На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ВВЕДЕНИЕ
 
 
Формирование стратегии и тактики антимонопольного регулирования хозяйствующих субъектов всех форм собственности и хозяйствования, действующих на товарных рынках в республике, определяется прежде всего характером и сложившимся уровнем монополизации экономики.
Доминирующее (монопольное) положение многих хозяйствующих субъектов, которое дает возможность диктовать свои условия контрагентам, возникло в результате комплекса факторов: географического положения субъекта, концентрации производства, особенностей исторического развития, структуры хозяйственных связей, деятельности органов управления, специфики технологий.
Цель данного реферата состоит в исследовании доминирующего положения субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Цель реферата предопределила постановку следующих задач:
1) раскрытие понятия и сущности доминирующего положения субъектов хозяйствования;
2) раскрытие понятия объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов;
3) выделение признаков доминирования субъекта хозяйствования;
4) приведение основных положений о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

1 Доминирующее положение субъектов хозяйствования
 
 
Доминирующим признается исключительное положение субъекта хозяйствования или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
- доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;
- доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, но исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, по отношению к другим является постоянной [1]).
При этом доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке – это количественная оценка положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемая как выраженное в процентах отношение объема реализованных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на товарном рынке.
Следовательно, факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины установленные уполномоченным республиканским органом государственного управления. А в случае, если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке, относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
При определении доминирующего положения факт объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов устанавливается, когда возможность для злоупотребления на данном рынке есть, но ни один из присутствующих на рынке хозяйствующих субъектов в отдельности ею не обладает.
При исследовании на предмет объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов необходимо оценить степень их возможного взаимодействия. К формам взаимодействия можно отнести:
- взаимодействие, основанное на обладании акциями, паями, долями в уставных фондах друг друга;
- формирование организационно-правовых структур, в состав которых входят несколько юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих единую экономическую политику.
Оценка доминирующего положения группы хозяйствующих субъектов основывается на двух подходах [3]:
- хозяйствующие субъекты рассматриваются как единый хозяйствующий субъект (например, в случаях обладания пакетами акций друг друга, позволяющих осуществлять необходимый взаимный контроль). При этом доля группы хозяйствующих субъектов, определенных в процессе анализа, считается как сумма долей всех хозяйствующих субъектов;
- определение доминирующего положения осуществляется на основе анализа поведения хозяйствующих субъектов - лидеров с учетом признаков, характеризующих доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта (например, в случаях с олигополистическими рынками и слабым фактическим контролем друг над другом).
Доминирующее положение хозяйствующих субъектов определяется Министерством экономики Республики Беларусь и его территориальными органами в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002 г. №229, на основе анализа ситуации на соответствующем товарном рынке при [3]:
- принятии решения о включении (исключении) в (из) Государственный(ого) реестр(а) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр);
- изучении уровня монополизации товарных рынков;
- рассмотрении вопросов реорганизации хозяйствующих субъектов, а также создания их объединений;
- выдаче заключений по сделкам с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством.
Анализируя действующее законодательство, необходимо отметить признаки доминирования субъекта хозяйствования:
- доминирующее положение устанавливается по отношению к субъекту хозяйствования (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю);
- субъект хозяйствования, в отношении которого устанавливается факт доминирования, должен быть производителем товаров (работ, услуг);
- доминирование субъекта хозяйствования устанавливается на товарном рынке. Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории, и отсутствия этой возможности за ее пределами;
- качественным признаком доминирующего положения субъекта хозяйствования является наличие возможности ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов, с целью иметь преимущества;
- количественная оценка доминирования субъекта хозяйствования базируется на установлении того факта, что его доля на рынке определенного товара превышает предельную величину установленную антимонопольным органом.
При определении признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта и принятии решения по установлению факта доминирования хозяйствующего субъекта учитываются и другие условия, позволяющие хозяйствующему субъекту ограничивать конкуренцию.
 


2 Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
 
 
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение,  - перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность  на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканском и местных товарных рынках по определенному товару.
Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта является основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о нем утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000г. №13 [2].
Формирование Реестра осуществляется в Министерстве экономики Республики Беларусь департаментом антимонопольной и ценовой политики, а также управлениями антимонопольной и ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета. Реестр имеет двухуровневую структуру: на республиканском уровне – субъекты, занимающие доминирующее положение на республиканском рынке; на местном уровне – субъекты, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках областей (г. Минск).
На каждом из указанных уровней Реестр включает перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в соответствии с законодательством.
Хозяйствующие субъекты, относимые в соответствии с законодательством к субъектам естественных монополий, в Реестр не включаются.
В целях выработки и принятия мер, предусмотренных законодательством в отношении хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках и включенных в Реестр, за их деятельностью осуществляется наблюдение со стороны департамента и управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Наблюдение ведется путем анализа государственной статистической отчетности Указанная отчетность ежеквартально представляется хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на республиканском и местных рынках, соответственно в департамент или управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома.
Основанием исключения хозяйствующего субъекта из Реестра являются устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определенная в установленном законодательством порядке, утрата им статуса юридического лица или ликвидация хозяйствующего субъекта, заключение соглашения между департаментом и хозяйствующим субъектом, в которых определяются условия конкурентного поведения, исключающего монополистическую деятельность.
Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра (изменение товарной позиции хозяйствующего субъекта в Реестре) осуществляется по мотивированному заявлению его руководителя, или обращениям республиканских и местных органов государственного управления, общественных организаций, а также по инициативе департамента антимонопольной и ценовой политики по результатам анализа состояния товарных рынков [2].
По состоянию на 01.01.2011   Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, состоит из 532 хозяйствующих субъектов, в том числе 156 хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканских товарных рынках,  и 376  - на местных.
Перечень хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (республиканский уровень), утвержден Приказом Департамента ценовой политики Министерства экономики от  21 января 2011 года   № 01- 2011  (д).
В сравнении с 2000 годом, на начало 2011 года количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных республиканских товарных Республики Беларусь, уменьшилось с 312 до 156 хозяйствующих субъектов  (или на 50 %).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;
2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее - конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.
Доминирующее положение хозяйствующих субъектов определяется Министерством экономики Республики Беларусь и его территориальными органами.
Объединенное доминирование группы хозяйствующих субъектов устанавливается, когда возможность для злоупотребления на данном рынке есть, но ни один из присутствующих на рынке хозяйствующих субъектов в отдельности ею не обладает.
Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта является основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.
В сравнении с 2000 годом, на начало 2011 года количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных республиканских товарных Республики Беларусь, уменьшилось с 312 до 156 хозяйствующих субъектов  (или на 50 %).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
 
1       О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь, 10 декабря 1992 г., 2034-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,  Нац. центр правовой информ.  Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Дата доступа: 20.11.2011.
2       Об утверждении положения о государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках: постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Респ. Беларусь,  7 июл. 2000 г., № 13 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,  Нац. центр правовой информ.  Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Дата доступа: 21.11.2011.
3       Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйственных субъектов на товарных рынках Республики Беларусь: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь,  17 дек. 2002 г., № 229 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,  Нац. центр правовой информ.  Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Дата доступа: 22.11.2011.

4       http://www.economy.gov.by

 

10

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.