На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности современного федерализма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и виды форм государственного устройства
1.1. Унитарное государство
1.2. Федерация
Глава 2. Федерация как форма государственного устройства
2.1. Анализ федерального устройства современной Германии и России
Глава 3. Особенности федерализма в современной России
3.1. Характеристика Российского федерализма
3.2.Институционализация Российского федерализма
Заключение
Список использованной литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо уяснить, что форма государственного устройства   является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.
Тема федеративного устройства государства как нельзя актуальна в
современном мире. В настоящее время существует около 200 суверенных
государств, и только 22 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно – их значение для современного общества неоценимо. Из этих двадцати двух государств 1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 3 входят в «большую семерку»(США, Канада, Германия), 6 имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формой государственно- территориального устройства, большинство из них возникло в 20 веке(кроме Швейцарии(1291) и США(1787)).
Мы с вами живем в государстве с богатой историей. Наше государство знает федеративное устройство с 1918 года, но советский федерализм возник и развивался не как модель демократизации страны, но исключительно как способ решения национального вопроса. Миф о решении национального вопроса в СССР был развеян очень быстро еще во времена горбачевской перестройки. Во всей своей сложности он достался современной России. В этот период была развита децентрализующая тенденция в развитие российской государственности. Она базировалась на росте национального самосознания народов СССР и России. Эта тенденция стала серьезной угрозой целостности России, т. к националистические организации активно использовали лозунг о праве наций на самоопределение, за которым, как показали в последствие события в Татарстане и в Чечне, стояло стремление к национальной независимости. Но достаточно своевременный процесс реформирования федеративных отношений и подписание Федеративного Договора сдержали еще
более негативные последствия распада СССР. Хотя, если бы это произошло
раньше, может быть и не состоялось кровавых событий в Чечне.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех трех форм государственного устройства, их определение, изучение их устройства на примере некоторых государств мира. При этом сделать акцент на изучение федерации. Также следует проанализировать федеративное устройство Российской Федерации, со свойственной ей особенностью государственного устройства (т.е. деление федерации по национальному и административно-территориальному признаку).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Понятие и виды форм государственного устройства
 
1.1. Унитарное государство
«Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают»[1].
У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.
На территории унитарного государства:
- одна конституция;
- единая система законодательства;
- одно гражданство;
- функционирует единая денежная система;
- проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
«Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом»[2].
Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное.
Государство считается централизованным если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы. Таким государством, например, является Финляндия. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы, как, например, в Японии, где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.
Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.
Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.
 
1.2. Федерация
Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
«Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.
1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.
2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.
3. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.
4. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.
5. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.
6. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, Они выступают на международной арене от имени федерации»[3].
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам. 
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.
Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами.
Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.
Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.
Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.
«Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия)»[4].
Проявления федеративных отношений в разных странах мира имеют многовековую историю, а конституционно-правовое установление федерализма существует около двух столетий. Прообразы федеративных образований имелись на Древнем Востоке, в Древней Греции и Древнем Риме. Вся средневековая Европа имела такие образования. В новое и новейшее время они наблюдались также у англосаксонских, германских, латинских и славянских народов.
Особенность новейшего федерализма состоит в том, что на место прежних конфедеративных форм приходит более прочная, устойчивая единоденежная форма федерального государства, впервые нашедшая свое воплощение  в Соединенных Штатах, а затем распространившаяся в других странах Америки и Европы.
В целом утверждение федерализма в истории человечества обусловливалось глобальным развитием экономических, политических, культурных связей и соответствую­щих взаимоотношений между народам, их стремление к организации единого сообщества, а также политикой более могущественных государств, направленной на включение в свой состав государств и менее могущественных народов[5].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Федерация как форма государственного устройства
Вряд ли верны тезисы об отсутствии иерархии и предпочтения, а также о независимости федерации и ее субъектов даже в своих сферах управления. Государственная власть субъектов федерации имеет все же «нижестоящий» характер, даже если они и были исторически источниками власти федерации (например, при создании США). Как известно, существуют совместные предметы ведения с принципом верховенства федерального права, во многих федерациях есть институт федерального принуждения и т.д. Да и с социологических позиций тезис об отсутствии иерархии не может быть принят. Государственная власть федерации - это выражение государственной власти народа всей страны, всего (за исключением антиобщественных элементов) данного государственно-организованного общества, а государственная власть субъекта федерации - власть народа этого субъекта. Часть же всегда находится в подчиненном отношении к целому. Если элементы образуют систему (как в федерации), они действуют по общей схеме связей и отношений в системе. Поэтому даже если понимать федерацию как политическую систему, указанные выше соображения об этой системе неверно отражают действительность[6].
Вместе с тем несомненные достоинства такого подхода – понимание федерации как явления, имеющего политическое качество, а так же тезис не только о разделенности органов управления, но и целостности государственной власти. Положение о целостности государственной власти позволяет осмыслить федеративное государство с новых позиций.
Имеются и другие подходы к определению сути федеративного государства. Многие считают, что его наиболее характерными чертами являются децентрализация и кооперативные отношения федерации и ее частей. Ранее эти отношения видели в отношениях федерации и ее субъектов (как определенных форм государственности). Теперь их обычно распространяют и на отношения между субъектами, но в отличие от отношений первого рода не считают их политическими (договоры политического характера между субъектами конституции запрещают).
Многие ученые-юристы при определении федеративного государства более конкретные. Некоторые из них перечисляют дюжину определенных признаков или институтов, которые должны быть присущи государственному устройству, что бы именовать его федерацией. Однако до сих пор проблема не решена. В связи со сложностями ее решения некоторые авторы отказываются от попыток дать общее определение федерализма и федеративного государства в частности.
На мой взгляд, учитывая имеющиеся в науке подходы, синтезируя достижения предшественников и исключая признаки, которые не относятся к государственности, можно было бы в самом общем виде охарактеризовать федеративное государство как союзную государственно-территориальную организацию, состоящую из государств или государственных образований, опирающуюся на принцип согласия, основанную одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.
 
2.1. Анализ федерального устройства современной Германии и России
В отечественной науке конституционного (государственного) права форма государственно-территориального устройства рассматривается как неотъемлемая часть формы современного государства. На протяжении последних двух столетий получили развитие две основные формы государственно-территориального устройства – унитарная и федеративная. Федеративная форма государственно-территориального устройства менее распространена среди государств мира. Из более чем двухсот государств лишь двадцать четыре являются федерациями, то есть государствами, в состав которых входят территориальные образования, обладающие определенной степенью государственно-правовой самостоятельности по отношению к совокупному государству. Вместе с тем исследование статуса таких федераций, как Австрия, Бельгия, Германия, Индия, Россия, США, Швейцария и др., позволяет в полной мере представить своеобразие федеративного государственно-территориального устройства.
Связанная с понятием федерации категория «федерализм» используется в современной конституционно-правовой науке для обозначения конституционного принципа государства, формы государственно-территориального устройства, совокупности приемов и методов осуществления власти государства в экономической сфере (экономический федерализм) и системы знаний (учения) о федеративной форме государственно-территориального устройства. При этом применительно к понятию формы государственно-территориального устройства категории «федерация» и «федерализм» нередко рассматриваются как идентичные.
В основе федерализма как формы государственно-территориального устройства лежат исходные базовые положения – принципы, которые выступают сущностными и содержательными характеристиками федеративного государства. Они определяют природу федерации, ее состав, структуру, особенности    взаимодействия    федерального    и    регионального    уровней государственной власти, модель разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
Среди федеративных государств особое место занимают Российская Федерация и Федеративная Республика Германии. Оба государства прошли трудный путь исторического развития на протяжении XIX - XXI веков. Россия лишь к началу девяностых годов XX столетия приобрела подлинно федеративный характер и тем самым выстрадала федерализм как форму государственно-территориального устройства, способствующую развитию свободы личности и подлинной демократии. Германия, возродившаяся на демократических началах после Второй мировой войны, развила установленное Основным законом ФРГ (Западной Германии) 1949 г. федеративное государственно-территориальное устройство с присоединением к западногерманским землям восточногерманских земель (Германская Демократическая Республика) в начале девяностых годов XX века. Сравнительное конституционно-правовое исследование российского и германского федерализма содействует совершенствованию развития отечественной теории федерализма и практики федеративного государственно-территориального устройства России.
В науке конституционного права России и Германии вопрос о принципах федерализма получил определенное развитие. Постановку его можно обнаружить уже в трудах дореволюционных ученых-юристов. Рассматривая общие проблемы понятия, признаков, причинной обусловленности формирования, видов, механизма функционирования федераций, они выделяли также исходные начала (принципы) государственно-территориального устройства различных стран. При этом отечественная дореволюционная государственно-правовая наука отрицала федерализм как форму государственно-территориального устройства для России, усматривая в нем угрозу единству многонациональной страны.
В советской науке государственного права принципы федерализма исследовались под углом зрения марксистско-ленинского учения о демократии и федерализме. Принципы становления и функционирования советской федерации (федерализма) рассматривались с позитивных позиций. В то же время этом утверждалось, что подлинный федерализм возможен лишь в условиях построения его на принципах учета национально-культурных особенностей развития отдельных народов.
В последние пятнадцать лет происходит обновление теоретических изысканий в области теории федерализма вообще и принципов федерализма в частности. Появляются исследования, в которых предпринимаются попытки по-новому сформулировать принцип федерализма, определить перечень принципов федерализма и эффективность их действия в России. При этом особое значение придается сравнительному анализу принципов федерализма в различных странах мира, в том числе и Германии. Вместе с тем системное исследование теоретических изысканий и нормативно-правовых положений в области закрепления принципов федерализма России и Германии до сих пор отсутствует. Таким образом, исследование принципов федерализма России и Германии требует более углубленного и специализированного подхода.
          В условиях обновления принципов и ценностей российского общества и государства с конца восьмидесятых годов XX столетия происходит переосмысления роли, содержания и механизма реализации принципов федерализма в России и зарубежных федерациях, включая прежде всего ФРГ. Многие исследователи отказались от ранее господствующего исключительно позитивного анализа принципов советского федерализма и критического отношения к принципам построения и функционирования федерализма в «буржуазных» странах (в том числе Германии). Это дало основание для более объективного взгляда на исходные положения федерализма как способа организации государственной власти, позволяющего обеспечить устойчивое и внутренне сбалансированное развитие различных сфер общества и государства, свободу личности и демократическое общественное развитие.
Империческую основу исследования составили Конституция РФ и Основной закон ФРГ, международные правовые акты, Федеративный договор и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы и законы ФРГ, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.
Следует отметить подробно принципы формирования федеративных отношений в РФ. Они выступают фундаментом федеративного устройства России. Принцип равноправия и самоопределения народов в России отражает многонациональный характер РФ. Нации (народы), проживающие на территории России, наделяются одинаковым объемом прав и обязанностей и им предоставляется право самоопределиться в территориальном образовании, выступающем в качестве составной части РФ. Принцип добровольного объединения   территориальных   образований   на   конституционной   основе говорит о статусе России как конституционной федерации. Конституционная (недоговорная) природа федерации определяется рядом обстоятельств. Во-первых, Россия как суверенное федеративное государство существовала на момент подписания Федеративного договора; во-вторых, Федеративный договор не признан составной частью Конституции РФ и в случае несоответствия его положений Конституции РФ действуют положения Основного закона; в-третьих, Федеративный договор имеет своим назначением разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; в-четвертых, российский многонациональный народ самоопределился в федеративное государство путем принятия Конституции РФ, которая устанавливает основы конституционного строя государства, правовой статус личности, федеративное устройство, систему высших органов государственной власти и местное самоуправление. Принцип организации федерализма в РФ на основе территориального и национально-территориального признаков свидетельствует о том, что российское государство образуют две группы субъектов: национально-территориальные (республики, автономная область и автономные округа) и территориальные (края, области и города федерального значения) образования. Принцип признания государственного суверенитета РФ предопределяет верховенство России (в решении своих внутренних дел) и ее независимость (во внешних сношениях). Свойства верховенства и независимости исключают существование двух уровней суверенных властей и не допускают суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. Проявлением государственного суверенитета РФ является признание государственно-правового приоритета России над ее составными частями, который имеет несколько проявлений. Во-первых, в провозглашении верховенства федерального права над правом субъектов РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции   РФ);  во-вторых,   в  ограничении   организации  региональных органов государственной власти основами конституционного строя (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ); в-третьих, в разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами (ст. 71-73 Конституции РФ).
Исследуя система принципов федерализма ФРГ, следует выделить принципы формирования германской федерации (создание ФРГ на базе конституции и построение ее преимущественно по территориальному (территориально-«племенному») признаку) и принципы функционирования федеративного устройства (однородность правопорядка ФРГ и федеральных земель, равноправие федеральных земель, соподчинение Федерации и федеральных земель, субсидиарность, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Основной закон ФРГ определяет минимальный   стандарт   однородности:   от   земель   требуется,   чтобы   их конституционное устройство соответствовало принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Согласно принципу равноправия федеральные земли обладают равным объемом прав и обязанностей вне зависимости от размера территории, численности населения и уровня их экономического развития. В Основном законе ФРГ заложена позиция признания земель однородными субъектами, хотя среди них выделяются собственно федеральные земли, свободные ганзейские города и свободные государства. В то же время в ФРГ, также как и в РФ, существуют незначительные элементы неравноправия. Принцип соподчинения Федерации и федеральных земель предполагает взаимное влияние Федерации и земель с целью формирования единой согласованной воли и обеспечения определенной однородности федеративного устройства Германии. В качестве средств воздействия называются Бундесрат, Федеральный конституционный суд ФРГ, институты федерального надзора, принуждения и вмешательства, согласование международно-правовых договоров земель, институт приоритета федерального права перед правом земель и гарантированность соответствия их конституционного строя положениям абз. 1 ст. 28 Основного закона ФРГ. Принцип субсидиарности создает условия для четкого разграничения в германском государстве предметов ведения между различными уровнями государственной власти. По общему правилу Федерация наделяется только теми предметами ведения, которые она сможет урегулировать наиболее лучшим образом. Кроме того, принцип субсидиарности гарантирует взаимное невмешательство одного уровня власти в дела другого. В соответствии с принципом федеральной верности от Федерации и федеральных земель требуется внешняя корректность в выполнении их государственно-правовых обязанностей и постоянные поиск и установление добрых, дружественных отношений. Это обусловлено тем, что федеративное государство может успешно существовать только тогда, когда совокупное государство и его члены преследуют не только свои собственные интересы, но и обращают внимание на всеобщие интересы и интересы своих партнеров. Особую роль в реализации принципа федеральной верности играет институт взаимного оказания Федерацией и федеральными землями правовой и административной помощи. Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и федеральными землями исследован в рамках отдельного параграфа[7].
         В заключении следует сформулировать общие выводы диссертационного исследования. Во-первых, РФ и ФРГ имеют некоторые схожие тенденции государственно-правового развития. Российская и германская государственно-правовые науки находятся в постоянном поиске совершенной модели федеративного устройства на протяжении XIX - XXI веков, заимствуя друг у друга положительный опыт. Во-вторых, принципы российского и германского федерализма имеют много общего и особенного. Одновременно некоторые из них являются общими, частично совпадающими и специальными для федеративного устройства России и Германии. В-третьих, базовым и системообразующим принципом российского и германского федерализма является принцип разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. При внешней схожести в России и Германии он различается по содержанию. Так, в ФРГ последовательно, относительно полно и четко осуществлено разграничение компетенции между Федерацией и федеральными землями в сферах законодательства, управления и правосудия, чего нет в РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Особенности федерализма в современной России
3.1. Характеристика Российского федерализма
Россия - федеративное государство. Это означает, что территориальная организация власти осложнена наличием субъектов федерации - территориальных образований, имеющих признаки государственности. Российскую Федерацию образуют 89 субъектов федерации. Их полный перечень дан в ст. 65 Конституции Российской Федерации, открывающей главу "Федеративное устройство". Однако общие принципы федерализма сформулированы еще в ст. 5 первой главы Конституции. В состав Российской Федерации входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, одна автономная область, 10 автономных округов.
«Выделение субъектов Российской Федерации осуществлено по двум основным признакам - территориальному (края, области, города федерального значения) и национально-территориальному (республики, автономная область и автономные округа). Такое сложное устройство государства формировалось с 20-х годов и имеет исторические корни. Значительная часть из более чем ста народов бывшей Российской империи проживала на той ее территории, которая сейчас является территорией Российской Федерации. На основе ленинской теории решения национального вопроса в советском государстве федерация была построена по национально-территориальному принципу. Часть территории Российской Федерации составляли национально-государственные образования - автономные республики, наделенные такими признаками государственности, как конституция, высшие органы власти, республиканское гражданство и др., и национально-территориальные образования - автономные округа и автономные области, не имевшие признаков государственности, но обладавшие чертами национальной автономии, и наконец, остальная территория представляла из себя часть единого централизованного государства, где административно-территориальные единицы - края и области не имели какой-либо самостоятельности в управлении своей территорией»[8].
Для современной России, с ее огромной территорией, множеством регионов, отличающихся по своим природным и экономическим условиями, большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в них народов, оказалась приемлемой смешанная федерация с несколькими видами субъектов - чисто территориальными - краями, областями, городами федерального значения; национально-территориальными - республиками в составе Российской Федерации, автономной областью и автономными округами, где национальный признак остается скорее в качестве внешнего атрибута, но не имеет политико-юридического значения. Субъектом права в этих образованиях выступает все многонациональное население данного субъекта федерации, а правовой статус человека не зависит от его национальности (ст. ст. 19, 26, Конституции РФ)[9].
В действующей Конституции России принцип равноправия субъектов федерации закреплен в ст. 5. Каждый субъект имеет равные исходные возможности в осуществлении государственной власти, определяемые Конституцией Российской Федерации, договорами, которые он вправе заключать с иными субъектами федерации, а также федеральными органами власти, законами о собственном статусе. Все субъекты федерации равноправны в отношениях с центральными (федеральными) органами - Президентом РФ, Федеральным Собранием Российской Федерации и его палатами, Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами, федеральными судами. Например, каждый субъект федерации представлен в верхней палате парламента - Совете Федерации двумя представителями (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), законодательные органы субъекта федерации имеют право законодательной инициативы      (ст. 104 Конституции РФ), участвуют в решении вопроса о внесении поправок в главы с 3 по 8 Конституции России (ст. 136 Конституции РФ), законодательные и исполнительные органы субъектов федерации могут обращаться в Конституционный Суд по вопросам его компетенции (ст. 125 Конституции РФ).
Итак, правовой статус субъектов Российской Федерации определяется Конституцией России (ст. 5 и гл. 3), договорами о разграничении предметов ведения и полномочии (ч. 3 ст. 11), конституциями республик в составе Российской Федерации, уставами краев, областей, автономной области, автономных округов, иным законодательством субъектов федерации.
К особенностям правового статуса автономных образований, а именно автономной области и автономных округов относится то, что этим субъектам федерации предоставлена возможность вместо самостоятельной разработки и принятия своего устава выходить с представлением в Федеральное Собрание России о принятии отдельного федерального закона об автономном округе или автономной области. Предыдущая Конституция Российской Федерации 1978 г. предусматривала обязательное принятие Верховным Советом РСФСР законов РСФСР о каждой из автономных областей и автономных округов по представлению Советов народных депутатов этих национально-территориальных единиц[10].
«Важным принципом федерализма является принцип государственной целостности (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Несмотря на разделение власти между центральными органами государства и органами отдельных территорий, сама территория России состоит из территорий всех 89 субъектов федерации и отчуждение какой-либо ее части или выход субъекта из состава федерации невозможны. Таким образом, права выхода из состава государства субъекты Российской Федерации не имеют. Однако изменение территории и правового статуса субъекта федерации возможно      (ч. 5 ст. 66 и ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Такие изменения осуществляются по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта федерации, если речь идет об изменении статуса субъекта, и по взаимному согласию субъектов, если речь идет об изменении границ между ними»[11].
Принцип гибкости и динамичности росс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.