На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по «Философия»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный технический университет
имени П.О. Сухого»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине «Философия»
Вариант 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил студент гр. ЗО-21 Арефьева С.В.
 
Проверил
 
 
 
 
 
 
2012
Содержание:
Введение
 
1.                  История возникновения философии
-Время и место зарождения
-Источники философии
-4 основных концепции источников философии:
-Предпосылки возникновения философии
-Предназначение философии и ее роль в обществе.
2.                  Предмет философии
3.                  Функции философии
4.                  Соотношение философии, науки и религии.
Философия и мировоззрение.
-Философия и наука
-Философия и религия.
-Философия и мировоззрение
5.                  Метод философии

ВВЕДЕНИЕ
 
Как известно, объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие», «субъект – объект» и т.д.).
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение проблемы начала философии, рассмотрение процесса ее развития и генезиса, определение круга основных проблем, осознание предназначения философии и ее роли в обществе.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека и культуры Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.


1.                  История возникновения философии
Время и место зарождения
 
Индивидуум воспроизводит все то, что его некая родовая сущность некогда проделала. В отличие от науки философия занимается своим особым мышлением. Индивидуум развивается по законам рода и в соответствии с этим в 8-7 в. до н.э. – философия появляется в Индии; 7-6 в. до н.э –философия появляется в Греции; 5-4 в. до н.э –философия появляется в Китае. Такая последовательность обусловлена временем появления возможности мыслит абстрактно (отвлеченно). Причем представляется, что предфилсофия (совокупность дискурсивных мыслей, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность) была наиболее теоретична в Древней Греции где философии кстати и впервые и обретает свою классическую форму, а философия Востока менее теоретична. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?
Источники философии
 
?                  К источникам философии можно отнести: народное творчество в целом (мифы и т.д.); накапливающийся опыт
?                  «Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения» (Гегель)
?                  В основе философии лежит понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Философия проявляет себя в литературных произведениях (Гомер)– в начале были древние летописи.
?                   
4 основных концепции источников философии:
?                  Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа. (Основные представители концепции: Гегель, Лосев, Коннфорд)
?                  Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения различного рода знаний - космогонии, медицины и т.д. (Представитель концепции: Богданов и др.)
?                  Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дар божьего.
?                  Наиболее адекватной представляется 4 концепция – синтетическая конструктивно учитывающая элементы каждой из трех названных концепций сводящаяся к представлению о том, что философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.
Предпосылки возникновения философии
 
С достижением определенного временного этапа наступает необходимость теоретического понимание действительности, чему способствует отделение умственного труда от физического (разделение труда; присущее человеку творчество духа (Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»); экономическое развитие общества;
 
Предназначение философии и ее роль в обществе.
 
Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Термин "философия" в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia - мудрость). Слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н. э) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.
Истолкование и закрепление в европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона. Первоначально понятие "философия" употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

2.                  Предмет философии
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека и культуры.
Предметную область философии нельзя зафиксировать до изучения самой философии. Вопрос о том, что изучает философия (что такое философия), является одним из центральных самой философии. В известном смысле философия сама создаёт и уточняет свой предмет. Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Так что же включено в понятие “предмет философии”? Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления [2, стр. 10].
Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я”, проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда философии ещё и не было. Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над её смыслом, целью и формами и в конечном счёте над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии.
Таким образом, философия - это не просто научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств [2, стр. 11].

3.                  Функции философии
Основные функции:
?                  Обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;
обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;
?                  разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
?                  открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия.
?                  Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности - объективной, материальной и субъективной, идеальной, их которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? А может быть, они существуют как равноправные субстанции?
Гносеологическая функция состоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляет связь чувственного и рационального, исследует проблемы. истины и другие гносеологические вопросы.
Методологическая функция состоит в разработке философией всеобщих, обоснованных частных и общенаучных методов познания.
Философия обобщает выводы специальных наук, объединяя их на основе своих функций и методов познания. Выполняя интегрированную функцию, распространяет ее и на другие области духовной культуры, включая политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные/атеистические формы общественного сознания.
Философская система не только выдвигает и обосновывает положения, но и интерпретирует их, дает оценку, формирует систему ценностей - это аксиологическая функция.
Критическая функция подвергает критической оценке то, что не соответствует философской системе [3, стр. 9].

4.                  Соотношение философии, науки и религии.
Философия и мировоззрение.
Философия и наука:
Является ли философия наукой?
Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами.
Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука ( «философия»–любовь к мудрости, истине).
Различия: принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. Научное знание безразлично к целям, смыслам, ценностям и интересам человека, фил. знание - ценностное.
 
Философия и религия.
Религия - вера в существование абсолютного, всеобщего духовного начала - бога; это вера в сверхъестественное; это система правил, основанных на вере.
Сходства философии и религии: оба типа знания ориентированы на знание абсолютного начала; цель - стремление к истине, хотя по существу и разной.
Различия: религия - религия не требует доказательств и обоснования; религия ориентирована на запредельный мир, философия - на действительность; религия сдержанно отрицательно относилась к научному знанию, а философия  всегда на него опиралась; в религии человек - пассивное существо, а в философии - активно познающий субъект; религиозное знание базируется на вере и догмате, а философское - на опыте, рассудке и разуме [7, стр. 15]..
 
Философия и мировоззрение
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.
Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями [7, стр. 16]..
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия –это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества
5.                  Метод философии
В истории философии известны два противоположных метода познания:
?                  метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с  позиций  плоского эволюционизма как накопление или уменьшение  каких-либо  признаков,  качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики  отражает объективный процесс развития человеческого мышления.
?                  диалектический метод познания основанный на диалектике, рассматривает явления во всеобщей связи и развитии.
Основные признаки диалектики и метафизики как способов
познания и стилей мышления.
Общим предметом осмысления, описания и выражения диалектики и метафизики
является движение. Признавая его наличие, диалектика и метафизика по-разному
отвечают на следующие вопросы: почему происходит движение? Как осуществляется
движение? Каков результат движения?
Ответы на эти вопросы позволяет выделить ряд отличительных признаков
рассматриваемых способов познания. Эти признаки можно сгруппировать следующим
образом:
ДИАЛЕКТИКА
МЕТАФИЗИКА
 
1. В движении выявляется внутренний источник (причина), поэтому движение трактуется как самодвижение, объект движущийся.
1. Источник движения выявляется во внешних причинах, поэтому движение трактуется как результат посторонних обстоятельств. Объект движимый.
2. Источник движения – это противоречие, т.е. специфический тип связи, моментов (сторон, характеристик)объекта.
2. Источник движения – это внешняя сила, действующая на объект.
3. Взаимодействие внутри объекта приводит к одновременным изменениям всех его параметров, что означает преобразование объекта в другой объект.
3. Внешние воздействия ведут к полному разрушению (уничтожению) объекта, либо к таким его изменениям, которые не затрагивают его существа.
4. Преобразованный в ходе движения объект заключает в себе моменты (черты, тенденции) своего предшественника, так и принципиально иные, не существовавшие ранее.
4. Объект абсолютно ничего не содержит в себе от предшествующего либо отличается от него только незначительным образом.
 

Исторические виды диалектического и метафизического способов познания; их связь с типами философствования.
 
1. Исторические виды диалектического способа познания.
Традиционно выделяются такие виды диалектического способа познания, как античная диалектика, диалектика средневековья, диалектика Нового времени, современная диалектика.
Различия видов диалектического способа познания заключается прежде всего в уровне развития средств, с помощью которых философы пытались зафиксировать, выразить и исследовать процесс развития. Так, в античности еще нет четкого разделения на формы движения, а следовательно, происходит отождествление движения и развития, которое мыслится как всеобщая изменчивость, превращаемость одного в другое. Отсюда основное внимание уделяется выяснению связи движения и покоя; тождества и различия; целого и части. Также в этот период развивается эристика, требующая точного и тонкого оперирования понятиями, что способствовало развитию категориального мыслительного аппарата. Именно познание посредством понятий названо Платоном диалектикой.
В Средневековье, в силу специфических социально-культурных особенностей, диалектика существует на основе религиозно-мистического мировоззрения и основное внимание поэтому обращено на осмысление Абсолюта (Бога). Для реализации подобной задачи потребовалось усовершенствование понятийно-логических средств познания, что выразилось в трактовке диалектического способа познания как способа исследования совпадения противоположностей: вечности и времени; максимума и минимума, бесконечного и конечного; знания и незнания и др.
Классическая для Нового времени форма диалектики разрабатывается немецкими философами (Фихте, Шеллинг, Гегель). Здесь диалектика представляет собой систематизированное учение о развитии мысли в виде движения понятий. Так формируется диалектическая логика. Процесс, согласно Гегелю, существенен для понимания результата. Каждая последующая стадия содержит все ранние стадии в снятом виде; ни одна из них полностью не замещается, но ей дается собственное место в качестве момента целого. Следовательно, невозможно достичь истины, не пройдя все ступени развития. Познание как целое имеет триадическую структуру. Движение подразумевает следующие стадии: «субъективный дух», «объективный дух», «абстрактный дух». Первая ступень познания – чувственная достоверность ощущения. Это самое бедное по содержанию знание, восприятие. Вторая ступень – рассудок, царство законов, выявление необходимых внутренних связей. Третья ступень - разум, открывающий истину в ее всеобщем и одновременно конкретном виде. Согласно Гегелю, адекватной формой существования истинного знания выступает система категорий, построенная по принципам субординации и развития (выведения одной категории из другой) [7, стр. 20].
2. Исторические виды метафизического способа познания.
Метафизика как способ познания также прошла длительный исторический путь,начиная с античности и до наших дней. Главной чертой античной метафизики (Парменид, Зенон, Аристотель и др.) являлось обоснование непротиворечивости мышления как основы истинности знания. Именно поэтому основное внимание было направлено на разработку способов доказательства невозможности помыслить движение (апории Зенона) и средств достижения истины в познавательном процессе (формальная логика Аристотеля).
3. Связь исторических видов диалектики и метафизики как способов познания с типами философствования.
Диалектика в системе материалистического типа философствования обладает статусом материалистического мировоззрения в качестве материалистической диалектики (единства объективной и субъективной диалектики). Материалистическая диалектика представляет собой относительно полное и свободное от односторонностей учение о развитии с раскрытием объективной логики, законов и закономерностей, источников и движущих сил, механизмов становления нового в системах, переход от одной системы к другой на основе единства эволюционной и революционной форм ихпреобразования.
В материалистической диалектике можно выделить исследовательские “срезы”:
- онтологический (диалектика объективного мира - природных и социальных форм движения материи);
-гносеологический (диалектика процесса познания); логико-
-методологический (диалектика творческого мышления);
-праксеологический (диалектика форм деятельности);
-аксиологический (диалектика ценностно-ориентационных отношений и факторов).
Онтологический и праксеологический «срезы» представляют содержание объективной диалектики, а другие «срезы» - субъективной диалектики.
 
6.      Методы научного познания
Все методы научного познания можно разделить на две группы:
1. Методы, присущие человеческому познанию в целом - и научному, и обыденному. Их называют общелогическими. Это - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия и моделирование.
2. Методы, характерные -только для научного познания. Они подразделяются на методы построения эмпирического знания (наблюдение, эксперимент, описание, измерение и сравнение) и методы построения теоретического знания (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования, идеализация и формализация).
Рассмотрим общелогические методы исследования действительности.
Предметы окружающего нас мира представляют собой системы со множеством элементов, свойств и связей. Чтобы изучить внешние признаки, а так же внутреннее устройство вещей природы, используют анализ и синтез.
Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
Синтез - это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Наряду с этими универсальными приемами познания используют абстрагирование и обобщение.
Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Например, высказывание «Гора Эверест - самая высокая вершина мира». Здесь мы отвлекаемся от всех характеристик Эвереста, выделяя лишь одно свойство - высоту этой горы.
Абстрагирование тесно связано с обобщением. Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки предметов. Обобщение осуществляется как переход от частного или менее общего суждения к более общему понятию или суждению.
В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключение о неизвестном. При этом пользуются такими приемами как индукция и дедукция.
Индукция - это такой способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция - это способ рассуждения, при котором из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Следующий прием логического мышления - аналогия. Это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
В научном познании часто используют такой прием как моделирование. Моделирование - это изучение объекта путем создания и исследования его копии (или модели), которая замещает объект-оригинал со стороны, интересующей ученого. Модель всегда должна соответствовать объекту-оригиналу в тех свойствах, которые нужно изучить. Модели могут быть материальными и идеальными. Материальные модели подчиняются естественным законам, а идеальные модели функционируют по законам мышления, логики.
Вторая группа методов научного познания используется только в научных исследованиях Одним из важнейших методов эмпирического познания является метод наблюдения. Научное наблюдение - это целенаправленное восприятие объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение включает в себя объект наблюдения, средства наблюдения и самого наблюдателя.
В современной науке используют четыре вида наблюдений: прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное (или приборное).
В прямом наблюдении исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта.
При косвенном наблюдении изучается не сам объект, а следствия, которые он вызывает.
Непосредственным наблюдением называется такое наблюдение, которое осуществляется без использования каких-либо вспомогательных средств, а непосредственно органами чувств человека.
Опосредованным (или приборным) называется такое наблюдение, которое осуществляется с помощью технических средств.
Изучая природу, человек не только пассивно созерцает ее, но и активно вмешивается в ход его процессов и явлений. Эта практически-познавательная деятельность человека составляет основу экспериментального исследования. Эксперимент протекает следующим образом: ставится проблема и выдвигается предположительный ответ; создается экспериментальная установка, обеспечивающая необходимые условия для изучения объекта; эти условия видоизменяются под контролем ученого; фиксируются следствия и устанавливаются причины явлений.
В эмпирическом научном познании используется также измерение, сравнение и описание нового явления и его свойств. В совокупности наблюдение, эксперимент, измерение, описание и сравнение обеспечивают получение эмпирических фактов, которые составляют эмпирический базис науки.
Теоретическое познание отличается от эмпирического предметом, средствами и методами исследования. Здесь исследуются не конкретные процессы, а явление как бы в «чистом» виде, оторванное от предмета. В теоретическом познании вырабатывается знание необходимое, системное, непротиворечивое. При его построении используются такие приемы как идеализация и формализация. Достаточно широко в теоретическом научном исследовании используется аксиоматический метод. Суть его сводится к следующему: устанавливается набор исходных теоретических положений (постулатов, аксиом). Затем по строго определенным правилам из них выводятся другие положения; из этих - третьи, вплоть до построения целостной логически связанной системы знания.
Второй метод построения теоретического знания - гипотетико-дедуктивный. Его суть заключается в том, что создается система логически связанных друг с другом гипотез; из них дедуктивным способом выводятся следствия, которые затем подлежат эмпирической проверке.
Один из принципов научного познания предполагает всестороннее изучение объекта во всех его связях и взаимоотношениях с другими объектами, в его развитии и изменении. Этому способствуют два следующих метода теоретического познания: метод восхождения от абстрактного к конкретному и исторический и логический метод.
В совокупности все методы, приемы и принципы научного познания, дают человеку знание о сущности мира, о человеке и обществе [7, стр. 23]..

ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - 608 с.
 
2. Балашов Л.Е. Учебник по Философии.2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия - М., 2005. - 672 с.
 
3.Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. - М.: Общество "Знание" России, 1997. - 354 с.
 
4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. общество "СЛОВО", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2003. - 672 с.
 
5. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Уч. пособие. Изд.2-е - Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. - 448 с.
 
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 736 с.

 

7. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 272 с.

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.