На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Регион как объект хозяйствования и управления

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СЕМИНАР № 1. Регион как объект хозяйствования и управления

     Стратегия регионального развития экономики  рассматривается как система  мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.
     Стратегия регионального развития государства  не однородна по отношению к территориальным  субъектам, его формирующим. Это  обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д.
     Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и  задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.
     Стратегические  установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых к реализации в ней конкретных направлений.
     Производства  с точки зрения тяготения их к определенным районам размещения подразделяются следующим образом:
     • производства, которые целесообразно  размещать в районах концентрации трудовых ресурсов. В первую очередь  это относится к большинству  отраслей машиностроения, легкой и  пищевой промышленности;
     • производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие  производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);
     •производства, размещающиеся преимущественно  у источников сырья. В качестве примера можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование железных руд Курской магнитной аномалии, Урала, Западной Сибири. К этой группе производств относятся также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целюлознобумажной промышленности;
     • производства, тяготеющие к районам  потребления готовой продукции. К этому классу производств относятся  предприятия, производящие скоропортящуюся  продукцию или нетранспортабельную, высокотоксичную продукцию;
     • производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.
     В качестве источников информации при  разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования, экстраполяция существующих тенденций для. краткосрочного прогноза, экспертные оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации! использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. П.Распределение инвестиций из федерального бюджета по регионам России
     Четкий  механизм распределения федеральных  инвестиций в региональном разрезе  вплоть до настоящего времени отсутствует.
     Повышенная  роль направленности федеральных инвестиций в Московский регион объясняется  более эффективной с точки зрения получения отдачи от капиталовложений. Из-за высокого значения федеральных инвестиций в российскую столицу и большого объема капиталовложений в нее, доля федерального бюджета как источника капиталовложений в Центральном экономическом районе также достаточно высока — 21%. Для других крупных экономических районов — ближе к среднему по стране уровню.
     Вторая  особенность распределения инвестиций из федерального бюджета по регионам состоит в устойчиво высоких  объемах инвестиций, направляемых в наиболее индустриально развитые регионы, прежде всего, сырьевой направленности, Так, в список регионов-лидеров традиционно попадают Тюменская, Свердловская, Ростовская, Кемеровская области. Последняя, начиная с 1994 до конца 90-х гг. занимала третье-четвертое места по России. Она попадает в этот список как главный угледобывающий регион страны. Угледобыча, как известно, является одной из наиболее фондоемких отраслей промышленности.
     В особую группу с относительно большими объемами инвестиций из федерального бюджета выделяется ряд регионов, даже в условиях спада промышленного производства фактически продолжающих оставаться районами нового экономического освоения. К ним помимо Тюменской обл. с округами можно отнести Республику Коми, Амурскую и Читинскую области. При этом крайне высокие абсолютные показатели, как правило, при средней или даже низкой численности населения обеспечивают этим регионам и большие среднедушевые показатели. Повышенные среднедушевые показатели отмечаются и в регионах зоны Крайнего Севера, обладающих низкой численностью населения, прежде всего, в автономных округах, которые не выделяются большими абсолютными значениями.
     Ряд густонаселенных регионов России, из-за необходимости решения на федеральном  уровне геополитических задач, также  выделяется высокими значениями федеральных инвестиций, причем не только в абсолютных показателях, но и на душу населения.
     С другой стороны, любые характеристики распределения инвестиций в основной капитал из федерального бюджета  свидетельствуют о фактическом недофинансировании большинства «русских» областей Европейской части страны, а также трех республик Волго-Вятского экономического района (Республик Марий-Эл, Мордовии и Чувашии). За последние годы самые низкие душевые показатели распределения инвестиций среди крупных экономических районов традиционно были у Волго-Вятского, Поволжского и Центрально-Черноземного районов.
     Стоит выделить еще две группы регионов. В первую входят республики, наиболее активно отстаивающие идею собственного суверенитета и полагающиеся на внутренний достаточно мощный экономический потенциал (Татарстан и Башкирия). Вторую группу составляют наиболее слаборазвитые регионы, которые не имеют крупных инвестиционных проектов (Агинский-Бурятский, Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский авт. округа).
     Таким образом, география распределения  инвестиций в основной капитал из федерального бюджета в последние  годы свидетельствует о фактическом  продолжении экстенсивного развития страны за счет районов нового освоения и приграничных территорий. В целом  приоритетным остается и направление федеральных средств в многонациональные субъекты федерации (республики, автономные округа). Крайне активно «поглощает» федеральные инвестиции российская столица.
     В то же время традиционно развитые регионы, прежде всего, Европейской части страны, остаются «недофинансированными». Безусловно, в настоящее время при катастрофическом спаде производства «нагрузка» на основные фонды снижается. Однако нельзя забывать, что возрастание физического и морального износа оборудования при отсутствии новых инвестиций может привести лишь к усугублению спада производства.
     Между тем по прогнозам Минэкономики России, на период до 2010 г. во всех крупных экономических  районах страны прогнозируется продолжение  спада инвестиционной активности при  уменьшении удельного веса средств федерального бюджета в общем объеме инвестиций. Основным источником финансирования капиталовложений останутся средства предприятий. По отношению к уровню 1997 г. рост инвестиций ожидается только по восьми субъектам Федерации: Нижегородской, Новгородской, Сахалинской, Тульской и Оренбургской областям, Республике Марий-Эл, Москве и Санкт-Петербургу. Наибольший спад прогнозируется в регионах Азиатской части страны, где значительное сокращение средств из федерального бюджета не будет компенсироваться за счет других источников финансирования.
     Классификация регионов
     В разных учебниках по региональной экономике  могут встретится различные критерии классификаций регионов.
     Чаще  всего в основу классификации  кладутся следующие критерии: уровень экономического развития; темпы экономического развития регионов; тип территориальной структуры хозяйства (узловой и гомогенный регионы); коэффициент плотности населения; темпы прироста населения; характер и коэффициент производственной специализации и др.
     Терминология  региональных классификаций, используемая в индустриально развитых странах  Запада несравненно богаче. Здесь, в  частности, выделяют:
     § депрессивные регионы, демонстрировавшие  в прошлом относительно высокие  темпы развития;
     § стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;
     § пионерные регионы или регионы  нового освоения (в развивающихся  странах роль таких регионов несколько  иная);
     § микрорегионы или первичные экономические  регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;
     § экономические регионы первого  порядка (или генеральные), то есть регионы  высшего порядка, образующие схемы  регионального макроделения страны;
     § программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяются целевые  программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами единой сетки;
     § уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые также в развивающихся  странах, и связанные с реализацией  крупных новостроек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные) и др.
     Процедура идентификации регионов
     Основной  проблемой в этой связи считается  определение географических границ и типов регионов.
     Критерии, лежащие в основе выделения того или иного региона связаны  с поиском однородности и различий.
     Процедуру идентификации регионов можно свести к трем этапам.
     Определение критериев.
     Составляется  список интересующих критериев, на основе которых будут выделены регионы. Каждый элемент списка должен быть четко охарактеризован во избежание неоднозначности и искажения результатов в зависимости от характеристик исследуемой территории и используемой информации.
     Измерение степени связанности (ассоциации).
     После выделения критериев, необходимо выяснить в каких сочетаниях они встречаются. Для этого при помощи соответствующих статистических и эконометрических процедур измеряют степень их ассоциации.
     Собственно  выделение регионов и их границ на основе полученных данных.
     Создание  классификаций.
     Современные классификации, наиболее часто используемые в зарубежных научных исследованиях
     Классификация Маринелли-Ришиери (Marineili-Ricchieri)
     В 1916 году итальянский исследователь  Маринелли выделил три основных типа регионов:
     элементарные;
     сложные;
     интегральные.
     Но, давая определения каждому из типов, он мало внимания уделил антропогенной составляющей, поэтому его классификация и не получила широкого распространения.
     Позже, в 1920 году, другой итальянский учёный Ришиери, взяв за основу классификацию  Маринелли, внес в нее существенные изменения и дополнения, введя антропогенные факторы. Он выделил:
     Элементарный  регион - территория распространения  одного фактора.
     Сложный регион - территория распространения  двух и более факторов. По сути является результатом совмещения элементарных регионов и представляет собой территорию, на которой сосуществуют все выделенные критерии.
     Интегрированный регион - сочетание воедино всех факторов как природного, так и  антропогенного характера на определенной территории.
     Классификация Тоши (Toschi).
     В 60-е годы представитель итальянской школы Тоши предложил несколько иной вариант классификации регионов.
     Специальные регионы: на их территории присутствует четко определенное число факторов.
     Интегрированные регионы: на их территории имеет место  сложное взаимодействие во времени совокупности естественных и антропогенных феноменов.
     Интегрированные регионы согласно Тоши могут характеризоваться:
     однообразием - однородностью факторов с точки  зрения: организации производства, наличия природных ресурсов и  т.д.;
     доминированием - будучи расположены в определенных пунктах, берут на себя важные экономические функции;
     специфичностью - совокупностью элементов, отражающих индивидуальность региона.
     Классификация Витлеси (Whittlesey)
     В этот же период времени (1959 г.) американским учёным Витлеси была предложена классификация на основе трёх принципов: регион - пространство, на котором сочетание территориальных элементов, рождает особую форму их взаимозависимости; эта взаимозависимость выделяется по особым критериям, по отношению к которым она однородна; применяя различные сочетания критериев, на территории может быть выделено бесчисленное множество регионов.
     Эта классификация аналогична рассмотренным  выше и включает в себя:
     Элементарный регион (single-feature region).
     Сложный регион (multiple-feature region) с различными уровнями сложности:
     а) высокая -- система с высокой степенью взаимозависимости и взаимопроникновения, являющаяся, как правило, результатом  однородных процессов;
     б) средняя - система менее зависимых, чем в первом случае, элементов, порожденных разными по типу процессами;
     в) низкая -- система элементов с  неопределенным типом связей.
     3. Интегральный район (compage) - совокупность  взаимосвязанных элементов или  структура (территория), определенная  исходя из совокупности своих  организационных форм. Примером такого региона могут служить итальянские промышленные округа.
     Все три вышеперечисленных типа могут  быть:
     а) единообразные - значения элементов, на основании которых они выделены варьируются равномерно по всей территории в строго определенных пределах;
     б) узловые - однородные по внутренней структуре  или организации. Структура, как  правило, состоит из центра и направлений  движения вокруг него товаров, ресурсов и населения.
     Узловые регионы в свою очередь делятся  на: простые - с одним центром и сложные- с иерархией центров.
     Классифиация  Хагета (Haggett)
     В 1965 году английский исследователь Хагет (Haggett) предлагает модифицированную классификацию  Витлеси, считая, что по своей сути элементарные регионы являются пространственными  классами, а интегральные - представляют собой иерархию регионов.
     Все рассмотренные выше классификации  относятся к категории концептуальных, что позволяет на их основе выделять специфические типы регионов.
     Классификация Фремона (Fremont)
     Классификация, предложенная французским исследователем Фремоном, основана на анализе производственных отношений, территориальной организации производства и социально-экономических последствиях, генерируемых на определенной территории.
     Он  выделяет:
     Слабый  регион (region fluide) - преобладает сельскохозяйственное производство, характеризуемое низким уровнем развитием технологий и столь же слабой организацией производства; отношения «общество-территория» носят эпизодический характер, т.е. поселения малочисленны и рассеяны по территории, использование природных ресурсов не значительно.
     Зрелый (закрепившийся) регион (region enracinee) - сельское хозяйство использует прогрессивные  технологии, дающие базу для промышленного  производства и значительной экономической  организации общества, обладающего более сложной системой ценностей по сравнению со слабым регионом.
     Динамичный  регион (region eclatee) - индустриализация находится  в развитой стадии, порождая сложную, хорошо развитую территориально-экономическую  систему с сильными внутренними  и внешними связями.
     Классификация Ли Донни (Li Dormi)
     Итальянская экономическая школа использовала классификацию Ли Донни, основанную на размерах регионов.
     Мегарегионы, отождествляемые с наднациональными пространствами континентального и  субконтинентального типов. Например: Западная Европа, Южная Азия и т.д.
     Макрорегионы - субнациональные пространства, включающие различные административно-территориальные  единицы. Например: Западный экономический  район Украины, Поволжье и т.д.
     Большие регионы (мезорегионы) - идентичны административно- территориальным единицам государств.
     Микрорегионы - пространства, равные, например, городским  агломерациям с их зоной влияния. Например: Москва со своими пригородами.
     Классификация Мейера (Meyer)
     Предложена  профессором региональной экономики Гарвардского университета Дж. Мейером в 60-е годы XX века и получила наиболее широкое распространение. В основу положено изучение принципов локализации экономической активности, дисбаланса региональных доходов, производительности и занятости.
     Он  выделяет:
     Однородные  регионы (homogeneity region).
     Узловые или гравитационные регионы (nodality region).
     План  или программа-регионы (programming region).
     В данном случае критерий однородности является основным при определении  типа региона.
     Регионы считаются однородными, когда на их территории определенная характеристика колеблется в строго определенных границах. Например: горные регионы, сельскохозяйственные регионы, нефтедобывающие регионы и т.д.
     Особым  видом однородных регионов считаются  олинеанские регионы, по имени шведского экономиста Бертила Олина (Bertil Ohlin). По его мнению, регион - территориальное пространство, внутри которого существует мобильность товаров и факторов промышленного производства. Между такими регионами возможно только перемещение товаров, но не факторов производства. Мобильными внутри регионов факторами промышленного производства Олин считал труд и капитал, а статическими - природные ресурсы. Именно мобильность факторов производства Олин берет за основу определения географических границ экономических регионов - территориальных пространств, внутри которых мобильность факторов производства намного выше, чем во вне данных регионов. Таким образом, экономические регионы отличаются друг от друга имеющимися в их распоряжении факторами производства, определяющими производственную специализацию региона.
     Под гравитационными или узловыми регионами  понимается территориальное пространство, на котором имеет место движение субъектов (населения, товаров и  т.д.) в определенные или вокруг определенных центров - пунктов притяжения, связанных с работой, учебой, приобретение товаров и т.д. В соответствии с этой теорией, регион определяется как территория с четкой пространственной организацией, обладающая определенной степенью экономической самодостаточности, в том смысле, что здесь представлены основные функции и наиболее важные услуги таким образом, что в состоянии удовлетворить большую часть потребностей населения.
     Гравитационными регионами являются мегаполисы с  системой городов-спутников, а именно: крупный город - «региональная столица» - с зоной своего влияния - «территорией региона».
     Идея  гравитационных регионов предполагает не только разделение функций между  центрами притяжения и жилыми районами, но и иерархию центров в соответствии с их функциями и местоположением. Сам город рассматривается как совокупность иерархий функциональных центров притяжения потоков населения, товаров, ресурсов и т.д. и собственно процессов перемещения последних.
     Процесс определения границ региона состоит  из пяти стадий
     а) движение: анализ потоков, их направлений и взаимозависимости;
     б) транспортная сеть: анализ интенсивности  движения и организации сетей;
     в) узлы: анализ их размещения по территории;
     г) иерархии: анализ экономики агломерации, иерархической структуры центров в соответствии с их функциями, взаимозависимости расположения по территории центров притяжения и ресурсов;
     д) поверхности: анализ полей притяжения, распространения по территории человеческой деятельности, взаимосвязи поля притяжения - расположение ресурсов по территории.
     Развивая  данное направление, становится очевидной  система взаимосвязей «центр - периферия», необходимых для последующего анализа  выгодной локализации того или иного  типа экономической активности.
     Рассмотрение  региона-программы затрагивает область региональной политики, в частности региональное планирование, создание и реализацию региональных программ, инструменты, имеющиеся в распоряжении, эффективность их применения, а также все экзогенные для региональной экономики переменные. К последним относят решения центрального правительства, государственные предприятия, расположенные на территории региона, субсидии и дотации из «центра» и его бюджетно-налоговая политику. 

     Территориальная организация населения
     Территориальная организация общества — взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития.
     Территориальная организация общества включает:
    размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование
    территориальное разделение труда
    экономическое или национально-этническое районирование
    территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства
     Рациональная  территориальная организация общества должна обеспечивать эффективность развития всех территориальных подразделений. 

     Основные понятия "промышленный узел", "агломерация", "экономический район"
            Промышленный узел группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.
          Агломерация территориально-хозяйственное сочетание, которое:
• возникает  на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;
• отличается высокой  степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;
• оказывает  решающее влияние на экономику и  социальную жизнь окружающей территории;
• показывает высокую  степень комплексности хозяйства  и территориальную интеграцию населения.
         Территориально-производственный комплекс (ТПК) ? значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.
        Межотраслевой территориальный комплекс интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.
        Экономический район целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию «регион».
        Экономические зоны группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.).

СЕМИНАР №2. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства

     1. Сравнительно-географический  метод
     Метод сравнительно-географического исследования. Этот метод подразделяется на три  составные части:
     региональный  метод - исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии;
     отраслевой  метод - исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики  в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного  производства в отраслевом разрезе;
     местный метод - исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и  размещения производства по его первичным  ячейкам.  

     2. Статистический метод 
     В 70—90-е годы было опубликовано значительное число работ, посвященных методам обработки статистических данных. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.
     Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической  базы. Она была сформулирована ученым Г. Хойтом (США) в 30-е годы и была использована за 40 лет в более чем 100 отдельных региональных исследованиях США.
     Модели  экономической базы достаточно просты как по теоретическому обоснованию, так и по разработке. Для их построения необходимы только показатели экономической  активности (в основном показатели занятости) за два периода времени. Анализ экономической базы является ускоренным методом прогнозирования регионального экономического роста, при этом используется упрощенная теория роста, а потребности в информации минимальны. Полученные результаты сводятся лишь к прогнозированию развития базисного и обслуживающего секторов.  

     3. Циклический метод,  или метод циклов 
     К ряду локальных воспроизводственных  циклов необходимо отнести:
• использование  природных ресурсов;  
• использование трудовых ресурсов;  
• топливно-энергетический цикл;  
• химико-лесной цикл;  
• инвестиционно-строительный цикл;

• агропромышленный цикл;  
• денежно-финансовый цикл;  
• цикл производственной инфраструктуры;  
• цикл институционально-информационной инфраструктуры;  
• цикл производства непродовольственных товаров для населения.

     Все названные циклы могут рассматриваться  как самостоятельные структуры  со своими целями и задачами, но при  этом они естественным образом взаимодействуют  на одной территории, связывая интересы хозяйствующих субъектов региона с задачами его развития. Способствуя решению ряда общерегиональных проблем, они одновременно расширяют реальные возможности отдельных предприятий и организаций, предоставляя им инфраструктурные услуги и обеспечивая повышение уровня жизни населения.
     Результатами  управления воспроизводственными циклами  с высоким уровнем локализации  и в целом региональным воспроизводственным  циклом являются комплексное экономическое  и социальное развитие региона, формирование пропорций, отвечающих задачам структурной перестройки экономики, охраны окружающей среды, социальной защиты населения.  

     4. Метод "затраты-выпуск" или метод разработки  межотраслевого баланса 
     Метод "затраты-выпуск" в региональном варианте позволяет объяснить пространственное распределение производства и потребления различных товаров и услуг. Он может использоваться для расчета количества товаров и услуг, которые должны быть произведены и потреблены каждой отраслью при условии сбалансированности суммарного спроса на каждый продукт и суммарного объема его выпуска. Динамическая модель матрицы может служить для прогнозирования объема и структуры производства в зависимости от изменения конечного спроса.
     Использование в региональном экономическом анализе  матрицы "затраты-выпуск" позволяет решить проблему построения сводных показателей регионального воспроизводства на качественно новом уровне.  

     5. Методы моделирования 
     Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных  пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того, он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.
     Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т.е. региональным моделированием, называется регионометрикой.
     По  мнению академика Н. Некрасова, основой региональных экономико-математических моделей являются следующие положения:
     • социально-экономические аспекты  каждого конкретного региона  рассматриваются как основная часть  общей системы регионов страны; отсюда вывод: оценка различных вариантов эффективного формирования региона исходит из оптимальных территориальных экономических пропорций национального хозяйства на определенный период;
     • региональные территориальные модели корректируют отраслевые модели размещения экономики на основе территориальной социально-экономической информации перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциала, сети городских и сельских поселений, транспортных связей и т.д.;
     • региональные модели неразрывно связаны  с моделями территориальных пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органичную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.  

     6. Программно-целевой метод
     Этот  метод чаще всего используется при  разработке схем размещения производства на территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования, с  выработкой соответствующих целевых  программ. Он предусматривает рассмотрение:
• вариантов  различных уровней развития хозяйства  тех или иных регионов;  
• вариантов территориальных экономических пропорций по регионам;  
• вариантов структуры экономического развития отдельных регионов.

СЕМИНАР №3. Основные задачи региональной экономики и управления

    Повышение внимания к проблемам  регионального развития: причины и следствия.
    Современный этап развития теории и практики микрохозяйствования  характеризуется масштабными и  качественными преобразованиями, происходящими  в различных областях жизнедеятельности общества и государства. Эти преобразования оказывают активное влияние на содержание функций органов государственного и хозяйственного управления региональной экономикой. Поэтому специалисты должны правильно оценивать суть социально-экономических перемен, происходящих в экономике страны, оперативно принимать хозяйственные решения, которые соответствуют не только целям и задачам настоящего, но и перспективам будущего прогресса общества и государства.
    Региональная  экономика - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-техническая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом: природно-ресурсным, производственным, трудовым, научно-техническим.
    В национальной хозяйственной системе  выделяет несколько уровней, взаимодействующих в едином экономическом поле или экономическом пространстве страны.
    1. Межстрановый уровень, т.е. уровень  взаимоотношений национальной экономики  РФ со странами ближнего и  дальнего зарубежья, с мировой  хозяйственной системой в целом  и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.
    2. Федеральный (общенациональный) макроэкономический  уровень, т.е. масштаб внутрихозяйственных  взаимоотношений национальной экономики  самой РФ в целом. 
    3. Региональный уровень, т.е. уровень  взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.
    4. Внутрирегиональный уровень, представляющий  собой систему взаимоотношений  в рамках разделения общественного  труда внутри хозяйства субъектов  РФ.
    5. Комплексы отраслей национальной  экономики: АПК, ВПК,ТЭК и др.
    6. Уровень отдельных отраслей национальной  хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство. 
    7. Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводство  и растениеводства в сельское  хозяйство, гражданского, промышленного и жилищного строительство в строительство и др.
    8. Уровень взаимосвязей объединений  предприятий, организаций всех  видов в промышленно-финансовые  группы.
    9. Уровень отдельных организационно-правовых  форм хозяйствования, предусмотренных  законодательством страны, ее Гражданским кодексом.
    10. Внутрипроизводственный уровень:  цеха и службы предприятий,  компаний, фирм, организаций, объединений  и д.р. 
    Все уровни функционирования экономики  страны объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических  и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи  опосредованы:
    - формами собственности, 
    - движением материальных потоков  различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов,
    - потоками денежной массы (наличных  и безналичных денег), а также  движением ценных бумаг всех  видов (акции, облигации, векселя),
    Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной  власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также  системой межгосударственных договоров  и соглашений, заключенных РФ, нормами  международного права.
    Деятельность  отдельных составляющих региона  приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности.
    Все социально-экономические процессы, протекающие в региональной хозяйственной  системе охватывают материальные, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:
    1. производство,
    2. распределение, 
    3. обмен, 
    4. потребление. 
    Все процессы воспроизводства развиваются  по объективным экономическим законам, не терпят волевого вмешательства в  их содержание и развитие,
    находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения, поддаются научному познанию, изучению, а, следовательно, и управлению в интересах определенных целей,
    требуют комплексного профессионального подхода  в своем познании и управлении.
    Весь  производственный процесс можно свести к трем параметрам:
    - объем процесса как в натуральном,  так и в стоимостном выражении, 
    - темп развития (спад или подъем),
    - пропорция (соотношение в развитии  данного социально-экономического, технологического или другого  процесса с другими процессами).
    В эффективном управлении развития хозяйства  с учетом интересов государства  и общества большую роль играет экономическая  наука (ЭН), которую можно рассматривать  как отрасль региональной экономики. При этом ЭН решает ряд следующих  важнейших задач:
    1) на основе изучения объективных  экономических законов она исследует  специфические формы их проявления  в виде закономерностей, объемов,  темпов, пропорций развития социально-экономических  процессов расширенного воспроизводства; 
    2) это область человеческой деятельности, которая на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики исследует типы хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуют решения на макроэкономическом уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства,
    3) ЭН отражает макроэкономических  подход к воспроизводственному  процессу,
    4) наука — это область хозяйственной практики, которая имеет дело с социально-экономическими процессами прошлого, настоящего и будущего, причем знания прошлого позволяют избежать ошибок в настоящем и будущем,
    5) наука призвана изучать факторы,  определяющие состояние, закономерности и тенденции развития хозяйственной системы региона, чтобы вносить коррективы в хозяйственные решения (пропущено слова) социальной, демографической, экономической, структурной, технико-технологической, инвестиционно - инновационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной и других политик,
    6) анализируются интегральные показатели  воспроизводственного процесса, причем  наука оценивает тенденции развития  хозяйственной системы, ее (пропущено  слова) состояние и перспективы 
    РЭ  как наука и область хозяйственной" практики людей включает в себя следующие составляющие части:  

    Объект  и предмет исследования региональной экономики.
    Предметом РЭ являются социально-экономические  процессы воспроизводства, проявляющиеся  в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.
    Инструментарий  РЭ - теоретико-методологические подходы  к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций параметров развития системы и разработанные  на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны и ее населения.
    Субъект PЭ — органы управления хозяйственной  системы региона, реализующие функции, цели и задачи, стоящие перед экономической  наукой и областью хозяйственной  практики.

СЕМИАР  №4. Территориальная организация общества

     Территориальная организация общества: соотношение понятий
     Россия  особая страна не только по географическому  протяжению, но и по тому, что российское общество вбирает в себя множество  территориальных общностей, народов, этносов, обладающих своей культурой, традициями и верованиями. Россия - это вовсе не некий искусственный конгломерат территорий, наций, народностей, этносов, а единый нерасчленимый организм с общим для всех людей жизненным - природным и социальным — пространством. Народы и территории, вошедшие в состав российского государства на разных этапах его формирования, независимо от того, когда и как это произошло -добровольно или насильственным путем, на основе договорных или иных актов, уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политико-экономического пространства. В этом единстве органически скреплены единые государственность, политическая и социокультурная система, единый образ жизни, с одной стороны, и этнонациональный, конфессиональный, национально-культурный плюрализм - с другой.
     Российское  общество, как и любая другая социальная система - это совокупность индивидов, групп, институтов. Система - это модель устойчивого, повторяющегося воспроизведения. Функции социальной системы - сохранение общества как системы. В России, как и в любом обществе, существуют общности: классовые, территориальные, корпоративные. Признаки социальной общности является: единство политических и экономических интересов; сплоченность и единство самих групп; уровень политической организованности; лидеры; место группы среди других групп; "вес" группы, ее влияние; политическая характеристика. Выразителями интересов групп являются партии, являющиеся важным элементом политической системы общества. Политическая - более общая форма власти, включающая в себя государственную. Государственная власть - форма политической власти располагающая монополией издавать и применять законы на всей территории государства.
     Основным  механизмом осуществления политической власти является влияние, а власть государственная располагает всеми средствами оказания влияния, в том числе и принуждением. Основными функциями государственной власти являются: поддержание целостности общества, сохранение связей между людьми даже насильственными средствами; регулирование, упорядочивание общественных процессов; обеспечение общественного порядка. Целью власти является приобщение людей к официальным нормам и ценностям, а так же обеспечение преемственности власти.
     Территориальная организация общества, пространственная организация (территориальная структура) жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально-экономического развития; включает размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование, территориальное разделение труда, экономическое или национально-этническое районирование, территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства. Также называют и совокупность процессов или действий, влияющих на территориальную организацию общества. В современной России проблемы регионального развития приобрели чрезвычайное значение. Эти проблемы тормозят реформы и искажают их содержание, влияют на экономику на всех уровнях - от федерального до муниципального, осложняют национально- и межнационально- этнические, конфессиональные, социальные отношения в стране, обостряют межрегиональные противоречия и территориальные диспропорции. Таким образом, нерешенность региональных проблем не просто отрицательно влияет на жизнь страны, тормозит ее выход из кризиса, но и угрожает территориальной целостности Российского государства.
     К настоящему времени в обществе уже  сложилось представление об актуальности региональных проблем, их остроте, сложности, необходимости решать их, не откладывая в "долгий ящик". Однако выяснилось, что совсем не очевидно, как их решать: прежний опыт региональной политики оказался практически неосмысленным. Роль государства в развитии регионов на основе федерализма и рыночных отношений до сих пор остается неясной. В Российской Федерации отсутствует государственная стратегия регионального развития, призванная определять его предпосылки и механизмы на основе учета объективных законов развития территориальной организации общества (ТОО) и стратегических приоритетов.  

     Территориальная организация общества сегодня.
     Формируя  современную территориальную стратегию  необходимо учитывать определенное диалектическое противоречие. С одной  стороны, децентрализация власти и  управления создает условия для  действенной региональной политики, посредством которой возможно многих территориальных проблем. Но с другой - любая мера децентрализации сужает возможности централизованного воздействия на территорию страны в целом и, значит, решение вопросов, выходящих за пределы регионов, затрагивающих интересы государства. Это означает, что необходимо разведение целей стратегии территориального развития по их значимости и по уровням того механизма, который их в состоянии реализовать.
     Такого  рода регулирование территориального развития в масштабах страны не может обойтись без специального документа. Он должен носить стратегический характер и охватывать все важнейшие стороны территориального развития страны. Такого рода общенациональные программы уже много лет существуют практически во всех развитых странах.
     Во  Франции это "Региональный план социально-экономического развития и устройства территорий", в Германии - "Федеральная программа  организации пространства", в  Японии - "План всестороннего развития территории страны". Различными являются сроки действия таких программ, есть определенная специфика и в их содержании. Однако, три обстоятельства являются общими для программ всех стран: во-первых, все они исходят от государства, им разрабатываются и реализуются (хотя и не только им). Естественно и ответственность за осуществление программ лежит на государстве, в том числе и финансовая. Во-вторых, такого рода программы, являются документами именно территориального регулирования, направленными на организацию, устройства территории страны в целом, что не исключает, а предполагает дифференцированное отношение к тем или иным регионам. В-третьих, программы реализуются как с помощью административных рычагов, так и экономических.
     В функциональном отношении подобные программы решают две главные  задачи.
     1. Это документ централизованного регулирования территориального устройства страны в целом.
     2. Программа является регламентирующим  документом, т.к. содержит в себе  механизм ориентированный на  недопущение таких действий субъектов  территориальной политики, которые могут иметь негативные последствия.
     Опыт  разработки программ обустройства территорий развитыми странами свидетельствует  о необходимости некоторых обязательных составных элементов. Среди них:
     1) социальные установки программы.  Здесь могут ставиться вопросы качества среды обитания, снижения уровня безработицы и т.д.;
     2) общие установки по регулированию  размещения производства. Начиная  с 60-х годов программы такого  рода (Великобритания, Япония, Франция)главным  направлением в этой сфере  считают предотвращение избыточной концентрации производства, разгрузку регионов и агломераций;
     3) политика в сфере расселения;
     4) общенациональные инфраструктурные  проекты - транспорт, связь, информация.
     5) региональный разрез общенациональных  программ: выделение регионов, нуждающихся в первоочередном гос. субсидировании, либо поддержке иными средствами.
     Важной  составной частью регулирования  территориального развития общества является специфическая городская политика. Далеко не случайно движение Запада в  сторону осознания необходимости государственного программирования территориального развития начиналось именно с городского уровня.
     Современная территориальная стратегия нуждается  в существенной корректировке. Суть дела в том, что городская политика должна исходить не только из собственно городских проблем. Регулирование развития городов позволяет значительно изменять территориальную структуру производства и его организацию на обширных территориях. Важно и то, что объектом регулирования воздействия западных программ выступают не только сами города, но и регионы. Важно подчеркнуть, что городская политика в развитых странах по существу смыкается с региональной политикой.
     Весьма  характерна в этом смысле действовавшая  в Японии городская политика. В  ее рамках были определены так называемые "зоны стимулирования передислокации" промышленного производства. Деконцентрация здесь выступила только как средство, а что касается целевых установок, то они и социальные, и экологические. Городская политика опирается на разветвленный экономический механизм - субсидии местным властям для финансирования производственной инфраструктуры, создания промышленных парков, прямые займы и льготы частным фирмам, от которых также зависит реализация программ. Однако и административное регулирование не сбрасывалось со счетов: в Японии был принят специальный "Закон о стимулировании перемещения промышленности". Широко практиковались административные меры в Великобритании в отношении перегруженного юго-востока страны, во Франции - при регулировании так называемого Парижского городского района.
     В современных условиях городская  политика направлена на решение двух важнейших задач.
     Во-первых, необходимо глубокое осовременивание  хозяйственной структуры промышленных городов. В частности, освобождение их от рутинного производства, материало- , водо- и трудоемких производств, и наращивание высокотехнологичных и наукоемких производств.
     Изменение структуры хозяйства городов  базируется, прежде всего, на изменении  форм собственности предприятий, а, следовательно, и на смене системы управления городским хозяйством.
     Во-вторых, важной задачей городского регулирования  становится формирование качественно  новой системы территориальной  организации производства и среды  обитания, на основе глубоко интегрированных  систем; информационной, производственной и социальной инфраструктуры, транспортной сети и т.д.
     Heт  сомнений в том, что городская  политика сопряженная фактически  с регулированием развития целых  регионов позволила развитым  странам решить проблемы построения  постиндустриального общества. Поэтому сегодня перед нами стоит задача не только хозяйственной перепрофилизации городов, но и организации в них принципиально иной социальной среды и среды обитания.
     Таким образом, именно города со специфической  внутренней структурой, становятся точками роста национальной экономики. Реформы в сфере городской политики должны проводиться в рамках программы регионального развития. Одним из перспективных вариантов нам представляется разработка и реализация концепции "открытого" города.
     Понятие "открытости", как формы либерализации экономики, уже довольно давно и активно используется политиками и экономистами. Однако, форм либерализации достаточно много. Сюда относятся образования различные по территориальному, режимному и функциональному типу. С этой точки зрения нам представляется необходимым более четко определить понятие "открытого" города.
     "Открытый" город - не является экстерриториальным  образованием и, с точки зрения  таможенного законодательства, находится  в пределах таможенной территории государства. Однако, в отличие от других субъектов региональной политики, имеет значительно большие полномочия, по ведению предпринимательской и внешнеэкономической деятельности. Полномочия "открытого" города определяет специальный экономико-правовой режим (СЭПР), предусматривающий определенные налоговые, таможенные и финансовые преференции.
     Необходимо  подчеркнуть, что концепция "открытого" города не имеет специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. В городе создаются льготные условия  для инвестирования капитала (независимо от страны его происхождения) и осуществлении каких-либо видов деятельности.
     Главная цель установления режима открытости в пределах города - это решение  местных экономических, социальных и экологических проблем с  учетом общегосударственных хозяйственных задач на основе совместного предпринимательства. Наиболее актуальны следующие из них:
     • привлечение и эффективное использование  современной технологии, управленческого  опыта, дополнительных финансовых и  материальных ресурсов;
     • развитие социальной и производственной инфраструктуры;
     • наращивание экспортного потенциала региона;
     • реконструкция промышленных предприятий  и коммунального хозяйства;
     • привлечение иностранных инвестиций с целью создания предприятий  с высокой оборачиваемостью капитала;
     • подготовка квалифицированных кадров для предпринимательской деятельности.
     Открытому городу предоставляются следующие  права:
     • организация и регистрация субъектов  предпринимательской деятельности;
     • установление размеров налоговых и иных платежей, транспортных тарифов,
     • сроков амортизации и др. льгот  инвесторам;
     • установление режима выдачи лицензий на ввоз/вывоз товаров и услуг;
     • создание внешнеторговых компаний и  ассоциаций делового сотрудничества;
     • исходя из принципа самоокупаемости и самофинансирования, непосредственное осуществление предпринимательской деятельности.
     Режим "открытого" города обладает еще  одной важной особенностью. Открытость является многослойной или многоуровневой. Под этим подразумевается различный статус субъектов "открытого" города. Одни из них пользуются общими преференциями, предоставляемыми СЭПР, другие - могут сформировать специализированные субзоны. Однако, если открытость базируется на режимном подходе (т.н. беспроволочная зона), то в основе субзон лежит территориальный подход. Специализированные субзоны создаются в административных границах города на базе существующих производственных, научных, торговых и др. комплексов и рассматриваются как территории, расположенные за пределами таможенной границы. Таким образом, речь идет о возможности создания локальных СЭЗ в пределах города. Необходимо подчеркнуть, что режим СЭЗ автоматически не распространяется на субъектов "открытого" города.
     В целях привлечения инвестиций, современной  технологии и управленческого опыта предлагается следующая последовательность формирования и развития открытой экономики города:
     • введение в административных границах города "открытого" режима;
     • формирование локальных СЭЗ в  пределах города;
     • разработка комплексной программы развития СЭЗ на основе совместного использования инфраструктуры города.
     Быстрый оборот торгового, промышленного и  финансового капитала; отработка  хозяйственного механизма функционирования локальных СЭЗ позволят привлечь крупные иностранные инвестиции, создать конкурентноспособное наукоемкое производство.
     Результаты  хозяйственной деятельности должны быть направлены, в первую очередь, на обеспечение приоритетного развития социальной сферы, обеспечение трудоспособного  населения рациональной занятостью.
     Обсуждение "Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу" представленных правительством РФ в Госдуму страны и альтернативного  документа "Концепция стратегического  развития России до 2010 года", разработанного рабочей группой под руководством члена президиума Государственного Совета РФ В.И.Ишаева в апреле 2001 года, не продвинуло ситуацию ни на шаг вперед.
     Современная политико-территориальная структура  российского общества сложилась  в результате исторического развития и преобразований, произошедших в последнее десятилетие реформ. Россия находится на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому). Но преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня устойчива и необратима. Россия не имела, характерных для Запада демократических традиций и политической культуры. Российское общество глубоко отличалось от западных почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией, преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. Государственное управление обществом, характерное для советского периода, во многом было отторгнуто изменившимися условиями жизни. Что потребовало изменения, как в системе власти, так и в характере управления органами власти, перераспределение полномочий федерального Центра и субъектов Федерации.
     Современное российское общество находится в переходном состоянии. Изменение коснулось как государственных органов власти, так и структуры самого общества. Постепенно происходит социальное структурирование общества, складываются пока не четко очерченные группы интересов, появляется социальная база для "классовых" партий. Современная политическая культура в России имеет недолгую историю. Партийная система находится в процессе становления. Общество не совсем структурировано, и интересы многих групп населения остаются не представленными в политическом процессе.
     Современное российское общество еще нельзя назвать  зрелым гражданским обществом, судебная система слаба и не полностью  независима, парламент в основном подконтролен президенту. В обеспечении  эволюции гражданского общества должны сыграть свою роль государственные институты, судебная система, политические партии, профсоюзы, общественные организации и движения. В целом, однако, их функционирование в решающей степени определяется уровнем политической культуры. Предстоит длительный период овладения политической культурой и активизации общественно-политических организаций и движений.
     Последние годы 20 века Россия была государством, ведущим войну за свою целостность  в Чечне и переживающим экономический  кризис. Ее характерной чертой было также длительное противоборство между  законодательной и исполнительной властью и разделение полномочий между центром и регионами. В силу российской специфики и в контексте развернувшихся ныне споров и дискуссий о перспективах сохранения целостности страны в число первоочередных выдвинулась проблема политико-территориального устройства.  

СЕМИНАР №5. Региональные особенности хозяйства

     Подходы к анализу социально- экономического развития регионов.
     Термин "развитие" часто употребляется  в следующих сочетаниях: экономическое  развитие, социально-экономическое  развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говоря" об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
     Наряду  с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.
     Развитие  всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта  направленность положительна, то говорят  о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
     Развитие  региона— многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается  с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
     рост  производства и доходов;
     перемены  в институциональной, социальной и  административной структурах общества;
     перемены  в общественном сознании;
     перемены  в традициях и привычках.
     В настоящее время основной целью  экономического развития большинства  стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:
     повышение доходов, улучшение здоровья населения  и повышение уровня его образования;
     создание  условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
     увеличение  степени свободы людей, в том  числе их экономической свободы.
     Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.
     Развитие  любого региона— многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.
     В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.  

     Основные  показатели оценки состояния  населения и экономики  территории
     Соответственно  целям развития регионов строится система  критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
     ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
     интеллектуальный  потенциал (грамотность взрослого  населения и средняя продолжительность  обучения);
     величина  душевого дохода с учетом покупательной  способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
     В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
     Наряду  с интегральными показателями можно  использовать и отдельные частные  показатели развития региона. Среди  них:
     национальный доход на душу населения;
     уровень потребления отдельных материальных благ;
     степень дифференциации доходов;
     продолжительность жизни;
     уровень физического здоровья;
     уровень образования;
     степень счастья населения.
     Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
     Критерии  экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
     привлечение новых видов бизнеса;
     расширение  существующего бизнеса;
     развитие  малого бизнеса;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.