На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические основы процесса инвентаризации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

  Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса инвентаризации 4
§1. Инвентаризация, ее сущность и значение 4
§2. Виды инвентаризации 8
Глава 2. Практическое  изучение инвентаризации 12
§1. Порядок проведения и оформления инвентаризации 12
§2. Выявление результатов  инвентаризации и их отражение в  учете 21
  Заключение 28
  Список использованной литературы 29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     В курсовой работе рассматривается один из методов бухгалтерского учета – инвентаризация. Данная тема очень актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля над сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.
     Цель курсовой работы – изучить инвентаризацию.
     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:
    изучить понятие «инвентаризация»;
    охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
    рассмотреть порядок проведения и документальное оформление инвентаризации.
       Объектом данной работы является инвентаризация, а предметом – порядок проведения инвентаризации.
     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается инвентаризация, ее сущность и значение, представлены виды инвентаризации, во второй главе – порядок проведения и оформления инвентаризации, выявление результатов инвентаризации и их отражение в учете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы процесса инвентаризации
§1. Инвентаризация, ее сущность и значение
     Одним из важнейших требований, предъявляемых  к бухгалтерскому учету, является обеспечение  реальности (правдивости) и достоверности (точности) его показателей.
     Отвечая этому требованию, данные бухгалтерского учета должны полностью соответствовать  действительности, давать точную информацию о состоянии и движении имущества  предприятия и его источников. Так, данные о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, о поступлении, расходовании и остатках материальных ценностей предприятия должны соответствовать действительным их  величинам. Однако на практике имеет место отличие учетных показателей от фактического наличия имущества или источников его формирования. По мнению Астахова В. П., это может происходить по следующим причинам:
      - естественные причины– изменение веса или количества средств  в результате усушки, распыла, утечки, порчи грызунами, микробами, насекомыми (возникающие под влиянием биологических, физических, химических воздействий внешней среды);    
       -  неточности при приемке или отпуске средств – просчеты, промеры, провесы и замена при отпуске средств одного сорта (качества) другим. В результате на складе образуются излишки, недостачи или пересортица. Замена средств одного сорта (качества) другим  называется пересортицей;
      - ошибки в учете– арифметические ошибки в подсчетах, описки в первичных документах, неправильное отражение документальных данных в аналитическом и синтетическом учете;
     - злоупотребления– хищения, обвесы или обмеры  при приеме или отпуске материальных ценностей, обсчеты – при выдаче денег и др., а также прямое присвоение средств. [1]
     Все эти явления не могут быть выявлены в момент их совершения,   они  не поддаются учету, так как не охватываются документацией. Получающиеся в результате расхождения  выявляются лишь периодическими сверками фактических остатков средств с данными учета. Такая  сверка дает возможность дополнять и уточнять  учетные данные, а также вести борьбу  с разного рода злоупотреблениями.  Фактические остатки выявляются специальными переписями, которые называются инвентаризациями.
     Инвентаризация  (лат. inventarium – роспись, опись) – это проверка фактического наличия имущества предприятия (или его обязательств) и его источников, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. [2]
           В соответствии со  статьей  12 Закона Российской Федерации “О бухгалтерском учете и отчетности” для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
     Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:
     - при передаче имущества  государственного  унитарного предприятия в аренду, его купли - продаже;
     - при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;
     - перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности;
     - при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;
     - при выявлении фактов хищения  и (или) порчи имущества;
     - в случае возникновения непреодолимой  силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых  при данных условиях обстоятельств;  в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. [5]
         Кондраков Н.П. считает, что «инвентаризация является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета, а также методическим приемом фактического контроля при проведении ревизии, аудита и др.».
     Она позволяет:
     -  определить фактическое наличие  имущества;
     - проконтролировать сохранность  товарно-материальных ценностей  и  денежных средств путем  сопоставления фактического наличия   с данными   бухгалтерского  учета;
     -  выявить товарно-материальные ценности, полностью или частично  потерявшие свое первоначальное качество, не отвечающие стандартам качества, техническим условиям и т.п.;
     - обнаружить сверхнормативные и  неиспользуемые товарно-материальные  ценности;
     -  проверить полноту отражения  в учете обязательств.[4]
     Методическую  базу проведения инвентаризации регламентируют:
     - Закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете и отчетности”;
     - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации от  13. 06. 1995 г. N 49;
     - Разъяснение к Методическим указаниям  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным Министерством финансов  Российской Федерации 13. 06. 1995 г. N 49, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.1999 г. № 126.
     С учетом специфики  деятельности отдельных  отраслей  порядок проведения инвентаризации и документального оформления ее результатов может регулироваться также инструкциями соответствующих  министерств.
     Проведение  инвентаризации должно обязательно  соответствовать следующим позициям:
     -   комиссионность проведения, инвентаризация  проводится специально назначенной  комиссией;
     -   внезапность проведения, для проверяемых  инвентаризация должна быть неожиданной;
     -   действительность проведения,  все   инвентаризируемое имущество   подлежит обязательному обмеру,  подсчету, взвешиванию и т.д.;
     -    непрерывность проведения, инвентаризация  не должна прерываться. Если  ее нельзя закончить в течение  одного дня, то в этом случае на время перерывов в работе (обед, ночное время и т.д.) складские помещения опечатываются.[2]
     Объектами инвентаризации являются:
     -  имущество организации независимо  от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство и другие  вложения во внеоборотные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие активы);
     -  все виды финансовых и других  обязательств организации (дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы и другие пассивы);
     -  имущество, не принадлежащее организации,  но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки);
     -  имущество, не учтенное по каким-либо  причинам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Виды инвентаризации
     Инвентаризация  является обязательным дополнением  документации. Только при помощи обоих  этих способов – документации и  инвентаризации – в бухгалтерском  учете  обеспечивается полное и правильное отражение всех хозяйственных явлений. В зависимости от соответствующих классификационных признаков, к которым относятся плановость, объем совокупности объектов контроля и содержание инвентаризации, различают приведенные ниже виды инвентаризаций.
     Инвентаризации  могут быть обязательные и инициативные.
     В некоторых случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами Министерства финансов, организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Такие инвентаризации являются обязательными. [3]
     Кроме обязательных инвентаризаций организации могут проводить инициативные инвентаризации в соответствии со спецификой их деятельности или необходимостью дополнительного контроля  за обеспечением достоверности данных об имуществе и обязательствах. Они самостоятельно устанавливают  сроки и порядок проведения подобных инвентаризаций.
     По  отношению к плану проведения инвентаризаций выделяют плановую и внеплановую инвентаризацию.
     Плановой  является инвентаризация, предусмотренная  планом проведения контрольно-ревизионной работы соответствующего органа экономического контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации и т. п.). Она проводится по графику в указанные сроки, утвержденные руководителем.[5]
     Плановая  инвентаризация проводится в установленные сроки. Все предприятия обязаны проводить плановые инвентаризации своих ресурсов в следующие сроки:
-  основных  средств, капитальных ремонтов, расходов  будущих периодов и всех ТМЦ – не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов;
-   расчетов с дебиторами и кредиторами  – не менее одного раза в  год;
-   расчетов с банками и финансовыми  органами – не менее одного  раза в квартал;
-  расчетов  предприятия с его хозяйствами,  выделенными на самостоятельный  баланс, – не менее одного раза в квартал;
-  денежных  средств и денежных документов  – не менее одного  раза в месяц.
     К внеплановой относится инвентаризация, проведение которой не предусмотрено  в плановом порядке (в учетной  политике  и плане контрольно-ревизионных  работ), а также их проведение не носит обязательного характера. Внеплановые  инвентаризации проводятся  внешними аудиторами при проведении  аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации. [1]
     Внеплановые инвентаризации проводятся в следующих  случаях:
-  при  смене собственника или реорганизации  предприятия;
-  при  смене руководителя предприятия;
-  при  смене материально ответственных  лиц (на день приема-передачи дел);
- при  установлении фактов хищений,  ограблений или злоупотреблений,  а также порчи ценностей;
-  после  пожара или стихийных бедствий;
-  по  решению контролирующих, судебных  и других уполномоченных на  то органов.                                                                                                                                                               
     По  объему совокупности объектов учета  выделяют сплошную и выборочную инвентаризацию.
     Сплошной  считается инвентаризация, в ходе которой подвергается осмотру в натуре все объекты данного вида.  Сплошной инвентаризации подвергается денежная наличность в кассе, наличие ценных бумаг, денежных документов, отдельных видов материальных ценностей.[4]
     Выборочной  является инвентаризация, в ходе которой подвергается осмотру в натуре часть объектов данного вида. При  ревизиях и проверках этот вид инвентаризации часто применяют для выявления реальности объемов отдельных работ, сохранности отдельных видов материальных ценностей.  Из-за сравнительно небольшой трудоемкости выборочная инвентаризация получила широкое распространение  в контрольно-ревизионной работе. По ее результатам представляется возможность установить достаточно целостную картину состояния сохранности и рационального использования  имущества предприятия. Однако она не гарантирует безусловной объективности результатов проверки в натуре, а в случае причинения материального ущерба не позволяет определить его сумму. В этих условиях необходимо проводить сплошную инвентаризацию. Причем наличные денежные средства в любых случаях подвергаются только сплошной инвентаризации.[5]
     В зависимости от полноты охвата имущества  и обязательства организации  различают полную и частичную  инвентаризацию.
     Полная  инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства организации, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на 1 января или дату, близкую к концу отчетного года. Ввиду ее громоздкости  и трудоемкости отдельные виды средств разрешается инвентаризовать и раньше. Однако здесь установлены некоторые ограничения. Так, основные средства инвентаризуются не ранее 1 ноября;  вложения во внеоборотные  активы – не ранее 1 декабря; товары, готовая продукция – не ранее 1 октября и т.д.
     Частичная инвентаризация охватывает  какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в  кассе или только материалы на определенном складе. Она должна проводиться  систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность имущества предприятия, дисциплинирует материально ответственных лиц, позволяет своевременно вскрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения. [2]
     По  содержанию различают инвентаризацию ресурсов и инвентаризацию процессов.
     Инвентаризация  ресурсов означает проверку в натуре имущества организации.
     Инвентаризация  процессов означает проверку в натуре отдельных моментов кругооборота средств  организации. Например,  в процессе производства в натуре могут быть проверены выполненные работы, отдельные затраты на материалы и т. д. В процессе реализации могут быть осмотрены в натуре расчетно-финансовые операции, а в процессе снабжения – расчетно-заготовительные  операции.
     По  характеру инвентаризации подразделяются на необходимые, повторные, контрольно-перепроверочные, перманентные (непрерывные).
     Необходимая инвентаризация проводятся в силу ее необходимости: при смене материально  ответственных лиц, после стихийных  бедствий, при переоценке материальных ценностей, краже.
     Повторная  инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве проведенной инвентаризации, но и в том, что  материально ответственное лицо заранее знало срок   начала инвентаризации и подготовилось  к ней. [3]
     Контрольно-перепроверочная  инвентаризация проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10 % проверенных ценностей. В случае выявления расхождений руководитель предприятия требует письменные объяснения от лиц, проводивших ранее инвентаризацию, и от материально ответственных лиц. При выявлении фактов приписок, пропусков ценностей или же других злоупотреблений руководитель распускает такую комиссию и ставит вопрос о привлечении виновных к ответственности. Немедленно назначается инвентаризационная комиссия для проведения повторной инвентаризации.
     Перманентная (непрерывная) инвентаризация проводится в соответствии с внутренним планом работы бухгалтерии в течение  календарного года по отдельным видам  имущества на различные даты. Порядок  инвентаризации определяется хозяйствующим субъектом в его учетной политике. [4]
     Количество  инвентаризаций в году, а также  конкретные даты их проведения устанавливаются  в календарном плане инвентаризационной работы, ежегодно составляемом главным  бухгалтером и утверждаемом руководителем предприятия при создании инвентаризационных комиссий. Эти сведения не подлежат разглашению. 

Глава 2. Практическое изучение инвентаризации
§1. Порядок проведения и оформления инвентаризации
       Объекты, сроки и порядок проведения  инвентаризации определяются руководителем организации, собственником имущества данной организации или уполномоченным им органом (исключение составляют случаи, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации).
       Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год должен утверждаться руководителем организации как самостоятельный документ одновременно с принятием учетной политики или отражаться в приказе по учетной политике. В нем необходимо указать, сколько раз в отчетном году и в какие периоды будут проводиться инвентаризации, а также что будет объектом каждой из них.
       Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии в составе руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии), главного бухгалтера, начальников структурных подразделений (служб), представителей общественности. В состав комиссий также могут быть включены специалисты внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций. [2]
     При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии  в составе представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии), специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров, технологов, товароведов, специалистов ОТК, независимых аудиторов и т.п.). В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризируемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.
     Инвентаризационная  комиссия обеспечивает полноту и точность отражения данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, внесенных в инвентаризационные описи и акты, и своевременность оформления результатов инвентаризации. [4]
     Отсутствие  хотя бы одного  члена комиссии при проведении  инвентаризации   служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. 
     В соответствии с Методическими указаниями персональный состав постоянно действующих  и рабочих комиссий утверждает своим приказом (распоряжением) руководитель организации, о чем в Книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации делается пометка.  Примерная форма приведена ниже.
     Примерная форма
                                                       ПРИКАЗ  № ___
                                       (постановление, распоряжение)             по____________________________________________________
                                           (наименование организации )                                                                
      от «___»_______________20_ г.
      Для проведения инвентаризации в __________________________
      назначается инвентаризационная комиссия (постоянно  действующая, рабочая) в составе:
      1.  Председатель (должность, фамилия,  имя, отчество)_____________
      2. Члены комиссии (должность, фамилия, имя, отчество)__________
      Инвентаризации  подлежат_____________________________________
      (имущество  и финансовые обязательства) 

      К инвентаризации приступить____________(дата) и окончить___(дата)
      Причина инвентаризации: __________________________________________________
      (контрольная  проверка, смена материально ответственных  лиц, переоценка и т. д.)
      Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию __________ не позднее _______ 20 __г.
                       Руководитель                                                             (подпись) 

     Данный  приказ регистрируется в Книге контроля за выполнением приказов  о проведении инвентаризации. [3]
     Приложением к приказу может быть план проведения инвентаризации, который:
     - определяет сроки окончания инвентаризации  отдельных объектов;
     - продолжительность каждого этапа;
     - разграничивает обязанности между  рабочими комиссиями.
     Рабочие инвентаризационные комиссии:                         
     - осуществляют  инвентаризацию ценностей и денежных средств в   местах хранения    и производства;
     - совместно с бухгалтерией организации  участвуют в определении результатов инвентаризации   и   разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;
     -   вносят  предложения  по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных  ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей.
          Кроме того эти комиссии несут  ответственность:
     - за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя;
     - за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;
     - за правильность указания в  описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т.п.);
     - за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в установленном порядке. [5]
     Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
     В межинвентаризационный период в  организациях систематически должны проводиться проверки и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящими в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.
     Перед началом работ руководитель и  главный бухгалтер проводят вводный  инструктаж о правилах проведения инвентаризации. Руководитель предприятия  до начала инвентаризации, во-первых,  должен создать условия, которые позволят комиссии провести полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Для этого ему необходимо выделить  работников для перевешивания и перемещения грузов, технически  исправные измерительные и контрольные приборы, мерную тару и т.п. Кроме того, все члены комиссии должны быть ознакомлены с правилами проведения инвентаризации. [4]
     Проверка  фактического наличия имущества  производится при обязательном участии  материально ответственных лиц  и полным составом комиссии. Отсутствие хотя бы одного ее члена при проведении инвентаризации может в дальнейшем послужить основанием для признания ее результатов недействительными.
     До  начала инвентаризации (до начала проверки фактического наличия имущества) инвентаризационная комиссия должна получить самые «свежие» приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Кроме того, необходимо опломбировать все подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность и наличие пломб на всех измерительных и контрольных приборах.
     Поскольку инвентаризационная комиссия фиксирует  наличие ценностей на дату начала своей работы (например, на 20 декабря), а данные  бухгалтерского учета  формируются по состоянию на 1 число  каждого месяца (например, на 1 декабря), то для того, чтобы бухгалтерия имела возможность определить остатки ценностей по данным учета к началу работы комиссии, на всех приходных и расходных документах за период с 1 по 20 декабря председатель комиссии должен сделать надпись о том, что движение ценностей по этим документам произошло до начала работы комиссии. [1]
     Председатель  комиссии визирует все приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием: “До инвентаризации на (дата)”, что  должно служить основанием для определения  остатков имущества на начало инвентаризации по учетным данным.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.