На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психокоррекция

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Психокоррекция
      Курсовая работа
      Тема: «Коррекция детских страхов» 

      Содержание 
 

 

       1. Пояснительная  записка.

      1.1. Актуальность проблемы.

 
      Детские страхи в той или иной степени  обусловлены возрастными особенностями  и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
      «Зачастую, страхи у детей возникают по вине самих родителей, и важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью» [9].
      В последнее время вопросы диагностики  и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди  детей.
      Страхи, эмоциональные нарушения поддаются  коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту,  принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
 

      1.2. Определение страха  в психологической  литературе.

 
      Страх – это эмоциональная реакция  психики на воздействие угрожающих факторов. Однако, как показывает психоанализ  детских страхов, специфика этих страхов такова, что реальной угрозы, как правило, не существует, а возникновение страхов обусловлено очень богатым и ярким детским воображением. Источником для воображения ребёнка является окружение ребёнка. В частности, взрослые люди, чрезмерно эмоционально обсуждающие в присутствии детей проблемы пожаров, стихийных бедствий, ДТП и прочих несчастных случаев.
      Детские ночные страхи могут быть вызваны  фильмами ужасов. Зачастую кажется, что  ребёнок занят своими делами и  не обращает никакого внимания на происходящее на экране. Однако, на самом деле, это впечатление очень обманчиво – ребёнок, словно губка, впитывает всю информацию. А так как ребёнок не всегда до конца способен отличить правду от вымысла, это и приводит к возникновению детских страхов.
      Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти  потребности удовлетворяются  в  полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности.
     Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как отражение  в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [15].
     Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают  страх ,как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [13].
     Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх  как «проявление естественного  рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [14].
     По  мнению Захарова, «страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» [9].
      Также существует множество различных  причин и предпосылок для развития детских страхов. Причины возникновения детских страхов зачастую спрятаны гораздо глубже, там, где взрослые и не догадываются искать их. Психологи называют основные из них.
      1. Каким бы это не показалось  странным, но урбанизация внесла  свою огромную лепту в учащение  случаев возникновения детских  страхов. На первый взгляд, казалось бы, между этими двумя понятиями нет абсолютно никакой связи. На самом же деле жизнь в условиях города, особенно большого, это непрерывная нагрузка и испытание на прочность психики не только взрослого человека, но и детей. Ребёнок может чувствовать себя одиноким, уставшим от постоянного изобилия новой, зачастую абсолютно ненужной ему информации. Кроме того, городские дети, как правило, зачастую страдают от гипертрофированной опеки родителей, что тоже весьма неблагоприятно сказывается на детской психике, делает ребёнка неуверенным в себя и боязливым.
      2. Нехватка общения с взрослыми  людьми также далеко не безобидна.  Никакие компьютерные игры, телевизор  и самые дорогие игрушки не  могут заменить ребёнку общения.  Отсутствие тесного эмоционального  контакта с родителями в половине всех случаев является причиной детских страхов. Очень часто для полного их устранения достаточно просто начать проводить с ребёнком немного больше времени. И не просто находиться рядом, а именно общаться: совместные прогулки, игры, чтение.
      3. Психологи заметили некую закономерность: те дети, которые не получают  необходимую им по возрасту  физическую нагрузку, гораздо чаще  сталкиваются с проблемой возникновения  детских страхов.
      4. Доминантное поведение матери  также является причиной возникновения детских страхов. Если женщина занимает лидирующую роль в семье, позволяет себе агрессивное поведение по отношению к остальным членам семьи, детские страхи в подобном случае обеспечены.
      5. Ссоры в семье также почти  неизбежно приводят к появлению  сильных детских страхов. Ребёнок не до конца осознает, что же происходит в его семье, однако, что что-то не ладно, он прекрасно чувствует. И эти тревоги воплощаются в страхах, хотя истинные причины детских страхов так и остаются загадкой для родителей.
 

      1.3. Виды страхов.

 
      Современная психология делит 29 страхов на следующие  виды:
      — навязчивые страхи;
      — бредовые страхи;
      — сверхценные страхи.
      К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.
      Бредовые  страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.
      Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание [20].
      Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах  дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков [20].  
 
 

 

      1.4. Страхи у детей дошкольного возраста.

 
      Страхи, побежденные и скорректированные  еще в дошкольном возрасте, никогда  не перейдут во взрослую жизнь. Психологи  уверяют, что на свете существует порядка тридцати видов страха – серьезные, безобидные, встречаются даже смешные. Также специалисты подтверждают, что «взрослые» страхи берут свое начало в детстве, а порой и во внутриутробном периоде. Самый распространённый детский страх – страх темноты. На ночь рекомендуется оставлять ночник и если малыш ночью вдруг проснется, он не сильно испугается. Можно положить возле него любимую игрушку – ребенок будет чувствовать себя защищенным. Как бы не звучало это странно, но забавный плюшевый мишка, смешной щенок или любимая кукла помогут быстро заснуть ребенку не только в дошкольном, но и в школьном возрасте и видеть счастливые сновидения.
      Страхи  необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта  самосохранения. А беседы и совместное проигрывание помогут ребенку быстрее выйти на новый уровень психического развития.
      Как правило, реакция взрослых на детские  страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются  давать ребёнку успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой, третьи же начинают ругать, и даже наказывать ребёнка, полагая, что все страхи ребёнок выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии. И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. И это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара. А своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития. Даже в том случае, если невроза получилось избежать, детские страхи, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве, уходя корнями как раз в те самые детские страхи.
      Психика ребенка отличается обостренной  восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным  воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. Но страх может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решение многих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на пути ребенка. Важно только суметь с этим страхом совладать.
 

      1.5. Причины возникновения  дошкольных страхов.

 
      Большинство детей, начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных "(волк, собака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли неожиданных резких звуков. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6—7-летнего возраста [5].
      Издавна психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения [2]. Так, представители различных теоретических направлений в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.
      Необходимо  отметить, что боязливость и страх  в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним  подходе со стороны взрослых. Тем  не менее, важность активной работы с  детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу [2].
      Истоки  тревожности следует искать в  раннем детстве [5]. Уже на втором году жизни она может возникнуть как результат неправильного воспитания. Ребенок боится потерять мать из поля зрения и в прямом смысле слова держится за ее юбку. Он постоянно ожидает какого-либо страшного «события»: внимательно вглядывается в лица незнакомых людей, не подпускает к себе посторонних, прячется за мать, плачет при резких звуках, боится заводных игрушек, а также игрушек мычащих, пищащих, шуршащих. Особый страх могут вызвать игрушки прыгающие, хлопающие крыльями, с загорающимися глазами, маски, передающие характерные эмоциональные состояния (боль, страх, сарказм), а также имеющие утрированные части лица (большие глаза, растянутый зубастый рот, высунутый язык, большой нос, неестественно торчащие уши и т.п.). Как уже отмечалось, для детей второго года жизни характерна обостренная ориентировочная реакция на новизну. Эмоционально отрицательные впечатления раннего детства могут стать причиной тревожности и формирования такой нежелательной черты характера, как трусость. Взрослые не должны провоцировать страхи, приводящие к тревожности. Профилактика тревожности - чуткое, внимательное отношение к ребенку, охрана его нервной системы.
      Близка  к страху (по своим проявлениям  и механизму) индивидуальная паника [22].
      Она отличается от страха большей неадекватностью  реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения  — стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, которые снижают уровень  самоконтроля и заставляют физически уходить от опасности. Ради собственного спасения паникер может обречь на гибель других, отобрать у них средства, помогающие им бороться с надвигающейся опасностью.
      Возможны  и другие проявления индивидуальной паники: человек чувствует себя совершенно беспомощным, теряет способность рассуждать, ориентироваться, правильно соотносить цель и средства ее достижения, трезво оценивать события и взаимодействовать с другими. Человек, поддавшийся панике, склонен к безрассудному подражанию, особенно при самосохранении.
      Преодолеть  страх и индивидуальную панику можно  разными путями: активизировать внешнее  поведение, переключить внимание на привычные действия, отвлечься от объекта, вызывающего тяжелое состояние, внушить уверенность, обострить чувство долга и т. д. Решающая роль в такой ситуации принадлежит мужественному поведению какой-либо части людей, твердому руководству, четким указаниям, рассчитанным на мобилизацию привычного поведения и ориентацию на целесообразную деятельность тех, кто в этих условиях может показать пример выдержки и мужества. Особенно необходим пример самообладания, активизирующий у людей совесть, чувство ответственности и долга. В критической ситуации личный пример руководителя может стать главным средством управления поведением людей, поддавшихся страху или панике.
      В научно-методической литературе выделяются социально-культурные и психологические  предпосылки развития страха [16]. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга — это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно - логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.
      Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах — это путь от страха к тревоге, о которой можно уже говорить в старшем дошкольном возрасте и которая как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте.
      В разных цивилизациях дети в своем  развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте — страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет — страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка [5].
      У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у  детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр  и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.
      Страх, беспокойство у детей могут вызвать  постоянно испытываемые матерью  нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего  роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет общение с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 5—7 лет в воображаемой игре «Семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше.
      Беспокойство  у эмоционально чувствительных детей  первых лет жизни возникает и  вследствие стремления некоторых матерей  как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть  их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
      К концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что  перестают реагировать на излишне  требовательное отношение матери, отгораживаясь  от нее стеной равнодушия, упрямства  и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая, ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободиться от ухода за ребенком и формализовать процесс его воспитания [7].
 

      1.6. Анализ имеющихся  коррекционных программ.

 
      Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [8].
     Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию  в зависимости от характера диагностики  и направленности на следующие формы, такие как симптоматическую и  каузальную. Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая - на ликвидацию причин и источников этих отклонений. В работе педагога и практического психолога используются обе формы коррекционной деятельности. И все же очевиден приоритет, особенно в дошкольном периоде, каузальной коррекции, когда основные коррекционные действия концентрируются на действительных источниках, порождающих отклонения.
     Предметом коррекции чаще всего выступают  умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния  и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. Различными могут быть формы организации коррекционной работы - лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).
     Особенно  широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. В дошкольном возрасте - это игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения. Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции в дошкольном периоде.
      На  данное время для выявления детских  страхов и их коррекции пользуются несколькими основными методами, которые описаны ниже.
      1. Коррекция посредством рисования [12]. Рисование — творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления.
     2. Коррекция посредством игротерапии [2]. В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. По мнению А.Я. Варга, игровая терапия — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем. По мнению многих исследователей, игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще и диагностическую, и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном возрасте отводится центральное место.
     3. Коррекция посредством сказкотерапии [11]. В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).
     Сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряжённостью характерологическими чертами, ребенок получает опыт оперативной недирективной обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу. В той или иной степени ребенок начинает осознавать ответственность за сценическую жизнь куклы. Таким образом, ребенок видит причинно-следственные связи между своими действиями и действиями куклы.
     4. Коррекция посредством куклотерапии [9]. На современном этапе куклы используются для решения задач психодиагностического и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А.И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого можно начинать проводить терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.
     Разыгрывание  страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Ребенку  предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной игре ощущения собственной силы и решимости.
      5. Коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений [25]. «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».
     Следовательно, «микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и  психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения  к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка».
 

      1.7. Описание коррекционно-развивающих программ.

 
      Цель данной работы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
      В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
    Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
    Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
    Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
    Содействовать развитию творческих задатков.
      Критерии эффективности программы:
    повышение уверенности в себе;
    снижение тревожности;
    снижение количества страхов;
    улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
      Данная коррекционно-развивающая программа состоит из 4-х боков:
      1. Диагностический блок.
      Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
      Методы:
    Тест "Страхи в домиках"
    Тест " Тревожности" (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)
      2. Установочный блок.
     Цель: информирование родителей и воспитателей о имеющихся нарушениях в развитии детей.
     Методы:
      1. Проведение бесед с воспитателями о целях, задачах, методах диагностики и коррекции детских страхов.
      2. Проведение бесед с родителями, чьи дети нуждаются в коррекции  страхов.
      3. Создание позитивного настроя  у детей на психокоррекционный процесс.
     3. Коррекционный блок.
     Цель: профилактика и коррекция нарушений  психологического здоровья детей.
     Методы:
      1. Консультирование педагогов по  организации и проведению психокоррекционных  программ.
      2. Консультирование родителей по организации специальных занятий с ребенком в домашних условиях.
      3. Отбор детей, нуждающихся в  психокоррекционной работе со  стороны психолога, проведение  с ними специальных занятий.
      4.  Оценочный блок.
      Цель: определение эффективности коррекционной  работы.
      Методы:
      1. Проведение повторной диагностики наличия страхов детей по истечении года.
      2. Опрос воспитателей и родителей относительно того или иного ребенка.
      Рабочий план внедрения психокоррекционной программы
Этапы работы Содержание  этапов Сроки
1 2 3
1. Диагностический.
    Диагностика детских страхов.
    Определение проявления страхов.
Сентябрь
2. Работа  по созданию установки на психокоррекци-онный процесс.
    Обсуждение с воспитателями и родителями данных диагностики. Согласование мнений.
    Определение стратегий индивидуального подхода.
    Анализ занятий воспитателей с целью изучения их возможностей для осуществления психокоррекции.
    Консультирование воспитателей и родителей по применению конкретных психокоррекционных заданий в первую и вторую половины дня, создание ими соответствующей установки у детей.
    Разработка коррекционных занятий, которые будут проводиться психологом.
Октябрь
3. Проведение  активной психокоррекци-онной работы.
    Контроль за коррекционной работой, осуществляемой воспитателями.
    Контроль за коррекционной работой, осуществляемой родителями.
    Проведение самостоятельной коррекционной работы психологом.
Ноябрь –  Март.
4. Оценка  эффективности коррекционной работы.
    Проведение повторной диагностики.
    Обсуждение итогов психокоррекционной работы с воспитателями и родителями.
    Рекомендации учителю и школьному психологу по поддержанию достигнутых результатов и осуществлению дальнейшей работы с ребенком.
Апрель –  Май.
 

       2. Приложение 1. Методика диагностического  блока.

      Методы и техники, используемые в программе.
      Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
      Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и  
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

      Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая  
музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости,  
переключает внимание.

      Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных  
зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения  
страхов. 

      Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,  
напряжения, тревожности.

      Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие  
мелкой моторики снижение тревожности. 

      На  диагностическом этапе работы используется тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», тест " Тревожности", которые позволяют выявить количество страхов у детей и определить их характер.
      В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. После, составляется список страхов каждого ребёнка.
      Ни  в коем случае нельзя торопить ребёнка  с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. 

      Индивидуальная  анкета теста «Страхи в домиках»
      Ф.И (ребёнка):
      Класс:
      Возраст:
      Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
      1.когда  остаешься дома один;                2.нападения, бандитов;
      3.заболеть, заразиться;                            4.умереть;
      5.того, что умрут твои родители;           6.каких - то людей;
      7.маму  или папу;                                      8.того, что они тебя накажут;
      9.Бабы  Яги, Кощея, Бармалея;                10.опоздать в детский сад;
      11.перед  тем, как заснуть;                       12.страшных снов;
      13.темноты;                                               14.волка, медведя, пауков, змей;
      15.машин,  поездов, самолетов;       16.бури, урагана, грозы, наводнения;
      17.когда  очень высоко;                              18.когда очень глубоко
      19.в  маленькой комнате, туалете;             20.воды;
      21.огня;                                                        22.пожара;
      23.войны;                                                     24.больших улиц, площадей;
      25.врачей;                                                    26.крови (когда идёт кровь);
      27.уколов;                                                    28.боли (когда больно);
      29.неожиданных,  резких звуков.
      Если  количество страхов превышает нормальное развитие, ребёнок берётся на коррекцию.
      Норма страхов
МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Количество  лет Количество  лет
возраст 7 8 9 10 11 12 7 8 9 10 11 12
1. Остаться  дома в одиночестве *           *   * *    
2. Нападения * *       * * * * * *  
3. Заболеть, заразиться     *   * *           *
4. Умереть *           *          
5. Смерти  родителей   * *         * *     *
6. Чужих людей             *          
7. Потеряться                        
8. Мамы  и папы                        
9. Наказания   * * *   *   *   *   *
10. Бабы-яги,  Кощея…                        
11. Опоздать  в школу   * *         * *      
12. Перед  тем, как заснуть         *              
13. Страшных  снов   * *     * *         *
14. Темноты             *   *      
15. Животных: волков, змей пауков         *     * * * * *
16. Транспорта (любого)       *                
17.Землетрясений,наводнений, бурь * *         *   * *    
18. Высоты * *   *     * *   * * *
19. Глубины *   *       *     * * *
20. Тесных, маленьких помещений *       *              
21. Воды             *   *      
22. Огня             * *     *  
23. Пожара *     *             *  
24. Войны       * *     *   *    
25. Больших  помещений, улиц     *         *   *    
26. Врачей       *   *     *   *  
27. Уколов           * * *     *  
28. Боли *     *   *     *     *
29. Разных  громких звуков   *     *     *        
НОРМА 9 8 7 7 6 7 12 11 10 9 9 8
 
     Цикл  практических занятий рассчитан  на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой один раз в  неделю. Данная программа коррекционно-развивающих  занятий рассчитана на детей дошкольного  возраста (5-7 лет).
     В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант - одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.
     Конкретное  коррекционное занятие включает в себя следующие составные части:
    ритуал приветствия – 2 минуты;
    разминка - 10 минут;
    коррекционно-развивающий этап - 20 минут.
    подведение итогов - 6 минут.
    ритуал прощания – 2 минуты.
      Ожидаемыми  результатами являются:
    Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие  
    уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

    Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях.)
    Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей в современных быстроменяющихся условиях.
      Раскрыть  вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения  детей, имеющих тревожность.
      Тест  тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
      Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
      Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
      Проведение  исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
      Инструкция.
      Игра  с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое  или печальное? Он (она) играет с малышами»
      Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
      Объект  агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое  или печальное?»
      Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
      Игра  со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: веселое  или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
      Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
      Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: веселое или  печальное? Он (она) в ванной»
      Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: печальное или  веселое?»
      Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
      Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: печальное  или веселое?»
      Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое  или печальное? Он (она) убирает игрушки»
      Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: печальное или  веселое?»
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.