На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления рыночной трансформации экономики Украины

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Необходимость и основные направления рыночной трансформации экономики Украины 

Определяющей  чертой современной отечественной  экономики является ее трансформационный  характер, связанный с качественными  преобразованиями базисных основ общественной жизни.
Объективная необходимость рыночной трансформации экономики Украины обусловлена исчерпанием экстенсивных факторов хозяйственного роста, социально-экономической неэффективностью, негибкостью и низкой адаптивностью командно-административной системы к условиям научно-технического прогресса и постиндустриальных преобразований.
Как составная  часть единого народнохозяйственного  комплекса СССР на конец 80-х годов XX в., украинская экономика характеризовалась  следующими признаками:
— тотальным  директивным планированием и административным контролем над всеми сферами общественной жизни;
— преобладающей  ориентацией на удовлетворение нужд союзной кооперации;
— переобремененностью  ресурсоемкими, экологоопасными базовыми отраслями;
— значительной материал о-, капитал о- и энергоемкостью;
— технико-технологической  отсталостью, невосприятием ряда важных направлений НТП;
— гипертрофированным развитием военно-промышленного  комплекса;
— значительным удельным весом отраслей, производящих промежуточный продукт;
— скрытой  инфляцией, масштабным дефицитом экономических благ;
— нерациональной занятостью, "уравниловкой", низкой оплатой труда;
— низким уровнем производительности труда, отсутствием действенной мотивации  к трудовой деятельности и т. п.
Таким образом, объективными предпосылками радикальных преобразований отечественной экономики стали масштабность и острота социально-экономических проблем, крах предыдущих попыток реформирования командной экономики без изменения ее сущностных характеристик.
Трансформационный характер экономики Украины связан со следующими переходными процессами:
— суверенизацией национального хозяйственного комплекса;
— либерализацией и демократизацией экономической  жизни;
— плюрализацией  форм собственности и хозяйствования;
— структурной  постиндустриальной перестройкой;
— формированием  инновационного типа общественного  воспроизводства;
— гуманизацией и социализацией экономических  процессов;
— радикальным  изменением функций и роли государства;
— становлением гражданского общества с развитыми  демократическими институтами;
— гармонической  интеграцией в глобальную социально-экономическую  среду.
Общий стратегический вектор развития Украины
— построение смешанной социально ориентированной  экономики постиндустриального  типа.
Трансформационные процессы, происходящие в Украине, имеют определенную специфику, связанную со следующим:
— продолжительное  время отечественная экономика  функционировала как составная  часть единого народнохозяйственного  комплекса СССР, развивающегося на директивно-плановой основе;
— искусственная  оторванность от общецивилизационного прогресса определила инверсионный характер перехода к социально ориентированной рыночной экономике    (рис. 1); 

      Переход к социально ориентированной  рыночной экономике

Классический (естественная  эволюционная форма развития индустриального общества)
Инверсионный (искусственная  революционная форма развития  индустриального общества)
- переход  от аграрного к индустриальному  обществу, создающему необходимые  предпосылки развития рыночных  отношений; -основное средство  производства, от которого отчуждаются работники в процессе первоначального накопления капитала,- земли как естественное условие производства;
- естественно-исторический  характер становления и развития  рыночной инфраструктуры;
- переход от  мелких к большим частным предприятиям;
- переход от  свободной конкуренции к разным  рыночным структурам, в т.ч. олигополии  и монополии;
- переход от  свободного ценообразования к  включению механизма государственного  регулирования;
- социализация  экономики (собственности, труда,  результатов производства), связанная с эволюционным развитием капитала и переходом к постиндустриальному обществу.
- формирование  рыночной системы в условиях  сложившегося индустриального общества; -основное средство  производства, от которого отчуждаются  работники в процессе первоначального накопления капитала, - индустриальные средства, созданные трудом человека;
- трансформация  не рыночной инфраструктуры экономики,  приведение ее в соответствие  с требованиями рынка;
- переход от  общего огосударствления собственности к развитию ее разнообразных форм;
- переход от  директивно-планового к рыночному  ценообразованию;
- социальное  напряжение связанное с разрушением  директивно-плановой экономики и  невозможностью социализации капитала, находящегося на стадии формирования.
Рис. 1 Отличия  между классическим и инверсионным типами перехода к социально ориентированной  рыночной экономики.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
— постсоциалистические трансформации характеризуются исключительно высокой зависимостью экономических процессов от политических решений.
Переходный период, в который вступила экономика  Украины в конце XX в., связан с  глубинными социально-экономическими преобразованиями, неминуемым следствием которых стал межсистемный кризис, охвативший всю систему общественных отношений.
Межсистемный трансформационный кризис — кризис, связанный с переходом хозяйственной системы к новому качественному состоянию, радикальным изменением экономических основ и институциональной структуры общества.
Трансформационный спад экономики Украины (1990— 2000 гг.) был вызван рядом объективных  и субъективных факторов (рис. 2).
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
      Основные факторы трансформационного спада экономики Украины
 
    Остаточные  факторы функционирования административно-командной  экономики Отрицательные факторы периода реформирования командно- административной системы Объективные факторы  рыночной трансформации национальной экономики
    - огосударствление и монополизация экономики; - гипертрофированное  развитие отраслей первого подразделения  и ВПК;
    - высокая степень  централизации управления, распределения  и перераспределения ресурсов;
    -деформированная,  неэффективная и неконкурентоспособная  структура экономики.
    - отсутствие  взвешенной стратегии экономических  преобразований, непоследовательность  экономической политики; - форсированная  либерализация экономики в условиях  отсутствия рыночной инфраструктуры;
    - переход к  мировым ценам, рост издержек  производства, инфляция и падение   деловой активности.
    - структурная  несбалансированность экономики;  - институциальное неравновесие;
    - уменьшение  совокупного спроса на продукцию  отечественных производителей;
    - падение уровня  жизни населения;
    - неблагоприятное влияние внешних факторов вследствие роста открытости экономики. 
Рис. 2 Основные факторы трансформационного спада  экономики Украины. 

С 2000 г. в Украине началось постепенное  возрождение экономики, проявляющееся  в стабильном ежегодном приросте ВВП. Вместе с тем замедление экономической динамики в 2004—2006 гг. было вызвано следующими факторами:
исчерпанием инерции возобновительного роста экстенсивного характера, приобретенной в предыдущие годы, когда экономическая активность повышалась после глубокого и продолжительного трансформационного спада;
ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и потерей украинскими экспортерами части внешних рынков;
резкой номинальной ревальвацией гривни, ее перманентной реальной ревальвацией, чрезмерно резким снижением уровней тарифной защиты, вызвавшими ухудшение позиций украинских товаропроизводителей на внешних рынках, их вытеснение с части внутренних рынков в результате существенного увеличения прироста импорта;
значительным повышением фискального давления на хозяйствующих субъектов вследствие пересмотра доходной части государственного бюджета и отмены преобладающей части налоговых льгот;
отрицательным влиянием фискализации экономики на инвестиционные процессы, резким замедлением инвестиционной активности и оттоком инвестиционных ресурсов из инновационно ориентированных отраслей промышленности, что привело к утверждению традиционно-сырьевой модели отечественного производства и экспорта.
Долгосрочная  стратегия инновационных преобразований отечественной экономики, неразрывно связанная с социально-рыночным выбором общества, предусматривает переосмысление места и роли человека в воспроизводственном процессе, осознание того, что постиндустриальные тенденции и глобализация мирохозяйственного развития изменяют относительную ценность ресурсов, превращая интеллект и информацию в главное богатство наций, которое легко перемещается из страны в страну.
Стратегическим приоритетом развития отечественной экономики на современном этапе является переход к человекоцентрической модели общественного прогресса и превращение человеческого ресурса в его интеллектуальной, инновационной и информационной составляющих в приоритетное направление капиталовложений.
Вместе  с тем обновление модели экономического роста на основе изменения типа общественного воспроизводства, форм накопления богатства и представлений о критериях эффективности экономики наталкивается на серьезные преграды, а именно:
— технологическую  многоукладность отечественной  экономики, постоянное воспроизводство  устаревших технологических укладов;
— отсутствие эффективных собственников и  действенных механизмов стимулирования инновационной активности;
— деформированную  отраслевую структуру, основанную на доминирующем развитии сырьевой составляющей экономики;
— существование  устаревших неформальных институтов, связанных с предыдущим хозяйственным опытом;
— неразвитость сложного комплекса постиндустриальных характеристик личности: инициативности, умения творчески мыслить, принимать  ответственность на себя и адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям.
Учет  мирового опыта постиндустриальных преобразований развитых государств мира и отечественной практики хозяйствования позволяет сделать вывод, согласно которому важнейшими предпосылками  утверждения человекоцентрической модели экономического роста выступают следующие:
— преодоление  устаревших представлений о зависимости  экономического прогресса наций  исключительно от расширенного воспроизводства  материально-вещественных составляющих общественного богатства;
— обеспечение  динамического экономического роста на основе проведения активной инвестиционной политики, направленной на активизацию человеческого капитала;
— формирование национальной инновационной системы  как органической целостности науки, инноваций и производства;
— усовершенствование национального законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов и соглашений в сфере интеллектуальной собственности, ее коммерциализация и надлежащая правовая защита;
— структурная  перестройка экономики отраслевого  и территориального направления, реструктуризация институциональной системы, административно-территориальная реформа;
— постепенное  изменение социально-экономического генотипа нации в направлении  роста социальной активности, самостоятельности, высвобождение творческого потенциала личности;
— становление  гражданского общества с развитыми  демократическими институтами, способными обеспечить самореализацию личности и  самоорганизацию социума;
— внедрение  новой парадигмы внешнеэкономических  связей, направленной на гармоническую интеграцию страны в глобальную экономическую среду.
Таким образом, развитие экономики Украины  на современном этапе связано  с решением ряда стратегических проблем, которые определяют основные ориентиры  экономической политики правительства (рис. 20.3) 

2. Разгосударствление, приватизация и демонополизация-основа рыночных преобразований экономики.
     Основное  содержание сложного и противоречивого  процесса трансформации отношений  собственности определяют реальные изменения на пути ее разгосударствления и приватизации, направленные на утверждение плюрализма форм собственности и хозяйствования, развитие конкурентной среды, преодоление жесткого централизма и командно-административных методов управления, возрождение стимулов к инновационной предпринимательской деятельности.
 
 
 
 

Стратегические  проблемы  
   
 

Разгосударствление — это процесс ограничения административного вмешательства государства в экономику путем преобразования государственной собственности в негосударственную и коммерциализации деятельности государственных предприятий.
Разгосударствление  охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, связанный с демократизацией  хозяйственной жизни на основе преодоления диктата государства, безальтернативного государственного найма работников, государственного нормирования заработной платы и административно-ведомственного управления; замены административно организованных хозяйственных связей рыночными отношениями; освобождение предприятий от прямой и непосредственной административной опеки; борьбы с монополизмом, развития конкуренции и предпринимательства.
Основные пути разгосударствления, приватизация и коммерциализация государственных предприятий.
Приватизация — трансформация какой-либо формы собственности в частную, процесс перехода в частную собственность объектов государственной" смешанной или коллективной собственности.
Приватизация  как форма разгосударствления отображает процесс коренной трансформации отношений собственности с целью формирования частного сектора как предпосылки повышения социально-экономической эффективности хозяйствования и улучшения общественного благосостояния на основе становления и утверждения рыночных отношений, предпринимательской среды, конкуренции.
В конце 1991 г. Верховным Советом Украины  была утверждена "Концепция разгосударствления и приватизации имущества государственных  предприятий, жилищного фонда и  земли". В марте 1992 г. были приняты  основные приватизационные законы: "О приватизации имущества государственных предприятий", "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизационных бумагах". В июне 1992 г. парламент утвердил первую государственную программу приватизации, положив начало легитимному процессу трансформации отношений собственности в Украине.
Согласно  Закону Украины "О приватизации имущества  государственных предприятий" все  предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на группы А (объекты  малой приватизации), Б, В, Г, Д, Е (объекты большой приватизации) и Ж (объекты сферы социально-культурных услуг). Приватизация этих объектов осуществлялась на основе соответствующих законов.
Способы приватизации в Украине:
— преобразование государственных предприятий в  акционерные или другие хозяйственные общества;
— бесплатная передача и продажа акций открытых акционерных обществ;
— выкуп  по альтернативным планам приватизации;
— выкуп  государственных предприятий, сданных  в аренду с выкупом;
— выкуп  имущества государственных предприятий  членами трудового коллектива;
— продажа  государственных предприятий по конкурсу или на аукционе.
Этапы реформирования собственности в Украине
I. Начальный  этап приватизации (1992—1994 гг.).
II. Массовая  приватизация (1995—1998 гг.),
III. Индивидуальная  денежная приватизация (1999— 2002 гг.).
IV. Заключительный  этап приватизации (с 2003 г.).
Основными технологическими особенностями приватизационного процесса на начальном этапе трансформационных преобразований в Украине были следующие:
— население  принимало участие в приватизации посредством механизма применения безвозмездно полученных "приватизационных денег" ограниченного обращения — именных приватизационных сертификатов;
— с  целью инициирования приватизационного  процесса работники больших предприятий, прежде всего их руководители, получили значительные льготы в приобретении акций этих предприятий;
— работникам малых предприятий создавались  возможности выкупа этих предприятий  по остаточной проиндексированной стоимости, в основном посредством механизма  аренды с выкупом.
На сегодняшний день массовая приватизация в Украине обеспечила устранение государственной монополии на средства и результаты производства, становление прослойки индивидуальных и ассоциированных частных собственников и формирование негосударственного сектора в качестве основы развития рыночных отношений. На начало 2006 г. в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины составляли:
— объекты  частной собственности — 78,3 %;
— объекты  государственной и государственно-корпоративной  собственности — 4,1 %;
— объекты  коммунальной и коммунально-корпоративной  собственности — 7,4 %.
Вместе с тем опыт сертификатной приватизации в Украине подтверждает, что официальное изменение титулов собственности само по себе не гарантирует появления реальных собственников с рыночным поведением и предпринимательским типом мышления. На практике бесплатная приватизация трансформировалась в бюрократически-номенклатурную, которая:
— стала  формой создания акционерных обществ  на базе существующих структур государственной собственности, находящихся под контролем администрации предприятий и государственного аппарата управления;
— привела  к постепенному сосредоточению средств  производства и крупных пакетов  акций высокорентабельных предприятий  в руках номенклатурных сил и теневых структур;
— не решила проблем структурной перестройки  производства, создания благоприятного инвестиционного и инновационного климата, качественных изменений в  механизмах государственного регулирования  экономики;
— не обеспечила создания развитых конкурентных рынков товаров, труда, капитала и т. п.
Кроме того, ход приватизационного процесса в Украине был осложнен неэффективной государственной политикой:
— отсутствием  четко определенной стратегии реформирования отношений собственности;
— игнорированием межотраслевых связей в экономике;
— неразвитостью  институционных механизмов рыночного  регулирования;
— отсутствием  реального противодействия распространению  теневой приватизации;
— недостаточной  прозрачностью принятия решений  относительно приватизации, в частности стратегических предприятий и предприятий-монополистов, составляющих основу экономического развития и национальной безопасности государства;
— политическими  спекуляциями вокруг вероятной реприватизации или национализации государственного имущества и т. п.
Современный этап трансформации отношений собственности в Украине связан с решением ряда дискуссионных вопросов, в т. ч.:
— легитимации  приватизации путем признания незыблемости сформированных прав собственности;
— ревизии  приватизации путем реприватизации (изъятие собственности через суды со следующей продажей на транспарантных аукционах и конкурсах) или доплаты за предприятия путем заключения мировых соглашений между правительством и нынешними собственниками.
В Послании Президента Украины к Верховному Совету Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году" отмечается, что экономическая стратегия государства в сфере усовершенствования отношений собственности должна объединять задачи укрепления национального частного капитала, повышения эффективности управления государственным сектором экономики., усовершенствования корпоративного управления, создания институциональных механизмов обеспечения функционирования разных форм собственности и хозяйствования и определения их оптимального соотношения"
Дальнейшее  усовершенствование процессов трансформации  отношений собственности предусматривает  следующее:
— усиление инвестиционной направленности приватизации, привлечение стратегических отечественных  и зарубежных инвесторов;
— усовершенствование законодательства в сфере приватизации, его гармонизацию с другими сферами правового регулирования экономической деятельности;
— согласование приватизационных процессов с программами  реформирования отдельных областей и сфер деятельности;
— формирование дееспособного корпоративного сектора и интегрированных корпоративных структур;
— приостановление  дальнейшей олигархизации общества, обеспечение реального участия  миноритарных совладельцев в управлении и распределении доходов;
— усовершенствование предприватизационной подготовки и  информационно-маркетинговой деятельности на всех этапах приватизации;
— обеспечение  транспарентности (прозрачности) процесса приватизации и спецификации прав собственности. 

3. Сущность и основные пути структурной перестройки экономики 

     Основа  стратегии и тактики экономического роста национальной экономики —  ориентация структурных трансформаций  на развитие эффективного и конкурентоспособного хозяйства постиндустриального  типа.
Структурная перестройка экономики Украины — процесс формирования оптимального состава хозяйства, адекватного социально ориентированной рыночной системе постиндустриального типа и стратегическим национальным интересам страны.
За первое десятилетие независимости Украины  произошли следующие положительные структурные сдвиги:
— расширение сферы действия рыночных отношений;
— уменьшение уровня монополизации экономики;
— становление  конкурентной среды;
— укрепление негосударственного сектора.
Вместе  с тем устранение государства  от роли ведущего субъекта структурных сдвигов и защиты национальных интересов, рост влияния олигархических формирований, сросшихся с государственным аппаратом, усиление роли экзогенных факторов экономического роста вызвали существенные структурные деформации трансформационной экономики Украины (рис. 20.4).
Основными задачами структурной перестройки экономики на современной технологической и ресурсной базе являются следующие:
— концентрация ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития с  учетом национальной специфики;
— укрепление технологических сравнительных  преимуществ отечественных товаропроизводителей относительно зарубежных конкурентов;
— развитие наукоемких производств;
— уменьшение зависимости национальной экономики  от импорта товаров и ресурсов;
— увеличение удельного веса ресурсосберегающих производств;
— дальнейшее развитие отраслей "высоких технологий";
— повышение  уровня внутренней сбалансированности экономики;
— создание развитого потребительского сектора  экономики и сферы услуг.
Ведущей составляющей структурной политики является инвестиционная политика, направленная на обеспечение условий для накопления критической массы инвестиционных ресурсов, регулирование структурно-количественных параметров экономического роста, формирование нового экологобезопасного социально ориентированного инновационного типа расширенного воспроизводства (рис. 20.5).
Переход к постиндустриальному информационному  обществу возможен лишь при условии  активного внедрения долгосрочной комплексной стратегии экономического развития, приоритеты и механизмы реализации которой находят свое воплощение в инновационной политике, направленной на технологическое лидерство (рис. 20.6). Вместе с тем отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на существование весомых системных препятствий формированию инновационной модели развития Украины, в том числе:
— недостаточное  финансирование научных исследований, внедрения инновационных разработок;
— несовершенство нормативно-правовой системы регулирования  и стимулирования инновационной деятельности;
— несоответствие корпоративной структуры, формирующейся  в Украине, основным требованиям  инновационного развития;
— отсутствие действенной системы приоритетов  развития научно-технологической сферы;
— медленное  формирование современного и масштабного рынка инновационной продукции;
— неготовность аппарата государственного управления к предметной деятельности, направленной на инновационное развитие общества.
Безальтерпативиость инновационной парадигмы структурной перестройки отечественной экономики обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности Украины в глобальной среде путем преодоления ресурсных ограничений и сырьевой направленности хозяйства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.