На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
Развитие чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности
Курсовая работа по методике преподавания музыки
 
 
 
              Исполнитель:  Свиридова Т.А.
___________________
Научный руководитель:  доц. Дубова Л. П
___________________
Дата допуска к защите:  _________________________
 
 
 
             
 
Волгоград 2010
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………..….…3
2. I.1. Сущность развития чувства формы…………………….…….….…..5
3. I. 2. Психологические новообразования младших школьников…...…..6
4. I. 3. Возможности применение игровой формы обучения в развитии        чувства формы……………………………………………….………………9
5. II Обзор психолого-педагогической и методической литературы……12
6. III. 1. Диагностика уровня развитости чувства формы………...……...20
        7. III. 2. Описание опытно-экспериментальной работы…...……………..23
8. III. 3. Диагностика уровня развитости чувства формы…….……….…25
9. Заключение……………………………………….………………………27
10. Список используемой литературы………………………….…………28
11. Приложения………………………………………………………..……30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Младший школьник — это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться.
В исследованиях Л.И. Божович, Д.В. Эльконина, Н.Г. Салминой,     Н.И. Гуткиной описаны основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил, психологическая готовность к классно-урочной системе.
Урок музыки в школе имеет свои особенности. Прежде всего, речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о справедливом воспитании ребенка, что считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующие музыкально развитие ученика.
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.
В существующих программах по музыки процесс развития музыкальных способностей реализуется по-разному, однако, не всегда уделяется внимание развитию чувства целого - чувства формы.
Подобных исследований применительно к начальному образованию фактически не  существует, тогда, как современные школы призваны решать не только задачи общей подготовки учащихся, но и формирования музыкаль-ной культуры школьников, а для этого необходимо развитие всех музыкальных способностей и чувства музыкальной формы в частности.
Объект исследования – процесс развития чувства формы  у учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития чувства формы у учащихся младших классов средствами игровой деятельности.
Цель исследования – выявить возможности развития чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать теорию развития общих музыкальных способностей учащихся младших  классов в психолого-педагогической литературе;
- изучить теоретические основы организации игровой деятельности в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по музыки;
-  организовать опытно-эксперементальную проверку условий развития чувства у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Развитие чувства музыкальной формы  возможно в младших классах при использовании специально разработанной педагогической технологии, которую характеризуют:
-  опора на психолого-педагогическую литературу;
-  учет теоретических основ организации игровой деятельности;
- использование приемов и методов, существующих в современной педагогике (проблемные ситуации, игровые формы, направленные на разви-тие общих музыкальных способностей у учащихся).
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
-   наблюдение уроков;
- разработка диагностики и приемов развития чувства формы у учащихся младших классов;
-   проведение опытно-экспериментальной работы.
I. 1. Сущность развития чувства формы.
Форма - это понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи.
В древней философии понятие формы имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению; такое значение понятия формы имело у Платона и в особенности у Аристотеля.
              Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Произведения искусств пространственных (графика, живопись, скульптура, архитектура) воспринимаются посредством зрения и, вследствие этого, их форма может быть в любое мгновение познаваемой как целиком, так и в частностях. При этом большие очертания, как правило, охватываются раньше деталей. По этой причине музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна из другой и связываемых воедино при помощи памяти. Указанная особенность восприятия музыки определяет и сущность музыкальной формы, которая, протекая во времени, всегда представляет собой процесс, то есть развитие с той или иной степенью интенсивности иногда постоянной или, чаще, меняющейся.
              Музыкальная форма,  представляет собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, ограниченных друг от друга по смыслу.
Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуеться взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределенных во времени. В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогия с ней может быть продолжена: крупные части формы, в какой-то мере,  напоминают главы литературного произведения, более мелкие – абзацы, фразы различной длины и даже слова.
Развитие чувства формы относится к развитию общих музыкальных способностей.
Развитие чувства музыкальной формы, проявляющееся в реакциях и воспроизведении ее в движениях идет в следующем нарастании:
- по степени контрастности отдельных их частей, предложений, фраз (от более к менее контрастным);
- по наличию симметричности построения (от симметричного к ассиметричному);
- в) по длине отдельных частей, предложений, фраз (от длинных к более коротким).
Развитие чувства музыкальной формы является обязательным на всех этапах обучения музыки в общеобразовательной школе, наряду с чувством ритма, ладовым чувством.
Проблеме развития чувства формы в младших классах уделяли внимание такие видные педагоги-музыканты как Д. Б. Кабалевский, Ю. Б. Алиев, В. К. Безбородова, О. А. Апраксина, Б. М. Теплов, О. П. Радынова.
 
 
  I. 2. Психологические новообразования младших школьников.
Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук.
На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и других.
С момента поступления в школу центральное место - социальный мотив - стремление к новой социальной позиции школьника. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же "уникальные и единственные". Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе.
Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задач . Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей. Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом.
Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития.
Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованными становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л . С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя.
Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
- произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
- сознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
- свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности.
- творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
- эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта
- деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.
- деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени
Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.
Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.
Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
- игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов;
- игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения;
- игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
- игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
- игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
 
 
 
I. 3. Возможности применение игровой формы обучения в развитии чувства формы.
В данном виде музыкальных способностей сделан акцент на внимание детей к развитию элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи.
Усиление ощущения кульминации мотивов, фраз главной кульминации периода и так далее.  В процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителями пьес для слушанья.
Для этого необходимо:
- формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений.
- формирование представлений об интонации как единстве эмоционально-смыслового содержания и средств его воплощения.
- формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли.
- формирование представлений о музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для простейших музыкальных инструментов на тему знакомой песни).
- формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.
Представления в музыкальной форме как основе направления мысли приобретаются в процессе слушания произведений и наблюдения музыкального образа с помощью знаний о конструкции произведения; комментариев педагога по ходу слушания; графической записи. Эти приемы помогают лучше усвоить, услышать противопоставления или «соревнование» тем, почувствовать и понять главную идею произведения.
Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, что выявление формы произведения не является самоцелью. Результатом этой работы должно стать умение определять развитие образа произведения (которое предстоит слушать), если известна его форма. И.В. Способин писал, что форма произведения – это план для направления мысли слушателя.
Игровые формы развития чувства музыкальной формы могут заключаться в следующих формах:
- непосредственное создание игровой ситуации – лекция в форме сказки;
- викторины соревнования (индивидуальные или групповые);
- применение дидактической игры (как изменяется тот иной персонаж, представленный в виде какого-либо образа).
Игровая форма создает непринужденную, располагающую к восприятию обстановку. Она в более интересной и доступной форме поможет ребятам понять строение музыкальных произведений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
II. Обзор психолого-педагогической и методической литературы.
Исследования в области развития чувства формы прослеживаются во многих психолого-педагогических и методических трудах ведущих специалистов.
1. Уваров М.С. «Архитектоника исповедального слова». (Очерк №4. «Музыка как модель исповедального дискурса»).
Архитектоника (от греческого architektonike — строительное искусство) — построение художественного произведения.
По замечанию А. Шопенгауэра, музыка есть тайное упражнение в метафизике души, не осознающей того, что она философствует. ("Musika est exercitium metaphisices occultum nescientis se philosophari animi").
    Предметом рассмотрения в этом очерке явилось именно музыкальное искусство.
     Выбор музыки, конечно, не случаен. Этому есть несколько причин:
- во-первых, в ее природе отсутствует тот элемент статичности и «фиксированности", который присущ другим видам искусства, даже если брать наиболее подвижные, философически наполненные его формы, например, поэтическое слово;
- во-вторых, музыка - это единственный вид искусства, для которого тютчевский образ молчания-как-исповеди наполняется реальным и удивительно глубоким смыслом;
- музыка есть подлинное молчание, если точкой отсчета считать культурфилософскую непроговоренность музыкального «слова" в культуре. Реальная абстрактность, свойственная музыкальному языку (даже если мы рассматриваем, казалось бы, «вербальные" акты музыкального творчества), делает ее идеальной моделью исповедального дискурса, не замутненного первоначальными интенциями речи-текста, речи-голоса.
Поскольку дискурс этот призван «извлекать" из тела культуры наиболее острые, антитетически наполненные смыслы, возможность применения его эвристических возможностей в сфере музыкального творчества кажется исключительно интересной.
- в-четвертых, именно проблема философии музыки, как никакая другая проблема философии и эстетики, является наиболее «запущенной" на отечественной почве.
Традиция, которая была начата благодаря приоритетным философско-музыкальным исследованиям А. Скрябина,        А. Белого, А. Лосева, П. Флоренского, Б. Асафьева, за последние десятилетия почти полностью утратила своих приверженцев среди философов, что послужило главной причиной «оккупации" этой темы со стороны профессионалов-музыковедов.
Архитектонический  слух  контролирует  внутреннюю  логику  развития  музыкальной  мысли, интуитивно  ощущает  отдельные  части  и  целое, их  взаимообусловленность. Архитектонический  слух  опирается  на  слухо-пространственные  ассоциации  и  имеет  правополушарную  природу, он – «архитектор»  создаваемого.            
Эстетическое  чувство - психологический   фактор  создаваемого. Многие   исследователи   творческой  одаренности  отмечают, что  композиторский  дар   часто  заявляет  о  себе  через  обостренное  эстетическое  чувство.
Все  выше  сказанное  имеет  прямое  отношение  к  вопросу  развития   творческих  способностей   детей.   Структура  творческой  одаренности  композитора  -  ключ   к  выявлению   задатков  композиторского  дара   у   детей . Проявлениями   их  являются  следующие   факторы:        
  - желание  заниматься  за  инструментом , комбинировать  звуки  и   находить  их   интересные  сочетания;
   - музыкальная  восприимчивость,  эмоциональное  переживание  музыки  и   большое  желание  ее  слушать  (композитор  всегда   идеальный  слушатель, для  него  как  воздух  необходимы  музыкальные  впечатления).
 
 
2. Программа «Музыка» под руководством Д. Б. Кабалевского.
Процесс развития чувства формы прослеживается на протяжении 1-3 классов в темах «Как можно услышать музыку» 1 класс III четверть, «Что такое музыкальная речь» 2 класс IV четверть, «Развитие музыки» 3 класс III четверть, «Построение (формы) музыки» 3 класс IV четверть.
«Как можно услышать музыку».
Автор предлагает совершить «первое прикосновение к освоения музыкального языка – характер, темп, мелодия, ритм, интонация » их развитие или различие в зависимости от образных сфер произведения, или частей музыкального сочинения.
«Что такое музыкальная речь».
В рамках темы предполагается начать более подробный разбор музыкальных произведений (лучше уже известны, чтобы не перегружать слух ребят новыми, еще незнакомыми примерами) нужно, сопоставляя особенности построения (форму) той или иной пьесы с ее эмоциональным характером. Например, разобраться в трехчастном построении (трехчастной форме) пьесы «Весело.  Грустно. » Л. Бетховена путем сопоставления:
- быстрого движения с движением медленным;
- танцевально-игрового характера с характером песенным ;
- сравнительно тесного расположения звуков в среднем регистре с расположением гораздо более широким (более глубокие басы и более певучие верхние звуки).
«Углубляясь в тему четверти, нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся более свободно определяли построение (форму) произведения, количество частей, составляющих его, и характер этих частей. Стоит обратить внимание так же на то, что им уже встречались произведения одночастные, двухчастные и трехчастные».
С точки зрения естественных закономерностей детского возраста возможно и необходимо определять как одночастную форму песни. Содержащие один музыкальный образ, написанные в едином, неизменяющемся характере; как двухчастную форму все песни, состоящие из заметно отличающихся друг от друга частей – запев и припев.
Разумеется, что все разговоры о построении произведений должны опираться на живое, близких ребятам образных музыкальных произведений и ни в коем случае не быть похожими на сухую теорию музыки.
«Развитие музыки». 
Развитие интонации, ритма, динамики, регистра, темпа и соответственно формы музыкального произведение.
Автор предлагает разговор о изобразительности и выразительности в музыке о влиянии их на количество музыкальных образов, что отражается на количестве частей произведения. Например, «Почему медведь зимой спит?» Л. Книперра,  Прелюдия №7 Ф. Шопена, « Вальс ми минор» Э. Грига.
«Построение (формы) музыки».
При рассмотрении различных форм построения музыки надо сосредоточить внимание учащихся главным образом на общих принципах той или иной формы, не ограничиваясь разбором формы данного произведения.
Необходимо закрепить в сознании ребят понимание того, что смена частей в произведении, прежде всего, связана с изменением характера музыки.
Песни без припева, так же как и любые другие сочинения, построенные на одном музыкальном материале, «на одной музыке», не содержащие контрастных частей,- это одночастные сочинении.
Теперь следует рассмотреть уже известные и новые сочинения, построенные в двухчастной форме: инструментальные пьесы, состоящие из двух совершенно разных, ярко контрастных частей («Неаполитанская песенка» П. Чайковский), песни с отчетливым членением на запев и припев («Калинка»). Обратить внимание на текст куплетных песен: слова в припеве, как правило, одинаковые, а запеве каждого куплета разные.
Ребята должны почувствовать и усвоить, что трехчастность образуется от дважды звучащей (по «краям» сочинений) «главной музыки» и однажды появляющейся в середине какой либо другой музыки.
Развивая тему четверти, особое внимание надо уделить принципам построения форм рондо (контрастное сопоставление главной мелодии и эпизодов) и вариаций (постепенное видоизменение, варьирование одной темы - мелодии).
3. Программа «Музыка» под общей редакцией Ю. Б. Алиева.
«Выразительные возможности музыки» II класс, тема года.
Во II классе дети продолжают слушать и исполнять музыку, изображающую различные явления окружающей жизни и выражающую чувства и состояния человека, они учатся проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают и поют; для слушания им предлагаются различные вокальные и инструментальные произведения.
Учащиеся знакомятся:
- с новыми музыкальными жанрами и формами – симфонической сказкой, сюитой, рондо, этюдом, прелюдией;
- с музыкальными инструментами;
- со звучанием певческих голосов;
- с хорами. 
«Музыкальные формы и жанры» III класс, тема года.
В III классе обобщаются знания учащихся о строении музыкальных произведений, музыкальных формах и жанрах. Дети слушают произведения, написанные в жанрах песни, романса, баллады, этюда, прелюдии, каприса, сюиты, в формах двух- и трехчастной, рондо, вариаций.
Они слушают также симфоническую музыку; знакомятся с составом оркестра, с группами его инструментов, с жанрами оперы и балета.
Изучение новой формы музыкального произведения, а так же закрепления материала уже изученной структуры музыкального произведения часто проходит в игровой форме, речь об этом пойдет ниже.
4. Программа «Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
«В музыкальном театре» III класс, первое полугодие.
«Увертюра» к опере «Руслан и Людмила». При работе над оперой уча-щимся предлагается вспомнить музыкальные темы главных героев, рассматривая их изображения на страницах учебника, и высказать предположение, на каких из них построена увертюра к опере. Ведь композитор пишет ее, как правило, после завершения работы над оперой. После прослушивания увертюры будет интересно выяснить с учащимися, насколько их предположения оказались точными. Конечно, основные темы с ребятами надо спеть, а побочную тему сначала спеть как вокализ, а затем как тему из арии Руслана со словами.
      К сонатной форме, в которой написана увертюра М. Глинки, учащиеся в полной мере обратятся в средней школе, однако в III классе можно отметить особенности ее построения в самом общем плане. Увертюра как характерный зачин определяет эпико-философский склад оперы, и особенности ее построения влияют на силу ее воздействия на слушателей. Учащиеся, несомненно, смогут самостоятельно разобраться в том, один или несколько образов в увертюре, и обнаружить, что, хотя она построена на контрастном сопоставлении тем — воинственной и лирической (главной и побочной), устремлены они к одному — светлому, доброму в жизни. Уже в начальной теме вступления — могучих аккордах — ярко слышен русский характер богатырских образов.
«В концертном зале» IV класс, второе полугодие.
«„Патетическая“ соната». Соната № 8 продолжает знакомство учащихся с музыкой великого немецкого композитора XIX в. Л. Бетховена.
Прослеживая развитие одного образа и контрастного ему второго ребята приходят к пониманию средств музыкальной выразительности.
Задача педагога объяснить детям, что смена средств музыкальной выразительности говорит нам о появлении нового образа, а новый образ – это новая часть музыкального построения.
На последующих уроках полученные знания закрепляются в определении образов русской народной песни «Калинка».
5. Программа  «Музыка» В. В. Алеев, Т.В. Науменко.
«Построение музыки» 3 класс, IV четверть.
На протяжении всей четверти ребята знакомятся с музыкальными построениями (музыкальными формами). Авторы предлагают следующие темы уроков:
- одночастная форма. Главная  тема 3 части 6 симфонии П.Чайковского;
- двухчастная форма. Смена частей в музыке всегда связана со сменой различных элементов музыкальной речи (контрастом);
- музыкальная форма – рондо;
- вариационная форма;
- форма рондо и вариация;
- общие принципы построения той или иной формы.
При разборе формы с ребятами авторы предлагают методы, описанные выше (в программе Д. Б. Кабалевского).
6. «Музыкальное искусство» В. О. Усачева, Л. В.Школяр.
«В концертном зале» 3 класс, III четверть.
Музыкальная форма – вариации. На изучение одно- и двухчастных форм автор не отводит специального занятие. Разбор формы вариаций традиционно начинается с анализа образной сферы и средств музыкальной выразительности на примере русской народно песни «Ах, ты, степь широкая» в записи хора без инструментального сопровождения.
Авторы предлагают игровые приемы в качестве усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам, песням.
«Развивая чувство музыкальной формы, особое внимание надо уделить принципам построения форм рондо (контрастное сопоставление главной мелодии и эпизодов) и вариаций (постепенное видоизменение, варьирование одной темы - мелодии). Как мы видим, данная программа пересекается с программой «Музыка» Д. Б. Кабалевского по приемам работы и авторским рекомендациям.
7. «Музыка» Т. В. Надолинская, А. В. Лушкина, Н. А. Любомищенко.
«Развитие музыки» 2 класс, III четверть. («Как изменяется музыка»).
На примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. Книперра ребята разбирают изменение характера музыки, связанного с изобразительностью литературного текста.
Авторы предлагают начинать развитие чувства музыкальной формы с самого элементарного – деления произведения на фразы и мотивы, и только на последующих уроках дается понятие об одно-, двух- и трехчастных музыкальных построениях.
Из краткого анализа программ по музыке видно, что процессу развития чувства музыкальной формы каждый автор в той или иной степени уделяет внимание. Нельзя не взять во внимание один из центральных принципов построения программ – «забегание вперед и возвращение к пройденному» («перспективы и ретроспективы»), предполагающий продолжение развития чувства формы в средних и старших классах.
Начальное же ознакомление со структурой музыкальных произведений авторы отводят именно в младших классах.
Из вышесказанного видно, что развитием чувства формы у младших школьников занимаются многие ведущие педагоги-музыканты. Процесс развития реализуется во всех видах деятельности на уроках музыки: вокально-хоровой, игровой, в процессе восприятия музыкального произведения.
 
 
 
 
 
III. Диагностика уровня развитости чувства формы.
Исследования проводились в МОУ СОШ № 93 города Волгограда, в 3  «б» классе.
На первом этапе ребятам предлагалось прослушать музыкальное произведение (П. И. Чайковский «Времена года», «Июль» («Баркарола»)) и определить следующее:
- характер музыкального произведения;
- количество образов в произведении;
- схожесть или различие образов;
- средства музыкальной выразительности.
Результаты диагностики представлены в виде таблицы.
 
 

и т.д.................


Баллы
 
 
 
 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.