На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое обеспечение библиотечной деятельности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА
Правовое  обеспечение библиотечной деятельности в России 

Введение
     Вступление  мирового сообщества в информационную эру оказывает определяющее воздействие  на весь ход человеческой цивилизации. Технологическая революция в  информационной сфере открыла библиотекам и новые возможности и одновременно поставила их перед необходимостью решения принципиально иных задач. Освоение этих технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела, а, в конечном счёте - к смене парадигмы его развития. Эти процессы носят глобальный характер, и всё более охватывают библиотеки России.                       В то же время деятельность библиотек последнего десятилетия характеризуется рядом негативных тенденций: сокращается их количество и объём совокупного библиотечного фонда; множество библиотек, особенно муниципального уровня, не в состоянии удовлетворить изменившиеся потребности пользователей. Одна из основных причин этого - кардинальное изменение положения культуры в обществе, обусловленное, прежде всего, перестройкой государственной системы управления. В 1990-х годах произошёл выход из системы централизованного государственного управления (возглавляемой федеральным центром) всего многообразия культурных учреждений расположенных в субъектах Российской Федерации, и процессов, происходящих в них. Прежде всего, это выразилось в разграничении единой государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (14).
     Нерешёнными остаются проблемы бюджетного финансирования государственных и муниципальных  библиотечных учреждений. Законодательством  не решается задача повышения объёмов  отчислений на культуру, предусмотренных в процентном отношении от валового внутреннего продукта. Хуже того, в самой структуре расходов на культуру библиотечное дело находится, по мнению специалистов, на последнем месте. Сохраняется разобщённость финансирования библиотек из разных источников. В этих условиях большое значение приобретает совершенствование административно-правового регулирования организации и деятельности всей системы библиотечного дела в России, так как существующий механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не отвечают новым условиям реформирования библиотечного дела. Слабо разработаны вопросы оказания библиотеками платных информационных и образовательных услуг; отсутствует административно-правовое обеспечение статуса субъектов отношений в этой социальной сфере. Библиотечное законодательство не успевает за изменениями, происходящими в реальной жизни. Более того, несовершенное законодательство в ряде случаев служит тормозом позитивных процессов. Нормативно-правовые акты (не только административного, но и трудового, финансового, гражданского, уголовного права, права социального обеспечения) оставляют нерешённым и целый ряд проблем существовавших ранее и постоянно возникающих новых форм библиотечной деятельности.
     Для устранения этих негативных явлений  необходимы, в первую очередь, совершенствование  организации библиотечного дела и управления им, разработка правовой регламентации этого процесса, дальнейшее углубление и развитие демократических начал, повышение эффективности работы органов библиотечного управления и самих библиотек.
     Решение этих вопросов возможно только с помощью  проведения продуманной и обоснованной государственной политики в сфере  управления библиотечным делом. Характер содержания этой политики, границы её воздействия и юрисдикции менялись и меняются, и этот процесс ещё не вошёл в нормальное русло, В то же время, какой бы ошибочной ни была государственная политика в федеральном центре, региональные и муниципальные власти теперь могут её скорректировать и совершенствовать управление библиотечным делом (5).
     Исследования  различных сторон правового регулирования  библиотечного дела проводили учёные-юристы: В. В, Антонов, С. Н« Братановский, Е. В, Гениева, Г, В, Горобецкий, М Р. Григорянц, Ю. А. Гриханов, О, В. Зенин, В. К, Клюев, С, Д. Колегаева, Т. JL Манилова, Г. А. Севрюнова, С. И. Ссмилетов, Ю. К Столяров, М. А, Якушев и др. Их выводы и рекомендации оказали положительное влияние на совершенствование библиотечного законодательства и практику его реализации; они также послужили базой для дальнейших теоретических исследований, в том числе некоторых заключений и предложений данной работы.
     Вместе  с тем, для решения теоретических  и практических задач, связанных  с правовым регулированием в области библиотечного дела, необходимы дальнейшие исследования. Это связано с тем, что большинство работ, посвященных интересующей нас проблеме, были написаны и изданы в других политических и социально-экономических условиях. Вследствие этого в них не нашли отражение многие новые юридические аспекты в организации и деятельности библиотек и других субъектов библиотечных правоотношений, практически отсутствуют административно-правовые исследования проблем библиотечного дела в России. Появившиеся в последние годы работы учёных Г. В. Горобецкого, Ю. А. Гриханова, В, К. Клюева, Т. Л, Маниловой, хотя и затрагивают те или иные организационно-правовые аспекты библиотечного дела в стране, однако не дают целостного представления о роли государственного регулирования в указанной сфере. Отсутствует единая концептуальная модель, которая включала бы в себя в диалектическом единстве соотношение таких феноменов, как государство-право-управление-библиотечное дело (6, 3).
     Предмет исследования: библиотечно-информационная деятельность
     Объект исследования: правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности
     Цель исследования: современное состояние и проблемы правового регулирование деятельности библиотек в России.
     Для решения цели необходимо решить следующие задачи:
    Описать основные этапы развития правового обеспечения библиотечной деятельности в России.
    Изучить правовое регулирование деятельности библиотек на федеральном уровне.
    Осветить правовое регулирование библиотечной деятельности на региональном уровне.
    Рассмотреть правовые основы хозяйственной деятельности библиотек
  В работе использованы следующие методы: метод описания, анализа, исторический метод, метод группировки. 

   
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные этапы развития правового обеспечения библиотечной деятельности в России
     Особенностью  правового обеспечения библиотечной деятельности послеоктябрьского этапа  является качественное и принципиальное отличие от дореволюционного, характеризующегося преемственностью и последовательностью  принимаемых государственных законодательных актов. В послеоктябрьский этап правовое обеспечение библиотечной деятельности подчиняется идеологическим и политическим позициям правящей партии. За 70 лет существования Советского государства было принято только три правовых акта (Декрет Совнаркома РСФСР «О централизации библиотечного дела в РСФСР» 1920 г., Постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР» 1934 г. и Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении «Положения о библиотечном деле в СССР» 1984 г.), имеющих юридическую силу. Остальные документы по библиотечному делу (Постановления ЦК ВКП(б), Постановления ЦК КПСС, Постановления пленумов ЦК КПСС и др.) не имели юридической силы, но на местах воспринимались и исполнялись как основополагающие партийные документы.
     Правовое обеспечение библиотечной деятельности в период становления Советского государства (1917-1920 гг.) было направлено на централизацию и создание в стране единой системы библиотечного обслуживания населения.
     Декрет  Совнаркома «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (ноябрь 1920г.), подписанный В.И.Лениным, закрепил централизацию управления всей библиотечной сетью страны, принципы которой стали основополагающими для дальнейшего развития библиотечного обслуживания.
     Правовое  обеспечение библиотечной деятельности в период завершения гражданской войны и нэпа (1921-1929 гг.) развивается в условиях преобразований в экономической и культурной сфере. Принимаемые в этот период документы по библиотечному делу: специальный циркуляр ЦК ВКП(б) «Об усилении партийного влияния на работу библиотек» (октябрь 1923 г.), резолюция ХШ съезда РКП(б) «Об агитработе», «О культурной работе в деревне» (май 1924 г.), постановления ЦК ВКП(б) «О деревенских библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» (сентябрь 1925 г.), «Об улучшении библиотечной работы» (октябрь 1929 г.) и др. способствовали закреплению идеологических установок партии, подчиняли работу библиотек задачам коммунистического воспитания трудящихся масс, пропаганде книг среди народа, подъему культуры и просвещения рабочих и крестьян. Как правило, эти документы также не имели юридической силы, но выполнение их строго контролировалось партийными структурами (12).
     Для правового обеспечения библиотечной деятельности в период государственно-партийного социализма в СССР 1930-х-начала 1960-х гг. характерно постепенное использование библиотечного законодательства не для регулирования библиотечной деятельности, а для пропаганды официальной идеологии марксизма- ленинизма. В этот период было принято Постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР» (март 1934 г.) и постановление СНК СССР «О развертывании сети школьных библиотек и издании литературы для них» (ноябрь 1936 г.), вводивших систему руководства библиотечным делом и контроль над деятельностью всех библиотек независимо от их ведомственной принадлежности. Другие документы по библиотечному делу: Постановления ЦК ВКП (б) «Об улучшении дела самообразования» (октябрь 1933 г.), «О литературной критике и библиографии» (октябрь 1940), Постановление ЦК ВЛКСМ «Об участии комсомола в пропаганде книги, руководстве систематическим чтением молодежи и работе библиотек» (апрель 1946), Постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» (сентябрь 1959 г.), хотя и не имели юридической силы, но фактически вводили партийное регламентирование всей библиотечной деятельности в стране.
     Правовое  регулирование библиотечной деятельности в середине 1960-х - середине 1980-х гг. выразилось в прямом вмешательстве  коммунистической партии в содержание библиотечно-информационного обслуживания. Об этом свидетельствуют принимаемые в этот период Постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» (май 1974 г.), «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (апрель 1979 г.), Постановление Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии» (1983 г.). В 1984 г. указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено «Положение о библиотечном деле в СССР » - первый за 50 лет правовой акт после Постановления ЦИК СССР 1934 г., имеющий юридическую силу и определяющий задачи и содержание работы библиотек, систему государственного руководства и методической помощи, принципы организации сети библиотек.
     В 1970-80-е гг. усиливается распорядительная деятельность различных отраслевых министерств и ведомств в отношении  своих библиотек. Это выразилось в принятии многочисленных положений, инструкций, инструктивно-методических указаний и т. п. Большое значение имели секретные, нигде не публикуемые инструкции, устные указания партийных органов разного уровня, других ведомств: Главлита, Госкомиздата СССР, Госстандарта СССР о цензуре, распределении бесплатных контрольных и платных обязательных экземпляров изданий между библиотеками, о пропаганде общественно-политической литературы, изъятии из фондов библиотек книг бывших руководителей партии и правительства, тщательной проверке состава фондов и каталогов, контроле за книговыдачей (12).
     Кардинальные  изменения правового обеспечения библиотечной деятельности происходят в последнее десятилетие XX в. (1985 - начало XXI в.). В историю отечественного библиотечного дела этот период войдет как переходный этап формирования новой системы управления библиотечным делом, разработки и принятия принципиально важных законодательных актов, в числе которых Федеральные законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.), «О библиотечном деле» (1994 г.), «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) и др., имеющих юридическую силу. Разрабатываются и утверждаются также региональные законодательные акты о культуре, библиотечном деле и обязательном экземпляре более чем в половине субъектов Российской Федерации. В настоящее время в России, по оценкам специалистов, действует от 70 до 500 федеральных и региональных законов, а также других актов органов государственной власти Российской Федерации. Однако правовое обеспечение разнообразной деятельности библиотек не ограничивается принятием специального библиотечного законодательства. Оно обеспечивается определенными нормами и положениями законодательства, действующего в таких отраслях права, как гражданское, административное, трудовое, финансовое, авторское и т. п. Реализация положений этих законодательных актов в конкретной деятельности библиотек только начинается и нуждается в разъяснении и осмыслении.
     Таким образом, в послеоктябрьский этап можно  выделить следующие основные периоды  развития правового обеспечения библиотечной деятельности:
     - создание законодательных актов, закрепляющих централизацию управления всей библиотечной сетью страны (1917- 1920 гг.);
     - принятие документов, подчинявших работу библиотек политическим и идеологическим установкам правящей партии (1921-1930 гг.);
     - закрепление в документах по библиотечному делу политических и идеологических позиций партии (1930 - середина 1960 г.);
     - дальнейшая политизация и идеологизация положений, содержащихся в документах по библиотечному делу, усиление роли организационно-распорядительной документации отраслевых министерств и ведомств (середина 1960-х - середина 1980-х гг.);
     - переходный период от административно-распорядительных документов к созданию прочной правовой базы библиотечного дела, направленной на формирование новой государственной системы библиотечного законодательства, имеющей юридическую силу (середина 1980-х г. - конец XX в.) (15). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современное состояние системы правового, нормативного регулирования развития библиотечной деятельности РФ
2.1. Правовое регулирование деятельности библиотек на федеральном уровне
     Правовое  поле библиотечного дела принципиально  изменилось за последние годы. Это  связано с изменениями системы  управления государством, экономикой, наукой, культурой, всей социальной сферой, а также принятием новой Конституции Российской Федерации, целого ряда новых законов.                                                                                     
     В настоящее время правовые основы управления библиотечным делом составляют: Конституция Российской Федерации, законы российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания, конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты: Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ.                                                                                                                  Важнейшими документами, определяющими правовую основу управления библиотечным делом, являются законы: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», а также «Об информации, информатизации и защите информации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Большое значение для управления библиотечным делом имеет такой подзаконный акт, как «Положение о Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 года, и другие подзаконные акты, подписанные Председателем Правительства Российской Федерации и министром культуры РФ и определяющие организационно-правовой статус федеральных объектов культуры, в частности «Положение о Российской государственной библиотеке».
     В компетенции органов управления субъектов Российской Федерации находится обеспечение выполнения государственных социальных нормативов на территории региона, а также принятие собственных законодательных и подзаконных актов, не противоречащих федеральному законодательству и не нарушающих права органов местного самоуправления.
     В то же время библиотечные учреждения городов, районов, городских и сельских населенных пунктов находятся в  ведении органов местного самоуправления, которые осуществляют государственную  политику в области библиотечного  дела на своей территории и могут принимать постановления, распоряжения, иные правовые акты, регулирующие различные вопросы деятельности муниципальных библиотек и соответствующие законам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (5, 10).
     В системе государственного управления библиотечным делом важнейшая роль принадлежит законодательству - созданию законов - нормативных актов высшей юридической силы и долговременного действия, регулирующих различные стороны библиотечного строительства, отношения его участников: государственной и муниципальной власти, библиотек и населения.
     ЮНЕСКО  и ИФЛА в различных своих решениях подчеркивают важность для развития библиотечного дела специального законодательства о библиотеках, считая, что только оно может дать соответствующим учреждениям (органам) правомочия для организации, финансирования, действенного управления на основе общегосударственной системы требований. Только законодательство может определить круг задач того, кому было поручено заботиться о библиотеках, может создать соответствующие условия, при которых они могут выполнять свои функции и обеспечивать их развитие. Библиотечные законы сегодня являются неотъемлемой частью управления библиотечным делом в большинстве стран мира как в масштабах всего государства, так и в границах отдельных его административных единиц, наделенных законодательными правами (16).
     Российская  Федерация до недавнего времени  не имела республиканских законов, специально посвященных библиотекам. С 1984 г. законодательной базой служило  принятое Верховным Советом СССР «Положение о библиотечном деле в СССР». До этого роль законодательных актов в отношении библиотек выполняли постановления центральных органов коммунистической партии, являвшихся фактически главной руководящей инстанцией в государстве. оказывающей решающее влияние на управление всеми сферами народного хозяйства.
     Радикальные изменения в жизни российского  общества, в российской государственности  сделали необходимой разработку новой законодательной базы для  культуры в целой и для библиотечкой отрасли в частности. В 1993 г. вначале появились «Основы законодательства о культуре Российской Федерации», а годом позже и первый российский закон о библиотечном деле, дополненный вскоре законом об обязательном экземпляре. В библиотечном законе нашли отражение главные принципы и постулаты закона о культуре как более общего для библиотек правового нормативного акта и добавлены новые статьи, отражающие специфику библиотечного дела.
     Основополагающим  законом, определяющим правовое поле библиотечного  дела, стал Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Данный закон регулирует культурную деятельность во всех ее формах, включая и библиотечное дело. В законе развито и конкретизировано положение о правах человека в области культуры. В их числе - право приобщения к культурным ценностям путем открытого доступа к государственным библиотечным фондам, право на создание общественных объединений в сфере культуры. Огромное влияние на последующие правовые акты о библиотечном деле оказали статьи закона, в которых говорится об обязанностях государства в области культуры, в частности о бюджетном финансировании государственных организаций культуры, в том числе и библиотек, стимулировании их деятельности посредством льгот, кредитов, помощи в развитии материально-технической базы, а также положения о запрете приватизации культурных ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных библиотек и принадлежащих им зданий.
     В законе дано четкое разделение компетенции в области культуры между федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации, органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления. Здесь же всесторонне обоснованы принципы государственной поддержки культуры, обеспечения и защиты, конституционных прав граждан нашей страны на культурную деятельность.
     Главными  среди принятых в последнее время правовых актов в области библиотечного дела являются федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов». Закон «О библиотечном деле» - первый в истории страны правовой акт такой юридической силы. Он содержит многие новые положения, отвечающие требованиям демократизации общества и обеспечивающие конституционные права граждан на свободное получение информации, доступ к культурным ценностям. Закон определяет новый подход к организации библиотечного дела как составной части социально-культурной инфраструктуры общества. Он заключается в последовательности проведения демократических принципов в библиотечном деле, в гражданско-правовом урегулировании деятельности библиотек по удовлетворению информационных и культурных запросов населения в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике. Закон обеспечивает права граждан на бесплатность основных видов библиотечного обслуживания, свободный доступ к информации и культурным ценностям, находящимся в библиотеках (22).
     Признавая важную роль библиотек в развитии личности, гуманизации общества, сохранении национальных культурных ценностей, приобщении к ним всех граждан, закон определяет основы государственной политики в  области библиотечного дела. В  частности, в нем заложены принципы приоритетности прав граждан, добровольности объединения библиотек, невмешательства властных структур в профессиональную деятельность библиотекарей. Он регулирует вопросы организации библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Большое значение имеет положение о том, что все граждане имеют право свободного выбора библиотек для удовлетворения своих потребностей и интересов, бесплатного получения полной информации о составе библиотечных фондов, бесплатного получения консультационной помощи в поиске и выборе источников информации и бесплатного получения во временное пользование любого документа из фондов библиотек. Читатели могут также пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых утверждает библиотека.
     Впервые в законе определены права особых групп пользователей библиотек: детей и юношества, национальных меньшинств, инвалидов, лиц преклонного  возраста. В то же время подчеркивается, что в библиотеках не допускается  государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей на свободный доступ к фондам. В документе говорится о том, что любой гражданин имеет право на создание библиотеки, на участие в деятельности попечительских, читательских советов или других объединений пользователей библиотек. Одновременно подчеркивается ответственность пользователей, нарушающих правила пользования библиотеками.
     В законе дано новое определение основных видов библиотек:
     1. Государственные библиотеки, учрежденные  органами государственной власти. К ним относятся:
     - федеральные библиотеки;
     - библиотеки субъектов Российской  Федерации;
     - библиотеки министерств и других  федеральных органов исполнительной  власти.
     2. Муниципальные библиотеки, учрежденные  органами местного самоуправления.
     3. Библиотеки Российской Академии наук и других научных и образовательных учреждений.
     4. Библиотеки предприятий, учреждений, организаций.
     5. Библиотеки общественных объединений.
    Частные библиотеки.
     7. Библиотеки, учрежденные иностранными  юридическими и физическими лицами, а также международными организациями.
     При управлении библиотечным делом важно  знать и строго соблюдать права  и обязанности библиотечных учреждений.
     Большое место в законе отведено данным проблемам. В частности, подчеркивается, что  библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание, несут ответственность за сохранность фондов и своевременный их учет в сводных каталогах, а по требованию пользователей предоставляют им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.
     В условиях демократизации общества библиотекам  предоставлено право самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями, а также вести хозяйственную деятельность в целях расширения услуг, предоставляемых пользователям, при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности.
     Расширены права библиотек в области  создания библиотечных объединений, осуществления  сотрудничества с библиотеками и  другими учреждениями иностранных государств, в том числе разрешено вести книгообмен, участвовать в реализации международных библиотечных программ.
     Впервые за последние годы определены обязанности  государства в области библиотечного  дела. В частности, говорится о  том, что государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики.
     Правительство Российской Федерации разрабатывает  федеральные программы развития библиотечного дела, стимулирует путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, если они организуют бесплатное общедоступное обслуживание населения. Федеральные органы государственной власти обеспечивают создание и финансирование образовательных учреждений федерального подчинения в области библиотечного дела, содействуют научным исследованиям и методическому обеспечению деятельности библиотек, финансируют данные работы. Устанавливают также государственные стандарты в области библиотечного дела и организуют государственный статистический учет.
     Особое  внимание в законе уделено сохранению и использованию культурного  достояния народов Российской Федерации  в области библиотечного дела: «Библиотечные фонды, комплектуемые  на основе системы обязательного  экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием народов Российской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культуры»..." Данные фонды должны находиться на особом режиме охраны, хранения и использования.
     В Законе «О библиотечном деле» определена степень участия государства  в обеспечении координации и  кооперации библиотечного обслуживания. В частности, говорится о том, что для более полного удовлетворения потребностей пользователей, рационально  использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. Определен также порядок взаимодействия библиотек с органами научно-технической информации, архивами, другими учреждениями, имеющими информационные банки данных.
     Большое место в законе занимают вопросы экономического регулирования в области библиотечного дела. Здесь определен порядок создания библиотек, их реорганизации и ликвидации. Запрещены разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая их помещения и здания. Подчеркнуто, что "государственные, муниципальные и другие общедоступные библиотеки имеют право на выделение им в безвозмездное пользование земельных участков и производственных помещений для улучшения библиотечного обслуживания населения".
     В целях содействия материальному  обеспечению деятельности библиотек  всех форм собственности разрешено  создавать государственные и  негосударственные фонды развития библиотек (23).
     Как видим, закон отражает практически  все проблемы, связанные с развитием библиотечного дела, формирует новую систему отношений библиотечных учреждений с социально-экономической, информационной, правовой сферами жизни общества и государства.
     Вторым  важным документом, определяющим правовое поле библиотек, является федеральный Закон «Об обязательном экземпляре документов», принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года. Данный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как регулярной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии. Он предусматривает меры по обеспечению сохранности обязательного экземпляра документов и его общественного использования. Устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательных экземпляров, ответственность за их нарушение.
     Под обязательным экземпляром понимаются различные виды тиражированных документов, подлежащие передаче производителем в библиотеки, другие организации в порядке и количестве, установленном законом. Наряду с печатной продукцией в обязательный экземпляр документов включены официальные документы, аудиовизуальная продукция, электронные издания.
     В основу распределения обязательных экземпляров положено два признака: стоимостной (бесплатный и платный) и территориальный (Федеральный, субъекта федерации, местный).
     Закон определяет цели формирования системы  обязательного бесплатного и  платного экземпляров. К ним относятся:
     - комплектование полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия;
     - осуществление государственного  библиографического учета;
     - организация постоянного хранения в национальных фондо-хранилищах документов Российской Федерации;
     - использование его в информационно-библиографическом  и библиотечном обслуживании  потребителей;
     - государственная регистрация отечественных  документов, подготовка государственной  библиографической и статистической информации;
     - информирование общества о документах  всех видов;
     - формирование комплекта местных  документов и краеведческих фондов.
     Цели  формирования обязательного платного экземпляра:
     - комплектование фондов библиотек  и органов научно-технической информации отечественными документами;
     - равномерное распространение обязательного  экземпляра между получателями  отечественных документов на  территории России
     В законе также определены обязанности  и права производителей документов, способы доставки обязательного экземпляра изданий, обязанности получателя обязательного экземпляра.
     Для библиотечных работников важно знать  положение закона, в котором говорится  о том, что оперативное и полное предоставление обязательного экземпляра документов библиотекам дает право производителям на бесплатное опубликование информации в библиографических изданиях, хранение информации в международных автоматизированных банках данных и бесплатное предоставление по запросам производителей фактографических и статистических данных, касающихся их продукции (11).
     Сам факт принятия базового библиотечного  закона на федеральном уровне с предоставлением  права субъектам Федерации развивать  заложенные в нем основы правового  регулирования - громадное достижение библиотечной общественности, выступившей главным инициатором его разработки. В подготовке закона прямо или косвенно участвовали сотни, если не тысячи библиотечных работников. Они старались не только обозначить в законе свои интересы, но, и прежде всего, интересы граждан, своих потенциальных и реальных читателей, на чьи средства, поступающие от налогов, финансируется система общественного пользования книгами. И хотя не все пожелания библиотекарей прошли через фильтры официальной комиссии разработчиков, юристов и законодателей, многое в законе было учтено.
     При определенных условиях, прежде всего  экономического характера, федеральный  закон, устанавливающий общие правила  отношений разных субъектов, участвующих  в библиотечном строительстве, будет  не только большим подспорьем в деле сохранения ранее накопленного потенциала, материальных и информационных ресурсов, прогрессивных традиций и опыта, но и точкой отсчета для принципиально нового этапа в развитии библиотечного дела.
     При формировании новых правовых основ  библиотечного строительства на новом его этапе использовался уже накопленный небольшой опыт отечественного законотворчества, опыт зарубежных стран, а также уже наработанные к тому времени основные концептуальные положения, определяющие изменения в библиотечном деле страны (20).
     Российский  закон касается деятельности в основном общедоступных библиотек. Он определил  общие контуры библиотечной системы  страны, основные виды библиотек, их функции, принципы создания, взаимодействия, заложил  определенные нормы охранительного характера, призванные обезопасить библиотеки от произвола властей по отношению к ним, который в наше сложное время проявляется на всех уровнях. Очень важно, что нормы библиотечного закона учитывают кардинальные перемены в других основополагающих сферах жизни общества: в политике, в экономике, в культуре, и помогают жить и работать в изменившемся мире. Даже не очень совершенный закон в этой ситуации лучше, чем правовая вольница (16).
     Через некоторое время безусловно возникнет  необходимость соотнесения и  корректировки всей совокупности законодательных актов по библиотечному делу с учетом устранения противоречий, недостатков и более широкого использования имеющихся наиболее удачных решений правовых проблем, с которыми сталкиваются библиотеки и органы управления ими. В принципе в библиотечном законодательстве будущего с возможно большей полнотой должны найти отражение все принципиально важные проблемы библиотечного дела, его становления и развития, связанные с требованиями общества, которые оно считает необходимым предъявить участникам этого процесса для обеспечения их плодотворной, эффективной деятельности на том или ином этапе своего развития.
     При дальнейшем совершенствовании федерального и регионального библиотечного  законодательства вероятно есть необходимость  обратить внимание на решение следующих проблем:
     1) закрепление принципа равных  возможностей граждан в пользовании  услугами библиотек, реализуемого  прежде всего через установление  нормы территориальной доступности  библиотечных пунктов, минимального  их обеспечения штатом, помещением, фондом документов и через бесплатность пользования межбиблиотечным абонементом;
     2) более четкое обозначение механизма  осуществления надзора за выполнением  библиотечного законодательства  и применения санкций в случаях  его нарушения;
     3) расширение мер и совершенствование механизмов, обеспечивающих возможность большего влияния населения на библиотеки и административные органы управления библиотеками;
     4) предоставление общественным объединениям  библиотечных работников права  законодательной инициативы;
     5) введение системы стимулирования  местной инициативы в улучшении  библиотечного дела, например, путем  поддержки работы по составлению  на местах программ и планов  развития или укрепления сети  общедоступных библиотек, долевого  участия в строительстве библиотечных зданий, начинаемого муниципалитетами, организации соревнования между муниципальными образованиями за лучшие показатели библиотечной работы;
     6) более четкое обозначение прав  учредителей библиотек в соответствии  с нормами гражданского законодательства, касающихся прав собственников в части установления задач и заданий для принадлежащих им учреждений (23).
     В России законодательная база сферы  информации предусматривает не только процессы движения информации внутри страны, но и международные аспекты этих процессов. В Гражданский Кодекс России внесен ряд статей, касающихся информации и информатизации ( ст. 128 ГК, ст. 139 ГК, ст. 779 п.2 ГК). Приняты на федеральном уровне следующие законы: “О библиотечном деле”, “Об обязательном экземпляре”, “Об информации, информатизации и защите информации”, “Об участии в международном информационном обмене”, “Об авторском праве и смежных правах”, “О правовой охране программ ЭВМ и баз данных”, “Об участии в международном информационном обмене”, “О стандартизации”, “О сертификации продуктов и услуг”. Эти законы определяют отношение государства к информационным ресурсам, позволяют регулировать многие проблемы, связанные с управлением информационной деятельностью библиотек.
     Особого внимания заслуживает Закон РФ “Об  информатизации, информатизации и защите информации”, четвертая глава которого ( ст. 16-19) непосредственно касается деятельности библиотек по созданию и использованию баз данных и электронных каталогов и картотек. Специфику использования программ для ЭВМ и электронных изданий, а также взаимоотношения библиотеки, как собственника информационной системы, технологий и средств их обеспечения, и пользователей устанавливает Закон РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”.
     Одной из проблем, с которой сталкиваются руководители библиотек, является проблема авторского права. Рассмотрим, какие информационные продукты являются объектами авторского права. К объектами авторского права, в соответствии со статьей 7. Закона Российской Федерации “ Об авторском праве и смежных правах”, относятся простые произведения ( среди них: переводы, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, а также другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и составные произведения ( базы данных и т.д., представляющие собой по подбору или расположению материала результат творческого труда), то есть объектом авторского права в библиотеке являются каталоги , тематические картотеки, аннотированные библиографические указатели и рекомендательные списки, текстовые информационно-аналитические обзоры литературы, рефераты отдельных работ (статей), электронные документы: электронные каталоги, электронные издания и электронная текстовая информация…
     В связи с тем, что до настоящего времени Министерством культуры РФ, Министерством РФ по делам печати, телевидения и средств массовой информации, Министерством РФ по связи и информации не приняты подзаконные акты общего характера по авторскому праву, регулирующие правоотношения в библиотечно-информационных учреждениях, работникам библиотек рекомендуется применять к авторским отношениям правила Гражданского кодекса РФ, которые носят общий характер и регулируют все гражданские правовые отношения, касающиеся сделок (ст.524, 971, 974, 986, 990,992, 1003-1005).
     Уточняют  ряд положений федеральных законов постановления Правительства РФ, такие как №226 от 28 февраля 1996г. “О государственном учете регистрации баз и банков данных”, №128 от 12 февраля 1995г. “О совершенствовании системы информационного обеспечения в области стандартизации, метрологии и сертификации”, №950 от 24 июня 1997г. “Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации”, №736 от 10 июля 1998г. “О совершенствовании системы научно-технической информации и экономических исследований” и др.
     В практической работе библиотек следует  учитывать и Закон Российской Федерации «Об авторском праве  и смежных правах» (1993г.), который  к объектам авторского права относит  производные произведения (рефераты, обзорные материалы и т. д.). Данным законом библиотекам предоставлено право безвозмездно использовать произведения печати путем репродуцирования для замены утраченных, предоставления аналогичных материалов по запросам физических лиц в исследовательских целях. Библиотекам предоставлено также право использовать фонды аудиовизуальных носителей информации в деятельности фонотек, видеотек, действующих в структуре библиотечных учреждений.
     Действие  авторского права распространяется практически на большую часть  продуктов информационной деятельности библиотек.
     При этом авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения, а исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях.
     В феврале 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В данном законе библиотека трактуется как одна из основных информационных систем, в которых реализуются  информационные процессы, в том числе  и автоматизированные. В нем подчеркивается, что деятельность библиотек и других информсистем по формированию государственных информационных ресурсов финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информационное обеспечение». Говорится о том, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными (11).
     В нем также определены пути реализации прав пользователей на доступ к информации из информационных ресурсов. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
     Большие возможности перед библиотеками открывает положение Закона, в  котором говорится, что "информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации".
     Защита  электронных документов, предоставляемых в сетях, регулируется подзаконными нормативными актами Федеральных органов исполнительной власти: Приказом Генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте №158 (23.09-99); Приказом Председателя Государственного комитета РФ по телекоммуникациям №22(21.07.99); “Об утверждении Положения о порядке, общих условиях и принципах использования на территории РФ систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем”. Электронным изданиям обеспечивается правовая защита как произведениям литературы, электронным каталогам (библиографическим базам данных) как сборникам, использование текстовой информации, предоставляемой пользователям в электронных сетях до настоящего времени не регламентируется в Законодательстве РФ.
     Формирующаяся система законодательно-правовых актов  в сфере информатизации существенным образом отстает от быстро развивающихся  средств, форм и информационных технологий производства, поиска и доставки информационных продуктов и услуг. Производители и потребители информационных телекоммуникационных продуктов и услуг ждут ответа на ряд вопросов: как обеспечить сохранность хотя бы наиболее ценой части телекоммуникационных ресурсов для будущих поколений? Как обеспечить защиту информации от несанкционированного доступа? Как приравнять телекоммуникационные ресурсы к объектам имущественного права? Как защитить права пользователей библиотек в электронных сетях? и т.д. Для регулирования телекоммуникационного рынка в России нужна правовая база.
     Наряду  с указанными законами в практической деятельности по управлению библиотечным делом необходимо использовать и  подзаконные акты (Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства культуры РФ).
     Законы  определяют правовое поле, правила  отношений участников библиотечного  строительства. Следующей ступенью в системе воздействия на его  процессы является регулирование их с помощью принятия органами исполнительной власти различных подзаконных нормативных актов, которые в развитие законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам, более конкретно определяют, каким образом должна формироваться и функционировать та или иная библиотечная система или отдельная подчиненная им библиотека. Часть этих актов содержит бессрочные предписания, рассчитанные на долговременное действие и многократное применение и называется общими нормативными актами (7).
     Принятие  федеральных и региональных библиотечных и иных законов, влияющих на библиотечное дело, потребовало значительного обновления существовавшей ранее подзаконной нормативной базы, отмены явно устаревших и создания новых нормативных документов, причем в условиях изменения полномочий органов исполнительной власти разных уровней на их разработку. Пока действующая в этой сфере нормативная база продолжает включать как неотмененные документы «дореформенного» периода, так и вновь созданные.
     Важное  значение в этом плане имеет "Положение о Министерстве культуры Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 года, № 679. В нем четко определены задачи министерства, его права и обязанности по управлению культурой и искусством, в том числе и библиотечным делом. В Положении говорится о том, что Министерство культуры является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, в случаях, установленных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации."
     Важным  является положение о том, что  Министерство культуры осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, а  также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, творческими союзами и другими общественными объединениями. На министерство возложены задачи по осуществлению государственной политики в сфере культуры, по определению целей и приоритетов в развитии отдельных видов культуры, в том числе библиотечного дела, управления деятельностью подведомственных организаций, в том числе федеральных библиотек, учебных заведений. В соответствии с положением, в его обязанности входит обеспечение государственного учета, сохранение, реставрация, пополнение и использование библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных библиотек. Министерству поручено осуществлять межведомственную координацию в области библиотечного дела, создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, а также осуществлять международное культурное сотрудничество, в том числе и в области библиотечного дела.
     Кроме того, оно должно регулировать порядок  использования и осуществлять государственный контроль за обеспечением сохранности и использованием фондов подведомственных библиотек и обеспечить управление фондами рукописей, рукописных материалов и памятников печати государственных библиотек.
     На  Министерство культуры возложены также  обязанности определять направление подготовки кадров в сфере культуры, в том числе библиотечных работников, координировать деятельность образовательных учреждений федерального подчинения по определению объемов и структуры подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществлять аттестацию и государственную аккредитацию подведомственных образовательных учреждений.
     Министерству  культуры поручено определять направление  экономических преобразований, разрабатывать  предложения по совершенствованию системы финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда, пенсионного обеспечения и проводить их на практике.
     Жизнь выдвигает требование постоянного  технического совершенствования производственных процессов в библиотечном деле. Вот  почему на министерство возложены обязанности по формированию направления модернизации и содействия удовлетворению потребностей в технической оснащенности организаций сферы культуры, в том числе библиотечных и образовательных учреждений. Ему поручено также осуществлять методическую и консультативную помощь, обеспечить развитие информационной системы в сфере культуры, организовывать и проводить симпозиумы, а также вносить на рассмотрение Правительства проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.
     На  министерство возложены обязанности издавать нормативные правовые акты межведомственного характера. В условиях демократизации общества министерству дано право создавать на общественных началах советы, совещательные органы по различным вопросам культуры, в том числе и библиотечного дела.
     Принципиальное  значение для библиотечного дела имеют такие подзаконные акты, как Указ Президента РФ от 27 мая 1995 года № 539 «Об установлении общероссийского  дня библиотек» и Указ от 30 ноября 1992 года № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ», «Типовое положение о государственной (муниципальной) библиотеке», «Положение о едином фонде книжных памятников», инструкцию по учету библиотечного фонда государственной (муниципальной) библиотеки и т.д.
     В соответствии с законом Федеральное Правительство обязано разрабатывать государственные минимальные социальные стандарты, на основе которых могут формироваться финансовые нормативы. Раньше к подобным социальным стандартам относили целевые нормативы (показатели), характеризующие меру, степень удовлетворения потребностей населения в библиотечных услугах. Они мыслились как операционально выраженная общественная потребность на перспективный период, некий идеал для данного исторического этапа. Их также рассматривали в качестве критерия оценки достигнутого уровня развития социальной сферы и одним из важных ориентиров, используемых при распределении ресурсов между регионами.
     Хотя  субъекты Федерации по закону сами в конечном итоге утверждают минимальные  социальные стандарты, учитывающие местные условия, было бы ошибкой недооценивать возможные негативные последствия министерских рекомендаций, тем более, что они были одобрены Правительством РФ.
     Значительная  часть подзаконных нормативных  актов общего назначения по библиотечному  делу принимается самостоятельно или по поручению Правительства федеральными ведомствами Министерством культуры РФ или, как правило, по согласованию с ним другими министерствами и комитетами. Это прежде всего имеющие силу закона государственные стандарты. Среди ныне действующих можно назвать такие: «Библиографическое описание документа»; «Коммуникативный формат для обмена библиографическими данными на магнитной ленте»; «Индексирование документов».
     Важную  роль в рациональной организации  всей библиотечной деятельности играют типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, новая редакция которых в значительно расширенном объеме утверждена в 1997 году Минтрудом. Нормы времени ранее использовались при разработке типовых штатов для разных видов библиотек. Они и сейчас служат основой для определения штатной численности по библиотекам и их структурным подразделениям и широко применяются при планировании нагрузки библиотечных работников.
     Подобные  нормы важны тем, что характеризуют  соотношения между затратами различных ресурсов и результатами произведенной работы, т. е. по своей природе являются экономическими регуляторами, используемыми для оптимизации построения той или иной системы, повышения эффективности ее функционирования.
     Общие нормативные документы, разрабатываемые на федеральном уровне, обычно рассчитаны на всю территорию России и предлагаются как рекомендации, на основе которых субъекты Федерации составляют свои подобного рода документы или, взяв их за основу, вносят в них некоторые изменения и дополнения. Однако по предметам ведения Федерации подобные акты носят директивный характер.
     Сегодня для нормального развития любой  отрасли требуется пусть минимальная, но достаточно сбалансированная федеральная  система основных нормативных документов обязательного и рекомендательного характера. Ее наличие облегчает, ускоряет и оптимизирует формирование нормативной базы по всей стране, позволяет выдерживать в этой работе единые методологические и методические принципы, обеспечивает унификацию в тех случаях, когда она просто необходима для эффективной совместной работы многих библиотек. К сожалению, в отношении общедоступных библиотек формирование такой системы, отражающей все основные аспекты формирования ресурсной базы и ее эффективного использования, еще далеко не закончено. Сегодня, по мнению специалистов РНБ, проводивших специальное исследование, «…создалась ситуация, когда противоречивый характер, пробелы в действующих нормативно-правовых актах мешают библиотекам вырабатывать эффективную стратегию поведения в формирующейся экономической среде и в полной мере реализовывать свое назначение в современном социально-культурном пространстве регионов».
     Вероятно, основу будущей системы нормативов должны составить:
     - социальные стандарты, намечающие минимальные объемные и качественные параметры подлежащих удовлетворению потребностей населения в библиотечных услугах;
     - сетевые нормативы, устанавливающие минимальные требования к видовому составу, количеству и территориальному размещению библиотек и их взаимодействию;
     - нормативы минимального обеспечения вновь создаваемых и уже действующих библиотечных учреждений основными видами ресурсов (штаты, фонды, помещения, оборудование);
     - примерные нормативы амортизации различных видов библиотечного имущества;
     - оптимальные нормативы использования различных видов ресурсов библиотек, например, количества книговыдач на единицу ресурсного обеспечения;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.