На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Первобытное искусство неолита и бронзового века. Памятники трипольской культуры. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
На тему: «Первобытное искусство неолита и бронзового века. Памятники трипольской культуры. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики. »
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Челябинск
2011
 
Оглавление:
     Введение 
    Первобытное искусство неолита и бронзового века 
      Хронология первобытного искусства
      Искусство неолита
      Искусство эпохи бронзового века
2. Памятники трипольской культуры 
3. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики
      3.1 Петроглифы
      3.2 Малая пластика
      3.3 Торевтика
     Заключение 
Список  литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Искусство эпохи первобытнообщинного строя  возникло около XXX тысячелетия до н.э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.
Актуальность  исследования заключается в рассмотрении эволюции искусства эпохи первобытнообщинного  строя, заложившего основы современного искусства.
Цель  работы состоит в изучении особенностей искусства эпохи первобытнообщинного  строя.
Достижение  цели предполагает решение следующих  задач:
1) рассмотреть  первобытное искусство неолита  и бронзового века;
2) составить  представление о памятниках трипольской  культуры;
3) изучить  петроглифы, развитие малой пластики, торевтики.
Первобытное искусство сыграло важную роль в  истории и культуре древнейшего  человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме  бытия ? художественной. Закрепляя  в зримых образах свой жизненный  опыт и мироощущение, первобытный  человек углублял и расширял представления  о действительности, обогащал свой духовный мир.
 
 
 
 
 
 
    Первобытное искусство неолита и бронзового века.
      Хронология первобытного искусства.
Специфика первобытного искусства заключается  в его слитности с другими  формами общественного сознания. В нем отражаются все сферы  жизни общества – экономическая, социальная и религиозная. Чаще всего  древнюю скульптуру находят в  специальных культовых местах или  в погребениях. Это говорит о  ее неразрывной связи с религиозными представлениями и обрядами. Сознание древних людей представляло собой  сложное переплетение реалистического  и иллюзорного начал, и этот синкретизм первобытного мышления оказал решающее воздействие на характер творческой деятельности.
Первобытное изобразительное творчество с самого возникновения развивалось по двум направлениям. Первое из них включает в себя монументальные формы (рисунки в пещерах и на скалах, мегалиты), второе представлено памятниками искусства малых форм: мелкой скульптурой, глиняной пластикой, художественной резьбой по камню, кости и дереву.
Целые области  древнего художественного творчества бесследно исчезли в глубине  тысячелетий. Даже дерево сохраняется  только в особых условиях – в  крайне влажной почве торфяников, а такие материалы, как береста, мех, ткани, чрезвычайно недолговечны и в археологических раскопках  встречаются крайне редко. Этнографические  же наблюдения говорят о том, что  они широко использовались первобытными людьми для изготовления предметов  искусства. Но те немногие памятники  первобытного искусства, которые дошли  до нас, чрезвычайно разнообразны и  выразительны.
Каменный  век (от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до н.э.)
     Палеолит (древний каменный век  от 40 тыс.~ 8 тыс. лет до н.э.)
Поздний Палеолит - время  первых религиозный воззрений, время  окончательного сложения родовой организации  общества. В начале позднего Палеолита  появляются петроглифы; рисунки, сделанные  краской, рельеф, круглая скульптура. Краска наносилась в это время  примитивными кистями (клочки шерсти, пучок травы) или непосредственно  руками. Она имела минеральное происхождение (окись марганца), первоначально использовалась в готовом виде, затем специально приготовлялась (растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений). Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Почти все сюжеты посвящены животным.
     Мезолит (средний  каменный век 10 - 6 тыс. до н. э)
В этот период создаются  динамичные многофигурные композиции (сцены охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и  т. п.). В мезолитских росписях на первый план выходит человек, его действия. Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее (Сцены сражения. Роспись на скале Валлторта, Испания).
В Кобыстане (Азербайджан) на открытых горных склонах многие тысячелетия сперва охотились, затем скотоводы оставляли свои рисунки. Первобытный художник главное внимание направлял на передачу смысла сцены. (Сцена охоты. Изображение на скале. Сеймалы-Таш. Фергана. Средняя Азия).
Искусство рассматриваемого периода может быть сравнимо с  творчеством бушмеков, обитающих ныне на юге Африки (Сцены охоты на страусов. Бушмены. Африка).
     Неолит (новый каменный век)
Временные рамки неолита менее  определенные. По Алпатову этот период соотносится:
В Европе около 10000 – 2000 до н.э.
В Египте около 18000 -  3000 до н.э.
В Америке 3000 до н.э.
В Китае 2000 до н.э.
На Ближнем Востоке 7000 до н.э.
     Бронзовый век (от 4 тыс.~ 1 тыс. лет до н.э. )
Металл, обнаруженный в эпоху  неолита, начинает играть в жизни  человека значительную роль. Люди научились  изготовлять бронзу (сплав олова и меди). Усилилась локализация культур. Довольно скоро освоены были все техники торевтики: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. Из этого материала начинает отливаться и мелкая пластика. Исчезают глиняные женские статуэтки, теперь антропоморфные изображения больше связаны с мужчиной
     Железный век (от 1100?г. ~ до XIX в. н.э.)
Железный век в Европе представлен различными культурами в гальштаттский период (650-400 гг. до н.э.) на территории Западной и Средней Европы и культурами латенского периода (с 400 г. до н.э. до начала н.э.). На Балканском полуострове культура железного века развивается у фракийских племен, на территории России – у скифских племен в Северном  Причерноморье.
 
      Искусство неолита.
Существенные  изменения в жизни первобытного общества дали возможность назвать  этот период развития истории «неолитической революцией». Таяние ледников, оставившее след в памяти человечества в виде легенды о всемирном потопе, привело  в движение народы, начавшие интенсивно заселять новые пространства. Самым  значительным изменением был переход  к производящему хозяйству, которое  предполагает оседлый образ жизни  с постоянными поселениями. Человек  научился возводить новые типы жилища – на сваях, сооружения из высушенного  на солнце кирпича (сырца), научился защищать свое поселение. В искусстве того времени все более значительную роль начинают играть изображения людей, деятельность коллектива становится центральной  темой искусства.
Изобразительное творчество населения Евразии в  эпоху неолита представлено двумя  направлениями: монументальными наскальными  рисунками и памятниками искусства  малых форм – деревянной, каменной и костяной скульптурой, глиняной пластикой  и изображениями на керамике.
В эпоху  неолита человечество впервые научилось  искусно выделывать глиняную посуду. Богатство форм (кувшины, миски, чаши), орнаментация сосудов неолита позволяют рассматривать их как художественно оформленные произведения искусства. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров (так называемого ямочно-гребенчатого типа), покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралей, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т.д. Узоры часто были многоцветными. Использовались сочетания красных, белых, черных и других красок.
Неолитические мастера знали и ценили четкий ритм, симметрию в расположении узора, соразмерность форм и строгую  орнаментальную композицию. Именно керамика в своем более или менее  массовом производстве благодаря своей  однотипности и замедленной эволюции декоративных элементов дает археологам надежные хронологические ориентиры  и позволяет говорить о той  или иной археологической культуре чаще всего одного региона.
Все знаки  росписи имеют определенный смысл, связанный с зарождающимся анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности, крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце или луну.
Трипольская керамика (село Триполье, Украина) знаменует  собой следующий этап развития керамики, датируемый концом III тыс. до н.э. В содержании росписей происходят существенные изменения. На трипольской керамике изображены волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные – другими словами, множество элементов. При этом все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости. Волнистая линия – река, бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени, ромбы – символы женского божества, посылающего на земля «небесную влагу», крест – солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» — растение или злаковый колос.
Керамическая  роспись представляла собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многогранности и многоликости. В центре внимания человеческого  сознания уже не единичное явление (зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого  общества (сражение, охота, танец и  т.д. ), а многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания (в том числе абстрактного мышления) первобытного человека.
В древней  скульптуре неолитических охотников-рыболовов  нашли свое воплощение две главные  темы: человек и зверь. Особенно отчетливо  продолжение традиций палеолитического искусства прослеживается в зооморфной скульптуре. Для нее характерны реалистическая трактовка образа, тщательность моделирования  морды зверя, устойчивость изобразительных приемов при передаче отдельных деталей. В скульптуре преобладают изображения отдельных голов животных, что является одной из особенностей первобытного анималистического искусства. В глазах древнего охотника голова олицетворяла саму суть зверя. Специфика первобытного мышления вынуждала его выразить это представление наглядно, и поэтому голова делалась непропорционально большой, а ее детали выписывались особенно тщательно. Эта закономерность наблюдается и при изображении полной фигуры животного.
Отдельно  необходимо сказать о развитии орнамента, который появляется не только на глиняных сосудах, но и на других предметах  быта. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обмазанного  глиной. В дальнейшем появляются геометрические узоры (параллельные полосы, двойные  спирали, зигзаги, концентрические  круги и т.д. ), растительные мотивы, имеющие разнообразное смысловое значение.
Еще одним  характерным жанром изобразительного искусства в эпоху неолита  были петроглифы – многофигурные  сюжетные композиции, в которых господствуют изображения человека и животных. Петроглифы были распространены в Северо-Западной Европе, на Урале, в Сибири, Закавказье, Средней Азии. Они выбивались на скалах или скалистых речных берегах .
      Искусство эпохи бронзового века
Обычно  выделяют два больших периода  – энеолит (медно-каменный век) – переходный период от эпохи камня к эпохе металла и бронзовый век (III – II тыс. до н.э.). С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества. Прежде всего, это – дальнейшее распространение производящего хозяйства – земледелия и скотоводства и освоение нового материала – металла, в первую очередь меди и ее сплавов. В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство.
В эпоху  бронзы с введением новых форм хозяйства и металлических орудий труда происходит крупное общественное разделение труда, создавшее условия  для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Ремесло  отделяется от земледелия, все большее  значение приобретает мужской труд, что окончательно приводит к утверждению  патриархата, беспрекословному подчинению старшему в родовой общине.
С конца  неолита искусство обогащается  все новыми сюжетами. Расширяется  тематика изображений, складываются новые  приемы передачи образов, резко возрастает роль образной символики, все более  ощутимой становится тенденция к  изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются все  реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное –  знак.
Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным  и широко распространяется географически. Петроглифы, изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование  художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта – все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени  впервые удается проследить яркие  сюжеты, связанные с мифологией древних  народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своеобразным «изобразительным языком», знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства продолжает проявляться в орнаментации керамики и других предметов быта.
В изобразительном  творчестве эпохи бронзы можно выделить два основных направления: антропоморфная и зооморфная скульптура и предметы быта – деревянные, глиняные, каменные, костяные и бронзовые, а также  сооружения мегалитической архитектуры.
Памятники мегалитической архитектуры были тесно  связаны с религиозно-культовыми задачами и тем самым выходили за рамки непосредственной утилитарности. Сравнительно однотипный характер этих древнейших архитектурных сооружений, примерно одинаковое время их появления  в Европе, огромное количество их и  необычайно широкое распространение  свидетельствуют о существовании  каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские монументы повсюду  от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии и Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около  четырех тысяч.
Различают три вида мегалитов: менгиры, дольмены, кромлехи.
Менгиры бывают едва отесанные или выполненные в виде монументальной скульптуры. Во Франции они достигают 21м. Иногда каменные столбы завершены головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь).  Они возводились на возвышенности, и сила воздействия на зрителя достигалась контрастным сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с окружающим его небольшими деревянными хижинами или землянками. Во Франции встречаются целые поля менгиров, найдены они и на Кавказе.
Дольмены служили местом захоронения членов рода. Это сооружения из нескольких вертикальных блоков, перекрытых плитой. Они получили распространение в Европе, Азии, Африке, В Крыму и на Кавказе, преимущественно в приморских областях.
Кромлехи –сооружения из каменных блоков, образующих в плане круг или несколько концентрических кругов до 100м в диаметре. Самый известный кромлех Стоунхендж в Англии состоит из нескольких концентрических кругов каменных глыб. Его диаметр 90м. Сохранились 125 каменных глыб. Главная ось ориентирована на летнее солнцестояние.
В результате археологических раскопок внутри мегалитических монументов, либо под ними, либо вблизи от них часто открываются захоронения. Это наводит археологов на мысль  интерпретировать монументы как  места особой значимости для похоронных ритуалов, которых придерживались земледельческие  сообщества данной местности.
В пользу гипотезы о какой-то неизвестной  единой культурной традиции говорит  также и то, что распространение  получает не только сама идея таких  сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки. На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает  и то, что некоторые из них, ориентированы  своей главной осью к точке  восхода солнца в день летнего  солнцестояния.
 
    Памятники трипольской культуры 
Трипольская культура названа по поселению  у с. Триполье на правом берегу Днепра, около Киева.
Памятники трипольской культуры занимают довольно обширную территорию, лежащую в основном к западу от Днепра, на Правобережной Украине и в Молдавии. Граница распространения этой культуры на севере доходит до верхнего течения Западного Буга и притоков Припяти. На юге трипольские памятники известны у берегов Черного моря, в низовьях Днестра, Буга и Днепра. На западе трипольская культура связана с родственными ей культурами на Дунае и Балканском полуострове.
Основным занятием населения трипольских  поселений было мотыжное земледелие. Есть множество прямых доказательств  мотыжно-земледельческого хозяйства этой культуры: отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома и земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.
Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются
цельнокаменные, вкладышевые, появляются и металлические, отлитые из меди.
Трипольцы широко пользовались медными орудиями труда. Известно несколько сотен медных трипольских предметов. Только в Карбунском кладе было найдено 443 медных предмета. Поэтому трипольскую культуру можно считать одной из самых богатых металлом энеолитических культур всей Восточной Европы. Проведенный исследователями анализ трипольских металлических изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников балкано-карпатской горной области.
Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается от
неолитической прежде всего разнообразием форм, что связано с усложнением хозяйства, развитием земледелия: появляются большие сосуды двухконусные, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды были снабжены крышками.
Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. В числе разнообразных глиняных изделий встречаются так называемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, состоящие из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Хотя эти сосуды не составляют большинства и, очевидно, не применялись в хозяйственных целях, а были культовыми, тем не менее они являются характерной особенностью культуры земледельческих энеолитических народов, и в частности трипольской культуры.
 
 

Рис 1.  Археологические памятники Трипольской культуры
 
Наряду с земледелием важное место занимали скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Причем скотоводство постепенно занимало все большую роль в хозяйстве. Установлено, что у трипольцев было две породы быков — мелкие тонконогие и быки очень крупных пород, близких к дикому туру. Трипольцы разводили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошадей из Сушковки и Кошиловцев. Однако их значительно меньше, чем изображений других животных, особенно быков и коров, которые, очевидно, были основными животными, дававшими мясо, молоко, молочные продукты.
На поселениях трипольской культуры часто встречаются кости диких  животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве  вспомогательную роль, они уступили место производящему способу производства. Развитие промыслов зависело от конкретных местных условий, в которых находились отдельные поселения. Так, например, люди, жившие на среднем Днестре, больше занимались охотой, чем их соседи на Днепре.
У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Сложный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел несомненно религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобытные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже — чудодейственное превращение зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с которыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изображения Великой Матери — Вселенной. Богиня огромна, солнце — ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками.
С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения  голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими божествами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из которой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку. Своеобразными памятниками культа являются также глиняные крестообразные жертвенники и модели домов.

Рис 2.Терракотовые богини из разных памятников трипольской культуры: А – трипольские Коры; Б –  фигурки Богини-Девы; В – фрагмент трипольской Фигурки-Оранты; Г – Богиня-Госпожа; Д – трипольская Мадонна; Ж – Богиня, дающая жизнь.
Весьма сложным представляется происхождение трипольской культуры. Значительное сходство ее с культурой  земледельческих племен бассейна Средиземного моря и Передней Азии позволяет сделать  вывод, что трипольская культура сложилась в результате прихода  земледельческо-скотоводческих племен с юга, влившихся в среду местного неолитического населения.
Но наряду с этим существуют и  другие мнения относительно происхождения  трипольской культуры и ее носителей. Наиболее распространенным является мнение о местном происхождении трипольской земледельческой культуры в районе между Бугом и Днепром в результате развития здесь еще в неолите земледельческого хозяйства.
В конце III — начале II тысячелетия  до н. э. произошли значительные изменения в хозяйстве трипольского населения, которые привели к коренным изменениям культуры в начале бронзового века. Утрачивается богатая расписная орнаментика на сосудах, основным типом жилища становится полуземлянка, а в хозяйстве главенствующее место занимает скотоводство. В середине II тысячелетия до н. э. на многих трипольских поселениях жизнь прекращается. Исчезновение трипольской культуры — вероятно результат коренных изменений хозяйства, связанных с перспективным развитием скотоводства. Это привело к изменению социальных отношений, т. е. замене ярко выраженных матриархальных отношений патриархальными.
 
3.Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики.
 
3.1 Петроглифы
 
Петроглифы - изобразительная память человечества. Почти на всех континентах с глубокой древности существуют удивительные рисунки, отразившие духовный мир людей, которые жили в различные исторические эпохи, но одинаково использовали естественное "полотно" скальной поверхности для рассказа об окружающем мире, мифологических персонажах, наиболее значимых событиях, жертвоприношениях, различного рода ритуальных действиях и т.д. Естественно, в разных регионах они выглядят по-разному. 
Петроглифы (пи?саницы или наскальные изображения) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. ?????? — камень и ????? — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями.
Традиционно петроглифами называют все  изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.
Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.
В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы 40-20 тысяч лет тому назад.

 
Рис 3 Петроглифы в Башкортостане, РФ (Капова пещера)

Рис 4 Кебир, Египет
 
Основной сюжет всех наскальных изображений – это сцены охоты. Фигуры оленей, групповые или одиночные встречаются по всей живописной наскальной поверхности. Часто, изображения достаточно условны, но все же по характерным признакам понятно, что изображен все-таки олень, а не другое животное – это и характерные оленьи рога, «типично оленья заостренная морда». Повторяющийся мотив – охота на плывущего дикого оленя. Передние ноги оленя высоко подогнуты, туловище как бы провисает в воде, а за оленем гонится лодка с охотником, который уже успел загарпунить оленя или вонзить копье.
Ясно совершенно точно – эти  художественные следы, оставленные нам нашими предками были для них чем-то большим, чем просто произведениями искусства. Приноравливая наше цивилизованное мышление к пониманию совершенно иного для нас опыта, следы которого были оставлены на скалах примерно четыре тысячи лет назад, мы можем дать, очевидно, правильный, но ничего конкретно не объясняющий ответ - это результат первых попыток человека осмыслить окружающий мир и самого себя в нем. Что же мы видим на этих рисунках? Фигуры. Насчитывается их более 1 000: олени, нерпы, киты, касатки, белухи, белые медведи, волки, песцы, даже собаки. Предметы: лодки, гарпуны, «крылатый предмет», поколюги, лыжи, мотыги, молоты, ножи, бубны и трещетки. Символы: следы, счетные знаки, геометрические изображения. И невообразимое – десятки «пляшущих» антропоморфных грибов, среди которых встречаются мужские и женские особи. Все это ключи к догадкам, смелым выводам и предположениям, над которыми еще предстоит поработать археологам, этнографам, этноботаникам. «Картины» открыты для взгляда, их можно тщательно задокументировать, но все это не помешает им скрывать от нас исчезнувших в толще веков Древних.
 
3.2 Малая пластика
Общеизвестно, что скульптурой  порой можно выразить больше, чем  изображением на плоскости, ведь человек  способен воспринимать предметы, окружающие его, не только зрением и слухом, но и осязанием, обонянием, вкусом, интуицией. Обрабатывая полученную информацию, мы формируем ассоциативные образы, способные погрузить нас в разные состояния души: восторг, радость, печаль, тоску, ностальгию, умиротворённость, ощущение полновесности, состоятельности и т.д. И одним из самых распространенных и характерных видов скульптуры в этом плане является мелкая пластика.
Многочисленные памятники искусства  эпохи неолита позволяют проследить определенные особенности в мировоззренческих  представлениях населения различных  географических зон и регионов. В  южных областях, там, где жили племена, уже перешедшие к производящим формам хозяйства, были в большей степени  распространены культы плодородия, имеющие  генетическую связь с материнско-родовым  почитанием хозяек и охранительниц  домашнего очага, матерей-прародительниц, известным еще в палеолите. Правда, в неолитической мелкой
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.