На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской области или ЯНАО)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
"ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ"
ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "Государственное и муниципальное управление" 
 
 
 
 
 
 
 

       К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А 

       по  предмету: Система  государственного и  муниципального управления 

    тема: «Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской  области или ЯНАО) 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Выполнил:
Студентка  5 курса
9 семестр
Скрягина  Ольга Леонидовна 
 
 
 

       с.Толька, Красноселькупский  район  2009
 


     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 
     Изменения в сфере занятости в период рыночных преобразований не могли не затронуть сопряженную с ней сферу обучения, где осуществляется профессиональная подготовка кадров. В то время как занятость трансформировалась принципиально, признав товарный характер рабочей силы и возможность существования безработицы, перемены в сфере обучения в России носили преимущественно поверхностный характер. Они были направлены не столько на совершенствование подготовки рабочей силы для обеспечения спроса сферы занятости, сколько на сохранение и развитие самой сферы профессиональной подготовки. Профессии и специальности, которые получали обучающиеся в результате профессиональной подготовки в тех или иных учебных учреждениях, в значительной степени не соответствовали реально существовавшим довольно ограниченным возможностям трудоустройства. В результате чего, доля молодых людей в возрасте до 29 лет составляла 30% безработных, в то время как предприятия испытывали значительный дефицит в рабочей силе.
     Как особая группа населения молодежь имеет  ряд особенностей, обусловленных  ее демографическими и социально-психологическими характеристиками. Эти особенности имели место всегда, в том числе и в период социалистических методов хозяйствования, зачастую объективно снижая эффективность использования труда молодежи на производстве, а в рыночных условиях снижая конкурентоспособность на рынке труда. В плановой экономике минимизация негативных последствий была возложена на государство и достаточно последовательно им соблюдалась (предоставление продолжительных отпусков работникам, не достигшим совершеннолетия; сокращенная продолжительность рабочего времени при полной его оплате; создание условий для получения образования и ряд других). Особенности молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и являются не привлекательными для работодателя. Понятно, что "недостатки" в качестве рабочей силы молодежи в значительной степени связаны с ее возрастом, и с течением лет в той или иной мере могут быть устранены. Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации российские работодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и средства на "взращивание" молодого работника в своем коллективе до состояния зрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихся опытных специалистов.
     Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, необходимость изучения положения молодежи на рынке труда, так как практика на сегодняшний день показывает, что большинство молодых людей не находят работы по полученной в учебных заведениях специальности. Поэтому в настоящее время, из-за отсутствия прогнозирования в реальных потребностях подготовки специалистов в сфере профессиональной подготовки и в сфере занятости складывается ситуация, характеризующаяся излишними объемами подготовки специалистов теперь уже рыночного профиля: юристов, экономистов, бухгалтеров и т.п.
   Цель  курсовой работы – изучение молодежной политики ЯНАО  и Тюменской области.
   Задачи курсовой работы:
   - рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
   - проведение оценки положения молодежи на рынке труда ЯНАО и Тюменской области;
   -рассмотрение  основных направлений и рекомендации совершенствования занятости молодежи ЯНАО и Тюменской области.
   Объектом  исследования в работе является молодежная политика ЯНАО и Тюменской области. Предметом исследования в курсовой работе является молодежная политика. Основными методами исследования, используемыми в курсовой работе, являются: экономический анализ, программно-целевая логистика, моделирование и другие. Информационной основой выполнения работы послужили законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия и статьи периодических изданий по вопросам использования труда.  

1. Теоретические и методологические вопросы молодежной политики

1.1.Сущность, понятие, принципы и виды занятости молодежи

 
 
     "Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.
     Прежде  чем говорить о социальном положении  и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что  возрастные границы периода молодости  условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.
     К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.1 Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др. Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных. Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ. В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше. Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.2 Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возникновению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмотрение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление специфики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью. Формируя молодежную политику, определяя ее направления и приоритеты в сфере обучения и в сфере занятости, следует иметь в виду ряд отличительных особенностей молодежи, как группы населения и задачи, которые придется ей решать в условиях сложившихся демографических и экономических тенденций, процессов глобализации.3 Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.4 Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.5
     В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.
     В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).6.
     Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости  молодежи во многом связаны с объективными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости. Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения. 7
     Для эффективной работы в системе  занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве.
     Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.
     Основной  целью деятельности данных организаций  является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.8
     Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует: свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;   бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.
     Безработным гражданам в возрасте от 18 лет  гарантируются:
     -  бесплатное получение услуг по  профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;
     - обеспечение социальной поддержки;
     - компенсация в соответствии с  законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
     -  бесплатное медицинское обслуживание  и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
     - возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.9
     Важной  составляющей государственной социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:
     -  выплату пособий по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;
     - выплату стипендии в период  профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
     -  возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;
     - возмещение затрат в связи  с добровольным переездом в  другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.
     Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
     Служба  занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. 

1.2. Сущность и принципы молодежной политики

 
 
     Под государственной молодежной политикой (ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
     Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений. Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.10 Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи. Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т. д.
     В целях усиления внимания государства  и общества к проблемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по делам молодежи был восстановлен. Спустя полгода было утверждено новое Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осуществлять функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики. С реорганизацией Минобразования России и созданием Министерства образования и науки Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был преобразован в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве Департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении мероприятий общероссийского уровня. В то же время функции организационно-финансового обеспечения планируемых мероприятий в сфере молодежной политики возложены на Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.11 Вопросами молодежной политики занимаются и органы законодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; в 1997 г. создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На городском и районных уровнях - примерно 3000 человек, непосредственно в социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников. Кроме того, в формирование и осуществление государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В декабре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 1995 г. 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений" создан федеральный реестр объединений, которые пользуются государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня 1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных объединений ведет Министерство образования и науки РФ. В него включены около 60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственной программы.12 Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Цель поддержки - создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.
     Молодежные  общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие. Общепризнанна в нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые социальные роли. На региональном уровне также формируются реестры детских и молодежных общественных объединений. Государство поддерживает молодежные и детские программы и проекты - выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает организационную и информационную помощь. В июне 2001 г. был создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями. Это консультативно-совещательный орган, призванный вырабатывать предложения по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских общественных объединений. Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ. В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана на десять лет — до 2016 года и определяет главную цель ГМП — развитие потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов, определяющих такие направления деятельности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Предполагается, что с учетом тенденций социально-экономического и общественно-политического развития России государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества.13 Таким образом, перечисленные приоритеты определяют направления и сферы первоначального инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках ГМП, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке. В соответствии с выделенными приоритетами и принципами ГМП стратегия для ее реализации предлагает использовать проектный подход. В частности, предложены девять общенациональных проектов, которые открывают для молодежи возможности для равного участия в них всем молодым людям. Среди них: "Российская молодежная информационная сеть", "Всероссийский стройотряд", "Доброволец России", "Вместе" и др. Точные параметры проектов будут определены федеральной целевой программой. Как известно, молодежь - это важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой потенциальной рабочей силой. Современная ситуация, складывающаяся в обществе, показывает, что с наибольшими трудностями молодежь сталкивается в сфере социально-трудовых отношений, попадая на рынок труда. Сегодня российский рынок труда, испытывая на себе тяготы становления и развития, все еще находится в деформированном состоянии, в состоянии рассогласованности между спросом и предложением рабочей силы по всем направлениям его функционирования (объему, структуре и качеству рабочей силы).14 Это проявляется в переизбытке одних профессий (специальностей), на которых нет спроса, и нехватке других в необходимом объеме и по качеству подготовки, по которым имеется повышенный спрос. В этих условиях возрастают требования к повышению конкурентоспособности рабочей силы, уровню ее профессиональной подготовки и адекватности требованиям рынка труда. Особо это относится к выпускникам образовательных учреждений, которым становится непросто найти себе место под солнцем. В связи с этим на первый план выдвигается задача выработки приоритетов в социальной политике по линии государственного регулирования эффективной занятости всех возрастных групп молодежи. Актуальность этой задачи возрастает в связи с выявившейся негативной демографической структурой занятости и необходимостью активного вовлечения молодежи в трудовой процесс. Одним из главных путей решения этой проблемы является разработка и осуществление комплекса организационных, нормативно-правовых и экономических мер регулирования молодежной занятости.15 С этих позиций следовало бы обеспечить подготовку на федеральном уровне нормативной правовой базы по следующим вопросам:
     - введение государственного заказа  на подготовку специалистов, в  первую очередь, высшими учебными  заведениями;
     - введение контрактной формы закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевой программы, с соответствующими обязательствами сторон (по срокам закрепления, по объемам возмещения затрат);
     - стимулирование предприятий за  создание рабочих мест для  трудоустройства молодежи;
     - разработка и введение образовательных стандартов по формам обучения и профессионально-квалификационных стандартов для рабочей силы, учитывающих требования международных стандартов.16
     Что касается госзаказа на подготовку специалистов, то, естественно, это может быть возможно лишь на основе повышения уровня долгосрочного прогнозирования развития экономики и соответствующей структуры трудовых ресурсов. Однако возможность снижения на плановой основе подготовки кадров объемов затрат, вкладываемых в образование и повышение уровня их эффективности, является залогом роста эффективности экономики в целом. Говоря о контрактной форме закрепления кадров, нельзя не отметить отсутствие вообще каких-либо проблем, а необходимо лишь проявление инициативы в этом вопросе со стороны исполнительных и законодательных органов власти. Вместе с тем, в субъектах Федерации накоплен значительный опыт по разработке региональных законодательств, обеспечивающих защиту наименее конкурентоспособных категорий граждан на рынке труда, стимулирование работодателей, принимающих на работу молодежь. С учетом этого возможна корректировка регионального законодательства, касающаяся различных аспектов трудоустройства и профподготовки молодежи, с использованием соответствующих экономических рычагов, а именно в части:
     - квотирования рабочих мест для  молодежи и создания новых  рабочих мест, в первую очередь,  для выпускников учебных заведений  начальной формы профобразования  (за счет снижения налогообложения  на прибыль и перераспределения  средств фонда занятости субъекта Федерации);
     - стимулирования самозанятости и  малого предпринимательства молодежи (за счет освобождения или снижения  в течение 1-2 лет от налогообложения  на прибыль, предоставления льготного  кредитования);
     - освобождения (снижения) работодателей,  обеспечивающих занятость молодежи на временной работе, от страховых взносов и налогообложения на приносимую в последнем случае прибыль. Особая проблема связана с необходимостью реализации службой занятости активной политики на рынке труда, главным образом, в части создания новых рабочих мест для трудоустройства молодежи. С ликвидацией Фонда занятости и переходом к бюджетному финансированию всего спектра услуг, оказываемых ГСЗ, возникли серьезные проблемы.17 Таким образом, реализация всего комплекса организационно-экономических и нормативно-правовых мер по регулированию рынка труда и рынка образовательных услуг обеспечит необходимые условия для решения вопросов трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений.18 
 

 

     

  2. Оценка молодежной политики ЯНАО и Тюменской области

2.1. Анализ состояния молодежной политики Тюменской области

 
 
    Становление молодежной политики в Тюменской области началось в 1993 году, когда в структуре областной администрации был создан комитет по делам молодежи, а система областных целевых программ была дополнена программой государственной поддержки молодежи. В последующие годы в городах и районах области были образованы органы управления молодежной политикой, оформилась сеть подведомственных учреждений по основным направлениям работы с молодежью, сложилась система традиционных молодежных мероприятий. В 1997 году был принят областной закон «О молодежной политике в Тюменской области». Таким образом, к концу 90-х годов ХХ века на территории области был завершен этап формирования основ новой молодежной политики.
    Период 2001 – 2005 годов стал временем укрепления организационных основ работы с молодежью, усиления внимания к реализации инновационного потенциала молодых людей, поиска новых форм работы. В соответствии с постановлением губернатора Тюменской области от 21 октября 2004 года № 76 «О структурных подразделениях администрации области» был учрежден департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Тюменской области, которому перешли полномочия в сфере молодежной политики. Дальнейшее развитие получила сеть учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Основными учреждениями являлись: ДЮЦ «Аванпост» (опорный центр по патриотическому воспитанию), ОДЦ «Ребячья республика» и ДООЦ «Алые паруса» (на базе которых проходили специализированные детские и молодежные смены), Молодежная биржа труда (опорный центр по трудоустройству детей и молодежи). В 2001 году в ведение комитета по делам молодежи перешел областной Дворец молодежи «Геолог», на базе которого разместились многочисленные творческие студии и кружки.
    Параллельно с развитием сети на областном уровне аналогичный процесс протекал и в муниципальных образованиях. Во всех территориях области работали специалисты по делам молодежи. В муниципальных образованиях имелись организации и клубы по месту жительства, классы добровольной подготовки к военной службе, поисковые отряды, клубы интеллектуальных игр. С 2005 года появились клубы работы с молодой семьей.
    Состояние, проблемы и перспективы реализации экономической активности молодых людей в регионе обусловлены, во-первых, его демографическим процессом; во-вторых, социально-экономическим. Именно уровень социально-экономического развития региона определяет условия реализации экономической активности молодежи в сферах образовательной и трудовой занятости, формируя ее потенциал как субъекта производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
    Образование, в частности профессиональное, является приоритетной сферой занятости молодых людей. В 2004/2005 учебном году в области действовало 11 высших учебных заведений (из них 1 негосударственное), 23 средних специальных (негосударственных нет) и 37 учреждений начального профессионального образования. В 1999/2000 учебном году их было 9, 21 и 46 соответственно.
    Таблица 2.1
Структура профессиональных учебных заведений  в Тюменской области, ед.
Учреждения 1999/ 2000
2000/ 2001
2001/ 2002
2002/ 2003
2003/ 2004
2004/ 2005
2005/ 2006
2006 /2007
Начального  профессионального образования 46 46 44 44 43 42 42 37
Среднего  профессионального образования 21 21 21 22 22 22 22 23
Высшего профессионального образования 9 9 9 9 10 11 11 11
    На  дневной форме обучения в различных звеньях системы профессионального образования Тюменской области в 2003/2004 учебном году было занято более 60 тыс. молодых людей (т.е. каждый шестой молодой человек в возрасте от 14 до 29 лет), в 2003/2004 – около 75 тыс. (каждый пятый), в 2006/2007 – почти 91 тыс. (каждый четвертый). Качественное целенаправленное развитие рабочей силы особенно важно для молодых людей, причем в большей степени для группы 14 – 24, чем для 25 – 29-летних. Профессиональные учебные заведения среднего и высшего уровня предлагают абитуриентам более 20 основных групп специальностей, а всего вузы предлагают более 100 специальностей. Однако предпочтения юношей и девушек стягиваются в сторону престижных – экономического и юридического профиля.
    В целом поток молодежной рабочей  силы, направляющейся в сферу профессионального образования, увеличивается, причем главным образом за счет роста числа студентов дневных отделений ссузов и вузов: в 2003/2004 учебном году их было 12, 5 тыс. и 26, 3 тыс. человек соответственно, в 2006/2007 – уже 23, 7 тыс. и 51 тыс. человек. Количество учащихся в учреждениях начального профессионального образования до 2004/2001 учебного года росло и составило чуть более 20 тыс. человек, к 2006/2007 учебному году сократилось до 16, 3 тыс.
    


    Рис. 2.1. Численность учащихся и студентов на дневной форме обучения в учреждениях начального (НПО), среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования Тюменской области.19
Высшее  образование становится массовым и утрачивает элитарный характер в его прежнем понимании. Так, к примеру, в 2003/2004 учебном году студентом дневного отделения вуза Тюменской области был каждый двенадцатый молодой житель региона в возрасте от 14 до 29 лет; а в 2006/2007 учебном году – уже каждый седьмой-восьмой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.