На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Женщина, как руководитель, особенности стиля управления персоналом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Женщина, как руководитель, особенности стиля  управления персоналом 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

  

Введение……………………………………………………………………….2 

Глава 1. Женщина-руководитель (мифы и реальность) 

1.1 В чем отличие мужского и женского стиля руководства?.......................5 

1.2 Восприятие руководителя мужчинами и женщинами…………………..9
1.3 О деловых качествах женщины…………………………………………..13
1.4 Особенности межличностного взаимодействия………………………...17 

Глава 2. Секрет успешной Женщины 

2.1 Особенности женского мышления……………………………………….21 

2.2 Как женщине стать руководителем………………………………………25
2.3 Имидж – путь к успеху……………………………………………………30 

Глава 3. Формирование деловой женщины 

3.1 Женщина-руководитель на работе и дома……………………………….34
3.2 Правила управления персоналом…………………………………………38
3.3 Быть или не быть?...  ……………………………………………………....39 

Заключение……………………………………………………………………43 

Список  используемой литературы…………………………………………45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя-женщины. В  ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными и в особенности руководителя-женщины. 

В настоящее  время для многих стран характерна тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако такое явление, как использование женского труда  в управлении, фактически остается для российских условий по-прежнему непривычным и новым. На протяжении последних двух-трех поколений в развитых странах женщина получила одинаковые права с мужчиной. В силу этого равноправия к ее неизменной роли хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода прибавилась другая роль, не менее важная и трудоемкая — работающей жены и матери. 

В России принцип  равноправия и равных возможностей закреплен в п.З ст. 19 Конституции  РФ: "Мужчины и женщины имеют  равные права и свободы и равные возможности для их реализации". К сожалению, это положение зачастую не подкреплено практикой: сегодня неравенство проявляется и в занятости женщин, и в оплате их труда, и в управлении делами отдельных организаций и государства в целом. 

Сферы приложения активности женщин исторически были весьма ограничены, вековой опыт руководства домашними делами укрепил понимание "женщины-менеджера" только на уровне семейной экономики. Поэтому проблемы женского руководства до недавнего времени не привлекали должного внимания со стороны науки — управления, социальной психологии, социологии и др. Так, например, в области руководства персоналом исследования традиционно ориентировались на мужчину-руководителя. Это считалось своего рода стандартом, поскольку именно мужчины во все времена доминировали среди руководителей, как в государственной службе, так и в бизнесе. 

В последние  десятилетия влияние тендерных  различий на трудовую деятельность и  карьеру, прежде всего особенности  поведения женщин в организации, стало объектом специальных исследований. Проблемы труда женщин, в том числе и руководителей, периодически освещаются в работах российских и зарубежных ученых. 

Данная область  исследований является столь обширной и разнообразной, что некоторые  теоретические и практические вопросы  еще не получили достаточно полного  освещения. Больше всего хотелось бы понять: верно ли утверждение, что бизнес — это мужской мир и женщина, вошедшая туда на первых ролях, обязательно должна жертвовать чем-то важным? Может ли она быть хорошей женой, хозяйкой дома, матерью и одновременно руководителем? Сохраняется ли семья, если традиционные роли мужа и жены начинают меняться, если рабочий день длится слишком долго и времени на личное не остается совсем? Смогут ли современные женщины вынести на своих плечах все тяготы управления организацией? Стоит ли женщине подражать мужчине в решении вопросов управления персоналом? Имеет ли женский стиль управления свои особенности? Что мешает женщине реализовываться в сфере лидерства и управления? Каков портрет женщины-руководителя XXI века? Все эти вопросы для нашей страны являются сегодня актуальными, поскольку многие из них остаются без ответа в плане их теоретической и практической проработки. 

Становление рыночной экономики может быть успешным, если в полной мере будут приведены  в действие резервы, заключающиеся в трудовом потенциале работников и, в частности, руководителей-женщин. А глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в России, делают необходимым анализ механизмов формирования и развития трудового потенциала руководителей-женщин в системе управления на основе выявления и учета новых факторов, детерминирующих его состояние и перспективы использования.  

Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:
    Выявление отличий мужского и женского стилей руководства;
    Анализ восприятия руководителя мужчинами и женщинами;
    Выявление особенностей женского стиля мышления;
    Выявление возможностей реализации трудового потенциала женщин и рассмотрение возможностей стать руководителем;
    Анализ сложностей на работе и дома;
    Выявление особенностей женского стиля управления.
 
Сегодня женщина  все в большей степени может  выбирать наиболее импонирующую ей ориентацию на семью, профессиональную или общественную деятельность. Однако все это еще  не снимает унаследованных от прошлого трудно решаемых женских проблем. Поэтому данная работа — это попытка обозначить и решить несколько из них. А исследования деловой активности женщин в области управления в социальных и экономических системах должны и будут продвигаться по мере того, как все большее количество женщин с образованием и современным типом мышления вступит на рынок труда России. 

Изучение личности работника в организации, в частности  роли женщины-руководителя, анализ влияния  организации на социально-психологическую  структуру и развитие коллектива - всё это и многое другое составляют актуальность данной курсовой работы, подтолкнувшие меня к более тщательному изучению психологии управления.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Женщина-руководитель (мифы и реальность) 
 

1.1 В чем отличие мужского и женского стиля руководства? 

Мир изменился, во многих отраслях жесткое иерархическое  управление оказывается менее эффективным  по сравнению с управлением, построенным  на влиянии, убеждении и мотивации. 

В отличие от мужчин-руководителей, которые пытаются любую структуру выстроить в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитают более тонкие инструменты управления, построенные на внимании к личности. Иными словами, в терминах социологии женщины управляют при помощи инструментов влияния, основанных на горизонтальных связях (убеждение и мотивация), а мужчины — на основе инструментов власти (принуждение и иерархия). Именно поэтому мальчики постоянно соревнуются, а девочки договариваются, пытаются решить задачу, мотивируя исполнителей на личностном уровне. 

Женщина обладает большей контактностью и практичностью  мышления. Если мужчина склонен строить  долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, "здесь и сейчас". Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчины реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она чётко различает дело и развлечения. 

Один из главных  подводных камней на пути развития карьеры деловой женщины - нехватка глобального, обзорного взгляда  на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах  и эмоциях, вязнуть в системе  человеческих отношений. Эти "демоны" могут сыграть злую шутку с деловой женщиной. Поэтому всегда желателен совет мужчины. 

Управление, построенное  на основе влияния, может привести к  некоторой анархии. Женщины-руководители часто не могут эффективно выстроить  отношения с мужчинами-подчиненными.  

Многие мужчины, привыкшие к иерархическим отношениям власти "начальник — подчиненный", считают проявлением слабости попытку  руководителя-женщины управлять  в системе партнерского взаимодействия. Что касается управления женщинами, привыкшими к мужскому стилю начальствования, то появление женщины-руководителя часто влечет за собою расцвет интриг и подсиживания. 

Женщина не способна качественно управлять в иерархической  системе, она будет делать это  хуже мужчины-руководителя. Но условия  бизнеса в наши дни меняются все чаще и чаще, компании вынуждены делать организационные структуры все более адаптивными и руководить сотрудниками приходится с помощью не властных, а мотивационных инструментов, поэтому будет расти востребованность женщин-руководителей. 

Всегда будут  женщины, успешные в бизнесе. Но успешных мужчин, прежде всего на руководящих  постах, всегда больше. Это связано  с генетикой полов, от которой, что  бы ни придумывали, мы никуда не денемся. Женщины ориентированы на стабильность, а природа бизнеса требует склонности к риску, к инновациям, в чем гораздо сильнее мужчины. Есть профессии, где требуется умение не столько рисковать, сколько выстраивать систему, поддерживать ее стабильность, предвидеть заранее грядущие изменения. На этих полянах в качестве более эффективных управленцев, вполне возможно, будут преобладать женщины. 

Бытует мнение, что женщинам сложно управлять мужчинами-подчиненными. 

Мужчине проще  управлять мужчинами, так как  они достаточно легко выстраиваются  в иерархическую властную пирамиду. Срабатывает стереотип "мужской культуры", свойственный России. Наших мальчиков долгое время воспитывали в убеждении, что женщины не способны к руководящей работе. 

В это уверовали  и многие женщины, которые еще  долгое время нипочем не выберут  в президенты женщину. Женщине-руководителю, действительно, тяжелее совмещать работу и дом. Мужчины, имеющие семью, более свободны от домашних забот и детей, чем женщина — даже при наличии в доме помощниц по хозяйству. 

Если женщина  занимает руководящую позицию, ей приходится конкурировать по мужским правилам, которых в управлении гораздо больше: защищать свою территорию, отстаивать право на свою точку зрения и право влиять на развитие компании. 

Бывают мужчины, для которых в принципе невозможна даже сама идея партнерского взаимодействия с женщиной. Нормальное партнерство складывается, когда взаимодействие идет на уровне "взрослый — взрослый". Проблемы возникают, если женщина-руководитель начинает вести себя с подчиненными либо с позиции "ребенок — родитель", либо, что еще хуже, "родитель — ребенок". 

Забота и мелочная опека — разные вещи. Проявлять  человеческие качества по отношению  к подчиненным, уважать личность, не топтаться на самолюбии — это  не то же самое, что превращаться в  мамочку и бесконечно досаждать  коллегам нравоучениями.  

Если женщина  сама не является владельцем бизнеса, завоевать авторитет среди коллег-руководителей  она может только, если они мужчины, которые способны воспринимать партнерские  отношения, могут и готовы работать с любым партнером вне зависимости от пола в системе "взрослый — взрослый". Если коллега-менеджер — самодур по жизни или "приниженная роль" женщины заложена в религии, которую он исповедует и которую он впитал с молоком матери, то добровольно, без принуждения со стороны высшего руководства, он никогда не смирится с тем, что женщина может занимать равную с ним позицию. В этом случае конфликты неизбежны.  

Считается, что  женщине, чтобы эффективно руководить, нужны два качества — мужской  склад ума и стервозность. 

По поводу мужского склада ума у женщин — это еще один миф. Нет женщин с мужским складом ума. То, что называют мужским складом ума, — логика, жесткость, прямолинейность — присуще обоим полам. Просто мужчины спокойно воспринимают эти качества в себе подобных, а женщин, применяющих их в управлении, называют стервами. 

На самом деле качество управления зависит от интеллекта, интуиции, логики, способности работать с людьми, а эти качества свойственны  как мужчинам, так и женщинам. 

Когда женщина-руководитель проявляет жесткость и требовательность, необходимую для выполнения какой-либо работы в срок, на эмоциональном уровне подчиненными это может восприниматься как проявление "неженских качеств", так как от женщины (и в том числе от женщины-руководителя) исторически ожидают мягкости и уступчивости. Мужчинам часто прощают крики и разносы, женщинам-руководителям такого типа поведения не прощают никогда. 

Я не согласна с  тем, что женщине сложно управлять  мужчинами-подчиненными. Женщина-руководитель не нуждается в дополнительном самоутверждении, а поэтому, управляя компанией, может позволить себе руководствоваться исключительно профессионализмом подчиненных. Выполнив же свою первостепенную, на мой взгляд, в области работы с персоналом задачу — определения профессионального соответствия сотрудников занимаемым должностям, женщина-руководитель как раз и может обезопасить себя от стереотипа пресловутой сложности работы с мужчинами-подчиненными. 

Для руководителя необходимы умение обобщать, хорошие  логические способности, интуиция и  умение брать на себя риски. Эти качества обычно считаются "мужскими", так что в некоторой степени их можно охарактеризовать как "мужской склад ума". Что касается стервозности, то для управления коллективом людей нужен определенный уровень агрессивности: менеджеру приходится увольнять людей, наказывать, принимать непопулярные решения (типа урезания бюджета или снижения премий). Неважно, идет ли речь о женщине или о мужчине. По этой причине абсолютно кроткого человека сложно представить себе в роли руководителя. 

Для того чтобы человек стал хорошим руководителем, он, вне зависимости от пола, должен обладать особыми качествами. Сильный характер, личная ответственность за результат, деловое чутье, высокая трудоспособность, активность, умение воодушевлять и вести за собой коллектив — все то, что называют задатками лидера. В современном мире эти свойства присущи как мужчинам, так и женщинам, хотя и не укладываются в традиционный стереотип женщины-хозяйки, хранительницы очага. 

Тем не менее, между мужским и женским стилями руководства есть и отличия. В управлении коллективом женщина-руководитель реже прибегает к авторитарным методам, вместо прямого принуждения использует методы убеждения, стремится мотивировать, а не заставлять персонал выполнять поставленные задачи. В ходе переговоров женщина реже идет на конфликт, ищет компромиссные варианты, старается не прибегать к необоснованным решениям, идущим вразрез с мнением окружающих; в бизнесе придерживается сбалансированных, обдуманных решений с оправданным риском. Женщинам проще выстраивать и отлаживать рутинные бизнес-процессы, они уделяют больше внимания мелочам и даже после нескольких лет работы на одном месте не устают совершенствовать любимое дело. 

При этом не нужно  думать, что женщина-руководитель склонна  к чрезмерной опеке подчиненных, неспособна отстаивать свои интересы или принимать жесткие решения. Исторически бизнес — это мужская сфера, конкурировать в которой приходится по мужским правилам. Поэтому преуспевают здесь только те женщины, которые превратили свои особенности в преимущества и развили качества хорошего руководителя. Их не так много, и каждая — на виду. Но если менеджер талантлив и его бизнес демонстрирует хорошие результаты, то не стоит акцентировать внимание на том, какого он пола. 

  
 
 

1.2 Восприятие руководителя мужчинами и женщинами 

У каждого человека своё индивидуальное восприятие конкретного  руководителя. Но многие мнения в сумме  создают обобщенный образ руководителя того и другого пола со своим набором  качеств.
На первое место  мужчины в женщине-руководителе ставят женственность, хорошую внешность, обаяние. Мужчинам не нравится в женщине вообще и в женщине-руководителе неряшливость, неопрятность, безвкусица в одежде, безмерная косметика и украшения. 

Вторая группа наиболее ценимых качеств у женщины-руководителя – компетентность (знание дела) и деловитость. Под деловитостью понимаются целеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого до конца, единство слова и дела, точность, обязательность и работоспособность. 

Мужчины с различными оговорками оценивают деловитость женщин-руководителей. Если сухость, лаконичность и даже жесткость делового общения считается более или менее нормальным у руководителей-мужчин, то аналогичное со стороны женщины воспринимается ими как чёрствость. Женщинам же от начальницы нужна мягко-душевная, милосердная деловитость, лишенная металлических конструкций и звучаний. 

Если обобщить мнения мужчин и женщин, то женский  стиль руководства выступает  как сочетание таких неоднородных качеств, как доброта и строгость, женственность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля. 

Специфика мужской  и женской деловитости накладывает  отпечаток на взаимоотношения с  работниками. От руководителя-мужчины  ждут решения вопросов при их понимании, а от руководителя-женщины – сначала понимания, а затем и решения. 

Третья группа качеств – умение общаться с людьми. Представители сильного пола терпеть  не могут, когда руководитель-женщина, копируя далеко не лучшие "образчики", грубит, кричит, стучит кулаком по столу, бранится. Самое приемлемое – оставаться собой, не терять то хорошее, что дано природой. 

Особое качество руководителей-женщин – эмоциональность. Мужчины понимают, что без эмоций нет женщины. Но чисто эмоциональные  методы руководства они не воспринимают или "воспринимают" с резкими оценками. 

И еще одно из отмеченных качеств. В представлении  женщин (в большей степени, чем  у мужчин) руководитель наделен властью  и, следовательно, обязан решать соответствующий  круг вопросов. 

Следует отметить, что оценки женщин применительно к руководителю-женщине имеют свою женскую специфику, окраску. 

Их также привлекают женственность, обаяние, хороший внешний  вид. Причём женщинам свойственно видеть технологию и финансовую сторону  создания привлекательности, отмечать индивидуально-выигрышные и проигрышные моменты. Если руководитель-женщина внешне опускается, то мужчины лишь констатируют сей факт. Женщины же стараются понять, почему это произошло, ищут причины. Женщины-подчиненные высоко ценят в руководителе-женщине умение общаться с людьми и умение создавать дружный, сплоченный коллектив. 

Руководитель, умеющий  общаться с людьми, вовсе не похож  на доброго дядюшку или мягкосердечную тётушку. Он может быть и жёстким, и требовательным, и резким. И  подчиненные не считают, что общительность, внимательность, корректность – лишь приём для обеспечения дешевого авторитета. 

Каждый руководитель имеет свой почерк общения. Однако удалось  выявить – как у мужчин, так  и у женщин, – "антипатичные образы". 

"Дама в  белых перчатках" – внешне  играет в порядочность, уважительность, честность, а на самом деле делает гадости и унижает достоинство подчиненных "приличными методами". 

"Холодно-высокомерная  леди" интересует только работа, а душевные состояния она считает  сугубо личным делом. Она избегает  неформального общения с подчиненными, не проникается их заботами и потребностями, разговаривает свысока, всячески подчёркивает своё руководящее превосходство, легко ранит словом. 

"Жуткая сплетница". Случается, что о руководителе-женщине  подчиненные отзываются весьма неплохо. Но, подчёркивают они, очень портит её слабость – посплетничать, "перемыть косточки", переворошить чужое грязное бельё. 

"Капризная  барышня". Отличительная черта  – замкнутость на себя, обвинение  всех и вся в злом умысле  против неё, недоброжелательстве; бестактность во взаимоотношениях с подчиненными, вечное недовольство результатами их работы. 

"Синий чулок". Отношение к этому типу руководителя  неоднозначное. Это, как правило,  одинокая женщина, категорично  судит обо всём. Упорна и работоспособна. Так как многое из типично женского не играет в её жизни ведущую роль, то на первом месте у неё работа, работа и еще раз работа, которая заменяет ей всё. В этом отношении – она идеальная деловая женщина, своеобразно подтверждающая вывод о том, что профессия руководителя требует большой отдачи, работоспособности и мужской способности отходить от домашних дел. 

Есть руководители с так называемым размазанным  стилем, в котором не проявляется  или слабо сказывается их индивидуальность, самобытность. 

Главные причины формирования такого стиля – попытка превратить себя в некий идеал, подстройка под стиль вышестоящих руководителей. 

В руководителе своего пола женщины высоко ценят  умение создавать дружный, сплоченный коллектив. А оно берет начало в общении с людьми и стремлении создать для них хорошие условия труда, быта и отдыха. Поэтому не случайно женщины связывают умение сплотить людей с инициативностью, энергичностью, деловитостью и организованностью руководителя. 

Мнения о женщинах – руководителях различны и порой противоречивы. Одни считают, что их нельзя пускать во власть, это "святая святых" мужчин, мотивируя это тем, что мужчины быстрей соображают, а, главное, что они уверенней в себе. 

Другие предпочитают руководителей в юбке, ведь они  более сговорчивы и менее амбициозны. 

Психологи отдают предпочтение руководителям-женщинам, обосновывая это тем, что:
из женщин получаются лучшие руководители, потому – что  они умеют думать сразу о нескольких делах и, одновременно, составлять планы  на будущее, тогда как мужчины  способны сконцентрироваться на одном вопросе, предпочитая решать вопросы последовательно;
женщины по своей  природе более организованы и  способны действовать эффективно, потому что они матери, брать на себя ответственность - это в природе  женщины;
женщины целеустремленней и последовательнее мужчины, лучше подмечают, анализируют и учитывают нюансы в работе;
женщины – менеджеры  превышают своих коллег мужчин практически  во всем показателям, они более коммуникабельны, лучше используют возможности решать вопросы обратной связи, им свойственно доверительное поведение, они лучше выполняют организационные и плановые функции, быстрее приспосабливаются к изменению условий, четче осуществляют человекоориентированный менеджмент и, считаясь с подчиненными, способствует этим повышению производительности труда;
женщины руководители лучше знают "шифр к сейфу" пользователей  продукцией своего бизнеса, ориентированны на клиента, на новый продукт (услугу), в котором нуждается рынок. 

Однако психологи  указывают также на теневые стороны женщины- руководителя:
ей приходится демонстрировать чисто "мужские" черты, в частности, агрессивность  и жесткость;
как руководитель женщина зачастую лишена масштабности, присущей мужчинам;
власть портит женщину гораздо больше чем мужчину;
мужчина скорей поймет, что требует от него деловой партнер, и быстрее включится в работу;
сосредоточение  женщины на карьере, отдача любимому делу часто вредит благополучию семьи. 

С настоящее  время в науке управления сформулировано свыше 80 положительных качеств, каждое их которых имеет свою противоположность. При этом не следует абсолютизировать саму последовательность качеств: это - на первом месте, другое – на втором и т.д. У каждого человека свое восприятие конкретного руководителя. Но многие мнения в сумме создают обобщенный образ со своим набором свойств. 

Для руководителей  выпускаются самоучители по мимике, жестам, улыбке, деловой речи и одежде, этикету общения. Эти атрибуты руководства  очень важные. Кстати, правила этикета  женщина хорошо чувствует интуитивно. 

Мужчина, много  работая, не умеет, как правило, расслабляться. Женщина в принципе лучше владеет  сменой ритма на рабочем столе  и темпа труда, различными приемами для снятия напряжения, среди которых, особенно в критических ситуациях  занимают … слезы, исповеди, а то и просто разговор по душам. 

Учитывая, что  руководителю приходится много и  постоянно иметь дело с самым  сильным раздражителем – человеком  и что его профессия одна из наиболее рискованных в психофизическом  отношении, способность снимать  напряжение входит в число профессиональных умений. 

От мужчины  ждут решения вопросов при их понимании, а от женщины – сначала понимания, потом решения. 
 
 

1.3 О деловых качествах женщины 

Главным критерием, который обуславливает  психологические особенности полов, их характерологические и деловые качества, является широта границ проявления генотипа. Рассматривая вопрос о том, что важнее в формировании личности – гены или среда, нужно сказать: для женщины – среда, для мужчины – гены.  

«Женщинам рисковать нельзя, их эволюционная роль иная – сохранение достигнутого и передача его следующим поколениям. Женский пол гораздо пластичнее в процессе индивидуального развития, а также женщина существенно превосходит мужчину в быстроте и легкости приспособления к жизни и условиям окружающей среды за счет более широких границ проявления генотипа. У прекрасного пола четко проявляется склонность к овладению внутренним пространством, у них более тонкий вкус, чем у мужчин и в его развитии женщины могут достигать известной степени совершенства. Они могут лучше различать материалы и формы, лучше слышат, более резко реагируют на шум; лучше видят в сумерках и ночью. С раннего детства они проявляют большие способности к овладению речью, обладают лучшими способностями к общению.  

Известно, что женщины чаще придерживаются крайних взглядов и позиций, в дискуссиях они проявляют более быструю реакцию, но по части обобщений уступают мужчинам. Они больше интересуются людьми, их проблемами, более чувствительны в социальных контактах, могут лучше понять другого человека».  

Женщины робеют перед начальством, подчиняются  чужому авторитету и склонны считать  интересы других более важными, чем  свои собственные. При общении женщины  больше интересуются ничтожными подробностями, чем сутью дела: в злословии  нападают больше на внешность, чем на основные качества людей; в привязанностях ищут больше удовольствий, чем пользы; ошибки осуждают строже, чем преступления; в целом, придают больше значения словам, чем делу. Они склонны чаще перебивать собеседника восклицаниями сочувствия, несогласия, примечаниями, поправками, аналогиями. Для большинства собеседниц женщин эта манера – подбадривающий фактор, означающий повышенное дружеское участие в рассказе собеседника, сопереживание и сочувствие.  

Женщины не придают никакого значения своим словам, зато значение слов мужчины непомерно преувеличивают, и в этом их роковая ошибка. Имея это в виду, при общении с женщиной мужчине в речах следует быть осторожным, а в делах – смелым. Если женщина в чем-то не права, нецелесообразно слишком рьяно пытаться доказать ей это, потому что из этой затеи все равно ничего не получится. Эту черту характера женщин усвоили французы. Их пословица на эту тему гласит: «Если женщина не права, пойди и извинись».  

Женщина, добывающая деньги своим собственным трудом, относится к ним более осмотрительнее и экономнее мужчины. Щедрая женщина – достаточно редкое явление нашей жизни. Она скорее стремится к тому, чтобы беречь и копить деньги, нежели тратить их даже с умеренностью и благоразумием. Женщина всегда хочет быть уверенной в том, что хорошо тратит свои деньги, и ни один экономист не устанавливает более тщательное различие между деньгами и теми благами, которые они доставляют. Женщинам кажется несправедливым, когда платят деньги за идеи, консультации, за советы, одним словом, за неосязаемые вещи, от которых не остается видимых следов, тогда как покупка вещи, обладающей неоспоримой ценностью, всегда имеет веское оправдание. Даже на небольшую сумму денег она сумеет сделать столько покупок, сколько мужчина не смог бы сделать и на гораздо большую сумму.  

Другая  черта женского характера, обнаруживающая ее врожденный порок – скупость – это нежелание давать деньги, она охотнее даст натурой или  работой. Причину такой скупости женщин на деньги надо видеть в том, что они не часто имеют возможность свободно располагать денежными средствами. Поддерживая в доме образцовый порядок и разумную экономию, женщина приобретает огромное влияние на мужчину. Многие мужчины совершенно ошибочно думают, что педантичный порядок в мелочах в доме не имеет особого значения, но тем не менее они неравнодушны к хорошей обстановке и порядку. Но если женщина оказывает влияние на мужчину, она должна знать, что самым верным рычагом управления является его самооценка. Она может выступать в разных обличиях: мускулы, кошелек, положение в обществе, творчество, перспективы, хобби. Как бы щедро ни подкреплялась уверенность мужчины в себе всевозможными успехами, она всегда неустойчива и требует постоянного подтверждения. Но всеобщая ошибка женщин в управлении мужчинами заключается в преимущественном нажатии на отрицательное плечо «рычага», злоупотреблении критикой при отсутствии одобрения. В итоге – пренебрежения семейными обязанностями, измены и другие неприятности. Женщина должна помнить об ущербности мужчины, но никогда не напоминать ему об этом. В повседневной жизни следует постоянно доказывать мужчине, что он может все, что захочет. Женщина должна знать, что очаровательной скромностью и кротостью можно прибрать мужа к рукам гораздо надежнее, чем воинственными попытками самоутверждения. 

Большая ошибка женщины – утрачивание  внутренней независимости, стремясь к  независимости внешней. Во все времена  был известен тип деловой женщины, или «женщины с характером». Внешне у нее высокий открытый лоб, вытянутое лицо с выступающими челюстями, сжатые губы, пронзительный, преисполненный решимости взгляд, мускулы лица и рук напряжены, лицо строгое, часто отсутствует чувство юмора, контролирует проявление своих чувств, ее отличают самовлюбленность, неуравновешенность, стремление к совершенству, желание доминировать над другими. На службе «женщина с характером» одновременно придирчива и деятельна, взбалмошна и рассудительна. И все же чаще всего такие женщины бывают незаменимы. Чтобы быстро не попасть под их полное подчинение, ни в коем случае не следует принимать их «игру».  

Отличительные черты деловой женщины – легкость в общении с окружающими, обязательность, умение быстро договориться о деле и столь же быстро приступить к  его реализации. 

Каждая  деловая женщина, должна ответственно относится не только к своим словам и действиям, но также к своей внешности и внешнему виду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Особенности межличностного взаимодействия 

Время наступает женское. Именно поэтому, мы уже активны, мы чувствуем, что  наше время пришло, что наш час пробил! Мы не знали, а может, забыли, или нам помогли забыть, что способы, которыми мы должны реализовать свой час, иные, нежели способы тех, кто организовал этот мир. А иначе, зачем мы? Пусть бы дальше они и организовывали, ведь так получается? А получается уже не так, и мы все это чувствуем. Мир меняется, меняется психологически. И сейчас женщине приходится работать в мужском обществе и коллективе в 2 – 3 раза чаще, чем в женском. Доказано, что женщине очень трудно стать частью мужской компании, особенно компании «старых друзей», потому что в таких случаях женщине перестает хватать уверенности в себе, независимости, высокой самооценки, в результате они склонны недооценивать собственное умение и интеллект. Но у каждой женщины существует энергетическая возможность «встроиться в мужской поток» (Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение: повседневные практики» М., 2000) и даже воспользоваться энергией мужского Начала Мира. Возможность включиться в «мужской» мир реальна для женщины, но только делать она должна это своими «женскими средствами», а главное женское средство – это уверенность в своем праве реализовываться такой, какая ты есть. Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным, но одновременно – более соревновательным и конфликтным, чем женский, поэтому женщине, не совсем привыкшей к борьбе, порой трудно адаптироваться к мужской среде. Еще одна несовместимость женского и мужского характера состоит в том, что мужчины все время с самого рождения стремятся к независимости, а женщины в большей степени осознают те хрупкие связи, что держат людей в коллективе. Мужчины терпеть не могут, когда кто-то вмешивается в их жизнь, для женщин же плохо не вмешиваться, если кто-то нуждается в помощи, и из-за этого тоже возникают разногласия в общении мужчин с женщинами. «Насколько бесконечны и мизерны те надежды, которые культура может связать с существом женщины» (Отто Вейнингер), ведь мужчины никогда не смогут открыто признать, что согласен с женщиной или признает ее правоту, ведь он рискует потерять свое лицо. Но, тем не менее, психологи установили, что женщины-лидеры, в отличие от мужчин, более эффективны, ведь у них лучше развиты организаторские способности, то есть великолепно распределены обязанности и ответственность, а также они могут прекрасно руководить коллективом. И не надо считать, что «гениальность совершенно недосягаема для женщины».  

Современные психологи не могут не согласиться  с тем, что исторически сложившиеся  полоролевые стереотипы отводят  женщине подчиненную, обслуживающую  роль, в то время как мужчины  воспринимаются как господствующий, более агрессивный пол (Бодалев  А. А. «Психология межличностного общения» Рязань, 1994). В наше время напористое поведение все еще продолжает цениться выше, поскольку ему приписываются такие характеристики, как объективность, непредвзятость, ориентация на решение проблемы. Согласно стереотипному взгляду на мужчин, они более пригодны для занятия руководящих постов, чем женщины, в силу присущего им стиля лидерства. Мужчины считаются более склонными к директивному и автократическому стилю, ориентированному на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, характеризующемуся в общей работе. Если женщины принимали на себя лидерский стиль, который традиционно считался мужским, то их рейтинг падал по сравнению с их мужскими двойниками. При отборе на руководящую должность к женщине предъявляется более высокий стандарт, чем к мужчине, потому что «женщина должна быть вдвое лучше мужчины», при этом продвижение женщины по служебной лестнице идет медленнее, чем мужчины. 

В психологической  литературе все чаще высказывается  мнение, что женщины обладают качествами, дающими им преимущество перед мужчинами. В процессе развития мужчины очень часто бывают уязвимыми физически и более чувствительными к стрессу, женщины же в любой период жизни лучше справляются со стрессом, реже болеют, по характеру более открыты и экспансивны. Женщины чаще улыбаются и смеются, внимательнее смотрят на собеседника и гораздо лучше читают неречевые сигналы – жесты, мимику, интонации, при этом их собственные лица выразительнее, чем у мужчин.  

Женский стиль руководства оказывается более гибким, женщины-лидеры более открыты и общительны, чем это характерно для традиционного мужского стиля. Женщины-руководители оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при контакте с подчиненными. Женщины склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости. А руководители-мужчины более официальны в отношениях с подчиненными. Как отмечает И.С. Кон, все-таки было бы наивно считать, что все мужчины – суровы и грубы, а все женщины – мягки и нежны.  

В соответствии с женскими стереотипами, в женщинах больше ценятся такие способности  как сострадание, доброта, преданность, умение посвятить себя другим. Эти  качества тесно связаны с ее домашней ролью. Женщины, воздействуя на других, чаще используют свое обаяние, социальный интеллект и предприимчивость, пытаются лучше понимать собеседника и владеть собой, и все это требует от них большой силы воли, то есть у них сильнее выражен волевой компонент. Этот факт согласуется с мнением многих психологов о том, что для женщин путь к власти связан с преодолением многочисленных препятствий, тогда как для мужчин – с реализацией многочисленных возможностей. Чтобы женщине занять одинаковое положение с мужчиной, ей необходимо большое число продвижений по служебной лестнице.  

Тем самым  социум ограничивает сферы реализации женщины, и преодолеть эти барьеры  можно только при наличии силы воли и самообладания. Таким образом, выявленные особенности женского и  мужского взаимодействия вполне объяснимы  с позицией ролевой теории. 

 

     
Глава 2. Секрет успешной Женщины 
 

2.1 Особенности женского мышления 

Участие женщины  в бизнесе в развитых странах  явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и  обществе. Скорее вызывает уважение тот  факт, что на этом поприще женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества. 

Существует понятие, что женщины — слабый пол, и  это верно в отношении физической силы. В отношении силы духа —  вопрос далеко не бесспорный. Сила духа особенно важна для женщины - руководителя, она должна управлять, оценивать, вознаграждать или наказывать. А как это воспринимают мужчины? 

Многие из них  считают, что работа под руководством женщины их унижает. Они толком не знают, как вести себя с женщиной-начальником. Зато женщины прекрасно знают, как вести себя с мужчиной-начальником. 

Безусловно, многие профессии гораздо лучше "даются" женщинам в силу их психофизиологических качеств. 

По данным французских  исследователей бизнеса, те из 22 тысяч  фирм, во главе которых стоят женщины, приносят вдвое больше прибыли, чем фирмы, возглавляемые мужчинами, в вдвое быстрее развивают свой бизнес. По данным исследования проведенных британским банком почти треть фирм, учрежденных в 1996 г. были основаны женщинами. На сегодняшний день более 790 тыс. женщин в Англии руководят собственным бизнесом, удачно находят свободные ниши на рынках. 

Усиливается тенденция  проникновения в политическую деятельность и охранный бизнес (например, в Венгрии  в охранном бизнесе 13% женщин, в Великобритании – 18%, в Японии- 20%, в Эстонии более 22 %). 

Женщины с их природой данными качествами особенно уверенно чувствуют себя в финансовой структуре. Они скрупулезно и  дотошно умеют считать деньги (вот только в быту мужчины обвиняют женщин в обратном). Если необходимо исследовать положение фирмы на рынке, женщины успешно справляются и с этим. Усидчивость и скрупулезность, целенаправленность и аккуратность, внимательность женщин в работе известны всем. Сообразительность и гибкость мышления, способность к анализу и оценкам, готовность к принятию решений, коммуникабельность и социальная компетентность – вот те качества, которые присуще женщине и которые необходимы ей как предпринимателю и менеджеру. 

Успеху женщин в предпринимательстве и бизнесе  способствует их умение превращать "надо" в "хочу". Для них "хочу" олицетворение свободы в своих делах, мыслях, судьбе. Превращение "надо" в "хочу" помогает им успешно разрешить еще одну немаловажную задачу: это проблема "долгого ящика", преодоление соблазна отложить "на потом" неприятное или нудное дело. И чтобы этот "ящик" не "висел над ними" и не "давил на психику", они разбирают его довольно быстро, знают, что успех сопутствует тому, кто не всегда делает, что хочет, но всегда хочет того, что делает. 

Женщины очень  поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно! 

Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того чтобы  что-то предпринять самим, они позволяют  событиям идти своим чередом. 

Женщины считают, что решающим фактором профессионального  успеха является их самореализация. В  результате такой "эгоцентричности" они перестают интересоваться более  существенными вещами в своем  окружении, такими, скажем, как система  отношений и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают каких-либо лояльных взаимных отношений, зависимостей отношений типа "ты - мне, я – тебе", взаимной полезности, протекций, возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в своей деятельности мужчинами. 

Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности. 

Мужчины соотносят  выполняемую ими работу исключительно со своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется "здесь и сейчас", а карьера является исключительно личной целью, о результатах достижения которой может судить только сама женщина. 

С самого детства  мужчины настроены на то, что они  будут работать, чтобы, по меньшей  мере, суметь прокормить семью. Только незначительная часть женщин в детстве  задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них пытается найти кого-то, кто будет их содержать. Разница в настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений, складывающихся еще в детстве, огромна. 

Мужчины рассматривают  карьеру как существенную составную часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личного характера, то мужчины ищут возможности "передергивать" личную и профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком разграничении личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь. 

Если мужчины  начинают свою работу на фирме, то они  уже автоматически имеют "генеральский жезл в ранце". Женщины же, напротив, своей работой должны постоянно  доказывать, что они занимаются своим  делом, хотя все и предполагают обратное. 

Другое типичное различие относится к понятию "личная стратегия". Мужчины определяют ее как достижение поставленной цели. Когда перед ними стоит новая  задача, они постоянно задаются вопросом: "Что мне это даст?" Это  решающий вопрос, так как он ставит на карту их будущее. Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущем. Уже во время игры в футбол мальчики учатся тому, как необходимо объединяться в команду, что можно выиграть и проиграть, что отдельные члены команды могут иметь плохой характер.  

Как правило, девочки  не приобретают опыта действовать  в составе команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек никогда не узнает, что означает "командный дух", они не учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмотря на то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии. 

Следующим типичным различием в мышлении мужчины  и женщины является их оценка риска. Для мужчины риск означает потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс. Женщины оценивают  риск как принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности они избегают риска. 

В остальном  женщины склонны в противоположность  мужчинам в своем ролевом поведении  чаще всего придерживаться взгляда: "Я именно такая, какая есть, нравится это другим или нет!". Женщины принимают все очень серьезно. Они вкладывают в происхождение что-то совершенно особенное, поэтому особенно болезненно реагируют на критику и личные оскорбления. Они меньше всего думают о том, что могут справиться с работой, с которой еще незнакомы, или которую никогда не выполняли. 

Разница в мышлении обусловливает то, что большое  количество мальчиков учатся жить между  собой, а девочки очень редко  считают это необходимым. Позднее  по причинам совместных ожиданий и  раннего опыта мужчины учатся участвовать в заседаниях и договариваться между собой, терпеть друг друга. Все это женщины находят непостижимым. 

Групповое поведение  мужчины является в действительности таким феноменом, который заставляет женщин творить примерно следующее: "Как только могут двое мужчин, абсолютно не переносящих друг друга, сидеть вместе на собрании и делать вид, что уважают и помогают друг другу, в то время как другие знают, как обстоит дело в действительности? Как они могут быть такими лицемерами?" Этот вопрос многое объясняет. Деятельность фирмы соответствует действиям коллектива, члены которого заботятся, с одной стороны, о прибыли, а с другой - только о собственном выживании, соответствующая ситуация в отношении прибыли и выживания определяет чаще всего положение каждом отдельного члена коллектива. До тех пор, пока нет прибыли, выигрыша, необходимо соблюдать благоразумие. 

Зачем преднамеренно  наживать врагов, если можно продвинуться вперед, приобрести друзей? Даже двенадцатилетние мальчишки знают, что они ручаются в десяти других, чтобы образовать футбольную команду, а также что они, возможно, могут нормально переносить друг друга, а возможно, и нет. 

Женщины же заботятся  о сохранении хороших отношений, так как эти отношения являются для них самоцелью, и в традиционном женском опыте вряд ли имеется что-то, что может противоречить этой самоцели. На основании этом женщины часто оказываются в ловушке нетерпимости, которую можно определить следующим образом: "Он/она мне не нравится, я не могу с ним/с ней работать". 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Как женщине стать руководителем 

Для успеха в  бизнесе очень важно уяснить  себе, как вы относитесь к деньгам. Власть, сила, слава, успех, благополучие, милосердие, доброта, щедрость – все  это деньги. Что в них видит  конкретный человек, зависит только от него. Конкретный деловой человек, даже самый богатый, обладает лишь некоторым количеством денег, другие владеют всеми остальными, способность чувствовать себя уютно в такой реальности обуславливает психологический покой деловой женщины, делает возможным субсидирование (инвестирование) средств в развитие общества, в добрые дела. Природа денег такова, что они требуют от человека твердой позиции по отношению к себе. И платят ему тем же. Если к ним относятся плохо, они уходят к другому. 

Деньги могут  стать корнем всех бед и неудач. Они в состоянии разрушить психику людей. Накапливая состояние и, не пуская его в деловой оборот, человек разоряет сотни других людей. Когда человеку станет ясно, как он сам к деньгам относится, вопрос, почему у него их столько, сколько есть станет очевидным. Деньги как горное эхо возвращают ему то, что он думает о них, возвращают как эквивалент затраченных разумных усилий. 

Чрезвычайно важно  для достижения длительного успеха в бизнесе быть уверенным в  том, что деньги зарабатываются честными способами, а реализуемый бизнес несет добро людям. Соблюдение этих условий позволяет деловым женщинам быть в ладу с собственным "Я", а деньги будут им в радость. Хорошие дела не остаются незамеченными обществом, повышают имидж, привлекают клиентов, обеспечивают коммерческий успех предпринимательской деятельности. 

Оказавшись в  конкурентной среде, многие женщины-руководители начинают работать в несвойственной им манере и действовать по-мужски. Они слишком увлекаются авторитарным стилем управления, начинают "размахивать шашкой", стремятся принимать как можно больше решений, жестко обращаются с подчиненными и требуют безусловного выполнения всех распоряжений. Впрочем, изначально женщина создана как помощник мужчине, как соработник. Ее задача дополнить команду интуитивным подходом к бизнесу, помочь проникнуть за сухие цифры отчетов. Несвойственная манера поведения не только может привести женщину к психологическому кризису, но и часто настраивает против нее мужскую часть коллектива. 

Когда женщина  достигает серьезных успехов в бизнесе, ее коллеги мужчины начинают видеть в ней конкурента и часто перестают делиться с ней информацией. Сложился стереотип: занятие бизнесом — сугубо мужское дело.  

Женщины-руководители не должны забывать о своей роли в компании. Когда у мужчин опускаются руки, например, после срыва сделки или потери важного клиента, женщина-партнер помогает своим коллегам по-новому взглянуть на ситуацию, иначе оценить сложившиеся обстоятельства. Команда начинает искать новое решение проблемы и, в конце концов, эффективно с ней справляется. 

Впрочем, женщина-руководитель совершенно не обязательно должна быть громоотводом для мужской половины коллектива. Эффективный лидер владеет  разнообразными стилями, поэтому в  случае острой необходимости женское  чутье и гибкость вполне могут уступить место жесткому стилю управления. При этом мужская часть коллектива должна оказывать женщине-руководителю не противодействие, а поддержку. 

В деловом мире существуют жесткие законы поведения, на основании которых партнеры решают, можно ли с этим деловым человеком или фирмой заключать сделку или лучше не делать этого. Хорошая ориентация в этике и протоколе деловых партнерских взаимоотношений необходима деловой женщине. Это обеспечит эффективное и надежное осуществление коммерческих намерений и оградит от нежелательных эффектов. 

Следует отметить, что при общении важно не только то, что вы говорите, но и как вы говорите. Выражение лица, жесты, поза, голос, улыбка, взгляд, пауза порой  могут сказать вашим собеседникам намного больше, чем содержание сказанного. 

Наиболее внимательны  собеседники (партнеры) к вашей мимике, "окаменелое лицо", нахмуренные  брови, гримасы вызывают у собеседника  чувства раздражения. 

В разнообразном  множестве случаев, связанных с  выбором и становлением женщины как руководителя, можно выделить несколько типичных ситуаций. Такой подход в науке управления используется довольно часто, поскольку позволяет показать не столько как надо, а как это есть на самом деле. 

Первая типичная ситуация. Чтобы работать руководителем пришлось преодолевать сопротивление мужа, родных. 

На выбор профессии  руководителя оказывают влияние  не только личные качества женщины, какие-то жизненные обстоятельства, но и отношение  в семье к этому виду деятельности. Когда в семье женщина-руководитель не находит поддержки, зачастую в таких случаях семья распадается, либо женщине приходится отказаться от карьеры. 

Для женщины  стать руководителем – значит, в определенной степени перестать  быть матерью, женой и хозяйкой дома. 

Чтобы женщине  удавалось быть одновременно хорошим работником и привлекательной женщиной, ее супруг должен взять на себя определенную долю нагрузки в воспитании детей и ведении домашнем хозяйства. Нельзя лишать ее шанса самореализации в соответствии с ее собственными представлениями. Этому может прекрасно способствовать работа (включая и стремление сделать карьеру) или учеба. Все более частые попытки представлять супружескую жизнь как истинное партнерство, в котором мужчина в известном смысле играет роль "домашнего хозяина" - обнадеживающий признак. 

Вторая типичная ситуация. Все произошло внезапно, случайно. 

"Внезапных,  случайных руководителей" довольно  много. Узнав об этом, кое-кто  сразу же начинает говорить  о бессистемности при подборе  кадров, недостатков в кадровом  корпусе. Доля правды в этом есть. Принято считать, что система подбора кадров должна напоминать некий идеальный механизм, поставляющий требуемых руководителей. На самом же деле он, несмотря на те или иные организационные рамки, действует, прежде всего, по человеческим правилам, которые невозможно заменить никакими другими. Ведь и выбор руководителя - не что иное, как выражение отношения человека к человеку. 

Принцип внезапности  и случайности не столь уж внезапен и случаен, как может показаться на первый взгляд. Люди узнают друг друга при совместной работе, проявляют интересы, склонности, симпатии и антипатии, пользуются своими и чужими оценками качеств, черт характера, зависят от каких-то обстоятельств. Поэтому неожиданное предложение занять ту или иную должность руководителя обычно имеет свой конкретный исток и внутреннюю логику, непонятную непосвященному. Когда женщина становится руководителем, не исключено, что в организации нужно искать мужчину, который симпатизирует ей и является ее негласным покровителем или союзником. Для преодоления кадрового таинства на практике, особенно в последнее время, используется открытое выдвижение кандидатов в руководящий резерв на собраниях трудовых коллективов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.