На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Рыцарская культура как элемент средневековой западноевропейской ментальной картины

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.2.  Социальные  особенности культуры.
«Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры».1 Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападения варваров в конце концов, погубили эту мощную империю. Именно с V в. начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха античной культуры. Иногда начало средневековой культуры считают с Рождества Христова, потому, что именно оно стало формировать не только новое мировоззрение и новое отношение к миру, но и новые социальные формации: стали рождаться новые формы культуры, возникло новое отношение к человеку.
Но на самом деле фактические  изменения в культуре стали ощутимы  только к V в., потому что именно в это время античные идеи теряли свой смысл, происходило осмысление пройденной истории, но ни в философии, ни в живописи, ни в архитектуре ничего принципиально нового не создавалось. «Происходила своего рода ностальгия по старой уходящей античной культуре, и одновременно с этим осмысливалась новая культура».2
«Именно к V в. сформировались основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские доктрины на вселенских соборах. Это время, когда жили Николай-чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин, Бонавентура, Боэций — те великие святители и философы христианства, которых сегодня называют Отцами Церкви. Они создали идеи, которые стали почвой для нового мировосприятия, нового государства, новых отношений в обществе, новых культурных феноменов, что сыграло огромную роль в формировании нового человека. Новый человек — это человек свободный, человек творческий».3
Таким образом, становление  средневековой культуры происходило  в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское  начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления  европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим  началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как  о единой целостной культуре.
Таким образом, средневековая  культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов  и христианства.
Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло  быть равнозначным. Доминантой средневековой  культуры, ее духовным стержнем стало  христианство. Оно выступало в  качестве новой мировоззренческой  опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.
«Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.
Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль  жизни рыцарства и горожан  предопределили их сосредоточенность  на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности».4
В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают  новые. В городах зарождался новый  образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. «На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом».5 Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.
Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой  культуры, нации, становление системы  образования.
«Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко отразила городская литература. Хотя на раннем этапе развития городской культуры спрос на клерикальную литературу - жития святых, рассказы о чудесах и т.д. - был все еще велик, изменились сами эти произведения: возрос психологизм, усилились художественные элементы».6
В городской вольнолюбивой, антицерковной литературе формируется  самостоятельный пласт, пародирующий основные моменты церковного культа и вероучения (как на латинском, так  и на народных языках). «Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, "Литургия пьяниц"), пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны».7
В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую  героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы  средневековья - животные, плутовские, дурацкие. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных - хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом  льве Нобле, в поведении которых  легко угадывались человеческие черты, свели вместе и переложили на стихи. Так появилась обширная эпическая поэма «Роман о Лисе».8
«Одним из популярнейших жанров французской городской средневековой литературы XII - XIV вв. были фаблио (от французского - фабльо - побасенка). Фаблио - это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы».9 Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы и музыканты. Героем этих коротких рассказов чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорных мотивов, комичность и быстрота действия). Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Нередко сюжетом фаблио были любовные истории. Фаблио отразили жизнелюбие горожан, их веру в торжество справедливости.
«Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого - шутка) - жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Возникший в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса».10 Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже - новелла раннего Возрождения. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.
Городская литература XIV - XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились  субъектом духовной жизни. «В городской поэзии появились немецкие поэты - певцы из ремесленно-цеховой среды - мейстерзингеры (буквально - мастер-певец). Они усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен миннезингеров, на смену которым они пришли. Поэзии мейстерзингеров не были полностью чужды и религиозно-дидактические мотивы, хотя в основном творчество их носило светский характер. Наиболее известными мейстерзингерами были Г.Сакс, Х.Фольц, Г.Фогель и др.».11
В этот же период появляется новый жанр городской литературы - прозаическая новелла, в которой  горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.
К XIII в. относится возникновение  городского театра.
Народный средневековый  театр своими корнями уходит в  литургическую драму католической церкви. Как уже отмечалось, ко времени  позднего средневековья в ней  стали превалировать развлекательность  и зрелищность, и церковь была вынуждена перенести драматические  представления на городскую площадь, что еще более усилило светский элемент в них.
Приблизительно в тот  же период распространяются светские фарсы - юмористические сцены, в которых  реалистически изображается жизнь  горожан. «Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового спектакля - сатирического, нередко фривольного содержания, действующие лица которого представляли определенные социальные типы. Фарс стал главным народным жанром средневекового театра».12 В это время появляются народные пьесы и пасторали, преимущественно анонимных авторов.
С XIII в. широкое распространение  получает особый жанр драмы в стихах - моралите - аллегорической пьесы, имеющей  нравоучительный характер. Персонажи  пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими  драмами, исполняемыми профессиональными  актерами. Прямолинейность и назидательность  морали сохранились, но усиление комического  элемента, введение в представление  музыки создавало форму народной драмы.
XIV-XV вв. - период расцвета  городской гражданской архитектуры.  Богатые горожане строят большие,  красивые дома. Феодальные замки  постепенно превращаются в загородные  дома, утрачивая функцию военных  крепостей. Растет производство  предметов роскоши, более богатой  и яркой становится одежда  знатных горожан. По мере роста  значения капитала сословные  различия между аристократами  и бюргерами начинают постепенно  стираться. В то же время  претерпевает изменения и социальное  положение третьего сословия. Средневековая  социальная структура общества  все более разрушается. Все  это отражает глубокий кризис  средневековья. Постепенно наступает  закат средневековой культуры.
«На протяжении всего средневековья в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить».13
Коллективной памятью  народа был героический эпос, в  котором нашли отражение его  духовная жизнь, идеалы и ценности. Истоки западноевропейского героического эпоса лежат в глубине варварской эпохи. Лишь к VIII - IX вв. были составлены первые записи эпических произведений. Ранний этап эпической поэзии, связанный  с формированием раннефеодальной  военной поэзии - кельтской, англосаксонской, германской, древнескандинавской - дошел  до нас лишь фрагментарно.
Ранний эпос западноевропейских народов возник в результате взаимодействия богатырской сказки-песни и первобытного мифологического эпоса о первопредках - "культурных героях", считавшихся  родоначальниками племени.
Героический эпос дошел до нас в виде грандиозных эпопей, песен, в смешанной, стихотворно-песенной форме, и реже - прозаической.
Древнейшая исландская литература по времени возникновения включает поэзию скальдов, эддические песни  и исландские саги (прозаические сказания). Наиболее древние песни скальдов сохранились лишь в виде цитат  из исландских саг XIII в. Согласно исландской традиции скальды обладали общественным и религиозным влиянием, были людьми смелыми и сильными. Поэзия скальдов посвящена восхвалению какого-либо подвига и полученного за него дара. Скальдической поэзии неизвестен лиризм, это героическая поэзия в  буквальном смысле слова. До настоящего времени дошли стихи около 250 скальдов. Об одном из них - знаменитом поэте-воине - Эгиле Скаллагримсоне (X в.) повествует первая из исландских саг – «Сага об Эгиле».14
Наряду с авторской  поэзией скальдов в Исландии в  этот же период были широко известны и  песни о богах и героях, которые  представляли собой произведения безличной  традиции. Главное их содержание - основные мифологические сюжеты - подвиги богов  и героев, сказания о происхождении  мира, его конце и возрождении  и др. Эти песни были записаны приблизительно в середине XIII в. и условно объединены названием «Старшая Эдда».15 Дата возникновения той или иной из эддических песен не установлена, часть их восходит к эпохе викингов (IX - XI вв.).
Исландские саги посвящены  событиям, происходившим спустя век  после заселения Исландии норвежцами («век саг» - 930 - 1030 гг.). Составленные в прозаической форме, они рассказывают о наиболее известных представителях отдельных родов, о родовой вражде, военных походах, поединках и т.д. Число героев саг очень значительно, как значителен и их объем. Огромный свод саг представляет собой как бы обширнейшую эпопею, герои которой - тысячи исландцев, действующих приблизительно в одно и то же время. Безымянные авторы исландских саг описывают не только события, но и нравы, психологию, веру своего времени, выражая коллективное мнение народа.
Кельтский эпос является древнейшей европейской литературой. Ирландские саги возникли в I в. н.э. и складывались на протяжении нескольких столетий. В  письменном виде они существуют с VII в. - (дошли до нас в записях XII в.). Ранние ирландские саги - мифологические и героические. Содержание их - языческие  верования древних кельтов, мифическая история заселения Ирландии. В  героических сагах в главном  герое Кухулине нашел отражение  национальный идеал народа - бесстрашный  воин, честный, сильный, великодушный. В героических сагах много  места отведено описанию поединков  Кухулина.
Фенианский цикл относится  к XII в. Герой его Финн Мак-Куль, его  сын певец Ойсин и их воинство. Цикл этот существовал во многих редакциях, в ряде из них рассказывается о  странствиях Ойсина в чудесные страны и о его возвращении в Ирландию после ее христианизации. В диалогах Ойсина и св. Патрика сопоставляется жизнь народа до и после христианизации.
Хотя древние ирландские саги и были записаны уже в XII в., вплоть до XVII в. они продолжали существовать и в форме устной традиции, со временем приняв форму народной ирландской сказки и баллады.
Англосаксонский эпос «Беовульф»16, относящийся к концу VII - началу VIII в., сформировался на основе более ранних устных героических песен. Герой эпопеи - отважный витязь из южноскандинавского племени гаутов, спасающий попавшего в беду короля данов Хродгара. Герой совершает три чудесных подвига. Он одерживает победу над чудовищем Грендалем, истреблявшим дружинников короля. Смертельно ранив Грендаля и победив его мать, мстившую за сына, Беовульф становится королем гаутов. Будучи уже старым, он совершает свой последний подвиг - уничтожает страшного дракона, мстящего гаутам за похищенный у него золотой кубок. В поединке с драконом герой погибает.
«Беовульф» - причудливое переплетение мифологии, фольклора и исторических событий. Змееборство, три чудесных поединка - элементы народной сказки. Вместе с тем сам герой, борющийся за интересы своего племени, его трагическая смерть - характерные черты героического эпоса, исторического в своей основе (некоторые имена и события, описанные в эпосе, встречаются в истории древних германцев). Так как формирование эпоса относится к концу VII - началу VIII вв., т.е. спустя более чем столетие после принятия христианства англосаксами, в «Беовульфе» обнаруживаются и христианские элементы.
«В XII в. появляются первые письменные памятники средневекового героического эпоса в обработках. Будучи авторскими, в основе своей они опираются на народный героический эпос. Образы средневекового эпоса во многом подобны образам традиционных эпических героев - это бесстрашные воины, доблестно защищающие свою страну, храбрые, верные своему долгу.
Героический средневековый  эпос в идеализированной форме отражает народные нормы героического поведения, в нем в синтезированном виде нашли отражение представления  народа о королевской власти, дружине, о героях, он пронизан духом народного  патриотизма.
Вместе с тем, поскольку  средневековый героический эпос в обработках создавался в период уже достаточно развитой культуры своего времени, в нем очевидны следы  влияния рыцарских и религиозных  представлений эпохи его создания. Герои средневекового эпоса - верные защитники христианской веры (Сид, Роланд), преданные своим сеньорам вассалы».17
«В средневековой литературе было разработано три обширных эпических цикла - об Александре Македонском, о короле Артуре и о Карле Великом. Наибольшей популярностью пользовались два последних, т.к. Александр Македонский жил в дохристианскую эпоху.
В центре каролингского эпоса  находится война в Испании. В  отличие от короля Артура, герой  каролингского эпоса - реальное историческое лицо - Карл Великий. В центре эпоса  об испанской войне - воспевание подвига  племянника Карла Великого Роланда, послужившего основой одного из ранних памятников средневекового героического эпоса - французской «Песни о Роланде».18 Поэма была сочинена в эпоху крестовых походов. (В середине XI в. она была широко известна - ее распевали в войсках Вильгельма Завоевателя перед сражением при Гастингсе в 1066 г.) Самая ранняя рукопись ее относится к XII в. Историческую основу "Песни" составляет поход Карла Великого в Испанию в 778 г. с целью силой насадить христианство среди мавров. (Народное же сказание связало события 778 г. с борьбой франков против нашествия на Европу арабов.) Однако попытка Карла Великого оказалась неудачной - мавры уничтожают отступающих франков в Ронсевальском ущелье. Событие это и стало сюжетом героической песни, а позже было литературно обработано и легло в основу "Песни о Роланде" (хотя в основе поэмы - исторические события и личности, в ней много вымышленного). Главный герой «Песни» - лицо историческое, он упоминается в хронике Карла Великого как знатный феодал».19
Герой поэмы - Роланд, племянник  Карла Великого, советует королю послать  для переговоров с сарацинским  царем Марсилием своего отчима Ганелона. Однако последний предает франков, заключив тайное соглашение с Марсилием. Стремясь отомстить своему пасынку за рискованную миссию, Ганелон советует Карлу уйти из Ронсевальского ущелья, оставив там только воинов Роланда. Мавры уничтожают отряд героя, сам Роланд умирает последним, вспоминая своих павших воинов. Предавший героя Ганелон осужден на позорную смерть.
Неизвестные авторы «Песни» создали образ, воплотивший народный идеал - отважного воина, патриота, прямодушного и честного человека. Эти черты превратили Роланда в народного героя.
Испанский эпос – «Песнь о моем Сиде»20 - был сочинен в период «реконкисты» (XII в.), время борьбы испанцев за возврат захваченных маврами земель. Прототипом героя поэмы послужило историческое лицо - Родриго Диас де Вивар (мавры называли его «Сидом», т.е. господином).
В «Песне» повествуется о том, как Сид, изгнанный королем Альфонсом Кастильским, ведет отважную борьбу с маврами. В награду за победы Альфонс сватает дочерей Сида за знатных инфантов из Карриона. Вторая часть «Песни» рассказывает о коварстве зятьев Сида и его мщении за поруганную честь дочерей.
Отсутствие вымысла, реалистическая передача быта и нравов испанцев того времени, сам язык «песни», близкий народному, делают «Песнь о моем Сиде» самым реалистическим эпосом в средневековой литературе.
Выдающийся памятник немецкого эпоса – «Песнь о Нибелунгах»21 - был записан около 1225 г. В основе сюжета «Песни» - древнегерманские сказания времен Великого переселения народов - гибель одного из германских королевств - бургундского - в результате нашествия гуннов (437 г.). Однако узнать этот исторический эпизод эпохи нашествий кочевников в «Песни» крайне трудно. Слышен лишь отдаленный отзвук тех далеких событий.
Нидерландский королевич  Зигфрид сватается к бургундской  королеве Кримгильде и помогает ее брату Гюнтеру обманом взять  в жены королеву Исландии Брунгильду. Спустя годы Брунгильда, обнаруживает обман и приказывает убить  Зигфрида (в заговоре против Зигфрида участвует брат его жены Кримгильды). Короли выманивают у Кримгильды золотой  клад сказочных нибелунгов, и убийца Зигфрида скрывает его в Рейне. Кримгильда клянется отомстить за предательскую  гибель мужа (убитого ударом в спину). Она выходит замуж за короля гуннов Аттилу и спустя некоторое время  приглашает в гуннскую землю всех своих родственников с их дружинниками (в «Песни» бургунды выступают под именем нибелунгов). Во время пира Кримгильда намеренно устраивает ссору, в ходе которой погибает весь бургундский род. От рук единственного оставшегося в живых дружинника гибнет и сама Кримгильда...
«Носителем фольклорных традиций было крестьянство. Фольклорная традиция, обрядовая по своему происхождению, оказала огромное влияние на формирование средневековой литературы, в т.ч. клерикальной. Хотя в средневековье народная лирика не записывалась, ее тематика, образы, ритмика оказывали огромное влияние на позднейшие жанры средневековой поэзии (рыцарскую и городскую лирику).
В фольклоре прослеживаются следы языческих верований крестьян, особенно в сказках и поговорках. В крестьянском фольклоре выражено негативное отношение к богатым. Любимый герой западноевропейских сказок - бедняк. Героями народных сказок нередко становились Жан-Дурак  во Франции, Глупый Ганс - в Германии, Большой Дурак - в Англии.
Сказочный материал средневековья  светская и церковная литература использовала довольно широко. Около 1100 г. испанец Петрус Альфонский составил целый сборник, в который вошло 34 рассказа, в том числе ряд сказок о животных – «простонародные рассказы». Церковники-составители придавали этим рассказам моралистическое толкование.
Сказочно-повествовательный  материал широко использовался в  рыцарских романах, в новеллах Марии  Французской (XII в.), в городских новеллах XIV - XV вв., в отдельных произведениях  мейстерзингеров.
Однако во всех случаях - это лишь материал, нередко используются лишь отдельные эпизоды, мотивы и  детали. Только с середины XVI в. мы можем  говорить о введении в литературу собственно сказок.
Разного рода нечистая сила - частый герой западноевропейских народных сказок. Во многих рассказах  действующими лицами выступают животные, обладающие человеческими способностями. В XIII в. эти многочисленные истории  были объединены и переложены на стихи - так возникла уже упоминаемая  знаменитая средневековая народная поэма «Роман о Лисе».22
Крестьянские представления  о справедливой жизни, о благородстве и чести звучат в сказаниях  о благородных разбойниках, защищающих сирых и обездоленных.
Жанром средневекового народного  творчества на этот сюжет стали англо-шотландские  баллады. Их анонимные авторы - крестьяне, ремесленники, иногда баллады слагали  профессиональные певцы-менестрели. Произведения эти бытовали в среде народа. Время  зарождения баллады как жанра  народного творчества неизвестно. Самая  ранняя баллада относится к XIII в.
«Английские и шотландские баллады подразделяются на несколько групп: баллады эпического содержания, в основе которых лежат реальные исторические события, так называемые разбойничьи баллады, лирико-драматические любовные баллады, фантастические и бытовые».23
Герой разбойничьих баллад - благородный Робин Гуд, народный герой Англии, и его воинство. Первые баллады о Робин Гуде записаны в XV в. В балладе легко проследить сочувствие народа к лесным стрелкам, ушедшим в лес в результате притеснений. Впервые в европейской  поэзии идеалом стал человек неблагородного происхождения. В отличие от рыцарей  Робин Гуд воюет с притеснителями народа. Все добрые чувства и дела отважного лучника распространяются только на народ.
Главное в сюжете любовных баллад - воспевание не подвига во имя  прекрасной дамы (как в рыцарской  поэзии), а подлинного чувства, душевных переживаний влюбленных.
Фантастические баллады  отражали верования народа. Сверхъестественный мир с его феями, эльфами и  другими фантастическими персонажами  предстает в этих балладах как  реальный, действительный мир.
В более поздний период возникают бытовые баллады, отличающиеся большей прозаичностью, преобладанием  комического элемента.
В балладе часто используются художественные приемы народного творчества. Своеобразен язык баллад - слова  конкретные, без пышных метафор и  риторических фигур. Особенностью баллад является также их четкий ритм.
Крестьянский труд и отдых  был связан с песнями - обрядовыми, трудовыми, праздничными, народными  танцами.
«В странах французской и немецкой культуры на ярмарках, в селах часто выступали жоглеры (потешники) и шпильманы (буквально - игрец) - странствующие поэты-певцы, носители народной культуры. Они исполняли под музыкальный аккомпанемент духовные стихи, народные песни, героические поэмы и т.д. Пение сопровождалось пляской, кукольным театром, разного рода фокусами. Народные певцы выступали нередко и в замках феодалов, и в монастырях, делая народную культуру достоянием всех слоев средневекового общества. Позже, с XII в., они стали исполнять различные жанры рыцарской и городской литературы. Народное искусство жонглеров и шпильманов стало основой светской рыцарской и городской музыкально-поэтической культуры».24  
В народной культуре западноевропейского  средневековья существовал мощный пласт народной смеховой культуры с  его скептицизмом, вольномыслием  и карнавальностью. Празднества  карнавального типа возникли в позднем  Средневековье.
Карнавалы, различные смеховые действа на городских площадях занимали особое место в народной культуре. Основанные на начале смеха, они противостояли  официальным культурным формам и  церемониям - церковным и государственным, создавали иной мир, мир вне церкви и государства, мир «наоборот», с иными человеческими отношениями (по словам М.М. Бахтина, «второй мир», «вторую жизнь»). Отличительные черты смеховых обрядово-зрелищных форм - свобода от религиозного догматизма, мистики, нередкая пародия на церковный культ, равенство участников, отмена всех иерархических отношений средневекового общества, сильно развитый игровой элемент - действительно позволяют говорить о них как об иной, "второй жизни".
Помимо карнавалов в городах отмечались особые «праздники дураков». Ярмарки сопровождались разного рода увеселениями с участием дрессированных зверей, карликов, уродов, великанов. Шуты и дураки - обязательные участники праздников - пародировали различные церемонии "серьезной", официальной жизни. Они участвовали не только в празднествах. Шуты и дураки были носителями смеховой культуры и в обычной жизни народа.
Особое место в народной смеховой культуре занимал карнавал. Знаменитую формулу карнавала дал  М.М. Бахтин - "Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха". Большие средневековые  города жили карнавалом в общем до трех месяцев в году. Карнавал был  всенародным праздником, в нем  не было разделения на актеров и  зрителей. Карнавал временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства  всех людей, отменял все иерархические  отношения - все становились равными. Свободное, фамильярное отношение  между участниками, карнавально-площадный стиль речи создавали особый язык карнавальных форм и символов, используемый в произведениях словесной смеховой культуры.
Смеховые произведения на латинском и народных языках являлись другим видом народной смеховой культуры. Это была праздничная литература средневековья, рожденная карнавальным мироощущением. Сохранились многочисленные пародии на церковные сюжеты, церковный культ - пародийные литургии («Литургия пьяниц» и другие), пародии на псалмы и т.д. В смеховой пародийной литературе на народных языках преобладают светские пародии, возникает пародийный рыцарский роман.
Последующая эпоха дала крайне поверхностную и упрощенную оценку средневековой культуре как «срединной» между блестящей античной культурой и собственно Ренессансом, возвратом к "золотому веку" античности. Историки Возрождения видели в средневековье века тотальной дикости, всеобщего упадка культуры, господства предрассудков. Мрачный образ средневековья как «темных веков», своеобразного «провала» в развитии европейской цивилизации надолго оставался господствующим представлением об этой эпохе.
Романтизм конца XVIII - XIX вв. дал  прямо противоположную оценку средневековой  культуре, создав ее идеальный образ  как времени подлинного торжества  благородства, человеческого достоинства, искреннего
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.