На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социологические концепции личности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования
Тульский государственный  университет
 
Кафедра социологии и политологии
 
 
 
 
 
Контрольно-курсовая работа
по дисциплине
«Социология»
на тему:
«Социологические концепции личности»
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: студент группы 730702
Медведева Любовь Владимировна
Проверил: асс. каф. социологии и политологии
Королев Павел Андреевич 
 
 
 
 
 
Тула, 2011г.
План
Введение
Глава 1. Понятие личности в социологии
Глава 2. Основные социологические концепции личности
Заключение
Список использованной литературы
 


Введение
Социология, исследуя проблемы личности, пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. Изучая личность в контексте социальных связей, социолог должен дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, которое занимает личность в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм.
Личность рассматривается в неразрывной связи с социальной системой, которая без нее не может существовать, так же как и личность не может быть полноправным человеческим существом вне коллектива и группы. Во многих социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах, а также какие ценностные ориентации усваиваются индивидом в процессе социализации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения. Из-за разницы во взглядах на причины и процесс формирования личности в социологии возникло множество различных концепций.
В достаточно развитом виде социологические концепции личности оформились во второй половине XIX - начале XX века. Все они признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех  или иных социальных фактов. Но каждая из них по-разному трактует процессы развития личности и их факторы. Поэтому, чтобы иметь наиболее полное представление о механизмах ее становлении, необходимо рассмотреть основные концепции.
Таким образом, цель данной работы – узнать, что представляют собой социологические концепции личности, и изучить их основные положения. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько промежуточных задач:
      дать определение понятию «личность»;
      выяснить место личности в структуре социологического знания;
      рассмотреть сущность социализации личности;
      выделить  основные концепции личности;
      найти сходства и различия между ними.
 


Глава 1. Понятие  личности в социологии
Личность является одним  из тех феноменов, которые редко  истолковываются одинаково двумя  разными авторами. Все определения  личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В анализе необходимо учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.1
В наиболее общем виде личность – выражение социальной сущности и содержания человека как  субъекта деятельности и  общественных  отношений.  Личность  выступает  как  носитель общих и  специфических  социальных  свойств  человека,  характеризующих  его национальную и  классовую  принадлежность,  профессию  и  вид  деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели,  идеалы.
На формирование личности оказывают влияние различные  факторы: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт.
Биологическое наследие. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность.
Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. Но данные теории не нашли подтверждения, ведь в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно.
Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества.
Однако в сложных обществах  очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них  большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию  к созданию собственной субкультуры  с определенными личностными  образцами. Эти образцы смешиваются  с личностными образцами, присущими  отдельным индивидам, и создаются  смешанные личностные типы.
Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические  факторы, а также факторы физического  окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной  социальной группе. Однако следует  помнить, что главными факторами, определяющими  процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Социализация личности
Социология личности оперирует  категориями, которые нередко   рассматриваются как  синонимы,  —  формирование,  развитие,  воспитание,  социализация.   Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.
Когда употребляется  понятие “формирование  личности”, то  имеется  в  виду единство  объективных   и   субъективных   условий,   определяющих   процесс становления и развития человека. Конечно, только  при  учете  влияния   всей совокупности   общественных   отношений   в   сочетании    с    субъективной деятельностью классов, общественных  организаций  и  самого  человека  можно говорить  о  многостороннем  воздействии  на   личность   и   соответственно формировать ее развитие.
   Понятие   “развитие   личности”   характеризует   последовательность    и поступательность изменений, происходящих в сознании  и  поведении  личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью,  с  выработкой  у  человека определенного  представления об  окружающем  его  мире.  Хотя  воспитание  и учитывает влияние внешней среды, однако оно  воплощает  те  усилия,  которые осуществляют социальные институты.
  Социализация представляет  собой процесс становления личности,  постепенное усвоение   ею   требований   общества,   приобретение   социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом.  Социализация  личности  начинается  с   первых   лет   жизни   и заканчивается к периоду гражданской  зрелости  человека,  хотя,  разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не  говорят  о  том,  что процесс  социализации  полностью  завершен:   по   некоторым   аспектам   он продолжается всю жизнь. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного  познания,  закрепления  и творческого освоения  человеком  правил  и  норм  поведения,  диктуемых  ему обществом.2
Социализация проходит в различных  группах: в семье, в школе, на работе и пр. В процессе группового общения человек выстраивает образ своего собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Этот процесс имеет различные научные объяснения, которые выделяют как социологические концепции личности. Рассмотрим подробнее наиболее известные из них.
 


Глава 2. Основные социологические  концепции личности
Теория «зеркального «Я» Чарльза Кули
Чарльз Хортон Кули (1864-1929) – американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули – экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии,  – интеракционизма.
Главная концепция Кули называется теорией «зеркального «Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о «социальном «Я» У. Джемса и воззрениям Дж. Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж. Мида. Согласно Джемсу, человек имеет столько «социальных «Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.
В концепции «зеркального «Я» общество служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей – или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, – мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.
Если образ, который мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, и действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.
Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз  за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность  самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным «Я», которые возникают в создании других людей, Кули называет «представлениями представлений».
Они признаются в качестве социальных факторов и выступают  в роли основного предмета социологии. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группах (первичных и вторичных). Поэтому Кули определил чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".3
Ролевая теория личности
Основные положения этой теории были сформулированы американскими  социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Ролевая теория личности описывает её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
 Каждый человек в социальной  системе занимает несколько позиций.  Каждая из этих позиций, предполагающая  определённые права и обязанности,  называется статусом. Человек может  иметь несколько статусов. Но  чаще всего только один определяет  его положение в обществе. Этот  статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).
 Социологи отличают предписанные  и приобретённые статусы. Предписанный статус навязывается обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и др. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, секретарь). Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).
 Социальный статус обозначает  конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Каждая роль регулируется представлениями  самой личности и ожиданиями окружающих о необходимом поведении и  качествах (ролевыми обязанностями). Ролевая теория объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Личность может возвышаться над своей ролью, обладать способностями, выходящими за ролевые предписания.
Ролевые обязанности – это то, что человек вынужден делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают этого от него и требуют, чтобы он поступал определенным образом. В стандартизированных ситуациях согласованное действие облегчается благодаря тому, что роли связываются воедино установленным образом. Поэтому там, где каждый добросовестно исполняет свои обязанности, координация не вызывает осложнений.
 Выступая в определенной  роли, человек обладает правами  по отношению к другим участникам. Его право образуют ожидания, обращенные к другим участникам  и побуждающие их что-то делать  ради него. Поскольку роли тесно  взаимосвязаны, эти ожидания оказываются  взаимодополняющими: то, что составляет  право для одного, является обязанностью  для другого.
Один и тот же человек одновременно может реализовывать несколько  различных ролей. Так, директор школы может быть в коллективе руководителем, на уроке – учителем, для своих детей – отцом, для родителей – сыном, для жены – мужем и т. д. Упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена тем, что каждый человек последовательно переходит от исполнения одной к исполнению другой конвенциональной роли.4
 Более того, одна и та же  роль включает в себя многообразие  проявлений. Например, учитель, будет  по-разному вести себя со школьниками  младших и старших классов,  студентами-практикантами и другими  преподавателями, с представителями  Министерства образования, директором. Такая совокупность (или система)  ролей называется ролевым набором.  Можно выделить две группы ролей:
      формальные роли – фиксированы в штатных расписаниях и служат для формирования различных учреждений и более крупных социальных структур;
      неформальные роли. Их примерами являются роли типа «отличник», «душа компании», «козел отпущения» и т. п.
Но следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.
Психологические теории личности
Психоаналитическая  теория Зигмунда Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.
Он выделял три уровня сознания – сознание, предсознательное и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознавания. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).
В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго.5 Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур – совести и эго-идеала.
К. Роджерс, являясь представителем гуманистической психологии, утверждает, что у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.6
«Реальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»; «Идеальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения  их конгруэнтности (совпадения). Высокий  показатель конгруэнтности свидетельствует  об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой  самооценке). При низких же значениях  конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.
При рождении обе подструктуры структуры  «Я» полностью совпадают, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности – субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.
Целостность личности достигается  в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности – основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.
Когнитивная теория личности
Основоположником этого подхода  является американский психолог Дж. Келли. Основным концептуальным элементом  является личностный «конструкт». У  каждого человека имеется своя собственная  система личностных конструктов, которая  делится на два уровня (блока):
    Блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;
    Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.7
Целостные свойства личности выступают  как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой  имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).
Когнитивно сложная  личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
      имеет лучшее психическое здоровье;
      лучше справляется со стрессом;
      имеет более высокий уровень самооценки;
      адаптивна к новым ситуациям.
Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
Эпигенетическая теория Эриксона
Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего  человечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетическая концепция развития (греч. «после рождения») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.
Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни человека, возникающим как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. На очередной фазе жизненного цикла личность решает специфичную для данного этапа развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положительными качествами и конфликт решен удовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, например, базальное доверие и автономию, что гарантирует дальнейший личностный рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения.
Первая стадия (1-й год жизни) носит название орально-сенсорной  и предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (1-3 года) – мышечно-анальная – предполагает формирование автономии или стыда и сомнений. Третья стадия (3-6 лет) – локомоторно-генитальная – способствует формированию инициативности или вины. Четвертая стадия (6-12 лет) – латентная – предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности. Пятая стадия (12-19 лет) – подростковая - закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности. Шестая стадия (20-25 лет) – ранняя зрелость – направлена на формирование чувства интимности либо изоляции. Седьмая стадия (26-64 года) – средняя зрелость – связана с появлением чувства продуктивности или застоя. Восьмая стадия (65 лет-смерть) – поздняя зрелость – предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния.8
Для наступления каждого кризиса  существует приоритетное время, обусловленное генетической последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие-недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.
Обществу и человеку придается  равное значение в формировании личности на всем протяжении жизни. Результаты первых четырех стадий развития практически  полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым  от внутренних факторов.
Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает  человека:
      человек является единым, самосогласующимся и целостным;
      человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
      индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
      социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются  компенсировать чувство собственной  неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных  на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие «фикционный финализм» – идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующие стилю жизни:
      управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);
      берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности);
      избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);
      социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).
Адлер полагал, что стиль жизни  создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок.
Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию  человека к участию в создании идеального общества. Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.
Рассмотренные выше теории составляют лишь часть от всего многообразия социологических теорий личности. Помимо них существуют социально-когнитивная теория А. Бандура, аналитическая теория К. Юнга, теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера и др. Но каждая из известных теорий доказывает, что личность не может полноценно развиваться отдельно от социума и что общественное влияние – решающий фактор формирования личности.
 


Заключение
Исследовав различные теории личности, можно сделать следующие выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности. Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека.
Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что  личностью человек не рождается, а становится. Однако точки зрения по вопросу о том, каким законам  подчиняется развитие личности, в  теориях значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания  роли общества и различных социальных групп в развитии личности, закономерностей  и этапов развития, наличия, специфики  и значения в этом процессе жизненных  кризисов, возможностей ускорения развития и ряда других моментов. В-третьих, в  основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что  личность представляет собой жизненно устойчивое образование, причем устойчивость личности характеризуется постоянством результатов ее тестирования и последовательностью  действий человека (предсказуемостью его поведения в разных ситуациях).
В заключение следует отметить, что  ни одна из теорий не может быть признана единственно верной. Это еще раз доказывает, что каждая личность уникальна и может развиваться по своим собственным законам. Задача социологов и психологов – выявить и сформулировать их.
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
    Добреньков В., Кравченко А. История зарубежной социологии. [Электронный ресурс]                       

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.