На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования управления сбытом продукции и маркетинговой деятельностью ОАО «Пинский завод средств малой механизации»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
    МАРКЕТИНГ КАК МЕТОДОЛОГИЯ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….
      Сущность маркетинговой деятельности предприятия….
      Управление маркетинговой деятельностью предприятия….
      Критерии оценки эффективности затрат на маркетинг…
    УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………………….
      Понятие сбыта, товародвижения и сбытовой политики….
      Выбор и построение каналов сбыта….
      Взаимосвязь маркетинга и сбытовой деятельности…
    АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПИНСКИЙ ЗАВОД СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ»)…………………………….
      Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский завод средств малой механизации»….
      Система управления сбытом продукции и маркетинговой деятельностью ОАО «Пинский завод средств малой механизации» и ее эффективность….
      Направления совершенствования управления сбытом продукции и маркетинговой деятельностью ОАО «Пинский завод средств малой механизации»…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организационная структура  ОАО «Пинский завод средств малой  механизации»……..
 


ВВЕДЕНИЕ
Сегодняшняя динамично развивающаяся  экономика приводит к тому, что  предприятия и организации вынуждены  постоянно эволюционировать, чтобы  не остаться за бортом прогресса и  бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что  компаниям приходится буквально  биться за покупателей, приводит к пониманию  исключительной роли маркетинга в процессе сбыта продукции.
Для эффективной реализации произведенных товаров предприятие  должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение  товарной массы в рыночном пространстве, доведение товаров до потребителей, их продажу и организацию эффективного потребления (эксплуатации). Это требует  разработки маркетинговой и сбытовой (распределительной) политики, направленной на формирование оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж товаров  в рамках целевых рынков с учетом целей предприятия, требований и  интересов потребителей, состояния  рынка, влияния внешних и внутренних факторов.
Тема данной курсовой работы актуальна в современных условиях, так как в настоящее время  многие предприятия не могут достаточно эффективно организовать такую сбытовую сеть, которая смогла бы обеспечить стабильные объемы продаж производимой ими продукции. Неумение продать  товар потребителям может привести к затоваренности складов, что в  свою очередь способствует снижению поступления денежных средств, снижению платежеспособности и повышению  зависимости предприятия от заемных  средств, что в конечном итоге  ведет к нестабильному положению  организации. Стремясь к увеличению объемов продаж товара путем увеличения количества посредников, предприятие  может потерять контроль над каналами сбыта, при этом имидж торговой марки  может пострадать. Для отечественных  товаропроизводителей вопросы организации  систем маркетинга и сбыта особенно актуальны, так как стратегической целью является интеграция Беларуси в мировую экономику. Несмотря на это, на многих предприятиях существуют проблемы, связанные с несоответствием проводимых мероприятий требованиям рыночных реформ. Современная система хозяйствования предполагает эффективное управление всеми функциональными сферами деятельности организаций, включая сферу маркетинга и сбыта.
Целью курсовой работы является изучение роли маркетинга и сбыта  в деятельности предприятия, проведение анализа системы управления сбытом и маркетинговой деятельностью  на ОАО «Пинский завод средств  малой механизации», а также выработка  предложений по совершенствованию  данной системы управления.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение сущности маркетинга  и сбыта, структура службы маркетинга  и сбыта, организация службы  маркетинга и сбыта на предприятии;
- анализ системы управления  маркетингом и сбытом на ОАО  «Пинский завод средств малой  механизации», включающий анализ  организационно-экономической деятельности  предприятия;
- разработка путей совершенствования  маркетинговой и сбытовой деятельности  ОАО «Пинский завод средств  малой механизации».
Объектом курсовой работы является ОАО «Пинский завод средств  малой механизации».
Предмет курсовой работы –  управление сбытом продукции и маркетинговой  деятельностью на ОАО «Пинский завод  средств малой механизации».
Курсовая работа состоит  из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрена теория маркетинга, сущность и управление маркетинговой деятельностью. Во второй главе представлена теория управления сбытом. В третьей главе проведен анализ управления сбытом и маркетинговой  деятельности (на примере ОАО «Пинский завод средств малой механизации»).
В ходе написания курсовой работы были использованы следующие  методы: аналитический, балансовый метод, метод сравнения, анализ абсолютных и относительных величин.
Информационной базой  послужили финансовая отчетность ОАО  «Пинский завод средств малой  механизации», статьи и материалы  научно-практических конференций, учебники отечественных и зарубежных авторов, публикации в периодических изданиях.
 


    МАРКЕТИНГ КАК МЕТОДОЛОГИЯ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
      Сущность маркетинговой деятельности предприятия
 
В термин «маркетинг» специалисты  вкладывают двоякий смысл: это и  одна из функций управления, и цельная  концепция управления в условиях рыночных отношений.
Маркетинг – это система  организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию  и услуги и получение прибыли.
Как функция управления маркетинг  имеет не меньшее значение, чем  любая деятельность, связанная с  финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.
В качестве концепции управления маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как  «демократический» процесс, при  котором потребители имеют право  «голосовать» за нужный им продукт  своими деньгами. Это определяет успех  и позволяет оптимально удовлетворить  потребности потребителя.
Маркетинг – явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в  одном универсальном определении  дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной  и зарубежной литературе под «принципами  маркетинга» понимаются достаточно различные вещи. Рассмотрев позиции  различных авторов, таких как  Ф. Котлер, Н. И. Ивашкова, И. Л. Акулич и  др., сравнив их, выделим следующие  основополагающие принципы:
    тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений;
    создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы);
    воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы. [7, с. 213]
Появление маркетинга как  определенной системы хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем – «это не что иное, как  ответная реакция хозяйственной  единицы, на такие процессы, как усложнение проблемы производства и реализации товаров вследствие стремительного расширения их ассортимента, быстрого обновления, небывалого ранее возрастания  производственных возможностей, частых сдвигов в характере и структуре  рыночного спроса, его конъюнктурных  колебаний, все большего обострения конкуренции на рынке». [11, с. 315]
Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности, при которой производителем используется системный подход и программно-целевой  метод решения хозяйственных  проблем, а рынок, его требования и характер реализации являются критериями эффективности деятельности. [1, с. 45]
Главной идеей в любом  определении является ориентация на потребителя. Вместе с тем задача маркетинга – не только увеличивать  спрос, но и пытаться влиять на него так, чтобы он соответствовал предложению.
Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие  и главным образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной  деятельности; определять ассортимент  и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль. Другими словами, производитель призван выпускать  такую продукцию, которая найдет сбыт, принесет прибыль. А для этого нужно изучать общественные и индивидуальные потребности, запросы рынка как необходимое понимание того, что производство начинается не с обмена, а с потребления. Эта концепция нашла свое воплощение в маркетинге. [13, с. 72]
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких  вопросов, как:
    анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, поставщики, конкуренты, каналы распределения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений;
    анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров;
    изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров или модернизация старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта;
    планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так агентских сетей;
    обеспечение формирования спроса и стимулирования сбыта (фосстис) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов;
    обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.;
    удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара;
    управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений. [5, с. 10]
Для осуществления вышеперечисленных  мероприятий, необходимо учитывать  большую роль тех, от кого, в сущности, и зависит эффективность проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно  отметить, что хотя ответственность  за выполнение маркетинговых функций  может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в  большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.
Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя м выявления  его потребностей, а завершается  приобретением товара покупателем  и удовлетворением его выявленных потребностей.
Рынок, на котором действуют  субъекты маркетинга, можно разделить  на «рынок продавца», где предприятие  реализует собственную продукцию, и «рынок покупателя», на котором  оно приобретает нужные производственные компоненты. Таким образом, маркетинг в главной мере выгоден и продавцам и покупателям товара.
Однако прежде чем устанавливать  контакты с интересующими партнерами, необходимо установить:
- заинтересована ли в  этом другая сторона;
- имеются ли технические  средства связи (телефон, телефакс) и лицо, ответственное за связь.
Связь и деловое общение  с действительными и потенциальными партнерами – важнейшая часть  маркетинга.
Комплексное применение всех элементов и представляет собой  сущность маркетинга, которая метко  выражена в изречении: «Производите и продавайте товары, которые безусловно будут куплены, а не стремитесь навязать людям то, что вам удалось произвести».
У каждого предприятия  имеется своя специфика деятельности, потому соотношение и степень  значимости элементов маркетинга будут  различны. Успех в конкурентной борьбе и достижение высоких финансовых результатов предприятия зависят  от изменения структуры производственных затрат и характера хозяйственной  среды.
 
      Управление маркетинговой деятельностью предприятия
 
Проблемы в данной сфере  заключаются в практическом осуществлении  интегрированной политики предприятия  на рынке, включающей анализ рынка, планирование и проведение рекламных мероприятий, направленных на достижение определенных целей. Управление маркетингом можно  рассматривать как целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, которая  носит комплексный характер, суть которого выражается в стройном технологическом  процессе – от замысла товара до его потребления на том или  ином рынке. [19, с. 278]
Управление маркетингом  – часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней  среды для обеспечения прибыли. [8, с. 12]
Управление маркетингом  предполагает: построение организационной  структуре службы маркетинга; разработку и осуществление маркетинговых  программ; контроль деятельности службы маркетинга и результатов маркетинга (ситуационный маркетинговый анализ);стратегический контроль маркетинга (ревизия); построение системы сбора и обработки  информации, гарантирующий своевременное  получение данных по конкретному  вопросу. [2, с. 112]
Наличие планирования в перечне  обязанностей в корне меняет привычную  для Беларуси картину устройства маркетинговой службы. Как только руководитель компании приходит к мысли  о необходимости делегирования  функции планирования маркетинговой  службе, он немедленно сталкивается с  тем фактором, что привычная для  него структура маркетинговой службы абсолютно не отвечает ставящимся перед  ней задачам. Это связано, прежде всего, с тем, что ранее лишь единицы  понимали разницу между маркетингом, рекламой и сбытом, остальные подразумевали  сходство или даже тождество этих понятий. В результате под отделом  маркетинга, в лучшем случае, понимался  отдел рекламы или, в худшем случае, отдел сбыта. [10, с. 23]
Применение маркетингового подхода к управлению предприятием предполагает обязательную перестройку  его организационной структуры  управления, деятельности его отдельных  подразделений, возникновение новых  функций, создание новых структурных  единиц, изменение отношений между  всеми службами предприятия. [9, с. 74] Организационная структура службы маркетинга определяется спецификой выпускаемой продукции, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприятия. Ее организационное построение основывается, как правило, на использовании одной из организационных структур: функциональной, дивизиональной и матричной.
Маркетинговая служба предприятия  представляет собой подразделение, действующее на основе принципов  и методов маркетинга. Задачи службы маркетинга вытекают, по существу, из основных принципов маркетинга. В число  обязательных задач должны входить:
- сбор, обработка и анализ  информации о рынке, спросе  на продукцию предприятия;
- подготовка данных, необходимых  для принятия решений по эффективному  использованию производственного,  финансового, сбытового потенциала  в соответствии с требованиями  рынка;
- активное воздействие  на формирование спроса и стимулирование  сбыта.
Служба маркетинга призвана обеспечить выполнение на предприятии  всех функций маркетинговой деятельности. В типовом наборе они могут  быть представлены в следующем виде:
    Комплексное изучение рынка: исследование и анализ основных показателей рынка (емкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.п.); прогнозы развития спроса; изучение потребителей; изучение деятельности конкурентов; сегментация рынка, анализ параметров деятельности конкурентов; сегментация рынка, анализ параметров сегментов, позиционирование; определение «ключевых факторов успеха».
    Формирование продуктовой политики предприятия: разработка продуктовых линий и ассортимента товара; оценка состояния и повышения уровня конкурентоспособности товаров; подготовка предложений по разработке новых товаров; развитие марочной политики, упаковки, сервисного обслуживания и др.
    Определение ценовой политики предприятия: выбор ценовой ориентации на собственные затраты, состояние спроса, конкурентной среды; разработка системы стимулирующих цен.
    Создание каналов распределения и выбор средств продажи товаров: формирование каналов распределения; выбор торговых посредников; анализ и прогноз объема и структуры продаж; разработка форм и методов продажи товаров.
    Развитие коммуникативных связей предприятия с рынком: проведение выставок, презентаций, демонстраций; поощрение покупателей; формирование положительного имиджа предприятия и др. [8, с. 16-17]
Контроль маркетинга проводится путем периодической проверки маркетинговой  деятельности предприятия либо собственными силами, либо с привлечением специализированных фирм (аудит маркетинга). Выделяют:
- Стратегический контроль  результативности стратегий маркетинговой  деятельности;
- Текущий контроль выполнения  конкретных мероприятий;
- Контроль прибыльности, предполагающий анализ фактической  прибыли и эффективности затрат  на маркетинг. [8, с. 22]
Таким образом, управлять  маркетингом означает «делать рынок», «делать спрос». В этом заключается  формирование на предприятии нового «образа действия» на рынке. Содержательный смысл понятия «управление маркетингом» - это создание и удовлетворение спроса потенциальных покупателей, создание ценностей для потребителя. [8, с. 13]
 
      Критерии оценки эффективности затрат на маркетинг
 
В борьбе за рынок компания может рассчитывать на успех при  наличии активной маркетинговой  стратегии. Но зачастую это предполагает высокий уровень затрат на продвижение  продукции. При этом на практике тщательному  анализу этих расходов, несмотря на их значительную величину, уделяют  мало внимания.
Принимая решение о  капиталовложениях производственного  характера, компания, как правило, готовят  бизнес-план либо составляют прогнозные расчеты. В первую очередь оценивается доход на вложенный капитал с учетом всего срока экономической жизни инвестиций. При оценке рентабельности инвестиций предполагается, что убытки в начале периода должны быть компенсированы в будущем. Однако к расходам на маркетинг в рамках традиционных систем учета финансисты подходят с точностью до наоборот. Как правило, их признают в качестве краткосрочных и списывают на расходы текущего периода. Такой подход не позволяет оценить, насколько эффективны и целесообразны были понесенные расходы. [12, с. 53]
Методология традиционного  учета не позволяет рассматривать  расходы на маркетинг и продвижение  как актив. Однако со стратегической точки зрения они обладают одним  из главных критериев актива –  потенциальной способностью приносить  доход в будущем. Конечно, существует проблема надежного измерения стоимости  такого актива. Но все же представляется, что для целей стратегического  управленческого учета ею можно  пренебречь.
Инвестиции в маркетинг  можно анализировать аналогично вложениям в материальные активы компании. Одним из основных инструментов контроллинга в этом случае является расчет рентабельности инвестиций. Данный показатель определяется как отношение  эффекта от инвестиций к их величине. С определением величины инвестиций задача решается более или менее  просто: она представляет собой всю  сумму осуществленных расходов.
При расчете рентабельности инвестиций в числителе формулы  используется показатель прибыли. Для  измерения прибыли от мероприятий  в сфере маркетинга придется прибегнуть к определенным допущениям.
Прежде всего, необходимо выработать стандарты процедуры  измерения и интерпретации показателей. Исследуя маркетинговые активы, следует  определить их свойства и описать  их с помощью измеримых параметров. К подобным свойствам, например, можно  отнести:
- осведомленность потребителя  о торговой марке или продукте;
-знание потребителями  особенностей продукта;
- склонность делать покупки  у данной компании и т.д.
Определение указанных свойств  подразумевает три этапа. Первый – постановка конкретных рыночных задач для продуктов, групп потребителей, каналов сбыта. Второй этап – разработка качественных и количественных маркетинговых  целей, а также выбор способов их достижения. Третий – увязка целей и мероприятий с системой стратегического управленческого учета и контроллинга.
Изменение данных свойств  будет оказывать влияние на прибыльность продукта. Получив четкие критерии, можно будет определить приростную выручку, затраты и прибыль. Рассчитанную прибыль и рекомендуется рассматривать  как величину эффекта от инвестиций, необходимую для расчета дохода на вложенный капитал. [12, с. 55]
В практике субъектов хозяйственной  деятельности, особенно в переходный период, прибыль играет значительную роль. Во-первых, ее получение определяет возможность дальнейшего существования  субъекта, во-вторых, размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияет на расширенное воспроизводство.
Для оценки эффективности  используется соотношение полученных доходов к понесенным затратам. При  этом применяются статистические и  динамические критерии прибыльности.
Статистические критерии отражают прибыль от мероприятий  и срок их окупаемости. Данные критерии можно использовать для краткосрочных  мероприятий и грубых оценок.
Динамические критерии учитывают  показатели приведенных потоков  денежных средств путем дисконтирования. Так можно оценивать показатели потоков прибыли, приведенных к  настоящему моменту, и динамический срок окупаемости.
Особенно важно определить эффективность мероприятия не к  моменту его завершения, а на стадии разработки. Соответственно, большое  внимание следует уделить оценке рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта.
Критерий прибыли важен  не только в краткосрочном, но и в  долгосрочном периоде. Иногда решение, приносящее текущую прибыль, может  привести в дальнейшем к убыткам. И наоборот, поставленные перед предприятием стратегические цели могут быть достигнуты благодаря снижению цен, повышению  качества при сохранении действующих  цен, то есть в результате действий, которые уменьшают текущую прибыль.
Таким образом, прибыль следует  считать не только целью деятельности предприятия, но и средством для  обеспечения выживания и развития, а также – с учетом белорусской  специфики – инструментом маркетинга. Получение определенного размера  прибыли и готовность использовать ее для поддержки инновационных, сбытовых, рекламных и ценовых  оперативных решений помогут  компании достичь конкретных стратегических целей. [14, С. 32]
При оценке эффективности  маркетинговой деятельности можно  выделить следующие проблемы:
- достижение максимальной  прибыли предприятия возможно  лишь через изучение изменяющихся  потребностей и спроса потребителя  и удовлетворения потребностей. Следовательно, критерий прибыльности  может использоваться при оценке  эффективности лишь как контрольное  значение;
- оценка эффективности  рекламно-информационной деятельности  должна учитывать складывающееся  отношение потребителей (чаще всего  неосознанное и иррациональное) не только к продукту, но и  к предприятию в целом;
- эффективность маркетинга  предприятия определяется комплексным  подходом всех его подразделений  и отделов к организации деятельности  предприятия в общем и ее  маркетинговой составляющей в  частности.
Необходимо предостеречь от ошибок, которые специалисты компаний нередко допускают при использовании  показателя рентабельности инвестиций. Одной из них является отнесение  к инвестициям всей совокупности затрат на маркетинг. Важно различать  затраты, которыми компания рискует, то есть собственно инвестиции, и текущие  затраты на поддержание сбыта.
Другая распространенная ошибка: полученный показатель рентабельности инвестиций не сопоставляется со стоимостью задействованного капитала. Создание стоимости предполагает, что генерируемая доходность на инвестиции будет больше, чем стоимость инвестированных  ресурсов. Таким образом, просто положительного значения коэффициента ROI недостаточно. Например, если ROI составляет 10% годовых, а инвестированные ресурсы обходятся в 12%, то мы оказываемся в проигрыше.
При внедрении описанного инструмента следует помнить  и о том, что все управленческие решения основываются на прогнозах  будущего, которое неопределенно. Такие  прогнозы неизбежно ошибочны. В то же время иного, более оптимального способа обоснования стратегических решений пока не существует. [12, с. 56]
 


    УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЕМ
 
      Понятие сбыта, товародвижения и сбытовой политики
 
Под сбытом в маркетинге понимают транспортировку, складирование, хранение, доработку, продвижение к  оптовым и розничным торговым звеньям, предпродажную подготовку и продажу товара, т.е. сбыт – это  система всех мероприятий, которые  производятся после выхода продукции  за ворота предприятия и завершаются  продажей. Сбыт понимается как в  узком, так и в широком смысле слова. В широком смысле слова  сбытовые операции начинаются, как  только изделие покинуло производственный корпус, и заканчивается передачей  товара покупателю. В узком смысле слова, сбыт охватывает только финальную  фазу – непосредственное общение  продавца и покупателя (через стол для подписания контракта, через  прилавок, по почте, по телефону и т.д.).[6, с. 41]
Функции сбыта:
- транспортировка – это  любые действия по физическому  перемещению товаров от места  их производства к месту потребления;
- доработка продукции  – подбор, сортировка, сборка готового  изделия и прочее, что повышает  степень доступности и готовности  продукции к потреблению;
- хранение продукции –  действия по обеспечению доступности  товаров в момент покупки или  использования;
Контакты с потребителями  – действия по физической передаче товара, оформлению заказов, организации  платежно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности  на товар, информированию потребителя  о товаре и фирме, а также сбору  информации о рынке;
- информирование – любые  действия, повышающие знание потребностей  рынка и условий конкурентного  обмена.
По форме организации  системы сбыта, сбыт подразделяют на:
- Прямой сбыт. Этот вид  сбыта характеризуется реализацией  продукции производителя непосредственно  потребителю. Существует прямая  связь между фирмой и покупателем.
- Косвенный сбыт. В этом  случае между производителем  и потребителем присутствует  некое звено, которое выполняет  посреднические функции.
Обычно цепочка сбыта  в таком случае состоит из производителя, организаций оптовой или розничной  торговли и конечного потребителя.
В зависимости от числа  посредников различают сбыт:
1. Интенсивный. Для него  характерно большое число оптовых  и розничных посредников, что  ведет к расширению сбыта, увеличению  продаж, большей осведомленности  целевой аудитории о продукте  и, как следствие, к повышению  прибыли.
2. Селективный. Этот вид  сбытовой политики подразумевает  ограничение числа оптовых и  розничных посредников на каком-либо  уровне, обеспечивающем надлежащий  контроль за расходами на сбыт, для предприятия производителя.
3. Исключительный. Вид сбыта,  подразумевающий ограничение числа  посредников до абсолютного минимума, до единичного, как крайняя мера. Обычно это делается для сохранения  высокого имиджа компании и  полного контроля над каналом  сбыта.[16, с. 275]
Несмотря на то, что главных  классификационных признаков всего  два (основа организации системы  и число посредников), отношения  между фирмой-производителем, торговыми  посредниками и конечными потребителями  могут приобретать множество  видов и форм.
В современных условиях хозяйствования понимание того, что именно в процессе сбыта готовой продукции наиболее точно выявляется результат всех усилий предприятия, и от сбыта, в конечном счете, зависит возможность предприятия работать дальше, привело к тому, что на сегодняшних предприятиях пристальное внимание стали уделять постоянному планированию и прогнозированию сбыта, четкой постановки его целей и задач, рациональной организации и реализации сбытовых процессов, непрерывному контролю за выполнением сбытовых функций. А совокупность всех вышеизложенных процедур постепенно получила название сбытовой политики. Важнейшей и первоочередной задачей для организаций и фирм стало эффективное и систематическое формирование сбытовой политики.
В специальной литературе наблюдаются различные подходы  к трактовке этого понятия. Часто  под ней понимают политику организации  товародвижения и реализации продукции. Некоторые же специалисты считают, что сбытовая политика включает: выбор  каналов сбыта, разработку политики цен и условий продажи, создание прейскурантов. Приведенные трактовки  интерпретируют только некоторые аспекты  сбытовой политики, и для отражения  всей многогранности деятельности, связанной  со сбытом готовой продукции в  современных условиях хозяйствования, целесообразно дать более детальную  формулировку. Под сбытовой политикой  предприятия следует понимать выбранные  ее руководителем совокупность сбытовых стратегий маркетинга (стратегии  охвата рынка, позиционирование товара и т. д.) и комплекс мероприятий (решений и действий) по созданию ассортимента выпускаемой продукции и ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки), заключению договоров продажи (поставки) товаров, товародвижению, транспортировке, по организационным, материально-техническим и прочим аспектам сбыта.
Таким образом, к основным составляющим элементам сбытовой политики можно отнести следующее:
- сбытовые стратегии маркетинга (особенно в части позиционирования, которое частично составляет  аргументацию продаж);
- политика распределения  (принципы формирования каналов  товародвижения);
- политика транспортировки;
- организационные аспекты  сбыта;
- рекламная политика (особенно  в части форм стимулирования  сбыта, что тоже относится к  аргументации);
- ассортиментная и ценовая  политики. [17, с. 177]
Между элементами существует тесная взаимосвязь – например, с одной стороны, сбытовая стратегия  товара определяет требования политики распределения, но с другой стороны, существующая система каналов накладывает  некоторые ограничения в процессе разработки сбытовой стратегии. Чаще всего, первые четыре элемента в большей  степени должны находиться в ведении  сбытовой службы, а рекламная, ассортиментная и ценовая политики – непосредственно  в ведении маркетинговой службы. В том случае, если отдел маркетинга отсутствует или неуполномочен  заниматься стратегическими вопросами, требования к сбытовым стратегиям, рекламной политике определяет высшее руководство компании.
Сбытовая политика также  предусматривает:
- выбор организационных  структур, форм товародвижения, методов  и систем сбыта;
- распределение функций  между отдельными участниками  системы сбыта и их стимулирование;
- минимализация расходов  в каждом звене канала сбыта  (при хранении готовых товаров,  подлежащих реализации в ближайшие  и отдаленные периоды; при выборе  вида транспорта и составлении  маршрутов перевозки; при обосновании  объемов складских и гарантийных  запасов, а также места и  условий их хранения; при решении  проблемы упаковки; при поиске  путей уменьшения риска порчи и хищения; при выборе тары; при механизации складских помещений).[17, с. 178]
Цели сбытовой политики производны от целей предприятия, среди которых  в настоящее время превалируют  цели максимализации прибыли. Достижение данной цели возможно при успешной реализации следующих задач в  области сбытовой политики:
Оптимальная загрузка производственных мощностей заказами потребителей.
Выбор рациональных каналов  распределения товаропродвижения.
Минимализация совокупных затрат в хозяйственном цикле товара, включая расходы по послепродажному  обслуживанию и потребительскому сервису.
Содержание сбытовой политики наиболее полно раскрывается через  функции, которые она выполняет. Основные функции сбытовой деятельности, основанной на принципах маркетинга, можно объединить по трем направлениям:
Планирование (прогнозирование) сбыта
Организация сбыта
Контроль и координация  сбыта
Для каждого конкретного  предприятия важно определить границы  рациональной централизации сбытовой политики, установить четкое взаимоотношение  службы сбыта со всеми подразделениями (отделами) предприятия, устранить дублирование функций, четко разграничить обязанности  внутри самой сбытовой службы.[3, с. 214]
Говоря о сбытовой политике предприятия, нужно помнить о  том, что она является одной из составных частей комплекса маркетинга предприятия и, соответственно, она  не может реализоваться в отрыве от других маркетинговых мероприятий, не может служить самоцелью. Вместе с тем, задача ее не просто быть способной  произвести товар (услугу), но продать  его, донести до целевого потребителя  в максимально удобной для  него форме, в кратчайшее время и с максимальным экономическим эффектом для самого предприятия, - сбытовая политика является одной из важнейших частей общей маркетинговой стратегии предприятия. Как и иные элементы маркетинговой стратегии, сбытовая политика должна быть тесно увязана с общими целями и задачами предприятия, согласовываться со стандартами, действующими внутри предприятия, и быть направленной на максимальное удовлетворение потребностей клиента по месту, форме и времени приобретения товара.
Процесс разработки сбытовой политики представляет собой определенную последовательность действий:
Определение внешних и  внутренних факторов, влияющих на организацию  сбытовой сети – первый и один из важнейших этапов в разработке сбытовой политики. На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы:
– что и кому продается?
- где продается?
- каким образом продается?
2. Постановка целей сбытовой  стратегии. Получив ответы на  первом этапе и определив таким  образом, исходные данные, предприятие  должно сформулировать основные  цели и задачи сбытовой политики  предприятия. Основной целью сбытовой  политики любого предприятия,  а предприятия связи в особенности,  является доведение продукта  до потребителя в максимально  удобной для него форме, в  кратчайшие сроки и доступном  месте.
3. Выбор каналов сбыта  (распределения) и методов управления  ими – основной этап в разработке  сбытовой политики предприятия.  Каналы распределения предприятия  определяются исходя из целей  и задач сбытовой политики  предприятия, объемов сбыта и  скорости обращения. Одним из  важнейших элементов этого этапа  является управляемость канала, большая гибкость и способность адаптироваться к требованиям потребителя, а также возможность повышения эффективности его использования.
4. Анализ и контроль  за функционированием сбытовой  сети. Как и любой другой компонент  общей стратегии маркетинга предприятия  связи, сбытовая политика предусматривает  собой постоянный анализ и  контроль осуществляемых мероприятий  с целью накопления информации  об эффективности действующей  сбытовой сети, повышения этой  эффективности, а также разработки  корректирующих мероприятий в  рамках сбытовой политики. Основными  элементами функционирования сбытовой  сети, подлежащих анализу, являются: объемы реализации, издержки на  поддержание выбранных каналов  распределения и качество обслуживания  потребителей, соблюдение установленных  стандартов, технологий и др. [4, с. 58]
Таким образом, разработка и  реализация эффективной сбытовой политики – это достаточно сложный и  ответственный процесс, в который  должны быть вовлечены все службы и подразделения предприятия  и, в первую очередь, отделы маркетинга и сбыта. При этом следует помнить, что от того, насколько грамотно будет организована эта деятельность, будут зависеть конечные результаты всей работы предприятия.
 
2.2 Выбор и построение каналов сбыта
 
Под каналом сбыта (распределения), по определению Ф. Котлера, понимается: «совокупность фирм или отдельных  лиц, которые принимают на себя или  помогают передать кому-то другому  право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя  к потребителю».[11, с.512] По сути дела, это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю.
Каналы распределения  характеризуют длина канала, зависимая  от числа уровней канала, и ширина канала, характеризуемая числом независимых участников распределения на отдельных уровнях распределительной цепочки. Уровень канала – любой посредник, который выполняет определенную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Число независимых уровней определяет длину канала распределения.
На рис. 2.1 приводится схема, характеризующая важнейшие типы каналов распределения потребительских  товаров, начиная с прямого маркетингового канала, в котором отсутствуют  какие-либо посредники (а) и заканчивая более сложными его видами, включающими  оптовых, розничных торговцев, а  также других (функциональных) торговых посредников (б, в, г).














а                                б                            в                             г
Рис. 2.1 Каналы распределения  потребительских товаров [17, с.154]
Канал нулевого уровня состоит  из производителя, продающего товар  непосредственно потребителям. Хотя канал прямого маркетинга является простейшим, он не обязательно является наиболее дешевым. В случае достаточно разнообразного ассортимента выпускаемой  продукции, большого числа рынков, географических факторов экономическая целесообразность диктует использование более  сложных видов каналов распределения.
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских  рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент  по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских  рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного  назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых  торговцев и перепродают их небольшим  предприятиям розничной торговли, которые  крупные оптовики, как правило, не обслуживают. [1, с.204]
Существуют каналы и с  большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки  зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.
Вопреки распространенному  мнению, наиболее сложные каналы для  определенных потребительских товаров  могут быть наиболее эффективными. Когда несколько посредников  могут эффективно выполнять специализированные функции, издержки могут быть ниже, чем в случае, когда один посредник  ответственен за их реализацию во многих регионах. С точки зрения производителя, чем длиннее канал, тем тяжелее  контролировать его функционирования. В условиях коррумпированной экономики  промежуточные звенья в распределительной  системе могут служить источником получения прибыли за счет более  высоких цен для потребителей без создания для них каких-либо ценностей.
На рис. 2.2 приводится схема, характеризующая три наиболее распространенные виды каналов распределения продукции, используемой в производственной деятельности. Канал прямого маркетинга (а) для  данного вида продуктов используется значительно чаще, чем при торговле потребительскими товарами, особенно при реализации сложной технической  продукции. Но в данном случае могут  также использоваться и более  сложные распределительные каналы (б, в).
 
 




 


 


 
             а                                   б                                     в
Рис. 2.2 Каналы распределения  продукции производственно-технического назначения [17, с.160]
Для достижения различных  целевых рынков производители могут  использовать одновременно несколько  каналов распределения. В ряде случаев  даже для поставки одного и того же товара на один и тот же рынок  производитель может параллельно  использовать несколько каналов. Главным  при этом является обеспечение высокого уровня удовлетворения запросов потребителей при стремлении снизить издержки производственно-сбытовой деятельности.
Все рассмотренные выше каналы распределения относятся к традиционным (обычным). Все они состоят из одного или более независимых производителей, оптовых и розничных торговцев, каждый из которых в независимом  бизнесе максимизируют свою прибыль  без учета возможности получения  максимальной прибыли для данного  канала как целого. Этот канал включает в свой состав независимые организации, не имеющие явно выраженных лидирующих позиций и подверженные чаще всего  конфликтам. [1, с.206]
Наиболее активная роль в  выборе канала распределения и развитии этих отношений принадлежит фирме-производителю, которая при выборе системы сбыта  в первую очередь учитывает фактор риска товародвижения, а также  оценивает издержки на сбыт и прибыль.
 
2.3 Взаимосвязь маркетинга и сбытовой деятельности
 
Маркетинг затрагивает жизнь  каждого из нас. Это процесс, в  ходе которого разрабатываются и  предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг  включает в себя множество самых  разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые  исследования, разработку товара, организацию  его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими  усилиями по сбыту, тогда, как и на самом деле, он сочетает в себе несколько  видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения  целей, стоящих перед организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после  акта купли-продажи. Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. [15, с.122]
Основные элементы интегрированной  маркетинговой деятельности определяет формула с условным названием  четыре П: продукт (услуга) – продвижение (стимулирование продаж) – плата (цена) – прилавок (место продажи). Эффективная  маркетинговая стратегия сводится к тому, чтобы объединить ресурсы, «прикрепленные» к каждому из этих элементов, в единую силу воздействия  на потребителя. В противовес этому  сбыт – это процесс удовлетворения потребности в нужное время и  в нужном месте с приемлемым уровнем  сервиса. Исходя из этого, многие авторы делают закономерный вывод, что сбытовая деятельность составляет неотъемлемую часть любой маркетинговой стратегии, ибо без соблюдения условий времени  и места не может произойти  передача собственности.[11, с.347]
Существует четыре подхода  к решению вопроса взаимосвязи  и разграничения компетенций  сбытовой деятельности и маркетинга:
- интеграция функций сбыта,  логистики и маркетинга на  основе отрицания различия в  уровне их компетенции;
- наличие принципиальных  разграничений маркетинговой, сбытовой  и логистической деятельности  и обособление их функциональной  компетенции;
- взаимопроникновение функций  и компетенции, приоритет маркетинговой  деятельности: логистика и сбыт  являются частью маркетинга;
- приоритет логистики:  маркетинг является частью сбытовой  логистики.
Первое направление, несмотря на излишнюю категоричность, имеет  много сторонников. Многие авторы не видят четкого разграничения  целей и функций сбыта, логистики  и маркетинга и тем самым отождествляют  функции распределения (сбыта) с  маркетинговыми. [18, с.418]
В противовес данному подходу  ряд авторов. Выдвигая в качестве аргументов малоизученность и слабую систематизированность распределительной  логистики в отечественной теории и практике, фиксируют наличие  принципиальных разграничений маркетинговой  и сбытовой деятельности. Так, считается, что основным отличием сбытовой деятельности от маркетинговой является наличие  для сбыта становившейся товаропроводящей сети и хозяйственных связей по поставкам (продаже) готовой продукции потребителям. Для маркетинга же характерно увеличение объема продаж путем освоения новых  сегментов рынка или расширения имеющихся за счет изменения ассортимента готовой продукции, улучшения политики продвижения товаров и т.п.
Большинство специалистов все  же придерживаются мнения, что сбытовые функции являются составной частью маркетинга предприятия. Данное положение  оспаривается крайне редко. [15, с.130]
Маркетинг направлен на потенциальное, желаемое распределение продукции, а сбытовая логистика – на реальное, материальное (физическое) и экономическое  распределение в соответствии с  заданными показателями обслуживания потребителей и коммерческими целями фирмы на разных сегментах рынка.
Исходя из основополагающих позиций системного подхода и  резюмируя исследование взаимодействия и разграничения компетенций  маркетинговой и сбытовой деятельности, следует акцентировать внимание на следующем:
- наибольшее значение  имеет разграничение компетенций  маркетинговой и сбытовой деятельности  на микроуровне;
- разграничение компетенции  базируется на взаимозависимости  разделении оперативных и стратегических  решений на разных стадиях  поддержки жизненного цикла изделия;
- сбытовая логистика –  это процесс управления экономическим  и физическим распределением  товаров с целью доведения  их до покупателей на основе  координации и интеграции действий  участников этого процесса;
- сбытовая логистика базируется  на исследованиях стратегического  маркетинга и использует показатели  оперативного маркетинга. [18, с.424]
Таким образом, разработка и  реализация эффективной сбытовой политики – это достаточно сложный и  ответственный процесс, в который  должны быть вовлечены все службы и подразделения предприятия  и, в первую очередь, отделы маркетинга и сбыта. При этом следует помнить, что от того, насколько грамотно будет организована эта деятельность, будут зависеть конечные результаты всей работы предприятия.
 
 


    АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПИНСКИЙ ЗАВОД СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ»)
 
      Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский завод средств малой механизации»
 
Открытое акционерное  Общество «Пинский Завод Средств  Малой Механизации» создано приказом Государственного комитета Республики Беларусь по управлению государственным  имуществом и приватизации от 31 января 1994 г. №25 путем преобразования государственного предприятия «Пинский завод средств  малой механизации и металлоконструкций»  в соответствии с законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, и обществах с дополнительной ответственностью», «О ценных бумагах  и фондовых биржах», «О собственности  в Республике Беларусь», «О предприятиях»  и др. законодательных актов.
Открытое акционерное  Общество «Пинский Завод Средств  Малой Механизации» является сравнительно молодым предприятием города Пинска, созданного приказом министерства мелиорации и водного хозяйства СССР 1 января 1986 года. В своем составе предприятие  имеет общий производственный корпус площадью 20 000 кв. м., складские помещения, транспортный участок, объект гражданской обороны и административно бытовой корпус. На балансе предприятия находится также общежитие.
Организационная структура  Открытого акционерного Общества «Пинский Завод Средств Малой Механизации» определяется уставом общества. (Приложение) Высшим органом Общества является Общее  собрание акционеров. Очередные собрания акционеров общества проводятся не реже 1 раза в год. Внеочередные собрания созываются Председателем наблюдательного совета, если этого требуют интересы общества. Руководство деятельностью Обществом в период между собраниями акционеров осуществляет Наблюдательный Совет, который избирается из числа акционеров ежегодно. Голосование в собрании производится по принципу: одна простая именная акция дает право на один решающий голос. Исполнительным органом общества является генеральный директор. Генеральный директор действует на основании контракта, заключенного в установленном порядке с Наблюдательным Советом.
Текущий контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью Общества осуществляется Ревизионной Комиссией, состоящей  из 3 человек, ежегодно избираемых собранием  из числа акционеров. Ревизионная  комиссия докладывает о результатах  проведенных ею проверок Наблюдательному  Совету и общему собранию акционеров общества.
Основной целью предприятия  является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Основной продукцией выпускаемой  Обществом выступают экскаваторы-погрузчики разной модификации и разнообразными рабочими органами, автогидроподъемники  высотой подъема от 12 до 28 метров на разных автомобильных шасси, рукава высокого давления и прочие средства механизации.
Обществом освоен выпуск таких  модификаций экскаваторов-погрузчиков, как ЭО-2626, ЭО-2626-01, ЭО-2621, ПО-26.
Номенклатура выпускаемых  автогидроподъемников Обществом представлена такими представителями этого ряда как ПМС-212, ПМС-212-02, ПМС-212-02И, ПМС-318, ВС-222-01, ВС-22-02, ВС-22-03, ВС-22-03, ВС-22-04, ПМС-328, ПМС-328Д, ПМС-328-01, ПМС-328-02.
Среди прочих средств малой  механизации в Обществе изготавливают  установки промывки дренажа УПД-120, электрические передвижные подмости ППЭ-12-01А, снегоочистители СНР-200, вышки  ножничные ВС-10.
Динамика основных экономических  показателей ОАО «СММ» приведена  в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели финансово-экономической  деятельности ОАО «Пинский завод  средств малой механизации» за январь-декабрь 2010 года
Показатели
Товарная 
       
     в действующих  ценах
тыс.руб.
20 915 136
26 283 382
125,6
     в сопоставимых  ценах на 01.01.09 г.
тыс.руб.
21 474 947
25 251 721
117,6
Экспорт без стоимости  давальческих шасси
тыс.руб.
5 324,6
6 342,3
119,1
Импорт без стоимости  нового оборудования
тыс.руб.
1 110,5
1 132,7
102,0
Затраты на 1 рубль товарной продукции
коп.
90,1
99,3
110,2
Балансовая прибыль
млн.руб.
3 444
2 566
74,4
Чистая прибыль
млн.руб.
2 371
1 695
71,5
Рентабельность от произв.-хоз. деят-ти
%
11,6
6,5
 
Среднесписочная численность  работающих
чел.
330
328
99,4
Среднесписочная численность  рабочих
чел.
238
228
95,8
Выработка на одного работающего
тыс.руб.
5 431
6 416
118,1
Выработка на одного рабочего
тыс.руб.
7 525
9 229
122,7
Фонд оплаты труда
тыс.руб.
3 274 525
4 162 665
127,1
Среднемесячная зарплата
руб.
827 068
1 054 218
127,5
Дебиторская задолженность
млн.руб.
987
407
42,6
Кредиторская задолженность
млн.руб.
4 816
6 765
140,3
Период оборачиваемости
дни
111
103
92,8
Фондоотдача
руб.
0,73
0,80
 

Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах  за 2010 год составил 25 252 млн. руб., объем производства в сопоставимых ценах за 2009 год – 21 475 млн. руб., темп роста составил 117,6%.
За пятилетний период 2006-2010 гг. продукция Общества экспортировалась в следующие страны: Российская Федерация, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Украина, Латвия, Румыния, Чехия, Польша.
Объем экспорта реализованной  продукции за 2009 составил 5 325,0 тыс. дол. США, 2010 году – 6 342 тыс. дол. США. Темп роста объема экспорта за январь-декабрь 2010 года по отношению к аналогичному периоду 2009 года составил 119,1%.
Основным внешнеэкономическим  рынком сбыта промышленной продукции  Общества выступает Российская Федерация. На этот рынок экспортировалась вся  номенклатура выпускаемой продукции  Общества.
Выручка от реализации продукции  в 2009 году составила 39 850 млн. руб., в 2010 году – 52 208 млн.руб. Темп роста выручки в 2010 году по отношению к 2009 г. составил 131,0%.
Рентабельность реализованной  продукции за 2009 год составила 11,7%, за 2010 год – 6,5%.
Среднесписочная численность  работников Общества в 2009 году составила 330 человек, в 2010 году – 328 человек. Снижение среднесписочной численности работников Общества в 2010 году по отношению к 2009 году составило 2 человека. Снижение среднесписочной  численности произошел в основном за счет уменьшения численности основных производственных рабочих.
Производительность труда  в 2010 году составила 6 677 тыс. руб. в месяц на одного работающего в действующих ценах, за 2009 год – 5 282 тыс. руб. Темп роста производительности труда за2010 год по отношению к 2009 году составил 126,4%.
Средняя заработная плата  по Общества за январь-декабрь 2010 года составила 1 054 218 руб., за 2009 год – 827 068 руб. Темп роста среднемесячной заработной платы в 2010 году по отношению к 2009 году составил 127,5%.
Затраты на производство товарной продукции в2010 году составили 26 104 млн. руб., темп роста затрат на производство по отношению к аналогичному периоду 2009 года составил 138,1%.
В структуре затрат на производство за 2010 год по отношению к 2009 году значительных изменений по статьям  затрат не произошло. Наибольший удельный вес по статьям затрат на производство продукции в 2010 г. имеет: - сырье и  материалы 65,84%; - топливо 2,36%; - электрическая  энергия 2,35%; - заработная плата 15,29%; - отчисления на социальные нужды 5,51%.
Анализ финансового состояния  и платежеспособности ОАО «СММ»  представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Расчет показателей финансового  положения ОАО «Пинский завод  СММ» за 2010 год
 
нение, (+, -)
Наименование показателя
А. исходные показатели финансового  положения по бухгалтерской отчетности
  Общая стоимость имущества
ф.1стр.300
23 533
28 676
5 143
121,9
  Внеоборотные активы
ф.1стр.190
12 731
15 536
2 805
122,0
  Оборотные активы
ф.1стр.290
10 802
13 140
2 338
121,6
3.1
из них запасы и затраты
ф.1стр.210
8 631
9 675
1 044
112,1
3.2
дебиторская задолженность
ф.1стр.240
987
407
- 580
41,2
  Капитал и резервы
ф.1стр.490
18 281
21 498
3 217
117,6
  Долгосрочные обязательства
ф.1стр.510
0
0
   
  Краткосрочные обязательства
ф.1стр.610
376
353
- 23
93,9
6.1
в т.ч. Кредиторская задолженность
ф.1стр.620
4 816
6 765
1 949
140,5
  Резервы предстоящих расходов
ф.1стр.640
0
0
   
  Итого по разделу V. Краткосрочные обязательства
ф.1стр.690
5 252
7 178
1 926
136,7
  Выручка от реализации
ф.2стр.010
39 850
52 208
12 358
131,0
0
Себестоимость реализованных  товаров и услуг
ф.2стр.030
31 936
43798
11 862
137,1
1
Прибыль от реализации
ф.2стр.051
3 704
2 829
- 875
76,4
2
Чистая прибыль
ф.2стр.300
2 371
1 695
- 676
71,5
3
Амортизация основных средств
ф.5стр.001, гр.4
18 008
20 452
2 444
113,6
4
Восстановительная стоимость  ОС
ф.5стр.010, гр.3 и 6
30 409
35 398
4 989
116,4
5
Остаточная стоимость  ОС
ф.1стр.110
12 401
14 946
2 545
120,5
6
Уставный фонд
ф.1стр.410
78
78
0
100,0
Б. Показатели качества управления капиталом и деловой активности
7
Чистые активы или собственный  капитал
А4
18 281
21 498
 
8
Отношение чистых активов  к уставному фонду
А4/А16
234,4
275,6
9
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами >0,2
  0,51
0,45
организация обеспечена собственными оборотными средствами

Продолжение табл. 2.2
Коэффициент отношения дебиторской  задолженности к кредиторской задолженности  <0,5
1
Коэффициент текущей ликвидности  >1,3
  2,06
1,83
организация ликвидна
3
Период оборачиваемости, дней
  111
103
 
  Коэффициент финансовой независимости =>0,5
17Б/А1
0,78
0,75
организация финансово независима

Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Общая стоимость имущества  увеличилась на 121.9%.
За финансовый период деятельности ОАО «Пинский завод СММ» с 01.01.2010г. по 01.01.2011г. по бухгалтерскому балансу  наблюдается рост суммы внеоборотных активов на 22,0 процентных пункта и  рост суммы оборотных активов  на 21,6%.
Для положительного финансового  положения предприятия важно, чтобы  дебиторской задолженности было значительно меньше, чем кредиторской (норматив до 0,5). По итогам финансового  периода 2010 года дебиторская задолженность  снизилась на 58,8%, а кредиторская задолженность увеличилась на 40,5%. Коэффициент соотношения дебиторской  задолженности к кредиторской задолженности  на 01.01.2010г. составил 0,20, к концу года наблюдается тенденции к улучшению  этого показателя до 0,06.
Выручка от реализации продукции  в Обществе за 2010 год увеличилась  на 31% по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года.
Себестоимость реализованной  продукции за январь- декабрь 2010 г. по отношению к периоду аналогичному периоду 2009 г. увеличилась на 37,1%.
Прибыли от реализации продукции  за 2010 год составила 2 829 млн. руб., темп роста по отношению к 2009 году составил 76,4%, чистая прибыль за аналогичный период снизилась на 28,5%.
Представляет интерес  анализ показателей качества управления капиталом и деловой активности.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует  наличие у организации собственных  оборотных средств, необходимых  для ее финансовой устойчивости (норматив>0,2). На 01.01.2011 года коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в ОАО «Пинский завод СММ» составил 0,45.
Коэффициент текущей ликвидности  характеризует общую обеспеченность предприятия собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных  обязательств. Этот показатель имеет  значение 1,83.
Период оборачиваемости  в днях за 2010 год составил 103 дня  и снизился по отношению к результатам 2009 года на 8 дней.
Исходя из анализа финансового  состояния Общества, можно сделать  вывод, что ОАО «Пинский завод  СММ» является стабильным, платежеспособным, рентабельным и конкурентоспособным  предприятием.
    Доходность капитала за отчетный период выше прошлогоднего уровня по всем показателям, что свидетельствует об эффективности функционирования предприятия.
    Предприятие характеризуется отсутствием зависимости от внешних источников финансирования.
    Продукция ОАО «Пинский завод СММ» является конкурентоспособной, об этом свидетельствует увеличение поставок на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. Основная номенклатура производимой продукции, автогидроподъемники и экскаваторы-погрузчики, является востребованной как на внутреннем, так и внешнем рынках.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.