На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствования учета и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ОГЛАВЛЕНИЕ
     Введение   ……….………………………………………..………………..3
    1 Теоретические основы  организации учета  и системы внутреннего  контроля сырья  и материалов 
     1.1 Материалы, их классификация,  оценка и задачи учета …...……..8
     1.2  Бухгалтерский и налоговый учет  сырья и материалов  .…….....17
     1.3 Основные элементы системы внутреннего  контроля 
     за  использованием сырья и материалов………………………………27
    2 Организация учета  и внутреннего  контроля за использованием  сырья и материалов 
     2.1 Организационно–техническая и экономическая  характеристика
           предприятия .……………………………...……………………..…45
     2.2 Оценка организации учета сырья  и материалов на ОАО «Связьинформ»  ..………………………………........................................51
     2.3 Оценка эффективности системы  внутреннего контроля за использование  сырья и материалов на ОАО «Связьинформ» ..........…69
    3 Рекомендации по  совершенствованиюучета  и системы внутреннего  контроля на  ОАО  «Связьинформ»
     3.1 Совершенствование учета сырья  и материалов ОАО«Связьинформ»……………………………………………………. 80
     3.2 Предложения по повышению эффективности и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ» ..……….…….…...….83
     Заключение……..………………………….……………….…..………...88
     Библиографический список.………………………….…..……………..92
     Приложения…...………..…………….…………......................................95 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам и размерам. Доля материальных затрат в себестоимости продукции некоторых отраслей составляет до 90%.
     Номенклатура  и ассортимент потребленных материальных ресурсов зависят от номенклатуры и сложности производимой продукции. Чем шире номенклатура продукции, тем шире номенклатура потребляемых материальных ресурсов.
     Материальные  ресурсы – это ресурсный потенциал, позволяющий осуществить производство продукции, оказание услуг и выполнение работ.
     Материальные  ресурсы – это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих, полуфабрикатов, которые хозяйствующий  субъект закупает для использования  в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполненных работ.
     Материалы представляют собой одну из составных  частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности. Материалы обслуживают сферу производства и являются его материальной основой. Они необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости.
     Без правильной организации учета и  контроля за использованием материалов невозможно обеспечить контроль за остатками, поступлением и расходами запасов на складах.
     Бухгалтерский учет должен обеспечить формирование полной фактической себестоимости  запасов, а также контроль за остатками, поступлением и расходами производственных запасов на складе, что является важнейшим условием сохранения собственности предприятия.
     Бухгалтерский учет является наиболее точным из всех видов учета, так как включает сверку всей оперативной информации о наличии и движении материальных запасов между различными источниками получения этой информации, а также является источником получения информации для определения базы исчисления налогов.
     Вопросам  учета материальных ценностей большое  внимание уделяется и в зарубежной практике учета. Так в соответствии с международным учетным стандартом №2 «Оценка и отражение в учете товарно-материальных запасов на основе фактических издержек в прошлом» оценка и представление товарно-материальных запасов в финансовых отчетах осуществляются на основе фактических издержек.
     В стандарте дается определение понятия  «товарно-материальные запасы», показаны составные части фактических издержек, классификация запасов.
     Основная  проблема при выборе метода оценки сырья и материалов заключается  в том, что существуют различные  способы оценки. Выбор способа  оценки осуществляют сами предприятия на основании поставленных целей и задач. Метод ЛИФО наиболее целесообразен при составлении отчета о прибылях и убытках, поскольку наилучшим образом сопоставляет доходы от реализации товаров с их себестоимостью. Однако при этом методе имеется некоторый простор для манипуляции и в частности это может быть сделано с помощью больших партий товара в конце учетного периода (что соответственно увеличит себестоимость реализованной продукции и, соответственно, уменьшит сумму полученного дохода).
     Для оценки текущей балансовой стоимости товарных запасов при существующей тенденции повышения или понижения цен оптимальным является метод ФИФО, поскольку стоимость запасов на конец отчетного периода наиболее близка к текущим ценам и более реально представляет активы предприятия. Кроме того, нужно учитывать и влияние методов оценки запасов на налог на прибыль.
     Организации могут выбрать метод оценки запасов, который должен использоваться из года в год. При наличии серьезных оснований фирма может начать пользоваться другим методом, изложив причины и последствия этого в годовом отчете.
     Реформация  бухгалтерского учета в России, несомненно, приведет к сближению понятий, методов  международных стандартов и национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Поэтому уже сегодня на повестке дня стоит вопрос изучения международной практики учета, стандартов учета, как студентами учебных заведений, так и практикующими бухгалтерами.
     Процесс учета позволяет предприятию  контролировать и оценивать наличие всех составляющих материально – производственных запасов и их движение по циклу: материалы – готовая продукция – товар.
     Аудит позволяет оценить правильность ведения бухгалтерского учета, материально – производственных запасов и представляет эту информацию заинтересованным пользователям, следовательно, тема дипломной работы является актуальной.
     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного подбора рациональных методов оценки и учета сырья и материалов. При таком учете очень важно организовать контроль за сохранностью материалов, их соответствием документам, за соблюдением норм потребления, выявления затрат, связанных с заготовкой материалов.
     Объект  исследования – ОАО «Связьинформ».
     Предмет исследования – организация учета и контроля сырья и материалов на ОАО «Связьинформ».
Цель  исследования – оценить и дать рекомендации по совершенствованию  организации учета и контроля материалов и сырья.
     Задачи  исследования:
     1) Обобщить теоретические основы  организации учета сырья и охарактеризовать основные элементы системы внутреннего контроля;
     2)  Оценить постановку учета сырья  и материалов на исследуемом  предприятии, выявить ее достоинства  и недостатки;
     3)    Проанализировать эффективность  использования сырья и материалов на предприятии;
          4) Разработать рекомендации по  совершенствованию организации  учета и системы внутреннего  контроля на ОАО «Связьинформ»;
     Информационная  база исследования: для раскрытия  содержания основных понятий учета  и контроля материалов  изучены работы отечественных авторов, таких как В.И. Подольский [11], Данилевский Ю.А. [13], Каморджанова Н. [14], Кондраков Н.П. [17], для обобщения методических основ учета и аудита изучены действующие в настоящее время в России законодательные и нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет и аудит [1–10], оценка организации учета и контроля осуществлена на базе информационных материалов ОАО «Связьинформ», годовой отчетности, первичных документов. В ходе написания дипломной работы был изучен обширный объем информации из периодической печати, специальной литературы российских и зарубежных изданий, официальной документации открытого акционерного общества «Связьинформ». Источниками являются материалы, полученные в процессе исследования работы общества с ограниченной ответственностью «Связьинформ», а также статистические материалы, бухгалтерская и финансовая отчетность.
     Дипломная работа состоит из трех глав, первая из которых носит теоретический характер. В ней приведены общие понятия из области учета и оценки сырья и материалов, аудита и контроля.
     Вторая  глава носит аналитический характер. В ней дается технико–экономическая  характеристика ОАО «Связьинформ», где описаны вид деятельности, действующая структура управления, основные технико–экономические показатели за три года. Описывается организация учета и внутреннего контроля материалов на ОАО «Связьинформ». В результате выявлена средняя фактическая себестоимость единицы материала (на примере провод ПВЗ 1*50), расчет средней себестоимости с использованием учетных цен показал перерасход запасов в организации. В результате оценки контроля сырья и материалов определены суммы недостач при поступлении материалов от поставщиков.
     В третьей главе (проектной) дана оценка и  рекомендации по совершенствованию  организации учета  и системы внутреннего контроля материалов на ОАО «Связьинформ».
     Работа  выполнена на 101 страницах основного  текста, содержит 15 рисунков, 11 таблиц, 3 приложения и список библиографических источников 22 наименований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы организации учета и системы внутреннего контроля сырья и материалов. 

      Материалы, их классификация, оценка и задачи учета
 
             Материалы – один из важнейших элементов производственного цикла любой организации
     В процессе хозяйственной деятельности наемные работники предприятия  для достижения поставленных перед  ними целей используют предметы труда, то есть объекты, составляющие материальную основу продукции (работ, услуг), и средства труда, то есть объекты, предназначенные для преобразования предметов труда и придания им необходимых потребительских свойств.
       Предметами труда служат сырье, материалы, тара, запасные части, инвентарь и т.п. (в обобщенном смысле просто материалы), а средствами труда – основные средства. Основные средства характеризуются длительными сроками использования. Они переносят свою стоимость на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение нескольких лет (за исключением малоценных предметов). Материалы относятся к категории одноразовых элементов производства: их стоимость одномоментно включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Это касается и малоценных предметов (инвентаря), которые непосредственно не выступают в качестве материальной основы продукции (работ, услуг), а близки по функциональному применению к средствам труда, но отличаются от них коротким сроком полезного использования – менее 12-ти месяцев.[19,c 122].
    В соответствии с методологией  бухгалтерского учета материалы  входят в состав более общей группы активов, которая именуется материально-производственными запасами, и включает в себя следующие три элемента: материалы; готовую продукцию предприятия; товары, приобретенные для продажи. 
 
 
 

 

Рис. 1.Схема  классификации материалов 

           Классификацию материалов удобно использовать для построения синтетического и аналитического учета, составления статистических отчетов, информации о поступлении и расходе  материалов в производственно- хозяйственной деятельности организации, для определения остатков.
             Основные задачи бухгалтерского  учета материалов:
1) формирование  рационального документооборота по заготовлению, поступлению, хранению и отпуску в производство и/или на реализацию указанных материальных ценностей;
2) обеспечение  сохранности на всех этапах  их движения;
3) определение  норм запаса и выявление излишков;
4) работа  с поставщиками по обеспечению регулярности поставок в заданном объеме и с высоким качеством, а также по своевременному расчету с ними.
      Основным документом, регламентирующим  учет материалов, является Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.07.2001 г. N 44н[8].
     Учет  материалов ведется на соответствующих  субсчетах счета 10 «Материалы», разграничивающих предметы по отдельным видам: сырье; основные и вспомогательные материалы; топливо и горючее; покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; тару и тарные материалы; строительные материалы; запасные части для текущего ремонта основных средств; возвратные материалы; инвентарь и хозяйственны принадлежности.
     Выделение такого количества субсчетов для ведения бухгалтерского учета материалов связано со спецификой хозяйственных операций по поступлению, хранению, использованию и налогообложению различных их видов. Эта специфика проявляется по-разному и в отдельных отраслях экономики.[16].
     Оценка  материалов, а в их числе и материалов, занимает ведущее место в системе нормативного регулирования их бухгалтерского учета.
Материалов  могут проходить три этапа  оценки (рис. 1.1) при поступлении, хранении и передаче для использования.
     Рис. 1.1 - Оценка материалов 

При приобретении материалов за плату у других организаций  фактической себестоимостью считаются  фактические затраты на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов в соответствии с законодательством РФ.
     Схематично состав фактической себестоимости материалов представлен в приложении А. 

     Особое  место в составе фактических  затрат занимают транспортно-заготовительные  расходы (ТЗР). Их объем может составлять около 10% от всей стоимости материалов. Для разных типов предприятий, использующих различные способы заготовки материалов, транспортно-заготовительные расходы могут либо включаться непосредственно в себестоимость материалов, либо учитываться отдельно. Это решение принимается руководством конкретной организации. Применение второго способа требует от бухгалтерии при передаче материалов в производство одновременно включать в себестоимость продукции (работ и услуг) соответствующую долю ТЗР.
     Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется в размере фактических затрат на производство соответствующего вида продукции в соответствии с действующим порядком формирования себестоимости.[17,c 173].
     Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Фактическая себестоимость материальных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Эта стоимость устанавливается на основе цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
     Фактическая себестоимость материальных запасов, принятых к учету в организации, не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных законодательством и действующим положением ПБУ 5/01.[8].
     Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся  в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
     Оценка  материалов, стоимость которых при  приобретении определена в иностранной  валюте, производится в рублях путем  пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору.
     Следовательно, оценка материальных запасов во всех случаях их приобретения осуществляется по фактическим затратам, совокупность которых образует фактическую себестоимость приобретения.
Большинство организаций ведут текущий учет по учетной стоимости, то
     есть  по средним покупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др.
     В понятие «Учетная цена» включается плановая себестоимость приобретения (заготовления), которая определяется самой организацией по сложившемуся уровню покупных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, разгрузку и т.д. В качестве учетной цены могут выступать и так называемые средние (или средневзвешенные) покупные цены, которые определяются расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец отчетного периода по отдельным видам материально-производственных запасов. В том и в другом случае разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью материальных запасов по учетным ценам (плановым, средним и т.п.) отражается в бухгалтерском учете как отклонения в стоимости материалов.[18,c 127]
     Методика  учета, согласно Положения 5/01 и методических указаний по учету материально-производственных запасов, использует несколько методов оценки материальных запасов при их выбытии (рис. 1.2) .[8]

     Рис.1.2 - Оценка отпуска материалов 

     По  себестоимости каждой единицы запасов  целесообразно учитывать запасы, используемые организацией в особом порядке или которые не могут быть заменены обычным образом, а также при узкой номенклатуре запасов.
     Недостатком этого метода оценки является неудобство учета идентичных объектов, разнящихся только ценами. Недостаток может быть преодолен через раздельное хранение запасов на складе или их переоценку (чаще до средней цены).
     Средняя себестоимость материальных запасов  определяется по каждому виду запасов  как частное от деления общей  себестоимости вида материальных запасов  на их количество. Так как фактическую  среднюю себестоимость можно  рассчитать только по окончании последнего поступления материальных запасов, то отпуск запасов в течение месяца можно оценивать двумя вариантами:
    по условной фиксированной цене по методу средней взвешенной с корректировкой до фактической в конце месяца,
    по методу скользящей оценки, с определением средней себестоимости на каждый момент отгрузки. Такой вариант требует оперативной информации обо всех поступлениях и выбытии материальных запасов в течение месяца и использования средств вычислительной техники и должен быть экономически обоснован.[14,c 243].
     Оценка  выбытия материальных запасов по цене первых по времени поступления (ФИФО) основана на том допущении, что запасы используются в течение месяца в последовательности их приобретения. Таким образом, материальные запасы, оставшиеся на складе на конец месяца, оцениваются по себестоимости последних по времени приобретения, а в себестоимость продажи запасы учитываются по себестоимости ранних по времени поступления запасов.
     Альтернативой методу ФИФО выступает метод ЛИФО. При применении метода ЛИФО (по цене последних по времени поступления) материальные запасы, оставшиеся на складе, оцениваются по себестоимости первых по времени приобретения, а в себестоимость продажи материалов учитывается по себестоимости последних по времени поступления.
     Учет  образования резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Материально-производственные запасы на конец отчетного года отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки. Но если текущая рыночная стоимость материально-производственных  запасов снизилась, или они потеряли свое первоначальное качество, либо морально устарели, то п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает их на конец отчетного года в учете за вычетом резерва под снижение их стоимости (п.25 ПБУ 5/01).
Резерв  образуется за счет финансовых результатов  организации на величину разницы  между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов. Планом счетов для этого  предусмотрен специальный счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Сумму резерва под снижение стоимости  материальных запасов определяют сопоставлением  фактической себестоимости с  рыночной стоимостью по каждому номенклатурному  номеру или по группам однородных материальных  ценностей (в случае, когда рыночная фактическая себестоимость превышает рыночную стоимость материалов).
На общую  сумму резервов под снижение стоимости  материальных ценностей дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и  кредитуют счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
      В начале периода, следующего  за периодом, в котором произведена  указанная выше запись, зарезервированная  сумма  восстанавливается записью  по дебету счета 14 и кредиту  счета 91. Закрытие счета 14 осуществляют исходя из предположения полного расходования материальных ценностей в следующем отчетном периоде. Остаток на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» показывает превышение фактической себестоимости материальных ценностей над их рыночной стоимостью только на конец отчетного периода. 
    При составлении годового бухгалтерского  баланса сумма созданного резерва  будет вычитаться из сольдо  счетов учета материально-производственных  запасов. При этом счет по  учету данных активов не кредитуется, и их сальдо не изменяется. Полученная разница отражается в разделе II «Оборотные активы» Бухгалтерского баланса (форма №1).
Таким образом, материалы на предприятии  в основном находятся в виде запасов. Основным методом оценки запасов является фактическая себестоимость приобретения. Альтернативными методами учета для облегчения работы бухгалтерии выступает использование учетных (условных) цен с корректировкой их на момент выбытия запасов. Наиболее предпочтительным в условиях инфляции методом выбытия материальных запасов является метод ЛИФО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Бухгалтерский и  налоговый учет  сырья и материалов 

     Обобщенные  данные о наличии и движении материалов систематизируются в бухгалтерии организации на счетах синтетического учета. К таким счетам относится, прежде всего, счет 10 «Материалы», к которому могут быть открыты субсчета, представленные на рисунке 1.3.
     Синтетический учет материалов ведется бухгалтерской  службой путем отражения операций на синтетических счетах учета в регистрах синтетического учета.[20,c 385]
     Планом  счетов и инструкций по его применению рекомендовано к использованию несколько счетов для учета наличия материалов в организации. Выбор счета зависит от права распоряжения запасами. Субсчета к счету 10 «Материалы» присваиваются в соответствии с классификацией запасов в целях аналитического и синтетического учета.

     
Рис. 1.3 - Субсчета счета 10 «Материалы» 

Синтетические счета по учету материалов являются активными и отражают наличие запасов материалов на отчетную дату.
     При этом поступление материалов на забалансовые счета отражается по упрощенной схеме, а на балансовые – в корреспонденции  с другими синтетическими балансовыми счетами (рис. 1.4).
     На  структуру корреспонденции счетов влияет выбор учетной цены. Так, учет поступления материалов может вестись тремя способами: по фактическим ценам сразу на счете 10 «Материалы»; через счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и по планово-учетным ценам с использованием счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
     При поступлении необходимо учитывать, что если в договоре предусмотрен переход права собственности на материалы по мере их оплаты, то поступившие, но неоплаченные ценности должны учитываться на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

     Рис. 1.4 – Корреспонденция  счетов при  поступлении материалов
     Аналогичным образом учитываются неотфактурованные  поставки материалов и материалы, находящиеся в пути. Организация, осуществляющая только переработку материалов, ведет их учет на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку» и является переработчиком давальческого сырья.[20,c 389]/
     Одной из составляющих фактической себестоимости материалов выступают транспортно-заготовительные расходы. Они могут учитываться в составе фактической себестоимости приобретения запасов (счет 10 «Материалы»), на отдельном счете (счете 15 «Заготовление и приобретение материалов») и субсчете учета запасов (10/12 «Транспортно-заготовительные расходы по материалам»).
     Основное  назначение материалов – быть использованными  для нужд производства, потребления и реализации. Схема счетов, используемых для отражения операций выбытия материалов, отражена на рис. 1.5.
     Выбор счета для отражения реализации материалов зависит от масштабов  продажи, видов материалов и от уставной деятельности организации.
     При выбытии материалов с территории организации, последняя может терять на них право собственности или сохранять (передача на временное хранение).
     Передавая материалы в переработку сторонней  организации, предприятие сохраняет  право собственности на них в  соответствии со статьей 220 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором.[1].
     При учете материалов с использованием счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предполагается, что они учтены по неполной фактической себестоимости. Доведение стоимости материалов до их фактической себестоимости достигается путем списания отклонений на счете учета материалов. Для этих же целей производят списание со счета 40 «Выпуск продукции». 
 
 


     Рисунок 1.5 – Корреспонденция счетов при  выбытии материалов 

     Синтетический учет материальных запасов ведется  множеством вариантов и способов на основании первичных документов и данных аналитического учета и, в первую очередь, зависит от классификации материальных запасов и способов их оценки. Особое влияние на структуру схем корреспонденции счетов учета материалов оказывает выбор вида учетной цены (фактическая или плановая). При этом наиболее прогрессивным является учет материалов по плановой (и прочим условным оценкам) цене с последующей её корректировкой до фактической на стадии их выбытия со склада организации или при определении финансовых результатов этого выбытия.[17,c 174].
Целью аналитического учета запасов является формирование информации о 
составе, стоимости, движении запасов, используемой для обеспечения 

     контроля за их сохранностью, а также для принятия оптимальных управленческих решений.
     На  поступающие материалы организация  получает от поставщика расчетные документы и сопроводительные документы. Организация самостоятельно устанавливает порядок приемки- регистрации, проверки, акцептования, прохождения расчетных документов на поступающие запасы с учетом условий поставки, транспортировки, организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений и должностных лиц.
     Условием  принятия документов к учету является наличие обязательных реквизитов в  соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете».[3].
     Для получения материалов и товаров  со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение.
     Поступившие в организацию счета-фактуры, накладные, акты и сопроводительные акты передаются соответствующему подразделению организации как основание для приемки и оприходования запасов.
     Приемка и оприходование поступивших  запасов оформляется складами путем  составления приходных ордеров. Вместо приходного ордера, приемка и оприходование запасов может оформляться проставлением на документе поставщика штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходных ордерах. В этом случае заполняются реквизиты только штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. При установлении несоответствия  поступивших запасов ассортименту, качеству и количеству, указанным в документах поставщика приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке запасов, В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется. Приемный акт служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.[19,c 148].
     Первичными  учетными документами по отпуску  материалов со складов организации в производство являются лимитно-заборные карты, требования-накладные, накладные и самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, содержащих обязательные реквизиты.
     Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции, а также для контроля за соблюдением лимитов. Они выписываются подразделениям организации, выполняющими снабженческие и планирующие функции в двух или трех экземплярах сроком на один месяц или квартал. В конце срока они сдаются в бухгалтерскую службу.
     Сверхлимитный отпуск производится на основании требований накладных при наличии разрешения руководителя или уполномоченных лиц. На документах указывается причина сверхлимитного отпуска. Отпуск материалов на производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск не оформляются, а карточка выступает регистром аналитического учета и выполняет функции первичного учетного документа.
     Возврат подразделениями на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Передача материалов из одного подразделения в другое оформляется накладными на внутреннее перемещение.
     Продажа запасов осуществляется снабженческо-сбытовым отделом путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону, на основании договоров и разрешения руководителя организации. При перевозке автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная.
Продажа запасов сопровождается оформлением счетов-фактур, форма которых утверждается постановлением Правительства. Счет-фактура  

     выставляется не позднее, чем через 10 дней после отгрузки запасов покупателям.[15,c 267].
     Ликвидация  запасов оформляется актом на списание с указанием причины ликвидации и информации о взыскании ущерба с виновных лиц. Акт утверждается руководителем организации.
     Все движение запасов отражается в карточках  складского учета. Учет запасов в подразделениях ведется количественно-сортовым способом в установленных единицах измерения, с указанием цены и количества. Карточка открывается на каждый номенклатурный номер. Вместо карточек допускается ведение книг (при узко-номенклатурном поступлении запасов).
     Аналитический учет материалов товаров, готовой продукции  может вестись разными методами. От метода зависит порядок запасов на складах и в бухгалтерии. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета запасов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
     Наиболее  прогрессивным является оперативно-бухгалтерский метод (сальдовой). Он заключается в ведении только денежной оценки в бухгалтерии на основании учетных цен и данных об остатках запасов по карточкам складского учета. Оперативность метода заключается в периодическом составлении реестров Сдачи приходных и расходных первичных документов. На основании первичных учетных документов по движению запасов и оборотных или сальдовых ведомостей заполняются регистры аналитического учета: ведомости распределения, отгрузки, движения запасов.[14,c 251].
     Альтернативой ему в условиях незначительной номенклатуры потребления, выступает метод по отчетам материально ответственных лиц. Учет операций движения запасов ведется по унифицированным первичным документам. Для отражения специфичных операций организация может разрабатывать свои первичные учетные документы. К учету они могут приниматься, только если содержат обязательные реквизиты.
       Налогооблагаемая прибыль уменьшается  на сумму, которую предприятие  потратило на покупку сырья  и материалов. Для этого необходимо определить их стоимость и отразить в бухгалтерском и налоговом учете. Но в одном виде учета эта стоимость определяется не так, как в другом. Поэтому ее размер, указанный в бухгалтерском учете, будет отличаться от той величины, которая сформирована в учете налоговом.
       Налоговый учет материальных  расходов следует вести, основываясь  на тех же первичных документах, что используются в бухгалтерском  учете. К ним, прежде всего,  относятся расчетные и сопроводительные  документы, которые выдают поставщики материалов: платежные требования и требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные, спецификации и сертификаты.
         Чтобы рассчитать сумму материальных  расходов, нужно определить стоимость  товарно-материальных ценностей,  которые в эти расходы входят. Эта стоимость складывается из цены материалов и затрат на их приобретение - комиссионных вознаграждений, уплаченных посредническим организациям, ввозных таможенных пошлин и сборов, расходов на транспортировку и хранение материалов и т. д. Так сказано в пункте 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
        Похожее правило действует и  в бухгалтерском учете. Согласно  пункту 5 Положения по бухгалтерскому  учету "Учет материально-производственных  запасов" (ПБУ 5/01), утвержденного  приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н, материалы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической себестоимости. Она складывается из:
            - сумм, уплачиваемых поставщику (продавцу);
            - стоимости информационно-консультационных  услуг, связанных с                 приобретением материалов;
          - таможенных пошлин;
          - вознаграждений, уплаченных посредникам;
                    - процентов по кредитам и займам, взятым для оплаты материалов;
                  - расходов по содержанию заготовительно-складского аппарата (в том числе зарплаты работников этих подразделений, а также начисленного на их зарплату единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
- других  затрат, непосредственно связанных с приобретением материалов.
           Некоторые затраты в бухгалтерском  учете включаются в фактическую  стоимость материалов, а в целях  налогообложения - нет. Во-первых, это заработная плата работников, которая в соответствии со  статьей 255 Налогового кодекса РФ учитывается в составе расходов на оплату труда. Во-вторых, это суммы единого социального налога и обязательных страховых взносов, которые для целей налогообложения считаются прочими расходами (подп.1, 5 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). В-третьих, это проценты по кредитам и займам, взятым для оплаты материалов, которые входят во внереализационные расходы и нормируются для целей налогообложения (подп.2 п.1 ст.265 Налогового кодекса РФ). На эти суммы стоимость сырья и материалов, отраженная в бухгалтерском учете, будет отличаться от той, которая используется при расчете налога на прибыль.
       В целях налогообложения стоимость  сырья и материалов должна  отражаться в налоговых регистрах.  В принципе никто не запрещает  использовать бухгалтерские ведомости в качестве регистров налогового учета. В этом случае организации придется самостоятельно решать, как она будет корректировать стоимость материалов, отраженную в бухгалтерском учете, для целей налогообложения. Наладить систему таких корректировок и при этом не запутаться будет довольно сложно. Ведь, как правило, в организацию поступает множество партий всевозможных материалов, приобретенных у разных поставщиков по разным ценам. Неодинаковы и расходы на транспортировку, складирование и хранение различных партий материалов.
          Поэтому большинству организаций придется отражать стоимость приобретенных сырья и материалов в отдельных регистрах налогового учета.                Формы регистров организация может разработать самостоятельно или воспользоваться теми, которые разработало МНС России. Сначала стоимость каждой партии сырья и материалов формируется в Регистре-расчете формирования стоимости объекта учета. Затем эта стоимость переносится в Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО), или в Регистр информации о движении приобретенных партий сырья/материалов, учитываемых по средней себестоимости. Данные регистры нужно завести для каждого вида сырья и материалов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Основные  элементы системы  внутреннего контроля за  использования  сырья и материалов
 
             В систему внутрихозяйственного (внутреннего ) контроля принято  

включать  три элемента: систему бухгалтерского учета, контрольную среду     

 и   средства контроля. 

     Внутрихозяйственный контроль организуется  на средства хозяйствующего субъекта  внутри предприятия по решению  руководства для повышения эффективности  управления. Информацию внутрихозяйственного  контроля, как правило, использует  управленческий персонал. Внутрихозяйственному контролю подвергаются все участки и структурные подразделения хозяйствующего субъекта, он охватывает всю финансово-экономическую и производственную деятельность предприятия в целом. По этим причинам, когда речь заходит о внутрихозяйственном контроле, часто говорят о системе внутрихозяйственного контроля.
 Система  внутреннего контроля представляет  собой комплекс упорядоченных  взаимосвязанных мер, методик  и процедур, которые используются  сотрудниками, подразделениями и  руководством хозяйствующего субъекта в целях обеспечения соблюдения политики руководства и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный контроль осуществляется силами конкретного экономического субъекта для постоянного надзора и проверки совершаемых операций, принятия оперативных мер. При этом конкретная система внутреннего контроля и ее эффективность зависят от методов деятельности экономического субъекта, организации и технологии производства, порядка сбора, обработки и анализа информации и других факторов.
       Многообразие действий, осуществляемых  для организации внутрихозяйственного  контроля, условно можно сгруппировать  по трем блокам:
                надлежащая система бухгалтерского  учета;
          контрольная среда;
          отдельные средства контроля 

            Под системой бухгалтерского  учета понимают ": совокупность  форм и методов, применяемых  экономическим субъектом для  организации и ведения бухгалтерского  учета имущества и обязательств  и подготовки бухгалтерской отчетности" (26, с.290). "Цель учетной системы организации -  заключается в определении, накоплении, классификации, анализе, регистрации и представлении отчетности о хозяйственных операциях и обеспечении учета связанных с ней активов" (24, с.267).
          Согласно  п.4.2 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" контрольная среда, под которой понимаются ": осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, включает:
          стиль и основные принципы управления данным экономическим        субъектом;
          организационную структуру экономического субъекта;
          распределение ответственности и полномочий;
          осуществляемую  кадровую политику;
          порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
          порядок осуществления внутреннего управленческого  учета и подготовки отчетности для  внутренних целей;
          соответствие  хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства".
          Также под средой контроля понимают ": действия, мероприятия и процедуры, которые  отражают общее отношение высших кругов администрации, директоров и  владельцев организации к контролю и важность контроля для этой организации" (24, с.265).
          Контрольная среда понимается также как общее  отношение совета директоров и менеджмента  к необходимости осуществления  контроля в организации и предпринимаемые  в этой связи действия (28) Контрольная  среда позволяет обеспечить необходимую  структуру и предпосылки для достижения главных задач системы внутреннего контроля. Контрольная среда включает:
          этические ценности;
          философию и стиль управления;
          организационную структуру;
          распределение полномочий и ответственности;
          политику  и практику управления персоналом;
          компетентность персонала.
    Под средствами контроля понимает ": конкретные контрольные мероприятия, установленные  руководством и осуществляемые сотрудниками в ходе хозяйственной деятельности" (27, с.162). "Средства контроля, т.е. конкретные действия и мероприятия, вытекают из разработанной руководством учетной политики организации и служат для ее реального воплощения" (25, с.176).
      К наиболее распространенным  средствам контроля относят, например (26, с. 293):
          распорядительные  подписи на документах руководителя и (или) главного бухгалтера либо других уполномоченных лиц;
          внутренние  и внешние сверки расчетов;
          встречные взаимопроверки бухгалтерских записей;
          проверку  правильности осуществления документооборота;
          плановые  и внезапные инвентаризации имущества и обязательств экономического субъекта в соответствии с установленным порядком;
осуществление мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к активам экономического субъекта.
       Цель аудиторской проверки учета  сырья и материалов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению материалов, в  установлении правильности оформления операций за использованием сырья и материалов в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.
     Основными задачами учета сырья и материалов являются:
      - формирование фактической себестоимости запасов;
    - правильное  и своевременное документальное  оформление операций и обеспечение  достоверных данных по заготовлению,  поступлению и отпуску запасов;
    - котроль  за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
    - контроль  за соблюдением установленных  организацией норм запасов, обеспечивающих  бесперебойный выпуск продукции,  выполнение работ и оказание  услуг;
    - своевременное  выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявление иных возможностей вовлечения и в оборот ;
       - проведения анализа эффективности  использования запасов. 
Аудитор проверяет выполнение основных требований предъявляемых к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, таких как сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода), учет количества и оценка запасов; достоверность данных аналитического и  синтетического учета.
       Первым этапом проведения аудита  является планирование аудиторской проверки учета запасов. Планирование позволяет контролировать порядок и сроки проведения проверки, от качества планирования зависит и качество проверки.
     Результатом планирования аудита выступает программа  проведения проверки сырья и материалов .
Таб 1.1
     Программа проведения проверки  сырья и  материалов
Перечень  мероприятий Периодичность Рабочие документы
1 2 3
1 Проверка аналитического учета  движения материальных ценностей  на складах предприятия
Изучение  организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складских карточек) Один  раз в начале проверки Инструкция  о приемке материалов, техпаспорта  по весоизмерительным приборам, книги  санитарного состояния складов
Изучение  организации пропускной системы  при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия Один  раз в начале проверки Книга регистрации  пропусков, сообщения работников охраны и кладовщиков
     
Проверка  полноты оприходования ценностей  и правильность их оценки В течение  года Таблицы сверки внутренних документов с документами  поставщиков
Установление  соответствия данных складского учета  данным бухгалтерского учета по складам, субсчетам и номенклатурным номерам  материалов        В течение  года Оборотные ведомости, карточки складского учета       
Проверка  полноты и качества инвентаризации производственных запасов, специальной  одежды, специального инструмента и  оборудования        Декабрь 200_г. Приказ  о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, таблицы по данным инвентаризационных ведомостей
 
 
 
 
 
Продолжение таб.1.1
Перечень  мероприятий       Периодичность Рабочие документы
      1       2       3
2 Проверка учета материальных  ценностей, списания недостач, потерь  и хищений
Проверка  операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов        В течение  года 
 
 
      
Расходные документы  по учету материалов, счета-фактуры 
      
Проверка  обоснованности списания отклонений в  стоимости материалов на выпуск готовой  продукции        Один  раз в квартал Акты и другие документы на списание расхода материалов       
Проверка  обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей Декабрь 200_г       Акты  на списание хищений, недостач, потерь
Проверка  бухгалтерского учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды Один  раз в квартал Расходные документы  по приходу и расходу материалов
3 Проверка сводного учета материальных  ценностей
Проверка  данных аналитического и синтетического учета по синтетическим счетам, субсчетам, направлениям затрат Один  раз в квартал Сводные ведомости по расходу материалов, ведомости незавершенного производства, журнал-ордер № 10
 
4 Анализ использования материальных  ценностей
Выявление неиспользуемых материалов в течение отчетного года Декабрь 200_г. Карточки складского учета, оборотные ведомости
Выявление неиспользуемых материалов, специальной  одежды и специального инвентаря  свыше одного года Декабрь 200_г. Карточки складского учета, оборотные ведомости
 
 
 
 
 
 
 
   
Оценка  системы внутреннего контроля и  учета запасов может производиться двумя способами:
     1) качественная оценка — основана  на разработке тестов с ответами  «Да» и «Нет» и их оценками  в совокупности,
     2) количественная оценка - соответствует  требованиям правил «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» Тесты оцениваются баллами по шкале от «низкий» до «высокий» (шкала не менее трех баллов).
     При оценке системы внутреннего контроля и учета запасов как хорошей, аудитор может применить выборочную проверку первичных документов и регистров бухгалтерского учета, отражающих движение запасов, что значительно снизит трудоемкость проверки.
     Порядок определения выборки и распространения, ее результатов на оценку всего учета  запасов регулируется правилом «Аудиторская выборка».
     Для целей проверки учета запасов  могут использоваться следующие  методы отбора элементов совокупности в выборку: случайный, систематический, комбинированный.
     Изучение  систем внутреннего контроля и учета  запасов происходит, как правило, путем визуального ознакомления с документами и опросов персонала, принимающего участие в обеспечении функционирования системы бухгалтерского учета.
     Чем лучше организована система внутреннего  контроля, тем меньше может быть риск необнаружения ошибок при выборочной проверке, тем меньше времени потребуется для проверки.
     Проверка  учета сырья и материалов ведется  методом детальной проверки отражения  в бухгалтерском учете оборотов сальдо по счетам.
     Предметами  контроля являются:
    первичные документы и другие документы, на основании которых производятся записи в регистрах;
    счета синтетического учета по учету затрат, запасов, расчетов, денежных средств;
    регистры аналитического и синтетического учета;
    статьи отчетности, которые формируются указанными счетами. 
     На  начальной стадии проверки учета  запасов следует ознакомиться с  учетной политикой организации. С этой целью необходимо проанализировать элементы учетной политики.
     На  основе анализа могут быть сделаны  следующие выводы:
     1) учет запасов ведется в соответствии с нормативными актами, но это не зафиксировано в учетной политике,
     2) учет операций с запасами не  соответствует учетной политике,
     3) положения учетной политики не  соответствуют нормативным актам,
     4) учет операций с запасами ведется с нарушением нормативных актов,
     5) большинство положений учетной  политики отсутствует.
Таб.1.2
       Аудиторские процедуры, применяемые  при аудите запасов для сбора  доказательств
Вид процедуры Назначение  процедуры Средства процедуры
1      2 3
Инвентаризация Подтверждение реальности остатков запасов на складах, отгруженных запасов, сумм дебиторской и кредиторской задолженностей Инвентаризационная  опись ТМЦ, акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, отчет о движении запасов в подразделениях       
Соблюдение  правил учета операций Подтверждение соблюдения методологии, принципов учета поступления, списания, использования, продаж, отгрузки запасов и образования задолженностей Журналы–ордера, ведомости, главная книга, нормативные акты, план счётов, учетная политика организации
 
                       
Прослеживание от первичных документов до регистров учета Позволяет обнаружить неучтенные операции па поступлению, выдаче, отгрузке, реализации запасов (подтверждение полноты) Первичные документы, журналы–ордера, ведомости, главная книга
Подтверждение от третьих лиц Проверка реальности сумм дебиторской и кредиторской задолженности Счета-фактуры, аналитические ведомости, письменный ответ
Пересчет  выборочно Проверка правильности  подсчета оборотов по поступлению, использованию, продаже запасов, определения фактической цены закупай отгрузки запасов Журналы-ордера, ведомости, главная книга, бухгалтерские справки, расчеты
Аналитические процедуры      Позволяет выявить, проанализировать и оценить финансово-экономические показатели деятельности организации Квартальные и  месячные отчеты производства, прогнозы прибыли, бухгалтерская отчетность за предыдущие годы
 
 
Основными источниками информации являются первичные  документы по учету сырья и  материалов, и различные аналитические  и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы.
     Доверенность (формы № М-2 и М-2а). Применяется  для оформления права лица выступать  в качестве доверенного лица организации  при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
     Приходный ордер (форма № М-4). Используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки.
     Акт о приемке материалов (форма №  М-7). Необходим для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с  данными сопроводительных документов поставщика.
     Лимитно-заборная карта (форма № М-8). К ней прибегают  для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца.
     Требование-накладная (форма № М-11). Используется для  учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. 

     Накладная на отпуск материалов на сторону (форма  № М-15). Нужна для учета отпуска  материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям.
     Картонка  учета материалов (форма № М-17). Применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала.
     Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35). Сфера его использования следует из его названия.
     Общие данные по учету материальных ценностей  и производственных запасов проверяются  по статьям раздела 2 «Оборотные активы» актива баланса (форма № 1) по строкам 210, 211, 212, 213, 217 и по таким бухгалтерским регистрам, как главная книга, журналы-ордера № 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах.
     Аудитору  следует обратить внимание на то, как  учитываются материальные ценности — по фактической себестоимости  их приобретения (заготовления) или  по учетным ценам; какой метод  используется для списания материальных ценностей на затраты производства; каковы способы учета движения материальных ценностей на складах.
     Основным  элементам учетной политики, относящимся  к организации учета ТМЦ, соответствуют  следующие варианты выбора:
     1) форма бухгалтерского учета: упрощенная, мемориально-ордерная, журнально-ордерная, компьютеризованная;
     2) способ оценки материалов, списываемых  в расход: по себестоимости единицы  запасов, средней себестоимости,  себестоимости первых по времени  закупок (ФИФО), себестоимости последних  по времени закупок (ЛИФО);
     3) оценка материалов в текущем учете: по фактической себе стоимости. 

           После проверки выполнения положений учетной политики можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:
     - аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;
     - учет использования материальных  ценностей по направлениям затрат  списания недостач, потерь и хищений  материальных ценностей;
     - свободный учет материальных  ценностей;
     - анализ использования материальных ресурсов.
     Для подтверждения фактического наличия  товарно-материальных ценностей можно  провести инвентаризацию. В ходе аудиторской  проверки аудиторы могут сами проводить  инвентаризацию или наблюдать за ходом ее проведения.
     Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно прибегают к пересчету данных.
     Отражение в бухгалтерском учете проведенных  хозяйственных операций и реальность остатков на счетах учета ТМЦ проверяют с помощью подтверждения.
     Проконтролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией, и корреспонденцию счетов по движению ТМЦ можно путем проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных  операций.
     Устный  опрос используется в ходе получения  ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния  учета ТМЦ, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных положений совершенных  хозяйствен операций, вызывающих сомнение или неясных.
        Подтвердить правильность отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноту и своевременность их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованность их оценки можно проверкой документов.
     В процессе проверки операций, отраженных в первичном учете, журналах-ордерах, ведомостях, главной книге и бухгалтерской отчетности, используется прослеживание. Особое внимание необходимо обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.
     При сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в различные периоды, данных отчета о движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между  различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применить аналитические процедуры.
     Проверяя  организацию учета движения материальных ценностей на складах, прежде всего  надо проконтролировать организацию  складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять преимущественно три основных варианта контроля учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый), карточно-документационный и бескарточный.
     Если  применяется оперативно (сальдовый) метод, то аудитор проверяет ведомости, но приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями.
     Карточно-документационный метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-сумовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и сверяет остатки с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль-трудоемкая операция.
     Наиболее  эффективен бескарточный метод. Он применяется, как правило, при использовании  персональных компьютеров (ПК). В этом случае карточки складского учета в  обычном виде не ведутся. Сам процесс  складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как сверяются данные складского учета с бухгалтерскими данными.
     Налог на добавленную стоимость учитывается по дебету счета 19 (субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам») в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Аудитору необходимо проверить, как было образовано сальдо по счету 19 и как производилось его отнесение на счет 68. Налог на добавленную стоимость по материальным ресурсам списывается полностью на счет 68 в момент оплаты счетов.
     Особое  внимание следует уделить проверке расчетов по списанию материальных ценностей на затраты производства. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов: по себестоимости единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО), себестоимости последних по времени приобретения закупок (метод ЛИФО).
     Метод оценки по себестоимости единицы  запасов предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости  единицы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая. Метод оценки по средней себестоимости является наиболее распространенным. При его применении важно правильно устанавливать средние цены.
Метод ФИФО оценки запасов основан на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.
     Метод ЛИФО основан на допущении, противоположном  методу ФИФО. При этом методе ресурсы, которые поступают в производство, оцениваются и списываются по себестоимости последних в порядке  по времени закупок. Материальные ресурсы, остающиеся на складе на конец отчетного периода, оцениваются по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок.
     По  каждому методу применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Неоценимую помощь ему может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.
     Проверка  правильности отнесения и списания материальных ценностей, выявленных в  ходе инвентаризации, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар) или в результате проведения инвентаризации.
     Порядок списания сумм недостач, хищений и  потерь от порчи ценностей регулируется законодательством Российской Федерации и учредительными документами. Списание недостач и потерь от порчи ценностей отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73, 91 и др.
     Ведение учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды проверяется в следующем порядке. Вначале необходимо проверить, как оприходовались такие материальные ценности.
Так, поступление  таких ценностей учитывается на счете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», а выдача таких ценностей в эксплуатацию оформляется путем переноса с кредита счета
     10-10 в дебет счета 10-11 «Специальная  оснастка и специальная одежда  в эксплуатации». Далее проверяют, как велся учет выданной специальной одежды и приспособлений в эксплуатацию, каким способом производилось погашение их стоимости (пропорционально объему выпущенной продукции: линейным способом), как велся оперативный учет специальных инструментов и приспособлений, специальной одежды и др., как было оформлено их выбытие из эксплуатации.
     Заключительный  этап проверки — контроль ведения  сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера № 10, ведомостей форм 10, 10с, 11, 14, 15с и главной книги.
     При необходимости аудитор может  провести анализ всей системы организации  учета материальных ценностей и  дать рекомендации по ее рационализации.
     Анализ  использования материальных ресурсов предусматривает получение данных о соответствии запасов установленным нормам, о расходе материалов (в натуре или по стоимости) на 1 руб. изготовленной продукции и др.
     Рационализации  учета производственных запасов  можно достичь путем использования  ПК, применения наиболее эффективных  методов учета и оценки запасов, а также движения материальных ценностей на складах.
     Аудитор должен проверить и оценить результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей. Для этого используются инвентаризационные и сличительные ведомости, анализируется со держащиеся в них данные. На этом основании дается общая оценка этой работы. При выявлении отклонений фиксируются замечания и неточности, которые должны быть исправлены.
     Наиболее  характерны следующие ошибки по учету  материалов:
     1) не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально ответственными лицами);
     2) неправильно оформляются документы  по приходу и расходу товарно-материальных  ценностей;
     3) не ведется аналитический учет  движения материалов в бухгалтерии;
     4) нерегулярно сверяются данные по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия, не проводится ежегодная инвентаризация материалов;
     5) на складах хранится большое  количество неиспользуемых материальных  ценностей; неправильно списываются  материалы по направлениям затрат.
     Аудит документооборота осуществляется с  использованием процедуры «Проверка  документов».
     На  основе анализа нарушений могут  быть сделаны следующие выводы:
     1. существуют систематические ошибки  в оформлении документов;
     2. искажения носят случайный характер;
     3.искажения  носят преднамеренный характер.
     Перед тем, как начать детальную проверку оборотов и сальдо по счетам 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», необходимо применить аналитические процедуры, чтобы выявить изменения сальдо оборотов по счетам в динамике, рассчитать долю сальдо по счетам в активе баланса и также рассмотреть эти показатели в динамике. Это позволит определить направление развития предприятия, характерные изменения счетов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.