На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
СОДЕРЖАНИЕ.
Тема : «Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере ОАО «МТС »»
Введение
Глава 1 Теория корпоративного управления.
10
1.1Понятие и признаки корпорации
10
1.2 Цели корпорации и типы корпоративного объединения
12
1.3Цели объединения предприятий в корпорации и процесс функционирование корпорации
15
Глава 2 Система корпоративного управления предприятием как объект исследования. Формирование Россиской систем корпоративного управления предприятием в рыночных условиях.
44
2.1Корпорация как организационно – правовая форма организаций бизнеса.
44
2.2Теоретические основы формирование системы корпоративного управлении
49
2.3 Проблемы становления и специфики задач корпоративного управления в рыночных условиях
54
2.4Анализ международного опыта функционирования систем корпоративного управления
64
2.5 Оптимизация структуры акционерного капитала предприятия и достижения баланса интересов участников корпоративного отношения
72
2.6 Достижение баланса интересов участников корпоративных Обеспечение эффективности корпоративного контроля над деятельностью менеджмента предприятий.
77
Глава 3 Корпоративное управление на примере ОАО «МТС»
87
3.1 История компании
87
3.2 Положение компании  в рыночных условиях 
88
3.3 Корпоративное управление
90
Заключение
96
Список литературы
99
Приложение 
100

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования определяется постоянно усиливающимся  влиянием крупного корпоративного капитала на экономические, политические и социальные процессы в России, где большинство  российских предприятий ранее функционировали  в системе, которая не была приспособлена  к условиям рыночного хозяйства.  
Как показывает российский опыт, приватизация, не сопровождающаяся созданием механизма корпоративного контроля над действиями руководителей российских предприятий и защиты интересов акционеров в рамках национальной системы корпоративного управления, остается по сути формальной. Непрозрачность акционерных компаний для потенциальных инвесторов и кредиторов препятствует осуществлению финансовых вложений,сдерживается.  
 Основная проблема корпоративного управления в современной России состоит в несбалансированности подавляющего числа российских предприятий по трем составляющим: интересам, полномочиям и ответственности. Долгосрочные интересы в силу нестабильности внешней и внутренней среды подавлены краткосрочными, носящими спекулятивный и узко эгоистичный характер; центр тяжести властных полномочий смещен в сторону директоров предприятий; ответственность участников за деятельность предприятий распылена. В этой связи считаем, что подход к проблеме собственности в настоящее время в России должен быть противоположным тому, который доминировал в период массовой приватизации. Сделанный автором определенный акцент на изучение, прежде всего, крупных корпоративных структур вызван определяющей ролью, которые такие структуры играют в экономике. В частности, экономисты А.Берли и Г.Минз в 1933 году утверждали, что, по мере того, как корпорация расширяется, она становится все более склонной к бюрократии, понижается эффективность ее деятельности, а интересы акционеров и управляющих начинают расходиться.  
 Эта проблема особенно актуальна для России. Отечественные корпорации стремятся объединить свои ресурсы для повышения конкурентоспособности. Но, как показывает международный опыт, объединение капиталов может иметь и негативные последствия. В этой связи для владельцев и управляющих российских корпораций возникает проблема разработки системы корпоративного управления, представляющей и защищающей интересы инвесторов и акционеров.  
   При всей уникальности национальной системы, исторических традиций и особенностей каждой страны актуальным, по нашему  
А.Берли. Г.Минз. "Современная корпорация и частная собственность", 1933г.  
мнению, является также осмысление и разумное использование международного опыта. Это позволит в научном плане выявить общие закономерности и специфические проблемы развития корпоративного управления, проследить влияние на него различных факторов в плане практическом - поможет избежать ряда ошибок и, возможно, подсказать варианты правильных экономических и политических решений. Степень научной разработанности проблемы. Научный интерес к проблеме корпоративного управления развивался в XX веке волнообразно, отражая эволюцию как самих крупных корпораций, так и теоретического арсенала их исследователей. Несмотря на имеющийся научный интерес к рассматриваемой проблеме, некоторые ключевые вопросы формирования национальной системы корпоративного управления на российских предприятиях остаются недостаточно разработанными, особенно с точки зрения потребностей практики. В частности, малоизученными аспектами являются вопросы адаптации международных моделей корпоративного управления к российским условиям; достижения баланса интересов участников корпоративных отношений; формирования эффективных механизмов контроля за деятельностью менеджмента предприятий; роли советов директоров компаний по защите интересов акционеров и др.  
 Недостаточная разработанность данной проблематики в теории управления, а также возросшая практическая значимость этого вопроса в свете современной экономической ситуации на предприятиях России, предопределили выбор темы исследования.  
Общая исследования состоит в разработке концептуальных основ формирования системы корпоративного управления российским предприятием в рыночных условиях. Эта общая цель обусловила постановку и решение следующих Афанасьев М. Модернизация российской промышленности и финансы предприятий.  
  Корпоративное управление конкретных задач:
• выявить существующие в развитой рыночной экономике системы  корпоративного управления, уделяя особое внимание возможности их адаптации  к российским условиям;  
• определить последствия процесса приватизации на формирование основ корпоративного управления в России с учетом динамики изменений сложившейся структуры собственности на предприятиях;  
• систематизировать основные механизмы корпоративного контроля за деятельностью менеджмента предприятий;  
• предложить механизмы и технологии минимизации корпоративных конфликтов на предприятиях, учитывая дуализм интересов субъектов корпоративных отношений;  
 Объектом исследования является процесс формирования системы корпоративного управления предприятием в рыночных условиях.  
Предметом исследования выступает совокупность  
управленческих, организационных и экономических отношений, возникающих в процессе формирования системы корпоративного управления предприятием.  
 Теоретической и методологической базой исследования явилась совокупность доминирующих в последнее время теорий, таких как:  
- теория соучастников, суть которой состоит в обязательной подконтрольности руководства компании  
всем заинтересованным сторонам, реализующим принятую модель корпоративных отношений;  
теория агентских отношений, рассматривающей механизм корпоративных отношений через инструментарий агентских затрат.  
 В основе работы также лежат диалектический метод, предполагающий рассмотрение социально-экономических явлений и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи, и метод сравнительного анализа, основанный на выявлении универсальных положений систем корпоративного управления компаниями при проведении межстранового сравнения.  
При анализе групп предприятий по значимым признакам (распределение акционерного капитала, тип корпоративного контроля, выбор стратегии развития и пр.) используется также метод экспертных оценок.  
   Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, связаны с решением важной народнохозяйственной задачи - разработкой концепции формирования системы корпоративного управления предприятием в рыночных условиях.  
Структура и содержание работы обусловлены поставленными целями. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Объем дипломной работы - 100 страницы.  

 
 
 
 
 
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
      Понятие и признаки корпорации.
    Корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность, и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры.
    Данная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов.
Корпораций (хозяйственным  товариществом или обществом  признается организация, которая обладает следующими обязательными признаками:
    имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
    отвечает по своим обязательствам принадлежащим имуществом;
    может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные правд, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, корпорации Должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Так как корпорации являются коммерческими организациями, то основной целью их деятельности является извлечение прибыли и распределение ее между  участниками.
Для вступления в корпоративные  правоотношения их участникам необходимо обладать определенными качествами (свойствами), совокупность которых  определяется понятием право субъектной. Правоспособность, дееспособность и деликт способность (правосубъектность) корпорации возникают одновременна в момент ее создания, а прекращаются в момент ликвидации корпорации.
Правоспособность корпорации бывает общая (универсальная) и специальная [сингулярная]. Как правило, большинство  корпорации обладает общей правоспособностью, за исключением тех из них, которые добровольно ограничили ее в своих учредительных документах. Таким образом, корпорации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Однако отдельными видами деятельности, перечень которые определен ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», корпорация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право корпорации осуществлять деятельность, на занятие которой  необходимо получение лицензии, возникает  с момента получения такой  лицензии или в указанный в  ней срок и прекращается по истечении  срока ее действия, если иное не установлено  законам или иными правовыми  актами.
Каждая корпорация подлежит государственной регистрации в  уполномоченном государственном органе в поряди определенном ФЗ «О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Корпорация считается  созданной (или прекратившей существование) Со дня внесения соответствующей  записи в Единый государственный  реестр юридических лиц.
 

1.2 Цели корпорации и типы корпоративных объединений
Цель корпорации представляет собой результат деятельности корпорации, на достижение которой направлены ее усилия.
Формирование корпоративных  целей состоит из следующих этапов:
1. Выбор миссии корпорации. Миссия корпорации – главное  ее предназначение, основная цель  ее существования. Миссия является  наиболее важным условием успеха  и обусловливает устойчивое направление  деятельности корпорации, несмотря на активное влияние на эту деятельность внешней среды. Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорация зависит от профессионально построенных корпоративных отношений.
2. Формирование системы  стратегических целей на основе  выбранной миссии.
3. Разработка тактических  задач, рассчитанных на краткосрочную  перспективу и имеющих конкретных исполнителей.
Наиболее распространенными  формами корпоративных объединений  в мировой практике являются: Картель, Корнер, Синдикат, Трест, Концерн, Консорциум, ФПГ, Конгломерат, Холдинг, Союз, Ассоциация, Франчайза.
Картель - одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, в отличие от концернов и трестов  непосредственно не затрагивающих  производственную и коммерческую самостоятельность  вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о  монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и  реализации продукции, условиях сбыта  товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.
Корнер - форма корпоративных  объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным  пакетом акций.
Синдикат – объединение  предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации  ее коллективного сбыта через  единую торговую сеть. Объединившиеся корпорации теряют свою коммерческую самостоятельность. Главная цель создания синдиката - решение вопросов сбыта.
Трест - объединение предприятий, фирм, в рамках которого участники, вошедшие в его состав, теряют свою производственно-техническую самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра.
Концерн - добровольное объединение  предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации  функций научно-технического и производственного  развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической  деятельности, организации хозрасчетного  обслуживания предприятий. Имеет общие  финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал  и устойчивые кооперативные связи  между входящими в его состав организациями. Могут быть отраслевыми  и межотраслевыми, объединяют предприятия  разной специализации, находящиеся  в устойчивых кооперативных связях. Образуется вокруг крупной материнской  компании или холдинга, контролирующего  несколько юридически самостоятельных  компаний.
Корпорация - объединение  капиталов многих собственников  через механизм продажи акций. В  концерне особый орган управления учреждается  предприятиями-участниками, которые  делегируют ему часть полномочий для управления общими делами концерна. В корпорации орган управления учреждают  собственники капитала и поручают ему  вкладывать капитал в создание и  приобретение предприятий, осуществлять все управление производственно-хозяйственной  деятельностью корпорации. Таким  образом, в корпорации, в отличие  от концерна, имеет место единство собственности и на этой основе - единство управления. Однако часто  здесь практикуется децентрализация  управления.
Главное сходство концерна и корпорации - в отсутствии ограничений  на сферы и виды производственной деятельности.
Консорциум - временное объединение  корпораций, банков и других самостоятельных  хозяйствующих субъектов. Создается  для решения конкретных задач, таких  как, например, совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций; осуществление наукоемких или капиталоемких проектов, в  т.ч. международных.
ФПГ - зарегистрированная в  установленном порядке в соответствующих  ведомствах группа юридически независимых  предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели.
Конгломератное объединение - группа предприятий, принадлежащих  одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов (не конкурирующих  друг с другом).
Конгломератное слияние - слияние фирмы одной отрасли  с фирмой другой отрасли (не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом).
Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций  одной или нескольких корпораций, управляющая или контролирующая их деятельность и определяющая общую  стратегию развития.
Союз - это объединение  по отраслевому, территориальному и  иному признаку в целях обеспечения  общих интересов участников в  государственных, международных и  иных организациях.
Ассоциация - добровольное объединение  физических и (или) юридических лиц  с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности  и независимости входящих в объединение  членов.
Франчайза (франц. Франчиза - льгота, привилегия) - объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.
1.3 Цели объединения предприятий в корпорации и процесс функционирования корпорации.
Основными целями объединения  предприятий в корпорации являются:
- увеличение рыночной  доли 
- повышение качества товаров 
- снижение издержек по  сравнению с конкурентами 
- расширение ассортимента  продуктов и повышение их привлекательности 
- укрепление репутации  перед потребителями 
- повышение качества обслуживания 
- расширение применения  инноваций 
- укрепление конкурентных  позиций на международном уровне 
- рост доходов 
- рост дивидендов 
- увеличение доходов на  инвестируемый капитал 
- повышение кредитного  и облигационного рейтингов 
- рост потоков наличности 
- повышение курсов акций 
- улучшение и оптимизация  структуры источников доходов.
Корпорация, как открытая целостная система, находится в  постоянном взаимодействии с окружающей ее внешней средой, получая извне  материальные, финансовые (денежный капитал), трудовые (человеческий капитал), сырьевые, технические и информационные (документы, массивы информации) ресурсы (средства обеспечения производства).
В процессе своей деятельности корпорация осуществляет функцию обработки  и преобразования поступающих в нее ресурсов и информации в продукцию и услуги, получает прибыль, определенную рыночную долю и возможность оказания влияния на окружающую среду Особенности организации управления корпорацией Оптимальная организационная структура корпорации
    В России, в соответствии с действующим законодательством, понятие "корпорация" трактуется как правовая форма бизнеса, наиболее распространенная форма акционерного предприятия, обязательно имеющая статус юридического лица.
   В этой связи управление корпорацией получило название корпоративного управления (corporate management ). Одним из основополагающих принципов корпоративного управления является формирование организационной структуры корпорации.
   В настоящее время в целях повышения эффективности функционирования крупные зарубежные корпорации начинают перестраивать организационную структуру. Суть перемен состоит в стремлении использовать преимущества организаций со "сквозным" менеджментом перед менеджментом "вверх вниз" в вертикально-ориентированной иерархии. Современная наука выделяет семь факторов, от которых зависит эффективность деятельности корпорации .

Рис.1. Факторы, влияющие на эффективность деятельности корпорации
Рассмотрим эти факторы  подробно:
    структура – оптимальная организационная структура корпорации позволяет сократить издержки как на общее управление, так и на основную производственную деятельность, поскольку сокращается количество передаточных звеньев при доведении управленческого решения;
    системы – реализация системного подхода при решении любых задач позволяет охватить и решить проблему целиком, а не отдельные ее компоненты, что позволяет устранять проблемы один раз, не тратя в будущем ресурсы на повторное решение проблемы;
    стиль – создание и использование собственного стиля руководства, формирование необходимого отношения покупателей к корпорации с помощью стратегии брендинга позволяет выделить корпорацию из общей массы конкурентов и повысить эффективность маркетинговой деятельности;
    персонал – руководство корпорации должно добиваться от своих сотрудников достаточной квалификации для выполнения должностных обязанностей, однако в условиях недостатка опыта это одно из слабых мест российских корпораций;
    профессионализм – высокая культура и грамотность высшего менеджмента является залогом успешной деятельности, при отсутствии у руководства необходимых знаний и достаточного опыта деятельность корпорации может быть неэффективной;
    стратегия – разработка долгосрочных планов, а также предвидение и формулирование своих целей помогают руководству корпорации осознать в каком направлении нужно двигаться для их достижения;
    разделяемые ценности – если цели всех работников корпорации совпадают, то это определяет поступательное движение при достижении стратегических целей, то есть повышается эффективность функционирования как процесса достижения целей.
   Наиболее полно такому подходу к повышению эффективности деятельности корпорации соответствует организация производственных процессов внутри корпоративного объединения по принципу горизонтальной корпорации. Модель горизонтальной корпорации (рис. 9) в значительной степени уничтожает как иерархию, так и границы между подразделениями и функциями.
   Суть организации работы по принципу горизонтальной корпорации – создание "ядра" менеджеров по таким основным направлениям, как финансы, производство, людские ресурсы. Хотя на деле и все остальные подразделения должны совместно участвовать в многопрофильных командах, работающих в таких ключевых процессах, как развитие видов продукции корпорации или маркетинг. То есть, корпорация может иметь лишь три или четыре управленческих уровня между высшим руководителем и персоналом, задействованным в производственном процессе.
   Согласно такой концепции, все основные аспекты корпоративного бытия существенно меняются. Корпорация организует разработку новых видов продукции по принципу процесса вместо, например, принципа узкой задачи, такой, как прогнозирование доли рынка для конкретного нового продукта. Производственные цели вместо того, чтобы следовать задачам прибыльности и интересам акционеров, увязываются с удовлетворением клиентов. Это позволяет выделить производство конкретного вида продукции в отдельный процесс – технологическую цепочку (ТЦ).

Рис.2 . Принципиальная схема горизонтальной корпорации
   Технологическая цепочка – это совокупность технологических этапов по производству вида продукции корпорации. С нашей точки зрения управление корпорацией представляет собой схему, в которой главным объектом управления является технологическая цепочка, в рамках которой производится конкретный вид продукции , причем таких видов продукции может быть несколько. Это позволяет диверсифицировать производство, и, как следствие, снижает риски, связанные с изменяющимися условиями спроса на продукцию.
   Такой подход наиболее перспективен, ибо в условиях переходной экономики невозможно полностью исключить человеческий фактор. Целесообразно управлять только необходимой работой, иначе вскоре может наступить кризис. Такие радикальные изменения в организационной структуре корпорации, как нам представляется, позволяют ожидать колоссальных выигрышей в производительности, что на сегодняшний день важно для любой отрасли российской экономики. Когда корпорация идет к горизонтально организованной и сфокусированной на потребителе структуре, появляется реальная возможность достижения большей эффективности за счет рационального распределения ресурсов и увеличения отдачи от вложенных средств, причем быстрее, чем ожидалось.

Рис.3. Организационная структура корпорации
   Как правило, сегодняшние предприятия тратят огромное количество ресурсов на свою внутреннюю деятельность, например, на управление взаимодействием между цехами или передачу информации снизу вверх и сверху вниз. Горизонтальная структура корпорации исключает большинство из этих действий и все ресурсы предприятий-участников фокусируются на потребителях.
   Внедрение способов управления по принципу горизонтальной корпорации затруднено тем, что исключение аккуратно расположенных прямоугольников из организационной схемы управления предприятием, принятое в командно-административной системе, часто очень сложное и мучительное испытание, поскольку простое определение процессов в конкретной корпорации может оказаться сложным с точки зрения сознания и длительным по времени процессом. Ситуация в технологической цепочке немного проще, поскольку сама цепочка представляет собой законченный процесс, управлять которым по принципу горизонтальной корпорации гораздо проще.
   Но существует опасность, что преобразование предприятий в корпорацию может превратиться в самоцель. Не существует единого решения для всех проблем предприятия. В действительности современные вертикальные организации могут подходить к специфике некоторых индустрий массового производства в большей степени, чем горизонтальные.
   Перед тем, как перекраивать организационную схему, руководство корпорации должно понять, какие потребители ее интересуют и провести анализ: что надо предпринять для удовлетворения их требований. И только после этого корпорация должна начать идентифицировать ключевые процессы для достижения таких целей, как снижение затрат или разработка нового вида продукции вдвое быстрее, чем раньше.
   В те времена, когда экономика была плановой, на промышленных предприятиях создавали вертикальную структуру, которая полностью соответствовала понятиям управления того времени. В до перестроечные времена ее преимущества были очевидны: у каждого есть место и все понимают, какую задачу на этом месте следует выполнять. Наиболее важные решения принимались наверху. Но пока все предприятия выполняли общую стратегическую задачу, все было ясно. После разрушения командно-административной системы, такая организация производства затруднила понимание стратегии конкретного предприятия и того, как связана работа конкретного человека с этой стратегией. В результате сотрудничество между подразделениями часто одерживало триумф над формальной организационной схемой, что, по нашему мнению, затрудняет модернизацию оборудования и реорганизацию производственного процесса.
  Желание выйти на международный рынок, усиливающаяся мировая конкуренция и ускорившееся технологическое развитие заставляют руководство корпораций искать новые пути организации производственных процессов.
   Некоторые отечественные корпорации приняли новую форму корпоративной организации после того, как потерпели неудачу при попытке достичь нового уровня производительности путем простого объединения.
   Цель горизонтальной корпорации всегда состоит в изменении узкого мышления армий специалистов, которые делали свою карьеру, взбираясь в вертикальной иерархии к верхней части функции. Сегодняшняя ситуация в экономике диктует новые условия. Теперь каждый сотрудник корпорации от работника конкретного предприятия до руководителя должен быть нацелен на производство как систему, в которой все функции неразрывны. Для этого, по нашему мнению, организационная структура корпорации, ориентированной на потребителя, должна соответствовать реалиям российской экономической ситуации, при этом учитывая накопленный зарубежный опыт организации корпоративной деятельности.
   Изменения в организации производственного процесса неизбежно приводят к реформированию систем обучения, аттестации и вознаграждения. У сотрудников формируется приверженность результату, а не боссу. Для этого внутри корпорации применяется процедура оплаты труда по выполнению задания, а не в виде оклада. При этом производительность каждого сотрудника в рамках процесса анализируется теми, с кем он работает: его коллегами, начальством, предыдущим и последующим в технологической цепочке предприятиями.
  Изменения условий работы ведут к кардинальной перестройке отношений собственности, служебного роста, а также к трансформации индивидуальных целей сотрудников. Во всем этом главное – взаимное сотрудничество. Задача состоит в том, чтобы люди из различных служб стали общаться между собой, обсуждать общие проблемы.
  Тем не менее, рано хоронить функциональный менеджмент. Ни одна корпорация до конца не исключила функциональную специализацию. И даже защитники новой модели не видят возможности обойтись без менеджеров производства или финансов. Редчайший случай, когда организация полностью построена по вертикальному или горизонтальному принципу. Большинство организаций – гибриды.
   Горизонтальная корпорация является идеей, приносящей деньги и все больше требующей от людей более широкого мышления. Люди в такой модели стремятся менять ситуацию таким образом, чтобы управлять процессом, а не другими людьми.
   Модернизация управления в корпорации, как правило, начинается с подбора новой команды управляющих. Главная цель: "каждой задаче – имя, отчество и фамилию". Людей в команду подбирают с таким расчетом, чтобы не надо было объяснять, что конкретно делать, а можно было ставить задачи по-крупному. Опыт российских корпораций, проведших или проводящих реорганизацию управления, показывает, что не нужно бояться менять людей до тех пор, пока не будет найден подходящий для этой работы сотрудник. При этом, наиболее перспективным из числа непрошедших конкурсный отбор нужно дать возможность обучаться для дальнейшего привлечения их к работе в новых условиях.
   Своих ближайших помощников не следует контролировать по мелочам. Рабочий принцип для менеджеров таков: "каждый на своем участке должен разбираться лучше, чем руководитель, иначе, зачем он нужен". Руководитель, благодаря такому подходу, может сосредотачиваться на самых важных стратегических вопросах.
   Корпорация, оптимизируя круг руководителей, участвующих в выработке стратегических решений, выделяет то, что принято называть правлением. Правление состоит из нескольких директоров по направлениям плюс генеральный директор. В таком составе правление собирается, например, раз в неделю, а дальше каждый организует свою работу так, как считает нужным.   Это, собственно говоря, и есть команда, с которой решаются основные вопросы.
  В управлении, особенно в российских условиях, должно активно использоваться финансовое планирование. Для эффективного функционирования, для оценки возможностей и фиксации плановых результатов, по нашему мнению, необходимо составлять и контролировать бюджеты всех технологических цепочек. Причем роль бюджетного планирования должна постоянно возрастать: если сначала финансовый план использовали для того, чтобы получить контрольные цифры на будущий период, то в дальнейшем корпорация может превратить бюджеты в основной инструмент согласования интересов различных служб.
   Способ – многократное уточнение бюджета с тем, чтобы увязать с предполагаемыми поступлениями денег запросы различных служб. После этого можно использовать финансовый план для делегирования полномочий и распределения ответственности.
 Полномочия по работе в рамках процесса делегируются на низшие уровни управления. Однако ошибкой было бы идти по пути "холдингизации". Центробежные тенденции в холдинге обязательно появятся, и надо будет тратить силы на то, чтобы их преодолевать. Понять, эффективно или нет то или иное подразделение, можно и не давая ему самостоятельности, лишь наладив нормальный учет. Руководители подразделений постоянно должны работать над тем, что им поручено, например, повышать качество продукции, заниматься технологиями и оборудованием.
   В связи с изложенным правление должно предоставлять максимум самостоятельности подразделениям, но при этом должно их жестко контролировать. Это связано с тем, что на российских предприятиях в этом смысле занимаются имитацией управления, всячески подчеркивая самостоятельность подразделений, то есть перекладывают на них ответственность.
   Таким образом, корпорация должна быть разделена на технологические цепочки, управляемые командами специалистов, в каждой из которых может быть собственный маркетинг, финансы, снабжение. Из всех крупных отделов выделяются специалисты в определенной области: разработчики конечных продуктов, маркетологи, производственники, технологи. В каждой технологической цепочке могут создаваться собственные финансово-экономические службы.
   Внутри корпорации, для того чтобы жестко контролировать деятельность подразделений, одновременно культивируя самостоятельность, может быть введена система бюджетов, которые технологические цепочки должны ежеквартально защищать на правлении. Тех, кто с такими обязательствами не справляется, можно "санировать", а неэффективные или бесперспективные направления должны быть безжалостно закрыты.
   Помимо чисто финансовых рычагов контроля за деятельностью подразделений можно использовать и другие. Например, стратегический маркетинг, который, по нашему мнению, должен проводиться на уровне руководства корпорации. Основные стратегические решения по привлечению или исключению предприятий из состава корпорации принимаются дирекцией в интересах производства и продвижения на рынок того или иного конкретного продукта. Руководство может контролировать все экспортные заказы, в частности поставку оборудования через государственные организации.
  Проведенные различными научными организациями исследования показывают, что при организации работы по принципу горизонтальной корпорации могут достигаться следующие преимущества в условиях переходной экономики:
    Минимизация затрат, необходимых для функционирования всей корпорации.
    Создание имиджа корпорации, как следствие, повышение курсовой стоимости акций предприятий-участников.
    Повышение управляемости за счет снижения числа промежуточных звеньев в схеме управления.
  Все это приводит к созданию условий для выхода предприятий-участников корпораций из кризиса и формирования предпосылок для успешного развития отрасли. Как уже отмечалось выше, создание эффективной структуры приводит к повышению общей стоимости корпорации, в этой связи, нам представляется в дальнейшем целесообразным уделить особое внимание вопросам оценки рыночной стоимости ее пакета акций.
Сущность и критерии корпоративного управления. Сущность корпоративного управления .Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.
В настоящее время западными  учеными предлагается цикл управления фирмой, состоящий из четырех этапов. В частности, такую схему предлагают Мескон, Альберт и Хедоури. Однако, по нашему мнению, такое представление является слишком урезанным и для такого крупного объединения как корпорация не подходит, поэтому нами предлагается расширенный цикл управления, содержащий семь этапов.

Рис.4 . Цикл управления фирмой
Мы считаем, что для  осуществления цикла управления, представленного на рис., управляющая  компания должна определить и согласовать  с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.

Рис.5 . Цикл управления корпорацией
 Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.
Одним из рычагов воздействия  на руководителя подчиненного предприятия  может быть процедура распределения  прибыли от проекта к предприятиям-участникам. Другим рычагом может быть делегирование  конкретных полномочий от корпорации предприятию. Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.
  Корпорация, в свою очередь, может выступать представителем предприятий перед государством, например, единым налогоплательщиком. Поскольку каждое корпоративное объединение имеет определенные цели функционирования, управление им должно вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на рис..

Рис.6. Этапы процесса управления по целям
Эффективность деятельности корпорации
Для того, чтобы управлять эффективностью, необходимо четко определить, что такое эффективность корпорации, как объединения различных коммерческих структур, а также уметь измерять значение эффективности функционирования. Для измерения эффективности функционирования корпорации необходимо определить эффективности предприятий-участников. Для этого мы рекомендуем применять ресурсный показатель – общую рентабельность предприятия. Для расчета показателя эффективности используется формула (1).
, (1)
где
Э – эффективность функционирования предприятия;
ЧП – чистая прибыль  предприятия;
ВА – валовые активы предприятия.
Для предприятий, действующих  в рамках ТЦ, не менее важно измерить интегральную эффективность, так как  это основной интегральный показатель, позволяющий оценить – соответствуют  или нет запланированным значениям  объемы производства конечного продукта при использовании всех ресурсов ТЦ, а также оценить насколько  эффективно взаимодействие предприятий  в рамках технологической цепочки.
Интегральная эффективность  функционирования ТЦ показывает, какой  интегральный экономический эффект получен технологической цепочкой от использования всех активов ТЦ.
Для определения интегральной эффективности технологической  цепочки формула (1) может быть представлена в виде:
,
где
;
;
ЧП i – чистая прибыль i-го предприятия;
ВА i – всего активов i-го предприятия;
n – число предприятий  в технологической цепочке. 
Таким образом, интегральная эффективность деятельности технологической  цепочки равна частному от деления  совокупной чистой прибыли на совокупные активы.
Сравнивая полученное расчетное  значение с плановым, можно сделать  вывод о том, насколько предприятия-участники  ТЦ отклонились от плановых показателей  в ту или иную сторону.
Нам хотелось бы отметить, что  каждая технологическая цепочка  является отдельным производственным процессом, поэтому для руководства  корпорации значения показателей эффективности  необходимы для сравнения различных  цепочек между собой вне зависимости  от количества предприятий-участников и количества операций технологического цикла. Вопрос эффективности функционирования конкретных технологических цепочек  становится определяющим, поскольку  от результатов деятельности составляющих зависит состояние всей системы –корпорации.
Корпоративное управление процессом интеграции предприятий Анализ возможностей корпорации
Анализ возможностей –  это комплексное исследование, которое  проводится с целью определения  основных аспектов функционирования корпорации. Результаты анализа позволяют судить о текущем финансово-экономическом  состоянии, отсечь начальные точки  для определения эффективности. В целом анализ возможностей корпорации позволяет руководству определить тактику, в соответствии с которой  корпорация будет функционировать. Анализ возможностей включает в себя исследование трех составляющих: анализ продукции, анализ внутренней структуры, анализ внешнего окружения корпорации.
Анализ продукции 
Цель анализа продукции, которую производят предприятия-участники  корпорации – определить направления  выхода на рынок, стратегию продвижения  видов продукции, оценить объемы покупательного спроса и количество продукции, производимое в рамках корпорации на момент анализа. Это позволяет  сгруппировать предприятия в  организационные модули для последующего планирования технологических цепочек. Организационный модуль представляет собой совокупность предприятий-участников ТЦ, продукция которых имеет одинаковое производственное или коммерческое назначение в интересах корпорации. Продукция предприятий модуля может  быть использования для следующих  целей:
    во-первых, другими предприятиями-участниками ТЦ для изготовления конечной продукции в рамках ТЦ;
    во-вторых, внешними потребителями конечной продукции.
В этой связи продукция, производимая в рамках корпорации, может быть разделена на две части в соответствии с целями использования:
    Технологическая продукция (полуфабрикаты).
    Коммерческая продукция.
 При анализе технологической продукции оценивается ее качество и ассортимент. Работа по анализу коммерческой продукции производится в комплексе: оцениваются как сама продукция, так и спрос на нее. Делаются выводы о целесообразности производства того или иного вида коммерческой продукции и, как следствие, о целесообразности функционирования той или иной технологической цепочки.
Процесс анализа коммерческой продукции представляет собой систему  мероприятий и проводится по схеме с обратной связью. Суть оценки коммерческой продукции корпорации заключается в следующем. Оценивается объем платежеспособного спроса на продукцию, если производство эффективно, руководство корпорации принимает решение об организации технологической цепочки.

Рис.7 . Схема изучения продукции
Если производство продукции  неэффективно, то исследуется структура  спроса на виды продукции, производство которых можно наладить на имеющемся  оборудовании без принципиального  изменения технологии, анализируется  эффективность производства такой  продукции. В случае если такое производство не эффективно, изучается структура  спроса на продукцию смежных отраслей. И так далее – с помощью  метода последовательных приближений. Основной критерий отбора вида продукции  и организации ТЦ для его производства – это эффективность функционирования корпорации.
Анализ внутренней структуры 
Анализ внутренней структуры  корпорации проводится для выявления  тех внутренних резервов, которые  могут быть использованы для повышения  эффективности функционирования и  обеспечения выпуска требуемого количества коммерческой продукции.
Для проведения анализа внутренней структуры необходимо оценить потенциал  предприятий-участников корпорации. Оценку потенциала предприятия целесообразно  проводить по нескольким разделам.(приложение 1)
Для оценки потенциала могут  применяться различные экономические  расчеты. Например, для сравнения  качества управления на предприятиях корпорации можно соотнести сумму  чистой прибыли предприятия за конкретный период и сумму, выплачиваемую руководству  этого предприятия в качестве вознаграждения за труд (заработная плата, премии и т. Д.) за тот же самый период. В целом, подбор информации следует проводить по сопоставимым показателям, используя различные приемы и методы. Информация для укрупненного анализа возможностей предприятия может содержать данные об:
    местонахождении предприятия;
    степени известности;
    производственном потенциале;
    технологическом оборудовании;
    длительности изготовления вида продукции;
    качестве продукции;
    персонала.
   Анализ внутренней структуры производится на основе перечисленной информации путем сопоставления значений соответствующих показателей конкретного предприятия со средне корпоративными показателями и показателями других предприятий-участников корпорации. Для изучения каждой из выше перечисленных составляющих внутренней структуры предприятия используется ряд показателей. Для удобства сопоставления, расчет некоторых показателей производится в стоимостном выражении.
Для оценки местоположения предприятия используется показатель местонахождения (П М ). Значение данного показателя позволяет сравнивать транспортные расходы предприятий-участников корпорации и более грамотно планировать процесс функционирования.
,
где
Ц i – цена доставки от предприятия до i-того транспортного узла;
n – количество транспортных  узлов, на которые может быть  доставлена продукция предприятия  для последующей отправки потребителям.
Показатель степени известности (С И ) позволяет в цифровом выражении оценить эффективность маркетинговой политики предприятия, а также долю занимаемого предприятием рынка выпускаемой продукции. Если значение показателя С И равно 1, изучаемое предприятие является монополистом по данному виду продукции. Степень известности измеряется по формуле:
,
где
Кп – количество предприятий, сотрудничающих с изучаемым предприятием;
Ко – количество предприятий-потребителей вида продукции, производимого изучаемым предприятием.
 Качество и количество производственного потенциала и технологического оборудования можно измерять с помощью показателя степени износа нематериальных активов и оборудования соответственно, а также с помощью коэффициента выбытия и коэффициента обновления соответствующих компонентов необоротных активов.
Длительность изготовления вида продукции определяется по технологическим  нормам изготовления единицы продукции, затем длительность изготовления единицы  умножается на количество единиц в  отгрузочной норме (вагон, контейнер  и т. Д.).
Качество продукции определяется коэффициентом возврата (К возврат ) и вычисляется как соотношение затрат на ремонт или замену продукции, возвращенной потребителями, как некачественной, и общей суммы отгруженной продукции.
,
где
Зр – затраты на ремонт некачественной продукции;
Зз – затраты на замену некачественной продукции;
ВР – выручка от реализации продукции.
Персонал можно оценить  по средней производительности производственного  персонала, а также по средней  выручке на одного работника. Уровень  расходов определяется по данным финансовой отчетности.
После анализа внутренней структуры предприятий корпорации следует так называемый анализ внешнего окружения, который включает изучение поставщиков и потребителей.
Анализ внешнего окружения В процессе анализа внешнего окружения готовится информация по всем аспектам, связанным с предприятиями поставщиками сырья и потребителями продукции корпорации. Изучение поставщиков сырья проводится с целью выявления наиболее выгодных по критерию «цена на складе предприятия-участника корпорации». Это связано с тем, что отпускные цены у различных производителей отличаются одна от другой. Но выбирать сырье только по отпускной цене ошибочно, поскольку она существенно увеличивается за счет стоимости транспортировки от склада поставщика до склада предприятия-участника корпорации. Таким образом, повысить эффективность производства можно за счет формирования четкой снабженческой политики.
С другой стороны, изучается  спрос на продукцию, производимую в  рамках корпорации. Поскольку, в рамках корпорации производится несколько  видов продукции, основная задача –  разделить продукцию на потребляемую оптовыми и розничными покупателями.
Это связано с различиями в стратегии маркетинга, зависящей  от типа потребителя. Однако и оптовых, и розничных потребителей можно  в целом разделить на несколько  групп (рис. 16).

Рис.8 . Группы потребителей вида продукции, производимого в рамках корпорации
При проведении анализа внешнего окружения также изучаются поставщики сырья, поставщики энергоресурсов, другие контрагенты, а также те аспекты  деятельности корпорации, которые в  основном зависят от внешних по отношению  к корпорации воздействий.
Результаты трех составляющих анализа возможностей используются на следующих этапах управления. В  частности результаты оценки потенциала предприятий-участников корпорации применяются  на этапе планирования, информация о доле рынка используется при  постановке задачи на создание ТЦ.
Таким образом, анализ возможностей корпорации – это начальный этап цикла управления, в соответствии, с результатами которого вырабатывается корпоративная стратегия деятельности.
После анализа возможностей, в соответствии с изученными потребностями  рынка планируются технологические  цепочки, этапу планирования предшествует отбор конкретных предприятий, которые  будут участвовать в производстве определенного вида продукции и составят технологическую цепочку.
Выбор предприятий – потенциальных  участников технологической цепочки 
Для управляющей компании, занимающейся реализацией цикла  управления эффективностью одним из главных аспектов организации ТЦ несомненно является процесс отбора предприятий-смежников в рамках ТЦ.
Отбор смежников (контрагентов) – это процесс изучения исходных данных о функционировании каждого  конкретного предприятия-потенциального смежника. Отбор контрагентов проводится в целях достижения максимальной эффективности функционирования конкретной ТЦ и, как следствие, корпорации в целом.
Для анализа используется информация, полученная в ходе анализа  возможностей, а также делаются вычисления необходимые с точки зрения сопряжения предприятий в технологическую  цепочку.
По результатам анализа  проводится конкурсный отбор контрагента  из числа потенциальных кандидатов. Цель отбора – включить в технологическую  цепочку те предприятия, которые  в совокупности дадут наибольшую эффективность функционирования. Таким  образом, если все корпоративные  технологические цепочки будут  иметь максимальную эффективность, то и эффективность функционирования корпорации будет максимальной. Для  отбора контрагентов используется набор  показателей, имеющих одну общую  черту – все используемые на данном этапе показатели базируются на изучении выручки от реализации.
Одним из основных показателей  является так называемое корпоративное  участие (КУ):
,
где
ВР – выручка от реализации продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ;
З – затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость) (руб.);
ДТЦ – длительность технологического цикла производства продукции, которая  может быть использована в рамках ТЦ (дни).
Таким образом, экономический  смысл КУ – эффективность участия  каждого предприятия в производстве продукции, которая может быть использована в рамках корпорации.
Для оценки эффективности  использования предприятием своего оборудования используется показатель фондоотдачи (Ф), который показывает количество выручки, полученное на единицу  стоимости основных средств.
,
где
ВР – выручка предприятия  от реализации продукции за исследуемый  период;
ОС СР – средняя стоимость основных средств за исследуемый период:
,
ОС НП – стоимость основных средств на начало периода;
ОС КП – стоимость основных средств на конец периода.
Наряду со значениями корпоративного участия и фондоотдачи руководство  корпорации должно иметь представление  о качестве управления предприятием – потенциальным участником ТЦ. Сделать это можно, оценив качество управления:
,
где
К УПР – коэффициент качества управления;
З УПР – совокупные затраты на управление.
Эффективность использования  оборотных средств характеризуется  их оборачиваемостью. Оборачиваемость  оборотных средств исчисляется  продолжительностью одного оборота  в днях (оборачиваемость оборотных  средств в днях) или количеством оборотов за отчетный период.
Анализ оборачиваемости  включает:
    анализ оборачиваемости текущих активов;
    анализ оборачиваемости текущих пассивов;
    анализ “чистого цикла”.
Для анализа оборачиваемости  рассчитываются следующие показатели:
Оборачиваемость активов (Оа) – показывает, сколько раз за период “обернулся” рассматриваемый вид актива (А):
,
где
,
А НП – значение актива на начало периода,
А КП – значение актива на конец периода.
База для расчета оборачиваемости (числитель приведенной выше формулы) для каждого элемента текущих  активов может быть разная: для  дебиторской задолженности –  выручка от реализации, для товаров  – покупная стоимость реализованных  товаров, для незавершенного производства и запасов – себестоимость  реализованной продукции.
Период оборота активов (Поа) показывает какова продолжительность одного оборота актива в днях (срок “бездействия”):
.
Сумма периодов оборота отдельных  составляющих текущих активов, за исключением  денежных средств составляет “затратный цикл” предприятия.
Период оборота предъявленных  счетов (кредит поставщиков) и период оборота авансов и предоплат (кредит покупателей) рассчитываются по формулам аналогичным периодам оборота активов. Период оборота прочих текущих пассивов определяется экспертным методом, исходя из частоты выплаты заработной платы и налогов. Сумма периодов оборота текущих пассивов составляет “кредитный цикл” предприятия.
Разность между “затратным циклом” и “кредитным циклом”  составляет “чистый цикл”. “Чистый  цикл” – важнейший показатель, характеризующий финансовую организацию основного производственного процесса. Рост этого показателя свидетельствует о росте потребности в финансировании со стороны внешних по отношению к производственному процессу источников (собственный капитал, кредиты). Отрицательное значение “чистого цикла” может означать, что кредиты поставщиков и покупателей с избытком покрывают потребность в финансировании производственного процесса и предприятие может использовать образующийся излишек на иные цели, например, на финансирование постоянного капитала.
Таким образом, после проведения анализа отчетности предприятий  – потенциальных участников ТЦ можно  из всей совокупности выбрать те предприятия, участие которых в ТЦ представляется целесообразным. После принятия положительного решения с контрагентом заключаются  договора об участии контрагента  в ТЦ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2 СИСТЕМА  КОРПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ  КАК ОБЬЕКТ ИСЛЕДОВАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
2.1 Корпорация как организационно –правовая форма организация бизнеса.
Реформирование экономики  в Россий и интеграций в мировое  конкурентное рыночное пространство потребовали, прежде всего, осуществить трансформацию  отношений собственности, так как  именно установление прав собственности  и изменение отношений собственности  создают предпосылки для формирование основ конкуренции, эффективное рыночной экономики и придание устойчивости социальному развитию общества.
 Один из наиболее  ярких проявлений в ходе рыночной трансформаций российской экономики является развитие корпоративных структур, которые возникли после приватизаций и стали одной из несущих конструкций в хозяйственной жизни Россий. По нашему мнению, зрелость и организованность корпораций, а так же качество корпоративного управления в решающей степени определяют перспективы устойчивого развития отечественной экономики, обеспечение эффективного экономического роста, основанного на конкурентоспособности основных субъектов экономики.
  В последнем десятилетие ХХ веке в российской экономике термины «корпорация» и «корпоративного управления», «корпоративный менеджмент» стал все чаще использоваться, постепенно формируя представление об одном эффективном управление в Россий.
   Для начала целесообразно рассмотреть понятие корпорация, проанализировать принцип, присуще современным корпорациям и определять конкурентные преимущества корпоративной формы организаций бизнеса.
Понятие корпорация в России трактуются весьма неоднозначно.
 Корпорация – организация, поставившая перед собой цели, действующая на общественное благо, обладающие определенными правами, являющиеся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность.
 История понятия «корпорация» происходит от латинского «corporation», что значит объединение. Для сегодняшней российских условий более подойдет, определение корпораций, данное американским писателем конца ХIX – XX
Абзом Бирсом : « корпорация хитроумное изобретение для получение личной прибыли без личной ответственности, особенности, когда акционеры – это ротозей, которые смотрят, как уплывают их денежки».
 Причина здесь состоит, прежде всего, несформированном чувстве собственника как у владельцев, выполняющих   одновременно функций высших управляющих, так и у мелких акционеров, которым присуще и профессиональная некомпетентность в вопросах видения бизнеса, и не желание глубоко вникать в проблемы работы корпораций.
   По мнению ряда экономистов, корпорация характеризуется пятью основными признаками, по которым та или иная организация относится к группе корпораций и являются наиболее привлекательными для инвесторов:
    самостоятельность корпораций как юридическое лицо
    ограниченная ответственность участников корпораций
    возможность передачи прав собственности другим лицам
    централизованное управление
    отделение прав собственности от хозяйственного распоряжения.
   Первые две характеристики проводят грань, отделяющею ответственность корпораций от ответственности ее отдельных членов. То, что принадлежит корпораций, может не принадлежать ее членам, и та ответственность, которую несет корпорация, может не быть ответственностью входящих в него лиц. Мера ответственности индивидуальных инвесторов ограничена объёмом их вклада в корпорацию; соответственно их возможные потери не могут быть выше их вкладов.
   Распространение корпоративной формы ведения бизнеса позволяет инвесторам диверсифицировать риск инвестирования: чтобы не «класть все яйца в одну корзину», они могут одновременно установить в целом ряде компании. Благодаря этому, корпорации получают значительные финансовые ресурсы, необходимые при современных масштабах экономики, а так же могут принимать на себя риск, уровня которого недоступен для каждого индивидуального инвестора в отдельности.
   Вместе с тем,  преимущество ограниченной ответственности достигается за счет утраты части контроля за, деятельностью компании. Корпорации передают право управлять текущим операциями компании менеджерам, а потом акционеры компании делегируют право принимать решение по целому ряду аспектов деятельности корпораций директорам и менеджерам – за исключением решении принципиальной важности. В условиях значительной распыленности капитал корпораций, то есть когда корпорация основана большим количеством акционеров, каждый который владеет лишь незначительной частью капитала компаний, «уступка» акционерами рычагов контроля за ее деятельностью приводят к разделению функций владению и разделению. Для крупных корпораций открытого типа данная распыленность капитала является, скорее, нормой, чем исключением.
   В США в настоящее время действует более  3 млн. корпораций, составляющих 20% всех фирм страны и охватывающих 90% совокупность объема товаров и услуг.
   В силу того, что понятие «корпорация» не имеет официального оформление в Россий, отечественные исследование исследователи придерживаются различных взглядов на понятие рамки этого термина. Так, например, И. Храброва приводит ряд точек зрения, согласно одной из которых к корпорация относятся все коммерческие организации, основаны на членстве, другой – лишь хозяйственные общества и товарищества, третье – только акционерные общества, четвертой -  хозяйствующие субъекты, образованными несколькими юридическими лицами.
  В исследовании акционерное общество рассматривается как ограниченная и наиболее адекватная организационно – правовая форма существования  и развитие корпорации, привлекающие акционерный капитал. Формально понятие «акционерное общество» и «корпорация» можно рассматривать как тождественные. Однако нельзя смешивать организационно – правовую  форму и экономическое содержание корпоративного бизнеса. В связи с этим различают частные корпораций, существующие в форме закрытых акционерных обществ, и публичных корпорациях, действующие в форме акционерных обществ открытого типа. Корпорация как современная форма организации крупной бизнеса ограничено, связана с теми правовыми, экономическими и финансовыми возможностями, которые создают в рамках открытого акционерного общества.
  В исследовании используются более широкая трактовка понятии корпораций, а именно: корпорация есть особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, которое закрепляет отделение ответственности корпораций от ответственности ее совладельца, то есть предоставляет корпораций статус и права самостоятельного юридического лица и обладающая как самостоятельный экономический субъект определёнными правами, привилегиям к обязанности.
   В Российских условиях быстрое появление корпоративных форм бизнеса было связано с программой приватизаций государственных предприятий, обеспечивающая переход государственных собственности к частным лицам.
Конкурентные преимущества корпораций, которые способствовали их широкому распространению и обусловили доминирующую роль этой формы организации бизнеса в развитие страны. В современных условиях проявляется в следующем:
    Способность привлечь финансовых ресурсов через выпуск акций дает возможность аккумулировать средства неограниченного числа инвесторов, позволяя последним рассчитывать на определенный выбор участия или неучастье в управление обществом.
    Облегчает решение проблем управляемости. Законченность организационного управления, регламентированность в определение ответственности и полномочий, позволяют распределить функций контроля между организацией.
    Нет ограничений области деятельности. Возможность прогнозирование и планирование организации производства.
    Упрощение порядков вхождение и выхождения из состава акционерного общества.
    Экономия издержки, обусловленная масштабами деятельности, а также прямые и косвенные эффекты, связанные с рамками кооперативной объединений. Это даст широкомасштабное финансирование научно-технических исследований.
 
 
 
2.2 Теоретические  основы формирования системы  корпоративного управления.
  В основе формирование системы корпоративного управления лежит теория агентских отношений, заключающая, что источником агентских проблем в современной корпорации является разделение фигуры предпринимателя на фигуру владельца или акционера компании и фигуру менеджера или управляющего делами компании. Принципом является акционер, а агентом – менеджер. Исследователи Ю. Фарам и М. Джонсон утверждают, что контроль за действиями менеджеров важен, тик как они инициируют и воплощают в жизнь решения, но не несут основной риск этих решений, в том числе финансовые.
  Агентские теория строится на предложении, что агенты, нанятые принципалами, действуют так , чтобы максимизировать полезность для себя, а не для принципала. Это происходит в ситуации, когда последствия экономических действий агентов ложатся на них не полностью, существенная часть приходится на долю принципала, то есть агент делит риск своей деятельности с принципалом. Начало рассмотрения проблемы « принципал – агент» или, как ее еще называют, агентской проблемы было положено исследованиями конфликтов интересов агента и принципала через различие их функций полезности. В последствий в модель отношений агента и принципала было добавлено, что агенту для действий в интересах принципала нужно прилагать усилия, которые обладают для него отрицательной полезностью, что усилило конфликтность.
    Конфликт интересов агентов и принципалов возможен лишь при условии информационной асимметрий или неполных контрактов между агентом и принципалом. Асимметричная информация означает, что агент обладая информационным преимуществом по сравнению с принципалом. Принципал не может в чистом виде вычленить и оценить усилия агента, а так же их последствия, например. Ответить на вопрос: в результате чего ухудшилось положение в компании – в результате действий менеджеров или объективных причин. Например, менеджеры прогнозировали улучшение конъектуры рынка и, исходя из этого, инвестировали значительные средства в расширение производства. Между тем произошло ухудшение, и инвестиции не окупились. Спрашивается, ошибка ли это менеджеров или тут сказались внешние обстоятельства, которые невозможно рационально прогнозировать? Что если, расчеты делались исходя из наиболее вероятного сценария развития, а реализовалась наихудшие? Как вообще можно оценить грамотность принятия решений в условиях неопределенности, когда используются вероятностные методы?
Итак, первая сложность состоит  в том, что невозможно выделить ответственность  агента в чистом виде. Соответственно, невозможно составить такой контракт между агентом принципалом, в котором вознаграждение агента зависело, было только от его усилий. Иными словами, в трудовом соглашении с менеджером нельзя записать, что его вознаграждение зависит от той части изменения цены акций компании, которая вызвана непосредственно действиями самого менеджера.
 Вторая сложность в  том, что даже если действия  агентов и их последствия можно  было бы вычленить в чистом  виде, не всегда при этом можно сказать, были ли данные действия совершены в интересах принципалов. Например, менеджеры компании затеяли дорогостоящую реконструкцию офиса. То ли бы расчет на то, что новый красивый офис благоприятно отразится на имидже компании и поможет ей привлечь новых клиентов, то ли менеджеры захотели сделать свои рабочие места более конфликтными.
  Существует, однако, и третья сложность. Даже если можно вычленить действия агента и их последствия в чистом виде и установить, в чьих интересах действовал агент, то не всегда можно составить такой контракт с агентом, по которому он отвечал бы за все последствия своих действий. Это не возможно, когда агент не любит риск или его состояние недостаточно для покрытия возможностных убытков от его деятельности.
 Итак, агентские проблемы в основном возникают в случае несовпадения интересов владельцев и менеджеров.
 Во – первых, менеджеры испытывают воздействия целого ряда факторов, которые не имеют прямого отношения к интересом акционеров – таких, как размер корпорации, власть и престиж, связанные с занимаемым ими положением. Эти соображения могут привести менеджеров к принятию решений, которые не только не будут соответствовать интересам акционеров, но могут  и повредить им.
 Во – вторых, отличаются друг от друга форма и размеры материального вознаграждения. Менеджерам традиционно гарантируется вознаграждение в форме заработной платы, в то время как акционеры могут претендовать на ту часть прибыли компании, которая остается после того, как компания отчитается по всем своим обязательствам.
 Но даже в том  случае, если мотивационные методы увязки интересов менеджеров и акционеров имеют успех, проблема остается. Как правило, акционеры инвестируют в конкретную корпорацию только часть своего состояния, распределяя свои инвестиции между целом рядом компании. Напротив менеджеры концентрируют все свое достояние в одном месте – в компании, которой они служат; работа является главной их ценностью, а утрата представляет самую серьезную опасность. Благодаря этому, менеджер может, предпочтет решение, которые не одобрил бы акционер.
  Акционеры, как группа, стремятся осуществлять надзор за управлением корпораций. Когда число акционеров велико, у каждого из них в отдельности мало желание уделять надзору много времени и усилий -  никто не желает брать хлопоты управления на себя, в том время как выгодно равномерно распределить между всеми. Это – классический пример того, что называют « бесплатный проезд»: контролируя работу управленческого персонала корпораций, каждый из акционеров склонен возглавлять усилия в этом деле на других.
  Поэтому в настоящее время зарубежные исследователи много внимание уделяют проблему корпоративного управления, связанной с созданием эффективного механизма контроля, гарантирующего добросовестность и правомерность действий менеджеров корпорации.
 Анализ эффективности  применения механизмов корпоративного контроля над деятельностью менеджеров на предприятии.
  Еще одним характерным моментом, определяющим специфику российских корпоративных отношений, является то, что акционеры в основном профессионально некомпетентны в области акционерных знаний и, как следствие, пассивны в деле защиты своих прав.
 Отсюда возникают противоречия  между существующей организации управления предприятиями и новыми требованиями к управлению, отвечающими требованием рыночного развития. Существует потребность в новом подходе к формированию системы корпоративного управления российскими предприятиями.
  Для начала определим, что входит в понятие «система корпоративного управления». Один из авторов насчитал не меньше шести определении.
  Когда выделяют корпоративное управление в особый тип управления, особенности которого обусловлены спецификой корпораций в качестве объекта управления, его определяют как « управление, постоянное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпораций, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие  акционеров, построенное на стратеги развития корпорации в целом, наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиции, уставов и т.д.
   Далее, например, некоторые исследователи под системой корпоративного управления в акционерных обществах понимают « систему отношений между органами управления и должностными лицами эмитента, владельцами ценных бумаг, а так же другими заинтересованными лицами.
   По моему мнению, наиболее концентрированное толкование данного понятия, которое и будет использоваться в работе, «систему корпоративного управления как организационная модель, с помощью которой акционерное общество должно представляться и защищать интересы своих инвесторов.
  Среди важных факторов организационной модели, которые оказывают влияние на формирование конкретной системы корпоративного управления, можно выделить:
      Состав непосредственных участников компании и механизм взаимодействие между ними;
      Структура акционерного капитала;
      Состав и полномочия совета директоров;
      Механизм контроля корпоративного над деятельностью менеджмента предприятия и т.д.
      Нормативное обеспечение деятельности акционерных обществ.
  По общим признакам конкретного проявления перечисленных факторов принято различать американскую, германскую и японскую системы корпоративного управления.
  В исследовании основной акцент в анализе формирование системы корпоративного управления будет сделан: на изучении современной структуры органов управления компании, их взаимосвязь между собой, распределение между ними прав и обязанностей по соблюдению интересов акционеров; на организации и совершенствование корпоративного контроля над деятельностью менеджера предприятия;  на обеспечение прозрачности в деятельности компании.
  Конкретные формы построения организационных структур являются результатом исторических процессов. Советы директоров отечественных акционерных компаний, как правило, выполняют пассивную, наблюдательную роль по отношению к исполнительным органам: не владеют методами разработки корпоративных стратегий и контроля их реализаций, не умеют адекватно оценивать корпоративные риски, не следуют своевременному пересмотру организационных структур. Мелкие акционеры зачастую лишены реальных прав на участие в управление. Не отработаны многие процедурные вопросы деятельности высших органов управления акционерными обществами и т.д. Пока для Россий процесс управления роли советов директоров и включения в него независимых членов.
  Анализ вех явлений в корпоративном секторе, по моему мнению, невозможно без изучения экономических отношений между субъектами собственности – владельца капитала. Как было отмечено выше, их корпоративные интересы не совпадают.
Так менеджеры заинтересованы, прежде всего, в прочности своего положения, росте собственных доходов. В тоже время акционеры заинтересованы в высоких прибылях эмитента и высоком курсе его акций.
2.3 Проблемы становления  и специфика задач корпоративного  управления в рыночных условиях.
  Важность изучения данного вопроса обусловлена тем, что в последнее десятилетия обсуждение проблемы корпоративного управления компаниями, как в развитиях, так и в развивающихся странах заметно активизировалось. Это связано с тем, что происходящая глобализация экономических процессов привел к росту международных переливов капиталов. Становится общепризнанными, что если какая – то страна или какие – либо секторы ее экономики остаются в стороне от глобальных финансовых потоков, то шансы на то, чтобы остаться конкурентоспособными в глобальных масштабе, невелик. Международные инвесторы желают видеть определенный минимальный набор стандартов, в том числе и в области корперативного управления.
  Ведь несоблюдение общепринятых норм корпоративного управления, по словам заместителя председателя Комитета по собственности Гос Думмы, стоит России 52 млрд. долларов. Именно на такую сумму, по оценке экспертов, недокапитализированны российские компании.
  Российские компания, следующая общепринятым принципам корпоративного управления, будет считаться более прогрессивной, прозрачной и привлекательной для инвесторов, и тем самым облегчит себе доступ к инвестиционному капиталу.
   Некоторые исследователи справедливо подчеркивают необходимость разграничивать два взгляда на корпоративное управления – частный и публичный.
 В первом случае  управление рассматривается как один из механизмов максимизации стоимости компании, где ключевую роль играет совет директоров, балансирующий интересы акционеров с интересами других лиц – менеджерами, сотрудниками, покупателями, кредиторами и т.д.
 Во втором случае проблемы корпоративного управления рассматривается как отношение между корпорацией и обществом, и на первый план выходят вопросы информации и общественного контроля над определенными сторонами деятельности корпорации, формирование системы стимулов и запретов, которые обеспечили бы эффективное развитие корпоративного сектора экономики, ограничивая в том же время негативные последствия и, соблюдая базовые интересы других.
 Для начала систематизируем  истоки формирование и основные  проблемы становления современного  корпоративного управления на  российских предприятиях. Понимание сегодняшних реалий деятельности большинства предприятий – это и понимание перспектив развития не только корпоративного сектора, но и российского общества в целом.
 Реальная  управленческая  ситуация, типичная для большинства  акционерных предприятий Россий  на момент их образования в процессе приватизации, может быть охарактеризована следующим образом. Предприятие работало относительно устойчиво в условиях централизованной экономики, накопило определенный производственный опыт и хозяйственные связи, зарекомендовало себя в отрасли и регионе, большинство руководителей таких предприятий получили признание и награды за свою трудовую деятельность, что поддерживало в них уверенность в правоте своей управленческой позиций.
  Наконец, принудительная приватизация для большинства предприятий заставила руководителей принять все меры для того, чтобы удержать предприятие в своих руках, другими словами, сохранить свое рабочее место. Вследствие чего, за короткое время был потерян небольшой запас прочности, имевшиеся практически на каждом предприятии. Если же учесть, что после приватизации в 1993 г. Многие предприятия выплатили высокие дивиденды по акциям с целью подержания авторитета выбранной управленческие команды, то станет понятной ситуации, сложившиеся к началу 1994 г. на многих предприятиях – акционерных обществ Россий.
  Сосредоточение в одних руках должности стратегической председателя совета директоров акционерного общества и должности исполнительной генерального директора отдавало управленческие функции «планирование – организация – контроль» в одних руках, что автоматически ухудшило уровень управления на предприятиях. Исходя из чего, можно предположить, что существующая система корпоративного управление находилась на уровне не соответствующем требованиям рыночного хозяйства. Отсюда, как следствие, то печальное состояние многих российских предприятие, которое мы имеем в настоящее время. Пришло время решать данную проблему.
  Начнем непосредственно с анализа явлений, присущих современному состоянию корпоративного управления российскими предприятиями и объясняющих проблемы его становле
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.