На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Планирование как научно предусмотренное развитие результатов общественного производства. Виды планирования экономического и социального развития страны. Функциональная задача территориального управления. Принципы управления региональным развитием.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 25.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Аспекты и задача планового управления хозяйством

Закладывание основ социальное ориентированной рыночной экономической системы в Украине требует коренных изменений в управлении хозяйством и комплексном планировании.

С отказом от командно-административной системы управления появились предложения отказаться от планирования хозяйства. Такая точка зрения была бы правильной, если бы были основания для отождествления планирования с командами, приказами, утвержденными задачами, фондами, нарядами и другими обязательными атрибутами директивного управления. Однако таких оснований нет.

Планирование - это прежде всего научное предусмотренное развития и результатов общественного производства, природопользование и удовлетворение потребностей человека. Оно учитывает закономерности, тенденции социального и научно-технического прогресса, изменения структуры и пропорций, объективные зависимости и причинно-следственные связи в общественном хозяйстве. В таком случае отказ от командно-административной системы совсем не означает отказа от планирования. Идется прежде всего о предоставлении нему в самом деле научного содержания, об изменении его форм и методов, приведение в соответствие к условиям развития общества. Противопоставление планов прогнозам есть ошибочной. План всегда имел элементы прогноза, а долгосрочные планы были преимущественно прогнозными.

Хозяйственная практика многих стран мира, в особенности Польши, Франции, США, Канады, Японии, свидетельствует об эффективности планирования экономики и территориального управления в условиях высоко - развитого рыночного отношения. Территориальное управление в разных странах имеет свою специфику. Для федеративных государств характерная значительная самостоятельность больших административно-территориальных единиц, которые часто способные проводить собственную социальную политику. Местные органы здесь принимают участие в проведении политики, которой придерживаются центральные органы управления.

В большинстве зарубежных стран сложилась многозвенная система управления территориальным социально-экономическим развитием. Рядом с центральными органами управления управленческой деятельностью занимаются большие региональные и локальные территориальные структуры. Центральные органы территориального управления осуществляют макро регулирование процессов социально-экономического развития. Здесь же формируется законодательная среда, которая регламентирует всю деятельность в сфере территориального управления.

Региональную политику в некоторых странах осуществляют специализированные государственные директивные или совещательные органы. Например, в Польше действует Государственный совет территориального развития. К ее составу входят представители как законодательной, так и исполнительной власти. К компетенции Совета входит подготовка предложений относительно формирования государственной региональной политики, оценок в области территориального планирования.

Во Франции много лет функционирует министерский комитет по проблемам региональных действий и приведения в порядок территории, которая принимает правительственные решения в области региональной политики. У жизни их воплощает Представительство из упорядочения территории, председатель которого подчиняется непосредственно премьер-министру.

В Канаде действует комитет Кабинета Министров по вопросам экономического и регионального развития.

В США функционирует Президентская комиссия по проблемам федерализма. Она занимается подготовкой аналитических отчетов и рекомендаций для президента и Конгресса, изготовлением путей усовершенствования федеративных отношений, координацией текущей деятельности федеральной администрации по вопросам усовершенствования межрегиональных отношений.

В Японии при Кабинете Министров действуют Экономический консультативный совет и Консультативный совет планирования комплексного развития территории. Руководит ними премьер-министр. Основным рабочим органом в государственном аппарате Японии, которая разрабатывает государственную региональную политику, программы и планы регионального социально-экономического развития, есть Управление экономического планирования.

Приведенные примеры свидетельствуют о большом разнообразии институционных структур, о том, что во многих странах вопросом территориального управления, формирование и реализации государственной региональной политики предоставляется большое внимание

Различают такие виды планирования экономического и социального развития страны:

1) общественно-хозяйственное, что охватывает весь хозяйственный комплекс страны и предусматривает разработку и складывание комплексных планов развития хозяйства страны, его областей, территориальных структур всех уровней. Концептуально идеи общественно-хозяйственного планирования есть инструментом влияния государства на общественное хозяйство;

2) отраслевое, объектом которого есть области и межотраслевые комплексы;

охватывает развитие хозяйства по вертикалу - от сырья к конечному продукту. Ныне нужны комплексные планы, которые разработанные не только по вертикалу, а и по горизонтали, то есть учитывают взаимосвязь и взаимодействие областей на территории, его естественные условия и ресурсы;

3) территориальное, то есть планирование размещения продуктивных сил и предприятий, хозяйства регионов. Через территориальное планирование хозяйства реализуется государственная политика регионального развития. Территориальное планирование - это механизм управления территориальной организацией продуктивных сил с учетом региональных приоритетов их развития и усовершенствование производственных отношений. При этом территории (районы) планирование могут быть выделены с учетом географического расположения (условий развития), экономико-географического фактора (причин развития), административного деления (условий управление).

4) программно-целевыми, какими органически связанное с перечисленными видами планирование в решении узловых проблем развития общественного хозяйства.

Основным функциональной задачей территориального управления в социальной сфере есть создание условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения региона. Это требует решение таких задач в социальной сфере:

удовлетворение потребностей населения в работы и обеспечение эффективного использования трудового потенциала региона;

создание условий для воспроизведения трудового потенциала региона;

обеспечение эффективного развития социальной инфраструктуры;

удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, разнообразных товарах и платных услугах;

регулирование формирования систем расселение;

воспроизведение благоприятного для жизнедеятельности человека и рекреации экологической среды и т.п.

Основными функциональными задачами территориального управления в производственной сфере есть обеспечение эффективного развития хозяйства региона. Это требует решение таких задач:

эффективное развитие региона и объединение его специфических интересов с общегосударственными интересами;

эффективное внутренне региональное разделение труда, специализация и кооперирование, обеспечение комплексного развития хозяйства региона;

эффективная общая деятельность предприятий в регионе;

обеспечение благоприятных инфраструктурных условий для размещения и эффективного функционирования производственных объединений;

эффективное использование природно-хозяйственного потенциала;

эффективное развитие территориально-хозяйственных комплексов;

эффективное управление развитием хозяйства местного значения, координация выпуска продукции и предоставление услуг внутренне регионального потребления.

Выполнение перечисленных задач тесно связан с интенсификацией экономики через привлечение региональных ресурсов и средств и созданием материальной основы для улучшения условий жизнедеятельности население.

Принципы управления региональным развитием

Разработка принципов управления региональным развитием грунтуется на научном познании объективных закономерностей управления в целом. Методология управления региональным развитием - это совокупность общих принципов и методов планового регулирования развития хозяйства страны, на основе которых разрабатываются государственные задачи и обеспечивается их выполнение.

Развитие науки и. практики управления региональным социально-экономическим развитием требует все более глубокого познания его важных категорий - объективных закономерностей, принципов и факторов. Первичными должны быть такие, которые существуют независимо от сознания человека, объективно необходимые взаимосвязи в региональном социально-экономическом развитии. Наука познает эти закономерности в результате изучения глубинных процессов в региональном развитии.

На основании познания объективных закономерностей регионального развития хозяйства наука разрабатывает принципы политики регионального развития страны. Если закономерности отображают объективную реальность регионального развития хозяйства, то принципы являются отображением этих закономерностей в региональной политике страны.

Суть управления региональным социально-экономическим развитием страны обнаруживается в реализации его организационных и методических принципов.

1. Принцип историзма. Он имеет универсальное методологическое значение, дает возможность объективно оценить относительную целостность, завершенность того ли другого этапа экономического и социального развития регионов страны.

2. Принцип единства региональной политики общества и хозяйственного строительства. Ориентирует на комплексный подход к учету природно-хозяйственных особенностей каждого региона, задач его экономического и социального развития; предусматривает объединение экономических методов управления и местной инициативы, ответственность местных органов управления за комплексное развитие соответствующих регионов.

В обосновании решений социально-экономического развития региона должны учитываться экономические, социальные, экологические, организационные и технические факторы.

3. Принцип комплексности. Отображает объективные процессы общественного разделения труда и региональной интеграции производства, ориентирует на обеспечение комплексно-пропорционального развития хозяйства регионов. Комплексность направлена на подъем общественного производства на качественно новую степень, усиление социальной направленности ее развития, обеспечение полной сбалансированности производственных ресурсов с потребностями хозяйственного комплекса, важное повышение производительности работы, удовлетворение на этой основе потребностей производства и население.

4. Принцип природно-хозяйственной сбалансированности и оптимальности. Означает соблюдение обоснованного экономического соответствия между наращиванием производственного потенциала областей хозяйства страны и разработкой и реализацией мероприятий по охране естественной среды, ориентирует на обеспечение наиболее рационального регионального развития с использованием прогрессивных норм и нормативов, дифференцированных за районами.

5. Принцип приоритетности. Оказывает содействие ран жеванию целей и задач социально-экономического развития региона соответственно пространственной стратегии его комплексного развития и реальных производственно-экономических и ресурсных возможностей, ориентирует на соблюдение социальной направленности использования рекреационных, материальных и финансовых ресурсов, а также средств дальнейшего развития социальной инфраструктуры.

6. Принцип вариантности. Предусматривает необходимость выбора путей достижение целей и решение задач управление региональным развитием, определенные сдвиги в отраслевой и территориальной структурах хозяйства региона, использование его естественных и экономических ресурсов. Варианты регионального развития складываются на основе альтернативности проектированных темпов и пропорций развития областей, гипотез инвестиционной политики, технических и технологических решений в организации производственных процессов, изменений в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими изделиями, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.

7. Принцип согласования интересов местных органов управления с комплексным развитием региона с хозрасчетными интересами предприятий на основе единой ведомственно-территориальной системы стимулирования и ответственности. Предусматривает взаимную экономическую ответственность и взаимные обязательства относительно комплексного развития и функционирования административно-территориальной единицы.

8. Принцип пропорциональности обеспечение финансовыми ресурсами за уровнями административно-территориальной иерархии и расширения финансово-экономической самостоятельности территориальных единиц нижнего уровня. Основывается на объединении территориального бюджета с внебюджетными фондами комплексного развития, которые формируются за счет деятельности предприятий и средства население.

Приоритеты в управлении региональным развитием

Практика управления региональным развитием дает многочисленные примеры установления и реализации приоритетов социально-экономического характера. Относительно региона они дают возможность ранжевать цели и задача производственного и социального характера соответственно его территориальной стратегии комплексного развития и производственно-экономических и ресурсных возможностей.

Определение приоритетов - необходимое условие повышения эффективности общественного производства, приближение его территориально-отраслевой структуры к структуре общественных потребностей, ускорение научно-технического прогресса, усовершенствование общественно-хозяйственных, межрегиональных, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых пропорций. Объективная необходимость приоритетности обусловленная разногласиями между возрастанием потребностей и материальными возможностями и условиями их удовлетворения.

Методология выявления и обоснование приоритетов имеет четко выраженный комплексный характер, поскольку ориентирует на охват системно образующих потоков материальных, энергетических, финансовых и человеческих ресурсов, а также прогнозной, программной, управленческой и социально-структурной информации.

Есть несколько признаков классификации приоритетов. Наиболее общая из них - принадлежность к определенной части системы "производство - потребление". В сфере материального производства и в непроизводственной сфере можно выделить такие приоритеты в зависимости от иерархического уровня управления:

общеэкономические,

отраслевые,

внутриотраслевые,

внутрипроизводственные,

территориальные.

Общеэкономические приоритеты. Это приоритетное развитие в определенный период одной из сфер хозяйства страны (материального производства или непроизводственной сферы), одного из его подразделов (производство средств производства или предметов потребления), что опережает возрастание фонда потребление или фонда накопление. К общеэкономическим принадлежат также приоритеты в отдельных фазах воспроизведенного цикла (производство, распределение, обмен и потребление) или межотраслевые.

Хозяйственные приоритеты на высшем иерархическом региональном уровне оказывают содействие:

высокой агрегованости целей, средств их достижения и показателей эффективности;

целевой ориентации непосредственно на конечные хозяйственные результаты и повышение материального и культурного уровня жизни население;

согласованию приоритетов развития структур низших рангов регионального развития;

формированию целей и задач приоритетов на низших уровнях региональной экономической иерархии, которые вместе с тем есть факторами их эффективного функционирования.

Отраслевые приоритеты обнаруживаются в опережающих темпах возрастания одной или нескольких областей. Например, в современных условиях приоритетным есть развитие всех видов транспорта, поскольку он сыграет важную роль в развития современной экономики, обеспечении материального обмена между областями, удовлетворении потребностей населения в перевозках.

Внутриотраслевые приоритеты - преимущественно возрастания отдельных подотраслей в границах определенной области, (например, добывающей или обрабатывающей промышленности, растениеводства или животноводства, жилого или культурно-бытового строительства и т.п.). В промышленности опережающими темпами развиваются, прежде всего базовые области (топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение, химическая промышленность). Одновременно совершенствуются их структура, техническая база, система организации управление производством.

Внутрипроизводственные приоритеты связаны с ускоренным развитием внутрипроизводственных объединений и предприятий, в частности научно-технических подразделов производственных объединений и предприятий. Как завершающие звенья в системе "наука - производство" они значительно влияют на темпы и масштабы реализации научно-технических достижений. Примером внутрипроизводственных приоритетов есть также опережающее развитие вспомогательного и обслуживающего производств. К внутрипроизводственным приоритетам следует отнести также преодоления диспропорций внутри основного производства в некоторых областях.

Территориальные приоритеты связаны с опережающим социально-экономическим развитием одних регионов относительно других. Установление территориальных приоритетов обусловленное разными уровнями социально-экономического развития регионов страны, которые сложились исторически, и необходимостью их сближения. Ускоренное комплексное развитие хозяйства всех регионов с целью сближения уровней их социального и экономического развития - одно из важных задач современного экономического развития Украины.

Важными предпосылками выделения территориальных экономических приоритетов есть естественные условия и уровень обеспеченности трудовыми ресурсами. Так, концентрация на территории любого региона значительных энергетических ресурсов, разных запасов минерального сырья, земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, в объединении с более благоприятной сравнительно с другими регионами демографической ситуацией дают основания к установлению приоритетного развития региона.

Определенные предпосылки нужны также для социальных приоритетов, Последние устанавливаются при достижении в регионе определенного уровня развития продуктивных сил, если созданный экономический потенциал дает возможность ставить задачи относительно решения тех или других узловых проблем повышения уровня жизни население, обеспечение надлежащих условий жизнедеятельности человека.

Важным методологическим аспектом теории приоритетов есть правильное определение целей и функций приоритетного развития. Цели приоритетного развития определяют, исходя из разногласия между возрастанием потребностей и возможностями их удовлетворения. Целые приоритетов - это то, ради чего в конечном итоге устанавливаются приоритеты.

Функции приоритетов - это конкретные задачи, которые надо выполнить для достижения поставленных целей. Есть несколько основных функций приоритетов: устранение диспропорций, которые сложились, и внесение прогрессивных изменений в экономические пропорции и структуру хозяйства; участие в международном разделении труда; обеспечение научно-технического прогресса и сближения уровней социального и экономического развития. Все функции приоритетов в современных - условиях есть исключительно актуальными.

Важной в методологии определения хозяйственных приоритетов есть проблема выбора показателей. Насколько разнообразные приоритеты, их свойства, настолько многочисленные и их конкретные показатели, которые можно поделить на целевые, ресурсные, показатели эффективности и собственной приоритетности.

Целевыми считают показатели, с помощью которых можно определить приоритеты и их альтернативы. Это объемы производства, качественные параметры продукции и услуг, уровни социальных стандартов. Каждая альтернатива может иметь свои количественные величины этих показателей. Сумма вычисленных показателей по всем целям с учетом их приоритетности составляет средний целевой показатель, который дает возможность сравнивать альтернативные варианты.

Ресурсные показатели - это показатели расходования разных видов производственных ресурсов: основных производственных и непроизводственн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.