На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальный интеллект

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТТЕТ 

     ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

     Кафедра общей и клинической  психологии 
 
 
 

     3 курс 

     Социальная  работа
     Заочное отделение 
 

     Кухаренко Елена Николаевна 
 
 

     СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНТЕЛЛЕКТ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ 
 

     Курсовая  работа 
 
 

               Научный руководитель: 

               Доцент, кандидат биологических наук
               И.В. Пантюк  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

     Минск 2011
     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

     Введение 3
     Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ   ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 4
     1.1. Основные подходы к изучению социального интеллекта зарубежными авторами 4
     1.1.1. Модель структуры  интеллекта Г. Айзенка. 8
     1.1.2. Модель структуры  интеллекта Дж. Гилфорда. 8
     1.2. Исследования  социального интеллекта советскими  психологами. 12
     1.3. Функции социального  интеллекта. 18
     Выводы 20
     Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЕДРАБОТНИКОВ 21
     2.1. Организация и  методологические основы исследования 21
     2.2. Исследование  уровня социального интеллекта  у медицинских  работников 23
     Выводы 25
     Заключение 26
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
     Приложение 1 31
     Приложение 2 32
     Приложение 3 33
 

     

     Введение

 
     Актуальность  темы. Роль социального интеллекта в деятельности медработников, несомненно, высока и возрастает в современных социальных  условиях. При этом психологические механизмы социального интеллекта изучены недостаточно, также недостаточно изучены проявления социального интеллекта в процессе профессиональной деятельности.
     Социальный  интеллект - способность правильно  понимать свое поведение и поведение  других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности. Уровень развития социального интеллекта медработника  во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и взаимоотношения с пациентами.
     От личности медперсонала во многом зависит эффективность деятельности организации. Личностные качества медработника являются важнейшим фактором оптимизации его профессиональной деятельности. Социальный интеллект как психологическая характеристика личности представляет собой важнейшую составляющую профессионально важных качеств медперсонала.
     Психологические требования к личности медработника в психологической литературе представлены в виде списков профессионально важных качеств. При этом в настоящее время место социального интеллекта в системе профессионально важных качеств медработника не определено, хотя межличностная коммуникация является профессиональной функцией медперсонала и занимает до 80% его рабочего времени.
     Актуальность  проблемы, ее практическая востребованность и недостаточный уровень научной разработанности определили выбор темы, предмета и цели настоящего исследования.
     Целью исследования является изучение уровня социального интеллекта медработников на примере районной поликлиники.
     Для достижения поставленной цели предстоит  решить следующие задачи:
    Систематизировать и проанализировать научные представления о социальном интеллекте; раскрыть содержание основных теоретических подходов к исследованию социального интеллекта.
    Подобрать и апробировать психологический инструментарий для изучения социального интеллекта .
    Выявить особенности социального интеллекта медработников  на примере исследования работников районной поликлиники.
     Объект  исследования - социальный интеллект.
     Предмет исследования – уровень социального интеллекта медработников.
     Гипотеза  исследования: медработники в силу осознанного выбора профессии, своего образования и постоянного общения с различными людьми обладают средним и выше среднего уровнем социального интеллекта.
       Методы исследования и обработки включали: теоретический анализ психологической литературы, тестирование, статистическую обработку и анализ данных.
     Для проведения тестирования была выбрана методика исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и О.Салливена.
     База  исследования. В исследуемую группу вошло 30  старших и средних медработников  светлогорской районной центральной поликлиники.
     Научная новизна исследования заключается  в том, что:  
- систематизированы основные подходы к исследованию социального интеллекта;  
- в исследовании отражено, что социальный интеллект является одним из профессионально важных качеств медперсонала, который обеспечивает эффективную реализацию профессиональных функций.  
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения результатов работы в практику преподавания общей и социальной психологии.

     Результаты  работы открывают перспективу исследования значимости социального интеллекта как профессионально важного качества медперсонала и как важного фактора развития межличностных отношений, что обогащает проблемные области исследования социальной психологии и психологии общения.  
 
 

     Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ   ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

      Основные  подходы к изучению социального интеллекта зарубежными авторами
 
     Термин  «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения способности понимать других и мудро, адекватно вести себя по отношению к ним. Многие известные психологи внесли  свой вклад в интерпретацию этого понятия.
     Г.Оллпорт [26] описывал социальный интеллект как особое умение верно, судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Он выделял восемь качеств, которые обеспечивают лучшее понимание окружающих:  
1. Опыт. Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего, необходим жизненный опыт.  
2. Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять.  
3. Интеллект. Умение понимать людей - это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием.  
4. Глубокое понимание себя. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других.  
5. Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих.  
6.Отстраненность. Человек, который остается в стороне от событий, но внимательно наблюдает за ними, сможет высказать более ценные суждения, чем участник событий.  
7. Эстетические склонности. При высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограниченность опыта, интеллекта, глубокого понимания себя, сходства и сложности.  
8. Социальный интеллект. По мнению Г.Оллпорта, социальный интеллект-это способность, необходимая для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающая гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями.

     В данном определении социальный интеллект  рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека. Однако автор связывает его более с поведенческим умением, чем с познавательной способностью.
     Формулировка  Д.Векслера [29] сводит эти различные точки зрения к одному определению социального интеллекта, который осознаётся ученым как приспособленность индивида к человеческому бытию, т.е. как умение хорошо справляться с жизненными ситуациями.
     В 60-е гг. Дж.Гилфррд, создатель первого  теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Согласно концепции Дж.Гилфорда [29], социальный интеллект есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.
     Социальный  интеллект, как отмечает Дж.Гилфорд, объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
     Некоторые ученые, в частности Ж.Годфруа [ 26], отождествляют социальный интеллект с одним из процессов, главным образом, с социальной перцепцией или социальным мышлением. Это связано с традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологии.
     Д.Майерс [ 21]характеризует социальную психологию как науку, изучающую характер мыслей людей друг о друге, их влияние друг на друга, отношение друг к другу. Социальное мышление рассматривается ученым как способность оценивать себя и других, способность, обусловливающая социальные установки, объяснения и убеждения. Д.Майерс выясняет, от чего зависит точность впечатлений о себе и других, насколько социальное мышление склонно к предвзятости, каким образом социальные установки человека влияют на его поведение.
     Вопросы социального интеллекта обсуждаются  учеными в процессе решения проблем  творческого развития. Как отмечает Х.Гарднер[29], интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект - это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он выделяет семь видов интеллекта:  
1. Вербальный интеллект - вербальные, речевые способности. Человек, у которого хорошо развит этот вид интеллекта, может аргументировать, убеждать, учить, умело используя слова.  
2. Музыкальный интеллект - способность исполнять, сочинять или получать удовольствие от музыки. (Как правило, данный вид интеллекта хорошо развит у исполнителей, композиторов, музыкальных критиков).  
3. Логико-математический интеллект - умение производить операции с числами, логически мыслить, способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образы и рационально анализировать процессы и события.  
4. Пространственно-визуальный интеллект - способность видеть, воспринимать объекты и манипулировать ими в уме; воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции (характерен для архитекторов, инженеров, хирургов).   
5. Телесно-кинестетический интеллект — хорошо развиты двигательные навыки, которые успешно используются в спорте, в исполнительском искусстве, в ручном труде (характерен для танцовщиков, спортсменов, механиков).   
6. Межличностный интеллект - способность понимать других людей и сотрудничать, идентифицироваться с ними и представлять, как мир выглядит из их перспективы. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения, темперамент и потребности других, как реагируем на них.  
7. Внутриличностный интеллект - способность понимать себя, свои чувства, стремления (хорошо развит у психиатров, поэтов).

     Эти виды интеллекта рассматриваются Х.Гарднером  как ранние, более общие, формы способностей, в значительной мере определяемые генетически. С возрастом они фокусируются в конкретное занятие.
     Два последних вида интеллекта, по классификации Х.Гарднера, соответствуют понятию «социальный интеллект», который выражается в познавательной способности, т.е. способности понимать других людей и себя.
     Ученый  не устанавливает отношений между  видами интеллекта, но предполагает, что они работают взаимосвязано.
     Социальный  интеллект как форма приобретаемого опыта, «инструмент» психики, который  обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, рассматривался Р.Селманом. Ученый выделил пять основных этапов его развития.
     Нулевая, досоциальная стадия, на которой ребенок  не различает внутренние, психологические, и внешние, физические, принципы поведения, заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.
     Первая  стадия развития социального интеллекта - стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира - сменяется  стадией согласования разных точек зрения, намерений, действий.
     На  второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию  другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.
     На  третьей стадии развития социального  интеллекта, достигаемой обычно в предподростковом возрасте (10-12 лет), начинается понимание взаимозависимости, взаимообусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных людей; представления о человеческом взаимодействии структурируются, выстраиваются в систему.
       Четвертая стадия социального  развития предполагает осознание  разных уровней человеческой близости и умение, или способность, учиться способам построения отношений на разных уровнях близости [29].
     В онтогенезе социальный интеллект развивается  позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта[ 23].
     На  формирование социального интеллекта оказывают влияние социальное мышление и социальные представления личности.
     Индивидуальное  сознание личности, его социальное мышление формируют не общественное сознание как таковое, а установленные им схемы, стереотипы, социальные законы, которые постигает личность в своем индивидуальном опыте .
     Проблема  социального интеллекта нашла свое отражение в исследованиях Г.Ю.Айзенка[ 26].

     1.1.1. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка.

 
     Ганс  Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую концепцию интеллекта. Он выделял три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепций интеллекта. В то же время Г. Айзенк не противопоставляет  их одну другой и даже пытается объяснить в общей схеме (Рисунок П1).
     Биологический интеллект – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение. Д. Векслер утверждает, что «любое работающее определение интеллекта должно в основе своей быть биологическим».
     Психометрический  интеллект – это своего рода связующее  звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (g).
     Социальный  интеллект – это интеллект  индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

     1.1.2. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

 
     В  60-е годы другой ученый – Дж. Гилфорд, – создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда.
     Факторно-аналитические  исследования, которые более двадцати лет проводились Дж. Гилфордом  и его сотрудниками в университете Южной Калифорнии с целью разработки тестовых программ измерения общих  способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта. Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс переработки информации. Эти переменные следующие: 1) содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала); 2) операции по обработке информации (умственные действия); 3) результаты обработки информации.
     Каждая  интеллектуальная способность описывается  в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов. Рассмотрим параметры каждой их трех переменных с указанием соответствующего буквенного индекса.
     Содержание  предъявляемой информации:
     Образы (F) – зрительные, слуховые, проприоцептивные и другие образы, отражающие физические характеристики объекта.
     Символы (S) – формальные знаки: Буквы, цифры, ноты, кодовые обозначения и т.д.
     Семантика (M) – концептуальная информация, чаще всего словесная; вербальные идеи и  понятия; смысл, передаваемый при помощи слов или изображений.
     Поведение (B) – информация, отражающая процесс  межличностного общения: мотивы, потребности, настроения, мысли, установки, определяющие поведение людей.
     Операции  по переработке информации:
     Познание (C) – обнаруживание, узнавание, осознание, понимание информации.
     Память (M) – запоминание и хранение информации.
     Дивергентное  мышление (D) – образование множества  разноообразных альтернатив, логически  связанных с предъявляемой информацией, многовариантный поиск решения проблемы.
     Конвергентное мышление (N) – получение единственно  логического следствия из предъявляемой информации, поиск одного правильного решения проблемы.
     Оценивание (E) – сравнение и оценка информации по определенному критерию.
     Результаты  обработки информации:
     Элементы (U) – отдельные единицы информации, единичные сведения.
     Классы (C) – основания отнесения объектов к одному классу, группировки сведений в соответствии с общими элементами или свойствами.
     Отношения (R) – установление отношений между  единицами информации, связи между объектами.
     Системы (S) – сгруппированные системы  информационных единиц, комплексы взаимосвязанных  частей, информационные блоки, целостные  сети, составленные из элементов.
     Трансформации (T) – преобразование, модификация, переформулировка информации.
     Импликации (I) – результаты, выводы, логически  связанные с данной информацией, но выходящие за ее пределы.
     Таким образом, классификационная схема  Д. Гилфорда описывает 120 интеллектуальных факторов (способностей): 5х4х6=120. Каждой интеллектуальной способности соответствует маленький кубик, образованный тремя осями координат: содержание, операции, результаты (Рисунок П2). Высокая практическая ценность модели Дж. Гилфорда для психологии, педагогики, медицины и психодиагностики отмечалась многими крупными авторитетами в этих областях: А. Анастази (1982), Ж. Годфруа (1992), Б. Кулагиным (1984).
     Согласно  концепции Д. Гилфорда, социальный интеллект  представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию – познание (С) – и сосредоточил свои исследования на познании поведения (СВ). Эта способность включает 6 факторов:
     Познание  элементов поведения (CBU) – способность  выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность близкая к способности выделять «фигуру из фона» в гештальт-психологии).
     Познание  классов поведения (CBC) – способность  распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
     Познание  отношений поведения (CBR) – способность  понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
     Познание  систем поведения (CBS) – способность  понимать логику развития целостных  ситуаций взаимодействия людей, смысл  их поведения в этих ситуациях.
     Познание  преобразований поведения (CBT) – способность  понимать изменения значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
     Познание  результатов поведения (CBI) – способность  предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
     Дж. Гилфорд разработал свою тестовую батарею  на основе 23 тестов, предназначенных для измерения шести выделенных им факторов социального интеллекта. Результаты проведенного тестирования подтвердили первоначальную гипотезу. Социальный интеллект значимо не коррелировал с развитием общего интеллекта (при средних и выше среднего значениях последнего) и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами. Последний факт особо важен, т.к. в его методике использовалась невербальная информация в виде картинок-комиксов. Из первоначальных 23-х тестов четыре теста, наиболее адекватные для измерения социального интеллекта, составили диагностическую батарею Дж. Гилфорда. Впоследствии она была адаптирована и стандартизирована во Франции. Результаты французской адаптации были взяты за основу при адаптации теста к российским социокультурным условиям Михайловой Е.С. в период с 1986 по 1990 год на базе лаборатории педагогической психологии НИИ профессионального образования РАО и кафедры психологии Российского государственного педагогического университета [23].
     Перед исследователями всегда стояла задача определения границ социального интеллекта. Ее решение требовало отделить социальный интеллект от абстрактного (IQ) и академического. Но работа по созданию методических инструментов для измерения социального интеллекта не приводила к нужным результатам. Как правило, эти попытки терпели неудачу.
     Главная причина, видимо, кроется в том, что  основной в обследованиях социального  интеллекта выступала его вербальная оценка. При диагностических обследованиях специалисты преимущественное внимание уделяли когнитивным характеристикам, таким, как восприятие других людей, понимание мотивов их поведения и т.п. Причем выявлялось все это лишь в результате вербальных измерений, и даже оценка поведенческих аспектов социального интеллекта также осуществлялась с помощью вербальных методов (самоотчет, интроспекция и т.п.).
     Между тем общеизвестно, что вербальная оценка собственной эмоциональной или социальной сферы и реальные поведенческие характеристики далеко не всегда совпадают. Поэтому постепенно все большее место в изучении социального интеллекта стали занимать исследования, базировавшиеся на поведенческих, невербальных способах оценки социального интеллекта. Одними из первых объединили два этих подхода к рассмотрению и диагностике социального интеллекта С. Космитский и О.П. Джон [26], предложив концепцию социального интеллекта, включающую семь составляющих. Эти составляющие они укомплектовали в две относительно самостоятельные группы: «когнитивные» и «поведенческие».
     К когнитивным элементам социального  интеллекта ими были отнесены оценка перспективы, понимание людей, знание специальных правил, открытость в отношениях к окружающим. К элементам поведенческим: способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях.
     Тем самым подчеркивалась мысль о  том, что социальный интеллект —  это область, где тесно взаимодействует  когнитивное и аффективное. Как несложно заметить, эта модель довольно полно отражает суть явления и определенно указывает на то, что подлежит диагностике и развитию. Пользуясь ею, можно разрабатывать программу диагностики и формулировать цели работы по развитию социального интеллекта.
      Исследования  социального интеллекта советскими психологами.
 
     В советской психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева [1]. Она определяла его в системе социального развития личности.
     Механизмом  формирования личности по мнению М.И. Бобневой выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует как минимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществ. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат.
     Второе, более специальное определение  термина используется в социологии и социальной психологии. Социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей.
     Принимая  во внимание наличие указанных значений, М.И. Бобнева отмечает, что только социализация не обеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций – типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй –  накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д.
     Далее, в своем рассуждении, М.И. Бобнева  останавливается на второй тенденции – индивидуализации. Она отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, – это всегда процесс его индивидуального развития  в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Последнее автор связывает с социальным научением и в качестве примера ссылается на работы Д.Б. Эльконина, который выделял две формы развития ребенка: 1) усвоение предметных знаний и навыков предметных действий и деятельности, формирование психических свойств и способностей, связанных с таким обучением и развитием и т.п.; 2) освоение ребенком социальных условий его существования, овладение в игре социальными отношениями, ролями, нормами, мотивами, оценками, одобряемыми средствами деятельности, принятыми формами поведения и отношений в коллективе.
     М.И. Бобнева определяет наличие особой потребности у формирующейся личности – потребность в социальном опыте. Эта потребность может искать выход в стихийном поиске в виде неорганизованных, неуправляемых поступков и действий[1] , но может быть реализована и в специально созданных условиях. Т.е. существуют и необходимы для полноценного развития личности две формы приобретения социального опыта – и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности. Т.о. важнейшей задачей прикладной социальной психологии личности и психологии воспитания, как замечает исследователь, является поиск оптимальных форм сочетания обоих видов социального научения и выявления их специфических закономерностей.
     Надо  отметить, забегая вперед, что правомерность  и значение последнего утверждения становятся особо очевидными в свете данного исследования. В нем наглядно демонстрируется необходимость организации социально-психологической работы с молодежью, моделирование и развитие социального интеллекта для профилактики социально-ненормативного поведения.
     Социально-психологическое  развитие личности  предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро- и микросоциальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект – это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Бобнева М.И. считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. И  принципиально важно, подчеркивает автор, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан  однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок  и т.д. 
     Другой  отечественный исследователь, Ю. Н. Емельянов [11], изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности – повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Под социальным интеллектом он понимает устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности – особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности. Т.о. социальный интеллект выступает относительно независимым праксеологическим образованием.
     На  основе анализа литературы можно  выделить следующие источники развития социального интеллекта.
     Жизненный опыт, – ему принадлежит ведущая  роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения. Его характеристики следующие. (1) он социален, включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды; (2) он индивидуален, т.к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни.
     Искусство, – эстетическая деятельность двусторонне  обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений. 
     Общая эрудиция – это запас достоверных  и систематизированных гуманитарных знаний, относящиеся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.
     Научные методы – предполагают интеграцию всех источников коммуникативной компетенции, открывают возможность описания, концептуализации, объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества.
     Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с  особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию.
     Емельянов так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект  и ситуативную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное  владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, – всеми видами семиотических систем. Автор дополняет коммуникативную компетенцию элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека, и способность воздействовать на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других. Этот «акциональный» аспект коммуникативной компетенции требует осознания: а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы; б) своих перцептивных умений, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем); в) готовности воспринимать новое во внешней среде; г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм); д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды (экологическая психокультура); е) способов персонализации окружающей среды (материальное воплощение «чувства хозяина»); ж) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания – жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.).
     Говоря  о пути повышения коммуникативной  компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает, что коммуникативные умения и  интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными (как в филогенетической, так и онтогенетической перспективе) по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому, ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей. 
     А.Л. Южанинова [30]также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект – субъект-субъектных.
     Она рассматривает социальный интеллект  как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.
     Социально-перцептивные способности – это такое целостно-личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения индивидуальных, личностных свойств реципиента, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими. С другой стороны, учитывая связь рефлексивных процессов с социально-перцептивными, следует дополнить психологическое содержание данного феномена способностью самопознания (осознание своих индивидуально-личностных свойств, мотивов поведения и характера восприятия себя другими).
     Социальное  воображение – это способность  адекватного моделирования индивидуальных и личностных особенностей людей  на основе внешних признаков, а также  способность прогнозирования характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия.
     Социальная  техника общения – это «действенный»  компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужно для личности русле, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих.
     Исследования, которые провела А.Л. Южанинова, а  также ряд других ученых, выявили, что социальный интеллект слабо  связан с оценками общего интеллекта, со шкалой интеллектуальной продуктивности теста MMPI, с данными по фактору В теста Кеттелла. Все эти данные позволяет говорить о правомерности выделения социального интеллекта в качестве самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности. Были обнаружены корреляции с некоторым шкалам теста MMPI.
     Значимая  положительная связь с оценками шкалы «играние роли» . Т.о., умение взаимодействовать с окружающими, быть социально приемлемой личностью – компонент социального интеллекта.
     Значимая  отрицательная с оценками шкалы  «уверенность в себе». Очевидно, что  завышение самооценки действительно  связано с неспособностью ориентироваться  в социальном окружении.
     Слабая  теснота связей с «социальной  преемственностью» и «социальной уверенностью». Чем выше социальный интеллект, тем общение с человеком желательнее для окружающих, тем увереннее он себя чувствует[30].
     Т.о., вывод о том, что чем выше социальный интеллект, тем более адаптивен  человек, кажется вполне оправданным. Значение данной стороны психики  с особой наглядностью обнаруживаются на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений.
     Д.В. Ушаковым дана характеристика структурных особенностей социального интеллекта. Социальный интеллект, по его утверждению, обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:  
• «континуальным характером;  
• использованием невербальной репрезентации;  
• потерей точного социального оценивания при вербализации;  
• формированием в процессе социального научения;  
• использованием «внутреннего» опыта» [ 27 . С. 17].

     Можно выделить два фактора социального интеллекта.
     Первый  — это «кристаллизованные социальные знания». Имеются в виду декларативные  и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях. Под декларативными в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения, а под опытными те, что получены в ходе собственной исследовательской практики.
     Второй  — социально-когнитивная гибкость. Здесь речь идет о способности применять социальные знания при решении неизвестных проблем. Всем известно, что «знать» о чем-либо очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностями их применять.
     Характеризуя  концепцию социального интеллекта, можно выделить три группы, описывающих  его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:  
1.Когнитивные:  
• социальные знания — знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;  
• социальная память — память на имена, лица;  
• социальная   интуиция   —оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;  
• социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.  
2. Эмоциональные:  
• социальная     выразительность — эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;  
• сопереживание — способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);  
• способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.  
3. Поведенческие:  
• социальное восприятие —умение слушать собеседника, понимание юмора;  
• социальное    взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;  
• социальная адаптация —умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

     Пользуясь выделенными критериями, вполне можно  разрабатывать процедуры выявления и количественной оценки каждого из обозначенных параметров социального интеллекта. Особенно важно то, что данная концепция социального интеллекта, отражая полно его составляющие способна служить общей программой его развития в образовательной деятельности.  
 

     Функции социального интеллекта 

     Рассматривая  интеллект как индивидуально-личностное свойство человека, можно отметить, что в содержании функций отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Теоретический анализ психологической литературы позволяет выделить следующие функции: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлксивно-коррекционную.
     Познавательно-оценочная  функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации. 
     Социальный  интеллект обеспечивает переработку  информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего.   
     Полученная  информация находит отражение в  проявлении оценочных суждений о возможности ее использования, о реальных уровнях достижения результатов. В целом включается в процесс самопознания, позволяющий человеку, понять самого себя, свою сущность. Включение в этот процесс позволяет проявить себя в качестве субъекта профессиональной деятельности. Таким образом, реализация этой функции позволяет отобрать значимую информацию адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта (познавательный аспект), сформировать оценочные суждения о происходящем, непосредственно включая человека в процесс целеполагания (оценочный аспект). Однако, эта функция не позволяет определить ценностный смысл ее достижения, что происходит при реализации следующей функции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.