На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Особенности допроса несовершеннолетнего

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ИВЭСЭП

ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
в г. СМОЛЕНСКЕ
 
 
 
 
Учебная дисциплина:
«Криминалистика».

Контрольная работа:

Особенности допроса несовершеннолетнего.

 
 
 
выполнила студентка
5 курса заочного отделения
Трубашева Юлия Валерьевна.
 
 
 
 
 
 
П Л А Н
 
Введение.

1.Понятие и предмет допроса несовершеннолетних свидетелей.

2.Планирование допроса несовершеннолетних  свидетелей.

3.Изучение данных о личности несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля

4.Установление психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем.

5.Тактические приемы допроса несовершеннолетних свидетелей.

6.Общие условия допроса несовершеннолетних свидетелей  на следствии.

7.Общие условие допроса в процессе очной ставки .
8.Допрос несовершеннолетних свидетелей в судебном разбирательстве.
 
Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, изобличение виновных лиц, возмещение вреда причиненного преступлением, определяются тем, насколько тактически грамотно и законно проведено расследование. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых по праву центральное место занимает допрос.
Допрос считается процессуальным средством получения и проверки доказательств. С его помощью получают и проверяют значительную часть информации о преступлении, необходимую для правильного разрешения уголовного дела. Кроме того. допрос является следственным действием, с помощью которого следователь и суд чаще всего устанавливают мотивы и цели преступления, условия которые ему способствовали.
Допрос - самое распространенное следственное и судебное действие. Практически нет уголовных дел, при расследовании которых, следователь и суд не прибегали бы к допросу свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и подсудимых.
Допрос самый распространенный способ получения доказательств, а допрос несовершеннолетних- его разновидность. Допрос несовершеннолетних отличается сложностью, его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания детей, их психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приемами допроса несовершеннолетних.
Допрос, в производстве которого участвует несовершеннолетний, имеет свою специфику, поскольку их психика чрезвычайно своеобразна, характеризуется широкой вариантностью, обусловленной особенностями бытовой среды, условиями воспитания и обучения.
Цель допроса несовершеннолетних свидетелей заключается в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания являются источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные - доказательствами. По своему характеру допрос несовершеннолетнего – действие многоплановое, сложное. Он имеет процессуальный, криминалистический, организаторский, психологический, педагогический и этические аспекты. В допросе несовершеннолетнего широко используется криминалистическая тактика, юридическая психология, логика, педагогика, судебная этика. Квалифицированное производство допроса несовершеннолетнего требует от следователя не только знания закона и творческого его применения, но и житейского опыта, умения отличать индивидуально-возрастные особенности несовершеннолетнего, его психику. Допрос несовершеннолетнего это искусство, требующее от следователя высокого мастерства и способностей.
Целью этой контрольной работы является, выявление особенностей, порядка и    условии допроса несовершеннолетних свидетелей. В любой науке существует проблемы, которым посвящено огромное количество исследований и по которым, тем не менее , можно говорит еще и еще. В уголовно процессуальном праве и криминалистике к числу таких проблем с полным основанием можно отнести вопросы совершенствования допроса несовершеннолетних свидетелей.
 

1.Понятие и предмет допроса несовершеннолетних свидетелей.

              Допрос несовершеннолетних свидетелей - одно из наиболее распространенных следственных действий. Он является способом получения, закрепления и проверки такого вида доказательств, как показания названных лиц. По внешности допрос несовершеннолетних имеет определенное сходство с опросом, беседой. Однако он существенно отличается от них своей правовой природой и прежде всего установленным для него законом процессуальным порядком проведения и оформления. Если опросы и подобные им способы получения информации обычно не нуждаются в особых формальностях правовых гарантиях, то допрос несовершеннолетних свидетелей строиться так, чтобы порядок его производства по возможности позволял получать в максимальной степени заслуживающие доверия, значимые для дела фактические данные и в то же время надежно гарантировал права и интересы несовершеннолетнего свидетеля. 
              Допрос несовершеннолетних свидетелей имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально демографическими и психологическими особенностями допрашиваемых..
              К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних свидетелей, относятся:
              -меньший чем у взрослых, объем знаний и опыта;
              -меньшая способность к сосредоточенному вниманию;
              -повышенная внушаемость;
              -склонность к фантазированию;
              -меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого;
              -тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого
              -эмоциональность суждений и действий;
              Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать события в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное впечатление.
              Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
              Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
              Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях. Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, ложным представлением о дружбе, боязни отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
              Вызов несовершеннолетних на допрос производиться, как правило, через их родителей или иных законных представителей. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами дел.Повестка адресуется одному из родителей, опекуну или попечителю, администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. В случае необходимости участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля их законных представителей , в повестку включается предложение о явке этого лица вместе с вызываемым несовершеннолетним. В ней также указывается, в качестве кого вызывается это лицо, или ему направляется отдельная повестка, вручаемая вместе с повесткой о вызове несовершеннолетнего. Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через родителей или иных законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимость обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего.
              В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допрос несовершеннолетних.
              1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя в месте нахождения несовершеннолетнего.
              Определяя место допроса несовершеннолетних свидетелей, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен в кабинете следователя, так как  официальная, деловая обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает подростка на дачу полных и правдивых показаний, особенно, когда следователь разъясняет ему необходимость правдивого рассказа обо всем, что ему известно по делу.
              Для допроса несовершеннолетних свидетелей следует избирать иное место, более им привычное (школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно проводить на месте где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.   
              2. Определить день и время допроса.
              Допрос несовершеннолетнего свидетеля должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем что, что если наблюдаемое подростком событие не имеет для него резкого эмоционального значения, то восприятие несовершеннолетнего поверхностно и образы (представления), запечатленные  в его памяти, быстро стираются под влиянием нового восприятия.
              Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние  (особенно несовершеннолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса.
              Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний сможет давать показания.
              Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля на допрос следователь должен учитывать особенности его психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызов на допрос.
              3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего.
Для установления психологического контакта  и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отношения к сверстникам, черты характера, круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся  к социально-демографической и психологической характеристикам несовершеннолетнего.
              С этой целью необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить родителей и иных законных представителей несовершеннолетнего, педагогов, сверстников и других лиц.
              4. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:
              а) разъяснить участникам предстоящего допроса их роль в этом следственном действии.
              б) выяснить особенности психологии несовершеннолетнего допрашиваемого
              в) выяснить характер взаимоотношений несовершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу
              г) предупредить участников допроса несовершеннолетних о недопустимости постановки наводящих вопросов и высказывания в адрес несовершеннолетнего допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, о недопустимости пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.
              5. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса.
Следователь должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет свое начало психологический  контакт между ним  и несовершеннолетним допрашиваемым. При всей неопытности несовершеннолетние, тем не менее, тонко чувствуют фальшь, а поэтому следователь в ходе подготовки к допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта.
6. Составить план допроса несовершеннолетнего.
При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать несовершеннолетнему допрашиваемому. Вопросы должны быть понятными и недвусмысленными. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы, интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушаемого воздействия, их не следует выделять  «среди» нейтральных вопросов изменением обстановки, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п..
              7. Подготовить средства фиксации показаний.
Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и рабочее состояние для того, чтобы не пришлось отвлекаться на их проверку во время допроса несовершеннолетнего.
              В              юридической литературе показания несовершеннолетних рассматриваются в качестве одного из важных источников доказательств. Информация, которой располагает несовершеннолетний, может иметь решающее значение для раскрытия и расследования преступления. Однако получение полных и достоверных показаний во многом зависит от умения следователя правильно определить предмет допроса несовершеннолетних.
              Предмет допроса несовершеннолетних может включать в себя следующие обстоятельства: а) события преступления; б) виновность обвиняемого в совершении преступления  и мотивы преступления; в) данные, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; г) характер и размер ущерба причиненного преступлением; д) причины и условия, способствующие совершению преступления.  
              Перечисленные обстоятельства, входящие в предмет доказывания,  в ряде случаев находят свое отражение в предмете допроса несовершеннолетних.
              Дополнительными обстоятельствами, установление которых необходимо, для правильного решения уголовного дела с участием несовершеннолетних, являются:
1.                               Возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
2.                               Условия жизни и воспитания; 
3.                               Наличие или отсутствие взрослых подстрекателей и соучастников;
Перечисленные обстоятельства могут быть выяснены путем допросов несовершеннолетних  свидетелей и их родителей и иных законных представителей, педагогов и  других лиц, а также при помощи собранных по делу документов (характеристик, справок). Ценная информация об условиях жизни и воспитания об обстоятельствах, отрицательно влиявших на воспитание несовершеннолетнего, о наличии взрослых подстрекателей и других лиц, вовлекших несовершеннолетнего в преступную деятельность может быть получена от самого несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.
Наиболее тесным образом условия жизни и воспитания несовершеннолетнего связаны с обстоятельствами, отрицательно влиявшими на его воспитание. Следователь должен особое внимание обратить на обстоятельства связанные со следующими моментами: 1) недостатками воспитания в семье, в школе; 2) в организации досуга несовершеннолетнего; 3) недостатками в работе органов, на которые непосредственно возлагаются предупреждение и борьба с преступностью несовершеннолетних. Данные обстоятельства могут быть выяснены  в процессе допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц. Поэтому такие обстоятельства подлежат включению в предмет их допроса.
Важные сведения можно получить от несовершеннолетних свидетелей, из ближайшего окружения подозреваемого, обвиняемого. Например, от них можно узнать  взаимоотношения допрашиваемого и обвиняемого (подозреваемого), употреблял ли обвиняемый (подозреваемый) алкогольные напитки, что делал он в состоянии опьянения, как обвиняемый (подозреваемый) проводил свободное время, каков его характер, чем увлекается, его отношение к семье, почему по мнению допрашиваемого, обвиняемый (подозреваемый) совершил преступление.
Таким образом, все обстоятельства, по поводу которых может быть допрошен несовершеннолетний, подлежат  включению в предмет допроса несовершеннолетних.
Следователь определяет предмет допроса несовершеннолетних при подготовке его проведению. Конкретное свое выражение предмет допроса находит в плане допроса несовершеннолетних в виде перечня обстоятельств, подлежащих выяснению.
 

2.Планирование допроса несовершеннолетних  свидетелей.

              Важным этапом подготовки к допросу несовершеннолетних является планирование. Планирование – это синтез интеллектуальной деятельности следователя, связанной с решением мыслительных задач, имеющих своей целью получение необходимых сведений, способствующих установлению объективной истины по делу.
              При планировании следователь прогнозирует поведение несовершеннолетнего на допросе, а также возможность возникновения различных ситуаций допроса и их изменение в течение его производств. Планируя допрос, необходимо прогнозировать возможные реакции несовершеннолетнего на тот или иное доказательство, изменения линии поведения следователя по ходу допроса. Сложность прогнозирования поведения несовершеннолетних и занимаемой им позиции на допросе определяется их психологическими особенностями, что связано в ряде случаев, с неадекватностью принимаемых ими решений и действий.
              Прогностическая деятельность следователя имеет вероятностный характер и обусловлена неполнотой информации, относящейся к механизму совершенного преступления, личности допрашиваемого, кругу обстоятельств, которые могут быть ему известны. Прогнозирование всегда содержит возможность  «неучтенного варианта», но позволяющего следователю ограничить свои усилия только строго предполагаемым ходом событий.
              План допроса является гибкой, подвижной программой, предусматривающей наиболее целесообразные тактические приемы. План проведения допроса носит разовый характер, охватывает небольшой период времени и в сущности является составной частью плана расследования по конкретному уголовному делу.
                            В.Е.Коновалова по целевому назначению классифицирует вопросы на: а) основные; б) дополняющие; в) уточняющие; г) напоминающие; д) контрольные. Зависимость  ответов допрашиваемого от характера вопросов следователя тем больше, чем ниже уровень развития речевых навыков у несовершеннолетнего  допрашиваемого. Юридическими науками и следственной практикой выработаны требования, предъявляемые к вопросам, которые формулирует следователь. Формулируя вопросы несовершеннолетнему допрашиваемому А.А.Закатов рекомендует соблюдение следующих требований: 1) вопрос должен быть составлен в выражениях, понятных несовершеннолетнему, соответствовать уровню его развития и образования; 2) он должен быть конкретным, касающимся какого либо одного обстоятельства, лаконичным и не  допускающим , двусмысленного толкования; 3) необходимо избегать вопросов, на которые возможен предположительный ответ; 4) вопрос должен пробуждать в допрашиваемом подростке инициативу, самостоятельную мысль и не предопределяет односложного ответа ( типа «да», «нет», «может», «не может», «конечно» и т.п.); 5) в вопрос нельзя включать информацию, которую несовершеннолетний  может использовать для ответа; 6) следует заранее продумать, в какой последовательности будут выясняться вопросы, чтобы один вопрос вытекал из другого, а весь допрос имел ясную логическую структуру; 7) вопросы нужно задавать в прямой форме и точно, чтобы несовершеннолетний допрашиваемый не терялся в догадках.
             

3.Изучение данных о личности несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля

              Подготовка к допросу несовершеннолетних предполагает изучение социально психологической характеристики несовершеннолетнего допрашиваемого, его характера, темперамента, уровня развития интеллекта, образа мышления, образа жизни, воспитания в семье и другое. Изучение личности несовершеннолетнего на этапе подготовки к допросу позволяет избрать момент допроса, определить последовательность допроса нескольких свидетелей или обвиняемых, установить психологический контакт с несовершеннолетним допрашиваемым, продумать наиболее эффективные тактические приемы, а также оценить полученные показания.
Изучение данных о личности допрашиваемого имеет пределы. В юридической литературе отдельные авторы предлагают примерный круг вопросов, выяснение которых необходимо для изучения личности несовершеннолетнего. Так рекомендуется следующий перечень вопросов:
1)     анкетно-биографические сведения о несовершеннолетней допрашиваемом;
2)     данные о лицах, воспитывающих подростка и морально-психологический климат в семье;
3)     сведения о внешнем окружении подростка, его знакомствах и связях;
4)     отношение несовершеннолетнего к учебе;
5)     характер, увлечения и привычки подростка;
6)     физическое и психическое состояние здоровья несовершеннолетнего, способность его правильно воспринимать события и явления и давать о них достоверные показания.[1] 
Изучение личности допрашиваемого, производимое до допроса, должно проводиться с использованием всех доступных следователю источников информации и в пределах диктуемой оперативной обстановкой.
Основными источниками из которых можно получить необходимую информацию о личности несовершеннолетнего, подлежащего допросу, являются следующие: а) показания его родителей, соседей, учителей или воспитателей, товарищей по учебе   или   работе, друзей с которыми он общался  вне школы; б) оперативно-розыскные данные; в) характеристики, справки и другие документы.
              В изучении личности несовершеннолетнего при подготовке к допросу существенную помощь следователю может оказать специалист-психолог. Психолог может помочь определить особенности психических процессов, свойств и состояний несовершеннолетнего, установить тип темперамента, черты характера, интеллектуальные способности.

4.Установление психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем.

Успешное проведение допроса несовершеннолетних предполагает необходимость установления психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым. Возникновение такого контакта способствует получению полных и объективных показаний, имеющих значение для установления истины по делу.
Психологический контакт в следственной практике- это особого рода взаимоотношения следователя с участниками уголовного процесса, характеризующиеся стремлением следователя поддержать общение в целях получения правдивых, полных и достоверных показаний, имеющих отношение к делу.
Контакт между следователем и несовершеннолетним допрашиваемым носит односторонний характер.
Психологический контакт – это наиболее благоприятная психологическая «атмосфера», способствующая взаимодействию и взаимопониманию, это определенный «настрой» на общение. В результате возникновения и установления психологического контакта возникают отношения, при которых допрашиваемый не уклоняется от общения со следователем, не замыкается, не молчит, а проникается желанием дать правдивые показания.
Следователь всегда является объектом пристального изучения со стороны несовершеннолетних, поэтому находясь в возбужденном состоянии они чутко реагируют на каждое проявление неуверенности с его стороны. К качествам, которыми должен обладать следователь относятся также эмоциональная устойчивость, самообладание.
Для установления психологического контакта с несовершеннолетним следователю важно быть хорошим слушателем. Внимательное отношение к говорящему, благожелательность, проявление интереса к его словам – вот компоненты умения слушать.
Для установления контакта имеют значение и внешние факторы: порядок приглашения на допрос, место допроса и т.д.

5.Тактические приемы допроса несовершеннолетних свидетелей.

Под тактическими приемами допроса принято понимать способы воздействия на допрашиваемого, вызывающие определенные психические изменения, а также иные способы допроса, использование которых способствует получению правдивых показаний.
К общим положениям тактики допроса следует отнести его активность, целеустремленность, объективность и полноту, необходимость учета при допросе свойств личности несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю.
Активность допроса заключается в том, что следователь прочно удерживают в своих руках инициативу при допросе, умело использует для достижения цели допроса все необходимые тактические приемы, строго сообразуясь при этом с требованиями закона.
Объективность и полнота допроса проявляются в том, что следователь не вправе по собственному усмотрению сокращать полученные показания, изменять их в соответствии со своими представлениями о ходе вещей, навязывать несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю эти представления. Одной из гарантий объективности допроса является запрещение законом задавать несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю наводящие вопросы, а полноты - требование дословного, по возможности, изложения показаний.
При допросе несовершеннолетних свидетелей следователь должен использовать тактические приемы разработанные юридическими науками. Все тактические приемы используемые при допросе несовершеннолетних свидетелей можно разделить на тактические приемы направленные на актуализацию в памяти несовершеннолетнего забытого, на установление психологического контакта, и на разоблачение лжи и устранения искажений при добросовестном заблуждении. 
Сообщение ложных показаний несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем– это волевой и сознательный акт, направленный на искажения истины .  Поэтому важное значение в предотвращении и установлении лжи имеет знание следователем возможных его мотивов.
Так, мотивами дачи ложных показаний свидетелей являются : 1) боязнь испортить отношения с другими лицами, проходящими по делу; боязнь мести со стороны подозреваемого или обвиняемого; 2) стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки , аморальное поведение, трусость; 3) стремление выгородить подозреваемого или обвиняемого, либо смягчить его вину в силу родственных, дружеских отношений, либо, наоборот усугубить вину этих лиц из мести, или иных низменных побуждений; 4) ошибочная оценка своих действий как преступных  и стремление скрыть их или описать иначе; 5) нежелание в последующем выступать в качестве свидетеля, опознающего или участника иного следственного действия , быть вызванным в суд и т.п
Тактика допроса в основном заключается в избрании и умелом использовании тактико-психологических приемов  с целью получения от несовершеннолетнего свидетеля  исчерпывающих показаний обо всем, известном ему по делу. Назовем тактические требования, которым должен отвечать допрос несовершеннолетнего свидетеля:
1)     краткость (непродолжительность) допроса несовершеннолетних ;
2)     выбор правильного тона допроса (недопустимость как суровости, сухости, так и панибратства или заискивание) ;
3)     демонстрация объективности следователя, что способствует установлению психологического контакта;
4)     проведение вступительной части допроса несовершеннолетних свидетелей в форме беседы (о занятиях в школе, увлечениях, интересных кинофильмах);
5)     выяснение, кто из взрослых уже беседовал с подростком по существу дела и о чем (это позволяет выявить лиц, воздействовавших на несовершеннолетнего с целью изменения им показаний) ;
6)     максимальное упрощение вопросов, расчленение событий на ряд составляющих;
7)     привлечение в необходимых случаях к участию в допросе специалиста (педагога, психолога), родителей и иных законных представителей, других авторитетных для подростка лиц;
8)     недопустимость наводящих вопросов;
9)     фиксация показаний после завершения рассказа несовершеннолетнего свидетеля ( чтобы перерывы в показаниях не помешали воспроизведению )
10) использование научно-технических средств (звукозаписи, видеозаписи) что позволяет более  полно отразить ход и результаты допрос несовершеннолетнего
Соблюдение указанных требований повышает эффективность и качество допросов несовершеннолетних свидетелей, способствует получению от них достоверных показаний.
 

6.Общие условия допроса несовершеннолетних свидетелей  на следствии.

              Возраст по достижению, которого лицо может быть допрошено в качестве свидетеля, уголовно процессуальным законом не установлен. Способность несовершеннолетнего или несовершеннолетнего свидетеля правильно воспринять событие и дать о нем показания зависит, помимо влияния общих факторов, и от степени развития ребенка или подростка, понимания им происходящего, что необходимо учитывать, при оценке его показаний.
              Свидетелем может быть как несовершеннолетний, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие имеющие значение для дела обстоятельства, так и тот , к
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.