Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Бухгалтерский учет и аудит денежных средств

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......
2
ГЛАВА 1.
Теоретические основы учета и аудита движения денежных средств в современных рыночных условиях россии…………………………..
5
1.1.

Значение и задачи учета движения денежных средств……………………..………………………………………

5
1.2.
Нормативная база, регулирующая учет денежных средств…….……………………………………………………
11
1.3.
Методические подходы к проведению аудиторской проверки денежных средств..........................................................................
24
ГЛАВА 2.
Бухгалтерский Учет и аудит денежных средств ОАО «РегламентСтрой»…………………………….…………...
35
2.1.
Краткая  финансово-экономическая характеристика ОАО «РегламентСтрой»……………………………………….……….
35
2.2.
Организация бухгалтерского учета денежных средств……………………………………………………………..
41
2.3.
Синтетический и аналитический учет движения денежных средств в ОАО «РегламентСтрой»…………………………..
53
2.4.
Аудит движения денежных средств в ОАО «РегламентСтрой»
56
ГЛАВА 3.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА И АУДИТА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОАО «РЕГЛАМЕНТСТРОЙ»…………………………………………
65
3.1.
Мероприятия по совершенствованию учета и аудита движения денежных средств ……………………………..………………....
65
3.2.
Совершенствования аудита движения наличных и безналичных денежных средств в ОАО «РегламентСтрой"….
67
Заключение……………………………………………………………………
70
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы……………………………….
73
Приложения ……………………………………………………………….......
78
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 
Актуальность исследования выпускной кваликафиционной работы. Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).
Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям).
Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами.
Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (Приватизационный фонд, аккредитивы, и чековые книжки).
Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, в эффективном использовании финансовых ресурсов. Умелое распределение денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход. Подобное распределение денежных средств невозможно без соответствующего контроля над использованием денежных средств, как наличных, так и безналичных.
Таким образом, правильно организованный бухгалтерский учет и аудит движения основных средств косвенным образом способствует получению прибыли. Поэтому выбранная тема интересна и актуальна.
Целью дипломной работы является комплексное изучение состояния бухгалтерского учета и аудита движения денежных средств организации, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и разработка мероприятий по устранению данных недостатков на примере ОАО "РегламенСтрой".
При выполнении дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие денежных средств как основы оборотного капитала;
2.  Рассмотреть основные принципы учета движения наличных и безналичных денежных средств;
3. Рассказать об особенностях проведения аудита денежных средств в России;
4. Описать систему организации учета денежных средств на примере ОАО "РегламенСтрой";
5. Провести аудит наличных и безналичных денежных средств исследуемой организации.
Базируясь на законодательных ак­тах, положениях, экономических учениях и дисциплинах, на боль­шом практическом отечественном и зарубежном опыте, в  данной дипломной работе мы рас­смотрим основополагающие принципы бухгалтерского учета и аудита движения денежных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы учета и аудита движения денежных средств в современной практике хозяйствования России 

1.1 Значение и задачи учета движения денежных средств

 
 
Денежные средства для предприятия играют огромное значение. Их наличие определяет его положение на рынке и степень финансовой устойчивости. Правильно организованный учет движения денежных средств способствует грамотному распределению финансовых потоков, а следовательно и развитию предприятия.
Учёт денежных средств в настоящее время приобретает всё более важное значение. В.В.Смирнов в статье «Оценка рыночной стоимости предприятий» утверждает, что в развитии теории и практики бухгалтерского учёта денежных средств наблюдаются две тенденции.
Во-первых, считает Смирнов В.В., на предприятиях он должен строиться таким образом, чтобы отражать влияние на показатели работы микроэкономических процессов (инфляция, рост стоимости активов, интернационализация экономики, расширение состава собственных средств производства, видов предприятий и т.д.). [42]
Во-вторых, организация учёта денежных средств должна быть направлена на получение информации, необходимой для управления предприятием, прогнозирования результатов как отдельных хозяйственных операций, так и всей его деятельности в целом.
В учёте денежных средств одной из важных задач является контроль за денежными потоками, то есть за поступлением и выбытием денежных средств и их эквивалентов. Луговой А.В. классифицирует денежные потоки по трём группам, соответствующим разным видам деятельности – операционной, инвестиционной и финансовой.
Под операционной понимается деятельность предприятия, являющаяся основным источником его доходов, а также прочие операции, не относящиеся к инвестиционной и финансовой деятельности. Денежными потоками от операционной деятельности могут быть:
-         поступление выручки от продажи товаров, работ и услуг;
-         поступление комиссионного вознаграждения;
-         Выплаты поставщикам сырья и товаров;
-         Выплаты работникам предприятия;
-         Поступление и выплаты страховых платежей и премий, экономических санкций и аналогичное движение денежных средств, связанное с торговлей.
Инвестиционная деятельность обычно представлена покупкой или продажей долгосрочных активов:
-         основных средств(включая строительство хозяйственным способом);
-         финансовых вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств и не являющихся объектами торговой деятельности;
-         прочих активов, которые представляют собой ресурсы, обеспечивающие поступление денежных средств в будущем.
Финансовая деятельность определяется, как операции, приводящие к изменению объектов и структуры собственных и заёмных средств. Среди них – поступления денежных средств от выпуска акций, облигаций, векселей. От прочих инструментов собственных и заёмных средств; возврат заёмных средств; выплаты стоимости имущества по контрактам финансовой аренды и т.д.[36]
По мнению Лугового А.В. одной из задач бухгалтерского учёта денежных средств должно быть разделение денежных потоков по видам деятельности. Это связано с различиями в требованиях, предъявляемых к отчётной информации пользователями. В операционной деятельности важно оценить возможность компании генерировать денежные средства на поддержание хозяйственного процесса и выявить тенденции увеличения оборотов, вызванные наращиванием производственных мощностей. Денежные средства, направляемые на инвестиции, показывают на сколько будущие производственные мощности смогут поддержать сложившийся уровень операционной деятельности и обеспечить заданные уровни рентабельности и ликвидности. Сведения о денежных потоках финансового характера представляющих интерес с точки зрения будущих претензий собственников и кредиторов предприятия на денежные потоки, генерируемые им. [36]
Сведения о финансовом положении организации, а также его денежных потоках отражает бухгалтерская отчетность. По мнению Ефимовой О.В. главной задачей бухгалтерской отчётности является достоверное представление имущественного и финансового положения предприятия, а также финансовых результатов деятельности. Характеристиками финансового положения предприятия являются:
-         текущая платёжеспособность и ликвидность;
-         деловая активность;
-         долгосрочная платёжеспособность;
-         финансовая структура;
-         доходность.[29]
Для отражения информации об имущественном положении предприятия используется бухгалтерский баланс и приложения к нему, для оценки текущей платёжеспособности привлекается бухгалтерский баланс, а также информация о движении денежных средств. Для оценки деловой активности привлекаются данные как бухгалтерского баланса, так и отчёт о прибылях и убытках. Характеристика финансовой структуры предприятия производится с помощью информации баланса и отчёта о движении капитала. Анализ доходности деятельности возможен на основе информации баланса, отчёта о прибылях и убытках и отчёта о движении капитала. Ефимова О.В. считает, что вне зависимости от того, какую сторону деятельности предприятия предполагается оценить, необходимым элементом информации для анализа является отчёт о движении денежных средств. Отчёт о движении денежных средств был введён в состав бухгалтерской отчётности международным стандартом бухгалтерской отчётности №11 «Отчёты о движении денежных средств», действующим с 2011 года и включён в состав отчётных форм, выступающих в качестве приложений к бухгалтерскому балансу согласно ПБУ 23/2011. Этот отчёт включается в состав финансовой отчётности всех без исключения компаний и организаций и направлен на повышение полезности раскрываемой информации в финансовой отчётности.
По мнению Новиковой М.В, отчёт о движении денежных средств вместе с остальными формами отчётности обеспечивает представление информации, позволяющей оценить эти показатели, а также понять изменения в чистых активах компании, её финансовую структуру (в том числе её ликвидность и платёжеспособность). Способность регулировать время и плотность денежных потоков в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов. Включение отчёта о движении денежных средств в финансовую отчётность, по мнению Новиковой М.В., позволяет осуществить моделирование текущей стоимости будущих денежных потоков для сравнительной оценки предприятия.
Отчёт о движении денежных средств значительно повышает роль учёта денежных средств в рыночной экономике. Объектом обобщения в отчёте о движении денежных средств являются денежные средства предприятия на счетах в банках и в кассе. При составлении данного отчёта к денежным средствам приравниваются так называемые эквиваленты денежных средств. К ним относятся краткосрочные высоко ликвидные инвестиции, свободно обратимые в заранее известную сумму денежных средств с незначительным риском колебаний стоимости. Инвестиции, признаваемые эквивалентами денежных средств держат на балансе не столько для получения инвестиционного дохода либо контроля за деятельностью предприятия – объекта инвестиций, сколько для обеспечения использования краткосрочных обязательств. [40]
Потоки денежных средств находятся в тесной взаимосвязи с такими понятиями, как дебиторская и кредиторская задолженности, дисконтирование, оборачиваемость активов, уровень ликвидности предприятия.
Новодворский  В.Д. считает, что финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро денежные средства предприятия, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Отдельные вида активов предприятия имеют разную скорость оборота. Так, наибольший период оборота имеют недвижимое имущество и прочие внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и т.д.), представляющие собой средства, предназначенные для долгового пользования. Все остальные активы, называемые текущими, будучи предназначенными для реализации или потребления, могут неоднократно менять свою форму (материально-вещественную на денежную и наоборот) в течении одного операционного цикла предприятия. Новодворский В.Д. считает, что в составе текущих активов в настоящее время значительный удельный вес занимает дебиторская задолженность (более 30%), что создаёт угрозу финансовой стабильности предприятия, лишает его денежных средств, замедляет оборачиваемость текущих активов.[39]
В этом случае, по мнению Видовицкого Д.А. предприятие становится неперспективным с точки зрения акционеров, банков, партнёров. Но поступления от дебиторов являются основной статьёй притока денежных средств. В целом между поступлением денежных средств, объёмом реализации и изменением в остатках дебиторской задолженности существует зависимость: сумма поступления есть сумма реализации и дебиторской задолженности на начало периода, уменьшенная на сумму задолженности на конец периода.[26]
По мнению Ковалёва В.В. во избежание неплатежей дебиторов необходимо осуществлять отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью информационных критериев: соблюдение платежной дисциплины  в прошлом, прогнозируемые финансовые возможности предприятия по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия – продавца (затоваренность, степень нуждаемости денежной наличности и т.п.).[34]
Гиляровская Л.Т. считает, что в настоящее время происходит повышение роли бухгалтерской службы в самых различных сферах деятельности предприятия, что заставляет работников бухгалтерского учета выступать в качестве финансовых экспертов,  от мнения которых во многом зависит принятие  обоснованных инвестиционных решений [27].
Из обзора литературы по вопросу о том, для чего же необходим учет движения денежных средств можно вывести нижеследующее.
Целью бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций – является контроль за соблюдением  кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики бухгалтерия должна исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).
Из этой цели вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств:
 
 
1.      проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете;
2.      обеспечение  своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;
3.      своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;
4.      обеспечение сохранности денежных средств, бесперебойное обеспечение денежной наличностью неотложных нужд организации;
5.      изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
 
         Все это придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности организации.

 

 
 

1.2 Нормативная база, регулирующая учет денежных средств

 
 
Основными целями законодательства в области учета движения денежных средств является обеспечение единообразия ведения учета денежных средств, составление и представления сопоставимой и достоверной информации о наличии и движении денежных средств, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Положением Центрального Банка №373-П от 12.10.2011г. «О порядке ведения кассовых операций» определяется порядок хранения и расходования денежных средств [17].
В соответствии с этим документом, организации, независимо от организационно - правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей  организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности    в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки.
Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный Центральным банком РФ  в 2011 г., в основном, сохраняет порядок учета указанных операций.
Вместе с тем, в новом документе содержится указание об обязательном  использовании при расчетах с населением контрольно-кассовых машин.
Кроме того, в Положении 1 к Порядку ведения кассовых операций  в РФ (2011 г.) изложены  признаки и правила определения платежности банковских банкнот и монет Банка России (признаки платежности, допустимые повреждения платежных банкнот, порядок обмена банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков), которыми должны руководствоваться  кассиры при осуществлении кассовых операций с банковскими банкнотами и монетами Банка Росси.
2 раздел Положения ЦБ №373-П [17] регламентирует порядок приема, выдачи наличных денег и оформление кассовых документов.
Согласно этому Положению прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.
В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя.
Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится.
В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.
Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
На титульном листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц на это уполномоченных.
По истечении установленных законодательством сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано», составить реестр депонированных сумм.
В конце платежной (расчетно-платежной) ведомости кассир должен сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью.
Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается.
В кассовую книгу заносится фактически выплаченная сумма, а на ведомости ставится штамп: "Расходный кассовый ордер N ____".
Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассиром в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или с помощью ЭВМ. Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются.
Третий раздел Положения ЦБ №373-П [17]посвящен ведению кассовой книги и хранению денег.
Согласно данной инструкции все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир должен записывать в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошита и опечатана печатью.
Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Четвертый раздел Положения ЦБ №373-П [17] посвящен ревизии кассы и контролю за соблюдением кассовой дисциплины.
Здесь произошли изменения сроков проведения ревизий  кассовых операций, теперь вместо ежемесячных ревизий, сроки проверки устанавливаются руководителем организаций.
Синтетический учет движения наличных денежных средств регламентируется Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» [13].
Согласно Плану счетов учет наличных денежных средств ведется на счете 50 «Касса». В кассу предприятия наличные деньги могут поступать от покупателей (Дт 50 «Касса» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками), от подотчетных лиц (Дт 50 «Касса» Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами»), с расчетного счета (Дт 50 «Касса» Кт 51 «Расчетные счета»).
Согласно Указанию ЦБ РФ от14.11.2001 №1050-у «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами составляет 60000 рублей. Поэтому большинство расчетов между предприятиями производится в безналичном порядке.
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Организациям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству  владельца основного счета, могут быть открыты расчетные субсчета для зачисления выручки и производства расчетов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений.
Следует отметить, что вопрос о количестве расчетных счетов  в одной организации  решается в различные годы по – разному. Например, в соответствии с Указом Президента  РФ от 23 мая 1994 г. №1006  организация могла иметь  в банках только один расчетный (текущий) счет для осуществления  операций по основной деятельности.
Указом Президента РФ от 21 марта  1995 г. № 291 Указ Президента  от 23 мая  1994 г. №1006 отменен, следовательно, организации снова получили возможность иметь неограниченное  количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета.
При этом нужно иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1994г. № 106 с целью контроля  за первоочередностью платежей в бюджет, налогоплательщики  обязаны  предоставлять  ежеквартально, начиная с отчета  за 4 квартал 1994г., сведения обо всех расчетных (текущих) счетах, а также ссудных, депозитных и других счетах в банках и других кредитных учреждениях.
Для открытия расчетного счета, организация должна предоставить в учреждение, выбранного ею банка,  следующие документы:
- заявление на открытие счета  установленного образца;
- нотариально заверенные копии  устава организации, учредительного договора  и регистрационного свидетельства;
- справку налогового органа о регистрации  организации  в качестве налогоплательщика;
- копии документов о регистрации  в качестве плательщиков  в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;
- карточку с образцами  подписей руководителя, заместителя  руководителя и главного бухгалтера, и оттиском печати организации  по установленной форме, заверенную нотариально.
В случаи отсутствия в организации должности главного бухгалтера  на карточке  ставится подпись только руководителя организации.
При временном отсутствии печати у созданной организации руководитель банка разрешает в течении срока, необходимого для  изготовления печати, представлять в банк  документы без оттиска печати .
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке  безналичных расчетов, а также выдает средства  на оплату труда  и текущие  хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм  на расчетный счет  или списания с него, банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков), объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного  арбитража, народного суда, налоговых  или финансовых  органов.
В бесспорном порядке со счетов организации  списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды , фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным  и приравненным к ним документам.
В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих,  теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
С 1 июля 1994г. все платежи, за исключением выплат денежных средств  на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, и фонды обязательного медицинского страхования, производятся с расчетных  (текущих) счетов юридических лиц в порядке календарной очередности поступления  в банк расчетных документов (наступления сроков платежей).
Очередность списания денежных средств с расчетного счета клиента банка установлена ст. 855 Гражданского кодекса РФ, в  соответствии, с которой различают шесть групп очередности платежей:
- платежи первой очередности – списание по исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также по уплате алиментов;
- платежи второй очередности – выдача (перечисления) денежных средств на  оплату труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплата выходных пособий, выплаты по авторским договорам;
- платежи  третей  очередности  –  перечисление (выдача) денежных  средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими  по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Государственный фонд занятости;
- платежи четвертой очередности – платежи в бюджет и  внебюджетные фонды (кроме перечисленных в третьей группе очередности) по платежным документам  таможенных органов;
- платежи пятой очередности – списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных средств;
- платежи шестой очередности – списание по другим платежным документом.
Списание денежных средств с расчетного счета по требованиям, относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Банк контролирует операции, совершаемые по расчетному счету, в частности, совершаемые по расчетному счету. Банк, проверяет, не проводит ли предприятие (владелец счета)  операции, не соответствующие характеру его деятельности  предусмотренной уставом, нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов.
При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия, предъявленные к оплате платежные документы, банк помещает в картотеку 2. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере  поступления средств на расчетный счет предприятия, соблюдая условия очередности.
Положение ЦБ от 03.10.2002г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»   [16] предусмотрены следующие форы расчетов с предприятиями:
1)     Расчеты платежными поручениями;
2)     Расчеты по аккредитиву;
3)     Расчеты чеками;
4)     Расчеты по инкассо.
В соответствии с этим положением используются следующие расчетные документы:
1) Платежные поручения;
2) Аккредитивы;
3) Чеки;
4) Платежные требования;
5) Инкассовые поручения.
Чеки бывают двух видов. Для получения наличных денежных средств с расчетного счета предприятиям выдаются чековые книжки. Наличные деньги полученные по этим чекам используются на нужды указанные в чеке.
Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета  (чекодателя)  обслуживающему его банку  на  перечисление  указанной  в  чеке  суммы денег  с его счета на счет  получателя  средств (чекодержателя). Данная форма  расчетов в последние  годы  все  шире  используется  при однородных  расчетах  (особенно для  расчетов  с транспортными  организациями).
Различают  чеки  из  лимитированных  и не лимитированных  чековых  книжек.  Лимитированные  чековые  книжки выдаются  для  расчетов только с одним  поставщиком   или  подрядчиком.  Сумма  лимита  и срок  действия  книжки  должны  быть ограничены.
При поступлении товаров (оказании  услуг) плательщик выписывает  чек  из  книжки  и  передает  его представителю  поставщика  или подрядчика, который  становится  чекодержателем.  Чекодержатель  представляет  выписанный  чек  в свое  учреждение  банка, как правило, на следующий  день  со дня  выписки  для  зачисления  денег  на его расчетный  счет.
Депонирование  средств,  при выдаче  чековых  книжек  у  плательщика  учитывается на счете 55 «Специальные  счета  в  банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетный счет», 66 «Краткосрочные  кредиты  банков» и других  подобных счетов.  По мере оплаты  задолженности  чеками  их  списывают  с кредита  счета  55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных  счетов.
Согласно плану счетов и инструкции по его применению для учета средств на расчетном счету используется счет 51 «Расчетные счета»
Организации (юридические  лица) имеют право открыть валютный счет на территории  РФ  в любом  банке, уполномоченном Центральным  банком РФ на проведении операций с иностранными валютами.  Обычно банки  открывают счета по отдельным видам иностранных валют.  Можно открывать счета сразу в нескольких валютах, что  позволяет  избежать конверсии валюты из одной в  другую, осуществляемой за плату по действующему курсу международного валютного рынка на день совершения операции. Возникающие при этом курсовые разницы относятся на счет организации.
На валютный счет организации могут быть зачислены в иностранной валюте  следующие суммы:
- переведенные из-за границы через уполномоченный банк в оплату экспортных товаров (работ, услуг) и оставшиеся после обязательной продажи;
- перечисленные с валютных счетов других владельцев в оплату купленных товаров;
- купленные владельцем счета на валютной бирже и на валютном аукционе;
- другие поступления с разрешения уполномоченного банка, Центрального банка РФ или Минфина РФ.
Суммы, числящиеся на валютных счетах, по распоряжению владельцев могут быть:
1. Переведены за границу по  экспортно-импортным операциям,;
2. Перечислены на счета внешнеэкономических организаций для последующего перевода за границу в оплату за импортные товары и на валютные счета других организаций в оплату товаров;
3. Использованы на оплату задолженности по кредитам в иностранной валюте, командировочных  расходов, банковской комиссии  и почтово-телеграфных расходов;
4. Для продажи на валютной бирже и на валютных аукционах, и на другие цели, с разрешения уполномоченного банка, Центрального банка РФ или Минфина РФ.
Банк начисляет и выплачивает проценты по валютным счетам в тех валютах, по которым имеет доходы от их размещения на международном валютном рынке.
Операции с валютой по расчетам с юридическими и физическими лицами (резидентами), за выполненные работы и оказанные услуги, запрещены действующим законодательством. Однако, валютные операции с наличной валютой могут иметь место при командировании работников предприятия за рубеж.
Так как в практической части диплома бухгалтерский учет средств в иностранной валюте нами рассматриваться не будет, то остановимся на нем в этой главе более подробно.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте использует счет 52 «Валютный счет». По дебету этого счета отражают поступление денежных средств на валютные счета организации, по кредиту – списание денежных средств с валютных счетов. Операции по валютным счетам отражают на основании выписок банка и приложенных к ним  денежно-расчетных документов.
Суммы,  ошибочно отнесенные в дебет или  кредит валютных счетов и обнаруженные при  проверке выписок банка, отражают на счете 63 «Расчеты по претензиям».
Аналитический учет по счету 52 ведут по каждому счет, открытому в учреждениях банков для хранения денежных средств в иностранных валютах.
Операции с валютой по расчетам с юридическими и физическими лицами (резидентами), за выполненные работы и оказанные услуги, запрещены действующим законодательством. Однако, валютные операции с наличной валютой могут иметь место при командировании работников предприятия за рубеж .
Если предприятие не имеет валютного счета, оно может для командировки приобрести наличную валюту в уполномоченных банках. Для учета операций с наличной валютой к счету 50 открывают субсчет 50.2 «Валютная касса».
Поступление (выдача) валюты оформляется кассовыми приходными (расходными) ордерами обычным порядком. Ордера  выписываются в валюте платежа: долларах США, Евро, английских фунтах  стерлингов, и т.д. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка России на дату совершения операции.
При командировании работников предприятия за границу, наличная валюта, полученная с текущего валютного счета (Дт 50.2 «Касса» субсчет Наличный средства в иностранной валюте» Кт 52 «Валютные счета),  выдается под отчет (Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кт 50.2 «Касса» субсчет «Наличные средства в иностранной валюте»).
При совершении текущих валютных операций, в результате меняющихся курсов валют, возникают курсовые разницы, которые относят, согласно Приказа Минфина РФ от 10.01.2006г. №2н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006:
1. Положительные курсовые разницы на операционные доходы (Кт 91.1 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы»);
2. Отрицательные курсовые разницы на операционные расходы (Дт субсчета 91.2 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы».
В этом же положении дается определение курсовых разниц:
Под суммами курсовой разницы понимается разность курсов рубля к иностранным валютам на последнее число отчетного периода и дату совершения операции (выписки денежно-расчетного документа), на последние число отчетного периода и предыдущего отчетного периода и другие аналогичные разницы.
 
 

1.3 Методические подходы к проведению аудиторской проверки денежных средств

 
 
Объектами аудиторской проверки движения денежных средств выступают:
1.      движение наличных денежных средств и денежных документов в;
2.      движение безналичных денежных средств на расчетном счету;
3.      движение средств в иностранной валюте.
Аудит кассовых операций
Цель аудита кассовых операций:
?      Проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах;
?      Проверка обоснованности хозяйственных операций;
?      Правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета;
?      Проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах установленных норм;
Источники информации
В процессе аудита используется только полезная информация, на основании которой могут быть сделаны определенные выводы. Информация полезна, если она уместна и существенна, т.е. отвечает определенным требованиям (табл.1.1).
 
Таблица  1.1
Требования к информации, обеспечивающие ее полезность
Требования
 
Содержание требований
 
Достовер­ность
 
Верность, правдивость и точность информации, обеспечен­ные полнотой и качеством документов, на основании кото­рых она составлена.
Ясность
 
Понятность и доступность информации для лиц и органи­заций, которым она может быть полезна.
Своевременность
 
Уместность информации в определенный период времени.
Доказатель­ность
 
Наличие признаков у источников информации, дающих воз­можность считать их данные убедительными.
Реальность
 
Соответствие данных объективной действительности.
Сопостави­мость
 
Наличие возможности сравнивать соответствующие показа­тели различных организаций между собой, а также одной организации за разные периоды, т.е. в основе формирования определенной информации лежат одинаковые принципы.
 
Источники информации для аудита кассовых операций:
?      Приходный кассовый ордер (правильность заполнения, отражение хозяйственных операций, подписи, регистрация в журнале приходных/расходных ордеров).
?      Расходный кассовый ордер (целевое использование наличных денег, есть ли две подписи – руководителя и главного бухгалтера, фактическое получения денег – соответствует ли дата получения, отражен ли документ удостоверяющий личность получателя – паспорт, военный билет).
?      Журнал регистрации приходных и расходных документов (прошнурован, пронумерован и указано количество листов, подпись руководителя, регистрация в момент выписки ордера).
?      Кассовая книга (прошнурована, пронумерована, подписи, печать, есть ли исправления);
?      Журнал-ордер №1 и ведомость №1
Аудит денежных документов.
Цель  аудита денежных документов:
?      Проверка наличия денежных документов и их оценки.
?      Правильность отражения в учете денежных документов.
?      Правильность отражения в учетных регистрах движения денежных документов
?      Соответствие учетного регистра Главной книги.
Источники информации:
?      Документы подтверждающие оплату за денежные документы (платежные поручения, расходные кассовые ордера).
?      Описи оценочной стоимости денежных документов.
?      Денежные документы – авиабилеты, ж/д билеты и др.
?      Учетный регистр, Главная книга.
Аудит операций на расчетном счету
Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:
?      Правильность оформления расчетных документов в банке.
?      Целесообразность совершенных операций.
?      Соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договора.
?      Соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия.
?      Правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и в Главной книге.
Источники информации:
?      Платежное поручение (кому перечислено).
?      Платежное требование (был акцепт – оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования)
?      Сводное платежное поручение и требование-поручение.
?      Журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных поручений – выписка выдается банком если есть движение на расчетном счете).
?      Главная книга (счет 51 – расчетный счет: Дт – суммы поступившие на расчетный счет, Дт51-Кт62 – расчеты с заказчиками, Дт60-Кт51 – оплата поставщикам).
Аудит операций с иностранной валютой:
Цель аудита операций валютного счета – проверить:
1)     Своевременность представления платежных поручений на продажу валюты;
2)     Правильность отражения учета в операциях по покупке и продаже валюты;
3)     Правильность определения и отражения в учете курсовых разниц;
4)     Правильность составления бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка, с записями в Журнале-ордере №2 по счету 52 и Главной книге;
5)     Полноту и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке;
6)     Имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ;
7)     Правильность использования собственной валютной выручки, сохранность материальных ценностей приобретенных за иностранную валюту;
Источники информации:
?      Платежные поручения.
?      Платежные требования.
?      Сводное платежное поручение и требование-поручение.
?      Корешки чеков на получение иностранной валюты (Журнал-ордер №2).
Записи операций на валютных счетах ведут в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте, действующем на дату поступления средств.
Аудит прочих операций в банках
Цель аудита расчетов и прочих операций в банках:
?      Проверить своевременность отражения в учете операций на прочих счетах.
?      Изучить какие открыты у предприятия прочие счета.
?      Проверить правильность составления бухгалтерских записей и их соответствие выпискам банка и журналу-ордеру №3.
?      Проверить соответствие журнала-ордера №3 записям в Главной книге и в балансе предприятия.
?      При открытии аккредитивных счетов изучить договор с предприятием по аккредитивной форме.
Источники информации:
А) При аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытие аккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортным накладным при отгрузке.
Б) При расчете чековыми книжками – проверяется корешки чековых книжек, при установлении лимита – правильность использования лимита, проверка достоверности возникшей оплаты по чеку.
В) Депозитные счета – наличие документов подтверждающих перечисление денежных средств на депозитные счета.
При проверке правильности отражения в балансе денежных средств не следует ограничиваться только сопоставлением их остатков по Главной книге с балансовыми данными. Необходимо провести хотя бы выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и операций по расчетному счету (не менее чем за 3-4 месяца) с привлечением всех необходимых учетных регистров и первичных документов. Это позволит также сделать определен­ные выводы о правильности ведения бухгалтерского учета на пред­приятии и определить круг тех операций (и счетов), проверке кото­рых должно быть уделено особое внимание.
Балансовые статьи «Расчетный счет» и «Валютный счет» долж­ны отражать остатки денежных средств по счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и совпадать с соответствующими выписками банков по расчетному и валютному счетам. Следует иметь в виду, что предприятие не может иметь более одного расчетного (текущего) счета для осуществления операций по основной деятель­ности (за исключением случая банкротства банка, в котором перво­начально был открыт расчетный счет).
По статье «Прочие денежные средства» отражаются остатки средств, учитываемых на счетах 55 «Специальные счета в банках», 50.3 «Денежные документы» и 57 «Переводы в пути».
На счете 55 учитываются денежные средства на текущих, осо­бых и иных специальных счетах в банках на российской террито­рии и за рубежом, а также средства целевого финансирования и поступлений в той части, которая подлежит обособленному хране­нию.
На счете 50.3 учитываются почтовые марки и марки государ­ственных пошлин и сборов, оплаченные, но не выданные путевки в дома отдыха и санатории, проездные билеты, извещения о денеж­ных переводах, не поступивших на счета в банке или в кассу, и др. Акционерные общества могут учитывать в составе денежных доку­ментов собственные акции, выкупленные у акционеров для их по­следующей перепродажи или аннулирования.
При проверке необходимо убедиться, во-первых, в фактическом наличии этих денежных документов, и, во-вторых, установить, кому предназначены билеты и путевки и за счет каких средств они оп­лачены.
Для учета кассовых операций (по счету 50 «Касса») предназна­чены журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 к нему. Учет операций по счетам 51 и 52 предприятия ведут с применением журнала-ордера № 2 и ведомости № 2. Для учета операций по кредиту счетов 55, 50-3 и 57 применяется журнал-ордер № 3.
Следует иметь в виду, что перед составлением бухгалтерского баланса производится переоценка всех денежных статей бухгалтерского учета, выраженных в иностранных валютах. Среди них:
- остатки средств на текущих валютных счетах предприятия, откры­тых в банках на территории страны и за ее пределами;
- остатки средств на специальных счетах предприятия, открытых на терри­тории страны и за рубежом;
- платежные документы – векселя, тратты, аккредитивы, чеки и т. п.; остатки наличных денежных средств в кассе предприятия;
- денежные документы;
- денежные средства в пути;
- дебиторская задолженность (по расчетам с покупа­телями и заказчиками за товары, работы и услуги, по выданным авансам, расчетам со своими работниками по суммам, выданным под отчет на служебные командировки, и др.);
- ценные бумаги (об­лигации, депозитные сертификаты и др.);
- задолженность по займам, предоставленным предприятием другим предприятиям и организа­циям;
- кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары и услуги, по полученным авансам, по стра­хованию и др.);
- задолженность по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным кредитам банков и других кредитных учреждений;
- задолженность по займам, полученным предприятием у других предприятий и организаций (кроме банков и иных кредитных учреждений).
При проверке соблюдения порядка ведения кассовых операций необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:
Заключен ли договор с кассиром об индивидуальной материальной ответственности. На предприятиях где штатным расписанием не предусмотрена должность кассира, обязанности по осуществлению кассовых операций могут быть возложены  на другого штатного работника с его согласия с обязательным заключением с ним договора о полной индивидуальной ответственности.
Ведется ли кассовая книга, ежедневный отчет кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с первичной приходно-расходной документацией, расчетно-платежными ведомостями, их оформление.
В ходе проверки необходимо убедиться в наличии только одной кассовой книги соответствующей валюте (рублях, долларах, Евро и т.д.), которая должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана и заверена подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Помимо этого следует обратить внимание на правильность ее ведения:
1. записи в кассовой книге должны вестись в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой, а если на вычислительной технике, оба экземпляра листов кассовой книге должны иметь одинаковую нумерацию;
2. выведение остатка по кассе на конец дня, который должен совпадать с данными бухгалтерского учета по счету 50 и не превышать установленного лимита хранения денежной наличности в кассе;
3. все записи в кассовой книге должны подтверждаться надлежаще оформленными приходными или расходными ордерами.
При проверке первичной документации следует обращать внимание на правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и наличие документов, являющихся основанием для их составления, так как в аудиторской практике встречаются случаи, когда на кассовых документах отсутствуют необходимые подписи или другие реквизиты, могут встречаться подчистки, поправки, несоответствие сумм в кассовой книге и первичных документах, другие неточности, которые ведут к искажениям в бухгалтерском учете и отчетности.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
Кроме того, внимательное изучение кассовой книги с точки зрения методологии бухгалтерского учета позволяет убедиться в правильном отражении операций по счету 50 в корреспонденции с другими счетами. Например, это дает возможность выявить случаи неправомерного отнесения затрат на себестоимость или неотражение на счетах реализации сумм, поступивших в оплату товаров, работ, услуг, что влияет на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и другим налогам.
В случае неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности предприятие должно быть подвергнуто штрафу в 3-х кратном размере неоприходованной суммы.
Налоговые органы уделяют большое внимание оприходованию в кассу предприятия наличных денег, полученных в результате хозяйственной деятельности, в том числе и из банка. В связи с этим, аудиторской фирме также следует проверять полноту оприходования денежной наличности в кассу. Проверка полноты оприходования наличных денег, полученных из банка может производиться на основании корешков чеков и выписок по банковскому счету. На данном этапе проведения аудиторской проверки одновременно исследуются два важных раздела бухгалтерского учета: кассовые операции и банковские.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности, осуществляющим налично-денежные расчеты, в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расходов наличными деньгами, особенностей деятельности предприятия. При необходимости лимиты остатков кассы могут пересматриваться.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
При проверке соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии рассматривается соблюдение на каждый день (проверку можно осуществлять выборочно) установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата для зачисления на банковский счет не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот. При этом надо учитывать, что предприятие могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда и выплаты социально-трудовых льгот не свыше 3 дней (в районах Крайнего Севера не свыше 5 дней), включая день получения денег в банке, и не могут накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Правила хранения денежной наличности определены в разделе III письма  Центробанка РФ № 18 [17], а рекомендации по обеспечению сохранности наличных денег при их хранении и транспортировки приведены в приложении №2 к этому письму.
Помещение кассы должно быть изолировано; двери в кассу во время совершения операций запираются с внутренней стороны. Ключи от сейфа или железного шкафа хранятся у кассира, а дубликаты ключей в опечатанном кассиром пакете - у руководителя предприятия.
Еще одним направлением аудиторской проверки кассовых операций является выдача наличных денег под отчет и авансовые отчеты подотчетных лиц. В соответствии с письмом Центробанка РФ № 18 [17], предприятия могут выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, командировочные нужды, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, филиалов и подразделений, не состоящих на самостоятельном балансе.
В процессе проверки надо убедиться выполняются ли следующие условия:
1. деньги выдаются под отчет только после полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу;
2. не допускается передача выданных сумм от одного подотчетного лица другому;
3. авансовые отчеты составляются не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который были выданы деньги или со дня возвращения подотчетных лиц из командировки.
Последний, один из наиболее важных моментов в проверке кассовых операций - это контроль за соблюдением правил расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов.
 
 

2. Фактическое состояние учета и аудита движения денежных средств в  ОАО "РегламенСтрой"

    

2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика организации

 
 
 
«РегламентСтрой» является открытым акционерным обществом, который создан в соответствии с гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», уставом общества на основании решения Совета директоров ОАО .
Организация зарегистрирована по адресу г. Волгоград ул.4-х Связистов, 21Д.
Организация является обособленным подразделением, расположенным вне места нахождения головной организации, имеет отдельный баланс, входящий в сводный баланс общества.
Основной целью деятельности организации является осуществление функций Общества, предусмотренных его уставом на территории Волгоградской области. Для достижения цели он осуществляет следующие виды деятельности:
o        Торговля бетоноблоками;
o        Посреднеческая деятельность;
o        Строительство объектов , гражданских сооружений;
o        Иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
Имущество филиала составляют основные и оборотные средства, а также иные ценности, переданные ему ОАО "РегламенСтрой" и числится как на сводном балансе Общества так и на балансе филиала.
Руководство ОАО "РегламенСтрой"  обязано принимать все меры по обеспечению сохранности имущества Общества. Ответственность за необеспечение сохранности имущества несет директор Филиала.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Филиала осуществляет ревизионная комиссия ОАО "РегламенСтрой", его контрольно-ревизионный отдел и внешний аудитор, назначенный или привлеченный Обществом в случае необходимости.
ОАО "РегламенСтрой" является крупным подразделением, действующим как в Волгограде, так и в Волгоградской области.
ОАО "РегламенСтрой" является крупной компанией. Судить о масштабах предприятия можно по показателям, представленным в таблице 2.1.
Проанализировав основные характеристики организации и их динамику можно сделать вывод, что за период с 2008 по 2010 год численность персонала была сокращена с 7407 человек до 6601, т.е. более чем на 10% (рис.2.1). 
 
Таблица 2.1
Основные показатели предприятия за 2008-2010 гг.
Показатели
2008
2009
2010
Средняя численность за год, чел.
7407
7038
6601
Фонд оплаты труда, тыс. руб.
523212,5
612761,1
591401,2
Общий фонд рабочего времени, чел-ч.
12761965
12183622
11416717
Внеоборотные активы, тыс. руб.
3550807
4611044
4651288
Оборотный капитал
699623
705016
542797
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб.
2073152
2445665
2624723
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг
1626245
2015674
2072972
Прибыль от текущей деятельности, тыс. руб.
323185
419918
435132
 

Рис. 2.1. Изменение среднегодовой численности за 2008-2010гг.в ОАО «РегламентСтрой»
 
Общий фонд оплаты труда в 2010 году, несмотря на снижение общей численности, увеличился на 89548,6 тыс. рублей. Это объясняется увеличением доли высококвалифицированных, а, следовательно, и высокооплачиваемых, специалистов. В 2010 году фонд оплаты труда сократился на 21359,9 тыс. рублей (рис. 2.2).
Сокращение численности персонала и снижение темпов роста заработной платы позволили "РегламенСтрой" сократить затраты на персонал, ко­торые являются одной из основных статей операционных расходов.  В следствии чего за период с 2008 по 2010 года рост прибыли составил 111947 тыс. рублей или 34,6% (рис. 2.3).

Рис. 2.2. Динамика фонда оплаты труда за период 2008-2010г.г.
 

Рис. 2.3. Динамика прибыли организации за период 2008-2010гг.
 
Деятельность ОАО "РегламенСтрой", в период с 2008 по 2010 гг. отличалась высокой инвестиционной активностью. Возросшая прибыль направлялась в основном на капитальные инвестиции. Как видно из таблицы 1.1 стоимость внеоборотных активов (рис.2.4) в 2008 году составляла 3550807 тыс. рублей, в 2009 году – 4611044 тыс. рублей, а в 2010 году уже 4651288 тыс. рублей, т.е. за анализируемый период стоимость внеоборотных активов возросла на 1100481 тыс. рублей или на 31%.

Рис. 2.4. Динамика внеоборотных активов организации за период 2008-2010гг.
Далее проанализируем организация бухгалтерского учета в ОАО "РегламенСтрой"
Штат сотрудников бухгалтерии состоит из 6 человек.
Вся бухгалтерия поделена на 2 участка: группа по учету доходов и группу по учету расходов. Группа по учету доходов включает начальника группы, 3 бухгалтера различных категорий, 1 бухгалтера-ревизора .
Группа по учету расходов включает начальника группы по учету расходов, 2 бухгалтеров и 1 кассира.
Возглавляет центральную бухгалтерию главный бухгалтер. В его непосредственном подчинении находятся 2 заместителя, одни из которых курирует группу по учету доходов, а другой – группу по учету расходов (Организационную структуру бухгалтерии см. в Приложении).
ОАО "РегламенСтрой"  применяет журнально-ордерную форму с использованием двух видов бухгалтерских регистров – журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей. Данная форма применяется наряду с использованием компьютерной программы «1С-Бухгалтерия». Эта программа позволяет значительно сокращать затраты времени для подготовки отчетов любых видов, и контролировать работу сотрудников и предприятия.
Программа построена по принципу «от простого - к сложному». Ее можно применять для простых операций: формировать оборотные ведомости, главную книгу, отдельные отчеты. Программа может автоматизировать бухгалтерский учет по всем разделам. Используя режим формирования произвольных отчетов, можно изменять существующие и создавать новые отчеты и справки как для внутреннего учета, так и для внешний отчетности.
Кроме журналов-ордеров и ведомостей ведётся Главная книга — регистр синтетического учёта. В ней по каждому счёту отводится развёрнутый лист для записи остатка на начало и конец месяца, оборота по дебиту в развёрнутом виде, то есть в корреспонденции с кредитуемыми счетами и общей суммы оборота по кредиту. Главная книга открывается на год, а каждому месяцу отводится одна строка. На основании Главной книги и части других регистров заполняется баланс и другие формы отчётности.
В организации ведутся следующие журналы-ордера:
o        №1 «Касса»
o        №2 «Расчётный счёт»
o        №3 «Переводы в пути»
o        №4 «Кредиты банков и займы»
o        №6 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
o        №7 «Расчеты с подотчётными лицами»
o        №8 «Учёт финансовых вложений».
Кроме того используют две ведомости:
o        №10 «Ведомость учёта материалов на складах»
o        №16 «Ведомость учёта реализации (работ, услуг)».
Порядок организации документооборота и технология обработки учетной документации.
В "РегламенСтрой" правила и порядок организации документооборота, график документооборота, технология обработки первичных учетных документов, в том числе:
o        Порядок создания первичных документов;
o        Порядок проверки первичных документов;
o        Порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете;
o        Порядок передачи документов в архив
регламентируется Положением о системе документооборота.
В бухгалтерском учете применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом РФ.
При оформлении  финансово-хозяйственной операции, по которым не предусмотрены унифицированные формы, применяются самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, содержащие обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4].
Порядок проведения инвентаризации.
Инвентаризации подлежит все имущество Филиала. Директором создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая проводит инвентаризацию в сроки, предусмотренные учетной политикой ОАО "РегламенСтрой".
Порядок составления отчетности.
Бухгалтерская отчетность "РегламенСтрой" составляется в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4] и другими нормативными актами РФ, регламентирующими ведение бухгалтерского учета  и отчетности.
Бухгалтерская отчетность формируется бухгалтерией на основании обобщенной информации об имуществе, обязательствах и результатах деятельности с учетом информации, предоставляемой бухгалтериями структурных подразделений.
При составлении отчетности применяются формы, разработанные  ОАО "РегламенСтрой" с учетом рекомендаций, содержащихся в соответствующих нормативных документах.
В состав годовой бухгалтерской отчетности входят:
1) Бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет об изменениях капитала;
4)отчет о движении денежных средств;
5)приложения к бухгалтерскому балансу.
 
 

2.2. Организация бухгалтерского учета денежных средств

 
 
В процессе хозяйственной деятельности организация постоянно ведет расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, с населением за предоставление услуг связи, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям.
Денежные расчеты производятся безналичными платежами и наличными деньгами. Безналичные расчеты осуществляются с помощью платежных поручений  и других расчетных документов, путем перечислений по расчетным счетам в банках. По безналичному расчету предприятие рассчитывается с другими организациями, бюджетом, а также с некоторыми физическими лицами, оплачивающих услуги связи банковскими переводами. Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.
Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе организации могут храниться денежные суммы, не превышающие установленного банком лимита  (130000 рублей).
Наличные денежные средства поступают в кассу предприятия с его расчетного счета.
Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документах. Важнейшая задача бухгалтерии – их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью. Для хранения денежной наличности применяется несгораемый сейф с двумя ключами к нему. Первый ключ хранится у кассира, второй в сейфе в банке с правом доступа главным бухгалтером и директором ОАО "РегламенСтрой".
В кассу организации денежные знаки поступают также в результате платежей наличностью за различные услуги, при возврате ранее выданных сумм и т.д.
Для получения денег со своего счета в банке организации выдается чековая книжка. В чеке указывают назначение требуемой суммы. Отрывная часть чека остается в банке, а у организации – корешок чека с указанием полученной суммы.
Все кассовые операции осуществляются согласно порядку ведения кассовых операций в РФ .
В соответствии с этим порядком прием наличных денег оформляют приходным кассовым ордером, состоящим из непосредственно ордера и квитанции к нему.
Приходный кассовый ордер выписывается работником бухгалтерии в одном экземпляре, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.
Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам и надлежаще оформленным платежным ведомостям, заявлениям с наложением на них специального штампа предприятия. Документы на выдачу денег выписывает бухгалтерия. Они должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером.
В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах необязательна.
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы заполняются четко и ясно шариковой ручкой. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производятся только в день их составления
Пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы по платежным или платежно-расчетным ведомостям, подписанным руководителем и главным бухгалтером. При получении денег служащие расписываются в платежной ведомости.
Все операции по поступлению и выплате наличных денежных средств кассир записывает в кассовую книгу. В организации эта операция автоматизирована. При этом листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно формируется «отчет кассира». Обе машинограммы составляются в конце рабочего дня и должны иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
Нумерация листов кассовой книги в машинограмме осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги»  за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги, а за календарный год – общее количество листов за год.
Кассир обязан проверить полученные машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира», подписать их и вместе с приходными и расходными кассовыми документами передать в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций по приходу и расходу денег в кассе, выводит остаток денежной наличности на следующее число и передает в бухгалтерию отрывной лист под расписку во вкладном листке кассовой книге.
Машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в течении года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера и книгу опечатывают.
Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные кассовых ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов. Один раз в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет по поступившим и выбывшим документам.
Для учета движения денежных средств рабочим планом счетов предусмотрены счета 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета»
Учет движения наличных денег и денежных документов в кассе ведется на счете 50 «Касса» счет активный, по дебету отражается поступление денег в кассу, по кредиту их расход.
К счету открыты 2 субсчета:
1 – Наличные денежные средства предназначен для учета наличия и движения денежных средств;
2 – Денежные документы предназначен для учета хранящихся в кассе почтовые марки, оплаченные авиабилеты и др..
Наличные денежные средства поступают в кассу организации:
1. С расчетного счета организации, что оформляется следующей бухгалтерской записью:
Дт 50 «Касса»
Кт 51 «Расчетный счет» - для выдачи подотчет 10000 рублей;
2. От покупателей и заказчиков:
Дт 50 «Касса»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - за оказанные услуги 5200 рублей;
                    Или Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - за оказанные услуги 4610 рублей.
3. От подотчетных лиц (неиспользованный остаток):
Дт 50 «Касса»
Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - остаток неиспользованного аванса 2560 рублей.
Направления расходования наличных денежных средств различно. Это может быть выдача денег под отчет (Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса»), оплата различных счетов (Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), подписка на периодическую печать (Дт 97 «Расходы будущих периодов» Кт 50 «Касса»).
По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» выводится сальдо наличных денег на начало следующего месяца. Его сверяют с остатком в кассовой книге. В сроки, определенные руководством организации как раз в квартал, в кассе проводят инвентаризацию наличности, результаты которой оформляют актом.
На счете 50 также ведется учет денежных документов (путевки, марки государственных сборов и пошлин, почтовые марки, оплаченные, но не выданные авиабилеты).
Ежегодно для сотрудников приобретаются путевки на курорты Краснодарского края. Эта операция отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дт 50.3 «Касса» субсчет «Денежные документы»
Кт 51 «Расчетные счета» или 50.1«Касса» субсчет «Наличные денежные средства» на сумму стоимости путевок (62400 рублей).
Часть стоимости путевок выдается бесплатно:
Дт 50.1«Касса» субсчет «Наличные денежные средства»
Кт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на сумму 46200 рублей.
А часть стоимости удерживается из заработной платы сотрудников:
Дт 50.1«Касса» субсчет «Наличные денежные средства»
Кт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» на сумму 16200 рублей.
В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины 1 раз в месяц проводится инвентаризация кассы.
На день инвентаризации кассир должен оформить все приходные и расходные документы и сдать их в бухгалтерию, подтверждая это подписью в расписке, форма которой приведена в акте инвентаризации кассы. Комиссия сверяет сальдо по ведомости №1 с данными Кассовой книги и фактической кассовой наличностью. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и кассиром. Один экземпляр передается в бухгалтерию, другой остается у кассира. Информацию о результатах инвентаризации комиссия доводит до руководителя организации, который принимает соответствующее решение.
В нашей организации за весь период деятельности действующего кассира в результате инвентаризации недостачи или излишки не выявлялись.
Для оприходования излишков, выявленных в результате инвентаризации учетной политикой и действующим планом счетов предусмотрены следующие проводки:
Дт 50 «Касса»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы» на сумму выявленных излишков.
Для выявленных недостач предусмотрена следующая схема проводок:
1) Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
    Кт 50 «Касса» - на суммы выявленной недостачи;
2) Дт 73.2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального убытка»
     Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списание суммы недостачи на виновное лицо.
Если будут установлены обстоятельства, не дающие основания рассматривать выявленную недостачу как материальный ущерб по вине кассира, то сумма недостачи списывается на финансовые результаты организации как внереализационные расходы:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 94«Недостачи и потери от порчи ценностей»
Синтетический учет операций, отражаемых на счете № 50 «Касса», предназначен журнал-ордер № 1. Записи в этих журналах-ордерах и в кассовой книге производятся итогами за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами. Остаток средств в кассе приводится в ведомости только на начало и конец месяца. На протяжении месяца, для контроля и оперативных целей, используются данные об остатках средств, показанные в отчетах кассира.
Синтетический учет денежных документов осуществляется в журнале-ордере №1. По окончании отчетного периода остатки по журналу-ордеру сверяют с данными книги движения денежных документов.
Большинство расчетов между предприятиями осуществляются безналично. Порядок ведения безналичных расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации.
Положение распространяется на все государственные, кооперативные, совместные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-расчетные и финансово-кредитные центры и физические лица.
Организацией был открыт расчетный счет в Волгоградский филиал АКБ «Мастер-Банк».
Для открытия расчетного счета предприятие представило в банк следующие документы:
- заявление на открытие счета;
- копии Устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
- два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально. Право первой подписи принадлежит руководителю и его заместителю, а второй - главному бухгалтеру и его заместителю; подписи фиксировались в присутствии нотариуса;
- справка о постановке на учет в налоговой инспекции и в  Пенсионном фонде.
В это же время был подписан договор на банковское обслуживание и по распоряжению управляющего Волгоградского филиала АКБ «Мастер-Банк» предприятию был присвоен номер расчетного счета №40702810108881000312 и открыт лицевой счет для учета движения его денежных средств.
На расчетном счете предприятия сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за выполненные работы и оказанные услуги, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия:
- погашение задолженности бюджету, соцстраху;
- получение денег в кассу для выдачи зар
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.