На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Установление банкротства предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОУП «АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
БАШКИРСКИЙ  ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) 

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВОИ ПРОЕКТ
по  дисциплине «Антикризисное управление»  

«Установление банкротства предприятия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил: студент 2 курса заочного факультета специальности 080507.65 «Менеджмент организации»
              Научный руководитель: к.э.н., доцент  

              Дата  сдачи курсовой работы на кафедру: «___»_______________ 2012г.
              Оценка: ________________ 

              __________________________
                         (подпись руководителя) 
               
               

Уфа 2012
Содержание 

Введение                                                                                                                   3 

1 Банкротство  как объективная необходимость  рыночной системы
1.1 Понятие банкротства                                                                                       7
1.2 Причины банкротства                                                                                     10
1.3 Банкротство  – спутник рыночной экономики                                              13
2 Процедуры банкротства
2.1 Виды и порядок  осуществления процедур банкротства                              15
2.2 Мировое соглашение                                                                                       26
2.3 Ликвидация обанкротившихся предприятий                                                32
     Заключение                                                                                                        35 

     Список литературы                                                                                           38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Банкротство является результатом развития кризисного состояния предприятия. Современные  экономические проблемы имеют специфические  формы проявления. Одна из них – банкротство, неизбежное явление рыночного пространства, которое используется в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки национальной экономики.
Переход России к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых организационных формирований и понятий. Смена одной формы общественного развития и управления государства другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, прежде всего в экономике.
Помимо  существующих казенных предприятий, государственных  и муниципальных учреждений существуют структуры частной формы собственности: открытые и закрытые акционерные  общества, товарищества, холдинги и  т.д. К привычным понятиям добавились новые: рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса и, как следствие, угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ, вступивший в силу 2 декабря 2002 г., устанавливает основания для признания должника несостоятельным, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, а также порядок и условия проведения процедур банкротства. Кроме того, Закон предусматривает возможность исполнения обязательств должника перед кредиторами на любой стадии процедуры банкротства. Основная цель Закона – установление нормальной платежной дисциплины и нового баланса взаимоотношений всех участников процесса банкротства. В частности, он расширяет круг юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами, уточняет порядок начала процедуры банкротства, а также вводит финансовое обеспечение последствий деятельности арбитражного управляющего, в том числе путем страхования ответственности. Законом предусмотрено расширение прав государства как собственника имущества должника – унитарного предприятия, усовершенствование порядка заключения мирового соглашения. Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить) деятельность предприятия с целью предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры, а также вводится новая процедура – финансовое оздоровление.
Согласно  Закону «несостоятельность (банкротство) признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Актуальность  и практическая значимость темы настоящей  курсовой обусловлена рядом причин:
– в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка;
– с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно;
– банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
– устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских  структур – непременное условие  эффективного рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур – задача значительно более важная.
– низкое качество потенциала управленческих кадров;
– необоснованность и поспешность проведения приватизации;
– замедленное формирование организационно-правовых основ развития экономики;
– наличие  социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость перехода к рыночным отношениям;
– политическая и экономическая нестабильностью;
– разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.
Цель  данной курсовой работы – изучение банкротства как объективной  необходимости рыночной системы.
Исходя  из цели задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие банкротства,
– охарактеризовать причины банкротства,
– рассмотреть банкротство, как спутник рыночной экономики,
– проанализировать процедуры банкротства.
При написании  работы использовались законодательные, правительственные источники, финансовые и юридические документы предприятия, научная и учебно-методическая литература.
В настоящей  курсовой работе делается попытка на основе действующих нормативных  документов, сложившейся арбитражной  практики, мнения ведущих юристов  и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Банкротство как объективная необходимость рыночной системы
1.1 Понятие  банкротства
Институт  банкротства – обязательное условие  функционирования организаций в  рыночной экономике. Процедура банкротства является важнейшим правовым инструментом регулирования имущественных отношений.
С развитием  рыночной экономики в России меняется и сама процедура банкротства. Первый Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» был принят в 1992 г., затем он получил развитие в 1998 г. в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время действует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый Государственной Думой 27 сентября 2002 г.
Новый Закон состоит из 232 статей и по своему объему в три раза превосходит Закон 1998 г., состоящий из 189 статей.
Закон имеет целый ряд принципиально  новых положений, регулирующих вопросы  банкротства. Он предполагает решение  двух основных задач:
во-первых, в тех случаях, когда должник временно не способен исполнить свои денежные обязательства или выполнить обязанности по уплате обязательных платежей, дать должнику возможность восстановить свою платежеспособность при соблюдении установленных законом компромиссных условий;
во-вторых, если будет установлено, что восстановление платежеспособности должника невозможно, то осуществляется процесс ликвидации, в ходе которого должно быть обеспечено наиболее полное и наиболее справедливое (с точки зрения закона) удовлетворение требований всех кредиторов.
Основными признаками банкротства юридического лица являются:
– неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;
– неспособность исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
– неисполнение соответствующих обязательств и (или) обязанности в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Дело  о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб. Обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом может сам должник, конкурсный управляющий и уполномоченные органы (ст. 7 Закона). Однако новый Закон не содержит понятия «добровольное банкротство». Данная процедура, предусмотренная Законом 1998 г., вызывала многочисленные споры.
3aкон  о банкротстве распространяет  свое действие на коммерческие  юридические лица (за исключением  казенных предприятий), а также  на некоммерческие юридические  лица, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Требования  кредиторов удовлетворяются в определенной последовательности: внеочередные платежи  и три очереди платежей. Первая очередь – расчеты по требованию граждан, перед которыми должник  несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда. Вторая очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору и по выплате вознаграждений по авторским гонорарам. Третья очередь – расчеты с другими кредиторами.
Особую  очередь составляют требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества должника. Эти требования погашаются в основном перед третьей  очередью.
Требования  кредиторов третьей очереди делят  на две группы: сна чала погашается основная сумма задолженности, а затем – убытки в форме упущенной выгоды, неустойки (пени, штрафы) и иные финансовые санкции, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Причины  банкротства
Успехи  и неудачи деятельности предприятия  являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: внешних, на которые  предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренних, зависящих от организации работы самого предприятия. К числу внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, обычно относятся: размер и структура потребностей; уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, и его покупательная способность; политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим; экологическая, демографическая ситуация в регионе (районе и т.п.).
Одним из наиболее сильных внешних факторов банкротства являются так называемые технологические разрывы. Для каждой производственной (технологической) системы существуют определенные пределы роста объемов деятельности – те же самые процессы, которые сформировали систему, на поздних этапах развития становятся ее ограничителями. Дальнейшее развитие требует скачка в базовых характеристиках системы. В экономической литературе эти моменты называются переломными точками, технологическими разрывами. В результате хозяйственное (технологическое) развитие приобретает форму последовательных S-образных кривых с разрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно, незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результате предприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежно отставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десяти лидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют не только крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения, которые подрывают их преимущества в данной сфере деятельности. Идея проката детских пеленок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированных на их продажу, а последующее изобретение одноразовых пеленок отразилось на деятельности фирм, производящих текстильные изделия.
К внешним  причинам банкротства следует также  отнести усиление международной конкуренции. Зарубежные предприятия в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других – за счет более совершенных технологий.Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъема осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из-за резкого спада рентабельности, который является результатом столь же резкого изменения цен на товары.В реальном хозяйственном процессе к банкротству предприятия могут приводить различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздействие. Тем не менее, если удается условно выделить преобладающий фактор, то банкротство предприятия обычно подразделяется на:
– банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;
– банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов, необходимых для развития предприятия;4
– банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции, просчетами в производственной программе;
– другие виды банкротства.
1.3 Банкротство  – спутник рыночной экономики
Темп  проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления  процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики. Здесь  не последнюю роль играет применение механизма банкротства.
До недавнего  времени объявление о банкротстве  воспринималось как финансовый крах и ликвидация предприятия. За прошедшее  время изменилось очень многое, и  прежде всего общественное сознание. Революция в умах произошла не в начале 90-х, когда экономические реформы казались чем-то вроде скоростной езды по гладкой магистрали, а только теперь, когда мы осознаем, с какой жесткой, болезненной, неотвратимой ответственностью связана рыночная экономика. Понадобился длительный процесс адаптации к этому понятию и самому институту банкротства. Сегодня все большее число людей, в том числе должностных лиц всех уровней, начинают понимать, что без цивилизованного, эффективного рычага воздействия на неплательщиков долгов невозможно функционирование нормальной рыночной экономики. Банкротство – вовсе не чье-то изобретение, это неизбежный спутник эффективно функционирующей рыночной экономики.
Система несостоятельности является одним  из важных факторов надежного экономического развития. Она повышает доступность  кредита, стимулирует выполнение договоров, обеспечивает предсказуемое распределение рисков в случаи возникновения финансовых кризисов». Именно эта позиция является главной. Предсказуемость распределения рисков и возврата денежных средств должны обеспечиваться Законом о банкротстве.
Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом  или договорами. В тех случаях, когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами).
Таким образом, банкротство является той гранью, которая может быть обусловлена различными причинами: это и неполучение средств за отпущенные товары, и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, и неэффективная финансовая деятельность, и прямые злоупотребления топ-менеджеров. Однако необходимо учитывать и объективные причины – опыт прошлого. Ведь государственные предприятия в нашей стране долгое время действовали на основе централизованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных и энергетических тарифах, в условиях монополизма, когда имели возможность повышать цены произвольно, в зависимости от конкретных затрат. Сказывается и несовершенство нашего законодательства, особенно налогового, а также общеэкономические условия, в частности, нехватка оборотных средств (отсутствие нормальной системы кредитования).
Институт  банкротства известен всем странам  с рыночной экономикой, поскольку  последняя предполагает получение  прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные социальные издержки. Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органы государственного управления принимать активные меры, влиять на происходящие процессы.
В то же время процедура банкротства  является положительной мерой и  для должника. Она позволяет ему  погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись  от долгов, начать новое дело. Другое дело, что в наших условиях, когда произошли коренные изменения в принципах хозяйствования, банкротство приобретает невиданный размах.
Наибольшее  количество дел о банкротстве, находящихся  в настоящее время в производстве, связано с ликвидационной процедурой (90,8%). Более 40 тысяч предприятий – так называемые отсутствующие должники, давно не работающие, брошенные юридические лица. Всего в стране более 1 млн. таких предприятий, и их необходимо ликвидировать. Хотя общее количество дел о банкротстве возрастает, число процедур внешнего управления изменяется непропорционально общему росту количества дел, более того, имеет устойчивую тенденцию к снижению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Процедуры банкротства
2.1 Виды  и порядок осуществления процедур  банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника –  юридического лица применяются следующие  процедуры банкротства:
1) наблюдение;
2) финансовое  оздоровление;
3) внешнее  управление;
4) конкурсное  производство;
5) мировое  соглашение.
В случае проведения процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве.
При отсутствии возражений кредиторов должник – юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
Государственную политику в сфере финансового  оздоровления и несостоятельности (банкротства) проводит государственный  орган по финансовому оздоровлению и банкротству, имеющий территориальные органы – Федеральная служба финансового оздоровления (ФСФО России). Ее структура представлена на рис. 1 (см. приложение)
В случае возникновения признаков банкротства  руководитель должника обязан сообщить об этом своим учредителям. Предписание о необходимости такого уведомления направляет должнику ФСФО России. Все соучастники до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом обязаны принимать меры по предупреждению банкротства предприятий, т.е. меры, направленные на финансовое оздоровление. В этом случае должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).
Дела  о банкротстве юридических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом  по правилам, предусмотренным АП К  РФ, месту нахождения должника.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и указанные требования не погашены в течение трех месяцев.
Дело  о банкротстве не может быть передано на рассмотрение
третейского суда.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
1) должник;
2) арбитражный  управляющий;
3) конкурсные  кредиторы с момента предъявления  ими требования к должнику;
4) уполномоченные  органы по требованиям по обязательным  платежам с момента предъявления ими требования к должнику;
5) органы  местного самоуправления по месту  нахождения должника, а также  федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов РФ по месту нахождения  должника в случаях, предусмотренных  Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
6) лица, предоставившие обеспечение для  проведения процедуры финансового  оздоровления.
В арбитражном  процессе по делу о банкротстве участвуют:
1) представитель  работников должника;
2) представитель  собственника имущества должника – унитарного предприятия;
3) представитель  учредителей (участников) должника  юридического лица;
4) представитель  собрания кредиторов;
5) представитель  комитета кредиторов;
6) саморегулируемые  организации.
Производство  по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом в течение пяти дней с момента поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Кредиторы вправе объединить свои требования к  должнику и обратиться в суд с  одним заявлением кредитора. Такое  заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.(2)
Заявление уполномоченного органа о признании  должника банкротом должно отвечать определенным требованиям. Порядок  подачи заявления уполномоченного  органа определяется Правительством Российской Федерации.
К заявлению  уполномоченного органа о признании  должника – юридического лица банкротом  должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности  по обязательным платежам в установленном  Законом порядке.
Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Законом. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Для определения  финансового состояния должника при подготовке дела о банкротстве  к судебному разбирательству, а  также при рассмотрении дела о  банкротстве арбитражный суд  вправе назначить экспертизу, в том  числе по собственной инициативе.(3)
Дело  о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
По результатам  рассмотрения дела о банкротстве  арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
1) решение  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства;
2) решение  об отказе в признании должника  банкротом;
3) определение  о введении финансового оздоровления;
4) определение  о введении внешнего управления;
5) определение  о прекращении производства по  делу о банкротстве;
6) определение  об оставлении заявления о  признании должника банкротом  без рассмотрения;
7) определение  об утверждении мирового соглашения. Принятый судебный акт подлежит  немедленному исполнению. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства принимается  в случаях установления признаков  банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового  оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.
В случаях, предусмотренных Законом по ходатайству  собрания кредиторов или конкурсного  управляющего арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении  конкурсного производства и переходе к внешнему управлению в случаях, когда при осуществлении конкурсного производства выявляются обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника – юридического лица.
Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях отсутствия признаков банкротства. Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия обстоятельств, являющихся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения в срок не позднее 30 дней со дня вынесения определения. В определении о введении наблюдения указывается о назначении временного управляющего, который назначается арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.(3)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.