На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прогнозирование развития хозяйственной структуры в краткосрочном периоде

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая: Прогнозирование  развития хозяйственной  структуры в краткосрочном  периоде 3.

                                   СОДЕРЖАНИЕ                                  
Введение                                                                       3
1.     Выявление  тенденций развития хозяйственной  структуры                   5
1.1.         Индикаторы, характеризующие результативность  функционирования
хозяйственной структуры
1.2.         Внешние и внутренние условия,  обуславливающие            5
состояние и развитие хозяйственной структуры                         10
2.     Методические  положения прогнозирования развития
хозяйственной структуры                                                       17
2.1.          Методика построения прогнозной модели                         17
2.2.          Характеристика и отбор факторов  для построения
прогнозной модели                                                             23
3.     Прогнозирование  развития хозяйственной структуры  в краткосрочном
периоде
26
3.1.   Информационное  обеспечение процесса разработки
прогноза                                                                      26
3.2.   Прогноз  показателей развития хозяйственной  структуры  28
3.3.    Оценка  прогнозных результатов и их  социально-
экономическая интерпретация                                                   33
Заключение                                                                    35
Список литературы                                                             36
Приложение                                                                    37
                                    ВВЕДЕНИЕ                                   
В условиях социально-экономических  преобразований, свойственных переходной
экономике, значительно усложняется процесс управления хозяйственными
структурами. Это  связано как с расширением  их прав и обязанностей, так и  с
необходимостью  более гибкой адаптации в окружающей среде. Возникают новые
цели и задачи, изменяются формы собственности предприятий, налаживаются
новые хозяйственные  связи, формируются рыночные механизмы управления. Все
появляющиеся в  связи с этим проблемы невозможно решить без профессионального
менеджмента, который  носит характер непрерывного процесса через реализацию
функций управления.
Особую роль в  современном менеджменте играет прогнозирование как предвидение
результатов развития хозяйственной структуры и перспективное  планирование в
качестве системы  мер, необходимых для преодоления  отклонения прогнозируемых
итогов от установленных параметров.
Органической частью планирования является составление  прогнозов, показывающих
возможные направления  будущего развития хозяйственной структуры,
рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Вся как
плановая, так и  практическая работа в организации связана с необходимостью
прогнозирования.
Прогнозирование предполагает описание возможных или  желательных аспектов,
состояний, решений, проблем будущего. Планирование основано на принятии
решений о проблемах, выявленных на стадии прогнозирования, на учете всех
критических аспектов будущего.
В качестве основных отличий прогнозирования от планирования можно назвать
следующие:
прогнозирование осуществляется в условиях с высокой  долей неопределенности
или случайности;
объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность хозяйственной
системы и внешней  среды;
прогнозирование в большей степени ориентировано  на исследование развития
внешней среды  хозяйственной системы, носит системный  характер;
прогнозирование носит информационный, консультативный характер, принятие
решения необязательно, в то время когда планирование носит директивный
характер;
при прогнозировании  в связи с большим периодом упреждения и неопределенностью
используются более  общие расчетные или экспертные нормы.
Таким образом, прогнозирование по своему составу шире планирования, так как
включает не только показатели деятельности хозяйствующего субъекта, но и в
большей степени  учитывает изменяющиеся параметры внешней среды [5].
Целью курсового  проекта является выявление тенденций развития хозяйственной
структуры ОАО  «Сибнефтемаш» в краткосрочном  периоде.
Тюменский завод  «Сибнефтемаш» создан 1 апреля 1976 года по приказу
Производственного управления автомобильного транспорта Главтюменнефтегаза за
№ 163 от 19 марта 1976 года. В 1992 году "Сибирский завод нефтепромыслового
машиностроения" преобразован в открытое акционерное  общество "Сибнефтемаш" и
зарегистрирован администрацией Тюменского района 29.07.93г. Правовое
положение ОАО "Сибнефтемаш" определяется Гражданским кодексом Российской
Федерации, Федеральным  законом "Об акционерных обществах".  Численность
работающих на заводе в 2002г. составляет 313 человек.
Основным видом  деятельности ОАО "Сибнефтемаш" является производство
нефтепромыслового и бурового оборудования, таких как цементировочные насосы
ЦН26-32 и запчастей  к ним, котлы и змеевики ППУ, различное  емкостное
оборудование, соединительные детали трубопроводов, быстроёмкостное  соединение
БРС, запчасти к  станкам – качалкам СКС8-3, 0-4000 и  т.д. Доля
нефтепромыслового оборудования в общем объёме выпуска товарной продукции
составляет 84% [10].
Задачами курсового  проектирования являются: прогноз основных экономических
показателей ОАО  «Сибнефтемаш» в краткосрочном  периоде, оценка результатов
прогноза и  их интерпретация.
             1. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ            
1.1.                     Индикаторы, характеризующие результативность
функционирования  хозяйственной структуры
Индикатор – это  средство отображения изменения  какого-либо  параметра
изучаемого процесса или объекта. Для анализа функционирования хозяйственной
структуры необходимо использовать набор экономических  показателей, которые, в
свою очередь  делятся на абсолютные и относительные.
Для выявления  тенденций развития хозяйственной структуры, необходимо
проанализировать  изменение следующих показателей: прибыль, выручка, объём
выпускаемой продукции, рентабельность, производительность труда  и другие.
Прибыль является главным показателем эффективности  работы предприятия,
источником его жизнедеятельности. За счет прибыли выполняются обязательства
предприятия перед  бюджетом, банками и другими организациями.
Показатели прибыли  характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной
деятельности предприятия. Наряду с абсолютным показателем объема прибыли
финансовой статистикой  широко применяется относительный  показатель —
рентабельность (R), который позволяет в общем виде охарактеризовать
прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой
обобщение различных  качественных и количественных параметров работы
хозяйствующего  субъекта. Его величина зависит от роста объема производства,
производительности, снижения себестоимости и др., поэтому его следует
рассматривать в  качестве важнейшего индикатора для  оценки экономической
эффективности работы.
Более правильную оценку уровню показателей прибыли  и рентабельности даст
изучение себестоимости  продукции. Анализ себестоимости продукции  направлен на
выявление возможностей повышения эффективности использования  материальных,
трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта
продукции.
Снижение себестоимости  продукции является важнейшим фактором развития
экономики предприятия.
Основные финансово - экономические показатели, характеризующие  деятельность
ОАО «Сибнефтемаш», представлены в таблице 1.1.
                                                                     Таблица 1.1
          Основные финансово-экономические  показатели ОАО «Сибнефтемаш»         
    
  Ед. изме-рения
Преды-дущий  год Отчёт-ный год Абс. при-рост, т.руб
Тр.
Прибыль балансовая тыс. руб. 3338 12593 9255 3,77
Себестоимость товарной продукции  тыс. руб. 31183 78017 46834 2,50
Товарная  продукция тыс. руб. 16400 34177 17777 2,08
Выручка тыс. руб. 34521 90610 56089 2,62
Затраты на 1 руб. товарной продукции руб. 0,91 0,86 -0,05 0,95
Производительность  труда руб. 10627 21235 10608 2,00
Рентабельность  по реализованной продукции % 9,80 16,00 6,20 -
 
Из таблицы 1.1. видно, что в отчёмном году объём товарной продукции
увеличился на 17777 тыс. руб. в денежном выражении, по сравнению с предыдущим
годом, что привело  к увеличению прибыли (на 9255 тыс. руб.) и выручки (на
56089 тыс. руб.). Себестоимость  товарной продукции увеличилась  (более, чем на
100%), несмотря на  то, что затраты на 1 рубль товарной продукции снижаются.
Рентабельность  по реализованной продукции имеет  тенденцию к росту (6,2%).
Также увеличилась  производительность труда (на 100%), что  способствует
снижению себестоимости.
В целом, структура  затрат завода «Сибнефтемаш» представлена в табл.1.П1.
Графически, данные отображены на рис.1.1.
                             
                   Рис.1.1 Структура затрат ОАО «Сибнефтемаш»                 
Резко возросшая  доля затрат на сырье и материалы (предыдущий год – 26,2%,
отчётный – 33,2%) выдвигает задачу повышения их эффективного использования.
Также увеличилась  доля затрат на покупные полуфабрикаты, она составляет почти
15% от общих затрат. Затраты на сырьё, материалы и  полуфабрикаты можно
снизить за счёт экономии на транспортных расходах, наладить контакты с
поставщиками, находящихся  ближе по своему географическому  положению к заводу.
Довольно высоки затраты на оплату труда работников 23,1 и 22,2% процента в
отчётном и предыдущем году соответственно.
Себестоимость продукции  находится во взаимосвязи с показателями эффективности
производства. Она  отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от
изменения условий  производства и реализации продукции.
Но, помимо финансовых показателей, нельзя не учесть различные  внешние и
внутренние факторы, так или иначе, влияющих на конечный результат.
1.2.    Внешние  и внутренние условия, обуславливающие  состояние и развитие
хозяйственной структуры
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней
сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают
определенные ограничения  на операционные действия и в какой-то степени,
каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает
его осуществление.
Процесс анализа  организационной среды предприятия  начинается с определения
основных элементов  внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как
эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которые являются
для нее наиболее важными; их называют "критическими точками". Затем фирма
собирает необходимую информацию о критических точках.
Среду любой организации  можно определить как совокупность трех сфер:
внутренней среды, рабочей среды и общей среды.
Изучение внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить
внутренние ресурсы  и возможности компании. Выявляя  сильные и слабые стороны
компании, руководство  имеет возможность расширять  и укреплять конкурентные
преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение возможных проблем
[9].
Внутренняя среда  организации включает в себя следующие  основные элементы:
производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная
структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых
сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Организационная структура ОАО «Сибнефтемаш»  является линейно-функциональной.
Высшим звеном данной структуры является генеральный  директор, которому
подчиняются: начальник ПДО, зам. генерального директора по коммерции, зам.
генерального директора  по экономике, руководитель службы качества,
юрисконсульт, главный  инженер, инженер по технике безопасности, бухгалтерия,
отдел кадров, РСУ.
Данную структуру  трудно назвать оптимальной, однако она довольно эффективна
и, кроме того, практически  полностью исключено дублирование функций. Эта
структура не всегда существовала на заводе, а сформирована только после
преобразования  его в предприятие.
Функциональные  и линейные связи внутри организации еще не сформированы
окончательно. С  целью улучшения организации  производства, повышения качества
продукции на заводе произведены структурные изменения. По состоянию на
01.01.00г. численность  руководителей, специалистов по  промышленно –
производственному персоналу  - 70 чел., по непромышленной группе – 2 чел.
Работа руководителей, специалистов завода была направлена на решение вопросов
производительности  труда, качества, улучшения конструкции  выпускаемой
продукции, уменьшения материалоёмкости, изучения и расширения рынков сбыта.
Значительно укреплена  квалифицированными кадрами конструкторско –
технологическая служба, ремонтно – энергетический участок.
В составе завода "Сибнефтемаш" существуют следующие  структурные подразделения:
основное производство (механосборочный цех, кислородно-накопительная станция,
экспериментально-инструментальный участок);
вспомогательное производство (транспортный цех, ремонтно-энергетический
участок, ремонтно-строительный участок);
непромышленная  группа (здравпункт, столовая).
Организационная структура предприятия
Эффективная деятельность предприятия, помимо управления, во многом зависит от
его коллектива (персонала). Персонал – это основной штатный  состав работников
организации, выполняющих  различные производственно – хозяйственные функции.
Он характеризуется  численностью, структурой, профессиональной пригодностью,
комплектностью. Собственно предприятие заинтересованно в  стабильном
коллективе и  занимает позицию субъекта, принимающего из экономических
соображений меры по ограничению числа увольнений.[4] Система работы с кадрами
на предприятии  направлена на достижение высокой эффективности  труда каждого
работника, а так  же создания стимулов и социальных гарантий, позволяющих
сближать интересы работников с интересами самого предприятия. Работа с
персоналом осуществляется всеми руководителями.
Организацией проведения кадровой работы на предприятии занимается отдел кадров.
В отчётном году текучесть  кадров на заводе составила 14% против 20% в
предыдущем периоде, сменяемость 22% в отчётном, против 26%. Основной причиной
текучести кадров в начале отчетного периода являлась низкая зарплата на
предприятии, в  других  случаях – семейные обстоятельства.
Отдел кадров проводит следующие мероприятия по работе с персоналом:
ведётся работа по привлечению на предприятие молодежи;
улучшение набора кадров  по профессиональным качествам;
улучшение качества подготовки кадров на заводе;
снизить средний  возраст на предприятии за счёт приёма на вакантные должности
молодежи;
освоение компьютерных программ по кадрам;
в качестве дополнительного  стимулирования труда, среди рабочих  проводится
конкурс-соревнование профессионального мастерства. Опыт показал, что он
является одной  из самых эффективных форм стимулирования трудовой
деятельности.
В целом, на заводе кадровая политика достаточно организована. Текучесть
кадров не велика и постоянно снижается. Средний  возраст работающих также
снижается по сравнению  с прошлым периодом [8].
Помимо внутренней среды организации, существует также  и внешняя среда,
которая тоже оказывает значительное влияние на деятельность фирмы. В неё
входят: рабочая  и общая среды.
Рабочая среда - это  среда непосредственных контактов  с фирмой, она включает
тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые
оказывают прямое воздействие на фирму. Это:
во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье,
финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков
труда - наемных  работников, затем клиенты - потребители  продукции фирмы,
посредники - финансовые, торговые, маркетинговые, государственные
экономические структуры (например, налоговая инспекция);
Основными поставщиками сырья и материалов для ОАО  «Сибнефтемаш» являются:
«Волжский трубный  завод» - 30%, «Новокузнецкий металлургический комбинат» -
22%, «Челябинский  трубный завод» - 18%, «Череповецкий  металлургический
комбинат» - 7%  и  другие (23%).
                             
         Рис. 1.2 Основные поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов        
Рынками сбыта  продукции ОАО «Сибнефтемаш»  являются ОАО "Тюменская нефтяная
компания" – 9%, ОАО "Сургутнефтегаз" – 46%, "Славнефть  – Мегионнефтегаз" –
2%, "Ноябрьскнефтегаз" – 2%, "Юкос – сервис" – 9% и другие
нефтегазодобывающие объединения (рис. 1.2)
                             
                Рис. 1.2 Рынок сбыта продукции  ОАО «Сибнефтемаш»               
Более подробная  схема потребителей продукции ОАО  «Сибнефтемаш» представлена в
Приложении 2. Большую  часть своей продукции предприятие  реализовывает в
пределах Тюменской  области.
во-вторых, к элементам  рабочей среды относят «конкурирующие фирмы» и так
называемые контактные аудитории - средства массовой информации, общества
потребителей и  т.п., которые оказывают существенное влияние на формирование
благоприятного  или неблагоприятного облика фирмы [3].
Основными конкурирующими фирмами на рынке сбыта являются: ОАО «Уралтрансмаш»,
«Ижнефтемаш», «Уралхиммаш», «Курганхиммаш», «Мотовилихинский завод» которые
тоже специализируются на выпуске нефтепромыслового оборудования.
К контактным аудиториям можно отнести СМИ и различные  союзы производителей.
Несмотря на большое  количество печатных и интернет-проектов, в сфере
информационного обеспечения нашего рынка имеются  очевидные пробелы. Наиболее
существенный из них - поддержка экспорта российского  оборудования.
В результате анализа  имеющихся проектов по информационному обеспечению рынка
нефтегазового оборудования был сформирован «Союз производителей нефтегазового
оборудования». В  него входят более 140 предприятий и  организаций по
производству нефтегазопромыслового  оборудования, в том числе и  завод
«Сибнефтемаш».
Сегодня задача обеспечения  российских нефтегазовых компаний информацией  о
продукции Российских заводов практически решена. Неизвестные  ранее
предприятия оборонного комплекса уже являются признанными  участниками
российского рынка  нефтегазового оборудования и имеют прямые связи со своими
потребителями [15].
    
         Рис.1.4 Реализованная продукция в  базисном году (92823тыс.руб.)        
Завод «Сибнефтемаш» выпускает нефтепромысловое и буровое оборудование.
Основная доля сбыта продукции (около 90%) осуществляется в пределах Западной
Сибири. Занимаемую долю на рынке определить достаточно сложно, так как
ассортимент продукции  меняется с каждым годом. В качестве примера можно
представить результаты сбыта пакеров и цементировочных  насосов ЦН26-32 за
исследуемые периоды. В предыдущем году завод удовлетворил спрос по пакерам на
100%, а в последующем  году только на 4%. Цементировочных  насосов было
реализовано 98% от общего объёма спроса в предыдущем году, что значительно
превысило сбыт по данной продукции в отчётном периоде (25%).
На заводе существует маркетинговая служба, которая занимается анализом
состояния на рынке  нефтепромыслового оборудования.
Ассортимент продукции представлен на рис.1.3.
Общая среда состоит  из элементов, которые не связаны  с фирмой напрямую, но
оказывают влияние  на формирование общей атмосферы  бизнеса. С этой точки
зрения общую  среду бизнеса иногда называют "экологией фирмы". Общая среда -
это среда косвенных контактов фирмы. Выделяют четыре основных фактора общей
среды - экономические, технологические, политические, социальные. Каждый из
них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами  и воздействует на
них (рис. 1.4) [4].
                             
    
             Рис. 1.4     Уровни организационной среды и их элементы            
Внешняя среда  является источником, питающим организацию  ресурсами,
необходимыми для  поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Организация находится  в состоянии постоянного обмена с внешней средой,
обеспечивая тем  самым себе возможность выживания.
ОАО «Сибнефтемаш»  расположен в г. Тюмени. Он входит в  первую десятку заводов,
функционирующих на юге области по объёму выпускаемой  продукции. Привлечение
интереса  нефтегазовых фирм к машиностроительному сектору Тюмени - одна из
приоритетных задач  промышленной политики областной администрации.
Удельный вес  продукции машиностроения в последние  три года постепенно
увеличивается и  составляет ныне почти четверть от общеобластного объема
производства. Добытчикам и переработчикам углеводородов в автономных округах,
размещающим заказы на "юге", предоставляются льготы по зачислению налогов в
местные бюджеты.
Помимо того, в  целях поддержки самих производителей действует так называемый
односоставочный тариф за потребляемую электроэнергию. В 2001 году инвестиции
в отрасль возросли в полтора раза. В ноябре 2001 года тюменским губернатором
была утверждена областная пятилетняя программа  развития предприятий
машиностроения  и металлообработки. Планируется  направить в отрасль в общей
сложности 633 миллиона рублей. Денежная составляющая складывается из
следующих источников: областной, федеральный бюджеты (федеральные  целевые
программы), инвестиции, собственные средства заводов. Емкий  по содержанию
документ в числе  прочего предусматривает создание в Тюмени инновационного
центра машиностроения и отраслевой лизинговой компании. Конечной целью
программы является, в первую очередь, значительный рост производства
продукции для  нужд нефтегазодобывающих компаний. Ожидается, что объем
производства в 2005 году увеличится по сравнению с 2005 годом на 38%, а
численность занятых  в отрасли - на 1200 человек.[7]
Таким образом, учитывая при прогнозировании своей деятельности внутренние и
внешние факторы, предприятие может достигать  поставленных целей с
минимальными затратами  и максимальной прибылью, повышать качество
предлагаемых потребителю  услуг.
  2.   МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ  
2.1.   Методика  построения прогнозной модели
Прогнозирование – это способ научного предвидения, в котором используется как
накопленный в  прошлом опыт, так и текущие  допущения насчет будущего с целью
его определения.  Основная функция прогноза – обоснование  возможного
состояния объекта  в будущем или определение  альтернативных путей. Выбор
конкретного метода является одной из наиболее важных задач прогнозирования.
Существует множество  методов, позволяющих сделать прогноз, но необходимо
выделить из их числа приемлемые для решения  конкретной задачи.
Условно все существующие методы можно разбить на две большие группы:
фактографические, которые базируются на фактически имеющейся  информации об
объекте прогнозирования  и его прошлом. Они условно  подразделяются на
статистические  и аналоговые методы;
экспертные методы используют мнения специалистов-экспертов и применяются
тогда, когда невозможно формализовать изучаемые процессы или имеет место
неопределенность  развития хозяйственной системы.
Обоснованность  прогноза в значительной мере зависит  от выбора метода
прогнозирования. Практическое применение того или иного метода
прогнозирования определяется такими факторами, как  объект прогноза, сложность
и структура системы, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста.
Для прогнозирования  затрат и объемов выпускаемой  продукции наиболее
подходящими являются статистические методы, включающие методы прогнозной
экстраполяции, корреляционный анализ, метод наименьших квадратов  и др.
Экстраполяционные методы являются одним из самых распространенных и наиболее
разработанных среди  всей совокупности методов прогнозирования. В общем случае
для экстраполяции  необходимо иметь временной ряд, где каждому значению
независимой переменной (в качестве которой выступает  время) соответствует
определенное значение прогнозируемою показателя. При формировании прогнозов
с помощью экстраполяции  обычно исходят из статистически  складывающихся
тенденций изменения  тех или иных количественных характеристик  объекта.
Следует отметить, что, поскольку метод разработан для анализа временных
рядов, состоящих  из большого числа наблюдений, а временные ряды в отраслевом
прогнозировании, как правило, невелики, прогноз, сделанный с помощью этого
метода, может не отразить некоторых существенных изменений.
Прогнозную экстраполяцию  можно разбить на два этапа.
Выбор оптимального вида функции, описывающей ретроспективный ряд данных.
Выбору математической функции для описания тренда предшествует преобразование
исходных данных с использованием сглаживания и  аналитического выравнивания
динамического ряда. Расчет коэффициентов функции, выбранной для
экстраполяции.
Под трендом понимается характеристика основной закономерности  движения во
времени, в некоторой  мере свободной от случайных воздействий. При разработке
моделей прогнозирования  тренд оказывается основной составляющей
прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие
составляющие. Результат  при этом связывается исключительно  с ходом времени.
Предполагается, что  через время можно выразить влияние  всех основных
факторов. В статистической литературе под тенденцией развития понимают
некоторое его  общее направление, долговременную эволюцию. Обычно тенденцию
стремятся представить  в виде более или менее гладкой  траектории [9].
Для оценки коэффициентов  чаще остальных используется метод  наименьших
квадратов (МНК).
Его сущность состоит в минимизации суммы квадратических отклонений между
наблюдаемыми величинами и соответствующими оценками (расчетными величинами),
вычисленными по подобранному уравнению связи.
                                                      (2.1)
где - расчетные значения тренда;
y – фактические  значения ретроспективного ряда;
n – число наблюдений.
Этот метод лучше  других соответствует идее усреднения как единичного влияния
учтенных факторов, так и общего влияния неучтенных.
Операцию экстраполяции  в общем виде можно представить  в виде определения
значения функции
                                                                    (2.2)
где - экстраполируемое значение уровня;
L – период упреждения;
     - уровень, принятый за базу экстраполяции.
Под периодом упреждения при прогнозировании понимается отрезок времени от
момента, для которого имеются последние статистические  данные об изучаемом
объекте, до момента, к которому относится прогноз.
Экстраполяция на основе средней.
В самом простом  случае при предположении о том, что средний уровень ряда не
имеет тенденции  и к изменению или если это  изменение незначительно, можно
принять т. е.
прогнозируемый  уровень равен среднему значению уровней в прошлом. Доверительные
границы для средней  при небольшом числе наблюдений определяются следующим
образом:
                                                                               (2.3)
где ta – табличное значение t- статистики Стьюдента с n-1 степенями
свободы и уровнем  вероятности p;
     - средняя квадратическая ошибка средней.
Значение ее определяется по формуле 
. В свою очередь, среднее квадратическое отклонение S для выборки равно
                                                                         (2.4)
Доверительный интервал, полученный как 
, учитывает неопределенность, которая связана с оценкой средней величины.
Общая дисперсия (связанная  как с колеблемостью выборочной средней, так и с
варьированием индивидуальных значений вокруг средней) составит  величину
. Таким образом, доверительные интервалы для прогностической оценки равны
                                                        (2.5)
Недостаток рассмотренного подхода заключается в том, что  доверительный
интервал не связан с периодом упреждения.
Экстраполяция по скользящей и экспоненциальной средней.
Для краткосрочного прогнозирования наряду с другими  приемами могут быть
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.