На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развития менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                     СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение ……………………………………………………….... ...................5
1. Эволюционные этапы  развития управленческой мысли   …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки  возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды  и системы управления……………………....................16
1.3 Современный взгляд  на управления в организации…………………….26
2. Возникновение,  формирование и содержание различных 
    школ менеджмента  ........................................................................................ 37
2.1 Школа научного  управления ………………………… ………………...  37 
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39     
2.3 Школа психологии  и человеческих отношений ………………………...40       
2.4 Школа науки  управления (количественная школа)  ……………………..41  
3. Оценка современных   подходов  к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского  менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления  анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской  управленческой мысли …………………………...48
 Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы……………………………....................56
 
 
 
 
 
 
 
  
 

ВВЕДЕНИЕ 

            Актуальность выбранной мной  темы состоит в следующем: любая  наука базируется на использовании  исторического опыта. Изучение  уроков истории позволяет избежать  противоречий и ошибок, встречающихся  на ранних этапах развития  науки.
            Наука управления в этом отношении  мало отличается от других  наук. Как и любая наука, она  интересуется прошлым, настоящим  и будущим. Анализ прошлого  позволяет лучше понять настоящее,  чтобы спрогнозировать будущее  развитие. Знание истории прошлого  необходимо по следующим основным  причинам:
- всегда интересно и нужно;
- позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
- дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
- позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
      Знание  и осмысление прошлого способствует  лучшему пониманию современного  состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Развитие  науки управления свидетельствует,  что нежизненные кон-цепции гибли,  а оставались только самые  ценные, проверенные практикой  и временем.
       Как показывает предшествующий  опыт развития многих стран  мира, обращение к истории часто  происходило в критические, судьбоносные  периоды жизни общества, в  периоды поиска путей выхода  из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования  системы управления в СССР  в 60-е гг., когда взоры многих  отечественных ученых устремились  в прошлое, осмысление которого  должно было помочь в поиске  путей выхода из создавшегося  положения. 
           Аналогичный всплеск интереса  к прошлому, связанный с реформированием  системы управления в СССР  в 1979 г., произошел в СССР в  80-е гг., когда также появился  целый рад работ по изучению  эволюции зарубежного опыта  управления. Перестройка системы  управления, начатая в нашей  стране М.С. Горбачевым, также  сопровождалась возрастанием интереса  к изучению развития управленческой  мысли.
          Создание принципиально новой  системы управления в России  адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей  построения нового общества.
     Управление  в условиях рынка получило  название менеджмента.  Отличительные  особенности менеджмента заключаются  в том, что он ориентирует  фирмы на удовлетворение потребностей  рынка, на постоянное повышение  эффективности производства (получение  оптимальных результатов с наименьшими  затратами), на свободу в принятии  решений, на разработку стратегических  целей и программ и их постоянную  корректировку в зависимости  от состояния рынка.
        Менеджмент – это умение добиваться  поставленных целей, используя  труд, интеллект, мотивы поведения  других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической  и политической силы великих  наций. От них зависят правительства,  многие из них имеют транснациональный  характер, простирая свои производственные,  распределительные, сервисные, информационные  сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям  государственных деятелей, могут  определять судьбы миллионов  людей, государств и целых регионов.
       Однако роль менеджеров не  ограничивается их присутствием  лишь в огромных многоуровневых  и разветвленных корпоративных  структурах управления или же  в государственном аппарате. В  зрелой рыночной экономике не  менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это  наибольшая приближенность к  повседневным нуждам потребителей  и в то же время полигон  технического прогресса в сфере  нововведений. Для большинства населения  это еще и работа. В нашей  стране большинство мелких предприятий  в производстве и сфере обслуживания  приватизированы и, наряду с  вновь созданными, относятся к  малому бизнесу. Умело управлять  ими - значит выжить, устоять, вырасти.  Как это сделать - тоже вопрос  эффективного менеджмента.    
        Термин «менеджмент» применим  к любым типам организаций,  но, если речь идет о государственных  органах любого уровня, то более  правильно использовать термин  – «государственное управление»,  а для обозначения обезличенной  системы управления употребляется  термин «администрирование».
           Цель курсовой работы.
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно  определить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и  проанализировать этапы истории  развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с  данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные  стадии развития науки управления  и проследить попытки
классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение,  формирование и содержание различных  школ
управления.
3.Изучить разнообразие  моделей менеджмента.
4.Определить этапы  эволюции менеджмента в России. 
 
 
 

1.ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
           Ни одна организация, ни одно  предприятие не может добиться  успеха без управления. Однако  управление как вид деятельности  и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в  настоящее время, появилось не  сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость  управления
           На первом этапе, когда группы  людей были невелики, управление  во всех сферах осуществлялось  одним человеком — вождем  этой группы. В дальнейшем, по  мере разрастания групп и  усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения  труда и дифференциации функций.  Но на это потребовались века.
        Египетские пирамиды, построенные  в 3000—2000 гг. до н. э., являются  ярким свидетельством не только  культуры древних египтян, но  и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид  требовало, прежде всего, четкого  планирования.
     Древние  греки уделяли особое внимание  вопросам организации и управления  производственными процессами,  заботились о четкой специализации  рабочих. 
           У Сократа дается понимание  управления как особой сферы  человеческой деятельности. Он говорил  о том, что главным в управлении  является поставить нужного человека  на нужное место и добиться  выполнения поставленных перед  ним задач.
           Линейная структура управления  государством получила выражение  в системе управления Римской  империей. Ее основной проблемой  был сбор налогов со всех  ее частей, значительно удаленных  друг от друга. Прямое правление  из Рима осуществить было крайне  трудно. Изменение структуры управления  позволило укрепить могущество  Римской империи.
            В практике управления существуют  примеры организаций, возникших  в глубокой древности и успешно  функционирующих и в настоящее  время благодаря созданию рациональной  структуры управления. К их числу  относится римская католическая  церковь, имеющая наиболее простую  структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской  священник. 
           К сожалению, эволюция управленческой  мысли в России этого периода  изучена недостаточно. Переворот  в производственных отношениях  связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.
            С промышленной революцией связано  выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего.  На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен  для рабочих. На этом этапе  развития управления только наметилась  тенденция перехода от принципа  надзора за работниками к принципу  организации труда на научных  основах.
          Промышленная революция дала  толчок развитию теоретических  исследований и практики управления. Большой вклад в формирование  науки управления внесли английские  политэкономы Уильям Петти, Адам  Смит  и Давид Рикардо. Нельзя  не отметить огромного вклада  английского социалиста-утописта  Роберта Оуэна  в развитие  управленческой мысли и практики  управления. Ранее других он заметил  и оценил роль человеческого  фактора на производстве, к необходимости  учета которого другие исследователи  пришли только через 100 лет.  На формирование теории управления  в социалистическом обществе  большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.   Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.     
            В этот же период времени  Ф. Энгельс указал на то, что  следует различать управление  вещами и управление людьми. От  этого тезиса в дальнейшем  будут отталкиваться многие  ученые в своих исследованиях.  Однако до эпохи империализма  функция управления осуществлялась  самим капиталистом и небольшой  группой приближенных к нему  лиц. Роль спе-циально подготовленных  управляющих особенно усиливается  в эпоху развития монополистического  капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие  развивали систему знаний о  том, как лучше использовать  ресурсы.
            Таким образом, предпосылками  и источниками формирования  менеджмента как управления особого  рода являются:
- индустриальный способ организации производства;
- развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
          Для систематизации этапов развития  науки управления первоначально  использовался  исторический  подход  с  применением  хронологического  принципа.     Американские  ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел  разработали более подробную  классификацию подходов. Однако  эта работа не дала желаемых  результатов
             На протяжении всей истории  развития менеджмента ученые  и исследователи управленческих  проблем предпринимали попытки  разработать универсальную классификацию  школ менеджмента. Предложенные  ими классификации носят, в  известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически  невозможно отразить все оттенки  различных взглядов и позиций,  трудно найти один универсальный  принцип, который следует положить  в основу классификации. 

1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента 

           Управление появилось вместе  с людьми, с образованием человеческого 
общества. Так, археологические  раскопки подтверждают существование  человеческих организаций в древности: доисторические люди часто жили организованными  группами.
           Управление выделилось и обособилось  в самостоятельный вид деятельности  в процессе разделения и кооперации  труда, что обусловило необходимость  организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой из них должен был брать на себя.  При этом один становился руководителем, т.е. управляющим, а другой – его подчиненным, т.е. управляемым.
           Обосновывая необходимость осуществления  управленческой деятельности, выделения  «особой» функции общественного  производства – управления, К.Маркс  указывал, что «…. Всякий непосредственно  общественный или совместный  труд, осуществляемый в сравнительно  крупном масштабе, нуждается в  большей или меньшей степени  в управлении, которое устанавливает  согласованность между индивидуальными  работами и выполняет общие  функции, возникающие из движения  всего производственного организма  в отличие от движения его  самостоятельных органов. Отдельный  скрипач сам управляет собой,  оркестр нуждается в дирижере….»/4/.
         Вероятно, впервые проблему управления  взялись решать древние египтяне. Около 6 тысяч лет назад они  признали необходимость целенаправленной  организации деятельности людей,  ее планирования и контроль  результатов, а также поставили  вопрос о децентрализации управления.
           Примерно в то же время, в  1792-1950гг. до н.э., в соседнем Вавилоне  царь Хаммурапи провел ряд  хозяйственных и административных  реформ. Установил единую систему  правил, норм и наказаний, известную  как Законы Хаммурапи. В Законах  (кодексе) Хаммурапи впервые на  государственном уровне констатировалось  наличие частной собственности.  Он применил для нужд управления  и контроля письменные документы  на глиняных табличках и свидетельские  показания. Признал недопустимым  перекладывание должностными лицами  ответственности на своих подчиненных,  законодательно установил уровень  зарплаты.
           Определенный вклад в теорию  управления был внесен в эпоху  античности, за 400 лет до н.э. Сократ  сформулировал принцип универсальности  управления. Его современник, персидский  царь Кир, выдвинул идею о  необходимости специальных исследований  причин, побуждающих людей к действию, т.е. мотивации. Он рассматривал  также проблему обработки управленческой  информации и составления планов. Чуть позже в Греции занимались  изучением метода выполнения  трудовых операций и обеспечения  их ритмичности. Платон сформулировал  принцип специализации.
           В 325 году до н.э. Александр  Македонский создал впервые штаб  как центр управления  боевыми  действиями.
          В древности организации имели  определенную структуру, в которой  выделялись уровни управления. Существовали  и крупные политические организации,  руководителями которых являлись  короли и генералы. Были также  и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ,  губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать  деятельность этих организаций.
          Шли годы, управление многими  организациями становились более  четким и сложным, а сами  организации – сильными и устойчивыми.  Примером может служить Римская  империя, которая просуществовала  сотни лет. Римские легионеры,  отличавшиеся четкой структурой  управления, состоящей из генералов  и офицеров, подразделением армии  на дивизии, шли победным маршем  через плохо организованные европейские  страны, государства Среднего Востока.  Завоеванные территории отдавались  под управление губернаторов, подчинявшихся  Риму, строились дороги, чтобы установить  связь с Римом.
           В эпоху рабовладения также  имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого  принуждения и страха наказания  в качестве главных средств  побуждения к труду.
           В дальнейшем, с развитием общественного  производства, такой труд обнаружил  органически присущую ему неэффективность.  Его заменила система наемного  труда зарождающейся буржуазной  эпохи. Она основывалась на  использовании принципиально иного,  опосредованного механизма принуждения,  применявшего материальные стимулы  и экономические рычаги в управлении  трудом. Возникший свыше 250 лет  назад в ряде стран Западной  Европы торговый капитализм имел  совсем иную основу – денежный  капитал. Вместо прямых и грубых  форм принуждения к труду при  капитализме формировался и повсеместно  использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена  меновыми стоимостями и предполагавший  формально личную независимость  и равенство обменивающихся сторон.
           Главным, по сути революционным,  преобразованием этого периода  в области менеджмента, лежащим  в основе его возникновения,  было отделение капитала-собственности  от капитала-функции, менеджмента  от собственности, зарождение  профессионального менеджмента.
          Хотя управленческая практика  развивается с древних времен, до ХХ в., вероятно, никто не  задумывался над тем, как управлять  системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег,  завоевать политическую власть, но не то, как управлять организациями.
          В начале ХIХ в. английский  исследователь Р. Оуэн много  времени посвятил проблемам достижения  целей организации с помощью  других людей. Он предоставлял  рабочим приличное жилье, улучшал  условия их работы, разрабатывал  системы оценки результатов их  труда и путем дополнительных  выплат стимулировал хорошую  работу. Эти реформы явились уникальным  прорывом в суть человеческого  восприятия действительности и  роли руководителя. Но несмотря  на это, бизнесмены того времени  видели мало здравого смысла  в реформах Р. Оуэна, ни один  из них не последовал его  примеру, так как у них отсутствовал  интерес к управлению
          Понимание того, что организацией  можно управлять систематизировано,  чтобы более эффективно достигать  ее целей, возникло не в один  момент. Эта концепция развивалась  в течение длительного периода,  начиная с середины ХIХв. до 20-х  годов ХХ века. В связи с  этим считается, что менеджмент  выделился в самостоятельную  область человеческих знаний, науку  лишь на рубеже ХIХ – ХХ  веков.
           Следует заменить, что американец  Джозеф Вартон в 1881 году предложил  читать студентам, будущим инженерам,  «научный курс управления», впервые  разработав курс менеджмента  для преподавания в колледже. Вслед за ним в 1886 году Генри  Р. Таун заявил о необходимости  разработки научных основ менеджмента  как профессиональной деятельности
           Тем не менее, моментом оформления  менеджмента как науки принято  считать начало ХХ века. Когда  Фредерик Тейлор в США, Анри  Файоль во Франции и Вальтер  Ратенау в Германии опубликовали  свои первые работы по научной  организации труда. Так, американский  инженер Ф. Тейлор в 1911 году  опубликовал свою книгу «Принципы  научного менеджмента». Книга вызвала  всеобщий интерес, и в ней  управление впервые признано  наукой и самостоятельной областью  исследования. Это были первые  работы, в которых сделана попытка  научного обобщения накопленного  опыта и формирования основ  научного управления. Они явились  ответом на потребности промышленного  развития, которое все больше  приобретало такие специфические  черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
            Основной силой, которая первоначально  подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция  в Англии. Однако идея о том,  что управление может внести  существенный вклад в развитие  и успех организации, впервые  зародилась в Америке, которая  стала родиной современного управления. В начале ХХ в., в период бурного  развития, Соединенные Штаты были  практически единственной страной,  где человек, преодолев трудности,  связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить  инициативу и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали  в Америку, создав тем самым  огромный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с  самого своего возникновения  серьезно поддерживали идею образования  для всех желающих, что способствовало  ростру числа людей, интеллектуально  способных выполнять различные  роли в бизнесе, в управлении. Трансконтинентальные железн6одорожные  линии превратили Америку в  самый крупный единый рынок  в мире. В то время практически  не существовало государственного  регулирования в бизнесе, поэтому  предприниматели, которые добивались  успеха, становились монополистами.  В результате создавались крупные  отрасли и предприятия, для  управления которыми требовались  формализованные способы.
           Таким образом, появление менеджмента  связано со следующими основными  условиями:
- органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со всеми возрастающими трудностями управления;
- возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;
- развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению;
- появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя;
- рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения пребыли между акционерами и другими;
- попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции;
- желанием группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы. 

1.2 Сущность, виды и системы управления. 

         В общем виде управление представляет  собой определенный тип взаимодействия  двух объектов, один из которых  при этом находится в позиции  субъекта управления, а другой  – в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно  то, что:
2. субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;
3. объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации (рисунок 1.2.1). 
 

   прямое воздействие                                                          обратная связь
   
 
 

 Рисунок 1.2.1 Управляющая  и управляемая подсистемы  системы  управления 
          Например, мастер организует работу  участка. При этом он является  менеджером низшего уровня, или  субъектом управления, а рабочие  – объектами управления. Коммерческий  директор организации организует  работу коммерческих подразделений  организации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные  подразделения – объекты управления.
            Субъект управления – это звено  или часть системы управления, являющиеся источником воздействия  на объект управления. Управления  может осуществляться единолично  менеджером, коллегиально группой  руководителей или коллективно  собранием акционеров. В зависимости  то этого и субъект управления  будет различным. В первом случае  в качестве субъекта выступает  менеджер, индивидуум, в остальных  – группа лиц, подразделение,  орган управления.
            В качестве объекта управления  выступают работник, группа лиц,  трудовой коллектив. Объектами  управления могут быть также:  ресурсы, процессы, результаты, все  виды человеческой деятельности.
           Организации в процессе своей  деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные,  технологические  и другие  ресурсы. Соответственно в качестве  объектов управления – ресурсов  могут выступать:
4. товарные запасы;
5. финансовые ресурсы;
6. информационный массив;
7. персонал организации.
           В любой организации протекают  множество процессов, начиная  с процесса управления и до  производственного процесса. Важнейшими  частями производственного процесса  является снабжение, производство  и сбыт продукции. В соответствии  с этим в качестве объектов  управления – процессов могут  выступать:
8. производственный процесс;
9. торгово-технологический процесс;
10. маркетинговая деятельность предприятия;
11. материально-техническое снабжение предприятия и т.д.
            К результатам (выходам системы)  относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации  продукции, затраты, качество  продукции и т.д. Соответственно  в качестве объектов управления  – результатов могут служить:
12. качество производимых товаров или оказываемых услуг;
-    результаты  управленческой или производственной  деятельности;
13. производительность труда;
14. производственные или управленческие затраты и т.д.
            Небезынтересно привести также  другие определения управления. Так, видный исследователь П.  Друкер (США) считает, что управление  – это «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную  толпу в эффективную целенаправленную  и производительную группу» /11/. Американский ученный К. Киллен  определил управление как «  выполнение работы чужими руками».  Ф. Тейлор считал, что управление  – это «искусство знать точно,  что предстоит сделать и как  сделать это самым лучшим и  дешевым способом».
           Следует заметить, что отечественные  авторы управление нередко определяют  как воздействие субъекта на  объект, т.е. его сводят в значительной  мере к деятельности субъекта  управления. При этом управление  рассматривается как одностороннее  действие, направленное на объект, что приводит к неверным выводам  о сущности управления. В результате  подмены диалектической взаимосвязи,  единства субъекта и объекта  их субординационным расположением  за пределами рассмотрения остается, в частности, движущее начало  управления – противоречие между  субъектом и объектом. Поэтому  как бы полно ни учитывались  возможность и готовность объекта  управления выполнять управленческие  команды, если они рассматриваются  только как основа для поиска  наиболее эффективных управленческих  воздействий, оценка возможностей  управления будет не адекватной  фактическим возможностям осуществления  управления.             Следовательно, нельзя рассматривать  управление исключительно с позиций  субъекта управления.
            Кроме того, следует заметить, что  в настоящее время господствует  подход к управлению, согласно  которому результат управляющего  воздействия прямо пропорционален  приложенным усилиям. Однако это  имеет место только в случае, когда управляемая система находится  в равновесном состоянии с  окружающей средой и внутренними  процессами.
           Если система находится в сильно  неравновесном состоянии, она  начинает подчиняться законам  нелинейного характера (отклик  системы непропорционален силе  воздействия на нее).
          В то же время взаимодействия  субъекта с объектом управления  необходимо, чтобы между ними  существовали отношения, которые  имеют комплексный характер. При  этом на определенных уровнях  управления доминируют те или  иные виды отношений. Наиболее  распространены отношения управления, основанные на экономических  отношениях. Для управления наиболее  принципиальных являются два  типа отношений: отношения, возникающие  при разделении и кооперации  труда, а процессе совместной  деятельности ассоциированных собственников,  и отношения найма (возмездные  отношения), возникающие между собственниками  и пользователями средств производства.
           Управление является реальным, если  имеются, с одной стороны, потребность  и возможность субъекта управления  управлять, а с другой –  потребность и возможность объекта  управления выполнять управленческие  команды.
           Управленческая деятельность субъекта  приобретает определенную направленность  в зависимости от того, какие  цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают  с целями, преследуемыми субъектом  в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное  управление.
           Возможность субъекта управления  осуществлять управление обусловлена,  во-первых, организационно-техническими  аспектами (наличием у работников  необходимых каналов связи и  передачи информации, требуемой  техники управления и т.п.), во-вторых, наличием у субъекта управления  рычагов воздействия на объект  управления, с помощью которых  можно побуждать его выполнять  команды, т.е. возможностью и  готовностью объекта управления  выполнять управленческие команды.
           Так, если объект управления  не является собственником средств  производства, то его готовность  выполнять управленческие команды  зависит от того, насколько его  потребность будут удовлетворены  в результате этого, а его  возможность выполнять команды  связана с его производственными  возможностями. В этом случае  для того, чтобы разрешить противоречие  между субъектом и объектом  управления, необходимо разработать  механизм стимулирования. Если же  объект управления является собственником,  то возможность управлять им  задается механизмом сочетания  интересов объекта управления  одновременно как собственника  и как исполнителя, при котором  интересы собственника доминируют.
            Необходимо заметить, что существует  значительное количество видов  управления. Видовое разнообразие  управления можно характеризовать  набором бифуркационных признаков,  иногда обозначаемых  словами-антонимами. В таблице 1.2.2 приведены главным  образом противостоящие по противоположным  качествам дихотомические виды  управления.
         Разнообразие видов управления  этим не исчерпывается. Так,  вне поля зрения остались многочисленные  разновидности управления, связанные  с его 
функциональной специализацией, такие, как управление персоналом, сбытом, запасами, транспортом, трудом, издержками, качеством, инвестициями, финансами  и т. Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую  называют системой управления.                                                        

Таблица 1.2.2 - Видовая  классификация управления.
Признак классификации Виды управления
1 2
Источник управленческого  воздействия Централизованное, децентрализованное
Адаптивность (приспособляемость) Адаптивное, консервативное
Временной фактор Стратегическое, тактическое
Расположение субъекта управления по отношении к объекту Внешнее, внутреннее
Подготовленность  управленческого персонала Любительское, профессиональное
Способ выработки  управленческого решения Коллегиальное, единоначальное
Стиль управления Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное
Продолжение таблицы 1.2.2 - Видовая классификация управления.
1 2
Тип управленческой взаимосвязей Субординационное, координационное
отношение к субъекту управления или восприятие воздействия Принудительное, доверительное
Качество управления Дилетантское, качественное
Системность управления Несистемное, системное
Используемые в  управлении знания Научное (теоретическое), эмпирическое (практическое)
Уровень управления Государственное, региональное, муниципальное и т.д.
Направленность управления Горизонтальное, вертикальное
Эффективность управления Эффективное, неэффективное
Жесткость (мягкость) управления Жесткое, мягкое
Автоматизация управления Автоматизированное, неавтоматизированное
Формализация управления Формализованное, неформализованное
Персонификация управления Персонифицированное, неперсонифицированное
Компетентность управления Компетентное, некомпетентное
Управленческие воздействия Непосредственное, опосредованное
           Следует вспомнить, что система  – это совокупность элементов,  находящихся в отношениях и  связях друг с другом, которая  образует определенную целостность,  единство. Основные системные принципы:
15. целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;
16. структурности;
17. взаимозависимости структуры и среды;
18. иерархичности;
19. множественности описания каждой системы.
       Возвращаясь к системе управления, следует заменить, что такая система
обладает соответствующей  структурой, т.е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые  целостные свойства, называемые эмерджентными.
           Система управления современной  организацией (предприятием) должна  отвечать следующим основным  требованиям:
20. обладать высокой гибкостью;
21. быть адекватной сложной технологии производства, требующей соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;
22. оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;
23. учитывать конкуренцию на соответствующем рынке товаров (услуг);
24. учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;
25. обеспечивать высокую эффективность управления предприятием;
26. способствовать развитию организации;
27. обеспечивать внедрение достижений науки и передовой практики;
28. обладать способностью саморегулирования, чтобы любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) быстро фиксировать (в идеале - автоматически) и сразу же вырабатывались и предпринимались контрмеры, возвращающие систему управления в прежнее нормальное состояние.
            Непременным элементом любой  системы управления является  связь. Связь можно определить  как важный для целей управления, взаимодействия канал обмена  между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом  связи выступает воздействие.
             Связи могут быть прямыми, обратными,  вертикальными, горизонтальными  и т.д.
           Прямая связь – это воздействие  субъекта управления на объект  в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т.д.
             Обратная связь – это информация, исходящая от объекта управления  к субъекту управления. Существование  обратной связи означает, что  результат функционирования объекта  управления определенным образом  влияет на поступающие, на него  воздействия. Как правило, обратная  связь выступает важным регулятором  в системе управления.
           Приведенные прямые и обратные  связи относят к вертикальным. Кроме них существуют также  горизонтальные связи, позволяющие  реализовать неформальные отношения,  способствующие передаче знаний  и навыков, обеспечивающие координацию  действий субъектов одного уровня  по достижению системой управления  поставленных перед ней целей.
           Систему управления можно представить  в общем, элементарном виде, состоящем  из двух подсистем: управляющей  (субъекта управления) и управляемой  (объекта управления), а также  прямых и обратных связей между  ними.
           Существуют разные представления  о системе менеджмента современной  организации. Так О.С. Виханский  и А.И. Наумов выделяют в  системе управления три подсистемы. Первой подсистемой является  то, что ранее было принято  рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих  органов, подразделений и исполнителей, выполняющих поставленные перед  ними задачи, а так же совокупность  методов, с помощью которых  осуществляется управление. Данную  подсистему можно определить  как единство организации, технологии  и методов управления. Она называется  структурно – функциональной  и выступает как бы в роли  «остова» системы управления.
          Вторая подсистема – информационно-поведенческая.  Ее основными блоками является:
- управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
- интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;
- информация и коммуникации в системе управления.
            Совокупность данных блоков в  основном охватывает всю рассматриваемую  подсистему, хотя у отдельных  систем управления могут быть  и дополнительные блоки, например  блоки национальных интересов,  национальных управленческих стереотипов  и т.д.. В настоящее время в  связи с объективно происходящим  процессом ускоренного и расширенного  распространения информации резко  возрастает роль данной подсистемы.
           Третьей подсистемой является  подсистема саморазвития системы  управления. Ее появление обусловлено  возникновением в системе управления  таких качеств, как стремление  к самосовершенствованию, поиск  и разработка прогрессивных идей  и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает  указанные качества, но и способствует  их воспроизводству, распространению  и практическому воплощению. 
           Данная подсистема может быть  разделена на две части: первая  – ориентирует систему управления  на постоянное совершенствование  и развитие, вторая – обеспечивает  ее развитие.
           В нашем представлении система  управления (менеджмента) современной   предпринимательской организации  должна включать пять подсистем:
- обеспечивающую;
- целевую;
- производственную;
- развития;
- сбытовую (рыночную).
           В представлении профессора Р.А.  Фатхутдинова система менеджмента  организации включает четыре  подсистемы: целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую.
           При этом компонентами целевой  подсистемы системы менеджмента  организации является: повышение  качества выпускаемых товаров  и услуг, ресурсосбережение, расширение  рынка сбыта товара, организационно-техническое  развитие производства, социальное  развитие коллектива и охрана  окружающей среды.
           Обеспечивающая подсистема системы  менеджмента организации включает: методическое обеспечение, ресурсное  обеспечение, информационное обеспечение  и правовое обеспечение.
            Функциональная подсистема включает  следующие компоненты: маркетинг,  планирование, организацию процессов,  учет и контроль, мотивацию и  регулирование.
           Управляющая подсистема системы  менеджмента организации включает: управление персоналом, социологию  и психологию менеджмента, разработку  и реализацию управленческих  решений, анализ в принятии, прогнозирование  в принятии решений.  

1.3  Современный взгляд на управления в организации 

          Методы управления – это способы  воздействия управляющей подсистемы  – субъекта управления – на  управляемую подсистему – объект  управления (работник, коллектив, организационно-экономический  объект управления) для достижения  поставленных целей. Различают  методы управления и методы  процесса управления. Методы управления  характеризуют законченный процесс  воздействия на объект управления; методами процесса управления  выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого  и косвенного воздействия, формальные  и неформальные. При использовании  методов прямого воздействия  предполагается получить непосредственный  результат   воздействия; методами  косвенного воздействия создаются   условия для достижения высоких  результатов. Соотношение методов  формального и неформального  воздействия отражает характерные  черты стиля управления.
            В системе методов управления  выделяется общие методы. К ним  традиционно относятся экономические,  административные (иногда их называют  организационными) и социально-психологические  методы.
           Экономические методы управления  представляют собой совокупность  способ воздействия на экономические  интересы объекта управления, основанных  на сознательном использовании  требований экономических законов.  Эти методы можно подразделить  на две группы:
- методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;
- методы, используемые предприятиями (организациями).
      К  первой группе относятся налоговые  системы и кредитно-финансовые
механизмы страны и  региона, т.е. экономические факторы  внешней среды предприятия.
           Вторую группу составляют:
- система материального поощрения работников;
- система ответственности за качество и эффективность работы;
- экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня  производства и включается в бизнес-план;
- коммерческий расчет.
            Важнейшим экономическим методом  управления является стимулирование  персонала, направленное на повышение  качества и эффективности работы  каждого и осуществляемое путем  использования инструментов мотивации  и оптимизации ради гармонизации  отношений личности и общества. К современным формам экономического  стимулирования относятся:
- формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
- бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
- участие работника в распределении прибыли организации;
- предоставлению работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставлению работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
- предоставление работнику льготных кредитов;
- льготное страхование жизни работника и др.
           Наряду с перечисленными формами  стимулирования возможного применение  системы штрафов и порицаний,  снижения или полного снятия  льгот.
            Важным экономическим методом  управления в масштабах предприятия,  позволяющим достичь прибыльности  бизнеса, является коммерческий  расчет. Этот метод ведения хозяйства  (в нашей стране его называют  хозяйственным расчетом) предусматривает  сопоставление в денежной форме производственных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности.  В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е охватывать все рычаги без исключения, и системным – охватывать весь объект управления по всей его иерархии.
            Существуют различные способы  и формы использования таких  экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования  ориентирована на приспособлении  структуры и уровня цен к  требованиям и условиям рынка.  В отношении издержек производства  и обращения первостепенное значение  придается снижению затрат на  каждом этапе деятельности за  счет совершенствования технологии  производства, повышения качества  продукции, улучшения материально-технического  снабжения и форм хозяйственных  связей между предприятиями, повышения  производительности труда, экономии  на затратах труда, а также  на транспортных, экспедиторских, административных  и других расходах.
             Политика в области финансирования  и кредитования предусматривает  определение источников финансирования  и распределение средств по  важнейшим отделениям и дочерним  компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными  подразделениями с целью получения  устойчивой прибыли в масштабе  всей фирмы, обеспечение лучших  условий получения займов и  кредитования.  
              Важнейшими достоинствами этих  методов являются их гибкость  и воздействие на людей через  их непосредственные интересы, также                                                                                                                                                                          стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал  работников на основе удовлетворения  материальных потребностей.
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального  интереса, что снижает мотивацию.
            Административные методы управления  включают:
- систему законодательных актов страны и региона;
- систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
- систему оперативного управления (систему власти).
            В систему законодательных актов  страны и определенного региона  входят законы, указы, постановления,  стандарты, положения, методика  и другие документы, утвержденные  федеральными и региональными  органами для обязательного применения  на соответствующей территории. При определении их состава,  структуры и содержания должны  учитываться научные, теоретические  и практические аспекты управления.
            Система нормативных и методических  документов предприятия включает  стандарты, методики, положения,  инструкции и подобные документы  долговременного использования,  а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством  предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации.
            Большое значение имеет и система  оперативного управления. Существует  четыре способа реализации своей  власти руководителем, которые  находятся в диапазоне от прямого  использования до практически  полного отказа от власти. Речь  идет о распоряжениях, популяризации,  участии в управлении и передаче  полномочий и ответственности.
            Административные методы ориентированы  на такие мотивы поведения,  как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга,  стремление человека трудиться  в определенной организации и  т.п. Эти методы отличает прямой  характер воздействия: любой регламентирующий  и административный акт подлежит  обязательному исполнению.
           Для административных методов  характерно их соответствие правовым  нормам, действующим на определенном  уровне управления, а также актам  и распоряжениям вышестоящих  органов управления.
Основные достоинства  метода:
1) обеспечивается  единство воли руководства в  достижении цели;
2) не требует крупных  материальных затрат;
3) в малых организациях  оперативно достигаются цели, и  обеспечивается быстрая реакция  на изменение внешней среды.
Недостатки метода следующие:
1) подавляется инициатива, творческая работа;
2) отсутствуют действенные  стимулы труда и могут возникать  антистимулы;
3) в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы  в повышении компетентности, поэтому  она в дефиците).
          Социально-психологические методы  управления направлены на управление  социально-психологическими процессами  в коллективе для достижения  поставленной цели при условии  сохранения здоровья работников  и хорошего морально-психологического  климата в коллективе, соблюдения  законодательства и требований  нормативных актов.
           Объектами управления социально-психологическими  процессами являются:
- личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;
- способы организации труда и рабочих мест;
- система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
- информационное обеспечение и его использование;
- система стимулирования работников;
- морально-психологический климат в коллективе;
- социально-бытовые условия работников.
           Управление социально-психологическими  процессами включает:
-    разработку  норм и нормативов социально-психологических  процессов;
- анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
- разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;
- организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
- регулирование социально-психологических процессов.
Достоинства метода:
1) включаются механизмы  трудовой мотивации, не связанные  с удовлетворением материальных  потребностей;
2) практически не  требуются материальные затраты.
Недостатки:
1) не используются  стимулы, опирающиеся на материальные  потребности людей;
2) трудно прогнозировать  результаты.
             Важное значение в обеспечении  высокой эффективности работы  коллектива имеет создание и  сохранение в нем благоприятного  морально-психологического климата  (МПК). Важнейшими признаками его  на предприятии, в организации  является:
- настроение в коллективе (его жизнерадостность, оптимизм);
- доброжелательность и объективность оценки работы исполнителей;
- творческая атмосфера в коллективе;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.