На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дидактические игры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование  проблемы
1.1 Игра и её роль в психологическом развитии учащегося……………..6-8
1.2.  Дидактическая игра: понятие и сущность…………………………………………………… .                           8-10
1.3. Классификация исторических игр ….                                                    11-16
Выводы  к 1-ой главе ………………………………………………………….17
Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средств организации обучения учащихся на уроках
 истории в 6 классе.
2.1.Определение базовых данных качества знаний по истории учащихся 6 класса… ………………………………………………………………………18-19
2.2.Обучение учащихся на уроках истории в 6 классе через игровые формы………………………………………………………………………..19-23
2.3. Анализ эффективности  работы по использованию на  уроках истории дидактических  игр …………………………………………………………...23-24
Выводы ко 2-ой главе ………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..........25-26
Список  литературы …………………………………....................................27-28
Приложение  …………………………………………………………………29-33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
  В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников.  На  наш  взгляд  это связано со становлением нового стиля мышления учителей,  ориентирующихся  на эффективное решение образовательно-воспитательных  задач  в  условиях  более чем  скромного  количества  предметных  часов  и  усиление   самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
        На современном этапе актуальной является проблема пересмотра  исторического образования, предполагается на уроках истории рассматривать: альтернативные подходы к оценке событий прошлого, прогнозирование событий  и  явлений,  неоднозначные этические  оценки  исторических  личностей  и  хода  событий.   Обсуждение  этих  вопросов   на   уроке   невозможно   без приобретения учащимися опыта  ведения  диалога  и  дискуссии,  приобщения  к творческой   деятельности,   коммуникативных   умений  и   способности    к моделированию ситуаций. Отсюда следует,  что:  «…арсенал  форм  современного учителя истории должен не  только  обновляться  под  влиянием  усиливающейся роли личности учащегося  в  обучении,  но  и  трансформироваться  в  сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала» [13, 3].
      Одним из факторов формирования познавательного  интереса учащихся к истории является игра. Игра создаёт  особые  условия,  при  которых  развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных,  где исчезает  робость,  возникает  ощущение  —  «я  тоже  могу»,  т.е.  в   игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения очень важно то,  что  игра является классическим способом обучения действием. В ней органично  заложена познавательная  задача  и  осуществляется  самостоятельный   поиск   знаний. «Овладение  знаниями  в  игре  —  новое,  уникальное   условие   сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а  по  ходу - и обретение себя», [6, 38]  таким образом,  помимо  всего прочего,  в игре происходит и огромная воспитательная работа.
         Для  освещения  психологического  аспекта  нашей  дипломной   работы используются исследования В.А Крутецкого «Психология обучения  и  воспитания школьников» и «Психология  образования».  Эти  работы  говорят  о возрастных  особенностях  учащихся,  дают  практическую   помощь   учителям. Большую  помощь  в  написании  работы  оказали  статьи,   опубликованные   в журналах: «Преподавание  истории  в  школе»,  «История  и  обществознание  в школе»,  «История  и  обществознание  для   школьников».   Их   Практическая значимость в том, что они предлагают множество вариантов проведения  игровых уроков истории.
       В  целом,  резюмируя  материал  использованных  источников  по   данной проблеме,  следует  отметить,  что  в  них  нет   обобщенных   сведений   по рассматриваемым   мною   вопросам.   Поэтому   возникает    потребность    в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.
       Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая значимость обусловили выбор темы  дипломной работы « Использование дидактических игр как средств организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе».
      Объект: Процесс обучения на уроках истории в 6 классе.
      Предмет: Дидактическая игра как средство организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе
      Цель: Исследовать эффективность дидактических игр, как форм организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе.
      Задачи:
    Рассмотреть психолого-педагогический аспект проблемы использования дидактических игр на уроках истории.
    Рассмотреть в учебной методической литературе различные виды классификации дидактических игр.
    Апробировать дидактические игры на уроках истории в 6 классе и определить их эффективность в процессе обучения.      
           В ходе работы  над темой были  использованы  следующие  методы исследования:  метод  изучения  научной  литературы,  беседы,   практическая апробация теоретического материала.
             Структура дипломной   работы  соответствует логике   исследования   и включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
    Методологической основой исследования явились идеи и философские положения теории игровой деятельности (И.Е.Берлянд, А.А.Вербицкий, Л.С.Выготский, К. Гросс , А.Н. Леонтьев, Г. К Селевко, Й.Хейзинга, С.А.Шмаков, Д.Б.Эльконин), методические принципы обучения истории (Л. П.Борзовой, А.А.Вагин, П.В.Гора, Н.Г. Дайри, П.С.Лейбенгруб, И.Я. Лернер). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы

1.1  Игра и её роль в психическом развитии ребёнка

 
    Что же такое игра?  В толковом  словаре русского языка приводятся  значения слова «играть». Игра определяется  как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавляться… Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нём».
     В последнее десятилетие в  педагогической литературе появилось много определений игры. По мнению П.И. Пидкасистого «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат» [23].
  У Селевко Г. К. определение игры таково: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [24, 15].
      В исследованиях Д.Б. Эльконина отмечается, что К. Гроос в своей теории ответил на вопрос, зачем детёныши играют. Тем самым эти подходы не исключают, а дополняют друг друга. Х.-Г. Гадамер, И.Кант, Ф.Шиллер и др. считали, что игра своеобразна тем, что имеет границы изображаемого и реального.
      Игра с позиции психологов  имеет несколько другие концепции.  В.Штерн в своей теории игры  принимает позицию К. Грооса (игра как упражнение) рассматривает её «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.
      Близок к такой позиции и Ж.Пиаже, который считает, что внутренний мир ребёнка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребёнка, по его мнению, является как бы  посредником между артистическим миром ребёнка и логической мыслью взрослого.
      Большое влияние на исследование  игры оказал психоанализ З.Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, меняют свою  природу, и он  активно управляет ими.
      Особый вклад в изучение игры  в конце Х1Х – начале ХХ  века внёс выдающийся русский  психолог П.Ф. Каптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным образом  изменилось отношение к игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать своё внимание на различных предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим  и отталкивающим по существу и по форме».
  Л.С. Выготский считает, что игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в  игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [12, 46].
  В книге Д. Б. Эльконина» Психология игры» автор определяет игру так: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются. социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [7, 54].
  В теории Л.С. Выготского «ребёнок учится игре своего «Я», создавая фиктивные точки идентификации – центры «Я», а у Д.Б. Эльконина в игре ребёнок воссоздаёт социальные отношения между людьми.
  Значение  игры не ограничивается тем, что у  ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные  с ними задачи. Существенно, важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.
     Таким образом,  игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. 

1.2. Дидактическая  игра 

   Дидактическая игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка [3, 12].
      Теоретический анализ философской и психологической литературы (прежде всего трудов Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, И. Хейзенги) позволяет определить игру в широком смысле слова – как занимательную для субъекта учебную деятельность в условных ситуациях.
      Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, поскольку обучение – это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта».
      По  мнению Г.М.Каджаспировой дидактическая игра расширяет кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки (игровые тренажеры), способствуют психофизическому развитию[;45].
     Вывод можно сделать такой – нужно  вводить пусть если не всю игру, то её элемент, это разнообразит урок и даст учащимся оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: «Почему так?», «А если?»  и многие другие.
  В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: для учащихся главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат [13, 22].
     Если  учитель не применял дидактические игры раньше на уроках, то необходимо планировать проведение игры на этапе закрепления и обощения. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.
     Дидактическая игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.
     Дидактическая игра – это, по мнению И. П. Подласого, специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.  Как считает М.Т. Циренова, дидактическая игра – это «педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе» [25, 36].
  Структура организации игры:
    Выбор игры
    Подготовка игры
  а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)
  б) подготовка непосредственно перед  игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)
    Введение в игру
  а) предложение игры детям
  б) объяснение правил игры
  в) выбор участников игры
    Ход игры
  Чем интересны и занимательны игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.
  а) начало игры (уточнение нюансов)
  б) развитие (кульминация)
  в) заключение (важно вовремя поставить  точку)
    Подведение итогов.
  Оценка  и поощрение школьников.
    Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).  
     Дидактическая игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.
     Необходимо отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность стать субъектом обучения. Ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.
     Игра  создает особые условия, при которых  может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение – «я тоже могу», то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение [19, 24].
     Таким образом, многие педагоги считают, что основой дидактической игры является творческая учебная деятельность учащихся. Дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе. 

1.3. Классификация исторических игр 

  В книге «Технология игры в обучении и развитии» авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова отмечено: «Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело.  И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом  в жизнь» [23, 38].
  Множество известных игр  разбито на три группы с тематическими  заголовками:
    Механизм,
    Процесс,
    Мотивация.
  Учебные игры.
  Дидактические игры: академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические.
  Механизм.
 Имитационные  игры  (имитации, машинные имитации, имитаторы)
    Проблемные (эвристические) игры,
    Сюжетные игры  (драматизации, инсценировки),
    Ситуационные игры   (игровые ситуации),
    Творческие игры  (манипулятивные и строительные),
    Настольные игры,
    Языковые игры,
    Абстрактные игры.
    Процесс.
    Ролевые   (организационные и функциональные) игры,
    Военные игры   (военные учения),
    Деловые   (управленческие, операционные и экономические) игры,
    Производственные   (технологические, технические) игры,
    Спортивные игры (игры с правилами),
    Формальные   (формализованные игры).
Мотивация.
    Развлекательные игры,
    Азартные игры,
    Актёрские игры,
    Индивидуальные игры   (игры с природой),
    Коллективные   (командные) игры,
    Соревновательные игры (игры – состязания),
    Результативные игры.
  Итак, на первом месте приведённой выше классификации игр стоят  учебные  игры. Учебная игра – это обучающая  игра, для которой характерно, что игровой процесс сопровождается усвоением игроками содержания обучения [5, 95].
  Игра, учение и труд являются основными  видами деятельности человека. При  этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.  Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое  воображение.
  Типология учебных игр представляет игры: проблемные, соревновательные, имитационные, ролевые. Несколько слов о них.
  Ситуационные  игры образуют самостоятельный тип учебных игр. Они характеризуются как собственным содержанием, так и собственной формой, основу которой составляет принцип индивидуального  обучения. Всякую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией,  ибо в области человеческой деятельности категория проблемной ситуации является предельно общей абстракцией, фиксирующей проблемный и ситуационный характер всякой деятельности, в том числе и игровой.
  Соревновательная  игра является одной из форм организации процесса игрового обучения. Процесс соревновательной игры возможен, если организовано командное соревнование, все команды состязаются в выполнении конкретной практической деятельности, заканчивающейся получением одного и того же продукта, если все участники будут состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности, выполняемой  их командой, если соревнование будет предусматривать организацию взаимного   пооперационного контроля правильности выполнения действий каждым обучающимся со стороны остальных участников соревнования, если в ходе игры и по её завершении будет проводиться подсчёт  результатов и выявление победителей, занявших 1-е, 2-е, 3-е  и  т. д. места.
  Имитационные  игры. Учебная игра - результат имитационного процесса. В ней имитируется предметное содержание человеческого труда, его проблемный характер. На выходе  имитационного процесса получаем не игру вообще, а учебную игру. Имитационную игру можно определить как игровой процесс, в порождении которого принимает игровая имитация; каким является игровой процесс, зависит в первую очередь от того, что представляет собой игровая имитация.
  Смысл  ролевой игры усматривается в том, что игроки берут на себя исполнение определённых ролей. Ролевая игра,  по Эльконину, является наиболее развитой формой игры. В связи с этим понятие роли позволяет, с одной стороны, проследить за развитием  игры, а с другой, заняться исследованием теоретического происхождения ролевой игры как развёрнутой формы игровой деятельности.
  Из  всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения [1, 4]. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.
  Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
  В отличие от игр вообще дидактическая  игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 
  Каждая  дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и  индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности  появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
  Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться  требованиям коллектива.
  Существенной  стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
  Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
  Основой дидактической игры, которая пронизывает  собой её структурные элементы, является познавательное содержание.
  Познавательное  содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются  при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
  Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.
  Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, могут или в их применении.
  Все структурные элементы дидактической  игры взаимосвязаны между собой и  отсутствие основных из них, разрушает игру.
  Сочетание всех этих элементов игры и их  взаимодействие  повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к  желаемому результату.
  Ценность  дидактических игр заключается  в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые  знания, активно помогают друг другу в этом.                  
  При использовании дидактических очень  важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно  принять действия, ведущие к изменению обстановки, этому служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих [8, 29].
  При наличии интереса дети занимаются с  большой охотой, что благотворно  влияет и на усвоение ими знаний.
  Очень важно проводить игру выразительно. Интересная игра, доставившая детям  удовлетворение, оказывает положительное  влияние и на проведение последующих  игр. При проведении дидактических  игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  Историческая  сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в историческом развитии детей и воспитании интереса их  к истории.
  Дидактические игры в  6  классе часто бывают связаны определёнными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда они подсказываются названиями игры. «Исторический поединок», «Исторический КВН», «Звёздный час» и т.д. [15, 36].
      По  Степанищеву, все исторические игры можно разделить на следующие виды:
    Деловые
      Обсуждение;
      Исследования.
    Деловые,с элементами ретроспективы
 
    3.  Ретроспективные
      Ролевые (театрализованные представления, театрализованные игры, проблемно-дискуссионные игры);
      Неролевые (конкурсные игры, маршрутные игры)
    Тренинговые
      Настольные (на основе заданного алгоритма);
      Сюжетные [2, 4].
     Таким образом, классификация игр позволяет  показать некоторые возможности  их систематизации в зависимости  от целей использования игры в  разных аспектах деятельности.

    Выводы к 1-ой главе

 
    Итак, мы пришли к выводу, дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.