На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование системы мотивации персонала

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 
Глава 1 Система мотивации: пути и методы формирования
1.1 Определение  роли мотивации в системе управления персоналом
1.2 Пути  и методы формирования системы  мотивации
2.Анализ  мотивации персонала ООО «Сахалинуголь»
2.1. Анализ методов мотивации. 
2.2.Проблемы по стимулированию труда на предприятии ООО «Сахалинуголь»
3.Предложения  по совершенствованию мотивации  персонала на ООО «Сахалинуголь»
Заключение. 
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2
Введение
Одна  из главных задач для предприятий  различных форм собственности - поиск  эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого  фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей  является их мотивация. Система мотивации  в организации должна предоставлять  ее членам максимально широкий и  гибкий выбор мотивирующих средств, в рамках которых работник выбирает себе то, что для него обладает наивысшей  ценностью. Шокирующая, но беспощадная  статистика, утверждающая, сто текучесть  рядовых сотрудников и менеджеров низшего звена составляет 100-150 % в  год, является реальностью. Сегодня  около 80% российских компаний переживают состояние кризиса управления. Данная статистика – это результат отношения  работодателя к своему персоналу. Персонал – это главный актив предприятия. Без персонала орудия труда мертвы. Мотивация и стимулирование человека являются главными показателями, характеризующими эффективность работы этого ключевого  звена. Недаром мотивация и стимулирование сегодня выходят на первое место  в системе управления персоналом.
Поэтому целью данной работы явилась разработка предложений по развитию и совершенствованию  системы мотивации на предприятии (на примере ОАО ООО «Сахалинуголь»)
Объектом  исследования явился персонал ООО «САХАЛИНУГОЛЬ», предметом – мотивация работников к работе в указанной компании.
Для достижения поставленной цели были поставлены и  решены следующие задачи:
        изучить современный взгляд на проблему мотивации персонала на предприятии, ее место в системе управления персоналом,
        познакомиться с опытом отечественных и зарубежных предприятий по оценке мотивации и применению различных методов стимулирования,
        измерить уровень мотивации персонала,
        оценить эффективность используемых на предприятии систем и методов стимулирования труда,
        разработать предложения по усовершенствованию системы мотивации работников.
В процессе выполнения поставленных задач использовались
        наблюдение,
        анкетирование,
        интервьюирование,
        математические методы.
Полученные  результаты помогут оценить и  внедрить новые методы мотивации 
3
труда, положить начало формированию мотивационной  статистики. Полученная информация может  быть использована для разработки стратегии  по развитию мотивации работников предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 
 

Глава 1. Система мотивации: пути и методы формирования
      Определение роли мотивации в системе управления персоналом
 
Важнейшую роль в системе управления персоналом играют мотивация и стимулирование работника. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет решать такие задачи, как повышение результативности труда каждого сотрудника и эффективности  всего производства, обеспечение  систематического роста квалификации кадров, стабилизации коллектива. Мотивация  включает в себя внутреннее состояние  человека, называемое потребностью, и  нечто вне его, определяемое как стимул или задача /2/. Стимул – это внешний побудитель в труде. Поэтому мы будем трактовать это понятие как внешнее воздействие на трудовое поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей /1/. Человеком движут мотивы – внутренние побудители. Мотивация - это процесс влияния стимулов на мотивы для получения требуемого уровня мотивации /2/. В свою очередь, относительно отдельного работника, группы или коллектива стимулы побуждают к труду, деятельности и работе
Основная  деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть  взрослой самостоятельной жизни. Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные  имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в  поле внимания. Заставить кого-то что-нибудь полюбить или захотеть чем-то заниматься - чрезвычайно сложно. Две составляющие – когда человек может что-то делать и хочет выполнять конкретную задачу – взаимосвязаны. Нужно мотивировать сотрудника, чтобы он работал именно в этой компании и занимался конкретной деятельностью, понимая, что возможен служебный рост, большее вознаграждение и признание.
В настоящее  время существует множество теорий мотивации. Множественность теорий мотивации, их концептуальная разделенность пока не дают возможности менеджеру для ясного и доступного понимания протекания мотивационного процесса. Мотивационный процесс – это процесс согласования целей субъекта управления (предприятия в целом) и объекта управления (конкретного работника) /3/. Доблаев В.Л. выделяет в структуре мотивационного процесса пять последовательных этапов.
Таким образом, чтобы на практике реализовать  целеориентированную мотивацию труда персонала, отследить цели и результаты деятельности необходимо оценить труд работника .
Мотивацию персонала принято разделять  на внешнюю (побуждают работать субъекты внешней среды) и внутреннюю (мотивы порождает сам человек). Наиболее значимыми мотивами труда для работника, как правило, являются материальные – всегда ограниченные возможностями организации. При этом
талант  управленца заключается в умении побудить подчиненных работать максимально  эффективно, используя при этом все  разнообразие мотивационных воздействий Не имея возможности поднимать уровень заработной платы, руководитель может мотивировать сотрудника удобным режимом труда, что вполне может компенсировать сотруднику некоторые недостатки материального стимулирования и отвечать его насущным потребностям даже больше, чем сами деньги.
Нельзя, однако, умалять значение прямого  экономического стимулирования, без  наличия которого невозможно говорить о действительности какого-либо другого  вида мотивации. Система денежных выплат должна обеспечить персоналу желаемый уровень дохода, зависеть от трудового  вклада, регулировать спрос и предложение  рабочей силы по предприятиям, отраслям экономики, регионам и отвечать таким  принципам как: справедливость распределения, недопущение дискриминации, дифференцированный подход, своевременность выплаты.
Поэтому многие руководители, осознавая, что  не могут так глубоко повлиять на своих подчиненных, оставляют  вопрос внутренней мотивации на совести  специалистов по найму. Они полагают (впрочем, достаточно справедливо), что  эта задача должна решаться на уровне входа в организацию - т.е. надо брать  на работу только тех, у кого уже  есть эта самая, странная и неуловимая, внутренняя мотивация работать именно в их компании и именно над поставленными  задачами. В долгосрочной перспективе  даже самые изощренные многоступенчатые методы отбора кандидатов не решают проблемы внутренней мотивации.
Ведь  результаты, достигнутые людьми в  процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания  работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает  его потенциал, негативная мотивация  тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.
Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени.
Процесс создания и природа мотивации  изучается довольно давно. Одним  из первых была иерархия потребностей Маслоу. Согласно Маслоу, физиологические потребности являются основополагающими для человека: они требуют своего удовлетворения в первую очередь. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения других людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в
6
группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает  потребности в уважении
и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение/1/.
По мере того как частично удовлетворяются  потребности на одном уровне, доминирующими  становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь в  виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют  доминирующую потребность. Например, очень  распространенным является мнение, что  основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое  убеждение не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к  примеру, потребность в близких  отношениях или потребность в  самореализации, то он предпочтет деньгам  место, где сможет удовлетворить  эту потребность.
На основе приведенного классификатора потребностей может быть построена мотивационная  модель .
Удовлетворение  своих потребностей, являющихся важнейшим  мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности на рынке труда.
Исследования  показывают, что активный созидательный  труд в настоящее время в той  или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего  населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным  образованием, административно - управленческого  персонала, высококвалифицированных  рабочих, работников услуг. Это ведущий  отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах  от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.
Основным  стимулирующим фактором работников на рынке труда является заработная плата. Без него все остальные  факторы теряют свою эффективность. Жизнь каждого из нас можно  представить как бесконечную  череду взаимосвязанных актов действий и поощрений: " - действие – стимул – действие – стимул - ". Четкое представление о принципиальных различиях мотивационного механизма позволяет выделить две принципиально различные формы организации стимулирования. Одну из них можно назвать подкрепляющей, вторую – опережающей.
Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся  как в старых, так и в новых  формах. Этому способствуют компенсационные  надбавки, натурализованная оплата. Резко  возросли различия между оплатой  труда руководящего состава и рядовых
7
работников. Появилась необходимость гарантировать  выплату заработка,
формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы,
эквивалентно  оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий  работников с рентабельностью производства.
В организациях наиболее остро стоит проблема выбора системы стимулирования работников. Цели системы стимулирования должны соответствовать целям организации  и способствовать обеспечению ее рабочей силой, обладающей необходимыми и достаточными компетенциями. Но, как  известно, каждый человек уникален, каждый имеет собственную систему  ценностей, определяющую уникальный набор  и соотношение мотивирующих факторов. Напрашивается вывод, что система  стимулирования для каждого человека должна быть индивидуальной. Это возможно лишь в малых коллективах, где  руководитель знает потребности  каждого из своих работников, однако на средних и крупных предприятиях возникает потребность в группировке  работников, с тем, чтобы предоставлять  различные стимулирующие системы  группе работников. 
 

1.2 Пути и методы  формирования системы  мотивации 

Сегодня система управления персоналом немыслима  без такой важной составляющей, как  мотивация труда. И каждая компания, серьезно относящаяся к вопросам управления персоналом или, по крайней  мере, планирующая свой завтрашний день, старается разработать собственную  систему стимулирования труда персонала.
Государство предоставляет некоторые льготы и гарантии работнику, соблюдение которых  позволяет работодателю сформировать некоторый мотивационный пакет. Трудовой Кодекс РФ обуславливает работнику  некоторые льготы и компенсации, но в настоящее время они не полностью удовлетворяют потребностям работника, в связи с чем государственным пакетом в основном ограничиваются крупные предприятия и бывшие государственные компании.
Впрочем, некоторые признаки мотивации присутствуют у всех без исключения компаний и  предприятий. Один из них и, безусловно, самый значимый - это система заработной платы. Любой сотрудник, нанимаясь  на работу, ожидает от работодателя адекватной оплаты его усилий и труда. Кем бы ни был сотрудник, и какого рода усилия бы он ни прилагал в ходе работы, его труд должен быть
8
 оплачен.  Поэтому можно утверждать, что  только комплекс мер, сведенных  в
единую  систему стимулирования труда, способен в должной степени оказать позитивное влияние на эффективность труда, что и является главной целью кадровой политики компании.
Попробуем дать характеристику и оценку методов  мотивации, применение которых может  помочь создать эффективную систему  мотивации труда на предприятии. 

Эффективность труда, прежде всего, зависит от его  организации. 

Существует  несколько принципов  организации труда: 

O    работа должна иметь смысл. Каждый работник должен знать смысл своей работы, четко осознавать цели и ощущать  значимость ее выполнения, 

O    каждый работник должен иметь свое рабочее место, которое должно быть соответствующим образом оборудовано, 

O    руководство должно создать такие  условия труда, чтобы работник мог  наиболее эффективно выполнять свои обязанности. Требования, предъявляемые  ему, не должны быть занижены или завышены, 

O    каждый работник должен видеть результат  своего труда и осознавать индивидуальный вклад в результат коллективной деятельности, 

O    каждый работник может иметь собственный  взглядна оптимизацию своего рабочего времени и процесса. Все рационализаторские предложения должны быть рассмотрены и должным образом оценены, 

O    администрация должна периодически напоминать работнику о значимости его труда и оценивать его  работу, 

9
O    каждый сотрудник должен стремиться к успеху. Его успех должен быть адекватно оценен, 

O    информированность работника. Каждый работник должен обладать необходимой  информацией по работе, 

O    работник должен принимать участие  в изменениях в организации рабочего времени и места. 

Приходя на работу сотрудник, прежде всего, сталкивается в первую очередь со своим рабочим  местом, офисом компании. Нет нужды  доказывать преимущество современного офиса перед необорудованным  полуподвальным помещением. А такие  факторы как удобство месторасположения  и время, занимаемое дорогой, можно  в данном случае опустить, так как  не всегда целесообразно размещать  офис или производство в центре города и на оживленных транспортных магистралях. Естественно, предоставляя такие условия  работы, руководство компанией вправе ожидать от сотрудников соответствующей  отдачи.
Достаточно  важный блок системы мотивации тесно  переплетен с понятием корпоративной  культуры – общепринятой системы  ценностей и норм компании, сформированный имидж компании в глазах сотрудников  и общественности /3/.
При организации  системы мотивации на предприятии  необходимо придерживаться следующими правилами:
1.                 Никогда не следует поддаваться  первому соблазну пойти по  простому пути мотивации –  попытаться «купить» активность  работника какими-либо благами.  Просто надо пояснить значимость  работы и ее место в общей  деятельности, а в случае действительно  творческого выполнения задания  работника, по окончании работы, поощрить.
Достойная зарплата не мотивирует, а лишь удерживает человека от поиска новой работы.
2.                 Регулярно проводить инвентаризацию  применяющихся систем стимулирования  на предмет их устаревания.  Однообразно применяющиеся стимулы  становятся привычными, ожидаемыми (переходят в класс опережающих)  и перестают действовать как  мотиваторы текущей деятельности, сужают сферу интересов подчиненных. Они, быть может, способны удерживать человека на данном предприятии, но к мотивации трудовой активности на конкретном рабочем месте теряют отношение.
10
 В  ситуации, где действительно требуется  четкое, опережающее стимулирование, при разработке положений не  обольщаться – уделять больше  внимания предвидению и предупреждению  возможных злоупотреблений со  стороны стимулируемых работников, направленных на получение стимулов  наиболее легким и простым  путем, в обход установленных  правил. Даже за рубежом на  решение этой проблемы приходиться  до 80% времени, затрачиваемого на  разработку систем оплаты и  премирования труда. При творческом, аттрактивном характере нашего персонала эта цифра может быть еще выше.
Около 50% людей меняют место работы, утратив  интерес к нематериальной мотивации. Среди топ-менеджеров таких от 15-40% /6/. 

Психологи выделяют несколько основных стадий потери мотивации и определяют для  каждой из них типичные признаки:
Стадия 1: Удивление. На этой стадии сотрудник  испытывает неумение, настороженность, растерянность. Он задается вопросом: кто виноват в происходящем –  он сам, непосредственное руководство  или система управления? Сотрудник  подолгу задерживается на работе, хотя весь объем дел выполнен, это  может быть проявлением его растерянности.
Стадия 2: Игнорирование. Обычно подчиненные  замечают ошибки руководителя или системы  управления. Лояльный работник может  попытаться поделиться с начальством  своими мыслями. Игнорирование его  идей ведет к демотивации. На этом этапе, как отмечают психологи, сотрудник проявляет явные признаки недовольства. Работник начинает уклоняться от выполнения каких-то заданий руководства. Высококвалифицированные специалисты часто оставляют компанию уже на этом этапе.
Стадия 3: Неосознанный саботаж. У работника, который утвердился в мысли, что  причина неудач - в руководстве, появляется неосознанная надежда на то, что  шеф скоро вновь совершит ошибку. Он рассчитывает на то, что после  очередного серьезного промаха начальство заинтересуется его мнением. Это  выражается в намеренном или ненамеренном скрытии от руководителя служебной  информации, в избегании встреч с  ним.
Стадия 4: Без надежды. Сотрудник теряет надежду на изменение ситуации. Он разочаровывается и в руководстве, и в своей работе в данной компании, падает эффективность его деятельности. Недовольство приобретает словесную  форму. На этом этапе практически  все специалисты начинают активно  искать другую работу.
Стадия 5: Забастовка. Эта фаза отчуждения работника  от руководства и компании в целом. Наступает явный конфликт. Симптомы такого состояния – игнорирование  плановых мероприятий и молчаливое выполнение любых 
11
распоряжений  сверху. Равнодушие на лице сотрудника – показатель того, что человек  дошел до стадии, когда восстановление доверия к руководству уже  невозможно.
Стадия 6: Добровольная каторга. У сотрудника, по каким-то причинам не ушедшего из компании, наступает апатия и подавленность. Он ненавидит работу, при этом выглядит вялым, даже сонливым. Когда это состояние становиться массовым, в коллективе начинаются разговоры об отпуске, о покупках, о посторонних вещах.
Сотрудники  компании должны чувствовать уверенность  в завтрашнем дне, которая формируется  стабильностью предприятия, заботой  о персонале, достаточном уровне заработной платы и регулярностью  ее получения, системой социальных льгот.
Комплекс  социальных льгот (социальный пакет) играет достаточно важную роль в системе  материальной мотивации труда. Наиболее популярные льготы – это организация  питания сотрудников, оплата проезда  на работу. Можно сказать, что данные льготы все чаще встречаются в  компаниях и стали едва ли не стандартными атрибутами. Специалист, работая в  компании с дополнительными социальными  льготами, как правило, подсознательно чувствует заботу со стороны руководства  и более ответственно относится  к результатам своего труда. К  соцпакету относят льготы, не оговоренные в Трудовом Кодексе.
Достаточно  прогрессивна и интересна такая  форма, как «банк отпусков». Данная форма аккумулирует в себе дни  планового отпуска, часы переработки, отгулы и пр. Банк отпусков позволяет  работнику самому планировать свой отдых и максимально полезно  использовать выходные дни, конечно, согласовывая это с руководством.
Немаловажным  условием для повышения эффективности  стимулирования труда являются ясно видимые перспективы карьерного роста сотрудника. В компаниях, дорожащих  своими кадрами, существует планирование карьеры сотрудников. Изменения  в статусе сотрудника не обязательно  должны быть значимыми в должностной  иерархии компании, это может быть повышение статуса (разряда) в рамках одной должности, что само по себе является признанием заслуг сотрудника и не влечет за собой заметного  повышения в заработной плате. Ротация  кадров не обязательно должна проходить  по вертикали, достаточно эффективна и  горизонтальная ротация персонала.
Осознание значимости своего труда занимает не последнее место в общей системе  мотивации труда. Предоставляя работнику  более содержательную работу, необходимо положительно оценивать его труд. Так же распространенным является вариант  перемещения сотрудника с предварительным  обучением.
12 

Большой мотивирующей силой и при этом не требующей больших финансовых
 вложений  со стороны организации обладает  гибкий режим рабочего времени  надомная работа (телеработа). Это достигается путем установления баланса между работой и личной жизнью сотрудника. Телеработа предполагает возможность трудиться дома, в транспорте в момент передвижения, в разных общественных учреждениях, а не в каком-то одном конкретном месте, которым чаще всего является офис. Работа становиться задачей, которая решается, а не местом, куда приходят.
Гибкие  режимы рабочего времени являются формой организации рабочего времени, при  которой для отдельных работников или коллективов в определенных пределах допускается саморегулирование  общей продолжительности рабочего дня, рабочей недели, рабочего года при обязательном соблюдении общей  нормы рабочего времени. К гибким режимам рабочего времени закон  относит: гибкий рабочий год, сжатую рабочую неделю, гибкие графики рабочего времени.
Возможность больше времени проводить в привычной социальной среде, иметь свободу в передвижении, местонахождении, в определении ритма работы, которую обеспечивает надомная работа и гибкий режим работы, нередко имеет большее значение, чем высокая зарплата или престижная должность.
Законодательно  возможность использования гибкого  рабочего времени регулируется соответствующей  статьей Трудового Кодекса РФ, в основе которой лежит суммированный  учет рабочего времени (см. ст.104 ТК РФ).
Главным составляющим режима гибкого рабочего времени является гибкий график работы. Он может устанавливаться как  при приеме на работу, так и в  процессе трудовой деятельности с целью  ее оптимизации, как на определенный срок, так и без указания срока. Здесь допускается полная свобода  сторон договора: работодателя и работника. Установление гибкого рабочего времени  уже работающему сотруднику, как  правило, оформляется приказом работодателя.
В качестве фактора мотивации гибкий режим  работы и надомная работа привлекательны для работника следующим: 

      оптимальным балансом между семьей и работой, сокращением расходов на оплату услуг  лиц и учреждений, осуществляющих уход за членами семьи (детьми, престарелыми родителями) и возможностью проводить  больше времени с семьей.
 
13 

      возможностью  получения образования, дополнительного  заработка, участия в общественной жизни т.д.
 
      осуществлением  контактов со сторонними организациями, имеющими строго регламентированный график работы,
 
      повышением  продуктивности самой работы, осуществляемой в привычной (домашней) обстановке,
 
      уменьшением времени и затрат на транспорт, исключением  попадания в дорожные пробки и  стрессов, с ними связанных,
 
      соблюдением индивидуальных биологических ритмов, времени труда и отдыха, отсутствием  необходимости просыпаться рано и работать до позднего вечера.
 
Формируя  четкую внятную систему мотивации  труда, руководителю компании или службе персонала необходимо предпринять  следующие шаги:
        - провести исследования и анализ рынка труда на интересующем сегменте рынка,
        - определить необходимый и возможный список социальный льгот, который может быть сведен в единую систему и должен положительно повлиять на общую картину состояния производительности труда в компании. Причем данная система должна быть достаточно прозрачной и понятной работнику компании,
        - по необходимости ранжировать предоставленные льготы по иерархической системе предприятия. Чем выше статус, тем более значимые льготы могут быть предоставлены,
        - комплекс социальных льгот может быть выборочным не только по должностям, но и по видам деятельности. Например, отдел продаж может несколько отличаться по набору социального пакета, чем административно-хозяйственный отдел. Это обусловлено разными уровнями решаемых задач,
        - определить источники финансирования социальных программ, так как система должна функционировать достаточно четко и носить регулярный характер.
14
Говоря  о системе мотивации в целом  как о системе стимулирования труда, нельзя не отметить тот факт, что помимо позитивных методов повышения  эффективности труда, существуют и  негативные, обычно они представлены различного вида наказаниями, штрафами. Как правило, применения такого подхода  оправдано только в комплексе  с позитивными методами, это так  называемая система поощрений и  наказаний, «кнута и пряника».
Наибольшее  распространение получило применение штрафов по отношению к сотруднику, получившему замечание со стороны  руководства по организации труда  или допустившему нарушение трудовой дисциплины. Данная форма стимулирования труда нашла широкий отклик в  рядах работодателей. Логика принятия решений о введении системы штрафов  достаточно проста: если наивысшим  стимулом труда является уровень  оплаты труда, то самым уязвимым местом работника являются способы его  понижения, т.е. штрафы.
Чаще  всего штрафы налагаются за нарушение  режима рабочего дня (опоздание на работу, прогулы и т.д.), небрежное выполнение своих служебных обязанностей и  др. Во многих компаниях, где визуально  контролировать приход сотрудников  на работу невозможно или затруднительно по причине большей численности  персонала, данная задача возложена  на технику. Широко распространена система  компьютеризированного контроля. Так  руководство оперативно получает информацию о прибытии специалиста на работу и может аргументировано наложить взыскание. Данная система так же играет позитивную роль для сотрудника, так как она дает реальную картину  продолжительности рабочего дня  и позволяет в полной степени  контролировать переработку и адекватно  ее оплачивать.
Список  проступков, за которые возможно наложение  штрафов, очень обширен и порой  доходит до нелепого. Например, в одной компании существует штраф за игнорирование корпоративных мероприятий (таким образом руководство, очевидно, сплачивает коллектив и формирует корпоративную культуру). Необходимо отметить, что в своем большинстве штрафы накладываются обоснованно и выполняют возложенную на них задачу.
Важным  условием эффективной работы системы  мотивации по принципу «кнута и пряника» является прозрачность механизма ее работы. Каждое взыскание, моральное  или материальное, должно накладываться  обосновано и быть понятным самому работнику. Недопустимо, когда штрафы налагаются по прихоти руководства, без четкой внятной системы.
Гораздо эффективнее и система доплат за работу без нареканий (против системы  штрафов). При этом сотрудник получает определенную базовую зарплату. По итогам определенного периода, на основе анализа исполнения служебных обязанностей (как и в системе штрафов) начисляются  доплаты, например, за отсутствие каких-либо замечаний и взысканий, опозданий  на работу.
15
Итак, сегодня  мотивация персонала в компаниях  занимает большое значение в
организации. Система управления персоналом немыслима  без такой важной составляющей, как  мотивация труда. Согласование целей  предприятия и конкретного работника  происходит постепенно в мотивационном  процессе, где работником анализируется  ситуация, средства для получения  результата и сам результат. Мотивы и стимулы побуждают человека к деятельности. Процесс мотивирования  персонала изучается довольно давно. Одним из первых теорий, которые  объясняли природу мотивации, была иерархия потребностей Маслоу.
В настоящее  время существует множество теорий мотивации. Современная наука разделяет  мотивацию персонала на внешнюю и внутреннюю. Внешняя и внутренняя мотивация оказывают большое влияние на деятельность работника. Наиболее эффективной принято считать внутреннюю мотивацию, но без внешней системы мотивации (стимулирования) внутренняя большей частью теряет свое значение. Цели системы стимулирования должны соответствовать целям организации и способствовать обеспечению ее рабочей силой, обладающей необходимыми и достаточными компетенциями. В организациях наиболее остро стоит проблема выбора системы стимулирования работников. Каждая компания, серьезно относящаяся к вопросам управления персоналом или, по крайней мере, планирующая свой завтрашний день, старается разработать собственную систему стимулирования труда персонала.
Руководствуясь  основными правилами формирования мотивации, принципами организации  труда службе персонала можно  сформировать четкую и внятную систему  мотивации труда. Предприняв необходимые  шаги, руководитель компании может  создать у работников положительную  мотивацию, что в конечном итоге  играет более эффективную роль в  общей системе стимулирования труда  предприятия. Каждой компании рано или  поздно придется столкнуться с проблемами стимулирования труда, привлечения  и удержания квалифицированного персонала. В их решении грамотная  и четкая система мотивации играет далеко не последнюю, если не ведущую, роль. 
 
 
 
 
 
 

16
2.Анализ  мотивации персонала ООО «Сахалинуголь» 

2.1. Анализ методов  мотивации.
Для поведения  данного исследования было осуществлено анкетирование работников ООО «Сахалинуголь» в количестве 50 человек. Анкетирование проводилось анонимно, при этом респондентам сообщалась цель исследований (см. Приложение 2). Основную часть работников (75%) представляют люди в возрасте от 25-40 лет. 25% имеют 2 и более высших образований, 60% высшее и 15% средне-специальное.
В управлении персоналом ООО «Сахалинуголь» применяются следующие группы методов:
·  Административно- организационные  методы управления:
1.                       Регулирование взаимоотношений  сотрудников посредством положений  о структурных подразделениях  и должностных инструкций,
2.                       Использование властной мотивации  (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении  текущей  деятельностью предприятия.   

·  Экономические методы управления: 

1.                       Материальное стимулирование труда  работников: премиальные по результатам  труда, использование для отдельных  категорий работников сдельной  формы оплаты труда. Кроме этого  фирма практикует выплату денежных бонусов.
·  Социально-психологические  методы управления:
1.                       Развитие у сотрудников чувства  принадлежности к организации  с помощью формирования стандартов  обслуживания,  ведения корпоративной  рекламы,  широкого использования  логотипов компании, обеспечения  сотрудников фирменной  рабочей одеждой и т.п.
2.                       Стимулирование  труда работников  посредством  гарантированного  предоставления   социальных гарантий (больничные листы 75 % от оклада, выплаты пособий и т.п.), организации   праздников для сотрудников, подарки.  Здесь также стоит отметить, что  фирма заботиться о физическом  здоровье своих сотрудников, для  этого каждые выходные введено  свободное посещение спортзала  за счёт организации. 

По словам генерального директора, основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с КЗоТ РФ фирма самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения. Основные правила оплаты труда и премирования закреплены Положением об оплате труда работников ООО «Сахалинуголь» ,утверждаемым приказом Генерального директора. Все вновь принимаемые на работу сотрудники в обязательном порядке знакомятся с данным Положением. В то же время, как повлиять на размер премии своим поведением либо деятельностью никто из сотрудников не знает. Система оплаты в  фирме такова, что сотрудники получают небольшие суммы в качестве зарплаты, а существенная часть получаемых ими денег оформляется как премия, размер которой утверждает генеральный директор. Такая система во многом обусловлена соображениями финансового отдела. На практике это приводит к тому, что сотрудники не знают точно, какую сумму они получат в конце месяца, и не понимают критериев оценки своей работы и начисления премий.
Предприятие использует оплату труда как важнейшее  средство стимулирования добросовестной работы. Индивидуальные заработки работников определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда, результатами торговой деятельности фирмы и максимальным размером не ограничиваются. В качестве базы используется тарифная система  оплаты труда.
Заработная  плата работников складывается из: 

·  должностного оклада,  

·  премий  

Заработная  плата выплачивается в сроки: 20 числа каждого месяца.
Тарифная  часть заработной платы формируется  следующим образом: должностные  оклады руководителям, бухгалтерам, специалистам-электрикам, работникам склада, служащим (охранникам, грузчикам, уборщикам)  устанавливаются  генеральным директором фирмы на основе штатного расписания в соответствии с должностью и квалификацией  работника. Оклады работникам торгового  зала, продавцам-консультантам рассчитываются исходя из суммы выручки, сданной  соответствующей торговой точкой. 

При оплате труда рабочих применяется: 

·  повременная  оплата, согласно окладам, утвержденных в штатном расписании, размер которых  зависит от сложности выполняемой работы и тарифных разрядов;
·  сдельная оплата труда за фактически выполненную  работу.
Премирование  работников осуществляется ежеквартально  и имеет своей целью поощрение  за качественное и своевременное  выполнение трудовых обязанностей, инициативности и предприимчивости в труде. Показателем  премирования является выполнение установленных  месячных планов по сумме выручки  за реализованный товар. Основным условием начисления премий работникам является безупречное выполнение трудовых функций  и обязанностей, предусмотренных  законодательством о труде, правилами  внутреннего распорядка, должностными инструкциями и техническими правилами, своевременное выполнение мероприятий  по охране окружающей среды, соблюдение санитарного режима на торговых точках.
Работники могут быть полностью или частично лишены премии в следующих случаях:  

        неисполнение  или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных должностными или техническими инструкциями;
 
        совершение  дисциплинарного проступка;
 
        причинение  материального ущерба фирме или  нанесение вреда её деловой репутации;
 
        нарушение технологической дисциплины;
 
        допущение грубых ошибок в работе, повлекших  тяжкие последствия для предприятия  или клиента;
 
        нарушение правил техники безопасности и охраны труда, а также правил противопожарной  безопасности;
 
        нарушение правил торговли;
 
        несоблюдение  чистоты и порядка на рабочем  месте;
 
Конкретный  размер снижения премии определяется Генеральным директором ООО «Сахалинуголь» и зависят от тяжести проступка или характера производственного упущения а также их последствий. 

Работники полностью лишаются премии в следующих случаях:
·  совершение прогула,
·  появление  на работе в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения,
·  распитие спиртных напитков на территории фирмы,
·  совершения хищения имущества предприятия.
Полное  или частичное лишение премии производится за тот период, в котором  было совершено упущение по работе.
Премирование  продавцов-консультантов (депремирование) осуществляется согласно отработанному в текущем месяце времени по табелю. Премирование руководителей, специалистов-электриков и служащих производятся на основании приказа Генерального директора фирмы, в случае имеющихся замечаний и нарушений производятся удержания. Работникам, не отработавшим полный календарный месяц при увольнении по собственному желанию, кроме случаев увольнения на пенсию, а также при увольнении за прогул и другие нарушения - премия за данный период не начисляется.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.