На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие Пенсионной реформы в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


Содержание:
    Этапы развития Пенсионной реформы в Российской Федерации…3
    Задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации…..14
    Современное состояние и задачи Пенсионной реформы в Российской Федерации………………………………………………….19
    Заключение……………………………………………………………….27
    Список литературы……………………………………………………..29
 

 
1. Этапы развития Пенсионной реформы в Российской Федерации.
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем  в большинстве развитых стран. В  своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли  пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической  нестабильности социалистическое государство  начало создавать принципиально  новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения  по старости, которая была введена  в 1927 году. Действовавшая в СССР система  пенсионного обеспечения функционировала  в рамках общей системы социального  обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных  видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение  в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это  право реализовывалось путем  общего социального обеспечения  служащих и колхозников пособиями  по временной нетрудоспособности и  выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и  по случаю потери кормильца, другими  формами социального обеспечения.
Хотя данная пенсионная система входила в  так называемую систему социального  страхования, она не содержит экономических  признаков системы государственного пенсионного страхования, которые  наиболее наглядно выражаются в базовых  принципах государственного пенсионного  страхования. Однако несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система  имела одно важное преимущество - она  обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый  прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который  в свою очередь, входил в государственный  бюджет страны. Таким образом, эта  пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного  обеспечения являлся составной  частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения  и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно  отметить сбалансированность бюджета  социального страхования. В тот  период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно  возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа  рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением  в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных  пенсиях”, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение  пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров  в два раза.
Важным этапом формирования цивилизованной программы  государственного пенсионного страхования  следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право  на получение пенсий колхозниками в  период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое  повышение уровня пенсионного обеспечения  трудящихся, увеличение числа пенсионеров  обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета  в фонд государственного социального  страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все  расходы этой системы, недостающая  часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального  страхования.
Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные  денежные выплаты, размер которых, как  правило, соизмерялся с прошлым  заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось  пенсионное обеспечение по социальному  страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца  на общих и льготных условиях, за выслугу лет.
Материальное  обеспечение инвалидов войны, с  детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели  право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи - в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей  назначались независимо от продолжительности  военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное обеспечение  генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей  осуществлялось в особом порядке, установленном  Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
Пенсионное обеспечение  работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения  других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое  в то же время не исключало возможности  получения работником науки или  членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
Часть средств  союзного бюджета передавалась в  виде дотации централизованному  союзному фонду социального обеспечения  колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также  и персональные пенсии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались  персональные пенсии республиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик  выплачивались пенсии инвалидам  войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.
Полноправное  пенсионное обеспечение колхозников  было введено только в 1965 г. Законом  о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения  колхозников пенсиями.
В 1969 г. в стране была введена единая система социального  страхования колхозников. Пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного  союзного фонда социального обеспечения  колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.
Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые  достигли своего апогея в конце 80-х  годов, когда стало очевидно, что  действующая система не в состоянии  справляться с возложенными на неё  функциями.
Главной проблемой  любой пенсионной системы традиционно  является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного  бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых  годов снизилась настолько, что  для проведения очередного незначительного  повышения размера пенсии потребовалось  привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сократило  разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета.
Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических  и социальных проблем, которые могли  быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы  на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации в  бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала  применения принципиально новых  экономических и правовых оснований  в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением  пенсионной реформы должен быть решен  основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и  значительный подъем материального  положения пенсионеров, а также  резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был  принят Закон СССР “О пенсионном обеспечении  граждан СССР”.
Однако уже  через полгода после его утверждения  изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. № 340-1 “О государственных  пенсиях в Российской Федерации” (с последующими многочисленными  изменениями и дополнениями), который  в то же время привнес значительные отличия в правовые основания  функционирования пенсионной системы.
Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором  пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно  и достаточно четко были проведены  в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного  страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия  формирования государственного Пенсионного  фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ  от бюджетных дотаций. Развитие собственных  источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых  взносов на указанные цели.
В части организационной  структуры управления деятельностью  по назначению и выплате государственных  пенсий сохранена прежняя система - через государственные органы социального  обеспечения населения, сейчас - органы социальной защиты населения.
Российские специалисты  в области пенсионного обеспечения  выделяют несколько периодов в процессе становления системы пенсионного  страхования в России, в ряде случаев  отождествляя данный процесс с радикальной  пенсионной реформой. Однако реформирование пенсионного обеспечения еще  далеко от завершения.
Первый этап пенсионной реформы начался в 1990 г. принятием нового российского  закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 “О государственных  пенсиях в РСФСР”, спустя всего  лишь полгода после утверждения  вышеупомянутого союзного пенсионного  закона. Российский закон, сохранив основные положения, заложенные в союзном  законодательстве, в то же время  привнес значительные отличия в  правовые основания функционирования пенсионной системы.
Так как он принимался во время бурных экономических и  политических изменений в стране, то в определенной степени при  его разработке сказалась и политическая конъюнктура, затрудняющая принятие профессиональных решений. Все это отразилось на практике становления и развития обязательного  государственного пенсионного страхования  в России.
В целях реализации норм Закона РСФСР “О государственных  пенсиях в РСФСР” постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного  бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа  реформы. Таким образом, к концу 1990 г. из консолидированной системы  социального обеспечения была выделена организационно- и финансово-самостоятельная  ветвь - пенсионная система, которая  постепенно стала приобретать черты  страховой.
Постановлением  Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которым ПФР до настоящего времени  руководствуется в своей деятельности.
В процессе перехода к рыночным отношениям, сопровождающегося  кризисными явлениями в экономике  и социальной нестабильностью, происходили  систематические нарушения норм и правил, предусмотренных пенсионным и другими законодательствами.
В России были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой  пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения  стабильного уровня покупательной  способности пенсии и обеспечения сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.
Следствием этого  явилась катастрофическая деформация обеспеченности финансовой системы  ПФР. Уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100 - 120 % в  дореформенный период до уровня 80 - 85 % в переходный к рыночным отношения  период. Пропорционально размеру  снижения обеспеченности произошло  снижение уровня самих назначаемых  пенсий, что уже было отмечено выше.
Таким образом, созданная в 1990-1991 гг. новая российская пенсионная система в значительной мере унаследовала от складывавшейся десятилетиями централизованно  регламентируемой экономики социально-иждивенческий  характер. Первый этап пенсионной реформы  утвердил систему пенсионирования, которая в конкретных экономических  условиях (не управления инфляцией) не могла быть полностью реализована  и была обречена на моральное старение.
К 1995 г. ситуация характеризовалась низким размером выплачиваемых пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии заработная плата уже перестала играть сколько-нибудь заметную роль. Практически исчезла  дифференциация пенсий тремя минимальными размерами пенсии. Меры по поэтапному осовремениванию прошлых заработков для исчисления размера пенсий, направленные на увеличение дифференциации их размеров, привели лишь к сокращению финансовых возможностей по повышению минимальных  пенсий, что еще более усугубило  ситуацию.
Пенсионная система  была поставлена перед необходимостью постоянно решать практически не решаемую задачу - одновременно довести  минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить  дифференциацию размеров пенсий в зависимости  от прошлого трудового вклада.
Однако в связи  с отсутствием ресурсов в пенсионной системе на повышение минимального размера пенсии до социально приемлемого  уровня способом линейной индексации вынужденно перешли к применению механизма выплаты компенсационной  надбавки к минимальному размеру  пенсии, увеличивающей все пенсии на фиксированную величину, что, по вполне понятным причинам, вызвало  недовольство пенсионеров, получающих относительно высокие пенсии.
Более того, из-за недостаточности средств, позволяющих  повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, стало практически невозможным  проводить какую-либо социально  приемлемую политику в области пенсионного обеспечения. Переход к рыночным отношениям все больше вскрывал противоречия и недоработки, заложенные в законодательно утвержденной модели пенсионной системы, без устранения которых стало уже невозможно ее устойчивое развитие и повышение уровня пенсионного обеспечения в будущем.
С 1995 г. начался  второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства  РФ №790 была утверждена Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации, которая  определила общие тенденции дальнейшего  реформирования государственного пенсионного  страхования и очертила контуры  будущей пенсионной системы. Важнейшей  тенденцией, в соответствии с Конституцией, является интеграция Российской Федерации  в мировую систему хозяйства  и переход к рыночной экономике, что потребует сближения пенсионного  законодательства РФ с пенсионным законодательством  других стран.
Другая тенденция  заключается в усилении процесса старения населения, что потребует  более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных  гарантиях по пенсионному обеспечению.
В развитие Концепции  реформы пенсионного обеспечения  был принят Федеральный закон  №27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”.
Одним из важнейших  шагов по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника явилось принятие Федерального закона №113-ФЗ “ О порядке  исчисления и увеличения государственных  пенсий”. Указанный Закон предусматривает  переход на новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуального  коэффициента для каждого пенсионера. Он предполагает гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот  отдельными категориями пенсионеров  по исчислению стажа, а также рационализацию выплаты пенсий в период работы.
Однако введение данного Закона в действие в полном объеме в настоящее время невозможно из-за недостатка финансовых средств, в связи с чем сохраняются  ограничения на соотношение заработка  пенсионера и среднего заработка  по стране.
Кроме того, начиная  с 1995 г., происходило накопление государственных  долгов по выплате пенсий, что стало  одной из основных причин дестабилизации ситуации. В рассматриваемом периоде  продолжили свое влияние тенденции, характерные для дореформенного периода. В результате к концу 1997 г. возникла настоятельная потребность  в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая ознаменовала начало нового - третьего этапа пенсионной реформы.
За полтора  десятилетия истории ПФР трижды предпринимались попытки реформирования пенсионной системы. Первые две (в 1994 и 1997-98 годах) не удались из-за финансовой нестабильности - и самой пенсионной системы, и макроэкономической среды, в которой ей приходилось работать. И только к 1999-2000 годах сложились  необходимые финансово-экономические  предпосылки для успешного реформирования пенсионного обеспечения.
В конце 1997 начале 1998 годах был принят и вступил  в действие первый закон о трудовых пенсиях, основанный на страховых принципах, - “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” № 113-ФЗ. Принятием данного закона и развитием  вводимых им норм был предопределен  дальнейший курс на переход от системы  государственного пенсионного обеспечения  к государственному пенсионному  страхованию.
Появились и  информационно-технологические и  организационные предпосылки для  успешного проведения реформы. В 1992 году в ряде регионов страны был  начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату  государственных пенсий. К осени 2000 года единые пенсионные службы уже  функционировали в 24 регионах страны. Логическим продолжением этой работы стал Указ Президента Российской Федерации  от 27 сентября 2000 года № 1709 “О мерах  по совершенствованию управления государственным  пенсионным обеспечением в Российской Федерации”. Указом было рекомендовано  органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации заключить  с Пенсионным фондом Российской Федерации  соглашения о передаче территориальным  органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате, накануне реформы удалось унифицировать  принципы и формы работы органов  пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации, объединив  в их руках назначение пенсий, до той поры бывшее прерогативой органов  социальной защиты, и их выплату. Одновременно органы ПФР взяли в свои руки и  ведение учета пенсионных прав, чем  до той поры занимались кадровые службы работодателей.
В 1996 году был  принят, а с 1997 года вступил в силу федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования” № 27-ФЗ . В соответствии с ним, изменялись принципы и порядок учета пенсионных прав работающих граждан. Основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой  стаж. И, одновременно, - размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В 1997 году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета, который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями ПФР по каналам телефонной и спутниковой связи, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня. К настоящему времени в системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 110 млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров), с ней информационно взаимодействуют 5,5 млн. работодателей, а также управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, участвующие в инвестировании средств пенсионных накоплений.
Наличие всех этих принципиально новых элементов  позволило в конце 2000 года поставить  в практическую плоскость задачу реформирования пенсионной системы. В 2001-2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов - “О государственном  пенсионом обеспечении в Российской Федерации” № 166-ФЗ , “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ и “О трудовых пенсиях  в Российской Федерации” № 173-ФЗ, “Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” № 111-ФЗ. Это  позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004-2005 года, после трех лет пенсионной реформы и системы  пенсионного обеспечения, и системы  Пенсионного фонда России претерпели глубокие качественные изменения.
Из выше изложенного  следует, что история развития пенсионного  страхования в Российской Федерации  с 1990 по 2005 годы включает в себя три  этапа реформирования российской пенсионной системы (табл 1.1).
Таблица 1.1 - Этапы  реформирования российской пенсионной системы за 1990 - 2005 гг.
1 этап  1990-1995 гг.
Закон РФ “О государственных  пенсиях в РФ” от 20 ноября 1990 г. №340-1 Создание ПФР
Выделение пенсионной системы из бюджетов системы социального  обеспечения Расширение льготных пенсий
II этап 1995-2000 гг.
Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения Эксперимент по персонификации и начало первичной  регистрации плательщиков страховых  взносов в ПФР
Создание единых пенсионных служб в региональных отделениях
Завершение персонификации застрахованных
Переход на назначение пенсий по данным персонифицированного учета
Введение индивидуального  коэффициента исчисления пенсии (Закон  РФ№113-ФЗ)
Формирование  тарифной политики ПФР
Локальные финансовые кризисы ПФР
Разработка программы  пенсионной реформы
III этап  2001-2012 гг.
Программа пенсионной реформы в РФ Переходный период к формированию страховой комбинированной  пенсионной системы
Пересмотр формулы  индивидуального коэффициента, применяемого при исчислении пенсий Формирование трехуровневой пенсионной системы
   
Первый этап пенсионной реформы начался в 1990 г. принятием нового российского  закона “О государственных пенсиях  в РСФСР” от 20 ноября 1990 г. №340-.
В целях реализации норм Закона РСФСР “О государственных  пенсиях в РСФСР” постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. №442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного  бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа  реформы. Таким образом, к концу 1990 г. из консолидированной системы  социального обеспечения была выделена организационно- и финансово-самостоятельная  ветвь — пенсионная система, которая  постепенно стала приобретать черты  страховой.
С 1995 г. начался  второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства  РФ №790 была утверждена Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации, которая  определила общие тенденции дальнейшего  реформирования государственного пенсионного  страхования и очертила контуры  будущей пенсионной системы.
В развитие Концепции  реформы пенсионного обеспечения  был принят Федеральный закон  №27-Ф “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”.
Одним из важнейших  шагов по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника явилось принятие Федерального закона №113-ФЗ “О порядке  исчисления и увеличения государственных  пенсий”.
В 1996 году был  принят, а с 1997 года вступил в силу федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования” № 27-ФЗ возникла настоятельная потребность  в разработке принципиально новой  модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и  уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая  ознаменовала начало нового — третьего этапа пенсионной реформы. В 2001-2002 годах  был принят целый блок новых пенсионных законов - “О государственном пенсионом  обеспечении в Российской Федерации” № 166-ФЗ, “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ, и “О трудовых пенсиях в  Российской Федерации” № 173-ФЗ, “Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” № 111-ФЗ. Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004-2005 года, после трех лет пенсионной реформы и система пенсионного обеспечения, и система Пенсионного фонда России претерпели качественные изменения.
2. Задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых  им пенсионных платежей в 2004 году вплотную приблизился к одному триллиону  рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 миллионов пенсионеров. С  Фондом сотрудничает 5,5 млн. работодателей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства  перед ними более чем 42 миллионам  застрахованных, имеющим в структуре  пенсии накопительную часть, 18 миллионам, имеющим только страховую часть  и 6 миллионам работающих пенсионеров  для перерасчета пенсий. По масштабу решаемых задач деятельность ПФР  не имеет прецедентов в истории  России.
Первый шаг  в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был  сделан в 1991 году с созданием Пенсионного  фонда РФ: бюджет пенсионной системы  отделен от бюджета государства. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного  пенсионного страхования и как  они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме  того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической  и демографической ситуаций.
Пенсионное обеспечение  остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов  социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и  органов Пенсионного фонда России ( ПФРФ ).
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику  страны, так как главной целью  его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения средств  во времени и в пространстве —  где бы человек ни жил, он своим  трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный  уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату  ежемесячных пособий, пенсий людям  которые в силу определенных обстоятельств  не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение. В  основные задачи ПФ РФ входят:
- целевой сбор  и аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением  ПФ РФ;
- организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;
    капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов ( в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;
    контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФ РФ, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.
Основными функциями  ПФ РФ являются:
- участие в  определении размеров взносов  на государственное страхование,  а также обоснование и дифференциация  их по предприятиям и организациям  в зависимости от условий труда;
- обеспечение  контроля за своевременным и  полным поступлением страховых  взносов и правильным расходованием  средств фонда;
- разработка  и подготовка предложений по  совершенствованию пенсионного  обеспечения и выполнению социальных  программ;
- организация  текущей работы отделений ПФ  в соответствии с Положением. Средства ПФР формируются за счет:
- страховых взносов  работодателей;
- страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью, в том  числе фермеров и адвокатов;
- страховых взносов  иных категорий работающих граждан;
    ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
- средств, возмещаемых  ПФР Государственным фондом занятости  населения Российской Федерации  в связи с назначением досрочных  пенсий безработным;
- средств, взыскиваемых  с работодателей и граждан  в результате предъявления регрессных  требований;
- добровольных  взносов (в том числе валютных  ценностей) физических и юридических  лиц, а также доходов от капитализации  средств ПФР и других поступлений.  Средства ПФР направляются на:
- выплату в  соответствии с действующим на  территории Российской Федерации  законодательством, межгосударственными  и международными договорами  государственных пенсий, в том  числе гражданам, выезжающим за  пределы Российской Федерации;
- выплату пособий  по уходу за ребенком в возрасте  старше полутора лет;
- оказание органами  социальной защиты населения  материальной помощи престарелым  и нетрудоспособным гражданам;
финансовое и  материально-техническое обеспечение  текущей деятельности ПФР и его  органов;
- другие мероприятия,  связанные с деятельностью ПФРФ. Пенсионный фонд является важным  звеном финансовой системы государства,  при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован  органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства  фонда используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;
- формируется  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;
- страховые взносы  в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;
- на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм  и положений Налогового Кодекса  РФ;
- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;
- расходование  средств из фонда осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  органа (Правление фонда).
Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально -государственных и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием  средств.
Кроме ПФ/ РФ вопросами  пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального  развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта  самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Создание ПФР  стало вехой в решении одной  из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного  обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию.
ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.
Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее  консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его  по сей день.
И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и  платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный  бюджет, а страховой платеж. И  хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе  и средствами обязательного пенсионного  страхования.
Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.   

3. Современное состояние и задачи Пенсионной реформы в Российской Федерации
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 г. нового пенсионного законодательства и  вступления в силу с января 2002 г., стала крупнейшим на сегодня социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя  ее, Пенсионный фонд Российской Федерации  выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых  отношений между поколениями, социальными  группами, работодателями, работающими  и государством.
С вступлением  в силу с 2002 года федеральных законов  “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “О государственном пенсионом  обеспечении в Российской Федерации”, “Об обязательном пенсионом страховании” и “Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации” в стране запущен механизм пенсионной реформы.
Цель проведения пенсионной реформы - построение финансово  устойчивой и справедливой системы, соразмеряющей трудовой вклад с  пенсией через персонифицированный  учет пенсионных взносов.
Основной идеей  реформы стал переход от распределительной  системы пенсионного обеспечения  к накопительной. При распределительной  системе, действовавшей до 2002 года, все средства, которые за период работы каждого гражданина перечислялись  работодателем на пенсионное обеспечение, шли в “общий котел”. Эти средства распределялись государством на всех граждан, получающих пенсию на текущий  момент, при этом размер пенсии не зависел  от трудового вклада того или иного  человека. Пенсия начислялась независимо от того, сколько в итоге денег  перечислено конкретно за него в ПФР. При накопительной системе часть пенсионных отчислений поступает уже не в общий фонд, а на накопительный счет конкретного человека. Таким образом, мы, работая, уже начинаем накапливать себе пенсию. В этом и заключается суть накопительной системы пенсионного обеспечения.
Основными задачами реформы являются:
1) достижение  финансовой сбалансированности  пенсионной системы;
2) повышение  уровня пенсионного обеспечения  граждан;
3) формирование  стабильного источника для дополнительных  доходов в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.