На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные формы предпринимательской деятельности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                   Содержание   

      Введение
    Экономическая сущность и содержание предпринимательства. Развитие теории и практики предпринимательства.
    Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности.
    Веды и формы предпринимательства.
    Современные формы предпринимательской деятельности в России.
    Заключение.
    Литература. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                          Введение.
        Преобразование экономики России, вывод ее из глубокого кризиса на путь динамичного, прогрессивного развития связан со становлением высокоэффективного рыночного хозяйства, базирующегося на инициативе людей, на предпринимательстве. Россия вынуждена в быстром темпе пройти путь, совершенный мировой экономической историей, опираясь на достижения современной теории и практики рынка. И одновременно необходимо сохранить и преумножить высокий уровень ранее сложившейся обобществленной и индустриальной экономики.
      История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.
      С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией. Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г.— голландская Ост-Индская компания, в 1670 г.— компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
      В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г.— Банк Шотландии. В конце XVIII — начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков—владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы.
      Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия — менеджер — руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.
      В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689—1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
      Дальнейшее  развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.
      В 90-е гг. XIX века в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.
       В этот период формируется рынок  рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности — акционерных, паевых, и лишь 1/3 приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско американской мануфактуры, братьев Нобель и др.
      К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской — был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
      Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая экономическая политика — нэп (1921 — 1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь свертывается, и лишь в 90-е года началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г.— Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.
      В настоящее время в России насчитывается  около 10 тыс. акционерных предприятий, свыше 1500 акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры. На 1 января 1998 г. из общего числа 2711 тыс. предприятий и организаций 1983 тыс., или 73,1%, находились в частной собственности.
      1. Экономическая сущность и содержание предпринимательства.          Развитие теории и практики предпринимательства
      Теория  предпринимательства развивалась  по ряду направлений. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвидением и способностями к риску и реализацией их с целью получения дополнительного дохода. Он может заниматься деятельностью в любом моменте воспроизводства: процессе производства, обмена, потребления. В процессе обмена, например, используя расхождение между спросом и предложением, предприниматель, покупая товары по более низкой цене и продавая по более высокой, рискуя при этом, может получить более высокий доход по сравнению с тем, кто не рискует.
      Эту точку зрения развили И. Тюнен  и Ф. Найт. И. Тюнен связывал предпринимателя  и предпринимательство с непредвиденным риском. Используя в своем деле риск, беря на себя полную ответственность за него, предприниматель получает непредсказуемый доход. Ф. Найт, развивая данную концепцию И. Тюнена, связывал риск с чрезвычайной неопределенностью, которую нельзя спрогнозировать, вычислить. Предприниматель, обладая способностью прогнозировать лучше и оперативнее других, получает более высокие доходы по сравнению с бизнесменом, не обладающим способностями к обоснованному риску.
      Второе  направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж.Б. Сэя и А. Маршалла. Они доказывали, что основная функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства (капитала, земли и труда) и получать предпринимательский доход.
      Логическим  развитием первых двух направлений  стала концепция предпринимательства Й. Шумпетера. И это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее основательным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Проведя анализ существующих экономических теорий, он пришел к выводу, что они применимы исключительно к стационарному процессу воспроизводства и потому являются статичными теориями. Статичные теории, которые мы сегодня изучаем по переводимым зарубежным учебникам, раскрывают условия рыночного равновесия и способы его восстановления под влиянием внешних обстоятельств (природы и общества), а не под воздействием внутренних источников экономического развития. При стационарном процессе воспроизводства, согласно концепции Й. Шумпетера, нет места предпринимательской прибыли, т.е. нет места предпринимательскому доходу как дополнительной прибыли.
      По  Й. Шумпетеру, экономическая система  саморазвивается тогда, когда в  ней непрерывно воспроизводятся  новые комбинации факторов воспроизводства. Новые комбинации заключаются: в изготовлении неизвестного потребителям блага или создания нового качества известного блага, внедрении новых способов воспроизводства (инноваций в процессе производства или коммерческое использовании товаров), освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья внедрении новых методов организации труда и т. д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процесс воспроизводства, Й. Шумпетер определил как предпринимателей. При этом он подчеркивал, что право собственности не является существенным признаком предпринимательства. Понятие «предприниматель» определяется его функцией и способностями тех индивидуумов, которые действительно ее осуществляют при любой общественной формации. Субъекты хозяйствования, перестающие осуществлять новые комбинации, перестают быть предпринимателями.
      Предпринимательскую функцию могут выполнять люди, обладающие способностями инноватора. Это особый тип хозяйствующих субъектов. Труд предпринимателя — качественно новый труд по сравнению с обычным хозяйственным субъектом, использующим стационарные средства производства, технологию, методы хозяйствования и т.д. Это труд инноватора.
      По  Й. Шумпетеру, экономический процесс  предпринимательства заключается не в процессе получения «среднестатистической» прибыли, а в процессе получения сверхприбыли — предпринимательской прибыли в результате осуществления новых комбинаций в процессе воспроизводства. Это направление в развитии теории предпринимательства по существу игнорируется статичными экономическими теориями, господствующими в наше время.
      Теория  является научным обобщением передовой  практики, выражает объективные тенденции и закономерности развития экономических процессов, пробивающих себе «дорогу» через многочисленные отклонения и «шумы» той же практики. Выявив экономическую сущность экономических процессов и явлений, теория становится компасом в развитии конструктивной практики.
      Самая важная причина сохранения конкурентного  преимущества предпринимательских структур — непрерывная модернизация производства и других видов предпринимательской деятельности. Чтобы удерживать преимущества, необходимо расширять набор его источников, непрерывно их совершенствовать, переходить к преимуществам более высокого порядка, которыми являются стратегические инновации: «прорывные» технологии и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания и т.д. В конечном счете необходимо обеспечить динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа.
      Важно при этом подчеркнуть еще и  такие моменты: конкурентоспособность предпринимательских структур зависит от скорости реализации нововведений, от быстроты реакции фирм на нововведения конкурирующих фирм, от прогнозирования инноваций. Конкурентное преимущество сохраняют те фирмы, которые не уходят от риска в предпринимательской деятельности, а обоснованно его используют для получения предпринимательского дохода.
      Анализ  показывает: в развитых странах малое предпринимательство ценно, прежде всего, своей инновационностью и рисковым характером деятельности. Малые фирмы в этих странах играют роль в развитии наукоемких высокотехнологических производств, в быстром освоении новшеств. В 70-е годы прослеживается тенденция повышения удельного веса малых предпринимательских структур, которая объясняется во многом принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Крупные корпоративные структуры предпринимательского типа также ведут предпринимательство на рисковой, инновационной основе. Они, в отличие от малых предприятий, имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических новшеств: технологий, техники, новых методов воспроизводства и т.д. Проведенное в США выборочное обследование 50 финансовых фирм показало, что усредненный показатель рентабельности «рискового капитала» в 3 раза выше обычных капиталовложений в акции.
      Таким образом, предпринимательство —  это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать или воспроизводство в целом, или какой-то отдельный момент производства, обмена, распределения, потребления с целью получения предпринимательского дохода (добавочной прибыли).
      Предпринимательство может охватить только часть одного из моментов воспроизводства, например, процессы организации труда, снабжения предпринимательской структуры средствами производства, реализации товара, маркетингового обслуживания финансового обеспечения предпринимательской структуры и т.д.
      Экономическая сущность предпринимательства конкретизируется в его содержании. Предпринимательство представляет собой процесс в рамках воспроизводства. Основным его личностным фактором является способность предпринимателя по-новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства — рабочую силу (труд), капитал, землю. Способности предпринимателя осуществлять новые комбинации факторов зависят, прежде всего, от его личностных качеств. К ним относятся, прежде всего, способности: продуцировать новые производственные или коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения возможности получения предпринимательского дохода; оперативно использовать новшества в процессах воспроизводства, превращать их в инновации и доводить последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать, с большой вероятностью прогнозируя дополнительный доход от риска.
      Предприниматель может персонифицироваться как  в собственника капитала, так и в менеджера, специалиста, наемного работника. Предприниматель может также персонифицироваться как в любом индивидууме, занятом процессом предпринимательства, так и в целых коллективах. Пока индивидуум или коллектив ведут инновационное воспроизводство, используя свои инновационные и рисковые способности с целью получения предпринимательского дохода, они являются предпринимателями.   Если   процессы   воспроизводства   ведутся 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности
      Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. Экономические условия — это: предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
       На экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
      Всем  этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это — банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, некомплектуюшими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.
      Схематически  элементы процесса предпринимательства  представлены на рис. 1.
      Вплотную  к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
      От  предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.
      Важную  роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.
        
       
      
 
      Рис. 1.Схема процесса предпринимательства.  
 

      Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
      Примером  может служить складывающаяся в  течение многих лет система законов, действующих в сфере предпринимательства в США. Приведем лишь некоторые из них.
      
             
 
      Обосновывая необходимость государственного регулирования  предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:
          • необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее».
      Отсюда  принятие законов, предотвращающих  проявления «недобросовестной конкуренции»;
          • необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики.
      Отсюда  направленность законов против тех  фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;
          • необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей.
      Как осторожно замечает Ф. Котлер, ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни2.
      В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестких формах. В предпринимательской сфере России система законов только складывается. 
 
 
 
 

                     
 

                  3. Виды и формы предпринимательства
      Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по: виду деятельности; формам собственности; количеству собственников; организационно-правовым и организационно-экономическим формам; степени использования наемного труда и т.п. Рассмотрим некоторые из них.
      По  виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе.
      По  формам собственности имущество предприятия может быть: частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объединений (организаций).
      По  количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.
      Формы предпринимательства в свою очередь  можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы.
      Товарищество  представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Кроме того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада; действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.
      Участники товарищества подразделяются на две  группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью.
      Общество  создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.
      Наиболее  распространенными являются акционерные общества (АО). Им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.
      Предприятие, созданное группой лиц для  совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.
      К основным организационно-экономическим  формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
      Концерн — это многоотраслевое АО, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.
      Ассоциации  — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и иных задач.
      Консорциум  представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой oneрации (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, поскольку ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.
      Синдикат  — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.
      Картель — соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.
      Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.