На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Классификация форм реализации права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
Содержание
 
Введение
1Понятие и характерные особенности реализации права
2 Классификация форм реализации права
2.1 Общие вопросы классификации форм реализации права
2.2  Использование права, исполнение права, соблюдение права – непосредственные формы реализации права
2.3 Применение права как особая форма реализации права
Заключение
Список использованных источников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность темы исследования. Преобразование в Российской Федерации многих сторон общественной и государственной жизни и, как следствие, обновление различных отраслей российского права, появление новых по содержанию нормативных актов свидетельствует о возрастании роли права как регулятора общественных отношений. В этой ситуации одним из важнейших понятий юридической науки является категория «реализация норм права».
Важное значение реализации правовых норм в условиях обновления законодательства подчеркнул в одном из своих Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин: «Да, отечественная правовая система находится в стадии формирования. И сегодня нам приходится принимать много законов - для того, чтобы быстрее адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям. Между тем, даже это не может оправдать, что принятые законы часто противоречат друг другу. Будучи принятыми - не исполняются»[1].
Актуальна тема исследования в связи с тем, что правовые нормы, содержащие юридические, должны составить основу нормативной базы страны, ставящей перед собой цель построения гражданского общества. Значимым является и то, что использование указанных норм, положительные результаты их реализации должны явиться важным объективным фактором становления правоактивной личности - основного субъекта гражданского общества. С этой точки зрения, использование юридических норм как разновидность правоактивного поведения является наиболее значимым, полезным для современного российского общества, поскольку правомерность поведения здесь сочетается с инициативой, целенаправленностью, результативностью, позитивным отношением к праву и правовым ценностям.
Следует отметить и то, что проблемы реализации права, в целом, и проблемы использования юридических норм, в частности, непосредственным образом связаны с изучением таких социально-правовых явлений, как правомерное поведение, правовое регулирование, правоотношения, субъективные права, юридические средства и т.д., которые сами по себе выступают важными объектами теоретико-правового исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы реализации правовых норм всегда находились в центре внимания ученых-юристов. Различные аспекты реализации права были предметом исследования следующих авторов -представителей общей теории права и отдельных отраслевых юридических наук: С.С. Алексеева, A.M. Васильева, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко, В.И. Гоймана, И.Я. Дюрягина, Л.Н. Завадской,  В.В. Лазарева, Н.И. Матузова, А.В. Осипова, Ю.С. Решетова, Л.С. Явича и др.
Объект исследования – нормы права
Предмет исследования –процесс реализации норм права.
Цель исследования состоит в комплексном теоретическом изучении реализации норм права.
Задачи:
- изучить понятие и характерные особенности реализации права;
- рассмотреть классификацию форм реализации права;
- определить общие вопросы классификации форм реализации права;
- изучить непосредственные формы реализации права;
- исследовать применение права как особую форму реализации права.
Теоретическую основу работы составила специальная юридическая и философская литература, посвященная вопросам правового регулирования общественных отношений, реализации норм права, изучению различных аспектов человеческой деятельности и общественной практики.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы ? типологизация, систематизация, синтез, анализ; частнонаучные методы: методы сбора информации - анализ литературы, анализ документов.
Научная новизна. Новизна выполненного научного исследования определяется выбором темы, постановкой задач исследования. В комплексе исследованы связанные с реализацией права общие вопросы правового регулирования, проблемы правовых отношений, правомерного поведения, злоупотребления субъективным правом, проблемы юридических средств и т.п.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Понятие и характерные особенности реализации права
 
Обыденные представления о праве чаще всего связаны с опре­делением права в субъективном смысле - право как нечто при­надлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоря­диться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.).
Профессиональное понимание права практикующими юриста­ми обыкновенно базируется на определении права в качестве со­вокупности правил поведения, ис­ходящих от государства или поддерживаемых им в качестве средства решения юридических дел. Научное понимание права требует интегративного определения. 
Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.[2]
Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.
Сам термин «реализация» в юридической науке понимается как практическое осуществление, претворение, внедрение или воплощение права в общественную практику. Как общая теория, так и юридическая практика исходят из того, что реализация права — сложный и многогранный процесс.
Его содержанием выступает подчинение воли субъектов в их деятельности и общении требованиям правовых деклараций, определений, принципов и норм. Правовое предписание считается реализованным, если оно претворилось в жизнь, в практическое поведение людей в социально-правовой среде. Результатом такого поведения является правомерный характер возникающих при этом субъективных прав и юридических обязанностей, которые сопровождают процесс достижения целей правового регулирования.[3]
Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение. «Право ничто, – замечает Л.С. Явич, – если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества».[4] 
Реализация права – одна из наиболее важных и конкретных форм бытия права. Она обеспечивает перевод всеобщей нормативности правовых предписаний, заключенной в источниках права, в плоскость прав и обязанностей субъекта, которые составляют правовые отношения. Понятие «реализация права» употребляется наряду с такими категориями как «социальное действие права», «правовое регулирование», выражающие различные стороны воздействия правовых предписаний на жизнь общества.
Реализация права - это процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально-культурных, профессиональных и иных факторов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.[5]
В самом понятии реализации права можно выделить три основных особенности:
- правомерность;
- направленность на достижение целей правовых норм;
- способность порождать юридические последствия.
Правомерность – важный элемент процессов претворения права в жизнь. Нормы права реализуются лишь в том случае, если правовые отношения соответствуют режиму законности. Только правомерная деятельность, правомерное поведение способны «включать» общественные отношения по реализации права, управлять ими и направлять их развитие на достижение социально значимых результатов.[6]
Таким образом, относительно деятельности следователя или судьи реализацию правовых предписаний следует усматривать только в тех случаях, когда возникающие по их инициативе или с их участием правовые отношения не противоречат требованиям законности. Если же подобные отношения частично или полностью неправомерны, то соответственно необходимо оценивать и правореализационную деятельность как частично или полностью не достигшую цели.
Процесс реализации права всегда направлен на достижение заложенных в нормах права целей. Законодатель, создавая и вводя в действие какое-либо правовое предписание, имеет в виду защиту и регулирование  каких-либо человеческих интересов. Интересы людей через правотворчество приобретают форму юридических мотивов и, таким образом, управляют правовыми целями. Реализация права выражается в деятельности по достижению тех целей, которые имел в виду законодатель, формулируя правовые нормы.
Конкретный человек, участник правореализации, не всегда правильно осознает и соотносит цели действующего законодательства с личными интересами, управляющими его деятельностью. Реализуя правовые нормы, субъект может достичь лишь той цели, которую перед этим смоделировал законодатель, предвидя будущие процессы правореализации.
Таким образом, право (объективное и субъективное) таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы теряют свое социальное значение.
Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Классификация форм реализации права
2.1 Общие вопросы классификации форм реализации права
 
Вопрос о классификации форм реализации права в литературе является дискуссионным.  Различия в подходах к этому вопросу обусловлены отсутствием единого критерия классификации. Тем не менее, по своему содержанию правореализационная деятельность представляет собой претворение в жизнь либо диспозиций (правоустановительная деятельность), либо санкций правовых норм. С точки зрения содержания реализуемых норм и соответствующего им поведения рассматриваемая деятельность выступает или как соблюдение норм (исполнение пассивных обязанностей), или как исполнение их (т.е. обязанностей по активному поведению), или, наконец, как использование (осуществление субъективных прав). По форме деятельности реализация права может происходить властным или невластным порядком. По-видимому, это наиболее обобщающий взгляд на основные разновидности правореализационной деятельности, но и он нуждается в уточнении.[7]
Нормы права реализуются в различных формах. Так, одна из форм реализации норм права - воздержание от действий, запрещенных правом. Нормы права могут реализоваться и в форме активных действий субъектов права по осуществлению некоторых предусмотренных нормами права правомочий и исполнению юридических обязанностей. Например, участие в демонстрации (реализация правомочия) или исполнение обязанности по оказанию лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой помощи (реализация обязанности). В перечисленных случаях реализации правовых норм правоотношения не возникают. То есть в некоторых случаях правовые нормы могут реализоваться и вне правоотношений. В результате реализации субъектами права предписаний правовых норм в указанных выше формах не возникает юридически значимых последствий.
Правовые нормы могут реализоваться также посредством правоотношений. В зависимости от характера связи субъектов правоотношений, различаются два самостоятельных вида реализации права через правоотношения. Во-первых, правоотношения могут возникнуть между субъектами, отношения между которыми основаны на юридическом равенстве сторон. Здесь нет элемента подчиненности одного другому. В таких отношениях участвуют граждане, юридические лица, которые заключают разного рода сделки, договоры между собой. Эту форму реализации права можно условно назвать гражданско-правовой.[8]
Вторая форма - так называемая административная или властная. В этом случае властный орган либо сам выступает одной из сторон в правоотношении (отношение по поводу назначения пенсии), либо своим властным, авторитарным решением устанавливает право либо обязанность конкретного лица (установление факта отцовства). Такая форма реализации права называется применением права.
Реализация правовых норм в различных формах обуславливается рядом обстоятельств:
1.                  Разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом
2.                  Различием средств воздействия права на поведение людей
3.                  Спецификой содержания норм права
4.                  Положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям
5.                  Формой внешнего проявления правомерного поведения 
Классификация форм реализации правовых норм производится по различным основаниям. С точки зрения уровня реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют:
а) реализацию общих установлений содержащихся в преамбулах законов, в статьях фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;
б) реализацию (вне правоотношений) общих форм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;
в) реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.[9]
По субъекту реализации права можно выделить две формы:
а) индивидуальная;
б) коллективная.
По внешнему проявлению выделяют активную и пассивную формы реализации права.
В зависимости от метода государственного воздействия на поведение субъектов различает добровольное и принудительное осуществление права.
Характер действий субъектов, степень их ак­тивности и направленность поведения позволяют выделить следующие формы реализации:
Соблюдение права - это форма реализации права, заключающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. В дан­ном случае предполагается пассивная форма поведения субъекта права.
Исполнение права - это форма реализации права, которая предусматривает совершение активных действий субъектом права по исполнению юридических обязанностей.
Использование права - это форма реализации права, которая означает осуществление субъектами своих прав. В отличие от исполнения права, предписывающего совершение необходимых действий, эта форма реали­зации права предоставляет субъекту совершать дозволенные нормами права действия.
Применение права - это форма реализации права, субъектами которой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями.[10] 
Итак, существует довольно большое количество оснований для классификации форм реализации права. Однако, в юридической литературе основными формами принято считать использование, исполнение, соблюдение и применение. Применение норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько стадий применения права.
 
 
2.2 Использование права, исполнение права, соблюдение права – непосредственные формы реализации права
 
Как было отмечено ранее, существуют три основные формы реализации норм права. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Использование права осуществляется в трех формах:
- беспрепятственное осуществление действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и демонстраций и др.).
- совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права (сделки, договоры и др.), а также - в соответствии с компетенцией - субъектами публичного права (приказы, распоряжения и др.).
- осуществление участником правоотношения его возможностей, т.е. определенного (правовой нормой или договором) поведения; его требования соответствующих этому поведению действий других лиц; в случае необходимости - обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права.[11]
Существует разница в использовании права субъектами частного и публичного права. Для граждан и других участников отношения гражданского общества субъективные права являются способом выражения и охраны их интересов, и они используют или не используют возможности, заложенные в правах, в соответствии со своими желаниями и интересами. Никто не может быть принуждаем к использованию своего права или нести ответственность за то, что не использовал его. Особенность использования права государственными органами и должностными лицами (субъектами публичного права) состоит в том, что для достижения поставленной перед ними цели они обязаны использовать предоставленные им права, нередко именуемые - "правомочия" (правообязанности). Границей использования субъективного права являются права других лиц: «Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции РФ).[12] Отсюда не следует, что свое право нельзя использовать, если этим правомерно причиняется ущерб, урон интересам других лиц.
Исполнением как формой реализации права называется выполнение обязанности, т.е. совершение тех действий, которые предусмотрены нормой права и (или) заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом применения права. Иногда исполнением обязанности является воздержание от определенных действий, создающее условия для использования права другими участниками правоотношения.
Особенностью исполнения должностными лицами и другими субъектами публичного права является то, что одним актом, действием они исполняют две обязанности - перед гражданином (или иным субъектом права) и перед вышестоящими государственными органами, которым данное должностное лицо подчинено в порядке государственной (служебной) дисциплины.
Соблюдение права нередко определяется как воздержание от совершения запрещенных нормами права действий. Понимание реализации права как «ненарушение запретов», «несовершение преступлений и проступков» порождает ряд сомнений. Действие запретов своеобразно. Они реализуются через правоотношения только в случаях их (запретов) нарушения, когда к правонарушителю применяется санкция. Запреты регулируют поведение людей и общественные отношения уже в силу общеправового принципа гражданского общества, которым гражданам и их объединениям «разрешено все, что не запрещено».[13] Действия в пределах этого общеправового принципа образуют правомерное поведение. Важно и то, что для соблюдения (ненарушения) большинства запретов от многих людей не требуется никаких специальных действий или волевых усилий; большая часть членов общества соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании. Предположение, что нормальный человек, не убив и не украв, реализовал тем самым правовую норму, не согласуется с социальным действием запретов. Хотя многие запреты адресованы всем и каждому, по существу они обращены к тем лицам, которые способны или стремятся совершать запрещенные действия. Социальное назначение запретов в том и состоит, чтобы либо сдержать этих лиц угрозой наказания, либо, в случае нарушения запрета, подвергнуть законному наказанию или взысканию в пределах санкции нарушенной нормы.

 
 
 
 
2.3 Применение права как особая форма реализации права
 
Применение права – это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.[14] Путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.
Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:
а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
б) охрану и защиту права от нарушения.
На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.[15]
Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт:
1.                  По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь.
Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет субъекты, которые наделяются властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не уменьшает роли граждан в правоприменительной деятельности. Зачастую по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).[16]
Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить, реализовать ее, это, прежде всего, властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.[17]
2.                  Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. – такова задача субъектов правоприменения»[18].
Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.[19]
3.                  Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. В силу чего правоприменительный процесс становится целенаправленным, в значительной мере огражденным от влияния случайных факторов и непродуманных решений. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
4.                  Применение права как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.
5.                  Применение права – это определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.)
6.                  Применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.[20]
Необходимость применения права в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. А именно:
- когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.);
- когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей;
- когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим;
- когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности;
- когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.[21]
Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс. Он складывается из ряда самостоятельных разнохарактерных и взаимосвязанных действий, имеет начало и окончание. С юридической стороны представляет собой единый правоприменительный комплекс.
В этом комплексе выделяются правоприменительные циклы, каждый из них непосредственно направлен на разрешение конкретной жизненной ситуации и завершается принятием соответствующего правоприменительного акта.
В одних ситуациях правоприменительный комплекс может быть предельно сложным, он включает ряд правоприменительных циклов (разрешение судом спора о праве гражданском или привлечение лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности). В других сравнительно простым, состоять из одного правоприменительного цикла.
Отдельный правоприменительный цикл, в свою очередь, складывается из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в каждой из которых разрешаются свои организационные, исследовательские и иные задачи по реализации соответствующей нормы права.[22]
В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения. Разные авторы называют неодинаковое число. Наиболее убедительным представляется мнение о трех основных стадиях процесса применения права:
• установление фактической основы дела;
• установление юридической основы дела;
• принятие решения по делу.
Установление фактической основы дела. Применение права связано с конкретными жизненными обстоятельствами, образующими в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела. Поэтому процесс применения права всегда начинается с установления и исследования обстоятельств дела, являющихся его фактической основой, в отношении которой и применяется юридическая норма.[23]
В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми – правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.
Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений сведущих лиц и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке.[24]
Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и принятию правильного решения.
Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т,е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.
Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую па данный жизненный случай.
После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности, устанавливают:
а) действует ли она на момент разрешения конкретного дела;
б) действует ли она на той территории, где решается дело;
в) распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения. Здесь же необходимо руководствоваться общим положением – «закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу.
При установлении юридической основы дела иногда обнаруживается, что один и тот же случай регулирует две или более действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого характера. Иными словами, налицо противоречие правовых норм, которое необходимо разрешить на этой стадии.[25]
Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы, необходимо установить подлинный ее текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, например в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», кодексах.
Принятие решения по делу – заверша
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.