На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Смысл жизни и предназначение человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра философии и культурологии 
 

Реферат
  по философии 
на  тему:
Смысл жизни и предназначение человека 
 
 

                        Выполнила:
                     Студентка гр.112411
                     Тукк  Ксения Эдуардовна
                                                  Проверила:
                                              Ягубова С.Я.
                                             

    Санкт-Петербург - Пушкин
    2011
    Содержание   

Введение ……………………………………………………………………3-4
Глава 1. Смысл жизни и предназначение человека……………………...5-12
1.1  Философская антропология…………………………………………..5
1.2  Личность и общество…………………………………………………6
1.3  Пол. Мужское и женское. Продолжение жизни на Земле………….6-8
1.4  Человек и биосфера……………………………………………………8-9
1.5  Различные философские течения о смысле жизни…………………..9-12
Глава 2. Теорема о смысле жизни человека………………………………13 Заключение………………………………………………………………….20-21
Список литературы…………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

     Что такое человек? В чем его природа, сущность, предназначение? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Каковы кардинальные проблемы человеческого существования? Как складывается судьба гуманизма сегодня? В чем специфика философского постижения человека? Эти и другие аналогичные вопросы, определяющие содержание философско-антропологической мысли, находятся сегодня в центре внимания многих ученых.
     ЧЕЛОВЕК - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек  возник на Земле в ходе длительного  и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, около 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homo habilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). Около. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Восточной Африке "человеком прямоходящим" (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке около 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование "человека разумного" (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.
     Активный  интерес к проблеме человека в  целом обусловлен, прежде всего, потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Катастрофическое разрушение природной среды, оскудение привычного ландшафта, неожиданное распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю, накопление ядерных вооружений - все это рождает ощущение тотальной незащищенности жизни людей, возможной гибели всего человечества.
     К философскому размышлению о человеке в еще большей степени побуждают  мировоззренческие и познавательные факторы. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют обобщения, философской рефлексии. 
 
 
 
 
 
 
 

Гл.1. Смысл жизни и предназначение человека  

1.1. Философская антропология
     В широком смысле - учение о природе (сущности) человека. Трудно вычленить собственно антропологическую тему в комплексе философского знания. Размышление о человеке захватывает широкий круг проблем. Едва ли не все философские сюжеты вовлекаются в орбиту философско-антропологической мысли.
     Психологические, биологические, социологические исследования человека загадки о человеке не разрешали. К человеку подходили с разных точек зрения частично. Проблема человека - основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение. В человеке пересекаются все круги бытия. Человек есть великая загадка для самого себя. Он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. Человек не есть только порождение природного мира, он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе означает новую стадию жизни космической.
     В 20 в. напряженность философских исканий  обуславливалась нарастанием кризисов, как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление философской антропологии, задачи которой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. 
 

1.2. Личность и общество
     Учение  о человеке есть, прежде всего, учение о личности. ЛИЧНОСТЬ- 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
Человек - социальное, общественное существо. Каждый человек всегда находится в определённых отношениях с другими членами  общества. Процесс развития личности есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Смысл жизни в том, чтобы усвоить этот опыт в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого складываются психологические особенности личности: её моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности. Проявление этих способностей ради интересов личных и интересов общества является смыслом жизни. Личные интересы , духовное богатство, моральная чистота, физическое совершенство должны служить интересам и процветанию общества.
     Огромной  силой воздействия на человека обладает коллектив. В качестве смысла жизни  человека коллектив утверждает служение общественному благу. Коллектив  обеспечивает расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, содействует его всестороннему развитию. 

1.3.Пол. Мужское и женское. Продолжение жизни на Земле
     Основной  для антропологии является проблема пола. Человек есть половое существо, и половая полярность характеризует человеческую природу. Пол совсем не есть функция человеческого организма, пол есть свойство всего организма человека, каждой его клетки. Это показано Фрейдом.
     З.Фрейд  развил теорию психосексуального развития индивида. В формировании характера  и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. ФРЕЙДИЗМ - общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения - у Фрейда, стремления к самоутверждению - у Ф. Адлера и т. п.)
В. В. Розанов  говорил, что человек есть не только половое существо, но и существо бисексуальное, совмещающее мужской и женский принцип в разной пропорциональности и нередко в жестокой борьбе. Мужчина, в котором бы совсем отсутствовал женский принцип, был бы отвлеченным существом, совершенно оторванным от космической стихии. Женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип и есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный. Только соединение мужского антропологически-личного начала с женским космически-коллективным создает полноту человека.
     Говоря  о смысле жизни и предназначении человека, необходимо знать не только о развитии мужского и женского в  развитии личности, но и о значении полов в рождении и выживании  новых поколений людей.
Основоположник  отечественного акушерства В.Ф Снегирёв писал, что женщина - самый источник жизни, мать – колыбель человечества. Вопрос продолжения человеческого  рода был актуальным во все времена. В подростковом возрасте человек  осознаёт себя носителем определённого пола, а также регулирует своё поведение в соответствии с принятыми в обществе морально- этическими требованиями. Смысл жизни человека в продолжении рода на земле. В конце ХХ века человечество столкнулось с недостатком продовольственных, технологических и экологических ресурсов. Развитые страны давно разрушили свои естественные экосистемы. Человек обязан обеспечить устойчивость окружающей среды, сменив стереотипы, цели экономики, характер поведения, этику. Если он не сумеет этого сделать, то биота, используя свои мощные защитные механизмы, сделает это сама, скорее всего, разрушив часть самой себя вместе с человечеством. А если человек исчезнет как вид, то он уже больше никогда не появится вновь: палеонтология показывает, что исчезнувший вид не возрождается...
Смысл жизни человека в сохранении и  воспитании потомства, ибо только человек  есть существо разумное, действующее  не только на основе инстинктов и рефлексов, а сознательно изменяющее свою жизнь. Инстинкты выработались в ходе естественного  отбора и закрепились в ряде поколений биологически целесообразных действий. В поведении человека инстинкты подчиняются сознанию, общественной природе человека. 

1.4. Человек и биосфера
     Человек как биологический вид – консумент. КОНСУМЕНТЫ (от лат. consumo - потребляю), организмы, являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества. Он потребляет продукцию биоты (совокупность всех растений и животных), а его технологии – это инструмент, с помощью которого человеку удается потреблять значительно больше продукции биоты, чем ему разрешено естественными законами. Тем самым нарушается баланс в природе. Однако только сам человек способен создать такую социальную систему, при которой человечество может не ограничивать свою численность и при этом улучшать свой жизненный уровень, сохраняя окружающую среду. 23 % населения планеты относятся к категории абсолютно бедных. Учёные считают, что скоро неизбежным станет сокращение населения Земли, численность которого не должно превышать 1-2 млрд человек. Сейчас уже ясно, что образ жизни, который требует все большего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его генотипе. уязвимым перед мощью, которую сам же создал.Что же несет нам век грядущий - новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз? Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным основанием для выделения особой группы проблем - философско-методологических проблем экологического прогнозирования. 

1.5. Различные философские течения о смысле жизни
     Многие  философы в разные времена рассуждали о смысле жизни.
В 1 в. д.н.э  буддистское ХИНАЯМА утверждает, что человек должен спасти сам себя. Смысл жизни - отрешится от мира, попасть в нирвану. Будда- воплотившееся божество. Смысл жизни - попасть в рай, избежать ада.
КИРЕНАИКИ. Благо человека - это его наслаждение. В этом и смысл ,и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в настоящий момент. Основатель этой ветви Гедонип (7век до н.э) - считал, что человек должен властвовать над наслаждениями. Но его последователь Федор атеист говорил, что ради наслаждения все средства хороши. Гигезий: “Наслаждение мимолетно, его трудно получить, но если смысл жизни в наслаждении которое так трудно получить, то стоит ли жить?”
     В 4-3 веке до н.э. Китай- ДАОСИЗМ. Дао цзы- фигура легендарная. Мать носила его несколько десятков лет и родила стариком. В центре даосизма.- учение о великом Дао, Всеобщем законе и Абсолюте. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним- в этом цель и смысл жизни. Высшей целью древнекитайских даосов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности.
     Древнегреческий философ Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности.
     В 13 веке в Европе Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой формы, кроме одной лишь мыслительной души, которая производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.
Итальянец 16 века Макиавелии считал, что желания человека ненасытны, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого. Следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность людей. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему.
В России во II половине XIXв. возникает русский  космизмом. Философы: И.Киреевский, В.Соловьев, Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский; литераторы - Л.Толстой, Ф.Достоевский. Человек - основная часть Природы и рассматривать их надо в единстве, человеческий Разум ответственен перед природой. Новая моральная основа человеческого общества- необходимые условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно, должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих поколений. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Необходимо регулировать взаимодействие общества и природы.
     Русский писатель 19 го века Достоевский ищет ответы на вечные вопросы, пытаться найти рациональное обоснование добра и зла. Это так и не удается ему, и он приходит к сугубо религиозному выводу, о том, что глубоко правильной может быть только жизнь в Боге, с Богом в душе.
Русский мыслитель 19-го, начала 20-го века Вернадский искренне увлекся учением Толстого (19 век) и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить стремление человека найти смысл жизни, примириться с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. В отличие от Толстого Вернадский всю жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на вопросы бытия на основе логического анализа, достоверных сведений о мире и человеке.
     Прагматизм – основан на принципе практичности. Философия не должна быть простым размышлением о мире, она должна стать общим методом решения практических проблем, которые возникают ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Смысл жизни - в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс.
     Экзистенциализм (философия существования) - возникло в конце первой мировой войны, основатели Шестов, Бердяев. Затем в Германии (Хайдеггер, Ясперс) после 2 мировой войны во Франции (Камю, Сартр). В конце 50-х распространился в США. Экзистенциализм подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр). Религиозный экзистенциализм гласит : смысл бытия Бог; атеистический: жизнь в целом абсурдна (смысла нет), только человек может определять свою жизнь, если человек не свободен - он не личность.
     Философия жизни - философское течение конца 19 - начала 20 веков. В различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической "цивилизации" (О. Шпенглер). Жизнь - то, что возникает естественно, бытие - то, что возникает искусственно. Наиболее полно смысл человека раскрывается в историческом опыте общества. Жизнь понимается как что-то посланное вселенной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гл.2. Теорема о смысле жизни человека.
     Итак, дано: 
Смысл жизни человека диктуется естественно-биологической  природой человека, навязывается обществом, реализуется на личностном уровне. 
     Отсюда  следует:
     а. Как биологическое существо человек приходит в мир для того, чтобы воспроизвести свой род, воспроизвести себе подобного: родить детей, воспитать, пустить их в жизнь и... уйти, освободив место для своего потомства. А для всего для этого он должен иметь и использовать все необходимые материальные блага для осуществления предназначенного ему природой полного биологического цикла.
     В конечном итоге смысл жизни каждого  биологического существа, и человека тоже - в их детях.
     б. Как существо социальное человеку предстоит сначала, во-первых, влиться в общество и взять опосредствованно через него от природы все необходимое для индивидуально своей биологической жизнедеятельности; потом, во-вторых, усвоить накопленные в обществе навыки производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; и, наконец, в-третьих - отдать индивидуально самого себя защите, воспроизводству и улучшению жизнедеятельности общества.
     Общество, превратив человека из биологического существа в существо социальное, навязывает ему, человеку, понимание смысла своего существования в беззаветном и жертвенном служении обществу. И реально и по требованию самого общества: интересы общества должны осознаваться и ставиться - превыше всего; интересы общества - выше интересов человеческого индивида; сохранение, укрепление и обогащение общества - это предназначение и высший долг личности, это подлинный смысл жизни человека.
     В конечном итоге смысл жизни каждого  социального существа, то есть человека, - в служении обществу.
     в. Как существо личностное (духовно-нравственное) смысл жизни человека, в конечном итоге - в осуществлении избранных или установленных им для самого себя смысложизненных идеалов.
     2. Удельный вес, значение, место  и способ сочетания биологических,  социальный и личностных (духовно-нравственных) смыслов жизни, складывающихся  в силу наличных объективных и субъективных причин, в жизни каждого конкретного человека различно. Но именно их неповторимое сочетание создает неповторимость жизнедеятельности, в процессе которой осуществляется (измеряется) смысл и бессмыслие жизни человека.
     3. В идеале смысл жизни человека заключается в том, чтобы полностью реализовать свое биологическое предназначение, социальные установки и личностные устремления.
     4. Биологические потребности, социальные  требования и духовно-нравственные  идеалы в жизнедеятельности личности находятся в сложном иерархическом взаимодействии.
     Доказательство:
     а. Человек, как биологический вид со своей биологической природой и с потребностями этой природы вступает в общество и живет в нем для того, чтобы лучшим образом обеспечить себе необходимые для полного биологического цикла своей жизни материально-биологические потребности. Без обеспечения воспроизводства рода человеческого существование общества лишено всякого смысла.
     В этом плане смысл существования  общества полностью подчинен более  фундаментальной естественно-биологической задаче рода человеческого - его сохранению и воспроизводству. Общество и его характер имеют смысл только настолько, на сколько они гарантируют более эффективное сохранение и воспроизводство биологического рода Homo Sapiens - рода Человека Разумного. Общество, которое всего этого не гарантирует и не обеспечивает, является противоестественным и должно быть непременно ликвидировано во имя выживания биологического вида Гомо Сапиенс.
     Личностные  интересы, разрушающие общественную жизнь, которая в данных условиях в наилучшей мере обеспечивает сохранение и воспроизводство рода человеческого и того общественного устройства, которое обеспечивает эффективное воспроизводство человека, должны непременно подавляться.
     Итак, в генетическом плане происхождения, существования и воспроизводства рода человеческого, Homo Sapiens, смысл социальной природы человека - в служении естественно-биологическим потребностям человека, а смысл личностной природы - в служении обществу, его воспроизводству и улучшению. И это все потому, что без удовлетворения, во-первых, биологических потребностей человека он не состоится и как социальное существо, а без удовлетворения одновременно и биологических и социальных потребностей человека ни при каких условиях не наступит человек в качестве личного существа.
     б. По своему содержательному качеству иерархия биологической, социальной и личностной природы человека обратная ее генетической иерархии.
     Социальная  природа человека сформировалась на почве его биологической природы, во имя этой природы, но в тоже время превзошла по содержанию и качеству биологическую природу человека. В социальной стихии природа человека трансформировалась так, что он, человек, в полностью естественной, позасоциальной, природе уже не выживет даже в качестве представителя биологического вида Homo Sapiens. Вне общества сейчас Homo Sapiens  не существует и существовать больше не может.
Таким образом социальная природа человека из генетически вторичной и производной  от биологической природы человека, становится природой первичной и производящей по отношению породившей ее природе биологической.
     А поэтому, осознавая превосходство  общественных интересов пред биологическими интересами отдельного человека, общество может и должно во имя сохранения общества, как единственного гаранта выживания Рода человеческого и образа его жизни, жертвовать интересами отдельного человека, физически всем человеком или даже значительной частью людей общества. Отсюда смысл жизни человека в самопожертвовании в пользу общества.
     Сказанное о социальной природе человека является почти аксиомой и больше изложенного  в отдельном доказательстве (демонстрации) не нуждается.
     Личностная, духовно-нравственная, природа человека произрастает в биологической природе  человеческого индивидуума, это во-первых, и одновременно с этим, во -вторых, - только в сфера социальной. Генетически личностная природа человека вторичная по времени по отношению к природе социальной и третичная по отношению к биологической природе человека. Но поскольку эта природа произрастает у человека на основе биологических врожденных признаков человека, усвоения и творческого развития на индивидуальном уровне элементов духовной жизни общества, то личностная природа человека качественно превосходит его общественную природу и еще в большей мере качественно превосходит его природу биологическую.
     Доказательство:
     Духовная  жизнь зарождается и развивается  во всех своих элементах только на индивидуальном уровне человека в виде его сознания, самосознания и духовному  воспроизводству естественного и социального мира, что в обобщенном виде проявляется в мировоззрении. Пробудившееся сознание помогает человеку сначала осознать свои инстинкты, а затем свою принадлежность к сообществу подобных себе человеков, а затем вносить в свою индивидуальную и коллективную жизнь духовных элементы касательно в меру осознанных и в меру понятых элементов своей естественной и коллективной жизни. Под влиянием проверяемых практикой результатов внедрения в личную и общественную жизнь духовных элементов происходить контроль поведения человека в индивидуальной и коллективной жизни. Возникает общество, поведение в котором регулируется не биологическими инстинктами, а принятыми всеми членами сообщества элементами духовной жизни - общественным мнением. Подчеркнем: поведение человека в обществе, вся жизнь человека в общества управляется не инстинктами, а общественным мнением. А общественное мнение - это своеобразная совокупность и синтез духовных элементов всех членов общества. А поскольку любые духовные элементы существуют и развиваются исключительно на индивидуальном, личностном уровне человека, то опосредствованно сам образ жизни общества есть реализацией совокупного духовного продукта отдельных личностей. Вне отдельной личностью никакие новые элементы духовной жизни не производятся; без преломление сквозь призму личной жизни индивида никакие элементы духовной жизни вообще существовать не могут. Таким образом, будучи порожденными особенностями биологической природы и стихией социальной жизни, личностная природа человека приобретает первенство по отношению к общественной природе человека, а отсюда и к его природе социальной. А в условиях более или менее сносного удовлетворения биологических и социальных потребностей отдельного человека, его личностная природа может вполне отрываться от запросов его природы биологической и природы социальной, искать и находить цель в самой себе, искать и находить смысл своего существования вне зависимости от биологических и социальных потребностей жизнедеятельности. Иногда этот отрыв от биологических и социальных элементов человеческой жизни может принимать превратные формы и полагать себе свой собственный смысл в пренебрежении биологическими потребностями человека и в презрении ими, в отрыва от социальной жизни и презрением к ней. И не только в этом. Обладая свободой выбора и имея возможность сделать его, личность может комбинировать разумной иерархией сочетания биологических и социальных потребностей, прав и свобод, может приносить в жертву одной избранной "страсти" всю свою жизнь, произвольно направить свою жизнь в одно узкое русло и в этом видеть смысл свой жизни...
     И как общество манипулирует биологическим  индивидом для достижения, собственно говоря, своих собственных, общественных, интересов самовыживания, так личность во имя осуществления своих высших духовных идеалов может игнорировать общество, что ярко выражается в одном из общепринятых лозунгов современной демократии: "Интересы отдельной личности выше интересов всего общества".
     В отрыве от биологической , социальной и личностной природы невозможно каждому конкретно человеку сказать, в чем смысл его жизни. А потому, сколько людей, столько и может быть конкретных смыслов жизни. В конечном итоге это всегда зависит и от биологической природы индивида и от его социальной природы и от духовного содержания личности. При этом надо также учитывать, что человек уникален своей биологической природой, своим социальным содержанием и своим духовным личностным богатством. А при всем при том у человека всегда есть свобода выбора между различными у биологическими, социальными и личностными идеалами смысла жизни и возможности комбинации да перекомбинации сочетаний этих смысложизненных идеалов... Таким образом мы можем сказать, сколько было, есть и будет людей, столько было, есть и будет смыслов их жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.