Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополизм его виды и пути ограничения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа на тему:
«Монополизм его виды и пути ограничения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 

Москва 20 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………..стр.2.
I.Характеристика монополии, ее формы и виды …………………..стр.4
    1. Определение монополии……………………………………… ..стр.4
    2. Барьеры защищающие монопольный рынок………………......стр.4
    3. Источники монополии…………………………………………. стр.7
    4.Формы и виды монополий………………………………………стр.9
II.  Монополии в рыночной экономики……………………………. стр.13
   1.Спрос на продукт монополии……………………………………стр.13
III. Антимонопольная политика в России и за рубежом…………… стр.20
Заключение……………………………………………………………. стр..25
Список  литературы…………………………………………………… стр.28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
        Проблема монополии  является  одной из наиболее актуальных  для экономики в настоящее время.
    Монополизм представляет собой  серьезную проблему переходной  экономики, предприятия – монополисты  обладают существенными рыночными  преимуществами перед другими  предприятиями, извлекая из своего  положения дополнительный доход  за счет других экономических  агентов.
    С начала 90-х годов эти проблемы  остро встают перед Россией:  без принятия твердых и последовательных  мер против монополизма нельзя  надеяться на успех экономической  реформы и переход к рыночной  экономике. Успех экономических  преобразований в немалой степени  зависит от взвешенной, выверенной  системы регулирования государством  монопольных процессов и конкурентных  отношений. В нашей стране, промышленности  которой в наследство от командно-административной  системы бывшего СССР достался  целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема  демонополизации экономики и  недопущения усиления роли уже  действующих на рынке монополий.
      Данная тема широко освещается  в литературе, особенно в курсе  «Микроэкономика».  Кроме того  различные, научные документы  и статьи, экономические газета  снова и снова поднимают вопрос  о роли монополии в  рыночной экономики и о способах ее  регулирования
    Основное внимание уделено исследованию  естественных монополий, которые  существуют преимущественно в  отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли  либо являются регулируемыми,  либо находятся в государственной  собственности и управляются  государством с целью помешать  им, воспользоваться монопольной  властью.
   В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.
       C применением экономической графики, на примере фирмы, показаны условия существования монополии, ее проблемы и пути их решения.
             Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
   Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий в США и России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
      В России процесс создания государственного контроля , по недопущению недобросовестной конкуренции, фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением  необходимости экономических реформ в данной сфере.
           В данной курсовой работе также рассмотрены основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики;  действующее антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИИ ЕЕ ФОРМЫ И ВИДЫ.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛИИ 

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. 

      Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка   абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
     Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более  замкнутых рынках, к примеру, в  маленьком городке, мы можем наблюдать  явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными.

3.БАРЬЕРЫ ЗАЩИЩАЮЩИЕ МОНОПОЛЬНЫЙ РЫНОК

 
      Оказывается, что захватить рынок и стать  на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих  руках еще сложнее. Поэтому издавна  монополисты научились возводить  барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры  мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.
     Барьер  для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными. 

      Типы  барьеров, препятствующих проникновению  новых фирм на монополизированные рынки:
      Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров. Самыми  древними формами таких барьеров были монопольные  права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название «государственных монополий».   Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.
 
      2.  Естественные барьеры.
        В некоторых случаях рождение  монополии оказывается практически  неизбежным по сугубо объективным  причинам. Такие монополии называют  обычно естественными. Поскольку  порождающие их барьеры естественны,  то есть закономерно присущи  определенному рынку.
      Естественные  барьеры бывают двух видов:
      а) Когда рождение  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
      б) Второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение конкурентов  на рынок монополиста, характерен для  монополий, возникновение которых  продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
      Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается  попытка проложить  в одном  и том же городе кабели двух конкурирующих  телефонных фирм, тем более что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
      3.  Экономические барьеры. Такие  барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами  или являются следствием неблагоприятной  общеэкономической ситуации в  стране.
Также в качестве барьеров для входа  в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:
      а). Собственность на все предложение  производственного ресурса.   Монополия также может поддерживаться  в результате владения всеми источниками  конкретного ресурса, необходимого для  производства монополизированного  товара.
      б).  Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

4.ИСТОЧНИКИ  МОНОПОЛИИ

      Экономисты  насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых  из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией.
      1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.
      Например, в течение многих лет фирма  «Ксерокс» контролировала процесс  изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области  технологий, в ряде случаев защищенными  патентами.
      2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек  производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).
      Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах  на вводимые ресурсы) представляет собой  нисходящую покатую прямую, то самый  дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается  в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной  единственной фирмы.
      3. Патенты.
В большинстве  стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной  системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного  получения прибыли на всех стадиях  производства, где используется данное изобретение. С точки зрения повышения  прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.
    Например, только фирма «Полароид», благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер.
     4.  Государственные лицензии или привилегии.
     На  многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.
     В подобных случаях государственная  лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом  деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.
    В конечном счёте, наиболее ванным из четырех  факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае.
    Хотя  правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, когда имеет место  экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна  с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации, уменьшить социальные потери связанные с ограничением выпуска.

5.ФОРМЫ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ.

      Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
      естественная,
      административная
      экономическая.

Естественная  монополия

      Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. 

      Основными признаками естественной монополии  являются следующие:
      Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
      Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
      Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
      Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
      Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано. 

      С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Административная  монополия

      Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
      В другой литературе выделяют государственную  монополию.

Государственные монополии

      Существование государственных монополий на рынке  конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
      В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Монополия в виде контроля фирмы  над редкими природными ресурсами, знаниями

      Другой  причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
      Контроль  фирмы над знаниями в виде собственности  на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «Дженерал Электрик», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.

Экономическая монополия

      Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. 

    II.МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
      СПРОС НА ПРОДУКТ МОНОПОЛИИ
 
     Поскольку монополист является единственным поставщиком  некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.  Таким образом, сокращая продаваемое  количество товара, фирма может повышать рыночную цену, т.к. является монополистом на этом рынке.
     Продавец  обладает монопольной властью (властью  над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения  объёма выпуска своего продукта.
     Чтобы обладать некоторой монопольной  властью, фирме вовсе не требуется  быть монополистом; даже маленькие  бакалейные магазинчики в крупных  городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами  заключается в мере их власти над рынком.
     В качестве примера предлагаю рассмотреть  некую фирму. У фирмы имеется  патент, дающий ей исключительное право  на производство неких товаров. Чтобы  рассчитать объём выпуска, максимизирующей её прибыль, фирма должна пройти через такого же рода предельный Если производство ещё одной единицы продукции в неделю увеличит доход в большей мере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпуска снизит издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить. Другими словами, фирма должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом .
     Предельный  доход MR- это величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.
     Для совершенно конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене, потомучто такая фирма может продавать столько, сколько хочет, по действующей в настоящий момент цене. Это применительно только к совершенной конкуренции, в условиях которой фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Покажем, что для монополиста или любого другого несовершенного конкурента, сталкивающегося с убывающей кривой спроса, предельный доход ниже значения цены. Основная причина такого положения состоит в том, что если кривая спроса является убывающей, то объём продаж можно увеличить только за счёт снижения цен.
       В первых двух столбцах таблицы  1 показана рыночная шкала спроса  на изделия фирмы . При цене в 2 $ спрос предъявляется на 7 штук в неделю; при более высоких ценах объём спроса на продукцию ниже. В третьем столбце показан совокупный доход фирмы, который как раз равен цене, умноженной на количество производимых единиц при различных значениях цены. Совокупный доход вначале увеличивается по мере снижения цены, а затем уменьшается, когда цена становится низкой. 
 
 
 
 

  Спрос,  совокупный доход и предельный  доход.    Таблица 1
Объём спроса, единиц  в неделю
Цена (в $ за единицу)
Совокупный  доход, Кол-во х цену ($ в неделю)
Предельный  доход, ($ в  неделю)
0 16 0  
1 14 14 14
2 12 24 10
3 10 30 6
4 8 32 2
5 6 30 -2
6 4 24 -6
7 2 14 -10
8 0 0 -14
Приведённые в первых трёх столбцах таблицы 1 данные показаны в графическом рисунке 1.1А  Кривая спроса на продукцию фирмы (D) показана на рис. 1.1б, а соответствующая кривая совокупного дохода на рис. 1.1а. Например, когда цена Р0 составляет 12 $, объём спроса равен двум единицам в неделю, а суммарный доход – 24 $. Совокупный доход при данном объёме выпуска представлен заштрихованной областью В+С на нижней части рисунка. Когда цена понижается до 8 $, общая величина дохода равняется сумме площадей А и С. так как эта площадь больше площади В+С, то из рисунка видно, что величина совокупного дохода должна возрастать по мере роста выпуска с 2 до 4 единиц. Это подтверждает верхняя часть рисунка, на которой показано, что совокупный доход составляет 32 $ при объёме выпуска в размере 4 единиц.
     В последнем столбце таблицы 1 показан  предельный доход фирмы. Величина этого  предельного дохода ниже цены при  всех (кроме единичного), объёмах  выпуска. Это объясняется тем, что  фирма может наращивать свой предельный объём продаж только за счёт снижения цены.
Следовательно, если фирма решает продавать на одну единицу в неделю больше, то она получит прирост в размере цены этой единицы, но понесёт потери из-за того, что вынуждена продавать первоначальный предельный объём продукции по более низкой цене.
     Приведённый в таблице 1  пример иллюстрирует эти последствия. Шкала спроса показывает, что 2 единицы могут быть проданы  по 12 $ за каждую, но чтобы продать 3 единицы  в неделю, фирма  должна снизить  цену до 10 $ за каждую. Когда объём  продаж возрастёт с 2 до 3 единиц, прирост  совокупного дохода будет равен 6 $ (30 $ - 24 $).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.