На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Туризм в РФ

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                             ВВЕДЕНИЕ

 
       Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и  за быстрые темпы он признан экономическим  феноменом столетия.
       Во  многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта,  активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
       С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления  туристами материальных благ, услуг  и товаров, который выделяется в  отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами,  объектами питания,  размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
       Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития  международного туризма, и роли России на международном рынке туристических услуг. 
 
 
 

         ГЛАВА 1. РЫНОК МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.

                   

            1.1.Структура международного рынка туристических

                                                    услуг.                                         

         Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
       Туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.
       Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.
       1. Туристы. Это люди, которые испытывают  различные психические и физические  потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.
       2. Организации, предоставляющие туристам  товары и услуги. Это предприниматели,  которые видят в туризме возможность  получать прибыль посредством  предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
       3. Местные органы власти. Рассматривают  туризм как важный фактор экономики,  связанный с доходами, которые  местные граждане могут получать  от этого бизнеса в виде  налогов, поступающих в местный  бюджет.
       4. Принимающая сторона. Местное  население, воспринимающее туризм  в первую очередь как фактор  занятости населения. Для этой  группы важным является результат  взаимодействия с туристами, в  том числе иностранными.
       Задача  туристского бизнеса – производство и реализация туристского продукта и услуг, доступных широкому кругу потребителей с различным уровнем дохода и при этом решение проблем клиентов, создание комфорта и забота об условиях их труда и отдыха. Для успеха туристского бизнеса очень важен анализ особенностей туристских потоков. Для его осуществления производится классификация туризма по различным признакам: по географическому признаку, цели поездки, направлениям туристических потоков, способам передвижения и т.п..
       По  географическому принципу выделяется два вида туризма: внутренний и международный.
         Туризм внутренний – путешествие  с туристическими целями граждан  страны в пределах границ своего  государства без занятия оплачиваемой  деятельностью в месте временного  пребывания. Внутренний туризм не  связан с пересечением государственной границы и туристскими формальностями. Национальная валюта, язык, документы остаются прежними. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок.  Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.
       Международный туризм охватывает поездки с туристскими  целями за пределы страны постоянного  места жительства без занятия  оплачиваемой деятельностью в месте  временного пребывания. На первой конференции ООН по туризму и путешествиям, которая в 1968году проходила в Риме, было разработано определение международного туризма. Иностранный турист – это «временный посетитель», т.е. любое лицо, посещающее другую страну, нежели та, в которой он постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране. К иностранным туристам относятся все временные посетители, прибывшие в данную страну не менее чем на 24 часа. В некоторых странах это время может быть другим.
       Развитие  международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платёжного баланса. Приезжающие иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют её платёжный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название «активного туризма». Выезд туристов сопровождается оттоком национальной валюты. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платёжного баланса страны – экспортёра туристов, а сам туризм именуется «пассивным».По направлению туристского потока выделяется въездной и выездной туризм.
         Туризм въездной – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью.
       Туризм  выездной – путешествия лиц, постоянно  проживающих в одной стране, в  другую страну с аналогичными целями без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране.
                 По целям поездки туризм делится на: рекреационный, оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой, научный, спортивный, паломнический, экотуризм и т.д.
       Как правило, с повышением значимости туризма в экономике страны увеличивается и внедрение государства в индустрию через министерство с соответствующими полномочиями или посредством участия различных международных организаций. Флагманом международного туризма является Всемирная туристская организация (ВТО). Существуют также другие международные организации, так или иначе связанные с туризмом, например Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международная организация гражданской авиации (ICAO).
            Большинство стран имеет свои национальные туристские организации. Некоторые из них, например, во Франции и Испании, входят в правительство, другие же создаются независимо от правительства, но поддерживаются им централизованными финансовыми вливаниями, как в Великобритании. Администрация путешествий и туризма США поддерживается федеральным правительством, но большинство обязанностей по маркетингу и развитию ложится на плечи отдельных штатов. Организация финансируется за счет ежегодных федеральных кредитов в размере 17,5 млн. долл. и партнерских взносов частного сектора в 20 млн. долл.
            Как правило, в туристских государствах  создаются министерства по туризму,  особенно в островных странах.  Однако некоторые из них имеют  либо государственный департамент  по туризму, который подчиняется Министерству экономики, либо департамент внешней торговли, либо, туристский отдел в рамках Министерства по делам молодежи, спорта и развлечений. В государствах с децентрализованной властью туризм находится в подчинении местной администрации. Случается и так, что обязанности по развитию туризма делят между собой федеральное правительство и управление территориальным образованием.
           Страны обмениваются туристами  и соответственно деньгами. Как  правило, происходит обмен традиционными  видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах Средиземноморья, а жители южных тёплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
       Таблица 1.
       Международные туристские прибытия и доходы от туризма  в Европейском туристском регионе
       
Страна  Международные туристские   Поступления от международного  
  поступления       туризма      
        Доля        Доля     
      Темп  страны  в      страны  в   
  2005 год 2006 год роста регионе 2005 год 2006 год регионе  
  (млн.чел)  (млн.чел) (%) (%)   (млрд·долл.) (млрд.долл.) (%)    
Австрия 19.952 20,261 1,5   4,4 16,012 16,658   4,4
Бельгия 6.747 6,995 3,7   1,5 9,868 11,535   3,1
Болгария  4,837 5,158 6,6   1,1 2,43 2,586   0,7
Хорватия  8,467 8,659 2,3   1,9 7,463 7,902   2,1
Чехия 6,336 6,435 1,6   1,4 4,668 5,007   1,3
Франция 75,908 79,083 4,2   17,2 42,276 42,91   11,5
Германия  21,5 23,569 9,6   5,1 29,173 32,76   8,7
Греция  14,765 16,039 8,6   3,5 13,731 14,259   3,8
Венгрия 9,979 9,259 -7,2   2 4,271 4,519   1,2
Ирландия  7,333 8,001 9,1   1,7 4,744 5,242   1,4
Италия  36,513 41,058 12,4   8,9 35,398 38,129   10,2
Нидерланды  10,012 10,739 7,3   2,3 10,475 11,516   3,1
Норвегия  3,824 3,945 3,2   0,9 3,495 3,76   1
Польша  15,2 15,67 3,1   3,4 6,274 7,239   1,9
Португалия 10.612 11,282 6,3   2,4 7,712 8,349   2,2
Россия 19.94 20,199 1,3   4,4 5,564 7,025   1,9
Испання 55,914 58,451 4,5   12,7 47,97 51,115   13,6
Швеция 7,229 7,863 8,8   1,7 11,04 11,843   3,2
Турция  20,273 18,916 -6,7   4,1 18,152 16,853   4,5
Украина 17,631 18,936 7,4   4,1 3,125 3,485   0,9
Великобритания  28,039 30,654 9,3   6,7 30,675 33,695   9
Всего ЕВРОПА 438,743 460,835 5   100 348,803 374,514   100
 
      Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и регионам ВАТ (из Японии в Таиланд). Страны Африки, Ближнего Востока и Южной Азии не могут конкурировать с Европой,        Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма. Причина этого кроется в экономических проблемах. Туристические центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристогенерирующих стран. Здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, однако в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.
               1.2. Анализ динамики и тенденции развития
                            международного рынка.
           Туризм получил свое бурное развитие в ХХ веке, особенно во второй его половине. Этому в немалой степени способствовали достижения научно-технического прогресса в области транспорта: и обретение реактивных самолетов, открытие дальних трансмаршрутных пассажирских авиалиний, революционный переворот в теплоходном транспорте, приведший к изобретению формулы круиза, совершенствование автомобильного и железнодорожного транспорта. Все это дало невиданные возможности по продолжительности и протяженности туристских маршрутов, по доступности самых отдаленных регионов, по возможностям совершать поездки в довольно короткие сроки. Недаром туризм называли феноменом ХХ в.
       XXI в. - век информационных технологий, их усовершенствования и дальнейшего влияния на развитие туризма. Все это послужило почвой для возникновения определенных тенденций современного развития туризма. К современным тенденциям развития туризма относятся:
       - ускорение информационных потоков,  совершенствование информационных  технологий, дающих возможности  оперативного бронирования по  всему миру;
       - укрупнение (концентрация) капиталов и проникновение их на зарубежные рынки;
       - интеграция: горизонтальная - расширение однородного бизнеса, интернационализация бизнеса (транснациональные компании, международные цепочки отелей и Т.д.); вертикальная - расширение компании за счет диверсификации;
       - дифференциация туристского предложения;
       - совершенствование (повышение) стандартов обслуживания и
       унификация  информации и технологии обслуживания.
             Что же касается общей  динамики международного рынка туризма, то здесь, на сегодняшний день, ощущается  негативное влияние кризиса.
       Кризис в мировой экономике пока не привел к глобальному кризису туриндустрии. Однако на рынке царит осторожность – как со стороны операторов, так и со стороны клиентов. Если первые девять месяцев прошлого года были довольно успешными на большинстве популярных зарубежных направлений туризма, то последний квартал существенно изменил картину. Безусловно, снижение спроса есть.
       На  данный момент оно составляет порядка 30% по сравнению с прошлым годом. По оценкам Всемирной туристской организации, замедление роста на рынке туризма началось еще летом 2008 года, когда темпы упали втрое.
       Уже сейчас на туристическом рынке появляются первые жертвы финансового кризиса. И по всем прогнозам, к  лету ситуация будет еще более драматичной. Чтобы избежать потери денежных средств, туристы должны в первую очередь смотреть не на низкие цены, а на финансовую устойчивость туроператора, хотя определить сегодня будущих жертв кризиса крайне затруднительно.
       Однако, в долгосрочном прогнозе развития, сделанном Всемирной туристической  организацией, определены самые перспективные направления и виды туризма XXI столетия.
       С 1950г. количество прибывающих международных  туристов увеличилось почти в 28 раз  и достигло 698 млн. человек в 2007г. Эта цифра, согласно прогнозам, будет удвоена к 2020г и достигнет 1,6 млрд. человек. В настоящее время около 80% туристов в мире приходится на Европу и Северную и Южную Америку, тогда как лишь 15% на Восточную Азию и Тихоокеанский регион и 5% — на Африку, Ближний Восток и Южную Азию вместе взятые. Не смотря на кризис в мировой экономике, к 2020г. ожидается, что Восточная Азия и Тихоокеанский регион будут вторым по популярности направлением международного туризма после Европы.
Таблица 2.
       Самые популярные туристические направления  мира 2020 г. (по прогнозу ВТО)
       Страна        Количество  туристических прибытий, млн.
       Китай        137,1
       США        102,4
       Франция        93,3
       Испания        71,0
       Сянган        59,3
       Италия        52,9
       Великобритания        52,8
       Мексика        48,9
       Россия        47,1
       Чехия        44,0

ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО РФ НА МЕЖДУНАРОДНОМ  ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ  

                             2.1. Этапы развития туризма в России.

       Возникновение туризма на территории нашей страны уходит корнями в древние времена  и средневековье. Историю развития туризма  в России вполне можно  соотнести с периодизацией истории  мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.
                Первый этап – предыстория российского туризма.
       Географическое  положение России, расположенной  в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.
       Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в “Московских ведомостях” опубликовал приглашение “План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона”. Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы.
       Молодые дворяне могли совершить поездку  в один из немецких, итальянских  и французских университетов, после  чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию  для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.
       Прообразом  турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют “Акционерное общество Иматры”, зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II .
       К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.
       Отличительными  чертами первого этапа развития туризма в России являлись:
       а) примитивизм средств передвижения;
       б) путешествие не самоцель, а необходимое  условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;
       в) элитарность путешествия.
       Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта.
       Развитие  туризма на этом этапе связано  в значительной степени с расширяющимся  экскурсионным движением. Идея организации  экскурсий для молодежи была настолько  популярна, что нашла свое отражение  в школьных уставах.
       Третий  этап – начало становления массового туризма.
       Международная и внутриполитическая обстановка в  этот период (1-я мировая война, экономическая  депрессия, 2-я мировая война, а  внутри России – февральская и  Октябрьская революции, гражданская  война) оказала негативное влияние  на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.
       Развитие  туризма в России XIX-XX вв.
       Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:
       Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.
       Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
       Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
       Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
       Переходный  (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:
       а) изменение структуры рекреационных  потребностей и начало сегментации  туристского рынка;
       б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;
       в) переход к использованию природных  ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
       г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.
       Одновременно  резко обозначились негативные моменты  современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
       Специалисты отмечают, что рост массовости и доступности международного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционными процессами в обществе обусловили появление в мире множества правительственных и неправительственных организаций и агентств, связанных с развитием туристской индустрии в мировом сообществе.
                                                                                                              Таблица 3.
       Рост  туристской активности
Период Рост  числа прибытий туристов в среднем за год, % Среднегодовой темп роста доходов  от обслуживания туристов, %
1990 – 1995 г.г.        2,5        3,0
1995 – 2000 г.г.        4,0        5,0
2000 – 2009 г.г.        3,0        4,0
 
       В настоящее время в России работают более 15000 организаций основой деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, демонополизации отрасли, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи), а также конституционных прав граждан на отдых. 

       2.1.Факторы, способствующие развитию международного туризма в России.  

              Изучение развития мирового туристского сектора связано с двумя группами факторов:
       - экзогенные переменные, включающие  демографические, социальные, политические  и экологические тренды, торговлю, технологии, транспорт; 
       - тренды, непосредственно связанные  с туризмом и характеризующие  спрос, предложение и распределение.
       1.Социодемографические тренды.
       Социодемографические  тренды будут предопределять туристский спрос в ближайшие 15 лет. Послевоенный бум рождаемости привел к увеличению количества молодых людей уже  в настоящее время, что, естественно, будет влиять на развитие туризма. Кроме того, надо учитывать, что произошли изменения социальных факторов, например увеличение числа поздних браков, уменьшение количества детей в семьях или позднее рождение ребенка.    Все больше людей из развивающихся стран работает в индустриальных странах, что приводит к конвергенции образа жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.