На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государство и рынок

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Кубанский государственный технологический  университет
Кафедра экономической теории 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине:  Экономическая теория
на тему:            Государство и рынок  

Выполнила:                         студентка группы       
                                                         10-Экзв-Эу-088               Бондарева Н.А   _
                                                     
                                                Факультет_                             МИППС
2-е высшее  образование
                                                           Специальность                          080502    __
Руководитель  курсовой работы___________
        Зыза В.П.
 
Допущен к защите______________________
Защищена____________Оценка___________
   Члены комиссии:_______________________
 
 
 
 
                
 
 
 
 
 
 
Краснодар 2011
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Государство и рынок 
 
 
Введение                                                                                                                     3
Гл.1  Общая характеристика рынка и государства                                                 5
1.1 Понятие “рынка” и “государства”                                                                    5
1.2 Функции и  “провалы” рынка                                                                             11
 
Гл.2  Государство в системе экономических отношений рыночной
экономики                                                                                                                  17
2.1 Необходимость  регулирования и функции государства  в 
рыночной системе                                                                                                     17
2.2 Методы  государственного вмешательства в рыночной механизм                19
2.3 “Провалы” государства                                                                                       23
 
Гл.3  Особенности и направления государственного регулирования
российской экономики                                                                                             27                       
Заключение                                                                                                                31
Список использованной  литературы                                                                     33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
        В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической системы постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.
       Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями.         В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально -вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.
         Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.
        Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Подобно тому, как есть “провалы” рынка, есть и “провалы” государства. Экономическая эффективность - это, прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимается всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивавших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека. Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Гл.1  Общая характеристика рынка и государства 
        Рынок , как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. Для формирования понятия “рынок” рассмотрим условия возникновения рынка.
       Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. По  наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. “Продавцы”, положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность “покупателям” подойти и рассмотреть их. Если “покупатели” хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались “продавцы” и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
        Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, то есть производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
        Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, то есть все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающиеся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества и т.д.)
        Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
      Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведения с ним переговоров и заключения контракта, а также на контроль за его соблюдением.
 
1.1 Понятие  “рынка” и “государства”
       В экономической теории имеется множество определений рынка. Различные определения выделяют разные стороны такого сложного и многогранного феномена социально-экономической жизни человечества, как рынок, и выражают разные подходы научных школ или отдельных авторов к этому феномену.
      Мы будем рассматривать рынок как форму организации частной экономической деятельности людей, основанную на обязательных признаках: частная собственность, добровольность, экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция.
         Основные субъекты рынка - это люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности. В современной экономике эти группы обычно принимают за юридических лиц. Субъектами рынка могут выступать и государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.
Субъекты рынка  свободно, опираясь на собственные  решения, предпочтения, вступают друг с другом в экономические отношения, которые в экономической теории называют контрактами. Контракты - это не только те письменные договоры, которые заключили между собой продавец и покупатель, а любые формы сотрудничества и соглашений между самостоятельными и независимыми участниками экономического процесса.
       Чем более развита правовая система общества, его культура традиции, чем разнообразнее организации и учреждения, функционирующие в народном хозяйстве, тем большую долю занимают в контрактах неявно выраженные, подразумеваемые условия и обязательства. Например, при приеме на работу обычно не оговаривается, что работник имеет право на оплату дней, пропущенных по болезни, поскольку это право обеспечено общегосударственным законом. Поэтому теория утверждает, что отношения между участниками экономического процесса, особенно в развитых обществах, строятся на основе несовершенно сформулированных контрактов.
Вступая в контракты, субъекты рынка преследуют цель максимизации прибыли, хотя это утверждение несколько  упрощенно и поэтому часто подвергается критике современной теорией.
         Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.
        Рассмотрим подробнее это сложное определение. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой и обществом. В современном мире это правительство, парламент, центральный банк, государственные ведомства регионального и местного уровня и другие государственные органы. Их важнейшая особенность  - в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности.
        Под условиями понимаются законы, процедуры и нормы. Законы определяют требования государства к экономическим агентам. Эти требования принимают форму, во-первых, ограничений (запретов) и, во-вторых, предписаний (обязательных, например, необходимость регистрации фирмы). Процедуры устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры (например, минимальную заработную плату или пропорции обмена национальной валюты на иностранную - валютный курс).
        Правом и обязанностью исполнять определенные экономические функции государство наделяется обществом. Иными словами, государство получает “мандат” от общества и является его экономическим “агентом”.
Во-первых, установленные  государством условия носят относительный  характер для экономических агентов. Хотя в праве, как известно, существуют не только императивные (обязательные), и диспозитивные нормы, допускающие выбор - последние расширяют поле возможностей для экономических агентов, но не устраняют ограничения для этого более широкого поля возможностей.
       Во-вторых, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд.
      В-третьих, определение и защита условий экономической деятельности  - это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.
      В-четвертых, государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. Поэтому оно не может рассматриваться как обычный субъект рынка. В сфере законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общего поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко рамки рыночных принципов.
       Одна из фундаментальных характеристик рынка - конкуренция. Субъекты рынка стремятся одержать верх над союзниками. Поэтому конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами, например снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников. Конкурентная среда - необходимое условие успешного экономического развития.
        Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих агентов на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в - третьих, свобода входа на рынок и выхода с него.
       Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.
       Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
- существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
-  доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышение или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производства и т.д.
       Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкурентные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
       Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.
Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
        Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos - один и poleo - продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos - один и opsonia - закупка).
        В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. Чистая монополия и чистая монопсония - сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
        Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды объединяют понятием «рамочные условия экономической деятельности». Создание благоприятных рамочных условий - главная задача государства в рыночной экономике.
 
1.2 Функции  и недостатки рынка
       Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить. К главным функциям рынка относятся:
- ценообразующая функция - в результате взаимодействия производителей и потребителей предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство;
- информационная функция - концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия;
- регулирующая функция - она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции;
- посредническая функция - рынок выступает между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем;
- санирующая функция - рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.
        Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Практика показывает, что рынок не всегда справляются с теми задачами, решения которых ждет от них общество. Эти неудачи в экономической теории обозначаются словом “failures”, которое в контексте рассуждений о рынке обычно переводится как “провалы”.
      “Провалами рынка” называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения.
        В экономической теории обычно выделяют следующие “провалы” рынка.
        1. Тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монопольного контроля над рынком. Рыночная система может быть неустойчива. В стремлении максимизировать прибыль каждый субъект рынка стремится подавить конкурентов. Поэтому конкурентная среда может перерасти в олигопольный или даже монопольный рынок. Рыночная система не имеет внутренних механизмов противодействующих тенденции к монополизации рынка.
         2. Неравномерность распространения информации в экономической среде. Принимая экономические решения, субъекты рынка должны принимать во внимание данные о спросе потребителей, конкурентах, будущем развитии конъюнктуры и многом другом. Однако информация распространяется в экономической среде не равномерно. Одни субъекты рынка владеют большей информацией, чем другие.
        Получение информации, необходимой для принятия экономических решений любого уровня - от покупки овощей у уличного торговца до подписания многомиллионного контракта на разработку полезных ископаемых в другой стране, - требует специальных усилий, затрат. Не все субъекты рынка могут принять на себя достаточные траты для того, чтобы обеспечить обоснованность и объективно своих действий. Более того, информация бывает эксклюзивной - доступной только некоторым субъектам рынка в силу, например, их социального положения. Наконец, даже та информация, которая в принципе доступна всем, распространяется не сразу, а в течение определенного времени (правда, с развитием современных средств связи обработки информации это ограничение теряет силу).
          Неравномерность распространения информации ведет к тому, что некоторые из субъектов рынка, располагающие большей информацией, получают преимущество перед другими и возможность принимать субъективно более выгодные решения. Поэтому результаты экономической деятельности (прибыль) будут распределяться в пользу именно этих субъектов рынка. Таким образом, величина прибыли будет зависеть не только от ресурсных вложений, но и от информации. Благодаря владению информацией субъект рынка получает больше прибыли, чем конкуренты, при равных или даже меньших.
        3. Неспособность производить общественные блага. Как известно, “общественными благами” называют товары и услуги, которые могут потребляться всеми членами общества независимо от того, в какой мере член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, служба “скорой помощи”, объекты общедоступной инфраструктуры, такие, как маяки. На “общественные блага” не распространяется принцип исключения, то есть потребление блага одним членом общества не уменьшает способность других пользоваться тем же благом.
        Можно разделить “чистые” и “условные” “общественные блага”. Для “чистых” благ принцип исключения действительно совсем не имеет силы. Например, возможность пользоваться светом маяка для моряков не изменится, если по каким-то причинам численность кораблей и соответственно “пользователей” маяка увеличится. Доступ иметь “условных” “общественных благ” все же имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Например, увеличение числа вызовов милиции может привести к тому, что к кому-то милиция не успеет вовремя приехать. Однако эта зависимость не настолько велика, чтобы отнести “условные” “общественные блага” к обычным товарам и услугам.
        Рынок не в состоянии производить “общественные блага”, потому что невозможно (а точнее, очень сложно) измерить “полезность”, получаемую каждым членом общества при потреблении “общественного блага”. Соответственно невозможно установить, сколько должен платить каждый человек за пользование “общественным благом”. Например, нельзя определить, какова “полезность” гражданина А , получаемая от “потребления” национальной обороны, и как она отличается от аналогичной “полезности” гражданина В. (Для “условных” “общественных благ” такую полезность иногда можно установить, благодаря чему появляется возможность оказывать платные услуги на рыночных принципах. Соответственно невозможно установить объективный уровень индивидуальной оплаты “общественного блага” и получать прибыль от предоставления “общественных благ” частными лицами или организациями.
       4. Неспособность соблюдать социально приемлемые границы “равенства” в распределении доходов. Рынок нейтрален к социальным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система имеет тенденцию концентрации богатства на одном полюсе и бедности  - на другом полюсе.
       5. Особое место среди “провалов” рынка занимает неспособность рынка устранить  “внешние эффекты” “экстерна”. Экстерналий - это дополнительные выгоды или издержки, возникшие как побочный эффект от деятельности других лиц. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает. Примером положительных экстерналий (выгод) может служить рост посещаемости и повышение цен в ресторане, рядом с которым возвели популярный туристический объект. Владелец ресторана не приложил собственных усилий для повышения цен на блюда, предлагаемые посетителям, и увеличение его доходов является исключительно результатом деятельности других субъектов (например, городских властей, которые построили близлежащий туристический объект. Бывают и отрицательные экстерналии (потери), например снижение посещаемости санатория, рядом с которым провели железную дорогу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.