются менее активной группой пользователей мониторинга социально-экономического развития региона, нежели государство и бизнес-сообщество, но более активная, нежели население.
      Предметом проведения мониторинга развития региона для данной группы пользователей является выявление инвестиционных возможностей и потребностей региона, в соответствии с имеющимся природно-ресурсным потенциалом, гарантии местной власти по стимулированию взаимодействия всех субъектов региональной экономики, уровень обеспечения отдельных территорий всеми видами инфраструктуры, с целью определения «незанятых ниш» для инвестирования средств в инфраструктуру и определение степени востребованности и рентабельности потенциальных проектов.
      В качестве диагностических средств  проведения мониторинга развития региона  для инвесторов выделяются: конъюнктурный, методы исследования операции и принятия решений, рейтинговый, морфологический, экспертный.
      Диагностические средства проведения мониторинга развития региона для инвесторов во многом будут определяться характером инвестиционных процессов и потенциальных проектов, для реализации которых осуществляется мониторинг.
      Источниками информации для проведения мониторинга  данной группой пользователей будут являться экспертные оценки, материалы аналитических исследований, отчетность финансово-кредитных учреждений, сведения инвесторов, информация независимых, специальных исследований относительно устойчивости инвестиционного климата в отдельных территориях. Основным целевым ориентиром проведения мониторинга социально-экономического развития региона для населения будет являться представление о степени благополучия региона и комфортности проживания в нем с позиций социально-экономической и общественной стабильности и безопасности. В качестве требуемого результата от проведения мониторинга для данной группы пользователей можно выделить формирование общественного мнения о результативности и эффективности государственной и местной экономической политики. Благодаря информации об уровне социально-экономического развития региона, население принимает решения относительно дальнейшего проживания в данной местности, а также при выборе места и сферы приложения труда.
      Методические  подходы к проведению мониторинга региона для удовлетворения информационных нужд населения, редко разрабатываются непосредственно населением, которое отталкивается от общедоступной информации, при этом количество субъектов предоставления такой информации, как правило, не ограничено, а сами методики мониторинга не унифицированы17.
      В свою очередь субъектами проведения мониторинга для населения могут  выступать органы официальной государственной  и муниципальной статистики, отделения  фонда общественного мнения, рейтингово-экспертные агенства, средства массовой информации и информационные агентства. Данная информация формируется для широкой публики и может в неполной мере отвечать конкретным запросам, она объективно является менее релевантной, поскольку не учитывает индивидуальные целевые установки отдельных пользователей. При этом такая информация является абсолютно открытой и доступной для каждого субъекта региональной экономики.
      Предметом мониторинга развития региона для  населения будет являться информация относительно сложившегося уровня жизни населения, степени социально-экономического и инфраструктурного благополучия региона, уровня его общественной безопасности. Исходя из этого будет формироваться общественное мнение со стороны внешних субъектов пространственной экономики.
      В качестве диагностических средств (методов) мониторинга применяются рейтинговый, фактографический и статистический методы.
      Источниками информации выступают результаты переписей населения, материалы социологических исследований, экспертные оценки и другие виды информации. В свою очередь формой отчетности будут являться информационные бюллетени, материалы плановых статистических наблюдений и исследований.

1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона

 
     Проблемы  организации  социально-экономического  мониторинга  попали  в последние  годы  в  поле  зрения  федеральных  и  региональных  органов  управления. Например,  специальным  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации (15.03.93г.)  была  введена  система  показателей  для  оценки  хода  экономических реформ. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993г., в котором  Министерству  труда  совместно  с  другими  заинтересованными центральными  органами  поручалось  подготовить  и  представить  Правительству предложения  об  организации  всероссийского  мониторинга  социально-трудовой сферы  жизнедеятельности  отдельных  членов  общества,  социально-профессиональных  и  социально-демографических  его  групп  и  населения  в  целом.
     Именно  она формирует образ жизни и мышления, идеалы и жизненные ценности. Ее состояние  является  одновременно  и  показателем  результативности  экономических реформ, и фактором, который либо содействует, либо препятствует им.
     Правительством  Российской  Федерации  были  приняты  постановления «Об утверждении  Положения  о  социально-гигиеническом  мониторинге (06.10.94); «О мониторинге  социально-экономического  потенциала  семей (14.12.94 г)18.  В отдельных публикациях освещены вопросы проведения мониторинга уровня жизни населения,  мониторинг  государственного  регулирования сельского хозяйства, социально-экономический мониторинг аграрной реформы в России. В  результате  создаются  условия  для  превращения  мониторинга  в  фактор эффективной пространственной стратегии и региональной политики.
     Проанализировав  отмеченные  и  некоторые  другие  правительственные документы  по  рассматриваемой  проблематике,  можно  отметить,  что  они  носят  весьма декларативный характер, не нацеливают на комплексное решение  проблемы социально-экономического  мониторинга,  ориентируют  на  создание  множества  не увязанных между собой локальных мониторинговых подсистем.
     Контроль  над выполнением принятых решений - является одной из основных функций  управления.  Он  подразумевает  наблюдение  и  оценку  ключевых показателей или конечных результатов деятельности организации или выполняемых работ19.
     Периодически  проводимые оценочные исследования и анализ промежуточных результатов  позволяют  своевременно  выявить  потребность  в  корректировке  конечных целей и направлений развития.
     Региональная  политика,  направленная  на  сохранение  единства  страны, обеспечение  социальной  справедливости,  достижение  стратегических  целей экономического  развития,  является  одним  из  ключевых  компонентов  системы государственного регулирования и управления.
     В такой обширной и разнообразной  по условиям стране, как Россия, формирование эффективной региональной политики зависит  от  учета  межрегиональных  различий,  от  достоверной  оценки  социально-экономической ситуации и проблем регионального развития.  Объективные  различия  российских  регионов  по  уровню  развития  и  качеству жизни,  обусловленные  геополитическим  положением  экономическими  и историческими  особенностями,  за  период  реформирования  усилились  до  степени контрастных. В связи с этим смягчение межрегиональных контрастов, подтягивание отсталых  и  депрессивных  регионов  до  среднего  уровня  предлагается  считать содержанием государственной региональной политики.
     Методика  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития субъектов  Российской  Федерации,  представленная  в  федеральной  целевой программе «Сокращение  различий  в  социально-экономическом  развитии  регионов Российской  Федерации (2002-2010  годы  и  до 2015  года)»  отражает  основные положения,  принципы,  систему  показателей  и  алгоритм  комплексной  оценки.
     Основной  целью  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития субъектов  Российской  Федерации  является  определение  возможности  решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития.
     При  проведении  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического развития региона учитываются следующие основные принципы:
     1.  комплексность  оценки,  обеспечивающая  учет  всех  важнейших составляющих  уровня  социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
     2.  системность  оценки,  предполагающая  учет  взаимосвязей  базовых   показателей  и  использование  упорядоченной структуры частных  и интегральной характеристик регионального развития;
     3.  обеспечение  максимальной  репрезентативности  показателей  для  оценки  различных  аспектов социально-экономического  развития регионов;
     4.  учет достоверности исходных  данных при выборе базовых  показателей регионального развития;
     5.  наиболее  полная  адаптация   системы  используемых  индикаторов   к  возможностям  существующей  статистической отчетности;
     6.  соответствие  системы  индикаторов   задачам  ежегодного  мониторинга   и  прогнозирования экономического  и социального развития регионов;
     7.  достижение  максимальной  информативности   результатов  оценки  уровня  развития  регионов  с позиций   принятия  адекватных  решений   на  федеральном  и  территориальном   уровнях государственного управления;
     8.  сочетание  общеэкономических  индикаторов  с  показателями,  отражающими  результативность деятельности  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по  решению важнейших экономических и социальных проблем.
      Социально-экономическое  положение регионов по каждому направлению характеризуется следующими группами показателей:
      1) индикаторы обеспеченности населения субъектов Российской Федерации услугами соответствующей отрасли социальной или инженерной инфраструктуры;
      2) степень внутрирегиональных различий в обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
      3) доля бюджетных расходов по отрасли в консолидированном бюджете региона.
      Источниками информации, необходимой для проведения комплексной оценки, по официальной  методике должны быть: годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике; материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.
      Представляется, что перечень источников информации, необходимой для проведения комплексной  оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  должен быть расширен путем включения  следующего пункта: законы и подзаконные акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
      Включение названо пункта объясняется, прежде всего, тем, что 
      1) в форме законов утверждаются  бюджеты Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, данные по которым не отражаются в годовой отчетности Росстата и материалах, полученных от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития;
      2) в форме подзаконных актов утверждается МРОТ; уровень прожиточного минимума;
      3) федеральными законами разграничивается  компетенция органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации. 
     Для  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития регионов используется 12 базовых индикаторов. Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются:
      Валовой региональный продукт на душу населения;
      Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
      Объем внешнеторгового оборота на душу населения;
      Финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
      Доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
      Уровень зарегистрированной безработицы;
      Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
      Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
      Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
      Основные фонды отраслей экономики на душу населения;
      Коэффициент плотности автомобильных дорог;
      Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:
      обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;
      выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями;
      обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями;
      обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом.
      Расчет  интегрального показателя проводится поэтапно. На первом этапе по каждому из базовых оценочных индикаторов, кроме последнего, определяется ранг каждого региона, а также ранг среднероссийского значения, начиная с лучшего значения (первое место) и заканчивая худшим значением (последнее место). По сводному показателю уровня развития отраслей социальной инфраструктуры определяются ранги четырех перечисленных выше индикаторов по социальной сфере, потом полученные ранги суммируются и определяется интегрированный ранг по сводному показателю уровня развития социальной инфраструктуры каждого региона, а также среднероссийского значения.
      На  втором этапе производится расчет балльной оценки по каждому из показателей  для каждого региона:
      На  третьем этапе суммируются приведенные  балльные оценки по всем 12 базовым индикаторам и полученный результат делится на 12, то есть определяется искомая интегральная оценка уровня социально-экономического развития каждого региона.
      Комплексная оценка уровня социально-экономического развития как инструмент диагностики используется при сравнительном анализе субъектов федерации за отчетный период и в ретроспективе, а также при разработке прогнозов социально-экономического развития. Анализ результатов оценки позволяет установить эффективность мер, предпринимаемых руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики и определить основные направления государственной региональной политики.
      Для выявления тенденций в уровне социально-экономического развития Минэкономразвития РФ была произведена комплексная оценка по регионам России и федеральным округам за период 1998 2000 гг.
      Регионы России по значению комплексной оценки были разделены на
5 групп: 
      1 группа - регионы с уровнем развития  выше среднего (комплексная оценка  больше нуля);
      2 группа - регионы со средним уровнем  развития (от -10 до 0);
      3 группа - регионы с уровнем развития  ниже среднего (от -20 до -10);
      4 группа - регионы с низким уровнем  развития (от -40 до -20);
      5 группа - регионы с крайне низким  уровнем развития (менее -40).
      В 2004 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ                    № 737 перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации был изменен. Однако по новой методике расчеты комплексного показателя социально-экономического развития субъектов Российской Федерации не производились.
      Таким образом, по результатам первой главы  исследования были сделаны следующие  выводы:
    Под региональным  мониторингом  социально -  экономических  процессов можно  понимать  как  систему  наблюдения,  оценки,  анализа  и  прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления.  Применительно  к  изучению  социально -  экономических  процессов, происходящих в регионе, это специально организованное системное наблюдение за ходом  и  характером  количественных  и  качественных  изменений  в  экономике  и  в обществе, связанных с их переходом из одного состояния в другое, поэтому задачей мониторинга является не только наблюдение, но и накопление фактов.
    Для  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития регионов используется 12 базовых индикаторов. Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются: валовой региональный продукт на душу населения; объем инвестиций в основной капитал на душу населения; объем внешнеторгового оборота на душу населения; финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения; доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях; уровень зарегистрированной безработицы; соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения; суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения; основные фонды отраслей экономики на душу населения; коэффициент плотности автомобильных дорог; сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов.
      Далее на практических материалах муниципального  образования – городского поселения Сергиев Посад будет рассмотрен механизм мониторинга его социально – экономического развития. 

2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД

2.1. Состав и структура  администрации (сегмента  мониторинга)

 
      Городское поселение Сергиев Посад - крупный научно-промышленный и транспортный узел общенационального и международного значения, научно-образовательный и духовный центр русского Православия, историко-культурный центр формирования и развития русского этноса. Здесь же расположен административный центр Сергиево-Посадского муниципального района.
      Численность населения - 112 772 человек (без учета  переписи населения 2010 года). Площадь территории - 23,4 тыс. га. Центр – г. Сергиев Посад.
      На  территории поселения осуществляют деятельность крупнейшие предприятия научно-промышленного комплекса, в том числе: ФГУП ФНПЦ НИИ прикладной химии, ОАО Загорский оптико-механический завод, ФГУП Электромеханический завод Звезда, ОАО Сергиево-Посадский мясокомбинат, ОАО Сергиево-Посадский хлебокомбинат, ЗАО Экспериментальный завод ДСП, ОАО НИИРП. В городе расположены крупные строительные, торговые, сельскохозяйственные предприятия.
      Действуют Сергиево-Посадский Государственный  историко-художественный музей-заповедник, художественно-педагогический Музей Игрушки Российской Академии образования.
      В городском поселении Сергиев  Посад расположены высшие учебные  заведения - филиал Московского государственного университета приборостроения и  информатики, Сергиево-Посадский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, Сергиево-Посадское представительство Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства, 3 учебных заведения начального профессионального образования.
     Граница городского поселения Сергиев Посад утверждена Законом Московской области от 28.02.2005 № 60/2005-ОЗ «О статусе и границах Сергиево-Посадского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований». В состав территории городского поселения Сергиев Посад входят все земли в пределах его границ независимо от форм собственности и целевого назначения.
     В состав территории городского поселения  Сергиев Посад входят следующие  населенные пункты: Сергиев Посад - город, а также населенные пункты сельской местности: Барканово - деревня, Благовещенье - село, Бубяково - деревня, Васильково - деревня, Воронцово - деревня, Высоково - деревня, Глинково - село, Гольково - деревня, Деулино - село, Загорские Дали - поселок, Захарьино - деревня, Зубачево - деревня, Ивашково - деревня, Крапивино - деревня, лесхоза - поселок, Маньково - деревня, Мишутино - село, Напольское - деревня, Наугольное - деревня, НИИРП - поселок, Смена - деревня, Топорково - деревня, Тураково - деревня, Фролово - деревня, Хомяково - село, Чарково - деревня.
     Территория  городского поселения Сергиев Посад  входит в состав Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
     Городское поселение Сергиев Посад имеет  официальные символы, в том числе  герб, флаг и гимн, отражающие исторические и культурные местные традиции.
     Правовую  основу местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад составляют общепризнанные принципы и нормы  международного права, международные  договоры Российской Федерации, Конституция  Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав Московской области, законы и иные нормативные правовые акты Московской области, Устав Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты городского поселения.
     По  вопросам местного значения населением городского поселения Сергиев Посад  непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
     По  вопросам осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад федеральными законами и законами Московской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение их положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Московской области.
     Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад, подлежат обязательному исполнению на всей территории городского поселения.
     В систему муниципальных правовых актов городского поселения Сергиев  Посад входят:
     1) Устав, правовые акты, принятые на местном референдуме городского поселения Сергиев Посад;
     2) нормативные и иные правовые акты Совета депутатов;
     3) правовые акты главы городского поселения Сергиев Посад (далее – Глава городского поселения);
     4) правовые акты руководителя администрации городского поселения Сергиев Посад (далее также – Руководитель администрации) и должностных лиц администрации городского поселения Сергиев Посад (далее – Администрация городского поселения);
     5) правовые акты Контрольно-ревизионной  комиссии городского поселения  Сергиев Посад (далее также  – Контрольно-ревизионная комиссия) и ее председателя.
     Устав городского поселения Сергиев Посад  и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном  референдуме, являются актами высшей юридической  силы в системе муниципальных  правовых актов городского поселения Сергиев Посад, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского поселения Сергиев Посад.
      Администрация городского поселения Сергиев Посад осуществляет в пределах установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района.
     Руководитель  администрации в пределах своих  полномочий, установленных федеральными законами, законами Московской области, Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов, издает постановления Администрации городского поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области, а также распоряжения по вопросам организации работы Администрации городского поселения.
     В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского поселения обладают следующими полномочиями:
     1) принятие Устава городского поселения и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
     2) установление официальных символов городского поселения;
     3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
     4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
     5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы городского поселения, голосования по вопросам изменения границ городского поселения, преобразования городского поселения;
     6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития городского поселения, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы городского поселения, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
     7) учреждение печатного средства массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей городского поселения официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии городского поселения, о развитии его общественной инфраструктуры, опубликования ежегодных отчетов Главы городского поселения, Руководителя администрации, решений избирательной комиссии городского поселения Сергиев Посад, итогов голосования и принятых решений референдумов, конференций и собраний граждан, итогов голосования и принятых решений по вопросам изменения границ городского поселения, преобразования городского поселения, отзыва депутата Совета депутатов, Главы городского поселения, результатов публичных слушаний, опросов граждан, решений органов государственной власти в отношении органов местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад и депутатов Совета депутатов, соглашений городского поселения с иными муниципальными образованиями, иной официальной информации, касающейся осуществления местного самоуправления в городском поселении;
     8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
     9) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации Главы городского поселения, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов Совета депутатов, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
     10) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах городского поселения, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
     11) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления городского поселения по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад и органами местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района Московской области;
     12) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;
     13) иными полномочиями в соответствии с федеральными законами, законами Московской области, настоящим Уставом.
     Органы  местного самоуправления городского поселения  Сергиев Посад вправе принимать  решение о привлечении граждан  к выполнению на добровольной основе социально значимых для муниципального образования работ (в том числе  дежурств) в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 8, 9, 16, 17 и 20 части 1 статьи 13 настоящего Устава.
     К социально значимым работам могут  быть отнесены только работы, не требующие  специальной профессиональной подготовки.
     К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители городского поселения Сергиев Посад в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
     Полномочия  органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления городского поселения Сергиев Посад самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.