На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                          Федеральное агентство по образованию
                      Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
                                                            Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии образования и развития 
 

Карпенко  Анастасия Александровна
Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного          возраста средствами детской художественной литературы
По  направлению 05070062 «Педагогика»
Курсовая  работа
         Научный руководитель: Кандидат психологических наук доцент:
                                                     Дрень О.Е
                                                    
                                                     Допустить к  защите:
                                                     Заведующий кафедрой
                                                                    _________________________
                                                                    «___»_________________
                                                                             

      Дата защиты:
    «__»__________20__г
    Отметка_________ 
 
 

                                                
                                              Нижневартовск 2011
                                                                    Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3-4
 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….........
5-7 
1.2. Особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….
8-9
1.3. Методы формирования  представлений о времени у  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………9-10
1.4. Средства детской художественной литературы………………………...10
Выводы по I главе 
 
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Состояние  уровня развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………12-14 
2.2. проект формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………....
15  
2.3. Анализ опытно-поисковой работы………………………………………
15-18  
Выводы по II главе
Заключение…………………………………………………………………......19  
Список использованной литературы…………………………………………
20-23  
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение
Актуальность  исследования:   Время (наравне с пространством) является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени, проявляясь во множестве своих частных характеристик, происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых, на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.  Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать".
Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку  показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию  временных единиц и отношений  в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей  точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Исследования  представлений ребенка о времени  проводились как за рубежом (Ж.Пиаже, П.Фресс, П.Жане и др.), так и в  отечественной психологии (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Кроник, Е.А.Головаха, Т.Д.Рихтерман, Д.Г.Элькин), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Объект  исследования - процесс формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – проект формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является изучение особенностей формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; дидактические игры; развивающая среда.
Достижению  цели будет способствовать решение следующих задач:
1. проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме формирования представлений  о времени в старшем дошкольном  возрасте;
2. выявить уровень развития временных представлений у старших дошкольников;
3. разработать систему дидактических игр, направленных на развитие представлений о времени у старших дошкольников;
Методы  исследования. В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы обработки данных.
База исследования. Опытно-поисковая работа проходила на базе МДОУ Детский сад "Соловушка" №61
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 

Глава 1
1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы по  проблеме формирования  представлений о  времени у детей  старшего дошкольного  возраста.  
У детей старшего дошкольного возраста, возможно, формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. 
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются: 
Знание временных эталонов (обобщённое представление о них). Для того чтобы ребёнок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами. 
Переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определённых временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяжённость времени и представить, что реально можно успеть сделать на тот или иной отрезок времени. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объём работы соответственно отведённому на неё времени. 
Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени. 
При обучении детей распознаванию частей суток необходимо соотнести правильное обозначение каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. 
Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. 
Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формируется у детей постепенно. Детям в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени. 
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. 
Как объективная реальность время очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально, и дети сомневаются в его существовании, так как не могут его «увидеть». Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003 
Необходимо «показать» ребенку время, его единицы измерения (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год), его существенные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), научить свободно, оперировать этими понятиями. 
Осознавая важность темы, я считаю, что ознакомление детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени. Чтобы помочь детям быстрее усвоить временные понятия, научиться планировать и регулировать повседневную деятельность, я решила остановиться на этом вопросе и изучить его глубже. 
Цель: помочь детям научиться самостоятельно, ориентироваться во времени - определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени. 
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 
Формировать представления у детей о частях суток на основе связи различных временных отрезков с характером деятельности детей. 
Учить детей различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно обозначать их в речи. 
Развивать умение связывать название каждого дня недели с его порядковым номером. 
Формировать у детей умение оценивать временные интервалы, выраженные в месяцах и временах года, понимая их периодичность, сменяемость, необратимость. 
Знакомить с разнообразием часов, используемых для определения времени человеком в разные времена, учить определять время по часам. 
Анализируя результаты диагностики детей старшей группы, стало ясно, что систематическое проведение работы по формированию временных представлений привело к заметному росту количества детей, свободно ориентирующихся во времени. В начале года высокий уровень знаний наблюдался у 4-х детей из 20-ти, в конце года 14 детей из 20-ти имели высокий уровень знаний. 
Средний уровень знаний снизился: в начале года его имели 11 детей, а в конце года осталось 6 детей с этим уровнем, 5 детей достигли высокого уровня знаний. 
Низкий уровень знаний был у 5 детей в начале года, а в конце года низкий уровень знаний остался у одного ребёнка. 
Анализ результатов диагностического исследования о сформированности представлений о времени у детей подготовительной к школе группы показал: в начале учебного года высокий уровень знаний имели только трое детей из 20-ти, в конце года высокий уровень знаний наблюдался уже у 14 из 20-ти. Если в начале года 12 детей владели средним уровнем знаний, к концу года таких детей стало 6. Низкий уровень знаний был у 5-ти детей в начале года, а к концу года низкого уровня знаний ни стало, ни у кого. 
Из этого следует, что результативность работы по формированию временных представлений у детей зависит от регулярности, последовательности, плановости, систематичности, специальной направленности работы педагога. 
В ходе выполнения заданий одни успевали за минуту сделать больше операций, другие - меньше, что позволило детям сделать вывод о разных темпах работы, и они пытались освоить более быстрый темп работы. 
Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро. 
Как видим, в процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5-30 минут. 
Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени, и умение регулировать свою деятельность во времени. 
У детей 5-6 лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие, причина и следствие, живое и неживое и др. 
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.
 

1.2. Особенности формирования  представлений о  времени у детей  старшего дошкольного  возраста 
Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает решение задач  на установление пространственных и  временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий. Особое значение для интеллектуального развития имеет деятельность, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства (классификация) и их упорядочивание на основе различия (систематизация). Прямые отношения (сходство) следует изучать в единстве с обратными (различия). 
Понятия «пространство» и «время» являются неотъемлемой составной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени. 
Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т.д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления. 
Исследования временного представления показали, что дети все справляются с заданиями и практически на 82% в состоянии воспроизвести предложенный на занятиях материал, разобравшись в нём. 
Наилучший результат показан детьми в усвоении ориентировка детей по дням недели и временам года. Двое детей не справились самостоятельно по временным методикам. 
Исследование понимания отношения временной последовательности детьми дошкольного возраста дало следующие результаты. 
Дети устанавливали временную последовательность между звеньями, связанными разнообразными отношениями. Но во всех сериях экспериментов были обнаружены однотипные виды ошибок при нарушении детьми последовательности. Так, прежде всего, нарушался выбор точки отсчета. На первом месте располагалось то звено, которое сильнее всего эмоционально воздействовало на ребенка. Этот вид ошибок чаще всего приводил к нарушению последовательности всех остальных звеньев. 
Временную последовательность ряда звеньев ребенок может постигнуть тогда, когда он будет практически действовать с предложенными для упорядочивания звеньями. 
Он должен одновременно сопоставить наличное состояние с предшествующим и последующим, тогда каждое звено будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для этого надо создать модель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами материализуются в символы и удобно располагаются от начала до конца. 
При обучении детей установлению последовательности звеньев во времени необходимо дать им направление ряда. Оно может быть задано, с одной стороны, четкой формулировкой, как надо раскладывать временные звенья (от чего к чему). С другой стороны, время - однонаправленная величина, поэтому расположение звеньев лучше всего дать на прямой в виде стрелы (в философии известен образ времени в виде летящей стрелы). Это может быть вытянутый брус из картона с нарисованной слева направо стрелой по всей его длине. В верхней его части в прорези расставляются звенья в виде карточек-символов или сами предметы. 
В условиях детского сада воспитатель также может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослых. Это очень важно, ибо не человек определяет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей.
 
 

1.3. Методы формирования  представлений о  времени у детей старшего дошкольного возраста. средства детской художественной литературы
Методы исследования. В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы обработки данных. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.
1.4 средства детской художественной литературы
Художественное  произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие  дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Однако для грамотного использования художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей необходимо знать методику. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., Просвещение, 1991
  
 
 

Выводы  по I главе:
Дети старшего дошкольного возраста не совсем хорошо ориентируются во времени, т к у них еще не совсем не развито логика мышления, чтоб дошкольник правильно ориентировался во времени, ему надо тренировать свою логику, воспитателям и родителям можно давать задания ребенку на измерение времени. Надо ребенку каждый раз задавать вопрос, сколько сейчас времени и тогда ребенок постепенно может хорошо ориентироваться во времени. Что касается художественной литературы, то тут дошкольник может слушать читающего или спокойно или нет, в зависимости, какая литература и как читающий читает этот материал, надо заинтересовать так ребенка, чтоб он сидел и слушал внимательно. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ  РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О  ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА
2.1. Состояние уровня  развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста  
Опытно-поисковая работа проходила на базе МДОУ Детский сад №61 в старшей группе №10 «Соловушка». 
В исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 6 лет. 
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития представлений о геометрических фигурах каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития. Детям были предложены тесты, в состав которых входили дидактические игры. 
Методы исследования представлений о геометрических фигурах: 
1. «Какой формы?» 
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм. 
Взрослый называет какой-либо предмет окружающей
- обстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета. 
Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно
- определяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо- овал и т.д. 
2. Мозаика. 
Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм выложить сложные картинки. 
3. Почини коврик. 
Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков. 
Задание: найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить» (наложить) её на дырку. 
Большой интерес у детей 6-7 лет вызывают геометрические диктанты. Задача воспитателя в данном случае заключается в том, чтобы дошкольники не просто механически выполняли указания взрослого, но и имели возможность проанализировать и сравнить полученные результаты.  
Вот один из вариантов проведения геометрического диктанта.  
Дети делятся на команды, и становятся возле, заранее подготовленных взрослыми, столов так, чтобы они стояли лицом друг другу (в случае, если команды 3 или 4, то столы располагаются так, чтобы посередине образовался квадрат (4 команды) или треугольник (3 команды).

Также я проводила  с детьми дидактические игры по теме «Как узнать птиц» дети садились вокруг и я раздавала каждому картинку, на которой изображена была птица. Цель была такова, чтоб дети называли птицу и какая эта птица домашняя или дикая, и ребята должны обосновать свой ответ, почему они так считают…
У каждого ребенка  сформировался свой определенный уровень  развития интеллекта, у кого-то он выше, у кого-то ниже. Гребенюк О. С. выделяет пять уровней развития интеллекта: низкий, ниже среднего, средний, высокий, очень высокий. Они имеют следующие характеристики:   
  Низкий – ребенок не умеет  слушать другого человека, выполняет логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;  
 Ниже среднего – ребенок не умеет слушать другого человека, допускает ошибки в выполнении логических операций в форме словесных понятий;  
 Средний – ребенок не умеет слушать другого человека, простые логические словесные операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняет без ошибок. В выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускает ошибки; 
 Высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослых;  
 Очень высокий – характеризуется тем, что ребенок может слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.
Носова  Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л., 1990.
                                    
 
 
 
 

                                       Геометрические фигуры


 

 

  
 

Интервалы уровней  проявления фактора во времени у  дошкольника:
Низкий  1,00 – 3,65
Средний  3,66 – 4,32
Высокий  4,33 – 5,00 
 
 

Из художественной литературы я деткам читала сказку «дядя Федор пес и кот». Это занимало не больше получаса, и я выявила у детей: 

Внимательность Невнимательность Время, затраченное  на чтение сказки Усидчивость
      10%        50%         35%        57%
 
 
 
 
 

2.2. Перспективный план  формирования представлений  о времени у  детей старшего  дошкольного возраста.
 В работе рассмотрены особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. 
Доказано, что процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; дидактические игры и головоломки
 
 

2.3. Анализ опытно-поисковой  работы  
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста показал, что в общем ходе развития восприятия предметной и геометрической формы наблюдается своеобразная диалектика: сначала геометрическая форма воспринимается, исходя из предметной; затем, по мере того как ребёнок несколько раньше или позже, в зависимости от характера образовательной работы, которая ведётся с ним в этом направлении, овладевает геометрической формой, уже обратно - конкретная форма предметов начинает определяться посредством более чёткой геометрической формы.  
По мере того как ребёнок в ходе обучения знакомится хотя бы с простейшими геометрическими свойствами тел, он научается различать геометрические фигуры как таковые (треугольник, квадрат, куб и т.д.). Для того чтобы ребёнок дошкольного возраста овладел элементарным знанием геометрических форм, требуется специальная и притом тщательная работа педагога, но оно во всяком случае не может быть признано вовсе недоступным ему. 
К методам формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста относится наглядность. Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Применяется естественное, рисунковое, объемное, звуковая и графическая наглядность. 
Средство наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действие учителя и учеников изображения реальных предметов, процессов (рисунков, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы). 
В практической части дается описание проведенной опытно-экспериментальной работы. Во-первых, была проведена диагностика уровней  развития представлений старших дошкольников о геометрических фигурах. Во-вторых, была проведена работа по развитию представлений о геометрических фигурах с использование дидактических и головоломок. 
Заключительный этап работы - анализ результатов опытно-поисковой работы - показал, что проделанная работа была эффективной
 
 
 

                  Диагностика особенностей  внимания во времени
Цель  методики: определение эффективности внимания во времени.
Описание  методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.
Оборудование: односюжетные картинки (лист 3), стол, часы с секундной стрелкой, протокол.
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».
Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.
Нормативы:
Уровень развития внимания Время выполнения задания, мин Кол-во названных отличий Число ошибок
  Очень  высокий            1-1,5              15            ___
  Выше  среднего            1,5-2            14-13              1-2
  Средний             2-2,5            12-11              3
 Ниже среднего             2,5-3             10-9            4
  Низкий           3-3,5            8-6              7-5
 Очень  низкий             3,5-4         Менее 6          Более 7
 
Обработка результатов:
1. При обработке  результатов выяснилось, что уровень внимания детей у всех практически средний и мало кто допускал ошибки.
 

График  усредненных оценок дошкольников
5_______________________________________________________________
4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.