Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг: сущность и методы управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3

Глава 1.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ...... 5
1.1. Сущность  и структура государственного долга.………………...…………5
1.2. Классификация  государственного долга.………………………...................9
1.3. Методы  управления государственным долгом  …………………………...13
Глава 2. Анализ государственного долга РФ…………………………….15
2.1. Анализ внешнего государственного долга РФ ………………………..….15
2.2. Анализ внутреннего государственного долга РФ.......................................18
2.3. Методы управления государственным долгом в РФ………..……………21
Глава 3.  Проблемы государственного долга РФ и пути их решения………………………………………………………………….....28
Заключение……………………………………………………………… 34
Список литературы…………………………………………………… 36
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Экономическое определение государственного долга - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Актуальность данной работы состоит  в том, что величина государственного долга является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Так же данная проблема становится все более значимой из-за финансового кризиса, в последние 3 года государственный долг РФ очень сильно возрос, что нашло свое отражение на жизненном уровне граждан, промышленности, а так же отразилось на частном бизнесе. Поэтому грамотное управление  размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Целью данной работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В трех главах данной курсовой мы рассмотрим следующие вопросы: сущность и структуру государственного долга; раскроем классификацию государственного долга; рассмотрим методы его обслуживания; проанализируем состояние внутреннего государственного долга РФ; проанализируем состояние внешнего государственного долга РФ; рассмотрим проблемы по снижению государственного долга РФ и сформируем пути их решения.
Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.
 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.

1.1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 
Основную  массу денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования общегосударственных  нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового  состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов  государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований  является государственный кредит, функционирование которого в свою очередь ведет  к образованию государственного долга.
Государственный долг – это сумма задолженностей государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права [6. С. 112].
 В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ [5. С. 112].
В Бюджетном кодексе даны следующие  определения: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ".
При определении всего (внутреннего и внешнего) госдолга используется следующая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:
- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
- переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
- соглашение и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.
В целях  регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть  ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных  расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и  дефицитное финансирование. Рост налогообложения  приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных  расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
В определении  размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с  экспортом в 2 раза, повышенной опасности  – в 3 раза.
Многие  экономисты  считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости  ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного  уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство  теряет возможность дальнейшего  экономического роста. Особенно важно  соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный  долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Выплата доходов по займам и их погашение  являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает  такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременного выполнять  свои долговые обязательства, правительство  вынуждено прибегать к их пролонгации, то есть удлинению сроков погашения  или конверсии – уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.
Основная  цель выпуска займов в сегодняшней  России – это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму  задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных  расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтом государственный  внутренний долг тесно связан с государственным  бюджетом, как фактом своего происхождения, так и объемными показателями.
Чем обременительнее  для страны накопленный внешний  долг, тем в большей мере его  обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований  с соответствующими сферами экономики  страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста  внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.
Государственный долг имеет очень большое социальное значение. В основном он оказывает  свое влияние на социальных работников и пенсионеров. Как вы знаете с каждым годом государство пытается облегчить жизнь социальных работников, таких как: врачи, учителя, военнослужащие и многие другие. Но не может обеспечить этого в достаточной степени, например заработную плату преподавателей в среднем каждый год поднимают на 5%, что в переводе на денежную единицу составляет от 150 до 450 рублей, что не является существенным с учетом инфляции. Такую же ситуацию можно увидеть и с пенсионерами. Государство не может существенно поднимать заработную плату из-за возросшего государственного долга особенно в период международного финансового кризиса, так как государственный бюджет заметно опустел и большая часть средств из него уходит на погашение государственного долга, что отмечено ниже.
Таким образом государственный долг – это сумма задолженностей государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Основными причинами для возникновения государственного долга служат: войны, экономические спады, реформации и т.п.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 
Долговые  обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в рублях. Государственный  внутренний долг РФ обеспечивается всеми  активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые  обязательства РФ по внутреннему  долгу могут существовать в форме:
- Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями;
- Государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
-Договоров о предоставлении государственных гарантий  РФ;
- Переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
- В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
- Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
- Объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
- Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
Внутренний государственный  долг РФ включает в себя задолженность  по ГКО (государственным краткосрочным  обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную  задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает  Министерство финансов РФ, владельцами  облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.
Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего  долга за предыдущий финансовый год.
Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ) [8. С. 54].
Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних  заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского  долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ [1. Ст.145].
Государственный долг делится на основной и текущий  в зависимости от срока погашения.
Основным  государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа  и которая не может быть предъявлена  к оплате в течение данного периода.
Текущим государственными долгом называется задолженность  государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
Долг  может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной  власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:
- срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
- право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
- признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
- по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств [8. С. 148].
Займы также  классифицируются по форме выплаты  доходов и методам размещения.
Все условия  межправительственных займов фиксируются  в специальных соглашениях, где  оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия. Внешние  облигационные займы на иностранных  денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими  консорциумами. За эту услугу они  взимают комиссионные.
Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь  в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.
Исходя  из данного материала государственный долг подразделяется на 2 типа: внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, номинированные в валюте данного государства. Внешний государственный долг в свою очередь – это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в международной валюте.

1.3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

 
Основными мероприятиями по управлению государственным долгом являются следующие: [9. С. 238]
- выплата доходов по займам и их погашение, которые должны проводиться за счет налоговых поступлений в государственный бюджет.
- конверсия государственных долговых обязательств — это изменение доходности уже размещенных займов.
- консолидация государственного долга заключается в изменении сроков погашения облигаций.
- унификация государственных займов означает объединение нескольких займов в один: облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
- обмен облигаций по регрессивному соотношению: предполагает обмен нескольких старых облигаций на одну новую с меньшей нарицательной стоимостью.
- отсрочка погашения займа заключается в том, что передвигаются сроки погашения с прекращением выплаты процентов за пределами ранее объявленного срока.
- аннулирование государственного долга — это полный отказ государства от своих обязательств по выпущенным займам.
Следовательно, исходя из данного материала для оптимального управления государственным долгом необходимо:
- унифицирование системы учета государственных долговых обязательств
- четко определять функции органов власти для максимально эффективных вложений заемных средств.
- разумное управление бюджетными средствами по устранению госдолга.
 


2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА РФ

2.1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ

 
Основные  направления долговой политики на 2010 - 2012 годы в виде самостоятельного документа  Минфином России не разрабатывались, поскольку  это не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период». Ранее необходимость разработки и рассмотрения долговой политики на среднесрочную перспективу (наряду с основными направлениями налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики) предусматривалась постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. №118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» (с изменениями).
Основные  направления долговой политики на 2010 - 2012 годы представлены в составе  Основных направлений бюджетной  и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 – 2013 годов (далее - основные направления бюджетной политики), согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2011 — 2013 годы будет направлена:
- на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
- на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
- на активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.
С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.
В настоящее  время проблема внешней задолженности  в России не стоит так остро, как  даже пять лет назад. В последние  годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно  сокращалась. Это происходило вследствие осуществления в 2003 — 2005 гг. мер по замещению внешних заимствований  внутренними, и его досрочного погашения в 2005 — 2007 гг. за счет средств Стабилизационного фонда. К началу 2008 г. внешний государственный долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше.
Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению  с 2009 годом в рублевом эквиваленте  увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 1,4 раза.
Верхний предел государственного внешнего долга  Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере  53,0 млрд. долларов США (на 1 января 2010 года – 37,6 млрд. долларов США), на 1 января 2012 года – 55,6 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года – 65,2 млрд. долларов США. Таким образом, внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2010 годом на 27,6 млрд. долларов США.
Увеличение  величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями  на внешних финансовых рынках путем  размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Абсолютный  размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или  на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или  на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года [16].
 
 
Таблица 1 - Динамика внешнего государственного долга РФ [25].
 
  На 1 января 2010 года
На 1 января 2011 года
отчет
Закон № 308-ФЗ (с изм.)
млрд. долл. США
структура,
%
млрд. долл. США
структура,
%
Государственный внешний  долг, всего
37,6
100
53,0
100
в том числе:
       
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических  лиц в иностранной валюте
8,7
23,1
7,3
13,8
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте
28,0
74,5
34,2
64,5
гарантии Российской Федерации  в иностранной валюте
0,9
2,4
11,5
21,7

 
Анализ  показывает, что в 2011году увеличится доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО снизится на 13,8% в 2011 году по сравнению с 2010 годом в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам. При этом привлечение новых кредитов не планируется.
Законопроектом  предусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые  в 2010 году составляют 110,0 млрд. рублей, или 3,2 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд. рублей (0,2 млрд. долларов США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетной палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. рублей, или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году - 209,0 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов США), или больше соответственно на 50,0 млрд. рублей, или на 31,4 %.
Рост  расходов в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 107,7 млрд. рублей (в 2,6 раза).
Рост  расходов на обслуживание внешнего долга  в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.
По мнению Счетной палаты, Правительству Российской Федерации необходимо в целях повышения обоснованности прогноза социально-экономического развития, обеспечения обоснованного и взвешенного подхода к вопросам определения сбалансированности и бюджетной устойчивости в условиях растущих объемов заимствований на покрытие дефицита федерального бюджета возобновить разработку основных направлений долговой политики на среднесрочную перспективу как отдельного документа.
Внешняя задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга. Задолженности бывшего СССР и долговые обязательства Российской Федерации, образовавшиеся в период после 1 января 1992 года. Но не смотря на множественные долговые обязательства в последние годы правительство РФ снижает показатели внешнего госдолга в основном за счет: высокого показателя коэффициента долговой устойчивости, а так же за счет инвестиций вложенных в российские облигации.

2.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ

 
Внушительный размер внутреннего  государственного долга отражает не лучшее состояние экономики России на данный момент. Чтобы эффективно справляться с такими задолженностями  необходимо соответствующее управление. Одним из методов регулирования  внутреннего государственного долга  Российской Федерации является установление верхнего предела задолженности. Федеральным  законом, «О федеральном бюджете  на 2009 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга  Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 1,8 млрд. рублей, а также на 1 января 2010 года в сумме 2,2 млрд. рублей  и на 1 января 2011 года в сумме 2,8 млрд. рублей.
Обслуживание внутреннего  государственного долга осуществляется  Центральным  Банком РФ.
Во внутренний государственный  долг РФ не включаются долги  субъектов  РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированны правительством РФ. Ответственность по муниципальным  займам несут органы, их выпустившие.
Существует два способа, которыми правительство может финансировать  дефицит: за счет займов у населения (продажа ценных бумаг, или выпуск новых денег). Эти меры по-разному  влияют на экономические показатели.
Если правительство размещает  свои ценные бумаги на денежном рынке, оно начинает конкурировать с  частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос  на средства вызовет рост равновесной  процентной ставки, а инвестиционные расходы обратно пропорциональны  ставке процента. Таким образом, государственное  заимствование будет повышать уровень  ставки процента, и, тем самым, может  оттеснять восприимчивые к величине процента потребительские расходы  и расходы частных инвесторов. Если же государственные дефициты финансируются  за счет выпуска дополнительных денег, выталкивания частных инвестиций можно  избежать. Государственные расходы  могут  увеличиваться, не оказывая влияния  на потребление и инвестиции.
Следовательно, выпуск дополнительных денег является более стимулирующим  способом финансирования государственных  дефицитов, по сравнению с увеличением  займов.
Рост государственного долга  влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Таковыми являются: во-первых выплата процентов по государственному долгу повышает неравенство в доходах, так как большая часть государственных ценных бумаг сосредоточена в руках более состоятельной части населения, погашение внутреннего государственного долга приводит к тому, что деньги от менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным,
выходит, те, кто владеет государственными ценными бумагами, становится еще богаче;  второе, повышение ставок налогов, как средство выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действие экономических стимулов производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия; третье, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате, со временем, мы получим экономику с уменьшенным производственным  потенциалом.
Таблица 3 - Динамика внутреннего государственного долга РФ [25].
 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.