На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Современные принципы проведения переписи населения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Современные принципы
проведения  переписи населения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
    История переписи населения в России
    Источники данных о населении
    Основные принципы проведения переписей населения
    Программа переписи населения
    Всероссийская перепись населения 2010 года
    Заключение
    Список использованной литературы
    ВВЕДЕНИЕ
     «Для  общества, - писал Л.Н. Толстой о  переписи населения Москвы 1882 г., в  которой он принимал участие, - интерес  и значение переписи в том, что  она дает ему зеркало, в которое  хочешь не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас». «Цифры и выводы, - писал Толстой, - будут зеркало». Можно не читать их, как можно отвернуться от зеркала. Можно мельком взглянуть в цифры и в зеркало, можно поглядеться и близко. Походить по переписи, как теперь делают тысячи людей, это - близко поглядеться в зеркало». И дальше: перепись… «если это не лечение, то это, по крайней мере, попытка исследования болезни, за которую нам надо быть благодарными и по случаю которой нам надо хоть немножко оздоровить себя».
     Демографические процессы в Российской Федерации  остаются неустойчивыми, и кризисные  явления в их развитии далеко еще  не преодолены. Реализация намеченных мер политики в области народонаселения  требует больших усилий со стороны  государства и общества, а для  этого необходимо регулярное отслеживание и глубокий анализ демографических  тенденций. В этих условиях для мониторинга  демографических процессов, оценки эффективности мер демографической  политики и демографических перспектив России необходимо надежное информационное обеспечение.
Перепись - это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого - полный учет численности и характеристика состава  какого-либо явления путем записи в статистический формуляр каждой из единиц, составляющих это явление. Перепись характеризует состояние явления  на определенный момент времени.
Цель  моего реферата - рассмотреть перепись населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    Проследить историю переписи населения.
    Выделить источники данных  о населении.
   3. Изучить  основные принципы переписи населения.
   4. Охарактеризовать программу переписи населения.
   5. Рассмотреть основные аспекты проведения ВПН-2010. 
 
 

    1.История переписи населения в России
     В России учет населения ведет свое начало еще со времен татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был  похозяйственным: учитывались для обложения данью дома или «дымы». Позднее, в XIV - XVI вв., результаты учет записывались в так называемых «писцовых книгах». В XVII в. единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учеты населения именуются подворными переписями. В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…».
     Составленные  подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих  трех лет были подвергнуты проверке - «ревизии». С тех пор учеты  населения в России стали называться «ревизиями». Такие ревизии проводились  на протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права. Всего в России прошло десять ревизий, последняя - в 1857 - 1860 гг. эти ревизии длились по нескольку лет и были очень неточными, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписаных» из податных сословий, т.е. людей, числящихся в списках для уплаты подати (налога). Помещики не торопились подать очередную ревизскую «сказку», поэтому многие умершие числились живыми (этот факт явился основой сюжета великого произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
       После отмены крепостного права  начали проводиться переписи  населения в отдельных городах  и даже целых губерниях, однако  многие из них представляли  собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей. Позднее переходят к научно-организованным переписям, которые регулярно проводились в Москве (1871,1882,1902,1912 гг.) Петербурге (1862, 1863, 1864, 1869, 1881, 1890, 1900, 1910, 1915 гг.) и других городах. В некоторых губерниях (Астраханской - в 1873 г., Акмолинской - в 1877 г., Псковской - в 1870 и 1887 гг. и др.) переписывали жителей во всех городах. В 1863 и 1881 гг. переписано население всей Курлянской, а в 1881 г. - также Лифлянской и Эстлянской губерний. Таких местный переписей было проведено не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи.
     Первая  и единственная всеобщая перепись населения  Российской Империи была проведена  в начале 1897 г. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П. П. Семенов-Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой  единственный источник достоверных  данных о численности и составе  населения России в конце XIX в.
     Первая  советская перепись населения проводилась  в 1920г. в условиях гражданской войны  и разрухи. Переписью было охвачено только 72% населения страны, так как  в ряде районов страны еще велись военные действия.
     В 1923 г. была проведена перепись населения  в городах и поселках городского типа одновременно с переписью промышленных и торговых предприятий.
     Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в  декабре 1926 г. При ее подготовке выдающиеся статистики В.Г. Михайловский и О.А. Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения. Перепись 1926 г. отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях.
     Следующая перепись проводилась «январе 1937 г., но ее организация была признана неудовлетворительной. Новая перепись состоялась в 1939 г. В этой переписи впервые были применены специальные меры для повышения точности счета населения. Ее краткие итоги публиковались в 1939-1940 гг., однако начавшаяся война не позволила завершить обработку всех собранных материалов.
     Первая  послевоенная перепись была проведена  в январе 1959 г. По организации и  содержанию собранных данных она  практически не отличалась от предыдущей. Данные переписи были использованы в планировании и управлении, послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения.
     Следующая перепись состоялась в 1970г. В организационном  и методологическом отношении она  соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959гг.), однако данных было получено значительно  больше. Впервые в практике советских  переписей ради экономии времени  и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а  только 25% жителей. При обработке  материалов переписи был применен ряд  технических новшеств. Ее данные широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов.
     Существенно отличались от предыдущих организация  и обработка материалов переписи населения 1979 г. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные  при опросе, вводились в ЭВМ  с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную  ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые  впоследствии широко использовались.
     Последняя перепись в СССР проводилась в  январе 1989 г. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны  сведения о жилищных условиях. Это  позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических  групп населения во всех районах  страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей  жильем и его благоустройстве. Таким  образом, переписи населения в нашей  стране имеют давнюю и богатую  историю.
     Перепись 2002 г. была первой переписью населения  в новой России.
     2. Источники данных о населении
     Население, как предмет изучения в статистике, представляет собой совокупность людей, проживающих на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и смертей. Трудность изучения структуры населения состоит в том, что люди отличаются друг от друга множеством признаков, из которых следует выделять наиболее существенные. При этом отдельные значения этих признаков индивидуальны и создают необходимость описания каждого человека как единицы совокупности. Такое описание людей путем сбора характеристик каждой единицы совокупности и составляет особенность статистического наблюдения населения.
     Среди приемов статистического наблюдения населения наибольшее распространение  получили переписи населения, выборочные и анамнестические обследования, использование списков и учетных  материалов, ведение регистров и  автоматизированных банков данных о  населении.
     Основными задачами статистики населения являются:
     -определение  численности населения и его  размещение на территории страны,
     -изучение  состава населения (по полу, возрасту, национальности, образованию и т.д.),
     -изучение  естественного движения населения,
     -изучение  миграции населения,
     -социальная  характеристика населения.
     Ведущее место среди приемов статистического  наблюдения занимают переписи населения. Перепись, проведенная с полным и тщательным выполнением требований статистической науки, дает самые достоверные сведения о населении по сравнению с другими источниками.
     Первой  отличительной особенностью современных  переписей является охват всей территории страны, всего населения государства, без исключения каких-либо территорий или отдельных групп населения.
     Кроме определения численности населения  перепись ставит цель получения сведений о его составе. Для этого надо определить те признаки отдельных лиц, по которым потом будет вестись  рассмотрение состава населения. Эти  признаки должны быть одинаковыми для  всего населения, собранными и зарегистрированными  по одним и тем же критериям.
     Следовательно, второй особенностью современной переписи является единство программы переписи для всего населения.
     Третьей особенностью является получение сведений непосредственно у переписываемых лиц, а не через посредство документов или списков. Соблюдение всех указанных  особенностей делает перепись достоверным  источником сведений о населении. Если же материалы переписи использовать в сочетании с данными о  естественном движении (рождения, смерти, браки, разводы) и миграционном движении (переезды) населения, то получается подробная  характеристика движения населения.
3.Основные принципы проведения переписей населения
     Разные  авторы называют разное их число и  различным образом определяют сами эти принципы, но в целом можно  считать, что к ним относятся  следующие: всеобщность, поименность, одномоментность, самоопределение, конфиденциальность, наличие единой программы и строгая централизация управления переписью. Некоторые авторы добавляют сюда такие требования, как периодичность, безотносительность целей переписи к каким-либо частным нуждам или интересам, непосредственное получение сведений у населения и даже применение экспедиционного способа наблюдения.
     Всеобщность переписи означает, что сведения, включенные в программу переписи, собираются ото всех и обо всех жителях данной страны или территории, а не только о какой-либо специфической части. Именно поэтому современные переписи населения и называются всеобщими. Во всеобщности заключается, пожалуй, главное отличие современных переписей населения от его учетов, проводившихся в прошлом.
     Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета. При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем, когда непосредственно проводится опрос, не учитывается.
     Необходимость установления критического момента  переписи определяется тем, что население, его численность и состав непрерывно меняются.
     Критический момент переписи подбирается таким  образом, чтобы минимизировать территориальную  мобильность населения, т. е. чтобы  вероятность застать переписываемых в месте постоянного проживания была максимальной. Соответственно выбирается месяц года, когда эта мобильность минимальна. Затем учитывается наличие выходных и праздничных дней, школьных и студенческих каникул. При этом стремятся к тому, чтобы критический момент переписи был как можно ближе к началу года, дабы обеспечить большую сопоставимость результатов переписи и ежегодных межпереписных расчетов численности населения.
     Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичных данных, и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам процедуры, по одному и тому же общему для всех плану. Обо всех людях, проживающих на территории страны и подлежащих переписи, собираются сведения об одних и тех же признаках, или характеристиках, включенных в переписной лист. На этапе обработки переписи вся собранная в ее ходе информация разрабатывается и публикуется по единому плану, определяющему, какие именно и в каком разрезе строятся статистические таблицы.
     Разработка  программы переписи является важнейшим  ее этапом, занимающим по времени несколько  месяцев или даже лет. Она включает в себя создание переписного листа - специального бланка, содержащего  набор признаков, которые будут  фиксироваться в ходе переписи. Одновременно формируется перечень разработочных  таблиц, в которых будут обобщены и представлены итоги переписи.
     Важнейшим требование является также соблюдение преемственности при разработке программ последующих переписей. Если не соблюдать это требование, то будет невозможно построить сколько-нибудь длительные статистические ряды данных о численности и составе населения, поскольку данные отдельной переписи будут несопоставимы с предыдущими  переписями.
     Поименность как принцип проведения переписи означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал, который фиксирует их на именных переписных листах.
     В некоторых развивающихся странах  иногда применяют процедуру сбора  сведений о населении, которая известна еще со времен Древнего Рима и заключается  в том, что люди сами должны являться в специальные офисы, где и  заполняются переписные листы. При  этом на тело человека иногда даже ставят специальный долго не смываемый  штамп, свидетельствующий о том, что данный человек прошел перепись.
     При проведении переписи населения России 2002 г. также были открыты специальные  переписные офисы, в которых смогли пройти перепись те, кто не хотел  бы, чтобы счетчики приходили к  ним домой, а также те, у кого вообще нет дома.
     Поименность дает возможность детальной комбинированной группировки собранных сведений по различным признакам. Разумеется, при обработке результатов переписи поименность сведений «гасится» и они разрабатываются исключительно в обобщенной форме и превращаются «в обезличенные статистические таблицы».
     В последнее время некоторые специалисты  обращают внимание на то, что необходимость  указывать личные данные снижает  достоверность ответов на вопросы  переписного листа, особенно касающиеся дохода, жилища и состояния здоровья, и предлагают в этой связи отказаться от поименности. Но в этом случае исчезает возможность проверки ошибочных записей или того, прошел ли человек вообще перепись или нет. Видимо, минусы отказа от поименности перевешивают ее собственные недостатки.
     С поименностью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений.
     Применение  принципа самоопределения обусловлено, с одной стороны, стремлением  повысить степень доверия к переписи со стороны населения, а с другой -- невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по многим фиксируемым признакам. Если, скажем, возраст человека в большинстве современных стран еще может быть документально подтвержден, поскольку существует система текущей регистрации демографических событий, то такой признак, как национальность (точнее, этническая принадлежность), вообще не подлежит никакому так называемому «объективному» определению. Всякие правила отнесения человека к тому или иному этносу, которые существуют в некоторых странах, по существу являются нарушением демократических принципов и свойственны тоталитарным или склонным к тоталитаризму режимам.
     В нашей стране по отношению к этнической принадлежности, к счастью, всегда действовал принцип самоопределения.
     Согласно  ст. б Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» какое-либо принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе сведения, предусмотренные пунктом 1 этой статьи, не допускается.
     Некоторые авторы дополняют принцип самоопределения  также принципом непосредственного получения сведений от населения. Но, думается, в этом нет необходимости, поскольку принцип самоопределения перекрывает то, что можно сказать и что обычно говорится о принципе непосредственности.
     Принцип конфиденциальности, или анонимности, получаемых в ходе переписи сведений является логическим дополнением принципов поименности и самоопределения. Он означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому бы то ни было получаемую в се ходе персональную информацию об опрашиваемых. Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистически обобщенном виде. Нарушение этого принципа влечет в нашей стране ответственность согласно законодательству Российской Федерации. В других странах также установлена ответственность за нарушение принципа конфиденциальности (вплоть до уголовной).
     Необходимость строгой централизации управления переписи вытекает из того, что перепись населения - это сложная и дорогостоящая операция, требующая координации усилий огромного числа участников. Данные, полученные в ходе переписи, должны быть сопоставимы независимо от того, кто именно и в какой части страны проводит перепись. Вся собранная информация должна направляться для обработки в единый общенациональный информационно-вычислительный центр.
     Все это требует наличия специальных  государственных органов, ответственных  за проведение переписи. В нашей  стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный  комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ). В составе Госкомстата имеется  специальное Управление демографической  статистики, состоящее из трех отделов, один из которых - Отдел переписей  населения - и осуществляет непосредственное оперативное и методическое руководство  подготовкой и проведением переписей.
     В США переписи проводит Бюро цензов Министерства торговли. В других странах  также имеются соответствующие  органы.
     Каждый  из таких органов имеет разветвленную  сеть региональных и местных подразделений (у нас в стране они называются статистическими управлениями и  статистическими бюро при местных  администрациях), образующих строгую  иерархическую вертикаль.
     Вся эта система работает в соответствии с положениями, установленными или  законодательно, или специальными правительственными решениями, которые принимаются  за несколько лет до проведения переписи и в которых устанавливаются  сроки ее проведения, критический  момент, ее основные задачи, а также  даются поручения другим органам  государственной власти в части  оказания содействия проведению переписи населения (Примером такого правительственного акта является Постановление Правительства РФ № 1064 от 22 сентября 1999 г.)
     В некоторых странах проведение переписей  регламентируется конституцией. Например, в США конституция устанавливает  обязанность президента и администрации  каждые 10 лет проводить переписи населения. Это связано с тем, что на основе данных переписей населения  устанавливается число избирателей  по территориям и их представительство  в конгрессе США. Согласно этому  конституционному требованию, начиная  с 1790 г. в США каждые 10 лет проводится перепись населения, и за эти 200 с  лишним лет не было пропущено ни одной.
     У нас в стране, к сожалению, конституционная  или хотя бы законодательная обязанность  правительства регулярно проводить переписи населения до недавнего времени не была установлена. Именно поэтому столь необходимая регулярность в их проведении, которая многими авторами считается еще одним принципом проведения переписей населения, фактически не соблюдалась. Отсутствие законодательной базы проведения переписей населения обусловливало то, что они каждый раз проводились по специальному постановлению правительства.
     В начале 2002 г. был принят Федеральный закон № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения». Надо надеяться, что с принятием и введением в действие этого закона проведение переписей населения в нашей стране приобретет наконец-то устойчивый и регулярный характер и станет невозможной ситуация, подобная той, которая имела место с переписью 1999г.
     Помимо перечисленных выше 7 принципов проведения современных переписей населения называются и другие. В частности, говорится об уже упоминавшемся принципе регулярности (периодичности) проведения переписей. Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью проведения переписей населения возможно получение сопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени.
4. Программа переписи населения
     Программа переписи населения состоит из двух частей: собственно программы сбора  информации в ходе переписи населения  и программы разработки ее материалов, т. е. перечень разработочных статистических таблиц, которые будут построены  и опубликованы после окончания  переписи.
     Разработка  программы переписи должна отвечать определенным принципам, соблюдение которых  служит гарантией получения достоверной  и надежной статистической информации о населении. Эти принципы в своей  основе совпадают с теми правилами, которыми руководствуются социологи, проводящие социологические опросы.
     Прежде  всего должна быть обеспечена сопоставимость данных переписи с данными предшествующих переписей. Это означает, что по крайней мере часть вопросов переписного листа желательно задавать точно в тех же формулировках, что и соответствующие вопросы предыдущих переписей. Кроме того, желательно учитывать и то, в какой редакции соответствующие вопросы задаются в переписях населения других стран и в какой мере они отвечают международным рекомендациям. Это необходимо для того, чтобы данные переписи были хотя бы частично сопоставимы с данными переписей других стран.
     Вопросы переписного листа должны задаваться в четкой и ясной форме, не допускающей  неоднозначную их интерпретацию. Проще  говоря, все люди должны одинаковым образом понимать вопросы переписного  листа. При этом желательно, чтобы  хотя бы некоторые вопросы переписи была закрытыми, т.е. содержащими исчерпывающий перечень возможных альтернативных ответов. Например, вопрос о брачном состоянии обязательно должен быть закрытым и возможно более полным, дабы у опрашиваемого была возможность более точно отнести себя к тому или иному брачному статусу. Немаловажно, чтобы формулировки вопросов не вызывали негативного отношения и подозрений, что ответы могут быть использованы против переписываемого лица.
     Конкретное  содержание программы переписи населения  определяется ее задачами. Поэтому  программы отдельных переписей  населения могут в той или  иной степени отличаться друг от друга. Но очевидно, что в них в любом  случае должен быть некий блок, инвариантный относительно конкретных задач каждой данной переписи населения. Эта задача может решаться по-разному. В последнее время одновременно со сплошной переписью населения, бланк которой содержит некий постоянный корпус вопросов, на которые отвечают все жители страны, проводят выборочный опрос, программа которого может меняться от переписи к переписи и на вопросы которого отвечает лишь часть населения.
     Сочетание сплошного и выборочного опроса позволяет эффективно обеспечивать сопоставимость данных разных переписей  с решением каких-то конкретных задач  текущего периода. Выборочные опросы проводились  в нашей стране во время переписей 1970, 1979 и 1989 гг., причем каждый раз по своей программе.
     Программа переписи населения 2002 г. также предусматривала  проведение выборочного опроса, тема которого - вопросы занятости.
     Переписной  лист, как правило, состоит из трех частей: адресной части, вопросов, представляющих собственно программу переписи, и  вопросов, включение которых в  перепись обусловлено необходимостью обеспечить связь переписи с какими-то другими опросами и обследованиями.
     Адресная  часть переписного листа состоит из имени и адреса переписываемого. Кроме того, она включает в себя вопрос об отношении переписываемого к главе семьи или, как это было в переписях 1989 г. и 2002 г., к лицу, записанному первым на данном переписном бланке.
     Включение адресной части необходимо для обеспечения  возможности проверки полноты охвата переписью населения и качества заполнения переписных листов, а также  для разработки в последующем  данных переписи в территориальном  разрезе. Как было сказано выше, перепись 2002 г. в этом отношении является досадным исключением, поскольку из ее основного  бланка адресная часть фактически исключена. Имя и адрес переписываемого  лица имеются только в списке домохозяйства, но не в переписном листе, что, разумеется, увеличит трудности при обработке  результатов переписи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.