На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Экономическая политика экономическая стратегия РФ

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экономическая политика экономическая  стратегия РФ
Экономическая политика экономическая  стратегия РФ
 
ВВЕДЕНИЕ  
Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, а ее масштабность обусловлена широтой и многоаспектностью рассматриваемых экономических явлений.
Целью курсовой работы послужила  характеристика экономической политики и экономической стратегии России на современном этапе развития рыночных отношений. В рамках поставленной цели в работе решались следующие задачи:
    рассмотрена сущность экономической политики и экономической стратегии как категорий экономической науки;
    исследованы тенденции экономической политики России на современном этапе;
    охарактеризована роль государства в реализации задач экономического роста в России;
    выявлены актуальные проблемы стратегического развития российской экономики;
    определены направления повышения эффективности экономической политики и стратегии России.
В ходе выполнения работы широко были использованы публикации отечественных  ученых-экономистов, посвященные современным  проблемам развития российской экономики, аспектам совершенствования экономической  политики и формирования стратегии  экономического роста.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК  КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 
1.1. Экономическая  политика государства и ее  виды 
Под государственной экономической  политикой понимается «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства  в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране».
При этом государственная  экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику (Рис.1 Основные составляющие элементы (направления) государственной экономической политики)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

   
 
Сюда относится законодательство в области аграрных отношений, торгово-промышленной (тарифная, таможенная политика), кредитной и денежного обращения (банковская политика), социальной (фабричное и рабочее законодательство) и др.
Расширенную трактовку основных видов экономической политики государства  приводитв учебном пособии, автор  классифицирует все многообразие этих видов по трем основным критерия:
    по направлениям воздействия;
    по сферам воздействия
    по методам и характеру воздействия
(рис.2 Виды экономической  политики государства).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

 




Важнейшие направления экономической  политики государства реализуются  при помощи различных ее инструментов.
Под инструментами экономической  политики понимаются средства, с помощью  которых государство добивается выполнения поставленных перед собой  задач. Чаще всего инструменты имеют  вид формального юридического документа, составленного в письменной форме, по которому предоставляется какое-либо право или составляется договор.
Так, например, все используемые в области финансов ценные бумаги и срочные контракты (депозиты, акции, облигации, сертификаты и т.д.) представляют собой инструменты экономической  политики. Необходимо отметить, что  нельзя провести четкой грани между  основными видами экономической  политики и присущими только им инструментам. Это связано с тем, что задачи экономической политики решаются комплексно, а используемый арсенал инструментов гармонично переплетается и затрагивает смежные направления экономической политики. Ярким примером этому может служить инвестиционная политика как важнейшее направление экономической политики государства.
Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются не только инвестиционные программы  или прямое управление государственными инвестициями, но и система налогов  с дифференцированием налоговых  ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных  территорий, отраслей, производств; инструменты  финансовой, кредитной и амортизационной  политики, политики ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.
Как видно, перечень средств, воздействующих на инвестиционную составляющую экономической политики государства  не ограничивается исключительно инвестиционными  инструментами регулирования.
1.2. Понятие экономической  стратегии государства и ее  основные направления 
Под стратегией в экономической  науке понимают «управленческий  процесс создания и поддержания  долгосрочного соответствия между  целями хозяйствующего субъекта и его  потенциальными возможностями и  шансами в сфере рыночного поведения».
В наиболее общем виде любая  стратегия вне зависимости от уровня субъекта опирается на четко сформулированное программное заявление, изложение вспомогательных целей и задач и сценарий достижения стратегии роста.
Экономическая стратегия  государства представляет собой  раздел государственного управления, призванный поддерживать посредством  комплекса планомерно проводимых стратегических решений единство между заявляемой Стратегией развития государства на перспективу, целями и задачами государственной экономической политики и реальными тенденциями мирового хозяйства на основе оценки экономического потенциала страны в достижении социально-экономического роста и укрепления экономической безопасности государства в условиях мировой конкуренции.
Таким образом, основными  этапами реализации экономической стратегии государства являются:
    разработка Стратегии развития государства, в которой обозначаются: концепция выбранной стратегии, цели, задачи, программа действий, основные критерии оценки качества реализуемой стратегии, возможные сценарии развития ситуации на мировом рынке;
    корректировка тактических решений по основным направлениям экономической политики соответственно выбранной стратегии, с учетом возможных и предусмотренных сценариев развития и экономического потенциала на каждом этапе реализации Стратегии развития государства;
    контроль соответствия результата предпринимаемых решений основным критериям (экономическим, социальным, финансовым) эффективности стратегии государства.
На современном этапе  развития мирового хозяйства любое  государство стратегически заинтересовано не только в удержании завоеванных  позиций, но и в приросте показателей  социально-экономического и финансового развития.
Одной из актуальных проблем  любого государства в условиях глобализации экономики является уменьшение разрыва  национальной экономики от передовых  стран мира. Перед государством стоит  задача не только обеспечения устойчивых темпов роста в долгосрочном аспекте, но и качественных преобразований экономики  – формирование эффективной институциональной  системы, развитие передовых технологий, диверсификация экономики. Реализация указанных приоритетов сводится к поиску долгосрочной стратегии роста.
Разработка стратегии  роста предполагает учет внутреннего  экономического потенциала, определяющего  наиболее вероятный профиль специализации  экономики государства, а также мировые тенденции развития.
К последним, как показывает практика мирохозяйственного развития, относятся: постиндустриализация; глобальный характер функционирования экономики; специализация и торговля передовых  стран преимущественно в сфере  высокотехнологичной продукции  и услуг, обеспеченных международным  движением капитала в форме прямых иностранных инвестиций.
Преимущественное развитие в современных условиях получают такие формы международных экономических  отношений, как международный научно-технический  и информационный обмен, торговля услугами, международная кооперация производства, международная миграция капитала.
В основе формирования современного типа устойчивого экономического роста  в контексте постиндустриального  общества лежат элементы так называемой «инновационной экономики», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном  использовании и качественном совершенствовании  всех факторов производства. Новые  знания, на основе которых создаются  эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция  и меняется организация управления производством, дают большую долю прироста производительности труда и ВВП развитых стран.
Конкурентная стратегия  экономического роста национальной экономики предопределяет не только положительную тенденцию основных макроэкономических показателей развития, в этом случае речь идет об эффективности стратегии роста , но и обеспечивает стране конкурентоспособность в мировом хозяйстве, позволяет ей выгодно отличаться по определенным признакам от своих «конкурентов». В наиболее общем виде алгоритм обоснования конкурентной стратегии экономического роста государства включает следующие направления:
    оценка тенденции развития мирового хозяйства;
    оценка экономического потенциала государства, вероятного профиля специализации национальной экономики в мировом хозяйстве;
    обоснование концепции конкурентной стратегии роста;
    оценка эффективности стратегии с точки зрения ее влияния на решение внутренних задач социально-экономического развития государства;
    оценка результативности стратегии в контексте повышения конкурентоспособности государства в мировой экономике;
    формирование экономической политики, направленной на реализацию конкурентной стратегии.
Таким образом, с одной  стороны эффективная стратегия  экономического роста должна учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия ее реализации с точки зрения устойчивости роста. С другой – она должна обеспечивать не только запланированные экономические показатели, но и устойчивый социальный эффект на различных временных периодах.
Далее будут рассмотрены  тенденции экономической политики России на современном этапе и  актуальные проблемы ее стратегического  развития.  
2. Экономическая политика И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ России: СОВРЕМЕННЫЕ тенденции и ПРОБЛЕМЫ развития  
2.1. Тенденции экономической политики России на современном этапе  
Значительное расширение внутреннего спроса продолжает поддерживать экономический рост в России. Однако все более очевидным становится снижение темпов роста в большинстве обрабатывающих и торгуемых секторах.
Рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых  секторов экономики, а инвестиции остаются, сконцентрированы в нефтегазовом секторе. Рост производительности в некоторых  обрабатывающих отраслях все еще  оставался достаточно сильным, хотя представляется, что это рост в  значительной степени был обеспечен  за счет снижения занятости в этих отраслях.
Дальнейшее увеличение профицита  платежного баланса России способствует укреплению финансового положения  страны, но вместе с тем усложняет  некоторые задачи экономической  политики. Помимо рекордно высоких  показателей профицита счета  текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе – прямые иностранные  инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также  увеличивает давление на инфляционные процессы и реальный валютный курс.
В экономической политике все больше внимания уделяется осуществлению  четырех приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и сельском хозяйстве. У России есть возможность объединить более высокие расходы в этих областях со структурными реформами, которые  могли бы создать условия для  устойчивого развития.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели за период 2001-2006 г.г.
(янв. – фев.)
 
Роста ВВП, %
5,1
4,7
7,3
7,2
6,4
-
Рост промышленного производства, %
4,9
3,7
7,0
8,3
4,0
2,7
Рост инвестиций в основной капитал, %
8,7
2,6
12,5
10,9
10,5
1,6
Баланс федерального бюджета, % GDP
3,0
2,3
1,7
4,2
7,5
11,4
Инфляция потребительских  цен, %
18,6
15,1
12,0
11,7
10,9
4,1
Текущий счет платежного баланса, $ млрд.
35,1
32,8
35,9
60,1
86,6
28,0
Валютные резервы,  
$ млрд.
36,6
47,8
76,9
124,5
182,2
195,9

ВВП и промышленное производство. Темпы роста ВВП в Российской Федерации в 2005 году оставались высокими, составив, согласно оценкам, 6,4 процентов (по сравнению с 7,2 процентами в 2004 г.). Однако структура роста претерпела некоторые существенные изменения. Если в 2003 и первой половине 2004 г. «локомотивами» экономического роста являлись нефтяной и ряд других промышленных секторов, в дальнейшем экономический рост переместился в производство неторгуемых  товаров и услуг для внутреннего  рынка (см. табл. 2). Почти на сорок  процентов рост ВВП в 2005 г. был  обеспечен за счет сектора торговли. Относительно высокие темпы роста  отмечались и в строительстве. Промышленный рост снизился до 4 процентов (с 8,3 процентов  в 2004 г.). Наиболее заметный спад темпов роста в промышленности наблюдался в секторе добычи полезных ископаемых (1,3 процента в 2005 г. по сравнению с 6,8 процентами в 2004 г.). Вместе с тем, рост в обрабатывающих отраслях также  снизился с 10,5 до 5,7 процентов. Дальнейшее замедление темпов промышленного роста  в начале 2006 г. (2,7 процента за первые два месяца) обусловило некоторую  обеспокоенность, хотя, по крайней мере, частично такой спад вероятно объясняется  необычно холодной зимой.  
Таблица 2. Темпы роста российской экономики в 2003-2005 г.г. (%, по добавленной стоимости]
 
ВВП
7,3
7,2
6,4
С/Х, охота, лесное хозяйство 
5,5
3,0
1,1
Добыча полезных ископаемых
10,8
7,9
1,7
Обрабатывающие производства
9,5
7,8
4,4
Производство и распределение  
 электроэнергии, газа и воды
1,6
2,1
1,0
Строительство
13,0
10,2
9,7
Розничная и оптовая торговля,  
 ремонт автотранспорта и др.
13,2
9,8
12,4
Транспорт и связь 
7,2
10,5
6,2
Финансовая деятельность
9,6
4,5
6,4
Операции с недвижимым  
 имуществом, аренда
3,0
4,5
9,0

Годовые данные подтверждают тенденции в обрабатывающем секторе, которые отмечались ранее. Подавляющее  большинство обрабатывающих отраслей промышленности показали заметное снижение темпов роста в 2005 году по сравнению  с 2004 годом. Это особенно справедливо  для отраслей, производящих торгуемые  товары, которые конкурируют с  иностранными производителями. Здесь  устойчивая динамика наблюдается в  пищевой промышленности, где сохраняются  те же темпы роста, что и в 2004 г. (4,4 процента). Значительный рост наблюдался в секторе бытовой электроники, но этому почти наверняка способствовали более низкие импортные тарифы на комплектующие по сравнению с  тарифами на готовую продукцию. Самое сильное замедление темпов роста было зарегистрировано в машиностроении, где темпы роста упали с более чем 20 процентов в 2004 г. до -0,1 процента в 2005 г. (см. рис. 3-6).
 

Рис. 3  Темпы роста в машиностроении (%)

 

Рис. 4  Темпы роста в химической промышленности (%)


 

 

Рис. 5  Темпы роста в пищевой и легкой промышленности (%)

Рис.6 Темпы роста  в деревообработке,  производстве кокса и нефтепродуктов (%)

 
Дефицит мощностей в промышленности, большинство экспертов полагают, что низкие темпы роста в данном секторе в среднесрочной перспективе  обусловлены нехваткой мощностей, которую можно устранить только с помощью значительных капитальных инвестиций.
Представляется, что снижение темпов роста в обрабатывающем секторе  связано с увеличением конкурентного  давления в связи с быстрым  удорожанием рубля. Несмотря на то, что интерпретировать официальные  российские данные о финансах предприятий  непросто, эти цифры, тем не менее, дают представление о возможных  значительных изменениях в относительном  уровне рентабельности различных секторов экономики (см. табл. 3).  
Таблица 3. Индекс роста чистой прибыли в 2004-2005 г.г., %
  2004
2005
Всего
152,4
136,6
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 
230
75,3
Добыча полезных ископаемых
220
175,6
Обрабатывающие производства
157,5
116,2
Производство и распределение  
 электроэнергии, газа и воды
140,6
134,4
Строительство
87,3
121,1
Розничная и оптовая торговля,  
 ремонт автотранспорта и др.
133,0
142,5
Транспорт и связь 
127,36
130,3
Финансовая деятельность
160,3
151,5 (янв.-нояб.)




Согласно этим данным, в 2005 году совокупные темпы роста чистой прибыли (в номинальном выражении) в обрабатывающем секторе лишь немного  превышали темпы инфляции (16%), тогда  как в торговле, финансовом секторе, транспорте и связи, строительстве  и (особенно) в добывающих отраслях темпы роста прибыли были существенно  выше. Эти результаты можно противопоставить 2004 году, когда рост прибыли в  обрабатывающем секторе составил, согласно оценкам, 57,5 процентов.
В таких условиях было бы естественным ожидать отток рабочей  силы и других ресурсов из обрабатывающих отраслей в другие сектора экономики. Данные о перемещении рабочей  силы свидетельствуют именно о таком  развитии событий (см. табл. 4). Основным источником роста производительности в большинстве промышленных отраслей являлось сокращение рабочей силы; благодаря этому процессу рост производительности в обрабатывающем секторе соответствовал темпам роста номинальной заработной платы.
Таблица 4. Рост занятости в отдельных секторах в 2005 году (%)
Всего
-1,0
С/Х, охота, лесное хозяйство 
-11,9
Добыча полезных ископаемых
-2,3
Обрабатывающие производства
-4,0
Строительство
-1,4
Розничная и оптовая торговля,  
ремонт автотранспорта и др.
9,7
Гостиницы и ресторанный  бизнес
2,6
Транспорт и связь 
-2,1
Финансовая деятельность
7,4
Операции с недвижимым  
 имуществом, аренда
-0,5
Государственное управление, социальное обеспечение 
7,2

В то время как в связи  с ростом относительных цен особенно значительный рост выпуска на одного работника по сравнению с заработной платой наблюдается в металлургии  и топливном секторе, в обрабатывающих отраслях рост производительности удавалось  удерживать примерно на том же уровне, что и рост заработной платы. При  этом имеются признаки того, что  стоимость других ресурсов росла  еще более высокими темпами, тем  самым указывая на возможное снижение конкурентоспособность в ряде секторов.
Инвестиционная политика. Совокупные инвестиции в основной капитал  в 2005 г. продолжают расти высокими темпы, выражающиеся двузначным числом (10,5 процентов). Как и в случае с темпами  роста производства, резкое снижение темпов роста инвестиций в основной капитал (1,6 процента) за первые два  месяца 2006 г., по крайней мере, частично должно объясняться очень холодной зимой. Кроме того, в 2005 г. наблюдался значительный рост прямых иностранных  инвестиций (ПИИ), что отражает улучшение  делового климата и экономических перспектив Российской Федерации. ПИИ выросли на 39 процентов по сравнению с 2004 годом и, согласно оценкам, достигли 13,1 млрд. долл. США.
Несмотря на то, что уже  третий год подряд в России темпы  роста капитальных инвестиций выражаются двузначными числами, относительный  уровень инвестиций остается невысоким  по сравнению со странами с развивающейся  рыночной экономикой, которые демонстрируют  стабильный рост на протяжении нескольких лет. В 2005 г. доля инвестиций в основной капитал составила, согласно оценкам, лишь 18 процентов ВВП, в то время  как в странах, сохранявших высокие  темпы роста, этот показатель обычно достигает 25 процентов и выше. Кроме  того, инвестиции в основном сосредоточены  в нефтегазовом секторе («транспорт»  включает в себя инвестиции в трубопроводы).
Согласно табл.5 и табл.6, в большинство обрабатывающих отраслей экономики поступает достаточно небольшая часть капиталовложений и прямых иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в 2005 году в целом  в обрабатывающий сектор поступила  относительно большая доля ПИИ, данный результат полностью обусловлен исключительным объемом капиталовложений в нефтепереработку, которые были связаны с продажей «Сибнефти».
Внешний долг. Высокие цены на нефть и разумное макроэкономическое управление с одной стороны, и  относительно низкие процентные ставки по внешним заимствованиям – с  другой, оказали заметное влияние  на динамику внешнего долга Российской Федерации. Согласно оценкам ЦБР, совокупное значение долга Российской Федерации  нерезидентам выросло с 214,5 млрд. долл. США на конец 2004 г. до 258,5 млрд. долл. США на конец 2005 г. На динамику внешнего долга Российской Федерации в  последние годы оказывали влияние  две противоположные тенденции: значительное сокращение государственного долга, с одной стороны, и быстрое  увеличение долга в корпоративном  и частном секторе, с другой.
Таблица 5. Структура инвестиций в основной капитал по секторам (% от общего объема)
 
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 
3,2
3,2
Добыча полезных ископаемых
17,4
15,2
Обрабатывающие производства
17,3
17,6
Производство пищевых  продуктов 
3,2
3,1
Кокс и нефтепродукты 
2,0
1,8
Химическое производство
1,4
1,7
Другие неметаллические  продукты
1,2
1,5
Металлургия, изделия из металлов
4,5
4,7
Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды
8,3
7,8
Строительство
3,4
2,9
Розничная и оптовая торговля, ремонт автотранспорта и др.
2,3
2,8
Транспорт и связь 
19,1
22,1
Операции с недвижимым имуществом, аренда
12,2
11,5
Здравоохранение и социальные услуги
2,2
2,3
Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги
2,5
2,6

В течение 2005 г. значение государственного долга страны снизилось с 106 млрд. до 82 млрд. Если правительству удастся  договориться о досрочной выплате 12 млрд. долларов Парижскому Клубу, то объем государственного долга может  существенно снизится и в 2006 году. Напротив, долг корпоративного и частного сектора за 2005 год вырос на 67 млрд., увеличив тем самым общий объем  долга экого сектора до 176,2 млрд. долл. США. Основная часть этого увеличения приходится на нефинансовые предприятия (50 млрд. долл. США), тогда как долг банков увеличился на 18 млрд. долл. США. В связи со значительным ростом объемов  долга частного сектора, долговое бремя  этого сектора, выраженное как доля долга в ВВП, выросло с 19 процентов  в конце 2004 г. до 23 процентов в 2005 г.
Таблица 6. Доля прямых иностранных инвестиций по секторам экономики (% от общего объема)
 
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 
0,9
0,9
Добыча полезных ископаемых
43,3
30,7
Топливно-энергетические ресурсы 
42,3
29,9
Обрабатывающие производства
30,9
46,1
Производство пищевых  продуктов 
3,6
4,2
Текстиль и швейные  изделия 
0,4
0,1
Производство кожи и изделий  из кожи
0,1
0,1
Обработка древесины 
3,5
2,5
Целлюлозо-бумажная промышленность, печать и полиграфия
0,5
0,7
Производство кокса и  нефтепродуктов
0,1
27,2
Химическое производство
2,5
1,8
Резиновые и пластмассовые  изделия 
0,8
1,2
Другие неметаллические  продукты
4,8
3,0
Металлургия, изделия из металлов
12,1
1,3
Машины и оборудование
0,6
-
Электротехническое и  оптическое оборудование
0,3
0,5
Транспортные средства и  оборудование
1,2
1,7
Производство и распределение  электроэнергии, газа, воды
0,001
1,1
Строительство
0,9
0,9
Розничная и оптовая торговля, ремонт автотранспорта и др.
10,2
5,9
Гостинично-ресторанный бизнес
0,2
0,2
Транспорт и связь 
2,1
1,9
Финансовая деятельность
3,8
4,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда
6,9
7,1
Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги
0,7
0,6

Кредитно-денежная политика, инфляция и валютный курс. Статистика по инфляции за четвертый квартал 2005 г. для большинства аналитиков оказалась  неожиданной. Несмотря на первоначальные ожидания, согласно которым темпы  инфляции (индекс потребительских цен - ИПЦ) к концу года могли ускориться, фактические показатели инфляции в  четвертом квартале составили лишь 2,1 процента. Таким образом, общее  значение инфляции за год составило 10,9 процента. Масштаб наблюдаемого замедления темпов инфляции поддается  объяснению с трудом, хотя в качестве двух важных факторов можно указать  введение (неформальных) мер контроля за ценами на бензин и ускорение темпов экономического роста в последнем квартале года. Базовая инфляция ИПЦ (исключающая административное повышение цен) снизилась до 8,3 процентов (по сравнению с 10,5 % в 2004 г.). Как и в 2004 г., рост цен производителей обгонял темпы потребительской инфляции, составив в 2005 году 13,4 процента.
Удивительно, но снижение темпов инфляции в четвертом квартале 2005 года имело место в ситуации рекордно высоких показателей валютных поступлений, покупкой валютных резервов Центральным  банком и достаточно быстрого роста  рублевой массы. Соответственно, только за четвертый квартал 2005 г. объем  резервов ЦБ выросло на 21 млрд. долл. США. Однако инфляционное давление, вызванное  таким расширением денежного  предложения, стало ощущаться в 2006 году. Только за январь и февраль 2006 г. потребительские цены выросли, согласно оценкам, на 4,1 процент. Как и в 2005 г., частично это ускорение темпов инфляции связано с административным повышением тарифов на услуги в сфере  ЖКХ. Тем не менее, базовая инфляция за январь и февраль (2 процента) оказалась  существенно выше, чем в прошлом  году (1,6 процента).
Озабоченность в отношении  инфляции привела к тому, что в  кредитно-денежную политику были внесены  важные изменения. Хотя Центральный  банк на протяжении почти всего 2005 года выступал за сохранение относительно стабильного курса рубля по отношению  к доллару, в первом квартале 2006 года он допустил номинальное укрепление обменного курса на 3,5 процента. Хотя номинальное удорожание может быть средством ослабления давления на инфляцию, ситуация в России осложняется присутствием потенциально значительных и нестабильных потоков капитала (в том числе  – внутренних потоков, связанных  с наличием на руках у населения  больших валютных средств). Относительно того, насколько номинальное удорожание способно сбить темпы инфляции в  краткосрочной перспективе, однозначного мнения нет, но благодаря опыту 2006 года можно будет получить больше информации по этому вопросу.
В начале 2006 г. главной темой  при обсуждении экономической политики в правительстве была обеспокоенность  более высокими темпами инфляции. Правительство разрабатывало и продолжает разрабатывать пакет антиинфляционных мер, включающих предложения по введению ценового контроля, ограничений на рост заработной платы в государственных предприятиях, ограничений на заимствования государственными предприятиями, а также сокращению государственных расходов. В ряде дискуссий рассматривалась проблема монопольных тарифов, однако нет экономических обоснований для того, чтобы установить связь между инфляцией и монопольной властью.
Практика других стран  подтверждает, что использование  мер контроля за ценами в качестве инструмента для снижения умеренной  инфляции является плохим выбором для  экономической политики. Издержки, вызванные искажениями на рынке  и дефицитом, значительно превосходят  возможные выгоды. Целью антиинфляционной экономической политики должна быть только базовая инфляция. Инфляция не должна входить в сферу ответственности  Министерства экономического развития и торговли, так как оно не располагает  подходящими инструментами для  того, чтобы влиять на базовую инфляцию. В настоящее время в России имеется лишь ограниченный набор  инструментов, с помощью которых  можно снижать базовую инфляцию. Главные среди них – это  уровень государственных расходов (в противоположность накоплению Стабилизационного фонда), политика валютного курса и другие ограниченные средства Центрального банка для регулирования ликвидности. Когда в конечном итоге появится более развитый внутренний рынок облигаций, возможности Центрального банка по проведению антиинфляционной кредитно-денежной политики существенно расширятся.
Бюджетно-налоговая политика и федеральный бюджет. Согласно предварительным  оценкам, федеральный бюджет 2005 г. был  исполнен с профицитом в размере 1617 млрд. руб., или 7,5 процентов ВВП (на кассовой основе). Этот показатель несколько  выше, чем профицит, обозначенный в  пересмотренном Законе о бюджете 2005 года (6,9 процента). Доходы федерального бюджета составили 5121 млрд. руб., или 23,6 процента ВВП. Несмотря на то, что  основным фактором, способствовавшим росту доходов, стали более высокие  цены на нефть, существенную роль сыграло  также более высокие налоги в  нефтяной отрасли. В отличие от этого, расходы федерального бюджета в 2005 г. оставались на уровне 16,2 процента ВВП, - т.е. практически теми же, что и в 2004 году.
Закон о федеральном бюджете 2006 г. был принят в конце декабря 2005 г. На 2006 г. планируются расходы  на уровне 17,5 процентов ВВП, т.е. на 1,3 процента выше фактических расходов в 2005 г. (см. табл. 7). Дополнительные средства будут израсходованы главным  образом на осуществление государственных  инвестиций и проведение социальных программ. Эти дополнительные расходы  могут быть связаны с некоторым  инфляционным давлением, хотя масштабы фискального расширения, по-прежнему, весьма ограничены. Из-за консервативного  прогноза цены на нефть (40 долл. США  за баррель) официальные доходы планируются  на уровне 20,7 процентов ВВП, т.е. примерно на 3 процента ниже, чем фактические  доходы в 2005 г. Однако если цены на нефть  останутся на нынешнем уровне, то доходы в 2006 году превысят значение 2005 года.  
 
Таблица 7. Федеральный бюджет (% ВВП)
 
Доходы 
19,6
20,4
23,6
20,7
Расходы
17,9
16,1
16,2
17,5
В том числе:
       
Общегосударственные вопросы (за исключением обслуживания гос.долга)
      2,62
Национальная оборона 
      2,73
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
      2,22
Национальная экономика 
      1,39
Жилищно-коммунальное хозяйство 
      0,16
Охрана окружающей среды 
      0,03
Образование
      0,83
Культура, кинематография и  средства массовой информации
      0,21
Здравоохранение и спорт 
      0,61
Социальная политика
      0,84
Межбюджетные трансферты
      5,87

Дополнительные доходы, которые  не будут немедленно переведены в  Стабилизационный фонд, могут стать  предметом политического торга  в течение года, хотя озабоченность  инфляцией усилила (по крайней мере, временно) позиции тех представителей правительства, которые придерживаются консервативного подхода в фискальной политике. Размер средств Стабилизационного  фонда на конец 2005 г. уже превысил 1,5 триллиона руб. (53 млрд. долл. США), и к концу текущего года может  составить более 3 триллионов руб.
Приоритеты экономической  политики. Основными направлениями  экономической политики в Российской Федерации стали четыре приоритетных национальных проекта в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и  сельском хозяйстве. Основная задача этих проектов – это повышение уровня жизни населения. Согласно плану, из средств федерального и региональных бюджетов будет направлено 382 млрд. руб. (14 млрд. долларов США); кроме того, будут предоставлены государственные  гарантии на сумму в 60 млрд. руб. (2,2 млрд. долл. США) (см. таблицу 8). 76 процентов  запланированных расходов (290 млрд. руб.) будет покрыто из средств  федерального бюджета.  
Таблица 8. Финансирование национальных проектов из федерального и местных бюджетов (млрд. рублей)
 
Здоровье 
88,4
120,5
208,9
Образование
25,3
31,2
56,5
Доступное жилье 
35,4
46,2
81,6
Гарантии правительства 
26,5
33,5
60,0
Сельское хозяйство 
16,2
18,7
34,9
Всего (без гарантий)
165,3
216,6
382

Свыше половины всех расходов по реализации национальных проектов приходится на сектор здравоохранения; главным образом, средства пойдут на повышение заработной платы медицинского персонала, модернизацию оборудования и создание новых лечебных учреждений. Основная часть средств, выделенных на национальный проект в сфере образования, будет направлена на повышение заработной платы, в том числе – на стимулирование учителей-новаторов и одаренных  учащихся (гранты). Значительная часть  средств в рамках проекта в  жилищном секторе пойдет на оказание помощи семьям в приобретении жилья  посредством жилищных сертификатов, льготных ипотечных кредитов или  гарантий. Программа в сельском хозяйстве  предусматривает, главным образом, предоставление разнообразных субсидий, в частности – предоставление льготного кредита.
Национальные проекты  должны способствовать росту благосостояния российских граждан и малоимущих слоев. Несмотря на ценность образовательных  и медицинских услуг, предоставляемых  населению, многие работники здравоохранения  и образования относятся к  самым низкооплачиваемым категориям специалистов в Российской Федерации, и их семьи традиционно входят в число малоимущих. Кроме того, Россия обязана воспользоваться  возможностью объединить увеличение социальных расходов в этих секторах с проведением  необходимых структурных реформ, которые в дальнейшем обеспечили бы их б?льшую эффективность и устойчивость. В правительстве обсуждается возможность реализации ряда пилотных проектов на региональном уровне для решения этих задач, что было бы весьма полезным дополнением к мерам, направленным на решение социальных задач.
2.2. Роль государства  в реализации задач экономического  роста в России 
В 1990-е годы Россия начала переход от централизованного директивного планирования и административного  управления экономикой к рыночной системе  хозяйства. Это были для страны годы масштабных утрат в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Прекратили существование многие наукоемкие производства, тяжелый урон был нанесен отечественной науке и системе подготовки инженерных кадров и кадров квалифицированных рабочих.
Наибольших успехов в  области создания передовой экономики, опирающейся на достижения науки  и техники и обеспечивающей высокий  уровень жизни, достигли страны с  рыночной системой хозяйства, овладевшие экономическими методами государственного регулирования народного хозяйства.
Россия быстро развивала  передовые конкурентоспособные  отрасли хозяйства, когда ее экономика  базировалась на возможностях рыночной системы хозяйства.
Как показывают прогнозные исследования отечественных экономистов, сложившаяся в первом десятилетии  XXI века благоприятная для России внешнеэкономическая конъюнктура может продолжаться в течение первой четверти этого века, так как мир втягивается в восходящую волну большого цикла первой половины XXI века. Большой цикл обычно продолжается в течение полувека, возможны отклонения в длительности на несколько лет в ту или другую сторону.  
    Цикл делится на две примерно равные части: восходящую волну темпов мирового экономического развития и нисходящую волну, характеризующуюся снижением темпов. Во второй половине XX века восходящая волна пришлась на третью четверть столетия, а нисходящая – на четвертую четверть.
Вхождение в новый большой  цикл первой половины XXI века идет неравномерно. Первыми в него вступили, как и положено лидеру научно-технического прогресса, США. Переход к новому циклу Западной Европы и Японии возможен во второй половине первого десятилетия XXI века, что вполне укладывается в наблюдавшиеся и раньше отклонения от средней продолжительности цикла и его отдельных фаз в мире и отдельных странах.     Важной особенностью восходящей волны цикла первой половины XXI века является то, что наиболее высокими темпами растет экономика стран среднего уровня развития, но крупнейших в мире по численности населения (Китая, Индии). В отличие от передовых стран, вступивших в стадию постиндустриального развития, развивающиеся страны Азии переживают период индустриализации. Этот период отличается большими затратами сырья и энергии на единицу продукции.
Для реализации эффективной  экономической политики в России, как полагают эксперты, чрезвычайно  важно научиться пользоваться инструментами  государственного воздействия на экономические  процессы. Для этого весьма полезно  обратиться к опыту стран, имеющих  наибольшие достижения в деле государственного регулирования рыночной системой хозяйства.
Заметим, что на первом месте  стоит социальная задача обеспечения  полной занятости, ибо для основной части населения основным доходом  является трудовой, к тому же он распределяется более равномерно, нежели доходы от имущества капитала. Полная занятость трудоспособного населения – основа социального благополучия страны и ее безопасности. Важно, чтобы производства, обеспечивающие занятость, были конкурентоспособны. Отсюда требование максимизации выпуска продукции. Последнее требование – максимизации покупательной способности – сопряжено с необходимостью соблюдения дисциплины в использовании государственного бюджета и денежно-кредитной системы для воздействия на темпы и пропорции экономического развития.
При разработке стратегии  экономического и научно-технического развития одну из ведущих ролей играет повышение эффективности народного  хозяйства. Научно-технический прогресс можно представить в виде двух потоков: во-первых, накопления научно-технического потенциала, включая вложения в человека, и, во-вторых, потока использования  достижений науки и техники в  народном хозяйстве. Задача накопления научно-технического потенциала решается при значительной поддержке со стороны  расходной части государственного бюджета. В развитых странах расходная  часть бюджета составляет от 1/3 до 2/3 ВВП. Имеются в виду ассигнования на научные исследования и разработки прототипов новой техники, общая  норма которых в передовых  странах составляет 2-3% ВВП. Сверх  того до 1% ВВП тратится на венчурные  предприятия, замыкающие процесс формирования научно-технического потенциала. Еще  большие средства (до 10% ВВП в каждом случае) расходуются в развитых странах  на образование и здравоохранение.
Государству в развитых странах принадлежит главная  роль в финансировании фундаментальных  исследований.
Без мощного финансирования фундаментальных исследований невозможны крупные прорывы в области  научных и технических знании. От финансирования фундаментальных  исследований зависят уровень подготовки кадров высшей квалификации и их способность  применять новейшие достижения науки  и техники в народном хозяйстве, поскольку главными центрами осуществления  фундаментальных исследований в  передовых странах являются университеты.
Особенно велика роль государства в финансировании работ в области информационно-коммуникационной и авиакосмической техники, а  также техники создания новых  конструкционных материалов и формирования из них деталей устройств.  
Темпы экономического развития зависят от произведения двух показателей: высоты накопленного потенциала (определяемого превосходством в отношении эффективности образцов новейшей техники над средним уровнем техники, используемой в народном хозяйстве) и скорости распространения передовой техники в народном хозяйстве, что связано с нормой (долей в ВВП) вложений в основной капитал. Из двух переменных первая более подвижна во времени и пространстве, но от нее в первую очередь зависит величина второй составляющей экономического роста.
Норма вложений в основной капитал на порядок больше вложений в научные исследования и разработки в передовых странах. Обновление и рост основного капитала обеспечиваются в рыночной экономике в основном за счет частных инвестиций. Государство  может дополнять усилия предпринимателей в части формирования основных фондов преимущественно в отношении  инфраструктуры. Инфраструктура служит дольше и окупается медленнее, чем  вложения в парк машин и оборудования. Поэтому пассивная часть основных фондов, несмотря на ее значение для  повышения эффективности народного  хозяйства, недофинансируется частным капиталом, так же как это имеет место в отношении фундаментальных исследований. Отдача от частных инвестиций увеличивается, если государство принимает активное участие в финансировании развития инфраструктуры.
Задача государства состоит  в том, чтобы создать благоприятные  условия для частных инвестиций, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Эта отрасль идет в авангарде  освоения передовой техники, и ее продукция обеспечивает техническое  перевооружение всех остальных отраслей хозяйства. В связи с этим встает вопрос об инструментах государственного воздействия на инвестиционные процессы.
Регулирование инвестиций в  передовых странах осуществляется с помощью доходной части государственного бюджета, за счет совершенствования налоговой системы, с тем, чтобы обеспечивать наполнение государственного бюджета с минимальным ущербом для прибылей компаний и не ослаблять стимулы к предпринимательской деятельности. Капитал идет туда, где прибыль больше.
В России совсем недавно, согласно данным Торгово-промышленной палаты, норма  прибыли в обрабатывающей промышленности была практически в 2 раза ниже, чем в нефтяной промышленности. К настоящему времени в условиях повышения иен на нефть норма прибыли в обрабатывающей промышленности снизилась, а в нефтяной промышленности повысилась. По данным Минфина России, в результате в России отставание обрабатывающей промышленности от нефтяной с точки зрения привлекательности капиталовложений стало четырехкратным.
Задача экономической  политики России в части формирования инвестиционного климата должна состоять в том, чтобы норма прибыли  в обрабатывающей промышленности после  вычета налогов была в среднем  выше, чем в нефтедобывающей отрасли. Необходимо по возможности наиболее полно изымать с помощью прямых и косвенных налогов природную  ренту, т.е. сверхприбыли компаний, работающих в добывающей промышленности, освобождая от налогов ту часть прибыли, которая  вкладывается в развитие отрасли  внутри страны. При этом ускоренное наращивание экспортных поставок углеводородного  сырья не отвечает национальным интересам  России.
Ведущие экспортеры нефти стремятся не столько интенсивно наращивать добычу нефти, сколько как  можно дольше продлить возможный  срок эксплуатации своих природных  богатств. Их эксперты предполагают увеличение мировой добычи нефти в течение первой четверти XXI века примерно на 1,7% в год. Это означает повышение годового уровня добычи с 4 млрд. до 6 млрд. тонн. Среднегодовой темп прироста мирового ВВП в эти же годы может составить от 4,5 до 5,0%, или от 3,0 до 3,5% в расчете на душу населения.
Для стран-импортеров углеводородов  очевидна необходимость внедрения  энергосберегающих технологий и  освоения альтернативных источников энергоснабжения, из которых наибольшая роль в обозреваемой перспективе может быть отведена наращиванию мощностей атомных  электростанций. Развитые страны, особенно ведущие страны Западной Европы, стремятся поддерживать высокие внутренние цены на наиболее популярные виды жидкого топлива. Задача состоит в том, чтобы стимулировать экономию их расходования и одновременно расширить возможности для пополнения государственного бюджета. Например, в цене автомобильного бензина в странах Европейского союза до 3/4 приходится на налоги и сборы.
В целом для современной  налоговой политики развитых стран  характерно снижение прямых налогов  на доходы, особенно на прибыль предприятий, и перенесение тяжести пополнения государственного бюджета на налогообложение  ресурсов. Имеются в виду налоги, взимаемые в связи с наймом рабочей силы, эксплуатацией земли  и недвижимого имущества и  их приобретением, а также с потреблением сырья и энергии. Важным источником пополнения государственного бюджета  является налог на добавленную стоимость.
Низкий налог на прибыль  делает капиталовложения более привлекательными, а налоги на ресурсы повышают цены на них и увеличивают эффект от их экономии благодаря применению передовой  техники. Выраженная в деньгах экономия труда, капитала, материалов и энергии  тем больше, чем дороже сберегаемые  ресурсы. Кроме того, налог на недвижимость ограничивает ее концентрацию в руках  монополистов, обеспечивает конкурентную среду, а следовательно, стимулирует  повышение конкурентоспособности.
Что касается налога на добавленную  стоимость, то он взимается при реализации продукции и является налогом  не на производителя, а на потребителя. Развитые страны предпочитают сохранять  его ставку на высокой отметке  или даже повышать, когда необходимо сократить дефицитное сальдо государственного бюджета. Этот налог является встроенным стабилизатором для сглаживания  колебаний спроса в рамках среднесрочного цикла. Сбор этого налога сокращается  в фазе спада и увеличивается  в период процветания. Он также служит сдерживанию спроса на импортные  товары.
Для создания высокооплачиваемых и конкурентоспособных мест не в  отдельных регионах, а повсеместно, нужно стимулировать развитие обрабатывающей промышленности и строительства, перераспределив  налоговую нагрузку таким образом, чтобы прибыль после вычета налогов  была в обрабатывающей промышленности и строительстве больше, чем в  отраслях, чьи сверхприбыли основываются на природной ренте.
Снижение налога на прибыль  вплоть до нулевой ставки должно предоставляться  по роду деятельности , а не по каким-либо другим основаниям, например отдельным категориям предпринимателей. Система налогообложения должна быть максимально проста, ибо, чем больше оснований для льгот, тем больше возможностей для выстраивания схем для легального уклонения от налогов и для коррупции. Льготный режим для обрабатывающей промышленности должен быть установлен на длительный период, обеспечивающий всестороннее развитие этого народнохозяйственного комплекса. В качестве первого шага необходимо освобождение от налогов прибыли, расходуемой на научные исследования, на переподготовку кадров и вложения в основной капитал внутри страны.
Что касается наукоемких отраслей, машиностроения и химической индустрии, то их конкурентоспособность не может  быть обеспечена без развития всего  комплекса обрабатывающей промышленности.Все  составляющие комплекса связаны  межотраслевыми поставками.
    С одной стороны, машиностроение является потребителем продукции различных отраслей обрабатывающей промышленности.
    С другой стороны, для машинотехнических изделий производственного назначения обрабатывающая промышленности в целом представляет собой крупнейший рынок сбыта.
Дополнительная поддержка  со стороны государства наукоемким отраслям может быть оказана в  форме финансирования прикладных исследований и разработок образцов новой техники, а также подготовки инженерно-технических кадров и кредитования лизинговых операций.
Снижение налогов и  финансирование научных исследований и разработок, системы образования  и профессионального обучения –  это те формы поддержки отечественной  промышленности, которые не противоречат нормам Всемирной торговой организации. В то же время эффект от прямого  субсидирования производства экспортной продукции может быть в соответствии с правилами ВТО нейтрализован  компенсационными таможенными пошлинами  в странах-импортерах. Не исключено  также применение антидемпинговых  мер, которые означают для субсидируемых  производств более тяжелые последствия, нежели компенсационные пошлины.
В этой связи создание особых зон, в которых предусматривается  льготный режим налогообложения, обычно имеет целью форсирование экспорта, что не является первостепенной задачей  для России, имеющей активное сальдо торгового баланса. Создание особых зон, по мнению ряда экономистов, не решает, а, наоборот, усугубляет проблему неравномерного развития регионов. Больший шанс получить право на образование привилегированных  зон имеют продвинутые, а не отсталые в экономическом отношении регионы. Зоны не решают проблемы занятости населения в тех регионах, где эта проблема стоит наиболее остро.
Россия не должна упустить шанс использовать благоприятную  внешнеэкономическую конъюнктуру, с тем, чтобы перевести преимущество в области обладания разнообразными и богатыми природными ресурсами  в преимущество в области снижения налогов на прибыль в обрабатывающей промышленности. На этой основе возможно финансирование роста своего научно-технического и человеческого потенциала. Будущее  России зависит от развития в стране обрабатывающей промышленности, от обеспечения  высокопроизводительной работой трудоспособного населения, от овладения экономическими мерами воздействия на рыночную экономику.
2.3. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики
В дискуссиях о перспективах экономического роста в России в  качестве локомотивных отраслей экономисты-эксперты часто называют топливно-энергетический комплекс, самолетостроение, космические  исследования, жилищное строительство  и т.д.
Нерешенной для  экономики проблемой остается соотношение  внутренних и мировых цен. В последнее  время естественные монополии, ссылаясь на необходимость привлечения инвестиций, активно выступают за резкое повышение  тарифов на энергоносители и услуги железнодорожного транспорта. При этом один из приводимых аргументов – в  России внутренние цены существенно  ниже мировых.
Бессмысленность постановки этого вопроса очевидна. Поэтому  уже сейчас важно правильно выбрать  линию поведения. Или Россия в  мировой торговле будет отстаивать свое законное право на низкие издержки производства, основанные на естественном преимуществе дешевых энергоносителей, сырья и рабочей силы, или она  поддастся внешнему давлению и подтянет внутренние цены до уровня мировых. Но во втором случае необходимо будет  установить мировые цены и на труд, потому что в стране стоимость  рабочей силы неоправданно занижена. Следовательно, реформу требуется  провести комплексно, включая не только перестройку финансов и системы  ценообразования в сфере товаров  и услуг, но и цены рабочей силы. И сделать это надо перед вступлением в ВТО.
Сторонники вступления в  ВТО убеждены, что членство в этой организации автоматически утвердит статус России как страны с рыночной экономикой. Основными источниками экономического роста России рядом исследователей видится «уникальный сплав природных богатств и интеллектуального потенциала, которого нет ни в одной стране мира, включая США». Отсюда – две опорные точки, позволяющие России не только удержаться на плаву, но и начать успешное движение по пути экономического роста.
Первая точка  – экспортная часть сырьевого  сектора. Россия не должна стесняться своих природных богатств, но должна их умело продавать. Не только нефть  и газ, но и черные, и цветные  металлы, лес, алмазы. Пока российские коммерсанты в этой области работают «на первобытном уровне». Свидетельство  тому – отсутствие программы инвестирования в первичную переработку сырья  и системной политической линии  по выходу страны на мировые рынки.
Вторая точка  роста – умелое использование  интеллектуального потенциала России. Здесь в первую очередь необходимо обратиться к высоким технологиям  двойного назначения. Однако для оживления  этой ветви экономического роста также нужна конкретная программа спасения науки и образования в стране. Реализация этой программы требует безотлагательного пересмотра нынешней концепции финансирования фундаментальной науки, общего и специального образования. Но денег в бюджете на это нет и не предвидится. Бюджет во всех странах с рыночной экономикой служит в основном для обеспечения стратегических целей развития страны. На текущие задачи рынок зарабатывает сам. У нас же бюджет хронически пуст. Следовательно, будут всегда пустыми и разговоры о стратегии развития страны.
Выход их этой ситуации экспертами-экономистами видится в  наполнении доходной части бюджета, но не путем повышения налогового бремени, а за счет тех источников, которые требуют политической воли и экономической смекалки.
Первый источник – возврат беглых капиталов (речь идет о 150-200 млрд. долл.). Программа этой деятельности в стране есть, но она  основана на запугивании нынешних владельцев этих средств Интерполом или всеобщей амнистии, включая суммы, полученные от незаконного оборота наркотиков, продажи оружия и т.п. А есть и  взвешенная, цивилизованная система  реинвестирования в российскую экономику  на основе сочетания частного и общенационального  интересов. Но такая программа не востребована.
Второй источник – привлечение внутренних сбережений населения. По расчетам специалистов, только в иностранной валюте россияне хранят порядка 60 млрд долларов. Государство  ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то заинтересовать население пустить эти средства в хозяйственный оборот. Между тем научные разработки и рекомендации в этом направлении есть, но они опять-таки не востребованы властью.
Третий источник – умеренная инфляция. Доход от инфляции всегда и везде был и  есть доходом государства. Разумеется, кроме России. На инфляции, по мнению ряда экономистов, «наша страна взрастила  жирные коммерческие банки и олигархов. Существует концепция финансирования инвестиционной активности за счет политики умеренной инфляции. Она исходит  из того, что «всякое целевое инфляционное финансирование инвестиционных проектов является актом перераспределения  денежных и материальных ресурсов в  соответствии с государственными приоритетами». Но эта форма реструктуризации экономики  даже не рассматривается. Хотя именно политика инфляционного перераспределения  финансовых потоков активно использовалась в течение последних лет в  интересах небольшой группы населения.
Четвертый источник инвестирования – доходы от высоких  цен на нефть. Этот источник признается многими экономистами как временный.В последние годы идеологический характер приобрела проблема приватизации государственного имущества. Дело в том, что собственность предстает в нескольких ипостасях. В одном случае человек может владеть собственностью, в другом – пользоваться ею, в третьем – распоряжаться. В идеале собственник занимается производственной деятельностью, эксплуатацией произведенных изделий, а сверх того является и пользователем продукции. В таком ракурсе предстает мелкий собственник, например крестьянин, который владеет землей, обрабатывает, распоряжается плодами своего труда и с этих трудов кормится. Но жизнь усложнилась, и три ипостаси собственника оказались разорванными.
Для эффективного использования  производственных мощностей и природных  ресурсов, как это ни странно, сегодня  не столь важно, кто ими владеет. В начале перестройки доминировал  тезис: государственная собственность  неэффективна и только ее приватизация, передача в частные руки способны сформировать успешных владельцев и  таким образом поднять экономику. На деле оказалось, что ведущим элементом в этой структуре стал не тот, кто владеет собственностью, а кто ею управляет. Хотя эта истина была известна еще до российских реформ.Одна из них частная, другая государственная, но по поведению на рынке, организации конкурентной борьбы и научно-технической политике они не отличаются друг от друга. Для производства большее значение имеют профессиональные качества топ-менеджеров и управленцев среднего звена, а кто их нанимает – второстепенный момент.
Российская практика подтверждает и другую истину: необязательно, что  государственные чиновники будут  менее прозорливы в подборе кадров, чем частные владельцы предприятий. Часто к негативному результату приходят там, где собственники дают установки своим менеджерам получить максимальную прибыль при минимальных затратах на поддержание собственности, тем более что нередко она им досталась за бесценок или не на свои деньги. Это хорошо иллюстрирует состояние дел в некоторых нефтяных компаниях. Техника и оборудование на промыслах и нефтеперерабатывающих заводах изношены на 80%, но стратегической технической политики, направленной на обновление основных фондов, в отрасли не видно. Поэто
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.