На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  2. Предметные области и приоритетные направления развития специальной педагогики  Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.
  В начале Х!Х в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце Х!Х в. – олигофренопедагогика.
  В середине ХХ в. в Советском Союзе разрабатывается научно-методическая основа дифференцированной системы образования, существует 8 видов спецшкол, а именно:
  1) для слабослышащих;
  2) глухих;
  3) слабовидящих;
  4) незрячих;
  5) детей с нарушениями речи;
  6) умственно отсталых;
  7) детей с задержкой развития;
  8) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  На  сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся  сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика (слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения речи), олигофренопедагогика (нарушения интеллекта и образовательные затруднения), специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
  Каждая  из предметных областей специальной  педагогики имеет собственную структуру  аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе  самыми изученными считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные  периоды требуют тщательного  изучения и рассмотрения.
  Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая  и методологическая основа.
  Специальная педагогика активно использует для  решения своих задач знания смежных  с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной  педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.
  Развитие  специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению  и становлению  новых сфер педагогического  познания. Так, в стадии разработки находятся  сферы специальной  педагогики, ранее  не охваченные, субъектом  которых являются хронически больные  лица и лица с тяжелыми и сложными недостатками.
2. Специальная  педагогика тесно связана с  другими науками, к которым  относятся:
* философия;* история;* педагогика;* психология;
* физиология; медицина; социология; лингвистика  и т. д. 

 10 ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов

 Первым  периодом эволюции отношения общества к лицам, имеющим недостатки развития, считается интервал времени с VIII в. до н. э. по XII в. н. э. Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди, имеющие отклонения в развитии, считались неполноценными и не имели гражданского статуса.
 Дискриминация распространялась даже на представителей привилегированных сословий, ребенок  из богатой семьи мог быть лишен  всех привилегий по причине неполноценности  или не привлекательной внешности. Изменения в существовавшем положении  вещей пришли с появлением христианства, призывающем общество к милосердию и состраданию. При монастырях стали  появляться приюты и больницы, но общество было еще не готово к принятию новых  идей, противоречащих многовековым традициям, поэтому изменение существующего  положения вещей происходило  медленно и трудно. Только в XII в. в Западной Европе призрение стало не только прерогативой церкви, но и вошло в сферы интересов государства. Была создана система призренческих учреждений, опекаемых церковью и светской властью, этот период считается окончательным этапом первого периода эволюции.
 В нашей  стране этот период пришелся на более  позднее время, началом его принято  считать X в., так как именно в это время появилось христианство на Руси, а окончанием – XVII в., время принятия Петром I указов, запрещающих умерщвлять детей, имеющих отклонения в развитии. Таким образом, принятое Русью христианство со своими идеями милосердия и сострадания наложило отпечаток на существующую традицию терпимого отношения к инвалидам. В течение долгого времени такое отношение носило сторонний характер, сострадательное отношение русских князей и царей не выливалось в совершение каких-либо активных действий в помощи таким людям.
 Однако  в 996 г. киевский князь Владимир перенял опыт византийских монастырей – был обрисован круг лиц, имеющих необходимость в призрении, киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено на церковные структуры.
 В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный путь по изменению отношения к инвалидам, Русь переняла вместе с христианством  и систему монастырской благотворительности.
 Предпринятые  Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран  была признана необходимость государственной  помощи людям, имеющим отклонения в  развитии.

 11 ВТОРОЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ от осознания  необходимости призрения  инвалидов к осознанию  возможности обучения  глухих и слепых  детей; от приютов  через опыт индивидуального  обучения к первым  специальным учебным  заведениям.

 Вторым  периодом эволюции отношения к людям  с нарушениями развития принято  считать временной интервал с  Х!! по ХУ!!! в. Этот период характеризуется  резким изменением отношения к людям  с нарушениями развития от осознания  необходимости заботы и милосердия по отношению к людям с нарушениями  развития до осознания возможности  и целесообразности их обучения. Эпохи  Возрождения и Реформации характеризуются  широким распространением идей гуманизма, что в сочетании с урбанизацией, развитием образования и книгопечатания и другими благоприятными факторами  приводит к изменению отношения  общества к людям с нарушениями  развития, естественно, в западном обществе. Были предприняты первые попытки  обучения детей, имеющих отклонения в сенсорном развитии.
 Первоначальный  опыт обучения не вызвал необходимости  в организации специального образования  для людей с нарушениями развития, но внес свой вклад в общее изменение  взглядов в отношении этих людей. Во Франции общество задумывается о  судьбе этой категории людей, в итоге  в ХУ!!! в. были основаны школы для детей с нарушениями зрения и глухонемых детей. Создание Декларации прав человека и гражданина по окончанию Великой французской революции дает обществу новый взгляд на людей с ограничениями и становится толчком к развитию психиатрии.
 В России начало второго периода эволюции пришлось на времена царствования Петра I. Если в Европе осознание необходимости  обучения лиц с отклонениями в  развитии происходило долго и  трудно, появилось как следствие  развития цивилизации под влиянием различных социально-культурных предпосылок, то в России этот процесс получил  свое развитие только в результате заимствования западных новшеств. Состояние  отечественного образования в России находилось на зачаточном уровне, еще  не было принято как необходимость, и, соответственно, не возникло потребности  обучения инвалидов.
 Отношение к людям с нарушениями в  развитии остается прежним – сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в учреждениях  специального образования работали главным образом приглашенные специалисты-иностранцы.
 Таким образом, в России этот период эволюции начался гораздо позже, чем в  Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.
 Соответственно, последующее развитие изменения  отношения к инвалидам имеет  различные для России и Западной Европы последствия.

 12 ТРЕТИЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ от осознания  возможности обучения  детей с сенсорными  нарушениями к  признанию права  аномальных детей  на образование.  Становление системы  специального образования.

 Начало  третьего периода эволюции изменения  отношения общества к людям с  нарушениями развития приходится на конец ХУ!!! в., окончание периода  – на начало ХХ в. И в России, и  в Европе осознание необходимости  создания системы образования людей  с нарушениями развития возникает  вследствие принятия странами законов  о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.
 Развитие  специального образования на Западе стало логичным следствием принятия законов о всеобщем образовании. Понимание невозможности одинакового  обучения здоровых детей и детей  с нарушениями развития привело  к тому, что аномальные дети были выделены в отдельную категорию, требующую особых образовательных  условий. Обучению подлежат дети с нарушениями  слуха и зрения и умственно  отсталые дети. Признание права детей  с отклонениями на обучение влечет за собой организацию нормативно-правовой базы и выявление источников финансирования. Таким образом, на этом этапе можно  говорить о возникновении и становлении  специального образования как о  результате взаимодействия государственных  и негосударственных учреждений образования.
 В России начало третьего периода эволюции пришлось на начало Х!Х в., время открытия первых специализированных учреждений для слепых и глухонемых детей. Финансирование этих учреждений производилось за счет благотворительности и не входило в сферу деятельности государства. С отменой крепостного права, развитием благотворительности, принятием законов о всеобщем образовании в России организуется система образовательных учреждений для умственно отсталых детей, детей с нарушениями слуха и зрения.
 Однако  еще нельзя говорить о развитии специального образования в рамках государства, так как специальное образование  не имеет правовой и нормативной  базы и не включено в государственную  область финансирования.
 После революции 1917 г. происходит смена государственного строя, страна находится в состоянии кризиса, идет гражданская война. Учреждения, созданные для детей с нарушениями развития, полностью передаются в ведомство государства. Всякая благотворительность и филантропия категорически запрещается. Новая власть видит цель воспитания и образования дефективных детей в создании общественно полезных граждан.
 Таким образом, концом третьего периода в  России можно считать 1926-1927гг. –  время законодательного оформления системы специального образования  для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых, умственно отсталых, судьбу которых, исключая реальное взаимодействие с обществом, решает только государство. И в этом состоит специфика  первого этапа становления системы  специального образования в нашей  стране.

 13 ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем.

 Четвертым периодом эволюции изменения общественного  сознания по отношению к детям  с нарушениями развития принято  считать временной интервал с  начала ХХ в. до 1970-х гг.
 Этот  период характеризуется повсеместным развитием и дифференцированием системы специального образования, введением новых видов образовательных  учреждений для детей с нарушениями  развития, расширением возрастных рамок  специальной педагогики до дошкольной и послешкольной. Этот процесс развития специальной педагогики дважды прерывался мировыми войнами, и получил продолжение своего развития уже после окончания Второй мировой войны.
 Пережив эпоху фашизма, человечество пришло к переосмыслению ценности человеческой жизни в пользу приоритетов личности над приоритетами общества. В контексте  этого подхода изменилось и отношение  к людям с ограниченными возможностями. Был принят ряд правовых документов, защищающих права человека, в том  числе и лиц с нарушениями.
 На  фоне общего социально-экономического подъема происходит развитие специальной  педагогики: идет активное изучение методов  диагностики икоррекции нарушений; признается необходимость обучения детей со всеми нарушениями развития; к учреждениям для глухих (слабослышащих), слепых (слабовидящих) добавляются специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.; признается возможность обучения детей с глубокой умственной отсталостью, которые ранее считались необучаемыми. Усиливается законодательная основа специального образования, расширяется сеть учреждений и образований, направленных на оказание социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.
 В России этот период носит противоречивый характер, основное противоречие которого заключается  в том, что наряду с принятием  на себя заботы о дефективных детях  государство препятствует расширению системы специальных образовательных  учреждений.
 С одной  стороны, государство ставит перед  наукой дефектологией задачу воспитания общественно полезных граждан, что  требует создания и расширения сети специальных образовательных учреждений, с другой – обвиняет Народный комитет  просвещения в раздувании масштабов  проблемы и запрещает дальнейшее расширение специальной образовательной  системы, что объясняется существованием государственной установки о  снижении показателей благополучия в процессе строительства социализма.

 14 ПЯТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ  К РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ  К ИНТЕГРАЦИИ

 Пятым периодом эволюции изменения общественного  отношения к людям с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  считается отрезок времени с 1970-х  гг. по настоящее время. Этот период характеризуется общемировым развитием  борьбы против дискриминации по различным  признакам – расовым, половым, религиозным  и т. д.
 Право каждого человека на свои особенности  законодательно закрепляется во всем мире, такая политика способствует укреплению уважительного отношения  к различиям, существующим между  людьми. В свете борьбы с дискриминацией меняется отношение к людям с нарушениями развития – если раньше считалось, что такие люди должны обучаться в специализированных заведениях, способных предоставить особые образовательные условия, то теперь говорится о том, что человек должен существовать в обществе и среди общества, помещение человека в специальное учреждение является дискриминацией и нарушением его прав.
 Основным  направлением специального образования  является интеграция человека с ограниченными  возможностями здоровья и жизнедеятельности  в общество. В то же время на Западе широко распространено существование  поселений для людей с глубокими  нарушениями развития (например, «кемпхиллские деревни»), создатели  

 этих  сообществ считают такую модель организации жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями оптимальной и для самих людей с ограниченными возможностями, и для окружающих, люди в таких деревнях выращивают себе пишу, помогают друг другу по мере возможности.
 В нашей  стране наступление пятого периода  эволюции не было логическим продолжением развития общества, а стало результатом  очередного переустройства государства  и переосмысления ценностей, поэтому  специальная педагогика в России находится в поиске модели развития, соответствующей специфике именно нашей страны.
 На  современном этапе развития цивилизации  существует много медицинских технологий и возможностей для предупреждения, диагностики и коррекции недостатков  развития, таких как возможность  имплантации, пересадки органов  и создание искусственных; создание лекарственных средств, препаратов, вакцин, способствующих предотвращению появления недостатков развития; совершенствование диагностических  технологий и многое другое. Существует множество способов восстановить нарушенные функции организма, предупредить появление  ребенка с тяжелыми отклонениями развитии, но существует также целый ряд общественных и религиозных организаций, считающих это вмешательство в жизнь человека нарушением его прав родиться и жить таким, каким его создал Бог. 

16. Правовые основы специального образования. Основные международные правовые документы. Законодательная политика РФ. Основные положения Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).
Событием  огромной важности явилось создание в 1945 году Организации Объединенных Наций - международного сотрудничества, направленного на поддержание мира и безопасности, защиту прав человека. Верховным органом ООН, который утверждает законодательные документы, является Генеральная Ассамблея,) Правовые документы OOН включают в себя международные стандарты.
Основные  международные правовые документы  по проблемам инвалидности.
        «Всеобщая декларация прав человека» - нормативная база, касающаяся инвалидов. Декларация гласит, что люди, имеющие какой- либо вид инвалидности, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных прав, закрепленных в этих документах, но и пользоваться правом осуществлять их на равных основаниях с другими людьми. Все дети имеют равное право на социальную защиту, а также право на получение образования.
        «Конвенция о правах ребенка» была утверждена в ноябре 1989 года, как стремление обеспечить защиту всех детей, и детей-инвалидов, в частности, все положения сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное учас  тие в жизни общества (защита от трудовой эксплуатации, от физического или психического вреда).
        «Декларация о правах умственно отсталых лиц» принята в 1971 году. Ее основные положения направлены на изменение отношения общества к людям с умственной отсталостью. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Имеет право на экономическую защищенность и достойный уровень жизни, на защиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения.
        «Декларация о правах инвалидов» утверждена в 1975 году. Инвалиды обладают теми же гражданскими и политическими правами, что и другие люди. Вместе с тем инвалиды имею право на получение специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявить свои способности и ускорили процесс их интеградии в общество.
Конституция РФ, принятая в декабре 1993 года, является основным правовым актом нашей страны. Она регламентирует в частности и нрава и обязанности граждан.
1 Закон «О социальной защите инвалидов» - принят 1 января 1996 года. Новый закон ввел понятие «Инвалид», на какие группы делятся инвалиды (возраст, причины происхождения инвалидности, по степени трудоспособности)
2. Закон «Об образовании». Январь 1996 год. Напрямую связан с процессами реабилитации детей, имеющих инвалидность.закон утверждает гарантии на получение образования всеми детьми, в том числе детьми с отклонениями в развитии.
    статья предусматривает создание для таких детей специальных образовательных учреждений, обеспечивающих их воспитание, обучение, лечение.
    направление детей в такие учебные заведения производится только с согласия родителей по заключению специальных психолого-медико-педагогических консультаций.
От 12 марта 1997 года деятельность по обучению и  реабилитации воспитанников организуется в рамах образовательных программ, реализуемых в учреждениях различных  видов (1-8 вид). В 1998 году вышло типовое  положение об образовании учреждений такого типа, как реабилитационные, медико-психолого-социальные центры.
5 Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принят в 1998 году. Этот закон является гарантией только социальных прав детей.
6«Семейный кодекс РФ» 1 марта 1996 года. Право жить и воспитываться в семье, право общаться с родителями, самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, получать содержание и иметь право собственности, защита от насилия в семье.
На практике реализации отдельных положений  нормативных документов сопряжена  с определенным трудностями, определенными прежде всего финансовыми трудностями. 
 
 

19 Проблема интеграции и интегрированного обучения лиц с отклонениями в развитии на современном этапе.
Проблемы  воспитания, обучения и личностного  развития детей с нарушениями  развития рассматриваются во взаимосвязи  с их социальной реабилитацией, подготовкой  к жизни и социальному взаимодействию со сверстниками.
Интеграция  в общество человека с особыми  образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе состальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии.
В системе  образования интеграция означает возможность  минимально ограничивающей альтернативы для лиц с отклонениями в развитии: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или в образовательном учреждении общего назначения (общеобразовательное  дошкольное учреждение).
Особенность отечественного варианта интегрированного подхода заключается в ранней коррекции нарушенных функций на фоне целенаправленного общего развития аномального ребенка, в обеспечении  ему возможностей реабилитации через  систему специального дифференцированного  и интегрированного образования.
Педагогика  социального интегрированного воспитания – это педагогика, ориентированная  не на болезнь, не на дефект, а на личность ребенка.
Существуют  различные классификации типов  интеграции. Ниже рассмотрены некоторые  из них.
Формы интеграции в образовательных учреждениях:
1) комбинированная интеграция – дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, имеющие навыки самообслуживания, по 1–2 человека воспитываются в обычных группах и получают систематическую коррек-ционную помощь педагога-дефектолога и психолога;
2) частичная интеграция – дети (1–2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают часть дня в группе нормально развивающихся сверстников;
3) временная интеграция – воспитанники кор-рекционной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми 1–2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Полная  интеграция осуществляется в дошкольный период, может быть эффективна для  детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют  возрастной норме, имеют навыки самообслуживания и психологически готовы к совместному  с нормально развивающимися сверстниками обучению (по 1–2 человека включаются в  обычные группы ДОУ).
39 Проблема профилактики, раннего выявления  и ранней комплексной  помощи детям с отклонениями в развитии.
Одна  из целей образования на современном  этапе - возможность полноценного развития в детском возрасте. На современном  этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.
    Ранняя  помощь - быстроразвивающаяся область  междисциплинарного знания, рассматривающая  теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп  медицинского, генетического и социального  риска отставания в развитии. От эффективной организации ранней помощи зависят предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения  жизнедеятельности. В систему ранней помощи встраивается такое понятие  как «сопровождение». Это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется через реализацию разных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ. Абилитация - комплекс мер по развитию и компенсации отсутствующих или нарушенных функций и возможностей адаптации.
  Под профилактикой понимается комплекс мер, направленных на профилактику возникновения  физических, умственных, психических  и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на исключение возможности перехода дефекта в  постоянное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
  Ранняя  помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого- социально-педагогических услуг, ориентированных на семью, и осуществляется эта деятельность в согласованной работе специалистов. К таким мероприятиям относятся:
    обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии и предполагает раннюю диагностику.
    определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ
    обучение и консультирование семьи
    оказание первичной помощи в реализации программ
  К настоящему времени разработана  целостная интегративная теория раннего развития. Данное направление  ориентировано на удовлетворение образовательных, медико-социальных и психологических  потребностей детей от рождения до 3-х лет, на поддержку членов их семей.
  В настоящее время Институт коррекционной  педагогики РАО разрабатывает программу  создания единой государственной системы  раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве апробация различных  моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа, в действующих психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях. Структура ранней помощи представлена следующими блоками: 1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений 2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.
  Комплексное пролонгированное обследование ребенка  является первоначальным этапом работы. В работе участвует социальный блок. Проблема патогенных воздействий социальной среды в раннем возрасте приобретает  большое значение, т.к. это может  привести к выраженным отклонениям. Не менее значимым является медицинский  блок. В процессе медицинской диагностики  выявляются структура ведущего нарушения, устанавливается клинический диагноз  с учетом этиологии и патогенеза, прогнозируются сроки и методы медицинской  коррекции. Психолого-педагогический блок представляет собой диагностику  уровня развития ребенка: 1) общие движения, 2) сенсорное развитие, 3) формирование речи, 4) зрительно-моторная координация, 5) эмоциональное развитие, 6) возможности  и навыки самообслуживание.

По  результатам комплексного обследования разрабатываются  индивидуальные программы  развития. Индивидуальная программа развития содержит данные о  потребностях ребенка, о реабилитационном потенциале семьи, а  также информацию об уровне развития ребенка в разных областях. В ней  подробно раскрыты основные направления работы с ребенком и семьей, перечислены конкретные мероприятия по каждому  из них, а также  указаны сотрудники, ответственные за их проведение. На заключительном этапе обследования осуществляются прогнозирование развития ребенка21 Характеристика особых образовательных потребностей лиц с отклонениями в развитии и содержания специального образования. ООП- несоответствие возможностей человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным мотивам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения , т.е. ограничение социальных возможностей. Лица с ООП не в состоянии участвовать в общеобразовательном процессе и нуждаются в специализированной помощи. Развитие здорового ребенка и развитие ребенка, имеющего отклонения в развитии, существенно отличаются, этим фактом обосновано мнение об обучении таких детей в разных учреждениях.Ребенок с отклонениями в развитии в образовательном процессе, помимо получения непосредственно образования, решает ряд дополнительных задач, обусловленных наличием нарушения. Для этого ему требуются особые, специальные условия образования. К специальным образовательным условиям относится, например, наличие специальных образовательных программ, методик, средств обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление медицинской и психологической помощи, сопровождение процесса обучения специалистами и другие условия.Лица с различными нарушениями могут получать разные степени образования, это зависит от сохранения интеллектуальных способностей, тяжести и характера отклонения. Основная масса людей, имеющих сенсорные или соматические нарушения, или нарушения эмоционально-волевой и поведенческой среды, способны получать общее среднее, а также среднее и высшее профессиональное образование. Лица с нарушениями интеллекта получают элементарную общеобразовательную подготовку и обучаются профессиям, не требующим интеллектуальной нагрузки, что позволяет им адаптироваться в обществе и вести независимый образ жизни. Обучение глубоко умственно отсталых лиц заключается в привитии им элементарных бытовых навыков и навыков гигиены. В некоторых случаях возможно обучение элементарным трудовым навыкам. Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт) регламентирует требования к общеобразовательной подготовке, коррекци-онно-педагогической работе и трудовой и профессиональной подготовке для каждой категории лиц с нарушениями в развитии. В этом стандарте учитываются общие недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с отклонениями (такие как заторможенность мыслительной деятельности, речи, моторики и т. д.), и недостатки, присущие каждой отдельной категории. Также специальный образовательный стандарт учитывает степень тяжести нарушения, возможность сочетания с другими нарушениями развития и состоит из двух частей: федеральной и национально-региональной. Стандарты специального образования рассчитаны на период от рождения и до полного социального становления личности. Наиболее разработанным участком отечественной стандартизации является школьный период специального образования. При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, характерные только для какой-либо определенной категории. К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся: замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением). Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, проводится их корректировка. Например, вводятся пропедевтические разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей с особыми образовательными потребностями знания и представления об окружающем мире.

 22 ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 Специальная педагогика имеет определенную систему  требований, описывающих концептуальные основополагающие положения, которые  определяют характер организации образовательного процесса. Эта система называется принципами специального образования.
 Принципы  специального образования реализуются при помощи специальных методов, приемов и технологий. Перечислим их.
 Каждый  ребенок имеет право на обучение. Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педа-гогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат. Этот принцип поддерживается знаниями об уровне современного развития педагогических возможностей. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Специальный педагог строит коррекционно-педагогическую работу с ребенком, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, имея установку на положительный результат обучения. В развитии каждого ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, благоприятные для развития каких-либо психических процессов. Коррекционно-педагогическая помощь будет более продуктивна, если нарушение будет выявлено как можно раньше и необходимые меры приняты своевременно, в этом заключается принцип ранней педагогической помощи.
 Принцип коррекционно-компенсирую-щей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся. При этом образование ребенка с нарушениями учитывает его индивидуальные особенности развития. Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психо-физическго развития (например, коррекция недостатков речи, произвольных движений, пространственной ориентации и пр.), создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма. процесс образования человека с особыми образовательными потребностями строится с опорой на сохранные функции. Незрячие люди могут научиться читать с помощью кончиков пальцев; неслышащие — понимать по губам говорящего обращенную к ним речь и полноценно общаться на языке жестовой речи; лица, утратившие способность действовать руками, писать, шить и вязать, рисовать используя функции других частей тела
 Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности. Социально-адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.
 Принцип развития мышления, языка икоммуникативных способностей. Большинство детей с нарушениями развития имеют проблемы в развитии речи, мышления и в общении с другими детьми. Коррекционная работа должна быть направлена на преодоление этих недостатков развития для дальнейшей социализации и адаптации человека в обществе. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. Это необходимое условие реализации специального образования и успешной социокультурной адаптации человека с ограниченными возможностями.
 Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционно-воспитательной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным возможностям, степени познавательной активности, по специфике особых образовательных потребностей в целом. В связи с этим педагог организует коррекционно-образовательный процесс дифференцированно, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения.
 Принцип необходимости специального педагогического  руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи. Естественно, что только специальный педагог, зная закономерности и особенности развития и познавательных возможностей данного ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему — с другой, может организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять этим процессом.

 25 ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ  СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определенных образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно  рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов  обучения и воспитания.
 Методы  обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т. е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на:
 1) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);
 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
 3) методы контроля и самоконтроля.
 Под перцептивными методами понимаются методы словесной передачи, зрительного и слухового восприятия. В группе этих методов основными являются практические и наглядные методы, дополнительными – методы словесной передачи.
 В учебно-познавательном процессе могут использоваться как  общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и  сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных  потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга.
 Процесс воспитания детей с нарушениями в развитии неразрывно связан с коррекционно-педагогическим процессом, строго индивидуален и зависит от особенностей развития самого ребенка – от характера и степени выраженности отклонения, от возраста ребенка, от наличия и специфики вторичных отклонений. Методы воспитания применяются в разной степени в различных вариациях с методами обучения и подразделяются на три вида:
 1) информационные методы;
 2) практически-действенные методы;
 3) побудительно-оценочные методы.
 Под информационными  методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство  и т. д. Восприятие информации зависит от уровня ее сложности и особенностей психических возможностей учащихся.
 Практически-действенные  методы наиболее понятны детям с  нарушениями в развитии и включают в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, упражнение, некоторые нетрадиционные методы.
 К побудительно-оценочным  методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание. Наказание  и порицание недопустимо высказывать  в резкой форме, они не должны унижать  личность ребенка, недопустимо физическое наказание или наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребенок осознает неправильность своих действий и поступков. 
 

 26 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 В самом  начале пути обучения детей с нарушениями  развития применялась только индивидуальная форма обучения, что определялось многообразием форм нарушений и  малоизу-ченностью этого направления.
 Сейчас  такой подход используется в случаях, если в силу особенностей развития (дети с глубокими нарушениями  интеллекта, дети с нарушениями слуха) или возраста (ранний возраст) ребенок  не способен обучаться в коллективе, или же в случае, когда ребенок  обучается на дому. При достижении положительных результатов в  коррекционно-педагогической работе в  индивидуальной форме дополнительно может применяться индивидуально-групповая форма с небольшими группами детей для проведения определенных коррекционных занятий, не требующих строгого индивидуального подхода. Самая распространенная форма в системе организации специального обучения – классно-урочная, при которой педагог руководит деятельностью всех учащихся. Основная характеристика урока – постоянство состава группы учащихся. Эта форма обучения используется в основном в средней и старшей возрастных группах. В младших классах уроки чаще всего строятся по смешанному (комбинированному) типу в связи со сложностью усвоения материала учащимися в этом возрасте.
 В специальной  педагогике существует так называемая пропедевтическая система работы педагога, заключается она в том, что  предварительно педагогом проводится подготовка для получения новых  знаний. Эта подготовка может осуществляться на других занятиях, в процессе проведения индивидуальных занятий или каких-либо дополнительных форм обучения.
 На  уроках в специальной школе часто  используется дифференцированно-групповая форма работы, когда педагог разбивает класс на группы в зависимости от их уровня развития, особенностей нарушения развития, объемов и темпов познавательной деятельности. Также используется бригадная форма работы, при которой дети группируются для выполнения какого-либо задания. При обучении в групповой форме дети получают возможности для развития навыков социального общения, речи и мышления; такая форма обучения стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, товарищества и взаимопомощи. К детям, имеющим значительные отличия в развитии от остальных детей в коллективе, применяют индивидуализированную форму обучения. Также существует ряд дополнительных форм обучения, таких как внеклассные мероприятия, самоподготовка, экскурсии, факультативные и кружковые занятия и др.

 27 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ  СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Широко  распространенным средством обучения общеобразовательной и специальной  школы является использование печатной продукции – учебников, книг, пособий, рабочих тетрадей, журналов. Основное положение в этой категории учебных  средств занимают учебники. Учебники для детей с отклонениями в  развитии имеют свои отличительные  особенности, зависящие от возраста, а также характера и тяжести  нарушений способностей учащихся.
 Специальное образование в работе с детьми широко использует разные виды речи.
 Словесная речь должна быть внятной, четкой и  грамотной. Педагог должен иметь  хорошую дикцию, обладать умением  импровизировать и способствовать активации речи у учащихся.
 Дактильная речь осуществляется использованием ручной азбуки, когда каждая буква изображается при помощи пальцев и называется дактилемой. Буквы складываются в слова, слова во фразы. Такой вид речи используется в обучении глухих детей, так же как и калькирующая жестовая речь, в которой слова изображаются жестами. Существует также разговорная жестовая речь, она часто используется в неформальном общении людей с нормальным слухом. Существует средство, помогающее людям с нарушениями слуха воспринимать информацию с помощью зрения, – зрительное восприятие устной речи, или, как его принято называть, чтение по губам. Пиктографическое (символьное) письмо используется в работе с лицами, имеющими нарушения речевой деятельности.
 В последнее  время широкое распространение  получило новое направление –  арт-терапия, коррекция и обучение при помощи разных видов искусства, это направление позволяет детям с нарушениями развития участвовать в культурной деятельности (как одной из областей социальной жизни), способствует развитию познавательных процессов и обогащению духовной среды.
 Для повышения  эффективности применения различных  видов речи и печатной продукции  используется наглядность, которая  может быть представлена в виде дидактического материала, средств словесной наглядности или моделирования.
 Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным.
 К средствам  словесной наглядности относят  записи, дополняющие речь, словари, ноти-рованное письмо. Моделирование представляет собой алгоритм действий по построению и использованию какой-либо модели.
 Широко  применяются также технические  средства обучения, такие как аудиовизуальные  средства и персональные компьютеры.
 Все используемые в процессе обучения средства подбираются  таким образом, чтобы их применение было максимально доступным и  учитывало особенности излагаемого  материала и уровня развития учащихся.

 28 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И  ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА  В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 Обычной педагогической подготовки для работы с детьми, имеющими особые образовательные  требования, недостаточно. Осуществить  профессиональную педагогическую помощь таким детям может педагог-дефектолог. Профессиональная подготовка дефектолога  охватывает не только коррекционную  и классическую педагогическую сферу, но и тесно сотрудничает с медициной, социологией, психологией и другими  научными областями.
 Обязанности педагога-дефектолога:
 1) проводить профилактическую работу;
 2) образовательную;
 3) коррекционную работу;
 4) педагогическую диагностику;
 5) планировать и осуществлять учебный процесс;
 6) принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;
 7) постоянно повышать свой профессиональный уровень.
 За  рубежом впервые специалисты  по дефектологии появились в начале XVII в. в Берлине. Там были открыты курсы специальной подготовки преподавателей для работы с детьми, имеющими нарушения развития, при Берлинской королевской школе глухонемых. В России такие курсы впервые открылись в 1898 г. в Санкт-Петербурге.
 На  сегодняшний день специальное педагогическое образование подразделяется на тифлопедагогику (для обучения слепых и слабовидящих детей), сурдопедагогику (глухие и слабослышащие), олигофренопедагогику (нарушения умственного  развития), логопедию (нарушения речи), специальную дошкольную педагогику. Психологическое сопровождение  лиц с нарушениями развития осуществляют специалисты, получившие подготовку по специальной психологии, а педагогические колледжи подготавливают воспитателей для работы в дошкольных и школьных системах специального образования.
 Несомненно, кроме профессиональных качеств, любой  педагог должен обладать определенными  моральными качествами, такими как  доброта, любовь к детям, ответственность, увлеченность своей работой, инициативность и энергичность. Работа с детьми, имеющими нарушения развития, требует  также гуманного и уважительного  отношения к своим воспитанникам, веры в достижение поставленных целей, тактичности и терпеливости. Дефектолог работает не только с детьми и взрослыми, имеющими нарушения развития, но и  с родителями таких детей. Педагог-дефектолог – это главный человек, ответственный  за социальную адаптацию ребенка  с ограниченными возможностями  в обществе.
 Работа  дефектолога связана с определенными  профессиональными вредными воздействиями, поэтому такой педагог должен быть обладателем устойчивого психического и физического здоровья и выносливости. 

 8 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ    НАЦИОНАЛЬНЫХ  СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
 Развитие  национальных систем специального образования  во все исторические периоды связано  с социально-экономическим устройством  страны, ценностными ориентациями государства  и общества, политикой государства  по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в  сфере образования в целом, уровнем  развития дефектологической науки  как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и  педагогики, мировым историко-педагогическим процессом. Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, как и преобразования внутри каждого из этапов, определяются социокультурными факторами. Невозможно понять и объяснить историю обучения детей с умственными и физическими недостатками и обоснованно прогнозировать развитие отечественной системы специального образования, если рассматривать исторические факты вне контекста развития цивилизации, в котором и кроются социокультурные детерминанты происходящих перемен.
 Исследование  эволюции отношения государства  и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. Периодизация охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия — путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Все европейские страны пережили выявленные периоды, причем в сопоставимые исторические сроки. В эволюции отношения государства и общества к интересующим нас лицам в России воспроизводятся те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в конце ХХ столетия Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения и соответственно находятся на разных этапах развития систем специального образования. Рассмотрим подробно историю становления и развития национальных систем специального образования в системе социокультурных координат.  

 
    Факторы развития системы  специального образования. Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15. История становления и развитие российской системы специального образования.
 Создание  специальных образовательных  учреждений в дореволюционной  России. Развитие советской системы специального образования. Выдающиеся ученые - дефектологи.
 Первый  период в России (от агрессии к осознанию  необходимости призрения инвалидов) начинается в 10 веке, а заканчивается  только в начале 18 века. В 11 веке в  Киево-Печерском монастыре складывается первый опыт призрения убогих. Но феодальные междоусобицы, смутное время и  столетняя война привели к  оскуднению традиции доброжелательного отношения к немощным. Русь встает на путь создания светской системы призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром 1.
 Второй  период в России начался на 5 веков  позже, чем в Европе, а закончился почти одновременно с ним. От осознания  необходимости призрения инвалидов  к осознанию возможности обучения детей с сенсорными нарушениями. Первое специальное учебно - воспитательное учреждение (училище для глухонемых) в России было открыто в 1806 году в г. Павловске по указу императрицы Марии Федоровны. Первая школа для слепых учреждена по приказу Александра 1 в 1807 году. Открытие специальных школ объясняется желанием императора перенять либеральные новинки Запада. Зачаточное состояние отечественной науки, медицины препятствует возникновению попыток индивидуального обучения лиц с сенсорными нарушениями. Даже семьи, принадлежавшие к привилегированным сословиям, не обнаруживают потребности в организации обучения своих детей-инвалидов.
 Третий  период (от осознания возможности  обучения детей с сенсорными нарушениями  к признанию права аномальных детей на образование). В России развиваются 3 основных направления в работе с детьми: христианско-благотворительное (организация - приют, богадельня, дом призрения), лечебно-педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад). Массовые учреждения для глухонемых произошло во второй половине 19 века. Учреждения для слепых и глухих не финансируются из государственного бюджета и существуют исключительно на благотворительные средства. Вплоть до конца 19 века обучение умственно отсталых волновало только медиков. Только введение акта о всеобщем начальном образовании повлекло за собой открытие сети учреждений для умственно отсталых. К 1917 году вспомогательные школы действовали уже в Курске, Москве, Нижнем Новгороде, С.Петербурге. К началу 20 века в России возникает большое число специальных образовательных учреждений для трех категорий детей: слепых, глухих и умственно отсталых. Но система специального образования так и не была оформлена. На этом этапе работали педагоги-дефектологи Pay, Блонский, Выготский, Граборов и другие. После революции число учреждений и количество воспитанников сокращается. В 1926 году принят документ о комплектовании специальных школ, где предпочтение отдается беспризорным глухим, немым, детям беднейших рабочих и детям работников просвещения. Концом периода в России можно считать 1926-27 год.
 Четвертый период (от осознания необходимости  специального образования для отдельных  категорий детей с отклонениями к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся  в нем). СССР введя общее образование  и столкнувшись на практике с большим  числом неуспевающих детей, государство обязало наркомпросы организовать в крупных городах специальные школы с особым режимом для дефективных детей и тех учащихся, которые систематически нарушают школьную дисциплину. Но как только правительство осознает масштабы финансирования, оно заявляет, что в результате вредной деятельности педогогов комплектование специальных школ проводилось в широком масштабе. В 1936 году рост сети специальных учреждений был приостановлен, а вскоре свои коррективы внесла война. Только к 1950 году количество школ достигло довоенного уровня. Развивается классификация детей с отклонениями. Число видов школ в нашей стране увеличивается до 8. Отечественная научная школа разрабатывает торию и методологические основы. Боскис, Граборов, Выготский, Левина, Нейман, Траугготт и другие. Увеличивается количество школ для детей с умственной отсталостью. В начале 80-х годов в массовых школах начинают открываться специальные классы для детей с ЗПР. К концу 80-х открываются первые классы для глубоко умственно отсталых. Начинает развиваться сеть дошкольных учреждений для детей с нарушением в развитии.
 Пятый период (от равных прав к равным возможностям, интеграция) - 90-е годы. С 1991 года по настоящее  время действуют разные тенденции  и подходы. Сегодня трудно сказать когда этот период будет завершен. Увидеть по какому пути пойдет специальное образование - продолжит ли дифференциацию и совершенствование образовательной системы, встанет ли на путь полной интеграции, можно будет только к середине 21 века. 

 
    Научные идеи и вклад Л. С. Выготского в развитии отечественной дефектологии.
 Лев Семенович  Выготский (1896 - 1934) - юрист по образованию, литературный критик, исследователь проблем психологии воспитания, активно участвовал в становлении педологии и разработал научно-теоретическую базу советской дефектологии.
 В 20-х  годах 20 века он ввел понятие о ВПФ  как специфической форме человеческой психики. Подобно Павлову и Бехтереву  доказал, что сознание, отличающее человека от других млекопитающих, играет особую роль в организации всего его  поведения.
 В 1929 году Выготский определил дефектологию как самостоятельную науку, которая имеет свой объект исследования и отличается от других наук. Научные исследования строятся на том, что ребенок рассматривается не как менее развитый, а как развитый иначе.
 Исследования, выполненные ими в области  дефектологии, позволили увидеть  одинаковость психологического механизма  воспитания нормального ребенка  и ребенка с нарушенным развитием. Было продемонстрировано, что в обоих  случаях завязываются условные связи, но при нарушенном развитии они устанавливаются  с сохранными органами. При этом происходит замена знаков, например, при  слепоте зрительных на слуховые и осязательные.
 Выготский выделил 2 уровня организации поведения: дознаковый (общий для человека и животного) и знаковый, присущий сугубо человеку для взаимодействия с окружающим миром. Эта идея культурно-исторической теории стала основой для доказательства ошибочности взгляда на детей с дефектами развития как на особую породу людей, которыми должны заниматься медицина и благотворительность. Современные исследования и практика специального образования детей с нарушениями блестяще подтвердили эту идею ученого.
 Выготский сформулировал такие педагогические идеи, как приоритетное значение социальной компенсации дефекта и социальной направленности воспитания детей с нарушением в развитии. Выготский считал, что ориентиром для педагога и психолога должны быть сохранные и потенциальные возможности ребенка. Мощным фактором, определяющим развитие ребенка с психическим или физическим недостатком, является внешний социальный образец. На начальных этапах развития очень важна социальная помощь другого человека. Выготский подчеркивал, что цель вспомогательной школы заключается не в «лечении» дефекта, а в развитии тех здоровых пластов, которые имеются у каждого ребенка, т.к. сам дефект либо мало, либо совсем не поддается медицинскому и педагогическому воздействию.
 Выготскому принадлежит и введение в психологию категории деятельности как основы образования.
 Учение  Выготского о структуре дефекта.
 В психологии выделяют сенсорный, интеллектуальный, двигательный, комплексный (сложный) дефект. К сложным нарушениям развития относят  наличие двух или более первичных  дефектов (слепоглухота).
 Исходя  из концепции, Выгодский сформулировал  учение о структуре дефекта. Первичный  дефект - нарушение, представляющее собой  малообратимые изменения в той или иной функции, вызванной воздействием патогенного фактора.
 Сорокин подчеркивал, что в данном случае имеется ввиду работа психической функции (умственная отсталость).
 Вторичные нарушения - нарушения, которые имеют  иную природу и представляют собой  обратимые изменения психических  функций.
 Третичные нарушения - нарушения, под которыми имеются ввиду нарушения разных сторон психики, не имеющие непосредственные связи с первично повреждено функцией.
 Например, первичное нарушение - поражение  слуховой функции Вторичное нарушение - нарушение речи
 Третичное нарушение - нарушено формирование высших психических функций (словесно-логического  мышления). Четвертичное - страдает личность, эмоционально-волевая сфера (если нет адекватного воспитания).
 Нарушения третичного и четвертичного порядка  не являются обязательными и носят  факультативный характер. Соотношение  первичного и вторичного дефектов обозначаются таким понятием как вектральность - направленность распространения вторичного нарушения.
    «Снизу вверх» - нарушается какая-то элементарная функция, вторичное - недоразвиваются более сложные, надстраивающиеся над ней.
    «Сверху вниз» - нарушения в сфере высших психических функций оказывают негативное воздействие на развитие низших.
 Основные  положения концепции  Выготского.
 Можно выделить 2 плана в психическом  развитии. Поведение современного человека является результатом 2-х различных  процессов психического развития:
 1 .развитие  человека как биологического  существа
 2.социокультуриое  развитие человека (знания, которые  способствуют социальной адаптации).
 Социокультурный план представлен развитием высших психических функций. Из-за повреждений биологического плана ребенок не может присваивать социокультурные знания, потому что все нормы развиваются на нормальном психофизиологическом типе. Вследствие дефекта возникает расхождение 2-х планов развития.
 Но  развитие человека происходит независимо от изменений биологического характера. Человек приспосабливается к  новым условиям при помощи искусственных  орудий, это расширяет границы  его активности.
 Выгодский выделил 2 особенности культурно-исторического  развития: 1 .Отличие этого типа развития от биологического 2.Слияние этих типов  в единый процесс.
 Ключ  к постижению развития высших психических  функций Выгодский предполагал  найти в развитии дефективного ребенка, у которого не происходит слияние  двух планов. При наличии дефекта  происходит стойкое неусвоение культурных навыков (умственно отсталые не хотят ничего знать). У умственно отсталых тотально нарушаются все психические функции - память, внимание, мышление.
 Выгодский отмечал, что некоторые исследователи  ошибочно полагали, что культурное развитие ребенка является следствием его природного развития. Но это  не так. Ребенок с аномалиями, предоставленный  сам себе, никогда не овладеет речью, не разовьет мышление.
 Выгодский приходит к выводу, что благодаря  воспитанию можно у дефективного ребенка формировать человеческие формы поведения.
 «Дефект - это недостаток, но он служит стимулом к развитию. Это та сфера, где возможна компенсация». JI.C. Выгодский. 
 
 
 

 17 Современная школьная система специального образования.
 Структура специального образования
 1Вертикальная, основанная на возрастных особенностях детей и уровнях образовательных программ, 5 уровней:- Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет)-Дошкольный период (от 3 до 7 лет) -Период обязательного обучения (от 7 до 16 лет)
-Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года – для слепых, глухих, с нарушением опорно - двигательного аппарата) -Период обучения взрослых – инвалидов
 2Горизонтальная, учитывающая психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения, 8 видов школ:
-школа  1 вида - образовательное учреждение  для глухих детей,
-школа  2 вида - образовательное учреждение  для слабослышащих и позднооглохших  детей,
-школа  3 вида - образовательное учреждение  для незрячих детей
-школа  4 вида - образовательное учреждение  для слабовидящих детей.
-школа  5 вида - для детей с тяжелыми  нарушениями речи,
-школа  6 вида - для детей с нарушением  опорно-двигательного аппарата,
-школа  7 вида - для детей с трудностями  в обучении, ЗПР,
-школа  8 вида - для детей с умственной  отсталостью.
 Основные  ступени (компоненты) специального
 Образования
 Коррекционные учреждения начального профессионального образования
 Коррекционные образовательные учреждения
 Коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования
 Деятельность  учреждений регламентируется постановлением Правительства от 12марта 1997 г. «Об  утверждении типового положения», а  также письмом Министерства образования  «О специфике деятельности специальных  образовательных учреждений 1-8 видов». Выпускники специальных образовательных  учреждений (за исключением школы 8 вида) получают цензовое образование, соответствующее уровню массовой школы. Им выдается документ Государственного образца. В специальную школу  направляют с согласия родителей  и на основании заключения ПМПК. В специальной школе может  быть создан класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
 Специальная школа 1 вида имеет 3 ступени общего образования (начальное общее образование 5-6 лет, основное общее образование 5-6 лет, полное среднее общее образование 2 года). Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки организуется подготовительный класс. В 1 класс принимаются дети с 7 лет. Вся работа пронизана формированием словесной устной и письменной речи. Широко применение жестовой речи. Количество детей в классе не более 6 человек.
 Специальная школа 2 вида имеет 2 отделения:
      Для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха,
      Для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.
 В 1 класс  любого из отделений принимаются  дети, достигшие 7-летнего возраста, если они посещали детский сад. Для  детей без дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость классов в 1 отделении до 10 человек, во 2 - до 8. 3 ступени  образования (1 - 4-5 и 5-6,2 - 6, 3 - 2 года). Развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны речи.
 Специальные школы 3 и 4 вида. В 1 класс поступают дети 6-7, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость классов до 8 человек. Общий срок обучения - 12 лет. (3 вид). В 1 класс принимаются дети 6-7 лет, наполняемость класса до 12 человек. 12 лет обучения.
 Специальная школа 5 вида. В ее составе могут быть одно или два отделения:
        Дети, имеющие ОНР (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети с заиканием.
        Дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.
 Если  речевое нарушение устранено  ребенок может с согласия родителей  и на основе заключения ПМПК перейти  в обычную школу. В 1 класс принимаются  дети 7-9 лет. За 10- 11 лет обучения дается основное общее образование. Логопедическая помощь оказывается и во внеклассное  время. Предусмотрен специальный речевой  режим.
 Специальная школа 6 вида. 3 ступени (1 - 3-5 лет, 2-6 лет, 3-2 года). 1 класс – с 7 лет. Подготовительный класс – с 6 лет. Количество – не более 10 человек. Комплексная коррекционная работа – двигательная сфера, речь и познавательная деятельность
  Специальная школа 7 вида. Число учеников в классе не более 12. 2 ступени (начальное - 3-основное общее - 5 лет). У учащихся сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии. Варианты: а) принимаются только в подготовительный 1–2 класс; б) если ребенок учился в обычной школе с 7 лет, то принимают во 2 класс, а если с 6 лет – в 1 класс. Проводится диагностическое обучение.
 Специальная школа 8 вида. Обучение не является цензовым. Образование завершается экзаменом по трудовому обучению. В 1 или подготовительный класс принимается в возрасте 7-8 лет. Число учеников не превышает 12, а с глубокой умственной отсталостью 5-эту школу не принимают детей с эпилепсией, психопатоподобным поведением другими психическими заболеваниями. Эти дети с участием родителей могут посещать консультативные группы. Процесс обучения осуществляется в индивидуальном порядке.
 Имеются и другие варианты образовательных  учреждений, работающих по новаторским  программам, но их не так много. 

 30 . Специальное образование  детей с трудностями  в обучении (ЗПР). Организационные  формы помощи детям-дошкольникам  с ЗПР. Коррекционная  направленность воспитания  и обучения детей  дошкольного возраста  с ЗПР. Обучение  дошкольников с  ЗПР. Отечественная  система комплексной  помощи детям с  ЗПР.
 В настоящее  время для детей с ЗПР открыты  группы в детских садах комбинированного типа, комплексы д/с - школа, специальные школы и школы-интернаты 7 вида, классы в общеобразовательных школах.
 При проведении коррекционной работы на 1 место ставится задача укрепления здоровья детей путем охранительного, щадящего режима, где наполняемость каждой группы не более 12 человек, действует особый распорядок дня (увеличенные по времени прогулки, более длительный сон). Работа идет в тесном контакте с семьей.
 Воспитание  и обучение дошкольников с ЗПР  строится в соответствии с государственной  программой для дошкольных учреждений. При этом используются как традиционные методы и средств, так и специальные. Особое внимание уделяется расширению представлений об окружающей действительности. В учебный план включены и занятия по развитию речи и подготовка к обучению грамоте. Математическое развитие дошкольников с 3ПP имеет также ряд особенностей.
 При изучении пpoграммного материала в подготовительной группе предусмотрено опережающее обучение: дошкольников учат грамоте, письму, счету. Это необходимо всвязи с тем, что ребенок с ЗПР переживает более продолжительный период адаптации. Этот период отмечается снижением познавательной активности.
 В специальные  школы 7 вида обычно направляют детей  с ЗПР церебрально- органического генеза. Школа дает цензовое образование. Здесь малая наполняемость классов до 12 человек, охранительный режим, коррекционная направленность обучения по всем предметам, помощь психолога, логопеда и др. В учебный план введен коррекционный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и уроки ритмики. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. В школе 7 вида в рамках учебного процесса организуется предпрофессиональная подготовка, которая обеспечивает выпускникам возможность самостоятельной трудовой деятельности.
 В настоящее  время наряду со специальными школами  действуют специальные классы при  массовых школах - классы компенсирующего  обучения. Занимаясь в таком классе, ребенок в любое время может  быть переведен в обычный класс. В настоящее время эти классы работаю по вариативным учебным  планам.
      вариант (рассчитанный на 3 года обучения) предназначен для детей, проучившихся 1 год в общеобразовательной школе, но не усвоивший знания в объеме требований программы и переведенный во 2 класс системы коррекционного обучения.
      вариант ориентирован на обучение детей, поступивших в массовую школу в 6-летнем возрасте и не усваивающих программу, а также 7-летних детей, ранее не учившихся, но обнаруживающих низкий уровень готовности к школьному обучению. Ученик поступает в класс коррекционно-развивающего обучения и учится там с 1 по 4 класс.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.