На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Первобытная культура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

 Введение
1. Первобытная культура
2. Религия
3. Мифы
4. Мифы и литература
5. Архитектура
6. Изобразительное  искусство
7. Музыка
 Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   ВВЕДЕНИЕ
Культурология - это  наука о культуре и предметом  её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления  и события материальной и духовной жизни людей.
Слово культура - в  лексиконе практически каждого  человека. Явления культуры изучает  множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а  также науки, изучающие различные  формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. В настоящее время понятие культура означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.(1) Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого вполне правомерно. Прежде всего, выделять мировую и национальную культуры.Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества.В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры.Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта. Культура топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу, физическая культура.Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить её на прогрессивную и реакционную. Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники. Ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека. 
 
 

                                      1. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 

 Поиски начала  – едва ли не самые трудные  поиски, в которые пускается пытливый  ум. Любое явление когда-то и  где-то началось, зародилось, возникло  – это кажется нам очевидным.  Но, шаг за шагом добираясь  до его истоков, можно обнаружить  бесконечную цепь превращений,  переходов из одного состояния  в другое. Оказывается всякое  начало относительно, оно само  является следствие долгого предшествующего  развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни  и человеческого рода на Земле  не мыслится как единовременный  акт творения или появления,  но и происхождение собственно  человеческих институтов. Таких  как семья, собственность, государство, - также итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То  же можно сказать и о развитии  культуры, цивилизации человеческого общества. Если говорить в широком этнографическом смысле, культура и цивилизация слагаются из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. «Человек,- сказал Вильгельм Гумбольдт,- всегда всё ставит в связь с тем, что перед ним имеется»(2). Мысль о непрерывности цивилизации, содержащаяся в этом выражении, вовсе не какое-то сухое философское положение. Она приобретает совершенно практическое значение в силу простого соображения, что всякому желающему понять свою собственную жизнь необходимо узнать последовательные ступени, которые привели его воззрения и привычки к их настоящему состоянию. Огюст Конт едва ли преувеличил эту необходимость, высказав мысль, что «никакая идея не может быть понята без её истории»(3). Эта фраза может быть распространена на культуру вообще. 

 Основными источниками  изучения первобытного общества  и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания,  этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом. Обнаружение культуры синантропов относится к 20-м гг. нашего века, когда в 40 км от Пекина были найдены следы их деятельности. По костным останкам синантропа воссоздан его физический облик. Средний рост для женщины- 152 см, для мужчины- 163 см. В пещере, где производились раскопки, в большом количестве найдены орудия труда и оружие синантропов: изделия из кварца и кварцита, песчаника и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы систематически пользовались огнём. Спрессованный слой золы от кострищ в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные в пещере, обожжёны, на основании чего можно сделать вывод, что синантропы поджаривали мясо животных на огне. Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера - объединяли синантропов в устойчивое общество. Для суждения об уровне интеллектуального развития синантропов решающее значение имеет факт овладения ими огнём как техническим средством и стихией природы. Неандертальская эпоха была значительным шагом вперёд в развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры. Следующим шагом в первобытной истории человечества стал переход от стадных обществ к родовому строю, к формированию материнской родовой организации. Именно в это время (период ориньякской культуры), вместе с усовершенствованием кремневых орудий для охоты, изготовлением орудий труда из кости, начинается развитие изобразительного искусства и формирование первичных религиозных представлений и верований. 

 Итак, на стадии  дородового общества человечество пребывало около миллиона лет. В области духовной культуры у людей этого времени сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, религиозные представления и некоторые виды и формы искусства: мифология, архитектура, изобразительное искусство, музыка- то есть то, что определяется понятием «художественная культура». 

                                                   2. РЕЛИГИЯ 
 

 Зачатки религии  начали формироваться несколько  десятков тысяч лет назад. Испытывая  огромные трудности в борьбе  за существование, страшась непонятных  явлений, человек стал приписывать  силам природы сверхъестественный  смысл. Это фантастическое понимание  действительности прошло ряд  ступеней в своём развитии  и, в конце концов, привело к  возникновению современных религий.  Наши далёкие предки были не  только бессильны перед грозными  стихийными явлениями, такими  как наводнение, бури, но и беспомощны  по отношению к повседневным  явлениям, не имели защиты от  холода, жили под угрозой голода. Человек имел в своём распоряжении  только самые простые орудия  труда, сделанные из камня или  из дерева. В поисках пищи люди  вынуждены были постоянно менять  место своих стоянок. Будет  ли завтра и послезавтра у  них пища – во многом зависело  от удачи на охоте. На каждом  шагу угрожали человеку и другие  опасности: нападение хищного  зверя, удар молнии, лесной пожар… Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы, наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те которые приносили болезни, голод, смерть, - наоборот злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ- духов, демонов и т.п. Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни. О том, что наши предки когда-то одухотворяли явления природы, говорят, например, такие факты. Негритосы Андаманских островов, стоящие на очень низкой ступени общественного развития, и сейчас верят в то, что Солнце, Луна и звёзды – это живые существа. Религия доклассового общества очень разнообразна. Одной из древнейших форм религии был тотемизм. О сущности тотемизма в науке ещё не сложилось единого мнения. В наиболее общем виде тотемизм- это вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определённым предметом, видом растений, животных или явлением природы- с другой. Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем. И существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений. Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т.п. тотемические верования имеют несколько разновидностей: кроме родового тотемизма, существует племенной, половой и индивидуальный тотемизм. 

 Для первобытного  человека огромное значение имела  окружающая его географическая  среда. Природа довлела над  человеком. Отсюда возникновение  культа природы в его разнообразных  вариантах. Так, среди первобытных  людей было широко распространено  почитание солнца, земли, воды. Были  развиты и различные промысловые  культуры. Очень распространена  была среди первобытных людей  также вера в магию. Согласно  магическим представлениям, путём  определённых действий, заклинаний  можно воздействовать на какое-  либо явление природы или на  человека. Рано возник в первобытном  обществе и фетишизм- почитание  неодушевлённых материальных предметов,  якобы обладающих сверхъестественными свойствами. Более высокая форма первобытных верований - анимизм, то есть вера в духов и душу. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы. 

 Для развитого  родового строя, в первую очередь  для отцовского рода, весьма характерен  культ предков - почитание духов  умерших предков, которые якобы  влияют на жизнь потомков. 

                                                             3. МИФЫ
   Слово «миф» - греческое и буквально означает «предание, сказание». Обычно подразумевается сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира. Его элементов, как природных. Так и культурных. Мифология – это совокупность подобных сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений о мире. Мифотворчество было важным явлением в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества – это «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией»(4). Главными предпосылками своеобразной мифологической логики стало, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной сферы. Следствием этого стало наивное очеловечивание всей природы. На неё переносились человеческие свойства, природным объектам приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто – человеческая внешность, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика: болезни могли быть представлены чудовищами- пожирателями людей, космос – мировым деревом или живым великаном, родоплеменные предки имели двойную природу. 

 Для мифа характерно, что различные духи, боги и  герои связаны семейно- родовыми  отношениями. В мифе совпадает  описание модели мира и повествование  о возникновении его отдельных  элементов, о деяниях богов  и героев, определивших его нынешнее  состояние. Нынешнее состояние  мира: рельеф, небесные светила, виды  животных и растений, образ жизни,  социальные группировки, религиозные  установления, орудия труда, приёмы  охоты и приготовления пищи - всё  это оказывается следствием событий  давно прошедшего времени и  действий мифологических предков, богов, героев. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются «кирпичиками» мифической картины мира. Мифическое время есть время начальное, раннее, первое; это правремя, время до времени, до начала исторического отчёта текущего времени. Важнейшая функция мифического времени и самого мифа – создание примера, модели, образа. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также было важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но и как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Мифология – это самое древнее, архаическое идеологическое образование, имеющее единый, неделимый характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Миф, и особенно ритуал, имел прямое отношение к религии. 
 
 
 
 

                                        4.Мифы и литература
 Миф стоит у  истоков словесного искусства,  мифологические представления и  сюжеты занимают значительное  место в устной фольклорной  традиции различных народов. Мифологические  мотивы сыграли большую роль  в возникновении литературных  сюжетов: мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысливаются  в литературе почти на всём протяжении её истории. Непосредственно из мифов выросли сказки о животных и волшебные сказки с их фантастикой. В отличие от мифа, в котором, прежде всего, отражаются ритуалы инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов. Волшебная сказка своим излюбленным героем выбирает обездоленного. Герой часто наделяется чертами первопредка и культурного героя, добывающего некоторые природные и культурные объекты и потом уже очищающего землю от чудовищ. В образах эпических героев колдовские способности ещё часто преобладают над чисто богатырскими, воинскими. В ранних эпосах имеются и следы образов трикстеров. Такой архаичный характер имеют карело-финские руны, скандинавские песни «Старшая Эдда», северокавказский эпос о героях-нартах, отчётливые отголоски архаики можно обнаружить в «Гильгамеше», «Одиссее», «Рамаяне» и др. На классической стадии истории эпоса воинские сила и храбрость, неистовый, героический характер полностью заслоняют волшебство и магию. Историческое предание постепенно оттесняет миф, мифическое раннее время преобразуется в славную эпоху ранней могучей государственности. Отдельные черты мифа могут сохраняться и в самых развитых эпосах. Мифы служили источниками литературных сюжетов в средневековье, эпохи Возрождения и Просвещения и в более позднее время. В соответствии с представлениями людей об окружающем мире в мифологические сюжеты вкладывалось совершенно новое философское содержание. В мифологии средневековья преобладала мифология христианства, ориентированная на моральные ценности евангельского учения. В период Возрождения, когда в обществе с особой силой появилось влечение к возрождению классической древности, источником литературных произведений стали античные мифы, где боги, спускаясь с недоступного Олимпа, жили среди людей, вступали в битвы и заключали браки с простыми смертными. 

 Вместе с тем  в литературу начинают проникать  сюжеты народной демонологии,  основанной на средневековых  суевериях. За многовековую историю своего существования мировая литература впитала в себя мощный мифологический пласт и продолжает подпитываться из этого богатейшего источника.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.